Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут указывать на снижение интереса к происходящим 8 страница



Вследствие этого, при анализе дополнительных шкал и сочетаний шкал полезно оценить, насколько адаптивным является поведение человека в настоящий момент (высокие показатели по шкалам циклотимии, эмотивности, пониженный или средний показатель дистимии) или, напротив, в поведении или отношении к ситуации проявляется ригидность, стереотипность поведения, реализация деструктивного сценария.

При данном сочетании необходимо прояснить, какое именно негативное состояние присутствует у человека — собственно тревога (с необходимостью повышаются гипертимность, эмотивность) или депрессия («что воля, что неволя — все равно, все равно...») — график снижен, повышается дистимия.

b) Высокое застревание при низкой тревожности может рассматриваться как указание на отказ человека устанавливать контакт с прошлым травматическим опытом, «страусиная политика» — если я не буду думать о плохом, оно не наступит...

c) Низкое застревание при высокой тревожности отмечается в графиках людей, которые:

1. расценивают неблагоприятные аспекты настоящей ситуации как временные, случайные, преодолимые, «нетипичные» для их жизни;

2. переживают потерю или расставание со значимым объектом (уход с работы, разрыв в семье);

184

3. находятся в депрессивном состоянии, подавлены, встают перед вопросом «бессмысленности», проявлениями экзистенциальной тревоги. Для того, чтобы сделать именно этот вывод, необходимо учитывать показатель по шкале циклотимии — в двух описанных ранее случаях он достаточно высокий, а в последнем — низкий, наравне со шкалами возбудимости и экзальтации.

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут свидетельствовать о восприятии мира как беспроблемного, безопасного, или игнорировании негативных событий, «лавирование» и избегание ситуаций, в которых пришлось бы столкнуться с болью, страданием (как собственным, так и другого человека). В субъективном самоотчете человек может рассказать о своем нежелании «посещать больницы», о том, что «смотреть передачи о инвалидах или людях, страдающих ВИЧ, невыносимо», о нарастании сильного беспокойства и дискомфорта перед лицом трудностей. В этом случае необходимо будет подчеркнуть невротизацию (при любом, особенно экстремально-заниженном показателе тревоги), игнорирование или обесценивание проблемных ситуаций. Человек, в профиле которого встречается данное сочетание, может проявлять активную агрессию и отторжение в ситуации запрашивания у него поддержки, при дополнительном снижении по шкале эмотивности у человека может быть крайне ограничена способность к эмпатии.

Застревание – Педантичность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам указывают на то, что педантичность (точность, повышенный контроль, соблюдение формальных требований) может рассматриваться человеком как способ преодоления проблемной ситуации.

В случае, если дополнительно повышены шкалы гипертимности, циклотимии, эмотивности, график следует рассматривать как высоко-ресурсный, благоприятный при приеме на ответственную и даже творческую работу.

Однако, если наблюдается снижение гипертимности, эмотивности и циклотимии на фоне роста дистимности, важно подчеркнуть, что человек неадекватно распоряжается своими ресурсами, его усилия направлены в сторону от направления решения проблемы.

b) Высокое застревание при низкой педантичности — при анализе графика, в котором присутствует данное сочетание шкал, можно отметить высокую вероятность сконцентрированности интересов человека в сфере интимно-личностных отношений — это может быть беспокойство из-за болезни члена семьи, поведения ребенка (при дополнительном повышении тревожности), переживание влюбленности (при понижении тревоги, росте экзальтации) и т. п. — на фоне потери или несформированности интереса к работе, в области профессионального или карьерного роста.

В случае, если присутствует дополнительное повышение по шкале дистимии, в субъективном самоотчете может присутствовать жалоба, нарастание беспокойства по поводу того, что «все валится из рук», «разваливается на глазах». Человек находится в страдательной позиции, испытывает беспомощность, ужасается собственной пассивности. В этой ситуации запрос к консультанту может быть одновременно и крайне искренним («мне страшно!»), и крайне нереалистичным («пусть все снова станет, как было...»).

c) Низкое застревание при высокой педантичности указывает на высокую мотивированность, гибкость, хотя и не всегда присуще адаптивному поведению.

d) Одновременно низкие показатели по данным шкалам могут указывать на отсутствие собственной сферы ответственности, восприятие себя в лучшем случае как покорного, но не заинтересованного исполнителя.

Данное сочетание шкал может встретиться в графике человека, который воспринимает свою работу или учебу как нечто, что совершается им «из-под палки», не принимает решений в семье, избегает принятия ответственности на себя. Сфера интересов человека часто лежит в стороне от той деятельности, которая формально является ведущей в данный период его жизни.

Застревание – Демонстративность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам указывают на наличие ригидной, деструктивной роли. Содержание роли не может быть оценено только по этому сочетанию, — необходим анализ других шкал графика, чтобы построить адекватную интерпретативную гипотезу.

b) Высокое застревание при низкой демонстративности может указывать на резкое, контрастное деление в субъективном представлении о мире на «важное» и «не важное» — причем мнение о себе со стороны большинства окружающих представляется именно «не важным».

Возможно ролевое поведение (особенно при росте по шкале застревания, снижении циклотимии), соответствующее «странному» человеку, изгою, вплоть до бравирования собственной инаковостью, отчужденностью.

Другим аспектом интерпретации должно стать построение гипотезы об области значимого в жизни человека:

1. интимно-личностная сфера: может проявиться стремление к «идеальным» взаимоотношениям, пониманию без слов. Возможно ожидание некого чуда, которое откроет

всем (или только ему/ей) глаза, романтизация избранника (при повышении экзальтированности).

При сохранной (не-низкой) эмотивности и циклотимии следует предполагать более адаптивный вариант развития отношений, которые, тем не менее, идеализируются и противопоставляются «общепринятым», формальным.

2. «свое Дело»: человек поглощен творением, он ощущает себя не просто работником, но созидателем (или разрушителем, при росте неуравновешенности), уверен в собственном выборе пути, что бы не говорили об этом люди.

«Ты царь — живи один...
И пусть толпа тебя хулит
И в детской резвости колеблет твой треножник.»

c) Низкое застревание при высокой демонстративности может быть проинтерпретировано прежде всего как коммуникативная направленность, стремление произвести впечатление, значимость оценок окружающих для человека.

Снижение по шкале застревания снижает и вероятность интерпретации демонстративности как устойчивой роли (если только сама роль не включает элементы «анти-ригидности» — непоседливости, возбудимости). В остальном информативность сочетания невысока, и необходим анализ других шкал графика, чтобы построить адекватную интерпретативную гипотезу.

d) Одновременно низкие показатели по данным шкалам — это сочетание, которое достаточно трудно для интерпретации, и поэтому по возможности его не следует рассматривать в качестве центральной оси.

Необходим анализ других шкал графика, чтобы построить адекватную интерпретативную гипотезу.

Неуравновешенность – Эмотивность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам могут указывать на то, что человек воспринимает происходящее вокруг него как угрожающее, разрушительное, и стремится активно — по мере сил — противодействовать этому разрушению.

«Осторожные зрители молча кутались в шубы,
И какая-то женщина с искаженным лицом
Целовала убитого в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.»

Человек воспринимает ситуацию как противостояние огромной, безликой, монолитной, не- (или даже над-) человеческой силе — болезни, людской жестокости, стихии. В подобной ситуации даже те действия, которые в обыденной жизни являются социально-неприемлимыми, могут выглядеть не только как допустимые, оправданные, но и как единственно-возможные («цель оправдывает средства»).

b) Высокая неуравновешенность при низкой эмотивности может встречаться в графиках людей, для которых характерно проявление инструментальной жестокости.

При построении интерпретации важно отметить следующее:

— подчеркивается значимость достижения конкретного результата в противовес «сентиментальничанью» или «близорукости»;

— делается акцент на профессиональную сферу (чаще всего — хирургия, правоохранение, бизнес) — в противовес «непрофессиональным» рассуждениям или действиям;

— отрицается субъективная значимость ситуации, вытесняется травматический опыт в интимно-личностной сфере, в

близких отношениях — могут присутствовать защитные механизмы идентификации с агрессором, рационализации и т. п.

«Мой друг, прошу меня простить, я вел себя бестактно.
Я в долг хотел у вас просить, но не решался как-то.
Хотел просить наедине, мне на людях неловко.
Вот и пришлось устроить мне дебош и потасовку.»

c) Низкая неуравновешенность при высокой эмотивности может свидетельствовать о мягкости, эмпатичности, глубоком интересе, привязанности к другому человеку или — в более широком контексте — к сфере общения.

«Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!»

Данное сочетание часто встречается у людей гуманитарных профессий, занимающихся работой, связанной с общением, а так же у людей, которые в большей степени ориентированы на взаимодействие, чем на достижение профессионального успеха.

В конкурентных профессиях и сферах деятельности это сочетание не может рассматриваться как однозначно благоприятное — человек, в профиле которого оно наблюдается, может испытывать сильное беспокойство, а порой и острый стресс в ситуациях, когда он вынужден идти на открытый, острый конфликт, достаточно жестко отстаивать свое мнение.

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут указывать на то, что человек занимает в жизни позицию стороннего наблюдателя, не имеет ценностей, которые

потребовали бы от него вступать в борьбу, защищая то, во что человек верит.

«Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если, руки сложа, наблюдал свысока
И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом —
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем...»

Неуравновешенность – Экзальтированность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам могут наблюдаться в графике человека, для которого характерно объяснять свои поступки (или проступки) эмоциональным возбуждением, в котором он находился.

При построении интерпретации важно отметить следующие положения:

1. сниженный уровень основных навыков саморегуляции и самоконтроля;

2. возможное получение «индульгенции» на свои действия, искреннее или манипулятивное (важно учитывать показатель по шкале демонстративности, его экстремальность);

3. ощущение стихийности происходящего, сопричастности «силе выше человеческого разумения», сакральности творимого — эмоциональные реакции чрезвычайны по силе и слабо интегрированы в структуру личности («эффект толпы»).

b) Высокая неуравновешенность при низкой экзальтированности позволяет говорить о рассудочности, холодности, дистанцированности, которые могут проявиться в напряженной ситуации.

Для человека, в графике которого присутствует это сочетание шкал, может быть знакома ситуация, когда близкие упрекают его в черствости, безразличии, в то время как

субъективно в травматической ситуации или ситуации, требующей немедленных, экстремальных мер человек может как проявлять инструментальную жестокость, так и просто «цепенеть», диссоциироваться от собственного опыта.

c) Низкая неуравновешенность при высокой экзальтированности может указывать на стремление разделить свое переживание, открыть другому человеку глаза на удивительный мир, в котором мы живем.

«Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
о всех кораблях, ушедших в море,
о всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.»

Человек обладает высокой сензитивностью, экстравертированной направленностью.

Для более молодых людей информативность этого сочетания снижена; напротив, у людей более зрелого возраста при этом сочетании может проявиться стремление «научить видеть», интерес к работе с детьми в области эстетического или этического воспитания.

Человек отличается мягкостью, чуткостью (при одновременном повышении по шкале эмотивности), интересы, связанные с профессиональной карьерой, чаще всего не выражены.

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам указывает на то, что человек может стесняться открытых проявлений чувств, считать их «неприличными».

Неуравновешенность – Тревожность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам указывает на восприятие ситуации или даже мира в целом (при пониженной циклотимии, повышенном застревании) как опасного, враждебного, разрушительного.

В зависимости от того, насколько объективной или, напротив, иррациональной является такая картина, деятельность человека может быть высоко-эффективной или же крайне деструктивной, патологической.

От человека (согласно его субъективным представлениям) требуется напряжение всех его сил, использование всех доступных и даже недоступных средств.

«...Чтоб каждый убил хоть по дюжине фрицев,
А если кто больше фашистов загубит,
Никто с вас не спросит, никто не осудит!»

Для человека характерно снижение этических и альтруистических норм, даже при сохранной эмотивности — эмотивность может выразиться исключительно через сверх-ценностное отношение к какому-то одному объекту, человеку.

b) Высокая неуравновешенность при низкой тревожности может выразиться в ощущении безнаказанности, провоцирующем поведении.

Субъективно человек может строить различные объяснительные конструкты, оправдывающие его «право» — например, «право сильного».

«Жалко тренера, он тренер неплохой,
Ну и бог с ним.
Занимаюсь я теперь борьбой
И боксом.
Не имею я теперь на счет на свой
Сомнений —
Все вдруг стали вежливы со мной.
И тренер.»

В то же время, это сочетание может указывать и на аутодеструктивные тенденции, особенно ярко выражающиеся при разного рода зависимостях — от наркотической или алкогольной до зависимости от игры или же эмоциональной зависимости.

c) Низкая неуравновешенность при высокой тревожности может присутствовать у людей, которые испытывают сильный страх перед тем, что они могут вольно или невольно обидеть, причинить вред другому человеку.

Среди негативных сторон проявления этого сочетания шкал можно назвать

1. пассивность вплоть до эмоционального и даже физического ступора, который человек может переживать в напряженной ситуации;

2. чувство болезненной щепетильности, сверх-критичность (особенно при дополнительном росте педантичности);

3. переживание собственной беспомощности, страх перед проявлениями собственной активности, достижениями (из

описания клиентского случая: «Сын: «Я победил! Я пришел первым на соревнованиях!!» — Родитель: «А ты подумал о том, что почувствовал тот мальчик, который пришел вторым?!»)

Повышение эмотивности при данном сочетании шкал не дает достаточного ресурса, чтобы преодолеть эти негативные стороны, поскольку при родительском программировании именно эмотивность — способность к сопереживанию и сочувствию — оказывается в числе факторов-«триггеров» неблагополучия; с другой стороны, усиливается позитивный аспект в интерпретации циклотимии, экзальтированности, обеспечивающих способность более непосредственного контакта с собственными переживаниями, восприятие трудностей как ситуативных, преодолимых.

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам указывают на то, что ситуация представляется человеку в целом как благоприятная, не требующая привлечения дополнительных ресурсов для достижения цели.

У человека, в графике которого присутствует данное сочетание, может проявляться стремление избегать риска, вера в то, что все само устроится.

«Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете
И бесплатно покажет кино,
С днем рожденья поздравит, и, наверно, оставит
Мне в подарок пятьсот эскимо.»

Во многих вопросах — в том числе при выборе института, поступлении на работу или смене места работы — может проявиться конформность, подверженность влиянию других людей, их мнений и оценок, «послушность».

В большинстве случаев отмечается невысокий уровень притязаний, реже — неадекватно-завышенный, неустойчивый.

Неуравновешенность – Педантичность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам могут указывать на ложное осознание проблемы, попытку контролировать наиболее значимые события, изменения, которые происходят в жизни человека при использовании неадекватных, деструктивных средств. При данном сочетании возможен так же неадекватный выбор направления приложения сил, поскольку область, в которой находится значимая проблема, чрезвычайно болезненна и может подвергаться вытеснению и/или искажению.

При появлении в графике этого сочетания у человека резко осложняются проблемы в коммуникативной сфере, в семейных взаимоотношениях. Может отмечаться предъявление завышенных, безосновательных требований к окружающим и к самому себе, соответственно, — при снижении или росте дистимии; в последнем случае проблема может проявиться так же на соматическом уровне.

b) Высокая неуравновешенность при низкой педантичности может проявиться в необязательности, пренебрежительном отношении к договоренностям и социальным нормам («И так сойдет!»). При адекватной ситуативной тревоге реакция может быть панической, с элементами распада структуры действия.

c) Низкая неуравновешенность при высокой педантичности может указывать на то, что в стремлении контролировать происходящие события человек опирается прежде всего на собственные ресурсы, предъявляемые требования он предъявляет прежде всего самому себе.

При данном сочетании может проявиться интровертированность, отчужденность, в ряде случаев связанная с переживанием отверженности, ненужности.

В профессиональной сфере человек может проявить высокий уровень эффективности деятельности, но низкую способность к адаптации, особенно в области взаимодействия, которая может выступать в качестве постоянно-действующего стрессогенного фактора.

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам указывают на пренебрежительное отношение человека к профессиональной сфере, преуменьшение значения работы или учебы по сравнению со сферами общения или развлечений.

Это сочетание является распространенным у студентов, людей, занимающихся свободными и творческими профессиями (для этих категорий интерпретативность сочетания снижена), у людей, не имеющих и не ищущих работу.

Неуравновешенность – Демонстративность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам могут указывать на стремление произвести “ужасное” впечатление, сообщить о своей исключительности, экстремальности, или сообщить о проблеме.

«Зову мышей на бой —
Пусть встретятся со мной
Хоть миллион, хоть миллиард!
Я тигр, а не кот,
Во мне сейчас живет
Не Леопольд, а леопард!»

Несмотря на то, что повышение демонстративности в данном сочетании указывает на ролевой характер неуравновешенности, подчеркивает его игровой (а в ряде случаев — манипулятивный) характер, необходимо учитывать вероятность того, что роль окажется ригидной, слабо корректируемой

изнутри (особенно для подростков, у которых диапазон ролей относительно беден, а навыки рефлексии недостаточно сформированы) — в таком случае ресурсы контроля, представляемые демонстративностью, использованы быть не могут. С другой стороны, усиливается позитивный аспект в интерпретации циклотимии, экзальтированности, обеспечивающих способность более непосредственного контакта с собственными переживаниями, дифференциации собственных и ролевых диспозиций.

b) Высокая неуравновешенность при низкой демонстративности указывает на игнорирование мнений и пожеланий других людей, особенно когда они вступают в противоречие с собственными желаниями и целями.

В поведении может проявиться высокая степень доминантности, игнорирование социальных ожиданий.

Заинтересованность в общении относительно низкая, человек может испытывать удовольствие, отвергая предложенный стиль взаимодействия или вынуждая (в этом случае следует подчеркнуть “перевертыш”-демонстративность) партнеров разрывать отношения.

«А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется —и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.»

При данном сочетании шкал в интерпретации важно подчеркнуть элементы нонконформности, в профессиональном консультировании — активное неприятие корпоративных культурных норм.

c) Низкая неуравновешенность при высокой демонстративности может соответствовать роли «хорошего», «послушного», привлекательного партнера для общения, скорее исполнителя, чем лидера.

«Но что именно —право, не знаю...
Все советуют наперебой:
«Почитай,» — и я книжку читаю.
«Поиграй,» — и я с кошкой играю.
Сэр, возьмите Алису с собой!»

Сочетание имеет высокую нагруженность по социальной желательности, что снижает прогностическую валидность графика, в котором оно представлено — особенно в ситуациях приема на работу, оценки персонала и сотрудников и т. п.

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут указывать на снижение способности к конкурентному взаимодействию, невысокую коммуникативную компетентность.

«Его звали: «Эй, там!» или «Как тебя бишь!»
Отзываться он сразу привык
И на «Вот тебе на», и на «Вот тебе шиш»,
И на всякий внушительный крик.»

Эмотивность – Экзальтированность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам усиливают позитивные аспекты каждой из этих шкал.

Чувства человека сильны, глубоки и непосредственны.

«Положи этот камень на место,
В золотистую воду,
В ил, дремучий и вязкий, как тесто, —
Отпусти на свободу!

...Положи за волнистым порогом,
Среди рыб с плавниками, —
Будешь богом, сияющим богом
Хоть для этого камня.»

В поведении может проявляться спонтанность, искренность, глубокая заинтересованность в другом человеке, некоторая ребячливость. Интересы в профессиональной сфере выражены менее ярко, особенно если работа не связана непосредственно с общением.

Социальная желательность графика, в котором присутствует данное сочетание шкал, более выражена для женщин, чем для мужчин; для женщин прогностическая валидность интерпретации снижена.

b) Высокая эмотивность при низкой экзальтированности указывает на определенную интровертированность, стремление поддерживать устойчивый круг общения, избирательность в знакомствах, возможно — некоторые затруднения при установлении доверительных отношений.

Человек имеет достаточно устойчивые ценности, этические представления, может быть склонен к идеализации людей или отношений. Одной из важнейших ценностей, которые человек может назвать в своем самоотчете, является способность услышать другого, взаимопонимание.

c) Низкая эмотивность при высокой экзальтированности может проявляться в стремлении жить нынешним моментом, постичь всю полноту, красоту мира «здесь и сейчас».

Эмоциональные обязательства рассматриваются человеком как иррациональные, ограничивающие; в то же время может присутствовать стремление «никого не обидеть», конвенциальность.

Человек, в графике которого проявляется данное сочетание шкал, может обладать высокой спонтанностью, хорошей интуицией, эмпатией, художественным вкусом; однако у него будет слабо простроена система приоритетов, в своих мнениях и ценностных диспозициях (в отличие от области непосредственного переживания, впечатлений) он будет скорее конформен.

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут проявляться в различных сферах, оказывать влияние на различные аспекты интерпретации:

1. в поведении человека отражается определенная холодность, дистанцированность, отчужденность;

2. в ролевом взаимодействии поведение человека оценивается окружающими резко-негативно — человеку могут приписываться склонность к манипуляции, неискренность и т. п.;

3. человек проявляет интерес в большей степени к профессиональной сфере, чем к коммуникации — ценности могут быть связаны с профессиональным или карьерным ростом, уровень притязаний и интернальность в области успеха завышены;

4. в ряде случаев отмечалась повышенная социальная желательность данного сочетания для людей с подчеркнуто-мускулинным поведением, с проблемами, связанными с физической агрессией или отсутствием навыка адекватного социально-приемлемого выражения негативных переживаний;

5. вероятно наличие в прошлом человека опыта разрушительных близких отношений, потери доверия; собственный травматический опыт в области интимно-личностного общения отвергается, «контейнируется», нынешняя модель поведения рассматривается как более мудрая, успешная.

Эмотивность – Тревожность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам присутствуют в графике в одном из следующих случаев:

1. человек адекватно оценивает ситуацию как угрожающую, занимает субъективно-активную, деятельностную позицию (при понижении демонстративности и гипертимности это может быть деятельность переживания горя, проявляться вовне);

«Я стою спокойно перед строем.
Только добровольцы — шаг вперед.
Надо провести разведку боем.
Для чего — а кто там разберет.»

2. тревога связана с близким человеком, повод для этой тревоги чаще всего реален и конкретен (тяжелая болезнь, угроза жизни, тяжелая потеря), но может быть и иррациональным, невротическим, аутодеструктивным (дополнительное повышение по застреванию, экстремальное положение дистимности);

3. высокие показатели по этим шкалам не связаны на уровне интерпретации (при дополнительном повышении по шкале циклотимии, снижении педантичности) — беспокойство ситуативно, касается событий, происходящих вне области ведущей деятельности (чаще всего — общения) — “как всегда, неожиданно наступила сессия” и т. п.

b) Высокая эмотивность при низкой тревожности указывает прежде всего на, в целом, положительный фон настроения — человек принимает ситуацию такой, какая она есть.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.