Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут указывать на снижение интереса к происходящим 9 страница



«Я ребенком любил большие,
Медом пахнущие луга,
Перелески, травы сухие,
И меж трав бычачьи рога.

Каждый пыльный куст придорожный
мне кричал: «Я шучу с тобой,
Обойди меня осторожно
И узнаешь, кто я такой!»

При тревожности-перевертыше (вытесненной тревоге) возможно стремление разделить свое время с другими людьми, не оставаться в одиночестве.

c) Низкая эмотивность при высокой тревожности — данное сочетание проявляется в графике, как правило, при игнорировании личной ответственности за возникновение кризисной ситуации в жизни. Проблема воспринимается как внешняя, ситуативно-обусловленная.

Отрицается личностное значение происходящего, в случаях выраженной невротизации проявляется высокая экстернальность в области неуспеха, ощущение враждебности мира, фатализм.

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам указывают на высокую вероятность одновременного проявления в графике двумя показателей-«перевертышей».

В одном из субъективных самоотчетов человек, в графике которого присутствовало это сочетание шкал, описал свое состояние: «отрубленные лапы не болят.»

Уровень осознания проблематизации редко бывает настолько острым; чаще встречается полное отрицание значимых трудностей.

Человек может проявлять гиперкомпенсационную активность в работе, в установлении множества поверхностных связей, приятельских отношений. При росте показателя по шкале дистимии присутствует вероятность соматизации, «бегства и болезнь».

Эмотивность – Педантичность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам могут указывать на поведение человека, для которого дело, за которое он несет ответственность, имеет высокое личностное значение (мать, ухаживающая за маленьким ребенком, испытатель, реализующий свой проект).

Для построения интерпретативной гипотезы важно рассмотреть уровень циклотимии в данном графике — при повышенном или среднем значении поведение высоко-адаптивно, при снижении по этой шкале возможно ригидное, формальное выполнение действий, невротизация и навязчивые страхи в области значимой проблемы (при дополнительном повышении или экстремальных значениях тревоги и застревания).

b) Высокая эмотивность при низкой педантичности может указывать на приоритет личных отношений над деловыми и формальными, субъективизацию мнений и суждений.

Интерес к профессиональной деятельности выражен слабо (за исключением тех случаев, когда сфера деятельности связана с общением, дает возможность реализовать свое стремление к гармонизации мира, опеке). Большую ценность могут иметь семейные отношения, или увлечения философией, мистикой, при дополнительном повышении экзальтации — искусством.

c) Низкая эмотивность при высокой педантичности можем указывать на демонстрируемое предпочтение профессиональной сферы сфере общения.

Данное сочетание может указывать на высокую вероятность невротизации у человека, график которого анализируется. Адекватной будет гипотеза о вытеснении травматического опыта, связанного с построением близких отношений, диссоциированности от своих непосредственных эмоциональных оценок происходящего (даже усиление по шкале экзальтации не будет способствовать ослаблению этой интерпретативной гипотезы — при этом важно будет подчеркнуть актуальную возможность взрывчатого «отреагирования», «acting out», при избегании реального «проживания» своих чувств.)

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам указывают на пассивность человека в ситуациях, когда необходимо принять на себя ответственность.

В субъективном отчете человек, в профиле которого встречается данное сочетание шкал, может говорить о разочаровании, горечи, переживании бесцельности существования, или напротив, подчеркивать свою «умудренность», демонстрировать циничную позицию по отношению к тем, кто пытается вовлечь его в некоторую деятельность, «достучаться». При дополнительном повышении неуравновешенности и/или экстремальном положении демонстративности возможно проявление агрессии, выраженная манипулятивность и провокативность поведения, при повышении экзальтации и тревоги — жалоба.

«Офицеры бродят, презрев устав,
в галифе и кителях разной масти.
Рядовые в кустах на сухих местах
Предаются друг с другом постыдной страсти,

и краснеет, спуская пунцовый стяг,
наш сержант-холостяк.»

Эмотивность – Демонстративность

a) Одновременно высокие показатели по данным шкалам могут свидетельствовать об экстравертированной направленности деятельности человека, «выученной экстраверсии» (при дополнительном снижении по шкале экзальтации). Человек умеет убеждать, заставлять слушать себя.

С другой стороны, необходимо учитывать тот факт, что данное сочетание обладает повышенной социальной желательностью, и может означать в графике всего лишь стремление произвести определенное впечатление — «посмотрите, как я... чувствителен, мягок, преисполнен симпатии к вам, люди!»

b) Высокая эмотивность при низкой демонстративности указывает на то, что во взаимоотношениях с людьми человек в большей степени будет ориентироваться на внутренние ценности, этические или эстетические критерии,

«Кто знает, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда, —
Как одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда!»

чем на формальные социальные нормы.

Часто данное сочетание позволяет говорить об интровертированности, замкнутости (или тенденции замыкаться в себе) человека, в графике которого сочетание проявилось.

Даже если человек активно взаимодействует с другими людьми, любит общение, для него будет характерно некоторое

снижение коммуникативных навыков, которое может субъективно интерпретироваться скорее как достоинство — способность «быть самим собой», избирательность в общении, нонконформность, — «пускай эти плуты плутуют без нас...»

c) Низкая эмотивность при высокой демонстративности — это сочетание, при появлении которого в графике необходимо учитывать следующие аспекты интерпретации:

1. человек стремится произвести на окружающих впечатление уравновешенности, деловитости; в зависимости от взаимного положения показателей по шкалам застревания и циклотимии это стремление может быть ситуативным, соотнесенным с проведением тестирования, или характеризовать ригидную роль-маску, имитирующую «неуязвимость» в действительно значимых, проблемных ситуациях. В одной из консультаций отец подростка-наркомана говорил, что убежден, что, если он покажет свое беспокойство и страх сыну, то потеряет в его глазах авторитет, будет выглядеть «наседкой», и тогда мальчик не будет прислушиваться к его словам и запретам.

207

2. роль человека (при дополнительном снижении по шкале экзальтированности) выглядит неестественной, наигранной. Во взаимоотношениях с другими людьми человек имеет деструктивный опыт, связанный с непониманием, отвержением. Вне зависимости, насколько искренним является переживание человека, оно может восприниматься как элемент манипуляции (этот аспект особенно важно отслеживать во взаимоотношениях с клиентом в режиме консультации или терапии, при проявлении соответствующего переноса).

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут присутствовать в графике человека, испытывающего раздражение и неуверенность в ситуациях общения, взаимодействия.

В субъективном самоотчете человек может говорить о своем утомлении или даже негодовании по поводу попыток окружающих «вовлечь его в свои игры», «бить на жалость», «использовать». 208

Экзальтированность – Тревожность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам указывает на сильное, вплоть до экстатического, негативное эмоциональное переживание. При дополнительном повышении по шкале застревания и снижении по шкале гипертимности возможной интерпретативной гипотезой является трагическое, романтическое или сентиментальное мироощущение, которое человек стремится выразить в жалобе или творческом произведении.

Творческий потенциал этого сочетания достаточно велик; он может проявиться в поэтическом и художественном образе (при росте по шкале демонстративности), а может — в необыкновенно остром контакте, опьяненности собственными чувствами и переживаниями, способности по-новому увидеть мир и свое место в этом мире.

«В ночи свирель. Пастух ли взял от скуки —
Не все ль равно. Из тьмы
Возникли, ничего не знача, звуки.
Как жизнь. Как мы.
...Не вспомнить ни конца и не начала
Ее несвязных нот,
А мне уж горько, что она звучала
И что замрет.»

При дополнительном росте дистимии, циклотимии, застревания, экстремальных значениях гипертимности, эмотивности, интерпретация рассматриваемого сочетания должна учитывать высокую вероятность эмоционального срыва, истощения, неконтролируемого истерического состояния. В субъективном самоотчете присутствует выраженная жалоба, хотя эта жалоба может не иметь конкретного адресата, быть обращением к высшим силам, судьбе, к Богу.

b) Высокая экзальтированность при низкой тревожности указывает на положительный, даже приподнятый фон настроения, радостное ожидание чуда, которое уже пришло в мир, ждет только в нескольких шагах — ждет узнавания, принятия.

«Весна идет! весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
она нас выслала вперед!»

При экстремально-заниженных показателях и тревоги, и эмотивности, и росте застревания, а возможно и демонстративности, может присутствовать стремление уйти в непосредственные, сиюминутные переживания, заслонить ими переживания вытесняемые, травматические.

c) Низкая экзальтированность при высокой тревожности может проявиться в графике вследствие неспособности к спонтанному выражению негативных переживаний или субъективного запрета на такое выражение.

«Ты одессит, Мишка, а это значит
Что не страшны тебе ни горе, ни беда,
Ведь ты моряк, Мишка, — моряк не плачет,
И не теряет бодрость духа никогда.»

При построении интерпретации важно подчеркнуть сильную, деятельную, мускулинную позицию в опасной, враждебной или разрушительной ситуации (при дополнительном повышении по шкалам гипертимности и эмотивности)

или, напротив, позицию страдательную, депрессивную (при повышении по шкале дистимности, снижении показателей по гипертимности, возбудимости, эмотивности).

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам указывают на стремление к покою, умиротворенное состояние или примиренность с собой.

Экзальтированность – Педантичность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам — редкое, сложное для интерпретации сочетание. Следует с осторожностью относится к возможности выбрать именно это сочетание шкал в качестве основной оси интерпретации.

Если в графике присутствуют указание на острую проблему (чаще неосознаваемую, вытесняемую) — при экстремальных показателях по шкалам эмотивности и тревожности — или физическое страдание — при резком росте дистимии — сочетание высоких показателей по экзальтированности и тревожности может указывать на невротизацию, связанную, с одной стороны, с напряжением всех сил ради сохранения контроля над ситуацией, и, с другой стороны, с реальным ослаблением или даже потерей контроля уже и над собственным эмоциональным состоянием.

В случае, если реальных указаний на невротизацию в графике нет, это сочетание лучше оставить для последующего анализа, возможно, рассмотреть составляющие его шкалы в иных сочетаниях — т. е. как независимые друг от друга, ситуативные.

b) Высокая экзальтированность при низкой педантичности усиливает инфантилизм, оторванность интересов человека от реального мира.

В значительном ряде случаев отмечалось богатство фантазий, образность, художественность речи.

c) Низкая экзальтированность при высокой педантичности — при этом сочетании могут проявляться страхи, связанные с негативной социальной оценкой, страх отвержения, одиночества, снижение спонтанности.

Человек может избегать рискующего поведения быть замкнутым, в восприятии окружающих — «черствым». 212

d) Одновременно низкие показатели по шкалам — это сочетание, которое достаточно трудно для интерпретации, и поэтому по возможности его не следует рассматривать в качестве центральной оси.

Необходим анализ других шкал графика, чтобы построить адекватную интерпретативную гипотезу.

Экзальтированность – Демонстративность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам шкалам характеризуют человека как артистичного, успешного во взаимодействии, спонтанного, склонного к игре:

«О наслажденье — скользить по краю!
Замрите, ангелы, смотрите: я играю!
Моих грехов разбор оставьте до поры —
Вы оцените красоту игры!»

В поведении может быть заложен значительный элемент манипулятивности; в ролевом взаимодействии презентируется открытость, «естественность» порывов.

b) Высокая экзальтированность при низкой демонстративности — сочетание может соответствовать ребячливому, наивному поведению.

В ряде случаев отмечался элемент провокативности поведения (особенно при семейном проецировании роли «вечного ребенка», сценарном программировании).

c) Низкая экзальтированность при высокой демонстративности — это сочетание, при появлении которого в графике необходимо учитывать следующие аспекты интерпретации:

1. человек стремится произвести на окружающих впечатление «взрослости», осмотрительности; в зависимости от взаимного положения показателей по шкалам застревания и циклотимии это стремление может быть ситуативным, соотнесенным с проведением тестирования, или характеризовать ригидную роль-маску, имитирующую исключительную взвешенность и осторожность в суждениях.

2. роль человека (при дополнительном снижении по шкале экзальтированности) выглядит неестественной, наигранной. Во взаимоотношениях с другими людьми человек имеет деструктивный опыт, связанный с непониманием, отвержением. Вне зависимости, насколько искренним является переживание человека, оно может восприниматься как элемент манипуляции (этот аспект особенно важно отслеживать во взаимоотношениях с клиентом в режиме консультации или терапии, при проявлении соответствующего переноса).

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут указывать на отсутствие навыков выражения чувств, эмоциональную «немоту».

В восприятии людей человек может представать холодным, бесчувственным или бестактным; в субъективном самоотчете будет присутствовать тема отвержения, непонимания («за что меня так?»), или тема собственной «инаковости», порой, компенсаторно, — исключительности, избранности.

«К тому, кто постучится в эти двери
Как вестник, не испытывай доверья,
И, будь он даже мной, не открывай:
Мне гордости моей высокомерье
Стучаться не позволит даже в рай.

Но если в час нечаянной тревоги
Подумаешь, что кто-то на пороге
Не смеет постучаться и молчит, —
То вестник мой, что медлит и поныне,
И сам я, и печаль моей гордыни.
Открой тому, кто в дверь не постучит!»

При достаточно высокой (сохранной) эмотивности может присутствовать стремление к установлению ограниченного числа глубоких контактов, высокая степень принимаемой интровертированности.

Тревожность – Педантичность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам могут указывать на необходимость построения на начальном этапе альтернативных интерпретативных гипотез, каждая из которых нуждается в дополнительной проверке:

1. человек стремится добиться трудно достижимой, но высокозначимой цели. В графике дополнительно повышены гипертимность, эмотивность, возможно — циклотимия, застревание.

Педантичность используется в качестве ресурса, усиливает концентрацию, личную ответственность за достижение результата;

2. проявления педантичности иррациональны; повышенная тревога свидетельствует об экзистенциальном страхе (одиночества, смерти), возможно — о реактивном комплексе. В графике дополнительно повышены застревание, дистимность, снижены эмотивность и, возможно, демонстративность.

b) Высокая тревожность при низкой педантичности может указывать на мало-адаптивное реагирование в ситуации, паническое или депрессивное состояние.

Важным аспектом интерпретации может выступать снижение уровня интернальности в области значимой проблемы, подчеркивание того, что неблагоприятная ситуация сложилась в результате случайности, ошибки, по чьей-то злой воле.

c) Низкая тревожность при высокой педантичности — это сочетание, которое достаточно трудно для интерпретации, и поэтому по возможности его не следует рассматривать в качестве центральной оси.

Необходим анализ других шкал графика, чтобы построить адекватную интерпретативную гипотезу.

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут указывать на ролевую или ситуативную позицию «свободы от ответственности», ощущение безопасности, безнаказанности или полное отсутствие интереса к собственной деятельности, восприятие себя как пассивного, ничего не решающего, неспособного ни на что оказать влияние человека.

Для молодых людей это сочетание имеет сниженную информативность, оно достаточно распространено в профилях студентов.

Для людей более зрелого возраста это сочетание может указывать на высокое сопротивление, пассивную агрессию (в том числе при анализе производственных отношений), восприятие значимых, близких людей, коллег как доминирующих, контролирующих, негативно настроенных.

218

Тревожность – Демонстративность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам могут указывать на попытку выразить негативное состояние, привлечь к нему внимание, обратиться за помощью.

При дополнительном снижении по шкале эмотивности весьма вероятно использование манипуляций, попытка решить собственную проблему с привлечением ресурсов окружающих людей.

b) Высокая тревожность при низкой демонстративности может интерпретироваться двояко: с одной стороны, это сочетание может указывать на стремление «перетерпеть», решить собственные проблемы в одиночку, собственными силами

«У лошади была грудная жаба,
Но лошадь, как известно, не овца,
И лошадь на парады выезжала,
А маршалу про жабу ни словца»;

с другой стороны, при этом же сочетании может отмечаться деструкция социальных навыков (особенно при нарастании дистимии, неуравновешенности) — человек ощущает себя «на грани срыва», а возможно — уже срывается на своих близких, коллег. Контроль из ролевой позиции за манифестациями негативных чувств резко снижен, высоко вероятны проявления агрессии и аутоагрессии.

c) Низкая тревожность при высокой демонстративности — сочетание, высоко нагруженное по социальной желательности. Прогностическая валидность сочетания относительно невысока.

Человек стремится показать свою успешность, отсутствие значимых проблем, оптимистичность, позитивную и доминантную позицию во взаимодействии с людьми.

Ярко выражена ролевая позиция, коммуникативная направленность, стремление произвести соответствующее впечатление.

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам — это сочетание, которое достаточно трудно для интерпретации, и поэтому по возможности его не следует рассматривать в качестве центральной оси.

Необходим анализ других шкал графика, чтобы построить адекватную интерпретативную гипотезу.

Допустимо отметить отсутствие беспокойства по поводу того, как человек будет выглядеть в глазах окружающих, но не прояснить причины такого безразличия.

Педантичность – Демонстративность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам могут указывать на стремление произвести на окружающих впечатление большей значимости, профессиональности, ответственности, создать благоприятное впечатление по поводу собственной компетентности.

Сочетание имеет повышенную социальную желательность в ситуациях, связанных с приемом на работу и кадровым консалтингом, и в этих ситуациях его прогностическая валидность снижена.

b) Высокая педантичность при низкой демонстративности может указывать на относительно слабо развитые или разрушенные коммуникативные навыки, на неспособность получить помощь от близких в травмирующей ситуации, а порой и самому себе ответить на вопрос о смысле (при дополнительном повышении застревания) навязчивых действий.

c) Низкая педантичность при высокой демонстративности — сочетание, которое может проявиться в браваде, бесшабашности, рискующем поведении.

«Он с собою взял в плаванье карту морей,
На которой земли — не следа,
И команда, с восторгом склонившись над ней,
Дружным хором воскликнула: «Да!»

...

На обыденных картах — слова, острова,
Все сплелось, перепуталось, — жуть!
А на нашей, как в море, одна синева,
Вот так карта — приятно взглянуть!»

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам может указывать на невнимательность в отношениях с близкими людьми, игнорирование социальных ожиданий.

При этом сочетании можно предполагать поглощенность каким-то делом, депрессивное состояние, а возможно — далее браваду собственной необязательностью, неточностью.

АНАЛИЗ СЛУЧАЕВ

Инга Л., 14 лет, повторное тестирование 17 лет

Диагностика проводится при первичном приеме у психолога-консультанта. Причина обращения — конфликт с классным руководителем.

Инга — удивительно красивая девочка, с тонкими чертами и удивительными иконописными глазами. Ее одежда скорее строгая, чем молодежная. При этом ее жесты несколько дерганные, а голос звучит довольно резко, она поджимает губы, как старушка, но лишь на мгновение — не хочет, чтобы возникли морщинки. Она ходила на консультации к психологу с перерывами более трех лет, но самый первый пропуск консультации запомнился мне ярче всего — «Извините. Я не смогу прийти в то время, в которое вы назначили, а доставлять вам беспокойство и просить о переносе не хочу — вам и так мало платят. Мы с мамой идем к врачу... Мне будут удалять зубы мудрости. Мама говорит, что если этого не сделать, у меня испортится овал лица.»

Девочка ходила к школьному психологу, чтобы «поговорить с кем-нибудь умным, а то весь день в школе как потерян». Глупыми Инга считает и педагогов, и — тем более — учеников.

Она глотает книги по философии и юриспруденции, говорит, занимается языками и стрельбой, говорит, что хочет понять — кем ей быть — киллером или юристом. Постепенно склоняется в сторону юриста.

Психология ее не прельщает, она не заблуждается в том, что не умеет дружить и слушать и слышать людей — «они все 222

неинтересные... Как у вас терпения хватает выслушивать всех этих дураков. Я тоже, наверное, кажусь вам глупой...»

О тестировании Инга попросила сама — «чтобы посмотреть, что обо мне можно понять». Результаты первого теста (на момент тестирования Инга посещала психолога около полугода, ей было 14 лет) представлены здесь:

График не имеет выраженных особенностей формы, средняя линия находится на уровне 12. На первый взгляд, мы можем видеть яркое сочетание Гипертимности и Неуравновешенности, при пониженных значениях Эмотивности и Дистимности (то есть практически при отсутствии сдерживающих агрессивное и асоциальное поведение внутренних или внешних причин).

Высокий показатель по Демонстративности, при значительно заниженных показателях эмотивности и экзальтированности, указывает на проблемы в сфере общения. На то, что Ингу могут отвергать, отталкивать, ложно интерпретировать ее поведение, а так же и на наличие ригидных, косных ролей.

То, что эти роли могут содержать агрессивный компонент, не вызывает сомнений.

Одним из наиболее интересных показателей в данном графике является средний (адекватный!) уровень Тревожности, 223

в то время как для слабо-адаптивного графика можно было бы ожидать экстремально-низкого уровня тревожности («У меня все в порядке!») или, напротив, повышенного уровня («Все плохо, все против меня»).

Можно предположить, что Тревожность в данном графике содержит указание на живой, сохранный, критичный взгляд на ситуацию, возможно, преображенный (повышенная Педантичность) и рационализированный, возможно, лежащий в основе невротической ритуализированной структуры деятельности, но все равно — отражающей внутренний мир конфликта и дающей возможность развития взаимодействия, совместной работы над проблемой.

Инга выразила согласие с интерпретацией в следующей форме: «Да, я прихожу к вам именно потому, что мне нужно что-то с этим делать. И еще потому, что хочется с кем-нибудь нормальным поговорить».

Повторное тестирование за два месяца до выпускных экзаменов. Инга готовилась к поступлению в Университет (правда, я узнала об этом лишь через полтора года, а тогда, хотя тема поступления постоянно звучала в наших беседах, она не называла то место, куда хочет поступить, «чтобы не сглазить», а еще точнее — «чтобы не разболтали»).

Можно видеть, что наиболее острые аспекты презентации своего поведения как «угрозы-жалобы» сглажены, проблемы общения отодвинулись на второй план, девушка целеустремленно работает и вкладывает все силы (уровень Дистимности приближается к уровню Гипертимности) в то дело, которое занимает все ее мысли (экстремально высокое Застревание, высокая Тревожность). «Моя семья не сможет оплатить мое обучение полностью... Если я хочу получить образование, я должна найти мужа, который мне его оплатит, или подготовиться так, чтобы они не смогли меня не взять... Я умнее всех здесь, но там много умных. Значит, я должна быть еще лучше...».

Вот результаты теста.

В следующий раз я увидела Ингу через два года. Она поступила, успешно сдала третью сессию, встречалась с богатыми и интересными людьми, и преподаватели называли ее лучшей студенткой. Конфликтов с сокурсниками у нее больше не возникало. О том, насколько у нее все сложилось хорошо, она рассказывала мне полтора часа, настояв на том, чтобы оплатить полностью (без скидок) время консультации.

Инге 17 лет.

Она по прежнему целеустремленный и закрытый человек, к тому же теперь она абсолютно уверена в своей правоте. Она доказывает ее себе каждый день, каждый вздох.

«Инга, если бы я сказала тебе, что восхищаюсь тобой и горжусь, что... может быть... когда-то... чем-то помогла тебе, — Инга, — что бы ты почувствовала?»

Инга тихонько улыбается, поводит плечом:

«Я бы поняла, что вы человек, который может смотреть прямо, не обманывать себя и не завидовать, без комплекса...»

«А если бы я сказала, что Инга замечательная девочка, но, если она и не достигла всего, чего могла, то все же добилась многого...»

Инга вскидывает голову. Ее глаза горят:

«Я бы ответила так, чтобы дать понять, что просто какие-то ваши комплексы не дают вам объективно оценить человека, который может сделать себя сам... ненавижу людей со всеми этими проблемами! Я устала уже их ненавидеть...»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.