|
|||
Индивидуальная программа. Коммунальная программа ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Индивидуальная программа Индивидуальная программа профилактики предусматривает определенные методы в зависимости от возрастного периода жизни. 1. Период беременности: - санитарно-просветительная работа; - сбалансированное питание; - всесторонняя стоматологическая помощь. 2. Дети в возрасте до пяти лет: - рациональный режим питания с ограничением сахарозы; - предупреждение вредных привычек; - систематическое потребление препаратов фтора в местностях с недостаточным его содержанием в питьевой воде; - обучение гигиене полости рта; - регулярная стоматологическая помощь. 3. Дети в возрасте шести-пятнадцати лет: - рациональный режим питания с ограничением сахарозы; - регулярная санитарно-просветительная работа; - регулярная гигиена полости рта; - систематическое потребление препаратов фтора (по пoказаниям); - местная обработка тканей зуба реминерализующими средствами и npепаратами, предупреждающими образование зубного налета; - стоматологическая помощь в полном объеме. 4. Подростки: - регулярная и профессиональная гигиена полости рта; - местное использование противокариозных средств; - сбалансированное питание; - регулярная стоматологическая помощь в полном объеме; - выявление и устранение профессиональных вредностей. 5. Взрослые: - адекватная и профессиональная гигиена полости рта; - своевременная стоматологическая помощь в полном объеме; - устранение вредных привычек (курение), профессиональные вредности.
Коммунальная программа Планирование программ профилактики стоматологических заболеваний среди населения складывается из следующих этапов: • определение основных проблем; • формулирование целей и задач; • выбор методов и средств профилактики; • обучение персонала; • внедрение программы; • оценка эффективности программы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ Перед тем, как выбрать определенную программу профилактики, необходимо определить стоматологическую заболеваемость, которая имеется в данном регионе. При планировании необходимо учитывать: — динамику демографических процессов в регионе; — состояние окружающей среды; — наличие персонала и материальных ресурсов; — стоматологический статус населения.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ При формулировании целей необходимо ответить на следующие вопросы: - возникновение каких стоматологических заболеваний можно реально предотвратить? - в каких группах населения эффективнее внедрять программы профилактики? - как быстрее достичь поставленных целей? - какие ресурсы (персонал, оборудование, финансы) необходимы для выполнения программы? Цели программы профилактики должны быть измеримыми, чтобы можно было оценить ее эффективность, включая и экономию материальных затрат. Они должны учитывать глобальные цели ВОЗ, которые поставлены перед стоматологами мира для достижения к 2000 году: 1. 50% детей 5—6 лет должны иметь интактные зубы; 2. Индекс КПУ 12-летних детей не должен превышать 3, 0, при этом компонент «П» (пломба) в структуре индекса КПУ следует повысить до 85%; 3. У 85% населения в возрасте 18 лет не должно быть удаленных зубов; 4. Количество беззубых людей в возрасте 35—44 года должно снизиться на 50% от настоящего уровня; 5. Количество беззубых людей в возрасте 65 лет и старше должно уменьшиться на 25 % от настоящего уровня; 6. У 75% 15-летних подростков необходимо сохранить 3 здоровых секстанта пародонта; 7. У 65% лиц 35—44 лет необходимо сохранить 3 здоровых секстанта пародонта.
ВЫБОР МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ На выбор методов профилактики могут влиять следующие факторы: • распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний; • состояние медицинской и стоматологической служб; • обеспечение персоналом, который будет участвовать в • выполнении программ профилактики; • финансирование; • состояние общего здоровья населения; • привычки питания, особенно прием сахаров; • химический состав питьевой воды. При выборе методов и средств профилактики необходимо учитывать их эффективность и стоимость.
ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА Программы профилактики могут осуществляться специалистами стоматологической службы (стоматологами, гигиенистами и вспомогательным персоналом). К выполнению программ необходимо привлекать и нестоматологический персонал: школьных педагогов, медсестер, воспитателей детских садов, родителей.
ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ Внедрение программ профилактики складывается из следующих этапов: • предварительного планирования программы; • организационных мероприятий по внедрению; • выбора групп населения, среди которых будет внедряться программа; • оценки потребности в персонале и ресурсах.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ Должна быть оценена результативность всех примененных методов. Для оценки используют те же индексы и критерии, которые применяли для исходного обследования населения. Оценка эффективности программы должна проводиться с учетом следующих принципов: 1. обследованию в начале и в конце программы подлежат одни и те же возрастные группы населения (например, 12-летние дети); 2. при сравнении результатов должны использоваться адекватные контрольные группы; 3. обследование должно проводиться хорошо откалибро-ванной командой специалистов; 4. должны быть использованы одни и те же индексы для эпидемиологического обследования и оценки эффективности; 5. оценку эффективности следует проводить не реже, чем через 5 лет.
27. Дайте определение понятию первичной, вторичной, третичной профилактики Первичная профилактика - комплекс общих мероприятий по укреплению здоровья человека в сочетании со специальными мероприятиями, направленными на предупреждение возникновения кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий и так далее. Методы: 1) стоматологическое просвещение населения 2) обучение правилам рационального питания 3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта 4) эндогенное использование препаратов фтора: - системный – с водой, солью, молоком, в таблетках или каплях - местный – растворы, гели, зубные пасты, лаки 5) средства местной профилактики – фторосодержащие растворы и гели, используют препараты с высокой концентрацией фторида натрия (2% раствор фторида натрия). Герметики для запечатывания фиссур зубов. Реминерализующие гели.
Вторичная профилактика - комплекс методов лечения кариеса зубов и его осложнений, заболеваний пародонта и развившихся зубочелюстных аномалий, используя терапевтическое и хирургическое вмешательство для обеспечения полноценной функции зубов, пародонта и зубочелюстного аппарата в целом. Методы: плановая санация или плановое оказание стоматологической помощи дошкольникам, школьникам, подросткам и взрослому населению, организованному контингенту населения по участковому принципу. Третичная профилактика - восстановление утраченной функции в зубочелюстной системе в результате потери зубов или вследствие заболеваний, которые повлекли за собой сложные хирургические операции чло. Методы: – удаление зубов, ранее леченных по поводу пульпита или апикального периодонтита и имеющих очаги хрониосепсиса – удаление корней разрушенных зубов; – удаление зубов, имеющих патологическую подвижность III степени при атрофии альвеолярной кости челюсти на 2\3 и более длинны корня зуба; – устранение глубоких периодонтальных карманов с гнойным экссудатом хирургическими методами с пред- и послеоперационной противовоспалительной терапией (профилактика очаговой септической инфекции). – реставрация разрушенных коронок зубов методом пломбирования, вкладками или искусственными коронками – мостовидные протезы (при условии полного исключения перегрузки опорно-удерживающего аппарата зубов) – частично съемные протезы – полные съемные протезы
28. Эпидемиологическое стоматологическое обследование. Цель, задачи. Цель: - сохранить здоровье людей - снижение уровня стоматологических заболеваний - снижение числа осложнений
Задачи: - мотивировать население к сохранению здоровья - помогать остановить развитие заболевания - помогать устранить рецидивы - уменьшить интенсивность и распространенность кариеса - снизить количества некариозных поражений - снизить распространенность заболеваний тканей пародонта - увеличить количества лиц не имеющих кариозных поражений - улучшить гигиенического состояния полости рта - снизить количество лиц с заболеваниями слизистой рта
29. Дайте определение понятию интенсивность, распространенность кариеса зубов. 1. Интенсивность кариеса зубов – это сумма клинических признаков кариозного поражения (кариозных, пломбированных и удаленных зубов), рассчитанная индивидуально для одного или группы обследованных. Для оценки интенсивности кариеса постоянных зубов используют индексы: Индекс КПУ (з) – сумма кариозных («К»), пломбированных («П») и удаленных («У») зубов у одного обследованного. Индекс КПУ (п) – сумма поверхностей зубов с диагностированным кариесом и пломбированных у одного человека. Если зуб удален, то в этом индексе считают его за 4 или 5 поверхностей, в зависимости от групповой принадлежности. Средняя величина индексов КПУ (з) и КПУ (п) в группе обследованных. Для подсчета этого показателя определяют величину индекса КПУ (з) или КПУ (п) у каждого обследованного, складывают все значения и полученную сумму делят на количество человек в группе обследованных 2. Распространенность кариеса зубов – это отношение количества лиц, имеющих хотя бы один из признаков проявления кариеса зубов (кариозные, пломбированные или удаленные зубы), к общему числу обследованных, выраженное в процентах.
30. Перечислите факторы риска возникновения кариеса. Общие факторы: 1. Неполноценная диета и плохая питьевая вода. 2. Соматические заболевания, сдвиги в функциональном состоянии органов и систем в период формирования и созревания тканей зуба. 3. Экстремальные воздействия на организм. 4. Наследственность, обусловливающая полноценность структуры и химический состав тканей зуба.
Местные факторы: — низкий уровень гигиены полости рта, — зубная бляшка и зубной налет, — углеводистые липкие пищевые остатки, — отсутствие пелликулы, — неполноценное созревание эмали после прорезывания зубов, — неправильное развитие зуба вследствие общесоматических заболеваний (гипоплазия зубов и др.), — раннее и позднее прорезывание зубов, — нарушение состава и свойств ротовой жидкости (гипосаливация, повышенная вязкость слюны, сдвиг рН слюны в кислую сторону и др.) — отклонения в биохимическом составе твердых тканей зуба и неполноценная структура тканей зуба, — зависимость устойчивости эмали от функционального со стояния пульпы.
|
|||
|