Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Индикаторные таблетки и растворы;



· Индикаторные таблетки и растворы;

Контроль качества очищения зубов. Могут использоваться жидкие красители такие, как: раствор основного фуксина, раствор эритрозина красного, раствор Люголя. При этом зубной налет окрашивается. Наличие его означает некачественную чистку зубов.

 

· Жевательные резинки (без сахара);

Не рекомендуется жевать до еды, так как стимулируется выработка желудочного сока, что способствует раздражению слизистой оболочки желудка. Можно использовать после еды (до 15 минут). Жевательная резинка повышает саливацию и тем самым улучшает очищение от зубного налета поверхности зубов, нормализует рН ротовой жидкости, обладает дезодорирующим действием.

В состав жевательной резинки входят:

♦ основа, для связывания всех ингредиентов;

♦ подсластители - сахар, кукурузный сироп или сахарозаменители;

♦ отдушка - для хорошего вкуса и аромата;

♦ размягчители - для создания соответствующей консистенции во время жевания.

 

· Межзубные стимуляторы и массажеры.

Стимуляторы — это резиновые или пластмассовые конусы, которые располагаются на концах ручек некоторых зубных щеток для массажа десен.

Массажеры имеют форму зубной щетки, только вместо щетинок вмонтированы резиновые образования в форме грибочков для массажа десны. Используются во время прорезывания зубов.

 

8. Опишите методику проведения контролируемой чистки

Эта процедура подразумевает чистку зубов, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии специалиста (гигиениста стоматологического или врача-стоматолога).

Цели контролируемой чистки зубов:

– оценка эффективности удаления зубного налета;

– коррекция навыков ухода за полостью рта.

 

Процедуру осуществляют в стоматологическом кабинете или комнате гигиены полости рта. Для ее проведения необходимы:

- зубная щетка и паста;

- краситель для выявления зубного налета (раствор или таблетки);

- модели челюстей;

- раковина;

- зеркало;

- песочные часы.

 

Последовательность процедуры:

· обработка зубов пациента окрашивающим средством, определение гигиенического индекса, демонстрация пациенту с помощью зеркала мест наибольшего скопления зубного налета;

· чистка зубов пациентом в обычной манере; для контроля ее продолжительности можно использовать песочные часы;

· повторное определение гигиенического индекса, оценка эффективности удаления зубного налета (сравнение показателей индекса гигиены до и после чистки зубов), демонстрация пациенту с помощью зеркала окрашенных участков, где зубной налет не был удален при чистке;

· демонстрация правильной техники чистки зубов на моделях, рекомендации пациенту по коррекции недостатков гигиенического ухода за полостью рта, обучение использованию зубных нитей и дополнительных средств гигиены (специальных зубных щеток, зубных ершиков, монопучковых щеток, ирригаторов – по показаниям).

· коррекция правильности производимых движений стоматологом или гигиенистом.

 

В последующие посещения снова определяют индекс гигиены, и при его неудовлетворительном значении процедуру повторяют.

 

9. Перечислите рекомендации по подбору средств гигиены в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента.

1) Дети от 0 до 3 лет

· До прорезывания зубов - марлевая салфетка;

· С момента прорезывания первых зубов до достижения возраста 1 года - щетка-напальчник;

· Начиная с года - очень мягкая детская зубная щетка, детская гелеобразная зубная паста;

· С 2-3 лет - очень мягкая детская зубная щетка, детская гелеобразная зубная паста, детская фторидсодержащая зубная паста.

2) Дети с 3 до 5 лет

· Мягкая зубная щетка;

· Детская фторидсодержащая зубная паста;

· Кальцийсодержащая зубная паста (для детей, проживающих в районах с повышенным содержанием фторида в питьевой воде).

3) Дети с 6 до 12 лет

· Зубная щетка с мягкой щетиной;

· Фторидсодержащая зубная паста (1000-1450 ppm фторида) с низким показателем абразивности;

· Фторидсодержащий ополаскиватель (225-250 ppm фторида);

· Зубные нити (с возраста 9-10 лет);

· Детские пенки;

· Кальцийсодержащие средства гигиены для детей, проживающих в районах с высоким содержанием фторида в питьевой воде.

4) Дети с 12 лет и взрослые, проживающие в районах с низким или оптимальным содержанием фторида в воде

· Зубная щетка средней жесткости;

· Фторидсодержащие зубные пасты (1450 ppm F-);

· Фторидсодержащие ополаскиватели;

· Зубные нити.

 

5) Дети и взрослые в районах с повышенным содержанием фторида в воде

· Зубная щетка мягкая или средней жесткости (соответственно возрасту);

· Зубные пасты и ополаскиватели, не содержащие фторида (для профилактики кариеса – кальцийсодержащие средства);

· Зубные нити.

6) Пациенты с воспалительными заболеваниями пародонта

· Зубная щетка: в период обострения - с мягкой щетиной, затем – средней жесткости;

· Противовоспалительные зубные пасты и безалкогольные ополаскиватели (с экстрактами лекарственных растений, антисептиками, мексидолом);

· Зубные нити;

· Межзубные ершики;

· Ирригаторы.

7) Пациенты с зубочелюстными аномалиями (скученность, дистопия зубов)

· Зубная щетка средней жесткости;

· Лечебно-профилактические зубные пасты и ополаскиватели с противокариозными и противовоспалительными компонентами;

· Зубные нити;

· Межзубные ершики.

8) Пациенты с брекет-системами

· Зубная щетка ортодонтическая средней жесткости (с V-образным углублением рабочей части);

· Зубные пасты и ополаскиватели с противокариозными и противовоспалительными компонентами;

· Межзубные ершики;

· Монопучковые щетки;

· Суперфлоссы;

· Ирригаторы.

9) Пациенты с несъемными протезами, стоматологическими имплантатами

· Зубная щетка средней жесткости;

· Зубные пасты и ополаскиватели с противокариозными и противовоспалительными компонентами;

· Межзубные ершики;

· Монопучковые щетки;

· Суперфлоссы;

· Ирригаторы.

10) Пациенты со сниженным слюноотделением

· Зубная щетка с мягкой щетиной;

· Специальные средства ухода за полостью рта с компонентами, идентичными ферментам слюны (лизоцим, лактоферрин, лактопероксидаза): зубная паста с низким пенообразованием, ополаскиватель без спирта, увлажняющий гель и спрей;

· Зубные нити

 

10. Индивидуальная гигиена полости рта. Методики чистки зубов.

1) Круговой метод чистки зубов (FONES) для детей дошкольного возраста:

Выполнение круговых движений зубной щетки:

- на вестибулярных поверхностях – при сомкнутых челюстях;

- на оральных поверхностях – при открытом рте.

Жевательные поверхности очищают возвратно-поступательными или круговыми движениями.

 

2) Метод LEONARD (“от красного к белому”):

Зубную щетку устанавливают перпендикулярно к поверхности зубов, производят вертикальные движения только в направлении от десны к коронке зуба: на верхней челюсти - сверху вниз, на нижней челюсти - снизу вверх. Вестибулярные поверхности зубов чистят при сомкнутых челюстях, жевательные поверхности очищают движениями щетки вперед-назад.

 

3) Метод Bass:

Головку зубной щетки располагают под углом 45°к оси зуба. Концы волокон при этом придавливают к эмали и к сосочкам. В такой позиции производят вибрирующие движения с небольшой амплитудой. Волокна проникают в межзубные промежутки и десневую бороздку, тем самым способствуя хорошему удалению налета. Метод Басса не совсем прост. Неправильное положение зубной щетки, например, вертикально к оси зуба, приводит к повреждению эпителиального прикрепления и десны. Данный метод показан взрослым.

 

4) Метод Charters:

Головку зубной щетки устанавливают под углом 45° к оси зуба так, что концы волокон, касаясь наружной поверхности коронки, достигают режущего края. Легким нажатием кончики щетинок осторожно проталкивают в межзубные промежутки. В этом положении осуществляют вибрирующие движения. Волокна контактируют с краевой десной и совершают массаж.

 

5) Метод Stillmann:

При этой методике щетинки зубной щетки устанавливают под углом 45° в направлении корней зубов с последующим разворотом щетки в направлении коронок. При этом щетинки под давлением вычищают межзубные промежутки. Во фронтальном участке полости рта зубную щетку устанавливают вертикально, и техника чистки повторяется. В области каждого зуба эти движения рекомендуется повторять 4-5 раз.

 

6) Метод чистки зубов Г.Н. Пахомова (стандартный метод чистки зубов):

Зубной ряд условно делят на 6 сегментов: по два фронтальных (резцы, клыки), премоляры, моляры справа и слева. Чистку зубов и десен начинают с вестибулярной стороны моляров справа на верхней челюсти, последовательно переходя от сегмента к сегменту, затем очищают жевательную поверхность зубов и завершают чистку на небной поверхности. В той же последовательности чистят зубы на нижней челюсти. При чистке вестибулярной поверхности щетинки щетки направлены под острым углом к поверхности зубов. Подметающие движения- от десны к зубу, удаляя налет с зубов и с десен. Затем несколько горизонтальных возвратно-поступающих движении и круговые движения.

Жевательные поверхности моляров и премоляров очищают щетинки щетки направляют перпендикулярно к окклюзионной поверхности- вращательные движения с горизонтальными.

Небные и язычные поверхности ручка щетки параллельно окклюзионной поверхности.

Заканчивают чистку круговыми движениями.

Каждый сегмент чистят 10 парными движениями щетки.

 

11. Дайте определение профессиональной гигиене полости рта, значение профессиональной гигиены для профилактики основных стоматологических заболеваний

Профессиональная гигиена полости рта – комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта путем механического удаления с поверхности зуба над- и поддесневых зубных отложений.

Профессиональную гигиену полости рта необходимо проводить:

· При каждом профилактическом осмотре пациента

· Перед терапевтическими стоматологическими процедурами: пломбированием, отбеливанием зубов; полное удаление зубных отложений облегчает определение цвета зубов и оттенка пломбировочного материала, улучшает краевую адгезию реставрации, оказывает влияние на скорость реакции отбеливающей системы

· При проведении ортопедического лечения – с целью повышения качества слепков и точного выбора цвета коронок и искусственных зубов, надежной адгезии зубных протезов при их фиксации в полости рта

· Перед осуществлением хирургических стоматологических манипуляций – для профилактики вторичной инфекции

· В период ортодонтического лечения – с целью улучшения адгезии брекет-систем при их установке, а также предупреждения развития кариеса зубов и заболеваний пародонта во время ношения брекетов.

 

Регулярное проведение профессиональной гигиены повышает срок службы всех стоматологических реставраций (пломб, вкладок, коронок)

Профессиональная гигиена полости рта как один из основных компонентов профилактики стоматологических заболеваний должна проводиться детям, подросткам и взрослым строго индивидуально и через определенные интервалы времени.

 

Длительность интервала зависит от:

· Гигиенического состояния полости рта

· Интенсивности кариеса

· Наличия очагов начального кариеса эмали

· Интенсивности воспалительных заболеваний пародонта

· Степени прорезывания зубов у детей

· Наличия у пациента вредных привычек (курения)

· Наличия в полости рта брекет-систем, стоматологических имплантов, большого количества пломб и искусственных коронок

· Наличия соматических заболеваний, оказывающих влияние на скорость образования зубных отложений, состояние твердых тканей зубов и тканей пародонта

 

Интервал между проведением профессиональной гигиены варьирует от 2 до 6 месяцев

Алгоритм проведения профессиональной гигиены полости рта включает в себя несколько этапов:

· Обучение индивидуальной гигиене полости рта и контроль эффективности удаления зубного налета

· Профессиональное удаление зубных отложений – полное удаление над- и поддесневого зубного налета и камня

· Полировку поверхности зуба (в том числе корня)

· Устранение факторов, способствующих скоплению зубного налета

· Местное применение реминерализующих и противовоспалительных средств

· Мотивацию пациента к сохранению здоровья полости рта и лечению стоматологических заболеваний

 

12. Перечислите методы профессионального удаления зубных отложений, обоснуйте выбор метода в зависимости от состояния полости рта пациента и возможных показаний и противопоказаний

Профессиональному удалению зубных отложений должна предшествовать подготовка полости рта, которая заключается в орошении слабым раствором антисептика.

В настоящее время используются следующие методы профессионального удаления зубных отложений:

· Ручной

· Звуковой и ультразвуковой

· Воздушно-абразивный

· Химический

 

1) Ручной (механический) метод удаления зубных отложений предусматривает использование для этой цели различных стоматологических инструментов.

Преимущества:

· Формирование максимально «гладкой» поверхности зуба или корня

· Очищение большей площади поверхности зуба или корня за одно движение инструмента

· Уменьшение риска инфицирования вследствие отсутствия воздушно-абразивной смеси

· Возможность проведения профессиональной гигиены у пациентов с имплантами и пришеечными реставрациями

· Экономичность

 

Для удаления минерализованных зубных отложений в стоматологии используют инструменты, называемые общим словом «СКЕЙЛЕРЫ». К ним относятся:

· Серповидные скейлеры

· Кюреты

· Мотыги

· Долото

Основными принципами удаления зубных отложений с помощью ручных инструментов являются:

· Системность

· Последовательность

· Использование перекрывающих движений

· Постоянный контроль

Движения инструментом могут быть:

· Вертикальными – для апроксимальных поверхностей

· Диагональными (косыми) – вестибулярные и оральные поверхности

· Горизонтальными – при работе в пародонтальных карманах

При работе скейлерами не допускаются скалывающие, дробящие движения

 

2) Ультразвуковой и звуковой методы удаления зубных отложений

Данные методы применяют для удаления над- и поддесневого зубного камня и, в некоторых случаях, плотного пигментированного зубного налета

Преимущества:

· Более высокая скорость обработки поверхностей зубов по сравнению с ручным методом

· Уменьшение трудозатрат стоматолога во время работы

· Орошение рабочей области раствором антисептика

· Больший комфорт для пациента

Недостатки:

· Уменьшение тактильной чувствительности во время манипуляций

· Ухудшение видимости из-за брызг

· Возможность повреждения поверхностей и пульпы зуба, а также мягких тканей полости рта

Виды:

· Ультразвуковые скейлеры

· Магнитоконстрикторные аппараты

· Пьезоэлектрические аппараты

 

Кончик инструмента располагают вдоль оси зуба, под острым углом к обрабатываемой поверхности. Движения должны быть подобны кисточке, с легким боковым давлением. Нельзя работать непрерывно на одном месте.

 

Во время работы необходимо избегать:

· Области деминерализации эмали, кариозных полостей

· Эрозий, клиновидных дефектов

· Краев реставраций, искусственных коронок, ортопедических конструкций и имплантов

· Временных и недавно прорезавшихся постоянных зубов

· Контакта насадки со слизистой оболочной полости рта

 

Противопоказаниями для данных методов являются:

· Имплантированный кардиостимулятор

· Злокачественные новообразования

· Тяжелая форма сахарного диабета

· Эпилепсия

· Проведение иммунодепрессивной и кортикостероидной терапии

· Перенесенные хирургические операции на сетчатке глаз (только после консультации с офтальмологом)

· Локализованный остеомиелит

· Острые и хронические инфекционные заболевания (в том числе инфекционный эндокардит)

· Нарушение носового дыхания (острое и хроническое)

· Дефекты мягких тканей полости рта (эрозии, язвы, трещины)

 

3) Воздушно-абразивный метод удаления зубных отложений

Воздушно-абразивные системы применяются для удаления пигментированного налета (налета курильщика, пищевых красителей), качественного очищения фиссур жевательной поверхности (в том числе перед герметизацией), очищения гладких поверхностей зубов перед фиксацией брекетов, полировки после удаления зубных отложений ручным и ультразвуковым методами.

Принцип работы заключается в очищении поверхности смесью воды и порошка, проводимой в движение сжатым под большим давлением воздухом.

При применении воздушно-абразивного метода следует избегать участков обнаженного дентина и цемента корня, области эрозий и клиновидных дефектов твердых тканей зубов, а также пломб из композитных материалов

 

Противопоказания:

· Бронхиальная астма

· Респираторные и иные инфекционные заболевания (в том числе гепатит и ВИЧ)

· Соблюдение медикаментозного режима, связанного с контролем электролитного баланса

· Беременность

· Психические заболевания (эпилепсия и др.)

· Гиперплазия десны

 

4) Химический метод удаления зубных отложений

Данный метод используют для размягчения минерализованных, плотно фиксированных зубных отложений.

Химические средства для удаления зубных отложений используют при наличии большого количества зубного камня, особенно на подвижных зубах, и в случае выраженного психологического дискомфорта пациента во время проведения профессиональной гигиены

С этой целью на поверхность зубного камня наносят растворы или гели, содержащие кислоты. Нередко для одновременного окрашивания зубного камня и антисептического действия в подобные составы добавляют йод. Время воздействия таких препаратов обычно составляет 30-60 секунд (иногда дольше), после чего их смывают, и зубной камень удаляют обычным способом.

 

5) Инструменты и средства для полировки поверхности зубов

После удаления зубных отложений используют различные приспособления для устранения остатков мягкого и пигментированного налета и полирования зубов, во время которого достигается идеальная гладкость обработанной поверхности, что в дальнейшем уменьшает степень ретенции зубного налета и риск образования зубного камня.

Виды:

· Резиновые колпачки (чашечки) – для полировки гладких поверхностей зубов

· Вращающиеся щеточки – для удаления мягкого зубного налета и полировки жевательных поверхностей зубов в области фиссур, ямок, естественных углублений, также для очищения гладких поверхностей при наличии пятен

· Резиновые конусы и зубные нити – для удаления налета с проксимальных (контактных) поверхностей

· Полировочные полосы (штрипсы) – полирование контактных поверхностей

· Полировочные пасты – полировка поверхности зубов после удаления мягкого и плотного зубного налета, очищения зубов перед проведением лечебно-профилактических мероприятий.

 

13. Дайте определение стоматологического просвещения, опишите методы и средства.

Стоматологическое просвещение - это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлимые уровень стоматологического здоровья.

 

Методы: беседы, лекции, семинары, игры, распространение печатных и иллюстрированных материалов.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы, не требующие активного участия населения, называются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостатком их является отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом

Средства: газеты, муляжи, видео кино, радио

Доп. ин-фа:

Методы оценки эффективности стоматологического просвещения: метод Фёдорова- Володкиной и определение индекса РМА.

Косвенным критерием эффективности стоматологического просвещения могут служить результаты анкетирования населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

Целесообразно начинать мотивацию с педагогов и медицинских работников детских учреждений. Необходимо объяснить им цель и задачи профилактики в стоматологии, рассказать, как она будет проводиться в данном учреждении и какую помощь может оказать медицинский персонал. После этого следует организовать встречи с родителями детей, объяснить им возможность и важность предотвращения заболеваний зубов и десен, рассказать о правилах и особенностях чистки зубов у детей.

 

14. Дайте определение проницаемости эмали, деминерализации, реминерализации

Проницаемость – это  способность клеток и тканей пропускать газы, воду и растворенные в ней веществ. Проницаемость эмали играет важную роль в минерализации зуба после его прорезывания. (Она зависит от величины молекул или заряда иона проникающего вещества.).

Реминерализация — частичное восстановление плотности поврежденной эмали, которое подобно минерализации незрелых зубов. Отличие же их состоит в том, что в первом случае вследствие предшествующей кариозной атаки каналы диффузии заполнены минералами, поступающими из подповерхностного слоя. Результатом этого является невозможность проникновения ионов из реминерализирующих растворов в глубокие слои эмали и гипоминерализованные области, в то время как при созревании зубов после прорезывания этот процесс происходит.

Деминерализация – это  потеря эмалью части минеральных компонентов.

 

Доп. ин-фа:

1.Неодинакова и проницаемость различных анатомических отделов зуба из-за неоднородности структуры. Наибольшая проницаемость отмечается в пришеечной области эмали, ямках, фиссурах. Разная проницаемость наблюдается в различных слоях эмали: средние слои более проницаемы, чем подповерхностные, наименее проницаемы поверхностные слои. С возрастом скорость и глубина проникновения веществ в эмаль уменьшается, вероятно, за счет уплотнения кристаллической решетки

2.Реминерализующие препараты делятся на фторидсодержащие и на препараты содержащие кальций и фториды.

Показания к ремотерапии зубов:

- Планируемое отбеливание зубов

- Повреждение эмали

- Гигиеническая чистка зубов (после процедуры)

- Полировка, шлифовка и препарирование зубов под виниры, коронки (после процедуры)

- Период беременности

- Гиперестезия зубов (повышенная чувствительность эмали)

- Патологическая стираемость, истончение зубной эмали

- Клиновидный дефект

- Эрозия и другие повреждении эмали

- Кариес в стадии пятна.

 

Домашние гели наносятся на зубы двумя способами: зубной щеткой или при помощи «ложки». В первом случае, гель применяют сразу после чистки зубов, «втирая» его в поверхности всех зубов в течение 1–2 мин. Второй вариант является более безопасным и эффективным, при этом индивидуальные ложки обеспечивают более полный контакт с поверхностями всех зубов и требуют меньшего количества геля, чем стандартные , что важно с токсикологической токи зрения .

Продолжительность аппликации составляет 4–5 мин. Во время процедуры слюну не глотают, по окончании — тщательно выплевывают. После аппликации гелей следует воздержаться от полоскания полости рта, питья и приема пищи в течение 30 мин. Частота аппликаций домашнего геля колеблется от 1 раза в неделю до 2 раз в день, чаще рекомендуют однократное ежедневное применение.

 

Фторсодержащие пенки. Эта форма для профессиональных аппликаций фторида появилась на стоматологическом рынке относительно недавно. Высокое содержание поверхностно-активных веществ в препарате придает ему большой объем, позволяет хорошо обволакивать все поверхности зубов и проникать в межпроксимальные зоны, что дает возможность обходиться меньшим (в 2–5 раз в сравнении с гелем) количеством препарата для заполнения ложки и, таким образом, снизить уровень токсикологического риска во время и после процедуры без снижения эффективности. Методика применения и режим использования аналогичны таковым для профессиональных гелей

 

• Техника применения фторсодержащего лака — врачебная аппликация, включающая следующие шаги:

1) профессиональная гигиена полости рта для тщательного удаления зубной бляшки, изоляция от слюны, высушивание поверхности зубов;

2) нанесение синтетического лака при помощи поролоновых шари- ков, кисточек, шприца или канюли; натурального — на тампоне, кисточке, пластмассовом или деревянном шпателе;

3) высушивание лака в течение 2–5 мин (натуральные — дольше).

После аппликации рекомендуют воздержаться от питья в течение 2 ч, чистка зубов и абразивное действие жесткой пищи должны быть исключены на период от 4 до 24 ч.

Частота аппликации фторсодержащего лака — от 2 до 8 раз в год, в соответствии со степенью риска кариеса и рекомендациями фирмы- изготовителя.

 

Применение растворов. Разработано несколько методик применения 10%-ного раствора глюконата кальция в сочетании с препаратами фторидов :

1) аппликация 10%-ного раствора глюконата кальция (15 мин) + аппликация 2%-ного раствора фторида натрия (по Е. В. Боровскому и П. А. Леусу);

2) аппликация 2%-ного раствора фторида натрия (3–5 мин) + аппликация глюконата кальция (по В. Г. Сунцову);

3) аппликация 10%-ного раствора глюконата кальция (2–4 мин) + полоскание 0,2%-ным раствором фторида натрия или аппликация фторлака (по Т. Ф. Виноградовой).

Систематическое проведение описанных методик 3–4 раза в год позволяет снизить прирост кариеса на 30–40 %. Эффективность применения препаратов кальция и фосфатов повышается при их внедрении в эмаль при помощи электрофореза.

 

Пасты и муссы для реминерализации тканей зуба. Пасты на основе СРР-АСРF1 содержат 900 ppm F, и это требует определенной осторожности в применении препарата: в отличие от препаратов с СРР-АСР, пасты с АСРF рекомендованы пациентам старше 6 лет, аппликации после вечерей чистки зубов — пациентам старше 12 лет; в остальном правила использования препаратов совпадают.

 

Гели. Для ингибирования деминерализации и поддержки реминерализации предложен нейтральный гель, содержащий 1,23 %F и ACP2. Разработчики утверждают, что, благодаря наличию АСР, этот гель имеет такую же эффективность, измеряемую по включению фторида в эмаль, как и классический подкисленный APF-гель, но, в отличие от него, не вреден для композитных реставраций и керамики. Показания к применению и правила использования Ca-P-F-лака не отличаются от таковых для фтор- содержащих гелей.

 

Лаки. Разработан лак, содержащий 5%-ный фторид натрия и ACP1. Исследования показывают, что добавление аморфного фосфата кальция обеспечивает интенсивное включение фторапатита в ткани зуба (эмаль и дентин) в 4 раза более интенсивное, чем при использовании лака с равным содержанием фторида. Препарат рекомендован для реминерализации тка- ней зубов при кариесе и гиперчувствительности; рекомендовано проведение курса из 2–3 аппликаций лака с интервалом в несколько дней.

 

15. Опишите методику проведения реминерализующей терапии, назовите критерии эффективности данного метода.

Реминерализующая терапия делится на общую (прием препаратов кальция внутрь) и на местную.  Методика местной анестезии основана на нанесении на зубы специальных препаратов, содержащих микроэлементы: кальций, фосфор, фтор, цинк. Чаще используют в виде аппликаций на очаги деминерализации эмали, комбинирую с 2% р-ром фторида натрия.

 

Процедура проходит в несколько этапов:

- удаление твердых и мягких отложений, изоляция от слюны ватными валиками, высушивание воздухом;

- аппликации реминерализирующих препаратов (10% р-р глюконата кальция) с помощью ватного тампона на 15 минут (тампон меняется каждые 5 минут);

- аппликации 2% р-ром фторида натрия тампоном на 3 минуты.

- нанесения защитного слоя, содержащего фтор.

Для повышения эффективности, улучшения проникновения компонентов в эмаль используют электрофорез либо фонофорез (с помощью ультразвука). При фторировании зубов состав наносят с помощью кисточки либо помещают его внутрь специальных кап, надевающихся на челюсти. После процедуры нужно в течение 2-3 часов воздержаться от еды и питья. Это необходимо для проникновения препарата в толщу эмали.

 

Критерии эффективности реминерализующей терапии:

- повышение кариесрезистентности эмали временных и постоянных зубов;

- лечение начального кариеса эмали;

- восстановление поверхности эмали после профессионального удаления зубных отложений, отбеливания зубов.

 

16. Перечислите и опишите методики фторидпрофилактики.

Методы фторидпрофилактики делятся на системные и местные. К системным относят:

- фторирование воды (1мг/л);

- фторирование молока;

- фторирование соли (1кг – 250мг фторида);

- прием таблеток фторида натрия.

К местным относят:

- чистка зубов фторидсодержащими пастами (в их состав входят: монофторфосфат натрия, фторид натрия, аминофториды, фторид алюминия, фторид олова). Необходимо чистить зубы такой пастой 2 раза в день, начиная с 2 лет, чистить зубы не менее 3 минут, прополоскать рот и для более длительного эффекта, воздержаться от приема пищи и напитков на час.

- использование фторидсодержащие растворы (фторид натрия). Ополаскивать полость рта в течение минуты 10мл количеством раствора. 0,05% - каждый день, 0,1% - раз в неделю, 0,2% - раз в две недели. Использовать после чистки зубов.

- использование фторидсодержащих гелей. Наносить на очищенную поверхность зубов в виде аппликаций в стандартных капах на 3-5 минут. После процедуры необходимо воздержаться от пищи и напитков на 2 часа.

- методика глубокого фторирования: очищенную и высушенную поверхность зубов смачивают слабокислым раствором магниево-фтористого силиката в течение 10 секунд. Через 30 секунд наносят гидроокись медикальция в течение 10 секунд. Через 30 секунд необходимо прополоскать рот. Обычно проводится 1 процедура 1-2 раза в год.

 

17. Перечислите виды некариозных поражений твердых тканей зубов, возникающих до прорезывания. Методы профилактики их возникновения

— Гипоплазия тканей зубов.

— Гиперплазия тканей зубов.

— Мраморная болезнь

— Флюороз

— Медикаментозные нарушения развитие тканей зубов.

Общая профилактика всех некариозных поражений зубов направлено на повышение резистентности организма, купирования гиперестезии и укрепление твёрдых тканей зубов. С этой целью назначают препараты комплекса витаминов (С, А, Е, Вɪ, В6), а также лекарственные формы микро- и макроэлементов (Ca, Mg, Zn и др.) в сочетании с витамином D3. Корректируют рацион питания по наполнению его продуктами с высоким содержанием необходимых витаминов и микроэлементов. Рекомендуется употреблять продукты моря и особенно морскую капусту (водоросль ламинария). Питание должно быть также сбалансированным по содержанию белков, жиров и углеводов для оптимизации обмена кальция.

 

18. Перечислите виды некариозных поражений твердых тканей зубов, возникающих после прорезывания. Опишите возможные профилактические мероприятия.

— Патологическая стираемость зубов.

— Клиновидный дефект зубов.

— Эрозия зубов.

— Медикаментозные и токсические повреждения тканей зубов.

—Травма зубов.

— Гиперестезия зубов.

Коллективные, более эффективные мероприятия, предусматривают:

▪ замену водоисточника с повышенным содержанием фтора на другие с меньшей его концентрацией;

▪ постройку водоочистных станций для дефторирования питьевой воды;

▪ смешивание вод двух или трех источников, богатых и бедных фтором.

 В индивидуальном порядке необходимо исключить заглатывание фторсодержащих зубных паст, растворов фторидов для полосканий рта. Маленьким детям (до 6 лет) не рекомендуются фтор-содержащие зубные пасты, особенно предназначенные для взрослых или неизвестного происхождения, или без указания концентрации фтора. Опасны также назначения фтора в виде таблеток и капель детям и взрослым в районах, где фторируется вода или соль. Это может привести к интоксикации организма фтором, проявляющейся флюорозом зубов и другими признаками.

 

19. Перечислите системные и местные факторы риска возникновения воспалительных заболеваний тканей пародонта

Местные факторы:

· неудовлетворительная гигиена полости рта;

· нарушение техники чистки зубов, использования зубных нитей и зубочисток;

· преобладание в рационе мягкой пищи, легкоферментируемых углеводов;

· снижение слюноотделения, повышенная вязкость слюны;

· аномалии развития слизистой оболочки рта (короткие и неправильно прикрепленные уздечки губ и языка, мелкое преддверие полости рта);

· аномалии положения зубов (скученность, дистопия) и окклюзии (глубокое резцовое покрытие);

· функциональная перегрузка тканей пародонта вследствие первичной или вторичной адентии, аномалий окклюзии;

· наличие несъемных ортодонтических аппаратов;

· нависающие края пломб и отсутствие контактных пунктов между зубами;

· неправильно изготовленные ортопедические конструкции;

· пирсинг в полости рта;

· бруксизм.

Системные факторы:

· общесоматическая патология: эндокринные нарушения (сахарный диабет, патология гипофизарно-надпочечниковой системы, гипофункция половых желез); заболевания желудочно-кишечного тракта, системные заболевания соединительной ткани, аллергическая патология;

· нарушения рациона питания: гиповитаминозы А, С, D, алиментарный дефицит кальция, белка;

· периоды беременности и полового созревания;

· стрессы и неврозы;

· курение;

· загрязнение окружающей среды.

Также стоит держать в голове, что основным этиологическим фактором развития воспаления в тканях пародонта являются микроорганизмы зубного налета.

 

20. Перечислите и опишите индексы для оценки состояния тканей пародонта.

a. индекс нуждаемости в лечении воспалительных заболеваний пародонта CPITN и коммунальный пародонтальный индекс CPI (индексы нужны для оценки распространенности и интенсивности признаков поражения тканей пародонта);

b. папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс PMA (используется для оценки степени воспаления десны);

c. индекс гингивита GI (предназначен для оценки локализации и степени тяжести гингивита);

d. индекс кровоточивости десневой борозды SBI (кровоточит десна или нет))))).

Подробно об индексах на страницах 230-238.

 

21. Опишите основные направле



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.