Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 2 страница



В соответствии с принципом историзма производится и оценка прошлого. В ней выявляется то новое, что со­держит в себе рассматриваемое знание по сравнению с предшествующим этапом, ибо, как писал В. И. Ленин, «исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели по сравнению с современными тре­бованиями, а по тому, что они дали нового по сравне­нию со своими предшественниками*20. Одновременно должна быть раскрыта неизбежная ограниченность лю­бого этапа в развитии знания в сравнении с более позд­ними его этапами. Именно так оценивали своих предше­ственников выдающиеся представители науки (см. на­пример, оценки И. П. Павлова учения Гиппократа о темпераментах, понятия о рефлексе Р. Декарта и др.). Нарушением принципа историзма в понимании про­шлого являются презентизм и антикваризм. Презентизм' ограничивает историческое исследование лишь тем, что обладает значимостью для настоящего этапа разви­тия науки и вместо изучения исторического процесса развития науки во всей его полноте ориентируется на выделение лишь таких фрагментов его содержания, ко­торые наиболее соответствуют современным взглядам. Конечно, такой подход правомерен для решения опре-

w Ленин В. И. Поля. собр. соч. Т. 39. С. 67. 20 Ленин Я. И. Поли. собр. соч. Т. 2. С. 166,


деленных исследовательских задач, предполагающих обязательную опору на достижения прошлого. Однако выборочный подход не может быть взят на вооружение, когда целью становится воссоздание истории науки в целом. Презентизм приводит к модернизации историче­ского процесса и противоречит принципу историзма.

Противоречит ему и антикваризм, т. е. такой подход, который рассматривает прошлую историю безотноси­тельно к задачам современности, как нечто застывшее, окаменевшее. Такая «чистая история» превращается в простую регистрацию событий в их временной последо­вательности и не вписывается в практику современного научного исследования.

Отступлением от принципа историзма являются од­носторонность и схематизм изображения событий про­шлой истории. В то же время требование целостности и конкретности, предъявляемое к исторической мысли, не только не исключает, но обязательно предполагает выявление в изучаемом явлении общей закономерности. Выполнение этого требования обеспечивается опорой на принцип единства логического и исторического, соглас­но которому историк должен не просто описать тот или иной этап исторически развивающегося знания, но пред­ставить его теоретически и, значит, выявить в нем не­что постоянное. Например, за исторически ограниченным эмпирическим материалом конкретных знаний о психике в античности выявляются скрывающиеся в нем (едва ли не все) важнейшие проблемы психологии. С другой сто­роны, следование принципу единства логического и ис­торического предостерегает от абсолютизации историче­ски ограниченных истин и позволяет оценивать их дей­ствительное значение. Так, представление о наследуемо­сти интеллектуальных способностей, выдаваемое в на­туралистических концепциях человека за естественное единственно возможное, т. е. закономерное и обязатель­ное, в действительности должно быть оценено лишь как одно из объяснений, ограниченных рамками именно этой концепции и эмпирическим фактом интеллектуальных различий между людьми. Любое обобщение истории на­уки начинает пониматься не как застывшая структура, а исторически, т. е. в своем подлинном значении, как этап на бесконечном пути научного познания.

Историко-психологическое познание требует выявле­ния социально-политической направленности, идеологи-


ческой сущности психологических идей, что позволяет оценить их более адекватно. Например, анализируя ло­гику развития фрейдизма, Выготский писал: «...доведен­ная до философской формы, казалось бы затуманенная многими наслоениями и очень далекая от непосредствен­ных корней и породивших ее социальных причин, идея на самом деле только теперь открывает, чего она хочет,. что она есть, из каких социальных тенденций она воз­никла, каким классовым интересам служит. Только раз­вившись в мировоззрение или приобретя связь с ним,. частная идея из научного факта опять, становится фак­том социальной жизни, т. е. возвращается в то лоно, иа которого она возникла»21. Внимание к идеологической стороне психологических знаний способствует углубле­нию понимания их собственно научного содержания: включение психологических концепций в контекст со­циальной жизни означает в то же время и проверку их истинности критерием социальной практики. Выявление идеологической сущности психологических концепций лишний раз указывает на ответственность ученого в свя­зи с ролью, которую выполняет психологическая наука в жизни общества.

Такой подход противостоит как объективизму, рас­сматривающему научные концепции вне их реальной со­циальной роли в жизни общества, так и субъективизму в исторической науке. Проявляясь в оценках прошлого, в одностороннем подходе к отбору материала, в умалчи­вании каких-то фактов или деятелей и т. п., субъекти­визм приводит к одностороннему и, следовательно, ис­каженному представлению о пути развития науки.

Как показали исследования М. Г. Ярошевского, в становлении научной картины психической жизни клю­чевая роль принадлежит принципу детерминизма22. Принцип детерминизма требует от историка умения рас­крыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами. Со­гласно Ярошевскому, в истории представлены разные типы детерминизма: предмеханический, механический, биодетерминизм, психодетерминизм, социодетерминизм. Каждый из них противостоит индетерминизму в трактов-

21 Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 1. С. 302.

22 Брошевский М, Г. История психологин. М., 1985


ке психических явлений как якобы возникающих спон­танно.

Принципы историко-психологического исследования в совокупности с конкретными методами составляют ос­нову научного анализа исторического пути развития психологии.

Методы истории психологии

Большой реальной опасностью в ис­тории психологии является эмпиризм, т. е. описатель-ность в представлении исторического материала. Опас­ность заключается, конечно, не в самом обращении к эмпирии, в качестве которой здесь выступают представ­ления о психике в прошлом. «Эмпиризм в истории про­является не в том, что обращаются к фактам, а в том, как обращаются с ними, в беспомощности перед лицом фактов. Работа, содержащая лишь нагромождение фак­тических данных, непроверенных, несистематизированных, необъясненных, теряет качество научного исследования и примыкает к разряду источников, нуждающихся в об­работке»23.

Основной задачей методов и методик исторического исследования является изыскание источников, а затем внутренняя организация, систематизация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы, (понятия. Вместе эти компоненты составляют эмпирию сторико-психологического исследования. Работа исто­рика требует синтеза эмпирического и теоретического подходов к предмету исследования. Она предполагает как знание конкретного материала, так и владение ме­тодологией исторического исследования, принципами ма­териалистической диалектики и исторического исследо­вания, понятийным аппаратом историка, открывающи­ми возможности для ориентировки в материале. Связь с современностью — одно из важных требований, предъ­являемых к профессиональной деятельности историка, Ее необходимыми компонентами являются интуиция, -личностное отношение к событиям прошлого24.

23 Гулыга А. Н. О характере исторического знания//Вопр. фи­
лософии. 1962. № 9. С. 35.

24 Полани М. Личностное знание. М., 1985.


Некоторые из методов и методик историко-психоло-гического исследования заимствованы из гражданской истории, науковедения, философии науки. В связи с этим история психологии приобретает междисциплинар­ный характер.

Основным методом истории психологии является тео­ретическая реконструкция, описание и критический ана­лиз научных систем прошлого. Такой анализ опирается* на методологические принципы исторического исследо­вания и производится с позиции и по отношению к до­стижениям и проблемам современной психологии. Его результатом является ретроспективное воспроизведение' научных концепций, проблем, исследовательских методов-и т. п. в их исторической последовательности в соответ­ствии с логикой предмета.

Одним из направлений исторического исследования? может быть научная школа: «Историко-научная рекон­струкция деятельности продуктивных научных школ по­зволяет приблизиться к пониманию детерминант и зако­номерностей генезиса развития новых концепций, мето­дов исследовательских программ и целых направленийг в науке»25. Изучение научных школ является важными источником понимания механизма развития науки, по­скольку позволяет раскрыть самую деятельность по про­изводству знаний в контексте межличностных отноше­ний, увидеть научное общение внутри коллектива шко­лы, включая и такие формы взаимодействия между ее-членами в процессе совместного труда, как столкнове­ние различных мнений, взаимная критика и т. п.

Специальных процедур требует изучение архивных: материалов. Это поиск, комментирование, снабжение-сносками, примечаниями и т. п.

В истории психологии применяется метод интервью­ирования. Он представляет собой беседу по заранее со­ставленному исследователем перечню вопросов, направ­ленных на получение материалов в соответствии с кон­кретной задачей исследования. Примерами использова­ния этого метода в истории психологии являются бесе­ды Р. Ивенса, американского психолога, с К. Юнгом». Э. Джонесом, Э. Фроммом и др. Из советских исследо-

25 Умрихин В. В. Развитие советской школы дифференциальной; психофизиологии. М., 1987. С. 8.


вателей этим методом пользовались В. В. Умрихин» Й. А. Даниличева.

Биографический и автобиографический методы вос­создают атмосферу реальной жизни, являются источни­ком знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Метод играет огромную роль в пропа­ганде науки, дает уникальный материал о жизни людей науки, научном творчестве. В зарубежной науке наи­более интересной из работ такого рода является серия «История психологии в автобиографиях»—ред. К. Мэр-«чисон (1930—1967, т. 1—4) и Э. Боринг (1967—1974, т. 5, 6), в советской психологии — книга А. Р. Лурии «Этапы пройденного пути. Научная автобиография» (М., 1982).

Анализ научных ссылок, т. е. установление частоты ^.цитирования научных трудов, производится с целью по­лучения сведений о связях между научными направле­ниями, о переднем крае науки и тенденциях ее разви­тия. Значимость этого приема для изучения состояния и динамики научных иследовании ограничена, поскольку частота цитирования определяется не только объектив­ной ценностью научного труда, но и другими фактора­ми, влияющими на степень его известности в научном сообществе26. Так, из-за языковых барьеров отечествен-.ная психология недостаточно известна за рубежом. На­званный прием может использоваться в историческом исследовании только в совокупности с другими мето­дами.

Источники истории психологии

Ими являются все материалы, которые -отражают исторический процесс накопления психологи­ческих знаний, и прежде всего труды психологов прош­лого, а также философов, в которых исследуются пси­хологические проблемы.

Важным источником развития психологических зна­ний является общественная практика—-медицина, обу­чение и воспитание, юридическая практика, материаль­ное производство и т. п. К настоящему времени наибо-

28 См.: Ярошевский М. Г., Марку сова В. А, Компьютер и эти­ка цитирования// Природа. 1987. № 9. С. 100—107.


лее освоенной психологами областью оказалась медици­на, особенно психиатрия. Е. А. Будилова27 проанализи­ровала материалы суда присяжных, труды религиозных деятелей, юристов, военных теоретиков, Русского геогра­фического общества, этнографические сборники, труды психиатров, журналы и другие источники и показала становление социально-психологических проблем в рус­ской науке XIX в. Интересные результаты по изысканию и анализу источников, содержащих психологические зна­ния о труде и субъекте труда, получила О. Г. Носкова28. В трудах А. А. Никольской раскрываются истоки дет­ской и педагогической психологии в дореволюционной России.

Источником психологических знаний являются также другие науки — естествознание (включая физику, химию, астрономию), языкознание, этнография, антропология и др. Этим определяется необходимость обращения ис­торика психологии к истории других наук.

27 Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в рус­ской науке. М., 1983.

28 См.: Носкова О. Г. Психологические знания о труде и тру­дящемся в России конца XIX — начала XX вв.: Канд. дисс. М., 1986.


Раздел первый

РАЗВИТИЕ                                         "

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕ

Глава I

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в си­стеме первобытных верований людей, в мифологии. Ху­дожественное народное творчество — поэзия, сказки, а также религия проявляют большой интерес к душе. Эти донаучные и вненаучные представления очень своеоб­разны и отличаются от знаний о душе, которые разви­ваются в науке и философии, по способу их получения,. по форме их воплощения, по своему назначению. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное,. как «зверек в животном, человек внутри человека. Дея­тельность животного или человека объясняется присут­ствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием; сон или транс представля­ют собой временное, а смерть — постоянное отсутствие души. Так как смерть является постоянным отсутствием души, предохраниться от нее можно, либо закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула, добившись ее возвращения. Меры предосторожности, принимаемые дикарями для достижения одной из этих целей, высту­пают в виде запретов или табу, являющихся не чем иным, как правилами, предназначенными достигнуть по­стоянного присутствия или возвращения души»1.

В отличие от этого уже самые первые научные пред­ставления о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и состави­ли учение о душе. Учение о душе является первой фор­мой знаний, в системе которых начали развиваться пси­хологические представления: «...психология как наука

1 Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980. С. 205.


должна была начаться с идеи души»,— писал Л. С. Вы­готский. Она явилась «первой научной гипотезой древ­него человека, огромным завоеванием мысли, которому мы сейчас обязаны существованием нашей науки»2.

Философия возникла в эпоху смены первобытно-об­щинного строя классовым рабовладельческим общест­вом почти одновременно как на Востоке — в Древней Индии, Древнем Китае, так и на Западе — в Древней Греции и Древнем Риме. Психологические проблемы явились частью философии, они возникали неизбежно, так как предметом философских размышлений, направ­ленных на рациональное объяснение, был мир в целом, включая вопросы о человеке, его душе и т. п. В связи с этим встает проблема преемственности в развитии пси­хологических знаний в странах Востока и Запада, проб­лема взаимовлияния психологической и философской мысли между Востоком и Западом. Контакты между народами, взаимодействие культур — постоянный фактор исторического развития народов. Известно, что Древняя Греция имела богатые связи со странами Ближнего Во­стока— Сирией, Вавилонией, Египтом. Однако в силу исторических условий развития к VI в. до н. э., когда в Древней Греции возникла философия, в Вавилонии и Древнем Египте она не сложилась: здесь продолжала свое существование религиозно-мифологическая идеоло­гия. В отношении научных знаний ряд народов Африки и Передней Азии опередили греков: у них раньше по­явилась письменность; у египетских и вавилонских жре­цов развивались астрономические и математические зна­ния. Эти знания активно усваивались древними грека­ми. Ряд представлений о природе и психике созвучны в философских школах Древней Греции и Древней Ин­дии и Китая. Например, поиск первоначал, первооснов природных явлений, понимание души как источника дви­жения и приписывание психического всей физической природе, идея о переселении душ характерны для древ­неиндийских, древнекитайских и древнегреческих мысли­телей. Однако это созвучие идей еще не доказывает их проникновения в Древнюю Грецию из Индии и Китая. Исследования показали, что древнеиндийская филосо­фия явилась источником философской мысли всего Вос-

2 Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. С. 429.


тока3. Определяющее влияние на последующее разви­тие европейской культуры оказала философия Древней Греции. Ф. Энгельс отмечал: «В многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в про­цессе возникновения почти все позднейшие типы миро­воззрений»4. В античности сложились классические формы философии, в которых гармонично сочетались мировоззренческие этические и онтологические и гносео­логические аспекты, они были связаны с науками и на­правлены на познание мира, утверждали роль опыта и разума. Психологические представления западноевро­пейской мысли берут свое начало от античности.

В то же время ученых Запада (философов и психо­логов, когда психология выделилась в самостоятельную область научного знания) привлекали восточная мысль, ее глубина, духовность, представления о человеке и пу­тях его совершенствования, сила ее воздействия на лю­дей. Большие различия между философией Востока и Запада, определяемые особенностями социально-эконо­мического развития стран Запада и Востока, традиция­ми их духовной жизни, затрудняют обобщение представ­лений о человеке в этих двух направлениях. Особенно большой интерес к Востоку замечается в психологии в XIX—XX вв. (например, в психоаналитической концеп­ции К. Юнга, у Э. Фромма) в связи с обострившейся в условиях кризиса буржуазного общества потребностью в уяснении истинной сущности человека, духовности его устремлений и т. п.

Учитывая сказанное и принимая во внимание крайне недостаточную изученность древнеиндийской и древне­китайской психологии, начнем изложение процесса фор­мирования психологических знаний с античности. Антич­ная психология возникла и развивалась в условиях ан­тичного рабовладельческого общества как отражение за­просов социальной практики и в тесной связи с наукой своего времени. Изменения, которые претерпевали ра­бовладельческая общественно-экономическая формация и положение личности в обществе на разных этапах ее истории, объясняют специфику в трактовке человека, в том числе учения о душе, смену аспектов и направлений

3 См.: Щербатской Ф, И. Избранные труды по буддизму. М^ 1988.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 5.


в подходах к проблемам, касающимся души. Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с ее идеей полноты жизни как гармонии телесной и духов­ной сторон, культом живого, здорового прекрасного те­ла, любви к земной жизни. Ее отличают тонкий интел­лектуализм, высокое отношение к разуму.

Велико значение античной психологии. Здесь начало всей научной психологии, всех ее основных проблем.

Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н. э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Де­мокрит и его учитель Левкипп (V в. до н. э.). Демокрит действовал в период восходящего развития рабовладель­ческого строя, который сопровождался величайшим подъемом древнегреческой науки, искусства (архитек­туры, скульптуры) и литературы. В эллинистический лериод учение Демокрита было развито Эпикуром (IV—III в. до н. э.) и его школой, известной в истории под названием «Сад». Последователем Эпикура в Риме в I в. до н. э. был Лукреций. Систему атомистического .материализма развивали стоики в первый материали­стический период своего развития (III в. до н. э., осно­ватели—Хризипп и Зенон). Далее будут рассмотрены лсихологические идеи античного атомистического мате­риализма5.

Основой психологических воззрений этих философов был античный атомистический материализм. Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал — бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). Атомы — мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувст­вам, различающиеся по форме, величине и подвижно­сти. Все вещи образуются из составляющих их атомов. Так называемые чувственные качества — цвет, вкус

5 См.: Материалисты Древней Греции/Под ред. М. А. Дынника. М„ 1955.


и т. п.— Демокрит не приписывал атомам. «Лишь в об­щем мнении существует цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота»6. Эти качества возникают в-человеческом восприятии и являются продуктом соеди­нения атомов. На противоречивый характер этих поло­жений обращали внимание уже античные комментато­ры Демокрита. «Сводя чувственные качества к формам атомов, он в то же время говорит, что одно и то же од­ним кажется горьким, другим — сладким, третьим — еще иначе»7. Эпикур, следовавший Демокриту и принимав­ший его систему за ее естественность, считал, что и чув­ственные качества также существуют объективно. Он приписывал атомам вес, ибо необходимо, говорил он, чтобы тела двигались в силу тяжести. Эпикур внес в атомное учение идею самопроизвольного отклонения атомов, благодаря чему реально их движение происхо­дит по кривым. Опираясь на это положение, Эпикур объясняет происхождение мира как результат столк­новения атомов. Диалектический смысл идеи спонтан­ного отклонения атомов впервые раскрыл К. Маркс в своей докторской диссертации «Различие между натур­философией Демокрита и натурфилософией Эпикура», оценив эту идею как указание на наличие в самой ма­терии источника движения,— вопрос, который был наи­более трудным для всего механистического материа­лизма.

Новые моменты в античный атомистический материа­лизм внесли стоики. Они разработали учение о ста­диях эволюции мира. На первоначальной стадии существуют только тончайшие частицы — атомы огня. Вселенная представляет сплошной разум. Потом начи­нается движение к отяжелению. Образование мира сто­ики рассматривали как превращение первоначального огня в парообразную массу, из которой затем образу­ются сначала неживая природа, затем растения, живот­ные и, наконец, человек. Через некоторое время начина­ется обратный процесс, когда все возвращается к нача­лу, снова превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается. Потом следует новое образование мира, и в нем все будет происходить по тем же законам, пока все

6 См.: Материалисты Древней Греции... С. 61.

7 Там же. С. 81.


снова не будет уничтожено. Жизнь мира состоит из ми­ровых циклов, которые бесконечно повторяются. Таким образом, над миром властвуют два начала; закономер­ность, с которой следуют возникновение и уничтожение, и рок или судьба как их проявление в единичной чело­веческой жизни.

На основе физических представлений разрабатыва­лось психологическое учение о душе, познании, чувст­вах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведения.

Учение о душе

в античном материализме

Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа, как и огонь, состоит из этих атомов: она — это атомы огня по своей форме и активности. Когда мелкие частицы про­никают в тяжелые, они вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в покое, двигаясь, приводят тело в движение, становясь душой этих тяжелых тел. Таким образом, душа понимается как продукт распре­деления атомов в теле. Демокрит приписывал душе дви­жения в материальном смысле как пространственное перемещение. Когда сложные тела распадаются, тогда маленькие выходят из них, рассеиваются в пространст­ве и пропадают. Значит, душа смертна и уничтожается вместе с телом. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в боль­шом числе в воздухе; выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Таким образом, душа непрерыв­но материально обновляется с каждым дыханием. Демо­крит считал, что душа принадлежит всем, даже мерт­вому телу, но только у него очень мало души. Так Де­мокрит приходит к панпсихизму: все—и растения, и камни — имеет душу.

Болезнь — это изменение пропорции атомов. В ста­рости число подвижных атомов уменьшается. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему Миру, поэтому они приспособлены для внешнего восприятия. Особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых


атомов в мозгу: он —место высших душевных функций, способности к познанию. Органом благородных стра­стей является сердце, чувственных желаний и вожделе­ний— печень. Таким образом, Демокрит дает естествен­ное понимание души. Душа выступает продуктом орга­низации тела, а не является изначальным принципом. Она не существует вне тела. Ограниченностью взглядов Демокрита является количественный принцип, не по­зволяющий отличить психические процессы от матери­альных. Характерно, что, отличая душу от тела, Демо­крит считает ее телом, хотя и особым телом. Антично­му материализму свойственна материализация душиз душа не только рассматривается в единстве с телом — в этом состоит признак всякого материалистического уче­ния о душе, но сама является телом. При этом аргумен­том в пользу материальности души служит следующее рассуждение: если душа движет телом, значит, она са­ма телесна, поскольку механизм действия души на те­ло мыслился как материальный процесс по типу толчка. Доводы в пользу телесности души подробно развивает Лукреций.

Эпикур, Лукреций, а также стоики продолжили раз­работку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, душу имеют только те существа, которые могут ощу­щать. Стоики выделяли восемь частей души: управля­ющее начало (разум у человека или инстинкт у живот­ных), от нее «происходит семь других частей души,. распространяющихся по телу наподобие щупалец осьми­нога. Пять из этих семи частей души составляют чувст­ва: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Зрение — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до глаз; слух — это пневма, распространяющаяся от уп­равляющей части до ушей; обоняние — это пневма, рас­пространяющаяся от управляющей части до носа; вкус — это пневма, распространяющаяся от управляющей час­ти до языка; осязание — это пневма, распространяющая­ся от управляющей части до поверхности вещей, кото­рых можно коснуться чувствами. Из остальных частей одна называется воспроизводящей; она пневма, распро­страняющаяся от управляющей части до детородных ор­ганов. Другая часть — это то, что Зенон называл голо­сом; она пневма, распространяющаяся от управляющей части до горла, языка и других органов речи. Управ­ляющая часть помещается, словно в мироздании в на-


шей шарообразной голове»8. В учении стоиков о душе-проявляется рационализм, свойственный их мировоззре­нию в целом: разум является ведущей высшей частые* души. Лукреций различает дух и душу: дух называете» еще умом, он — душа души.

Учение о познании

В античном атомистическом материа­лизме различаются два вида познания — ощущение (или восприятие) и мышление. Началом и источником позна­ния являются ощущения и восприятия. Они дают зна­ния о вещах: ощущение не может возникнуть от несу­ществующего. Это верные знания, ощущения нас не об­манывают. Самое надежное, говорит Эпикур, — обра­щаться к чувствам внешним и внутренним. Ошибки воз­никают от вмешательства разума. Демокрит называет чув­ственное познание темным родом познания. Оно огра­ничено в своих возможностях, так как не может про­никнуть до слишком малого, до атома, до сокровенного^. по Эпикуру. В материалистическом учении Демокрита об ощущении содержится непоследовательность, связан­ная с различением качеств, которые существуют «поис­тине» (т. е. объективно) и лишь «в общем», лишь «в об­щем мнении» (чувственные качества). Оно породило^ большую философскую проблему первичных и вторич­ных качеств, развитую в Новое время (Дж. Локкг XVII в.). Восприятие рассматривалось как естественный* физический процесс. От вещей отделяются — истекают — тончайшие пленочки, копии, образы, идолы (эйдолы), по внешнему виду подобные самому предмету. Они суть формы или виды вещей. Они летают в пространстве » попадают в органы чувств, например в глаз. При этом и& глаза направляется встречный поток атомов души, ко­торые улавливают образы. Большой образ ужимаете» до размеров, позволяющих войти в глаз. Когда поток образов изнутри сливается с потоком, идущим извне,. воздух, находящийся между глазом и предметом, полу­чает отпечаток, который отражается во влажной части. глаза. Так, образ возникает без участия субъекта и: лишь улавливается им. «Видим же мы вследствие вхож-

8 Цит. по: Антология мировой философии/Под ред. В. В. Со­колова. В 4 т. Т. 1. Ч. I. M., 1969. С. 491—492.


дения в нас идолов (образов)»9. Образы могут воспри­ниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем через органы чувств'10.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.