Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 8 страница



Учение Локка возбудило споры и завоевало огром­ную популярность. Большой интерес представляет поле­мика с Локком немецкого философа-идеалиста и уче­ного Г. Лейбница (1646—1716).

Свое решение психофизической проблемы Лейбниц называет гипотезой «предустановленной гармонии»13: ду­ша и тело подчинены собственным законам. «Души дей­ствуют согласно законам конечных причин посредст­вом стремлений, целей и средств. Тела действуют по за­конам причин действующих (производящих) или дви­жений. И оба царства — причин действующих и причин конечных — гармонируют между собой» ы. Объяснить естественным образом соединение или, скорее, согла­сие души с органическим телом нельзя, никакого воз­действия на душу извне быть не может, душевная жизнь регулируется только своим собственным началом. Но «они сообразуются в силу гармонии, предустановленной между всеми субстанциями, так как все они суть выра­жения одного и того же универсума» 15. Учение о пре­дустановленной гармонии является одним из вариантов параллелизма.

Основные направления спора, который возник меж­ду Лейбницем и Локком, следующие. «Наши разногла­сия касаются довольно важных вопросов. Речь идет о том, действительно ли душа сама по себе совершенно

» Локк Дж. ... Т. 1. С. 387.

12 Там же.

*3 Лейбниц Г. Соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1983. С. 582.

" Там же. Т. 1. М, 1982. С. 427.

15 Там же.


4*



чиста, подобно доске, на которой еще ничего не написа­ли (tabula -rasa), как это думают Дрис.тотель и наш ав­тор, и действительно ли все то, что "начертано на ней, происходит исключительно из чувств и опыта, или же душа содержит изначально принципы различных поня­тий и теорий, для пробуждения которых внешние пред­меты являются только поводом, как это думаю я вме­сте с Платоном, а также схоластами...» 16. Вместо срав­нения с чистой лоской Лейбниц использует образ глы­бы мрамора, прожилки которого уже содержат основные контуры будущей фигуры: художник лишь удаляет все, мешающее им выступить. Лейбнил признает врожден­ные интеллектуальные идеи, склонности, предрасполо­жения. Лейбниц верно указал на невозможность объ­яснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых по­нятий, как это думал Локк. Однако собственное объяс­нение Лейбница посредством апелляции к врожденным идеям не открывает действительных источников этих понятий.

По Локку, в познании простых идей разум пассивен и целиком определяется предметным миром; По Лейб­ницу, «активность имеется также и в ощущениях, по­скольку они дают нам более отчетливое восприятие, а стало быть повод кое-что заметить и, так сказать, раз­виваться» ,7. Это—апперцепция, особая сила духа, ко­торая вместе с воздействиями извне определяет наше познание и поведение, «совместное действие внутренних предрасположений и внешних впечатлений ... детермини­рует нас к принятому решению» 18. Она дает нам мысль о том, что называется Я. Апперцепция — условие собст­венно человеческого познания (и у него действует непо­стоянно: «невозможно рефлексировать постоянно»19).

Апперцепцию как активность, которая присоединяет­ся к перцепции, Лейбниц трактует абстрактно-идеали­стически, лишь констатируя, но не раскрывая ее приро­ды. Введенное Лейбницем понятие апперцепции имела продолжение в немецкой философии и психологии (И. Кант, Г. Гербарт, В. Вундт).

16 Лейбниц. ... Т. 2. С. 48. » Там же. С. 213.

18 Там же. С. 199.

19 Там же. С. 118.


Различие перцепции и апперцепции связано еще с одним понятием, которое вводит Лейбниц — бессозна­тельного. Лейбниц выступил против локковско-картези-анской идеи об отождествлении всей психики с сознани­ем и впервые в истории произвел различие между бес­сознательными и сознательными состояниями духа. «.„Картезианцы сделали большую ошибку, считая за ничто неосознаваемые восприятия»20, потому что «убеж­дение в том, что в душе имеются лишь такие восприя­тия, которые она осознает, является величайшим источ­ником заблуждений»21. Согласно Лейбницу, все в мире подчиняется закону непрерывности. Природа не делает скачков. Неорганическое и органическое, растение и жи­вотное, животное и человек лишь кажутся противопо­ложностями; при ближайшем же рассмотрении они ока­зываются соседними ступенями, связанными между со­бой непрерывным прогрессом. Этот общий закон Лейб­ниц применяет и к душевной жизни. Она также непре­рывна. Наряду с ясно сознаваемыми — апперцепируемы-ми — восприятиями в душе есть бесчисленные малоза­метные восприятия, «которые недостаточно выделяются, чтобы их можно было осознавать или вспомнить, но они познаются по вытекающим из них определенным следствиям ... мы мыслим одновременно о множестве вещей, но обращаем внимание на наиболее выделя­ющиеся мысли»22. Все непроизвольные поступки явля­ются результатом действия малых восприятий. Они оп­ределяют наши вкусы. Из малых восприятий возника­ют сознательные желания и страсти. Малые восприятия не сознаются ввиду их недостаточной силы, но «мы мог­ли бы отлично сознавать их и размышлять над ними, если бы от этого нас не отвлекало их множество, или если бы они не оттеснялись, или вернее не затемнялись более сильными восприятиями»23. Сознание не отлича­ется от бессознательного какой-то особой сущностью, в душе происходят постоянные переходы сознательных представлений в бессознательные и обратно.

Полемика между Лейбницем и Локком углубляет решение вопросов, касающихся природы человеческого

20 Лейбниц Г. ... Т. 1. С. 415.

21 Там же. Т. 2. С. 117.

22 Там же. С. 112—113.

23 Там же. С. 133.


сознания, и еще раз иллюстрирует положение В. И. Ле­нина о том, что «философский идеализм есть только че­пуха с точки зрения материализма грубого, простого,

метафизичного»24.

Глава III

СТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В XVIII в. английская психология раз­вивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли. Дж. Беркли (1685—1753) был непосредственным последователем Локка и шел от сен­суализма к субъективному идеализму. Для психологии интересен теорией зрительного восприятия пространства («Опыт новой теории зрения», 1709). Считалось, пишет Беркли, что зрение дает идеи света, цветов, простран­ства, фигуры, движения. В частности, так писал Дж. Локк. Однако, указывает Беркли, нам лишь ка­жется, будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве, в трех его измерениях. На самом деле расстояние, т. е. удаленность предметов от нас и сам факт, что они находятся вне нас, величина предме­тов, положение предметов в пространстве друг относи­тельно друга глазом не воспринимаются. Пространст­венные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. В опыте зрение всегда сопро­вождается двигательными, мускульными ощущениями, которые Беркли называет осязанием, включая сюда и собственно осязание, и двигательные ощущения от са­мого воспринимающего органа. Зрение и осязание всту­пают в связь (это же характерно и для слуха). Ассо­циация между ними становится привычной в силу час­того повторения. Поэтому впоследствии собственно осязаемые качества — расстояние, величина, фигура на­чинают восприниматься и зрительно. Таким образом то, что мы называем зрительными ощущениями, есть комби­нация собственно зрительных и осязательных ощущений. Видимое восприятие пространства трактуется как зна-

24 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 322. 102


ки ранее приобретенных через осязание идей. Беркли сравнивает зрительные образы с языком: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание ося­зательного опыта. В сравнении зрительных идей с язы­ком подчеркивается условность зрительных ощущений, их знаковая природа. Однако, поскольку эта связь об­разуется в опыте, она обеспечивает правильное поведе­ние. В этом заключается ее биологическая полезность. Сформулированная Беркли теория была развита в эм­пирической психологии в XIX в., особенно А. Бэном, ко­торый подчеркивал роль мышечных ощущений в обра­зовании зрительных представлений пространства.

Англичанин Д^К)^ (1711—1776), в философии по­следователь Д^сГьеркли, в «Трактате о человеческой природе» (1739) и в труде «Исследование о человече­ском познании» (1748) развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Юм делит все состояния сознания на «впечатления» и «идеи», их отражения. Идеи — это более слабые впечатления, которые мы используем в мышле­нии и рассуждении. Идеи могут быть простыми и слож­ными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как этому учил Локк, Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает следующую их клас­сификацию. Ассоциации случайные и неправильные суть только ассоциации по закону смежности в простран* стве или во времени, а сочетания идей естественные и правильные — это ассоциации по закону сходства и при­чинности. Все эти ассоциации встречаются в повседнев­ной жизни. Они же лежат в основе научного мышления. Причинно-следственные отношения сводятся к привыч­ной последовательности явлений. Знание отношений при­чинности не является априорным, но устанавливается в опыте следующим образом. Однажды такой-то объект сопровождается таким-то действием (например, хлеб на­сытил нас). В следующий раз и затем всегда такой же (хотя уже не тот же самый) объект всегда сопровож­дался таким же действием. В результате рождается уве­ренность, что и впредь подобные объекты будут вызы­вать такие же действия, т. е. что одно является причи­ной другого. Принципом, принуждающим сделать этот вывод, является привычка, или принцип ассоциации. «Действия этого притяжения даны, причины — не извест-


Рис. 1. Д. Гартли(1705—1757)

ны»'1. Кант считал гениально поставленной саму проб­лему: как можно перейти от чувственного опыта, кото­рый всегда имеет дело с частным случаем, к наиболее общим понятиям и отношениям, имеющим всеобщий и необходимый характер. Но он не согласился с реше­нием Юма и ввел, наряду с опытным, априорное зна­ние2.

Английский врач и священник Д. Гартли (1705— 1757) также воспринял идеи Локка об опытном проис­хождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциа­тивной психологии. При ее построении он опирался так­же на И. Ньютона, некоторые физические представления которого были использованы им для обоснования гипо­тезы о физиологических механизмах душевных процес­сов. В главном труде — «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1749)—Гартли разви­вает учение о психике как естественном начале. Все ду­ховные способности (восприятие и др.) объясняются че­рез обращение к органической структуре мозга. Суще­ствуют три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения (сенсации), идеации (идеи ощуще-

1 Цит. по:Ивановский В. Н. Ассоцианизм психологический и
гносеологический. Казань, 1909. С. 156—157.

2 Кант И. Соч.: В 4 т. Т. 4 (1). М., 1965. С. 130.


ний, т. е. повторение ощущений без предметов), простей­ший аффективный тон (аффекции)—удовольствие, не­удовольствие. Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации. В основе элементов и этого психологического механизма ассоциаций лежат вибрации, т. е. материальные физио­логические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны и отличаются по степени, роду, месту и на­правлению. Различиям в вибрациях соответствуют все разнообразие наших первоначальных простых идей и ощущений, представлений и чувствований. Из них с по­мощью механизма ассоциации образуются все психиче­ские явления. «Если две различные вибрации происхо­дят в мозгу в одно и то же время, то вследствие того, что возбуждение из участков распространяется во все стороны, они оказывают воздействие друг на друга, Между двумя центрами прокладывается более прочная связь. Тогда в последующем, если по какой-нибудь при­чине будет вызвана одна из вибраций, вызывается дру­гая вибрация. Это соответствует процессу вызывания од­ной идеи при помощи другой»3. Таким образом, ассо­циации являются пассивным отражением нервных свя­зей в мозгу. Сочетаются собственно не ощущения или идеи, а состояния мозга, которые сопровождаются ими — вибрации. «Вибрации должны заключать в себе ассоциа­цию как свое следствие, а ассоциация должна указывать на вибрации как на свою причину»4. Поскольку нервные связи могут быть или одновременными, или последова­тельными, постольку, по Гартли, и ассоциации бывают только одновременными и последовательными: они есть чисто механические образования. На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памя­ти, понятия, суждения, произвольные движения, аффек­ты (страсти), воображение. При восприятии мы получа­ем ряд ощущений, которые соединены в силу того, что они объединены в самом предмете. Память — это воспро­изведение ощущений по ассоциации в том порядке и от­ношении, в каких они были получены. «Мы не обладаем способностью по желанию вызывать какую-либо идею,.

3 Английские материалисты XVIII века/Под ред. Б. В. Мееров-ского. В 3 т. Т. 3. М., 1968. С. 129. * Там же. Т. 2. М.. 1967. С. 299.


но можем вспомнить о ней, поскольку есть связь при по­мощи прежних ассоциаций с теми идеями, которые сей­час находятся в духе. Вид человека наводит на идею его имени»5. Если воспроизведение идей происходит без со­блюдения порядка прежних реальных впечатлений, тог­да мы имеем дело с воображением. Весь порядок вос­произведения идей происходит объективно без участия субъекта. Частные вопросы, связанные с памятью (ухуд­шение памяти у стариков, забывание душевнобольными после выздоровления событий, происходивших в период заболевания, трудность что-либо вспомнить в состоянии усталости и т. п.), Гартли объяснял грубо материали­стически из состояний мозга. Главы о мышлении у Гар­тли нет: рассматривается понимание слов и предложе­ний. Слово сводится к набору звуков, значение — это ка­кая-то постоянная часть чувственных образов. Например, значение слова «белизна» образуется в результате вы­деления постоянного чувственного комплекса многих ве­щей (молоко, бумага, белье и т. п.). Понимание слова — это образование ассоциации между словом и значением, устанавливается в детстве, а также в процессе обучения наукам. Суждение складывается из понятий.

В системе Гартли нет мышления как процесса. Рас­сматриваются истины в науках, которые пассивно отра­жаются сознанием на основе механизма ассоциации. Но­вые мысли — это только новые комбинации старых про­стых идей или разложение сложных. «Когда мы дости­гаем сознания общих истин, это значит, что эта истина по ассоциации переносится на все частные идеи, которые охватываются этой идеей. Опыт показывает нам, что, когда мы строим такие заключения, мы не обманываем­ся»6.

Проблема страстей занимает большое место в психо­логии Гартли. Страсти рассматриваются в качестве дви­жущей силы поведения. Аффекты, достигшие известной степени интенсивности, побуждают к различным дейст­виям и в этом смысле могут быть обозначены термина­ми желания или отвращения. Желание же и отвращение на той ступени интенсивности, когда они сильны, чтобы вызвать действие, называется волей. Так Гартли, подоб-

8 Английские материалисты... Т. 3. С. 134. 6 Там же. С. 136.


но всем предшественникам, частью различал, частью смешивал феномены, входящие в понятия чувствований, желаний и воли. Аффектов во врожденном состоянии не существует. Не существует врожденных дурных и благо­родных страстей. Страсти — продукт воспитания и воз­никают по механизму ассоциации между представлени­ем о вещи и аффекцией. Например, чувство страха пер­воначально неизвестно ребенку. Но, если однажды он испытает какой-то ущерб, «после этого идея страда­ния, оставшаяся в духе как воспоминание о полученном ущербе, ассоциируется с идеей обстоятельств, при кото­рой он получил этот ущерб...»7. Гартли дает классифи­кацию сложных страстей в соответствии с тем, откуда возникают удовольствие и страдание. Поскольку страсти выступают в качестве побуждений к действиям, знания об условиях воспитания страстей приобретают большое моральное значение: «на основе учения об ассоциациях мы узнаем, как беречь и улучшать хорошие аффекты и искоренять аморальные, исправлять то, что плохо»8.

С позиции ассоцианизма Гартли объясняет возникно­вение произвольных движений. По Гартли, от рождения в организме имеется набор первичных автоматизмов. Это движения, которые вызываются внешними раздра­жителями на основе врожденных готовых механизмов. Возбуждение каждого органа чувств всегда переходит в возбуждение соответствующей группы мышц. Если же раздражитель вызывает к тому же и ощущение, в мозгу одновременно возникают два очага (например, от осяза­тельного и от зрительного раздражителя), между кото­рыми в силу одновременности устанавливается ассоциа­ция. В дальнейшем одно зрительное впечатление вызы­вает соответствующее движение. Гартли различает три вида произвольных движений по степени легкости их вы­полнения: полупроизвольные, произвольные, вторичные автоматизмы.

Гартли дал естественное объяснение происхождения психических явлений. Эмоции, воля, интеллект, восприя­тие, память, воображение — «все они выводятся из внеш­них впечатлений, произведенных на внешнее чувство,. следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных свя-

7 Английские материалисты... Т. 3. С. 136.

8 Там же. Т. 2. С. 370.


зей посредством ассоциации, взятых вместе и действу­ющих друг на друга»9.

Важная роль в истории ассоцианизма принадлежит философу, историку и естествоиспытателю Дж. Пристли (1733—1804). Пристли популяризировал теорию Гартли, а также боролся с его противниками и вульгаризатора­ми, главным образом с шотландской идеалистической школой здравого смысла.

9 Английские материалисты... Т. 2. С. 272.

Глава IV

СТАНОВЛЕНИЕ

ЭМПИРИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ПСИХОЛОГИИ XVIII В.

В XVIII в. происходит становление эм­пирической психологии во Франции. Этот процесс про­исходил под определяющим воздействием теории Локка об опытном происхождении человеческого знания и в полемике с Р. Декартом, а также другими рационали­стами. У истоков французской эмпирической психоло­гии стоят крупнейшие мыслители — философы Просве­щения. Это философы материалисты, атеисты Ж. Ла-метри, К- Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также представители правого умеренного крыла Ф. Вольтер, Э. Кондильяк, Ш. Монтескье и левого радикально-демо­кратического крыла (Ж.-Ж. Руссо). XVIII век вошел в историю как век Просвещения и эпоха Великой фран­цузской революции. Наиболее существенные черты фран­цузской эмпирической психологии, отличающие ее от ан­глийской,— внимание к проблемам активности человече­ского сознания, указание на его обусловленность обще­ственными условиями — определяются этим временем как своей социальной базой.

Э. Кондильяк (1715—1780), которого Маркс и Эн­гельс называли «непосредственным учеником и француз­ским истолкователем Локка»'1, указал на ограниченность эмпиризма Локка: объяснив из опыта происхождение со­держания сознания, Локк не раскрыл происхождение самих психических процессов — действий рефлексии. От­вергая производимое Локком различение двух источни-

'  * Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 144.


ков опыта и признавая только один — ощущение, Кон-дильяк ставит целью своего самого известного произве­дения— «Трактата об ощущениях» — показать эмпири­ческое происхождение способностей, операций души. При этом он использовал следующий методический при­ем: вообразив статую, внутренне организованную подоб­но нам и обладающую духом, лишенным каких бы то ни было идей, не способную пользоваться ни одним из сво­их чувств, Крндильяк наделяет ее только обонянием и из него выводит все идеи и психические способности: внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение, болю. Осознавая гипотетичность своих по­строений, Кондильяк был убежден в истинности получа­емых выводов, которая подтверждается опытом. Схема рассуждений при этом такова. Статуя получает первое обонятельное ощущение — ощущение запаха. По мере повторения возникает опыт, который дает начало памя­ти. Ощущения бывают неодинаковой силы. Сильное на­личное ощущение приводит к сосредоточению на нем. Оно становится вниманием либо потому, что оно одно имеется налицо, либо потому, что оно сильнее всех дру­гих ощущений. Следовательно, внимание есть ощуще­ние2. С появлением памяти возникают два ощущения — прошлое и наличное. Постепенно внимание по отноше­нию к двум ощущениям дает сравнение. Результатом сравнения является выяснение отношения между идея­ми — суждение. Значит, суждение есть видоизмененное ощущение. Сравнение двух суждений дает рассуждение. Так, Э. Кондильяк прослеживает образование позна­вательных деятельностей. Удовольствие и неудовольст­вие— это обязательные эмоциональные спутники ощуще­ний. Если статуя получает обонятельные ощущения, свя­занные только с неудовольствием, она будет полна не­приятным запахом, но у нее не будет стремления осво­бодиться от него. Это стремление возникает лишь пос­ле того, как она будет знать другие — приятные — ощу­щения. Из их сравнения возникает потребность: это внутренняя неудовлетворенность статуи, стремление по­лучить удовольствие и избежать неудовольствия. При­рода потребностей вторична, они — результат познания.

* Против такой трактовки выступал Т. Рибо. См. об этом: Хре­стоматия по вниманию/Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. М, 1976. С. 70.


На основе потребностей возникает воображение как стремление восстановить оораз, отвечающий потребно­сти Потребность вместе с активным стремлением созда­ют в статуе желание или волю..

Таким образом, все деятельности души суть изме­ненные ощущения, их превращения. И все они являют­ся результатом только обоняния. Несмотря на полное одиночество статуи, в ней возникают человеческие чув­ства и мысли. Здесь Кондильяк полностью игнорирует социальную обусловленность сознания. Характерная для XVIII в. робинзонада выступает здесь в гипертрофиро­ванном виде.

Обладание другими ощущениями — вкусом, слухом, зрением, которыми Кондильяк наделяет затем статую, не меняет душевной жизни статуи. Коренным образом ее изменяет чувство сопротивления от соприкосновения, т. е. осязание. С осязанием ощущения, которые прежде переживались как собственные внутренние состояния, начинают проецироваться на внешний предмет и пре­вращаться в качества этого предмета. Таким образом, переход от своих ощущений к выводу о существовании других тел осуществляется не с помощью рассуждения, а посредством одного лишь ощущения. Ощущение твер­дости есть как бы мост, переброшенный между душой и внешними объектами. Представления об углах, расстоя­нии и других пространственных характеристиках мира человек получает в опыте осязания. Опыт же дает зна­ния о временных отношениях. Так, опираясь на осяза­ние, Кондильяк обосновывает существование объектив­ной реальности. Этому же служит складывающийся в опыте вывод о зависимости существования статуи от внешних вещей. Развиваемая Кондильяком теория вос­приятия имеет сходство с теорией Беркли и разделялась всей эмпирической психологией.

В трактовке мыслительных процессов — суждении, умозаключении — Кондильяк, как и другие философы-материалисты, стоял на позициях материалистического-сенсуализма, по существу, не отличая ощущения от мыш­ления. Мышление, по Кондильяку, не только основыва­ется на ощущении, но «суждение, размышление, жела­ние, страсть и т. п. представляют собой не что иное, как само ощущение в различных его превращениях»3.

8 Кондильяк Э. Соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1982. С. 192. ПО


Такова эмпирическая теория Кондильяка, сущность которой хорошо передает название одного из парагра­фов его книги «Трактат об ощущениях»: человек есть не что иное, как то, что он приобрел. В трудах Кондильяка много отдельных тонких замечаний, которые касаются важных психологических проблем. Так, рассуждая о способе существования в сознании идей, о месте их «хра­нения», Кондильяк отмечает: «...идеи, как и ощущения, представляют собой состояния души. Они существуют постольку, поскольку модифицируют ее; они перестают существовать, как только перестают ее модифицировать. Искать в душе идеи, о которых я совсем не думаю, зна­чит, искать их там, где их никогда не было»4. Эти мысли Кондильяка перекликаются с современными спорами о природе психического в связи с проблемой идеального и близки той точке зрения, согласно которой психическое отражение есть идеальное явление объектов субъекту и только в этом явлении существует.

Кондильяк замечает, что многое из того, что проис­ходит в нас, ускользает от самонаблюдения. Вообще «мы представляем себе искаженно то, что происходит в нас»5. Поэтому необходимо известное искусство, что­бы «...распознать все то, что в нас имеется»6. В этих за­мечаниях указывается на трудности самонаблюдения.

Опираясь на новейшие успехи в медицине и естество­знании, в том числе голландского врача и естествоиспы­тателя Г. Бургаве, эволюционные идеи Ж. Бюффона, классификацию растений К. Линнея и др., врач и фило­соф Ж. Ламетри (1709—1751) защищал естественнона­учный подход к проблеме человека и его психике. Маркс назвал его «центром» механистического французского материализма XVIII века7. Нацеленность на факты ес­тествознания против умозрения составляет нерв всех рассуждений Ламетри. Ламетри отвергает дуализм Де­карта и приписывает материи наряду с протяженностью способность к движению (движущую силу) и способ­ность к ощущению, а также к мышлению. Нет души как особой субстанции: сама организация мозговой ткани свободно вызывает эти свойства (активность, чувстви-

Кондильяк Э. ... Т. 3. С. 222.

• Там же. С. 31.

• Там же. С. 29.

7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 140.


тельность, мышление). Животные, по Ламетри, имеют способность чувствовать. Мнение Декарта о том, что животные — простые машины, он называет нелепой тео­рией. Основываясь на аналогии внутренней организа­ции тела человека и, в том числе, в строении мозга, за­щищая идею естественности человека, рассматривая его как часть природы, Ламетри указывает на преемствен­ность в развитии от животных к человеку (трактат «Че­ловек— растение»). Растения, животные и человек об­разуют «лестницу с незаметными ступенями, которые природа незаметно проходит последовательно одну за другой, никогда не перепрыгивая ни через одну ступень-ку>8. Это понимание человека делает излишней идею бога как его творца. Ламетри сознавал, что «изучение природы будет неизменно создавать неверующих лю­дей»9.

Поскольку человек — высшая ступень в развитии природы, его душа, хотя она «из того же теста и также сфабрикована, все же она далеко не того же качества, что душа животных» |0. Источник превосходства челове­ка над животными Ламетри объясняет натуралистиче­ски: «организация является главным преимуществом че­ловека» и. Другим условием, объясняющим специфику человека, является образование и воспитание. Самый процесс воспитания Ламетри трактует крайне механи­стически: «все сводится к звукам или словам, которые из уст одного через посредство ушей попадают в мозг другого...»12.

В трактате «Человек—машина» Ламетри развивает идеи о зависимости душевных способностей от телесной организации и заключает: «Человека можно считать весьма просвещенной машиной!.. Душа —это лишенный содержания термин, за которым не кроется никакой идеи и которым здравый ум может пользоваться лишь для обозначения той части нашего организма, которая мыс­лит» |3. Конечно, Ламетри не отождествляет человека с машиной, выражение «человек— машина» не больше, чем метафора, с помощью которой он пытается объяс-

Ламетри Ж. Соч. М., 1976. С. 258.

9 Там же. С. 224.

10 Там же. С. 260.
» Там же. С. 211.

12 Там же. С. 207.

13 Там же. С. 226.


нить все самые сложные проявления человека, в том чис­ле сознание. Однако механистическая трактовка вопро­са обусловленности сознания телесной организацией вме­сте с такими формулировками, как «люди являются жи­вотными и ползающими в вертикальном положении ма­шинами»14, «человек является машиной»15 и т. п., при­водит к крайнему упрощению проблемы соотношения психики с ее материальным субстратом.

Дальнейшее углубление механицизма в ее трактовке произо­шло у последнего представителя французского материализма эпо­хи Просвещения П. Кабаниса (1757—1808).   В своем труде «От-ношения между физической и нравственной природой человека» он-поставил задачу «разоблачить тайны человеческой природы» путем, обращения к физиологическим основаниям для объяснения способ­ностей, характера, нравов людей и народов и пришел к следую­щему выводу: «Чтобы составить себе точное понятие об отноше­ниях, результатом которых является мысль, следует рассмотреть. головной мозг как отдельный орган, предназначенный исключитель­но для ее производства, подобно тому, как желудок и кишки: совершают пищеварение, печень вырабатывает желчь, околоушная, подчелюстная и подъязычная железы отделяют слюну. Впечатле­ния, дойдя до мозга, возбуждают в нем деятельность, подобно-тому, как пища, попадая в желудок, вызывает в нем более обиль­ное отделение пищеварительного сока и движения, способствую­щие ее растворению. Отправление первого состоит в сознания-каждого отдельного впечатления, в выражении его знаком, в соче­тании различных впечатлений, в сравнении их между собой, в со­ставлении суждений, подобно тому, как отправления второго со­стоят в действии на питательные вещества, вызывание его к дея­тельности, в растворении их, в уподоблении соков нашей природе... головной мозг в некотором смысле переваривает впечатления,. ...он органически выделяет мысль»16. Эти идеи сделали Кабаниса предшественником вульгарного материализма XIX в. Однако, оце­нивая их исторически, необходимо признать, что их атеистическая; и материалистическая направленность имели прогрессивное зна­чение ,7.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.