Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 7 страница



Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные страсти появляются в душе при ее соедине­нии с телом и суть следующие шесть: удивление, же­лание, любовь, ненависть, радость, печаль, Их назначе­ние— сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Они приобщают нас к истинным благам, если возникают на истинном основании, и совершенствуют нас. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни.

Значение страстей велико. Они обеспечивают един­ство тела и души, «... приучают душу желать признан­ного природой полезным»29. От них зависит наслажде­ние жизнью. Однако страсти имеют и недостатки. «Страсть не всегда приносит пользу, потому что име­ется много как вредных для тела вещей, не вызыва­ющих сначала никакой печали и даже радующих чело­века, так и других действительно полезных, но сначала неприятных вещей. Кроме того, добро и зло, связанные с этими вещами, кажутся более значительными, чем это есть на самом деле; они побуждают нас домогаться одно-

28 Декарт Р. Избранные... С. 609. м Там же. С. 624.


го и избегать другого с большим, чем следует, рвени­ем»30. Отсюда возникает задача воспитания страстей Декарт уверен в неограниченных возможностях челове­ка в отношении воспитания страстей: «...люди даже со слабой душой могли бы приобрести неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложи­ли достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими»34. Однако на страсть нельзя воздейст­вовать непосредственно: недостаточно одного желания для того, чтобы вызвать в себе храбрость или уничто­жить страх. Средствами в борьбе с нежелательными стра­стями являются разум и воля. От разума зависит зна­ние жизни, на котором основывается оценка предметов для нас, а от воли — возможность отделить мысль о предмете от движений животных духов, возникших от этого предмета и связать их с другой мыслью о нем. Воля может не подчиниться страсти и не допускать дви­жений, к которым страсть располагает тело. Например, если гнев заставляет поднять руку, чтобы ударить, воля может ее удержать; если страх побуждает ноги бе­жать, воля может их удержать, «приводя» доводы, убеж­дающие в том, что объект страсти сильнее, чем на са­мом деле. Так определенные суждения о добре и зле, т. е. бесстрастный компонент, своей духовной силой противодействуют телесному механизму, который дейст­вует по механическим законам. Если можно отложить действие, то в состоянии страсти полезно воздержаться от решения и заняться вопросами, пока время и досуг не помогут успокоиться волнению крови. Лучшим сред­ством овладения страстями является опыт. Следует вос­питывать у себя привычку поступать в жизни согласно определенным правилам. Практика обдумывания своих поступков в конце концов позволит и в неожиданных ситуациях действовать вполне однозначно.

Психология Б. Спинозы

Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Б. Спиноза (1632—1677). По оценке Гегеля, он снял дуализм, имеющийся в философии Декарта. Главное со-

30 Декарт Р. Избранные... С. 662.

31 Там же. С. 623.


чинение Б. Спинозы — «Этика». Название отражает эти­ческую направленность книги. Основная цель сочине­ния— помочь человеку выработать линию индивидуаль­ного поведения, открыть путь к свободной жизни. Эту задачу Спиноза стремился решить философски обосно­ванным путем. Книга изложена геометрическим спосо­бом, в виде лемм, теорем и др. Все начинается с по­нятия «субстанция». Здесь же начинается расхождение во взглядах Спинозы и Декарта. В отличие от Декарта Спиноза разработал монистическое учение. Есть одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя. Она в самой себе содержит необходимость существования. «Су­ществование субстанции и ее сущность — это одно и то­же» 32. Спиноза различает сущность и существование. Сущность — это характеристика веши, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование — это есть она или нет. Все отдельные конечные вещи характери­зуются расхождением между сущностью и существова­нием. О каждой отдельной вещи можно сказать, что ее бытие случайно; в своем существовании она всецело де­терминирована извне. Субстанция в отличие от конеч­ных вещей содержит в себе существование, т. е. ей свой­ственно существовать. Из того, что сущностью субстан­ции является существование, Спиноза заключает о мно­гих ее свойствах. В отличие от отдельных вещей, она ни­чем не производится, она не сотворена, существует в силу самой себя, а не в силу другого какого-нибудь су­щества, она вечна, бесконечна, одна, в отличие от мно­жественности конкретных вещей. В ней нет целей, она действует только по необходимости, т. е. в соответствии с объективными закономерностями. Каждое из этих по­ложений доказывается в теоремах. Субстанцию Спиноза называл богом или природой; природа отождествляется с богом в том смысле, что является абсолютно самостоя­тельной и ничем не обусловленной, не сотворенной и веч­ной. Природа должна быть объяснена из себя самой. Понятие «субстанция» у Спинозы выступает как выра­жающее бытие вне нас существующей природы. Для бо­га в обычном смысле этого слова в системе Спинозы не остается места. Если Декарт объясняет существование материи актом божественного творчества, Спиноза ут-

32 Спиноза Б. Этика. М, 1936. С. 19.


верждает, что природа не нуждается в первоначальной причине. Это материализм.

Из бесконечной полноты природы логически должно проистекать бесконечное количество ее атрибутов (свойств), каждое из которых выражает некоторую сущность субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута — протяжение и мышление: «...субстанция мыслящая и субстанция протяженная составляют одну и ту же субстанцию, понимаемую в одном случае под одним атрибутом, в другом — под другим»33.

Каждая вещь как единичное проявление, частичка субстанции (ее модус) также имеет два атрибута: про­тяжение и мышление. Под атрибутом протяжения мы видим вещь как тело, со стороны мышления она высту­пает как идея этой вещи, ее духовная сторона, душа вещи. Поэтому они строго соответствуют друг другу. «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь ве­щей»34. Из сказанного, отмечает Спиноза, становится понятно не только то, что человеческая душа соединя­ется с телом, но также и то, что должно понимать под единством тела и души. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом — протяжения. Поэтому порядок и связь состояний тела, происходящих под влиянием взаимодействия с другими вещами, сообразны с тем, в каком порядке и связи рас­полагаются в душе представления и идеи вещей в виде представлений, ощущений, воли и других психических процессов.

Так Спиноза разрешил дуализм Декарта. В отличие от Декарта человеческое мышление он считал естествен­ным свойством, проявлением мышления как атрибута всей субстанции. Протяженность и мышление не воздей­ствуют друг па друга (как у Декарта), а соответству­ют друг другу и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции.

Оба атрибута действуют совместно в каждом явле­нии согласно вечной необходимости, которая есть при­чинная связь в природе. Поэтому порядок и связь идей таковы же, как порядок и связь вещей.

33 Спиноза Б. Этика... С. 41.

34 Там же.


У Спинозы есть указания на разную степень совер­шенства животных и человека. Из этого следует, что мышление как атрибут субстанции нельзя представлять по образцу и подобию человеческого мышления. Чело­веческое мышление — это частный случай мышления как атрибута субстанции. В природе существуют разные формы мышления. Степень совершенства мышления Спиноза связывает с большей или меньшей способ­ностью тела к действию: мышление выступает функци­ей действия тела в мире вещей. Такая трактовка начи­сто отвергает параллелистическое толкование учения Спинозы, ибо мышление объясняется не из структурно-анатомической организации, а связывается с формой действия в мире внешних тел. В домарксистской фило­софии это — высшее материалистическое решение проб­лемы духа и материи и представляет выход из тупика дуализма. Система Спинозы — материалистический мо­низм. Субстанция протяженная, и она же может мыс­лить. Нет особой духовной субстанции. Однако пробле­му соотношения материи и мышления Спиноза не мог разрешить до конца. Единство материи и мышления мыслится вечным. В связи с этим возникают трудности с ответом на ряд вопросов: всякое ли проявление суб­станции имеет душу, какова функция (необходимость) психики и др.

На основе учения о субстанции Спиноза решает проблемы познания и аффектов. Различаются четыре способа приобретения познания: понаслышке либо па какому-нибудь другому произвольному признаку; от бес­порядочного случайного опыта; путем заключения от общего положения к частному случаю, по следствию — о причине и т. п.; непосредственное восприятие сущно­сти вещи через познание ее ближайшей причины. В «Этике» эти способы познания объединяются в три рояа познания. Первые два способа образуют познание .первого рода. Это мнение и воображение; существуют в форме образа. Это смутное искаженное познание: во всех этих случаях душа воспринимает внешние тела че­рез состояния собственного тела, так что в образах сме­шано то, что идет от вещей, и то. что — от своего тела. Продуктом познания первого рода являются также абстрактные, т. е. неполные, понятия отдельных вещей (например, понятие человека, лошади, собаки и т. п.). Познание второго рода — разум дает общие идеи о су-


щественных свойствах вещей. Они составляют основа­ние для наук. Их недостатком является отрыв от кон­кретных индивидуальных особенностей объектов, кото­рые они обозначают. Познание третьего рода — интуи­тивное познание. Дает знание сущности вешей, при ко­тором существенное и индивидуальное выступают в лх подлинном единстве в форме конкретных идей. Так Спи­ноза намечает движение познания от абстрактного к конкретному, развитое позже в диалектическом мате­риализме.

На основе монизма в учении о субстанции и учения о познании дается анализ аффектов По оценке Л. С. Вы­готского: «Именно Спиноза боролся за естественное де­терминистическое материалистическое причинное объяс­нение человеческих страстей. Именно он явился тем мыслителем, который впервые философски обосновал самую возможность объяснительной психологии челове­ка как науки в истинном смысле этого слова и начертал пути ее дальнейшего развития»35. Учение об аффектах включает вопросы: о происхождении и природе аффек­тов (определение, классификация), о человеческом раб­стве или о силе аффектов (оценка), о могуществе ра­зума или о человеческой свободе (о борьбе с аффекта­ми). Спиноза рассматривает аффекты как естественные проявления природы. «... Из природы человеческого те­ла необходимо следуют аффекты; из природы человече­ского духа следуют идеи этих аффектов; поэтому из су­щества человеческой природы необходимо следуют аф­фекты»36. Взятые под атрибутом протяжения аффекты — это состояния тела, в которых вследствие воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается дей­ствительная возможность этого тела существовать и дей­ствовать. Рассматриваемые иод атрибутом мышления аффекты — это ложная, внушенная окружающими веща­ми идея, в которой утверждается большая или меньшая,. чем на самом деле, способность тела существовать и действовать. Впоследствии это положение Спинозы о динамогенном влиянии эмоций получило эксперимен­тальное подтверждение.

Спиноза выделяет три основных аффекта: желание* удовольствие, неудовольствие. Подчеркиваются их раз­личия в зависимости от объектов, со стороны которых

35 Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1984. С. 297.

36 Спиноза Б. Этика... С. 46.


человек подвергается воздействиям. Из первичных аф­фектов образуется все многообразие страстей на основе трех принципов: путем изменения нашего представле­ния о предмете; через сопереживание, по ассоциации. Аффекты разных людей имеют индивидуальные чер­ты и отличаются настолько, насколько сущность одно­го человека отличается от сущности другого. Большое место занимает проблема оценки аффекта. Спиноза не согласен со стоиками в том, что аффекты абсолютно за­висят от человеческой воли и можно безгранично уп­равлять ими. Опыт учит, что для ограничения и обузда­ния аффектов требуются немалый навык и старание. В связи с этим отмечается сила, власть аффектов над людьми. Аффекты определяют действия и поступки че­ловека. По своей силе и ценности аффекты неодинако­вы. Есть аффекты, приносящие пользу,— удовольствие, веселость и т. п.— они увеличивают способности тела. Есть аффекты, приносящие вред,— сострадание, нена­висть и т. п.— они угнетают человека. Но независимо от этого различия все аффекты вводят человека в за­блуждение и ставят его в зависимость от вещей. «Че­ловеческое бессилие в укрощении и ограничении аффек­тов я называю рабством. Ибо человек, подверженный .аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следо­вать худшему»37. По мысли Спинозы, человеческое раб­ство не в могуществе страстей, а в том, что их могуще­ство сильнее, чем сила познания. Так как аффекты пре­пятствуют жизни согласно разуму, от них необходимо освобождаться, как необходимо освобождаться от вся­кого рабства. Поскольку невозможно приспособить к се­бе внешние нам вещи — все они не зависят от нас, толь­ко познание определяет наше могущество. С его по­мощью раскрывается истинная природа вещей. Но од­ного познания недостаточно. Из укрощения аффектов, замечает Спиноза, не возникает блаженства. При позна­нии высшего рода, т. е. второго и третьего рода, возни­кает новый особый аффект — высшее удовлетворение — блаженство, интеллектуальная любовь к миру. Возник­новение этого аффекта и составляет условие обуздания страстей. Так утверждается мысль о необходимости

37 Спиноза Б. Этика... С. 39.


единства аффекта и интеллекта, в противоположность отрицательной оценке роли чувств в познании, которой придерживался до него Ф. Бэкон.

Таким образом, свобода состоит не в том, чтобы слег. довать своим аффектам, как обычно думают, а в позна­нии необходимости и в подчинении этой необходимости. Свобода как идеал человеческой жизни есть плод по­знания. Спиноза заканчивает «Этику» словами: «Если же путь, который я показал ... и кажется трудным, од­нако все же его можно найти»38. В понимании Спино­зой свободы проявляется рационализм и созерцатель­ность.

Психология Спинозы — новый, важный после Декар­та, шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения. Вместе они составляют ра­циональную линию в трактовке сознания.

Глава II

ОФОРМЛЕНИЕ

ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ XVII В.

Развитие производства и науки потре­бовало, однако, новой теории, которой стал эмпиризм. Эта теория оформляется в Англии в связи с ее превра­щением в капиталистическую страну, вместе с развити­ем промышленности и опытного естествознания. Родо­начальником эмпирического направления явился Ф. Бэ­кон, продолжателем — Т. Гоббс. К. Маркс назвал его систематиком бэконовского материализма. Окончатель­но эмпиризм оформляется у Дж. Локка.

Т. Гоббс (1588—1679) выступил против учения Де­карта о двух субстанциях. Субстанция и тело означа­ют одно и то же, поэтому «бестелесная субстанция» суть слова, которые при соединении взаимно уничтожают од­но другое, как если бы человек сказал: «бестелесное те­ло». Под телесным бытием подразумевается существо­вание, без остатка определимое в отношении простран­ства, времени, числа и движения. Все так называемые чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи внутри вызывающего их объекта. То же и человек: свойственные ему явления сознания

38 Спиноза Б. Этика... С. 222.


нельзя отнести за счет души, они лишь проявления дви­жения тела. Человек — это тело в ряду бесчисленного множества природных тел. Его движения — это реаль­ность. Сознание — параллельно возникающие проявле­ния этих движений. Ощущения — это проявление дви­жений в наших органах чувств, которые возникают под влиянием внешних предметов. «Причиной ощущения яв­ляется внешнее тело (объект), который давит на соот­ветствующий каждому ощущению орган непосредствен­но (как при вкусе и осязании) или опосредованно (как при зрении, слухе, обонянии). Это давление, продолжен­ное внутрь посредством нервов до мозга и сердца, вы­зывает здесь сопротивление или обратное давление или усилие сердца освободиться. Так как это усилие направ­лено вовне, то оно кажется нам чем-то находящимся снаружи. И это кажущееся или этот призрак люди на­зывают ощущением»1. Удовольствие — это проявление движения в сердце.

Таким образом, психика — это тень реальных мате­риальных процессов, она — эпифеномен. Вывод являет­ся результатом механистического понимания соотноше­ния психики и мозга в духе параллелизма. Всю психи­ку Гоббс сводит к образам. Начало всех представле­ний— ощущение. Представление воображения — это ос­лабленные ощущения. Память — тоже представление, когда мы хотим обозначить, что оно отошло в прошлое. Понимание — это образ, который возникает под влия* нием слова. Мышление суть течение образов, связь представлений в соответствии с правилом ассоциаций. «ьсе представления суть движения внутри нас, явля­ющиеся остатками движений, произведенных в ощуще­нии, и те движения, которые непосредственно следуют друг за другом в ощущении, продолжают следовать в том же порядке и по исчезновении ощущения, так что если предыдущее движение снова имеет место и являет­ся преобладающим, последующее в силу связанности движимой материи следует за ним таким же образом, как вода на гладком столе следует в том направлении, в котором какая-либо капля ее водится пальцем. Одна­ко так как за одной и той же воспринятой вещью в ощу­щении иногда следует одна вещь, а иногда — другая, то с течением времени случается, что, представляя себе

* Гоббс Т. Левиафан. М., 1936. С. 40.


одну вещь, мы не можем сказать с уверенностью, какое будет наше ближайшее представление. Одно лишь мож­но сказать с уверенностью, а именно, что это будет не­что, следовавшее за имеющимся у нас представлением в то или иное время раньше»2. Таким образом, мышле­ние— это не особый, не сенсорный процесс: человече­ский ум не имеет никакого другого движения, кроме ощущения, представления и связи представлений. Идеи, которые не могут быть выражены в образах, пустые звуки. Гоббс ограничивает человеческое познание явле­ниями, что логически вытекает из установок эмпиризма и сенсуализма.

Составной частью психологических взглядов Гоббса является учение о способностях. Оно выступает в ост­ром политическом значении. Гоббс доказывает, что лю­ди не имеют врожденных преимуществ друг перед дру­гом, выступая тем самым выразителем интересов бур­жуазии, предоставляя ей научное обоснование для борь­бы с феодальной идеологией наследственных преиму­ществ.

Возникает вопрос о причинах, порождающих еже­дневно наблюдаемые различия в способностях и талан­тах. Физические различия между людьми, хотя и суще­ствуют, но они не настолько значительны, чтобы могли давать решающее преимущество одному человеку пе­ред другими людьми. Различия между людьми в отно­шении ума складываются прижизненно или в неоргани­зованной житейской практике без какого-либо метода и культуры обучения (природный ум, по терминологии Гоббса), или формируются путем систематического обу­чения наукам (по Гоббсу, благоприобретенный ум). По мысли Гоббса, если бы люди были поставлены в оди­наковые условия, они приобрели бы одинаковый ум. Однако в уме есть один компонент, по которому люди существенно отличаются друг от друга, собственно, даже и не умственный компонент, но неразрывно связанный с ним — некоторая активность, инициативность или, на­оборот, пассивность, индифферентность. «Причины раз­личий ума кроются в страстях ... ибо мысли играют по отношению к желаниям роль разведчиков и лазутчиков, ищущих путей к желанным вещам»3.

2 Гоббс Г. Левиафан... С. 47.

3 Там же. С. 80.


От эпифеноменализма Гоббса начинается бессубъ­ектная психология, в которой сознание рассматривается как картина механического сплетения его содержаний. Понятие «личность» не имеет психологического содер­жания и вводится для решения вопроса о вменяемости при рассмотрении совершенных человеком действий. Личностью является тот, чьи слова или действия рас­сматриваются как его собственные.

Настоящим «отцом» эмпирической психологии явля­ется Джон Локк (1632—1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный поли­тический деятель (К- Маркс назвал его защитником ин­тересов буржуазии и идеологом классового компромис­са 1688 г.). В 1690 г. вышло основное философское со­чинение Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме» (4-е изд., 1700 г.). Еще при жизни Локка книга была переведена на французский язык и оказала сильное влияние на развитие французской философии и психо­логии.

Целью Локка было исследование происхождения до­стоверности и объема человеческого познания. Все на­чинается с критики теории врожденных идей. Она на­правлена в основном против средневекового схоластиче­ского учения, которое признавало врожденность наибо­лее общих принципов и понятий, но также и против Де­карта. Всем доводам в защиту врожденности знания Локк противопоставляет положение о возможности до­казать его происхождение. Душу человека Локк рас­сматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с Чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк. впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все бо­лее и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления»4. Опыт имеет два источника. Первый источник Локк назвал ощуще­нием. Его объектом являются объекты природы, внеш-

* Локк Дж. Соч.: В 3-х т. Т. 1. М., 1985. С. 167.


ние материальные вещи; органом — внешнее чувство {зрение, слух и т. п.); продуктом — идеи. «Таким путем мы получаем идеи5 желтого, белого, горячего, холодно­го, мягкого, твердого, горького, сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами». Вто­рым источником является рефлексия,) внутреннее вос­приятие, деятельность нашего ума. Его объектом явля­ются идеи, приобретенные ранее; органом (или оруди­ем) — деятельности (способности, по терминологии Лок-ка) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, -рассуждение, желание и вся многообразная деятель­ность нашего ума); продуктом — идеи другого рода, ко­торые мы не могли бы получить от внешних вещей. Внутренний опыт дает как знания о внешнем мире, так еще в большей степени о нас самих.

Все идеи происходят или из одного, или из другого источника. Локк различает, но не отделяет их друг от друга: ощущение — начало познания, рефлексия возни­кает после и на основе ощущений. Следовательно, в ко­нечном счете ощущение является источником всякого знания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чув­стве» — этот сенсуалистический тезис, который выска­зывали еще Гоббс и Гассенди, защищает и материали­стически разрабатывает Локк. Деление опыта на внеш­ний и внутренний дало начало интроспективной психо­логии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция.

Идеи, по Локку, бывают простые и сложные. Про­стая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал всего знания и доставляются душе двумя указанными путями — через ощущение и рефлексию. С Локка начи­нается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания; простое первично, сложное вторично и производно от него. В учении о простых и сложных идеях Локк рассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, актив­ность познания.

Идеи мы имеем в душе. Им соответствуют качества в вещах. Локк различал три рода качеств: первичные,

5 Познание, по Локку, имеет дело с идеями, которые он опре­деляет как непосредственные объекты ума (духа).


вторичные» а также третичные, которые, по существу, сводятся к вторичным, так что основное различие про­изводится между первичными и вторичными качествами. Первичные качества — это реальные, совершенно неот­делимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Порождаемые ими простые идеи — плотно­сти, протяженности, формы и др.— точно воспроизводят их. Вторичные качества — это цвета, звуки, запахи и т. д., на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы ощущаем, и зависят от первичных, а именно от объема, формы, строения и движения частиц. «Пер­вичные качества есть подобия, вторичные считаются, но не бывают подобиями, третичные и не считаются и не бывают ими»6. Деление качеств на первичные и вторич­ные содержит возможность идеалистического отрыва ощущения от объекта. Как писал В. И. Ленин, «и Берк­ли, и Дидро вышли из Локка»7. При восприятии про­стых идей разум по большей части пассивен* «разум также мало волен не принимать эти простые идеи, ког­да они представляются душе, изменять их, когда они за­печатлелись, вычеркивать их и создавать новые, как ма­ло может зеркало не принимать, или изменять, или сти­рать образы или идеи, которые вызывают в нем постав­ленные перед ним предметы»8. Хотя Локк не всегда по­следователен и при описании простых идей рефлексии говорит о том, что ум часто бывает не вполне пассив­ным, все же в целом он верен тезису о пассивности по­знающего субъекта при восприятии простых идей: внеш­ние воздействия влияют на сознание, минуя деятель­ность познающего субъекта. Здесь же проступает мысль о том, что активность в познании является причиной от­хода от адекватного познания объекта. Современные исследования в области философии и психологии по­знания убедительно показали несостоятельность такого подхода. В них установка на предметно-ориентирован­ное познание оценивается как натуралистическая; для объяснения работы сознания привлекается механизм рефлексии.

В отличие от простых сложные идеи суть их сочета­ния, соединенные вместе под одним общим именем.

в Локк Дж. ... Т. 1. С. 190.

7 Ленин В. Я. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 127.

8 Локк Дж. ... Т. 1. С. 168.

4 -4. Я. Ждан                                                                                        97


Сложные идеи образуются умом произвольно в резуль­тате следующих действии: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение че­рез предшествующую абстракцию. Локк дал схему процесса обобщения, которое включает следующие опе­рации. Сначала эмпирически выделяются по возможно­сти все единичные объекты, о которых мы хотим полу­чить общее понятие. Эти объекты расчленяются на со­ставляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам. После этого идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагированием). Затем абстрагируются, т. е. выде­ляются, те идеи, которые повторяются во всех объектах. Эти идеи суммируют, что дает совокупность идей, со­ставляющую искомую нами сложную общую идею, ко­торая обозначается словом. Локкова теория восхожде­ния от простых идей к сложным путем выделения того общего, что имеют между собой единичные вещи и фак­ты, в течение долгого времени использовалась в прак­тике научного исследования. Однако этой теории свой­ственна ограниченность, упрощенная трактовка общего. Психологическую критику эмпирической теории обоб­щения дал В. В. Давыдов и противопоставил ей теоре­тическое обобщение9.

Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ас­социация идей» (само явление описывалось и раньше, еще в античности). По Локку, ассоциация — это невер­ное, т. е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родствен­ные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея...»10. Примерами являются все наши симпатии, ан­типатии, идеи домовых и т. п. Такая связь приобрета­ется в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени. Задача воспитания заключается в том, чтобы предупреждать у детей образование нежелательных связей сознания. Несмотря на то что Локк ввел поня­тие ассоциаций ограниченно, после него этот механизм

9 Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972; его же. Проблемы развивающего обучения. М, 1986. » Локк Дж. ... Т. 1. С. 451.


сознания получил наибольшую разработку, на базе ко­торой возникла и развивалась ассоциативная психоло­гия.

Локк рассматривает сознание как обязательный при­знак душевных явлений. «Невозможно, чтобы кто-ни­будь воспринимал, не воспринимая, что он воспринима­ет»1'1. Сознание рассматривается также как некая ду­ховная сила, которая объединяет наличные пережива­ния, делает из них личность. «Личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как тоже самое мыслящее существо, в разное время и в различных мо­ментах только благодаря сознанию, которое неотдели­мо от мышления» 12.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.