Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сейчас традиционная одежда даже в селениях встречается обычно лишь в сочетании с элементами европейского костюма. Среди христиан одежда евро­пейского покроя распространена шире, чем среди мусульман.. Прогрессивные силы Ливана ведут активную борьбу за унич



Сейчас традиционная одежда даже в селениях встречается обычно лишь в сочетании с элементами европейского костюма. Среди христиан одежда евро­пейского покроя распространена шире, чем среди мусульман.

Важное место в рационе ливанского крестьянина занимает бургуль(крупа из пшеницы), приправленный топленым бараньим жиром, оливковым маслом или кислым молоком— лябаном. Лябан делают из козьего или коровьего молока для того чтобы сохранить на зиму, его обезвоживают, скатывают комки и погружают в оливковое масло. Из козьего молока приготавливают также соленый сыр. В зависимости от сезона к хлебу, бургулю и лябану добавляются бобы, чечевица, маслины, различные овощи и фрукты.

Около половины калорий, получаемых средним ливанцем, приходится на хлеб и хлебные изделия. Хлеб выпекают в дере­венской пекарне или дома— в тануре— глиняной печи хлебо-булочные изделия. Тесто налепляют на внутренние стенки раскаленной печи, и через три минуты лепешки готовы. Обычные виды хлебных изделий— широкие или круглые лепешки. Выпекают также различные сладкие булочки с добавлением пряностей, фисташек, миндаля.

Мясо появляется на столе ливанского крестьянина сравнительно редко. Обычно это козлятина или баранина. Варе - круто просоленное баранье мясо сохраняется всю зиму и служит составной частью некоторых блюд.

Для арабов Ливана характерна моногамная семья, включающая мужа, жену и детей, но в некоторых глубинных районах страны еще встречается и большая патриархальная семья, в которой сыновья не отделяются от отца, продолжая вести с ним общее хозяйство.

Каждая из конфессиональных общин ведет свой религиозный календарь с особыми праздниками и постами. Христиане отмечают еженедельный праздник в воскресенье, а также общехристианские праздники: пасху, рождество и т. д., причем у православных, латов и протестантов одноименные торжества приходятся на разные числа. У мусульман еженедельный праздничный день — пятница. Они торжественно отмечают день рождения пророка Мухамеда, праздник жертвоприношения, праздник разговения после поста в месяц ладан и т. д. Шииты соблюдают траур в месяц мухаррам как память о своих великомучениках. Друзы собираются на еженедельную молитву по четвергам.

Прогрессивные силы Ливана ведут активную борьбу за уничтожение религиозной разобщенности. Все чаще праздник одной из общин становится поводом для торжеств и остальных. Еще важнее то, что весь народ отмечает гражданские национальные праздники Ливана: день независимости (22 ноября) и День эвакуации (31 декабря).

На какой бы ступеньке социальной лестницы ни находился ливанец, он стремится дать своим детям приличное образование, хотя обучение стоит немалых денег. Это стало традицией, которая особенно сильна в христианской общине среди состоятельной части мусульман. Наиболее известные университеты страны находятся в столице. Это Ливанский национальный университет, Ливанский арабский университет (филиал Александрииского), где преподавание ведется с пана­рабским уклоном. Университет св. Иоси­фа, созданный иезуитами, и Американ­ский университет. Последний (созданный в 1866 г.) состоит из 7 основных факультетов, гим­назии, музея и библиотеки. Ливанцев среди студентов немногим больше половины: остальные приехали из других арабских, многие из африканских и южноазиатских государств. Этот универ­ситет уже давно считается крупнейшим проводником американской идеологии и культуры на Ближнем Востоке.

Влиянием, выходящим за пределы страны, пользуется ливанская печать, ко­торая в основном сосредоточена в Бейру­те. В городе находятся более 200 имеющихся в стране типографий, издается более 40 ежедневных газет (в том числе четыре— на армянском язы­ке, две— на французском, одна— на английском), 50 еженедельников на че­тырех языках и около 100 различных журналов— больше, чем в любой дру­гой арабской столице. О ливанских газе­тах в Бейруте шутят, что они знают о любом событии за час до того, как оно произошло. И действительно, если в самом Ливане или другой арабской стране случилось что-либо важное, мест­ные журналисты проявляют верх оперативности. Уже через час-другой по городу бегают продавцы газет с экстрен­ными выпусками, стараясь перекричать сигналы автомашин. Ведущие газеты и журналы, издаваемые в Ливане, читают в Дамаске, Каире, Кувейте, Аммане и даже в Дакаре.

Ливанская литература— одна из са­мых развитых в арабском мире. Еще до первой мировой войны в ней началось сильное движение за отход от традицион­ных догм, связанное с именами таких известных писателей, как Халиль Джебран, Амин Рейхани, Михаил Нуайме и давшее начало ряду новых направлений, в том числе критическому реализму. В творчестве крупнейших современных ли­ванских прозаиков и поэтов: Аббуда, Ханна, Дакруба, Аш-Шиххаля— видное место занимают социальные и политиче­ские проблемы. В то же время в стране немало писателей, произведения кото­рых испытали влияние западного модер­низма.

На этом фоне успехи музыкального и драматического искусства выглядят скромнее, хотя ливанцы очень любят песни и танцы, а сельские праздники не обходятся без самодеятельных постано­вок. На весь арабский мир известно имя замечательной певицы Фируз— испол­нительницы народных песен, которая с успехом гастролировала в СССР, Фран­ции, Италии. Однако в стране еще мало постоянных театров, крупных музыкаль­ных коллективов. В кинотеатрах демон­стрируются в основном иностранные фильмы, а собственная кинематография пока еще слаба, хотя и существует с конца 20-х годов. В последнее время небольшие артистические труппы, орке­стры, музыкальные ансамбли сконцен­трировались вокруг телевидения.

Значительное развитие получили в Ли­ване изобразительное и прикладное ис­кусство, связанное с гражданским стро­ительством, кустарными промыслами, полиграфией. Распространены узорное ткачество, ковроделие, многоцветная вы­шивка, чеканка по меди, инкрустация костью и перламутром деревянных и металлических изделий.

Предприимчивость ливанцев находит свое отражение и в культурной жизни, национальном характере, которым при­сущи отсутствие косности, тяга ко всему новому, современному. Не трудно заме­тить, что ливанцы во всем предпочитают «модерн»— и в технике, и в одежде, и в архитектуре, и в живописи, и в музыке. Зачастую это вызвано чисто прагматиче­скими причинами, но нельзя пройти мимо того факта, что Ливан опережает многие другие арабские страны и по развитию просвещения, и по числу издающихся здесь газет, журналов и книг на душу на­селения.

 

 

Культура Иордании

Как отмечалось, в Иордании имеются две основные группы населения: оседлое и кочевое, между которыми переходную группу составляют полукочевники. Каж­дая из них обладает известными особен­ностями материальной и духовной куль­туры, общественного и .семейного быта.

Оседлое сельское население — фелла­хи, занимающиеся главным образом зе­мледелием, — живет в глинобитных до­мах и домах, сделанных из кирпича-сыр­ца. В горных районах страны, где много камня, крестьяне строят каменные дома на известковом растворе.

Основная пища феллахов — пресные лепешки, выпекаемые из ячменной или пшеничной муки грубого помола, крупя­ные и овощные похлебки, овощи.

Традиционные сельскохозяйственные орудия феллахов мало изменились со времен Арабского халифата. Это деревянное пахотное орудие с железным лемехом (михрат), треугольная моть (марр), короткий серп (минджал), молотильная доска (лух) или молотильные сани (мурадж) с каменными зубьями. Для приготовления муки служат каменные жернова, для изготовления оливкового масла и выжимки винограда —прессы (массара, бадд).

Современных сельскохозяйственных машин и тракторов в Иордании сравнительно немного. Это объясняется прежде всего тем, что их приобретение не под силу феллаху, а помещики не покупают их потому, что имеется значительное число безземельных или малоземельных крестьян, готовых в самых кабальных условиях обрабатывать вручную помещичьи земли.

На юге (в районе Маана) и на востоке Иордании живут кочевые племена. Своеобразной кочевой аристократией считаются верблюдоводы, полагающие, что гордое слово «бедуин» (обитатель пустыни) относится только к ним.

Кочевое жилище — черная палатка из козьей шерсти. В пище преобладали молочные продукты, по возможности дополняемые продуктами земледелия, а к праздникам — и мясными.

Одежда иорданцев, как оседлых, так кочевников, в основном сходна с одеждой сирийцев. Однако в отличие от них почти все мужчины носят головной плато который называется здесь хаса. С белый, с красными или черными клетками, с бахромой по краям, концы его свисают до пояса. Одежда иорданских женщин, даже повседневная, весьма красочна.

Вышивка — традиционный вид искусства Иордании. Сложные узоры вышивок очень украшают женскую одежду, пестрые, сочные и разнообразные краски неких костюмов отличают их от национальной одежды египтянок и сириек, для которых характерна однотонность. Горожанки теперь редко закрывают лицо темной вуалью, а в деревне этому обычаю не следовали и в прошлом.

В области просвещения, как и в других областях культурной жизни, Иордания получила тяжелое наследие от периода английского колониального господства, не так давно большинство жителей страны было неграмотно. В последние годы в области просвещения достигнуты некоторые успехи: принят закон об обязательном начальном образовании, которое является бесплатным. Однако проведение этого закона в жизнь наталкивается на трудности социального и экономического порядка. В Иордании в 1962 г. основано первое высшее учебное ведение — университет в пригороде Аммана — Джубейхе. В настоящее время Джубейхе - один из самых престижных ВУЗов страны. Тесно сотрудничает как с другими ВУЗами Иордании, так и многими другими учебными заведениями мира. В конце 1975 г. было принято решение о создании в Ирбиде еще одного университета — Ярмукского. В настоящее время в стране действуют более 40 государственных и коммерческих университетов.

До 1950 г. в стране практически не было организованной системы здравоохранения. Широко распространены были малярия, туберкулез, конъюнктивит, дизентерия, трахома. С 1950 г. начались работы по осушению болот в долине Иордана, которые служили главными рассадниками малярии; улучшило­сь водоснабжение, в некоторых городах стали хлорировать питьевую воду и проводить канализацию. Однако в сельских местностях медико-санитарное состояние продолжает оставаться на очень низком уровне. После израильской агрессии положение со здравоохранением резко ухудшилось в результате притока беженцев из оккупированных районов.

В иорданской литературе преобладает поэзия с сильным налетом сентиментализма. В прозе ведущее место занимает публицистика. Появляются новеллы и повести на социальные темы. В Иордании практически отсутствует театральное искусство. Нет киностудий, здесь демонстрируются исключительно иностранные фильмы, главным образом египетского и американского производства. В последние годы в Аммане проводятся выставки произведений иорданских художников. Ряд их полотен экспонировался в Москве.

В архитектуре Иордании сочетаются традиционные мусульманские и совре­менные формы. В этом смысле она во многом сходна с архитектурой соседних Сирии, Ирака и Египта. Для нее харак­терны красота линий, легкость сооруже­ний, говорящие о высоком мастерстве современных иорданских архитекторов. Одна из особенностей архитектуры — разнообразие стилей. В богатых районах Аммана запрещено строить дома, похо­жие друг на друга.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.