|
|||
Культура стран Леванта ( Сирия, Ливан, Иордания, Палестина)».Стр 1 из 5Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» Историко-филологический факультет
Предмет: ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ
Тема: «Культура стран Леванта ( Сирия, Ливан, Иордания, Палестина)».
Исполнитель: Студент группы 4 Из _________ ____________ Д.С. Мартынюк дата подпись Преподаватель: к.п.н., доцент __________ ____________ Д.В. Кузнецов дата подпись
Благовещенск 2020 г.
Культура стран Леванта ( Сирия, Ливан, Иордания, Палестина)». Термин «Левант», который впервые появился в английском языке в 1497 году, изначально обозначал весь Восток в целом или «средиземноморские земли к востоку от Италии». Слово заимствовано из французского, где слово levant переводится как «восходящий», так как оно обозначает регион, со стороны которого для Европы восходит солнце. Следует отметить, что это слово образовано от заимствованного из латинского глагола levare — вставать, восходить. Похожую этимологию можно обнаружить в греческом языке — Ἀνατολή (ср. Анатолия), в германских языках — Morgenland, которое буквально переводится как «утренняя страна», в итальянском (как например, Riviera di Levante, часть лигурийского побережья к востоку от Генуи), в венгерском — Kelet, испанском — Levante и каталанском — Llevant («место, где восходит солнце»). Примечательно, что латинское слово oriens («восток», буквально «восходящий»), от которого в русском языке произошли такие слова, как «ориентализм», «ориентальный», «ориентация» и т. д., образовано от глагола orior — «восходить». Культура Сирии В материальной культуре сирийцев сохраняется немало традиционного. Старинные орудия сирийских земледельцев — это деревянная соха с железным сошником, несколько различающаяся своей конструкцией в разных областях, а также у оседлых и полуоседлых крестьян, мотыга, бревнообразная борона, серп, усаженная осколками камня или гвоздями доска либо каменный каток для молотьбы, частые деревянные вилы для провеивания, небольшие водяные мельницы или ручные жернова для размола зерна. Ирригационных приспособлений два нория и насба. Нория — большое деревянное колесо, обод которого снабжен рядом ковшей. Оно устанавливается на берегу потока и приводится в движение напором воды; при этом ковши в нижнем положении наполняются, а в верхнем выливаются в желоб, ведущий к оросительному каналу. Насба — большой кожаный бурдюк с веревкой на блоке, поднимаемый силой тяглового животного; это сооружение характерно для равнинных потоков, течение которых недостаточно для вращения нории. Тягловые животные — верблюды, волы, лошади, ослы. Они же, кроме волов, используются как вьючные и верховые животные, а у оседлого населения — подчас запрягаются в двухколесную арбу. Типы крестьянских жилищразнообразны. Чаще они построены из глины или сырцового кирпича, в горных районах — из камня на глиняном или известковом растворе. Обычный крестьянский дом состоит из одной-двух комнат, иногда с террасой. Многие дома лишены двора и хозяйственных построек, причина — малоземелье феллахов, экономящих каждый клочок земли. На глинобитном полу дома — сложенный из камней очаг, дым от которого выходит в отверстие в крыше. Традиционная домашняя утварь ограничивается ватными тюфяками и одеялами, медной, глиняной посудой, корзинами, плетенными из пальмового листа. Едят сирийцы, сидя на полу, скрестив ноги, спят в холодное время также на полу дома, а в жару — на плоских кровлях домов, где не так душно. Жилище кочевников и передвижное жилище полукочевников — шерстяной шатер общеарабского типа. Традиционный тип городского жилица— каменные или кирпичные дома с плоской кровлей, выходящие на улицу глухими стенами, а фасадом обращенные во внутренний двор, который обычно вымощен камнем и обсажен декоративными и фруктовыми деревьями. В богатых домах внутренний двор обрамлен аркадой, в домах победнее лишь у одной из стен имеется терраса — ливан. Окна домов летом в жаркие часы, а зимой на ночь закрываются жалюзи; иногда они также забраны металлической сеткой для защиты от насекомых. Новые городские дома строятся главным образом из железобетона, с большими, из 5—7 комнат квартирами, Так как большинство семей многодетно. Обстановка жилища состоятельного горожанина выдержана обычно в восточном стиле: массивная мебель, ковры, блестящая посуда и украшения. Сельские жители чаще всего ходят в ниспадающих до пят полосатых рубахах — кунбаз или в более коротких рубахах и широких, но суживающихся ниже колен штанах. Нередко можно встретить сирийца в традиционной одежде кочевника: длинная широкая рубаха, распашной, часто украшенный позументами кафтан, сложенный по диагонали большой белый или клетчатый головной платок, перехваченный темным шерстяным жгутом (укаль). Обычно укалем обвивают голову дважды, но у людей побогаче встречаются тройные укали, затканные золотой нитью. Такие головные уборы носят не только кочевники, но и оседлые крестьяне, реже — горожане. По цвету одежды и орнаменту позументов можно определить, из какого района ее владелец. Женский костюм состоит из шаровар, рубахи, кофты или куртки, преимущественно из синей хлопчатобумажной ткани, и головного платка, повязываемого иначе, чем у мужчин. Очень красочна традиционная праздничная одежда женщин — разноцветные и вышитые платья, кофты, безрукавки, цилиндрические шапочки, покрывала. В городах основная масса населения одевается по-европейски, с подчеркнутой элегантностью. Но встречаются и женщины в национальной одежде и даже закрывающие лицо черным покрывалом, ношение которого в прошлом было для горожанок обязательно. Пища сирийской семьи, естественно, зависит от заработка кормильца. В бедных семьях в ежедневный рацион входят лепешки, молочные продукты, различные крупы и зелень; мясо едят один-два раза в неделю. В более зажиточных семьях к столу почти ежедневно подается баранина, говядина или птица. Славится закуска мазза, или меззе, в изготовлении которой сирийские кулинары достигли высокого искусства. Некоторые варианты ее включают до 30 компонентов: бобы, орехи, овощи, соусы, соленья и т. п. Очень популярны у сирийцев орехи, а также восточные сладости и фрукты. Пиво и спиртные напитки употребляются мало. Из-за большого выкупа за невесту (махр) сирийцы женятся поздно, обычно в 35—40 лет.Наряду с гражданским браком существует религиозный, по мусульманскому обряду. Обряды бракосочетания обставляются с большой торжественностью. В городах после выполнения религиозного ритуала бракосочетания или регистрации брака жених из состоятельно семьи приглашает невесту в открытую машину, украшенную разноцветным лентами и цветами, и в сопровождении таких же разукрашенных машин с родственниками и друзьями везет ее дальним маршрутом к себе домой, где продолжается торжество. Как показывает статистика, относительное число разводов уменьшается. Как правило, сирийские семьи многочисленны: в каждой 3—5 детей. Мать обычно не работает и занимается домашним хозяйством и воспитанием детей Дети воспитываются в духе почитана родителей и с раннего возраста помогают матери в ведении хозяйства и воспитании младших братьев и сестер. Слово мужчины (мужа, отца) — закон для семьи Все свободное от работы время родители стремятся провести в семье, вместе с детьми. Сирийцы чтут свои национальные обычаи, любят традиционное народное творчество. Так, они могут часами слушать песни и смотреть народные танцы. В то же время в городах, особенно среди молодежи, заметно увеличивается европейское влияние. Большой популярностью стали пользоваться театр и кино. Нехватка квалифицированных кадров в области образования и здравоохранения — наследие, оставленное Сирии колониализмом. Это одна из причин плохой, до недавнего времени, организации медицинского обслуживания населения. Но сейчас в этом направлении делается немало. За последние годы в стране создано большое число медицинских пунктов. Для малоимущих граждан введено бесплатное медицинское обслуживание. Система школьного образования в Сирии состоит из трех ступеней. Начальное образование в государственных школах является бесплатным и обязательным. Среднее образование не обязательно, но в государственных школах оно бесплатно. Школа отделена от церкви, однако имеются школы с богословским уклоном. Из наиболее крупных высших учебных заведений выделяются: Дамасский, Халебский, Латакийский университеты, Дамасский высший технологический институт. В Дамасском университете 12 основных факультетов. В нем обучается около 32 тыс. студентов, из них 7 тыс. иностранных, в основном из арабских стран. Среди студентов — 5 тыс. девушек. В Халебском университете обучается около 6 тыс. студентов. Около 26 тыс. молодых сирийцев получают высшее образование за рубежом. Сирия занимает одно из первых мест в мире по доле студентов в населении страны: на каждую 1000 человек приходится около 6 студентов. В Дамаске находится Арабская академия наук, основанная в 1919 г. Ее сотрудники изучают проблемы арабского языка, истории, литературы и культуры, координируя свою деятельность с академиями в других арабских странах. Сирия издавна славилась своим изобразительным и прикладным искусством. В средние века большое развитие получила резьба по дереву и камню, имевшая декоративное назначение. Высокого совершенства достигли изготовление тканей, керамики, художественного стекла, гравировка по стали и бронзе. Издавна известны сирийская мозаика и парча. В столице находится национальный театр, в котором ставятся пьесы сирийских и зарубежных авторов, а также кукольный театр. В консерватории, созданной в Дамаске в 1960 г., обучается около 200 студентов по классу фортепьяно, скрипки, виолончели, народных инструментов. Работает балетная школа, созданная с помощью советских специалистов. Развивается национальная кинематография. С 1966 г. началось производство короткометражных, главным образом документальных, фильмов. Современная сирийская литература, зародившаяся во второй половине XIX века, является частью арабской литературы, понимаемой как совокупность литератур всех арабских стран, объединенных общностью языка, сходством исторических судеб и единством классического культурного наследия. Первые представители современной литературы стремились к возрождению арабского языка и культуры, развитие которых почти четыре века тормозилось турецким господством. В произведениях этих литераторов звучали патриотические мотивы, призывы к свободе и независимости страны. Известные сирийские литераторы, такие, как Ханна Мина, Мухаммед Харири, Шауки Багдади, Мухаммед Камель, Салех Тамер, Фарес Зарзур, Сайд Хаурания, в своих произведениях показывают жизнь простых людей, тружеников города и деревни, их борьбу за свободу и независимость своей страны.
|
|||
|