Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культура стран Леванта ( Сирия, Ливан, Иордания, Палестина)».



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Благовещенский государственный педагогический университет»

Историко-филологический факультет

 

Предмет: ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

 

Тема: «Культура стран Леванта ( Сирия, Ливан, Иордания, Палестина)».

 

Исполнитель:

Студент группы 4 Из _________ ____________ Д.С. Мартынюк

                                      дата                            подпись

Преподаватель:

к.п.н., доцент          __________    ____________ Д.В. Кузнецов

                                      дата                          подпись

 

 

Благовещенск

2020 г.

 

Культура стран Леванта ( Сирия, Ливан, Иордания, Палестина)».

    Термин «Левант», который впервые появился в английском языке в 1497 году, изначально обозначал весь Восток в целом или «средиземноморские земли к востоку от Италии». Слово заимствовано из французского, где слово levant переводится как «восходящий», так как оно обозначает регион, со стороны которого для Европы восходит солнце. Следует отметить, что это слово образовано от заимствованного из латинского глагола levare — вставать, восходить. Похожую этимологию можно обнаружить в греческом языке — Ἀνατολή (ср. Анатолия), в германских языках — Morgenland, которое буквально переводится как «утренняя страна», в итальянском (как например, Riviera di Levante, часть лигурийского побережья к востоку от Генуи), в венгерском — Kelet, испанском — Levante и каталанском — Llevant («место, где восходит солнце»). Примечательно, что латинское слово oriens («восток», буквально «восходящий»), от которого в русском языке произошли такие слова, как «ориентализм», «ориентальный», «ориентация» и т. д., образовано от глагола orior — «восходить».

Культура Сирии

В материальной культуре сирийцев со­храняется немало традиционного. Ста­ринные орудия сирийских земледель­цев — это деревянная соха с железным сошником, несколько различающаяся своей конструкцией в разных областях, а также у оседлых и полуоседлых крестьян, мотыга, бревнообразная борона, серп, усаженная осколками камня или гвоздя­ми доска либо каменный каток для мо­лотьбы, частые деревянные вилы для провеивания, небольшие водяные мельницы или ручные жернова для размола зерна. Ирригационных приспособлений два нория и насба. Нория — большое деревянное колесо, обод которого снабжен рядом ковшей. Оно устанавливается на берегу потока и приводится в движение напором воды; при этом ковши в нижнем положении наполняются, а в верхнем выливаются в желоб, ведущий к оросительному каналу. Насба — большой кожаный бурдюк с веревкой на блоке, поднимаемый силой тяглового животного; это сооружение характерно для равнинных потоков, течение которых недостаточно для вращения нории.

Тягловые животные — верблюды, волы, лошади, ослы. Они же, кроме волов, используются как вьючные и верховые животные, а у оседлого населения — подчас запрягаются в двухколесную арбу.

Типы крестьянских жилищразнообразны. Чаще они построены из глины или сырцового кирпича, в горных районах — из камня на глиняном или известковом растворе. Обычный крестьянский дом состоит из одной-двух комнат, иногда с террасой. Многие дома лишены двора и хозяйственных построек, причина — малоземелье феллахов, экономя­щих каждый клочок земли. На глинобит­ном полу дома — сложенный из камней очаг, дым от которого выходит в отвер­стие в крыше. Традиционная домашняя утварь ограничивается ватными тюфяка­ми и одеялами, медной, глиняной посу­дой, корзинами, плетенными из пальмового листа. Едят сирийцы, сидя на полу, скрестив ноги, спят в холодное время также на полу дома, а в жару — на пло­ских кровлях домов, где не так душно.

Жилище кочевников и передвижное жилище полукочевников — шерстяной шатер общеарабского типа. Традиционный тип городского жили­ца— каменные или кирпичные дома с плоской кровлей, выходящие на улицу глухими стенами, а фасадом обращенные во внутренний двор, который обычно вымощен камнем и обсажен декоративными и фруктовыми деревьями. В бога­тых домах внутренний двор обрамлен аркадой, в домах победнее лишь у одной из стен имеется терраса — ливан. Окна домов летом в жаркие часы, а зимой на ночь закрываются жалюзи; иногда они также забраны металлической сеткой для защиты от насекомых. Новые городские дома строятся главным образом из желе­зобетона, с большими, из 5—7 комнат квартирами, Так как большинство семей многодетно. Обстановка жилища состо­ятельного горожанина выдержана обыч­но в восточном стиле: массивная мебель, ковры, блестящая посуда и украшения.

Сельские жители чаще всего ходят в ниспадающих до пят полосатых руба­хах — кунбаз или в более коротких руба­хах и широких, но суживающихся ниже колен штанах. Нередко можно встретить сирийца в традиционной одежде кочевни­ка: длинная широкая рубаха, распашной, часто украшенный позументами кафтан, сложенный по диагонали большой белый или клетчатый головной платок, перехва­ченный темным шерстяным жгутом (укаль). Обычно укалем обвивают голову дважды, но у людей побогаче встреча­ются тройные укали, затканные золотой нитью. Такие головные уборы носят не только кочевники, но и оседлые крестья­не, реже — горожане. По цвету одежды и орнаменту позументов можно опреде­лить, из какого района ее владелец. Жен­ский костюм состоит из шаровар, рубахи, кофты или куртки, преимущественно из синей хлопчатобумажной ткани, и голов­ного платка, повязываемого иначе, чем у мужчин. Очень красочна традиционная праздничная одежда женщин — разно­цветные и вышитые платья, кофты, безру­кавки, цилиндрические шапочки, покры­вала. В городах основная масса населения одевается по-европейски, с подчеркнутой элегантностью. Но встречаются и жен­щины в национальной одежде и даже закрывающие лицо черным покрывалом, ношение которого в прошлом было для горожанок обязательно.

Пища сирийской семьи, естественно, зависит от заработка кормильца. В бед­ных семьях в ежедневный рацион входят лепешки, молочные продукты, различные крупы и зелень; мясо едят один-два раза в неделю. В более зажиточных семьях к столу почти ежедневно подается барани­на, говядина или птица. Славится закуска мазза, или меззе, в изготовлении которой сирийские кулинары достигли высокого искусства. Некоторые варианты ее вклю­чают до 30 компонентов: бобы, орехи, овощи, соусы, соленья и т. п. Очень попу­лярны у сирийцев орехи, а также восточ­ные сладости и фрукты. Пиво и спиртные напитки употребляются мало.

Из-за большого выкупа за невесту (махр) сирийцы женятся поздно, обычно в 35—40 лет.Наряду с гражданским бра­ком существует религиозный, по мусуль­манскому обряду. Обряды бракосочета­ния обставляются с большой торжествен­ностью. В городах после выполнения религиоз­ного ритуала бракосочетания или реги­страции брака жених из состоятельно семьи приглашает невесту в открытую машину, украшенную разноцветным лентами и цветами, и в сопровождении таких же разукрашенных машин с родственниками и друзьями везет ее дальним маршрутом к себе домой, где продолжается торжество. Как показывает статистика, относительное число разводов уменьшается.

Как правило, сирийские семьи многочисленны: в каждой 3—5 детей. Мать обычно не работает и занимается домашним хозяйством и воспитанием детей Дети воспитываются в духе почитана родителей и с раннего возраста помогают матери в ведении хозяйства и воспитании младших братьев и сестер. Слово мужчины (мужа, отца) — закон для семьи Все свободное от работы время родители стремятся провести в семье, вместе с детьми.

Сирийцы чтут свои национальные обы­чаи, любят традиционное народное твор­чество. Так, они могут часами слушать песни и смотреть народные танцы. В то же время в городах, особенно среди моло­дежи, заметно увеличивается европейское влияние. Большой популярностью стали пользоваться театр и кино. Нехватка квалифицированных кадров в области образования и здравоохране­ния — наследие, оставленное Сирии ко­лониализмом. Это одна из причин плохой, до недавнего времени, организации меди­цинского обслуживания населения. Но сейчас в этом направлении делается нема­ло. За последние годы в стране создано большое число медицинских пунктов. Для малоимущих граждан введено бесплат­ное медицинское обслуживание.

Система школьного образования в Си­рии состоит из трех ступеней. Начальное образование в государственных школах является бесплатным и обязательным. Среднее образование не обязательно, но в государственных школах оно бесплатно. Школа отделена от церкви, однако име­ются школы с богословским уклоном. Из наиболее крупных высших учебных заведений выделяются: Дамасский, Халебский, Латакийский университеты, Дамасский вы­сший технологический институт. В Да­масском университете 12 основных факультетов. В нем обучается около 32 тыс. студентов, из них 7 тыс. иностранных, в основном из арабских стран. Среди студентов — 5 тыс. девушек. В Халебском университете обу­чается около 6 тыс. студентов. Около 26 тыс. молодых сирийцев полу­чают высшее образование за рубежом. Сирия занимает одно из первых мест в мире по доле студентов в населении страны: на каждую 1000 человек прихо­дится около 6 студентов. В Дамаске находится Арабская акаде­мия наук, основанная в 1919 г. Ее сотруд­ники изучают проблемы арабского языка, истории, литературы и культуры, коорди­нируя свою деятельность с академиями в других арабских странах.

Сирия издавна славилась своим изобра­зительным и прикладным искусством. В средние века большое развитие получила резьба по дереву и камню, имевшая декоративное назначение. Высокого со­вершенства достигли изготовление тка­ней, керамики, художественного стекла, гравировка по стали и бронзе. Издавна известны сирийская мозаика и парча.

В столице находится национальный те­атр, в котором ставятся пьесы сирийских и зарубежных авторов, а также кукольный театр. В консер­ватории, созданной в Дамаске в 1960 г., обучается около 200 студентов по классу фортепьяно, скрипки, виолончели, народ­ных инструментов. Работает балетная школа, созданная с помощью советских специалистов. Развивается национальная кинематография. С 1966 г. началось про­изводство короткометражных, главным образом документальных, фильмов.

Современная сирийская литература, за­родившаяся во второй половине XIX века, является частью арабской литературы, понимаемой как совокуп­ность литератур всех арабских стран, объ­единенных общностью языка, сходством исторических судеб и единством класси­ческого культурного наследия. Первые представители современной ли­тературы стремились к возрождению арабского языка и культуры, развитие которых почти четыре века тормозилось турецким господством. В произведениях этих литераторов звучали патриотические мотивы, призывы к свободе и независи­мости страны. Известные сирийские литераторы, такие, как Ханна Мина, Мухаммед Харири, Шауки Багдади, Мухаммед Камель, Салех Тамер, Фарес Зарзур, Сайд Хаурания, в своих произведениях показыва­ют жизнь простых людей, тружеников го­рода и деревни, их борьбу за свободу и независимость своей страны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.