Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Диверсификация



6. Диверсификация

 В самом общем смысле диверсификация - это расширение сфер деятельности предприятия. Она является одной из самых сложных форм развития концентрации и означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.

Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.

В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера.

       В мировой практике хозяйственной деятельности диверсификация получила свое развитие с середины 50-х годов прошлого века и связана с процессом концентрации на межотраслевом уровне, вследствие чего монополистистические объединения превращаются в многоотраслевые комплексы, внутренние подразделения которой, как правило, не связаны между собой технологически. Таким образом, диверсификация всегда связана с проникновением отдельных предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной деятельности.

       Различают два вида диверсификации: связанная и несвязанная(конгломеративная). Несвязанная диверсификация представляет собой процесс охвата таких направлений деятельности предприятия, которые не имеют непосредственной связи с основным профилем его деятельности. Такой вид диверсификации реализуется в том случае, когда объективные причины интеграции или ограничены, или вообще отсутствуют, либо такая интеграция продиктована условиями конкурентной борьбы на рынке, либо рынок целевой (базовой) продукции данного предприятия находится в стадии спада. Поэтому такую диверсификацию еще называют «латеральной», означающей в переводе с латинского «боковой», т.е. в данном случае происходит интеграция с предприятиями, «расположенными сбоку» или удаленными от основной деятельности главного предприятия.

В условиях перехода страны на рыночные отношения актуальность диверсификации производства на предприятиях резко возрастает. Это связано со стремлением хозяйствующих субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить себя от банкротства и получить максимальную прибыль.

Диверсификация производства способствует:

- большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;

- более полному использованию ресурсов предприятия;

- наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами;

- проведению антимонопольной политики.

Непродуманная и экономически не обоснованная диверсификация может еще в большей мере усугубить финансовое положение любого промышленного предприятия.

Диверсификация производства зависит от многих факторов, прежде всего от типа производства. Диверсификация производства является наиболее эффективной, если она осуществляется на основе комбинирования производства.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.