|
|||
Концентрация5. Концентрация Эта форма организации производства предусматривает процесс сосредоточения выпуска одноименной продукции на крупных предприятиях. Масштабностью ее производства и определяется в первую очередь уровень его концентрации, который зависит от размеров единичной мощности основного технологического оборудования (машин, агрегатов, аппаратов), числа функционирующих однотипных технологических «цепочек» и режима работы предприятия. Процесс укрупнения и объединений осуществляется на основе таких видов концентрации, как агрегатная, технологическая, заводская и организационно-хозяйственная. Агрегатная концентрация предполагает увеличение единичной мощности технологического оборудования. Такая концентрация характерна практически для всех отраслей промышленности. Она достигается преимущественно интенсивным путем, т.е. применением более совершенных, с повышенной единичной мощностью двигателей, насосов, агрегатов. Технологическая концентрация проявляется в увеличении объемов производства продукции, достигаемой путем расширения масштабов ее выпуска на основе увеличения качества однотипного оборудования (монтаж и ввод в эксплуатацию параллельных технологических «цепочек»), а также за счет качественного совершенствования используемой техники (в том числе и агрегатной концентрации). Уровень технологической концентрации определяется как интенсивными, так и экстенсивными факторами. Заводская концентрация — это укрупнение предприятий, осуществляемое как за счет технологической концентрации, обеспечивающей увеличение числа однотипных производств (расширение предприятий), так и вследствие объединения нескольких родственных по профилю производства предприятий в одно, без существенных изменений в технологии и организации производства. Заводская - это наиболее сложная по своему характеру концентрация. Крупным предприятиям легче организовать производственный процесс, осуществить комплексную механизацию и автоматизацию, приобрести дорогостоящее оборудование. Продукция, произведенная на крупных предприятиях, дешевле из-за более низкой себестоимости, что позволяет извлекать дополнительную прибыль. Таким предприятиям легче выжить на рынке. Поэтому укрупнение - объективный процесс, к которому предприятия стремятся. В отдельных случаях заводская концентрация принимает форму организационно-хозяйственной концентрации, выражающуюся в создании производственных объединений и холдингов, т.е. на основе интеграции предприятий. При этом объединение предприятий осуществиться как путем горизонтальной, так и за счет вертикальной интеграции. Горизонтальная интеграция — это слияние двух и более предприятий, выпускающих однородную продукцию, являющихся по сути конкурентами на рынке. Основная цель такой концентрации — расширение собственной ниши рынка и вытеснение из него предприятий-конкурентов. Такая интеграция (горизонтальная) может осуществляться или путем слияния предприятий, производящих идентичную продукцию, но расположенных на разных географических территориях, что обеспечивает расширение географии рынка этой продукции или на основе слияния предприятий, осуществляющих выпуск сходных видов продукции, что приводит к расширению ее ассортимента на объединенном предприятии, обеспечивающему большую финансово-экономическую его стабильность на рынке. Вертикальная интеграция, обеспечивающая повышение концентрации производства, предполагает объединение нескольких разноотраслевых предприятий и по сути своей является самостоятельной формой организации производства, т.е. комбинированием. Любой вид концентрации производства обеспечивает увеличение размера (масштаба) предприятия, критериями оценки которого чаще всего выступают: • объем производства продукции за год; • среднегодовая численность рабочих, занятых на предприятии; • среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
Процесс развития концентрации производства в любой отрасли промышленности должен осуществляться с обязательным учетом объективных требований рыночной экономики. Поскольку чрезмерная концентрация производства приводит к формированию предприятий-монополистов, то это вызывает необходимость, во-первых, количественной оценки уровня концентрации производства в отраслях промышленности, а во-вторых, развития процесса формирования так называемого малого бизнеса, способствующего стабилизации потребительского рынка, преодолению монополизма, созданию конкуренции и других положительных результатов деятельности малых предприятий.
Оценку уровня концентрации производства в любой отрасли промышленности можно произвести с помощью показателя, называемого «индексом концентрации». При этом такой индекс определяется в двух вариантах: первый — оценивается удельный вес объема производства на четырех крупнейших предприятиях отрасли к общеотраслевому объему выпуска продукции (1), второй — удельный вес объема производства на десяти крупнейших предприятиях отрасли к общеотраслевому объему выпуска продукции (2). Эти индексы рассчитываются по выражениям:
(1) (2)
где Qi — годовой объем производства на i-м крупнейшем предприятии отрасли, млн. руб.; Q0 — годовой объем производства продукции по данной отрасли в целом, млн. руб. По показателю степени концентрации производства все отрасли могут быть распределены следующим образом: • при >15% и >90% – очень высокая степень концентрации, которая характерна для таких отраслей, как нефтедобывающая, газовая, нефтехимическая, энергомашиностроительная, подшипниковая промышленности и энергетика; • при >10% и >70% – высокая степень концентрации, которая преобладает в топливной промышленности, в черной и цветной металлургии, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении и других отраслях;
• при >5% и >50% – умеренная степень концентрации, которая характерна для химической, станкостроительной и инструментальной промышленности, приборостроения и других отраслей; • при <5% и <50% – слабая степень концентрации, которая имеет место в строительстве, строительной индустрии, лесной, текстильной, швейной, пищевой и других отраслях промышленности.
Высокий уровень концентрации производства, определяющий размер предприятия и его монопольное положение на рынке, обеспечивает ему определенные преимущества, с одной стороны, а с другой — обуславливает возникновение определенных недостатков в деятельности крупных предприятий. Положительными факторами укрупнения предприятий являются: • сокращение издержек производства за счет сокращения удельных постоянных затрат; • возможность осуществлять научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую и другую инновационную деятельность по развитию и повышению экономической эффективности производства; • более широкие возможности экологизации производства, в том числе и в результате расширения процессов использования образующих отходов производства.
Вместе с тем укрупнение предприятий может повлечь за собой и определенные недостатки, основными из которых являются: • усложнение процесса управления предприятием; • увеличение затрат на транспортировку материально-сырьевых ресурсов и готовой продукции в случае горизонтальной интеграции предприятий; • возникновение реальных возможностей монополизации производства.
Также следует иметь в виду, что усиление монополизации производства, монопольного положения предприятия по отношению к предприятию-монополисту является скорее преимуществом, а не недостатком. Рыночные преимущества таких предприятий очевидны и сводятся к тому, что на олигопольном рынке они являются диктаторами и условий поставки, и уровня рыночной цены, благодаря чему всегда имеют гораздо более высокие экономические показатели эффективности производства в сравнении с обычным предприятиями, не являющимися монополистами. Именно это обстоятельство обуславливает, несмотря на проводимую государством антимонопольную политику, экономические преимущества монополистов перед предприятиями-немонополистами.
|
|||
|