Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. Навязчивый рассказ о своих ситуациях, которые были связаны со стрессовым перевозбуждение, что негативным образом располагает к вам слушателя.



4. Интенсивное общение на чересчур интимные темы, которые переходят все социальные запреты в поведении.

5. Ошибочное добавление партнеру по беседе качеств вашего идеала во время формирования и распределения социальных ролей.

6. Слишком явное демонстрирование собственных достоинств или акцентирование внимания на недостатках человека.

7. Демонстрация авторитарности.

                    Стадия «вынужденной помощи»

Характеризуется потребностью в тесном общении. На начальном этапе стадии вы динамично пытаетесь отыскать партнера для общения. Появление эмоциональных и остальных признаков дистресса проходит с переменой интенсивности общения.

                        Стадия «перемены общения»

Выражается посредством уменьшения или повышения насыщенности общения, в котором преобладают позитивные или негативные составляющие социального взаимодействия.


     Позитивные составляющие социального взаимодействия:

· чувство обоюдной симпатии;

· способность определять лидера и склонность следования за ним;

· признание себя в качестве лидера.

     Негативные составляющие взаимодействия:

· формирование неприязни к нагрузкам различного характера, которые связаны с огромной ответственностью перед определенным кругом людей;

· утрата социальных установок личности;

· возникновение противостояния с лидером;

· нежелание нести ответственность за дело, если оно неличное;

· агрессивность, недоброжелательность и враждебность действий по отношению к окружающим, которые, по вашему мнению, представляют опасность.

                    Корректировка стрессового состояния

Психология стресса и методы коррекции такого состояния подразумевает сведение к минимуму или полное устранение факторов, провоцирующих психическое перенапряжение. Существует несколько основных методов корректировки психострессового состояния человека, которые помогают исправить недостатки психологии и поведенческие факторы.

      Основные методы коррекции стрессового перенапряжения:

· музыкальный;

· когнитивный;

· поведенческий;

· суггестивный;

· личностно-ориентированный.

                  

Музыкальный метод корректирования является фрагментом схемы терапии искусством и сочетается с остальными методиками корректировки эмоционального равновесия. Музыкотерапия с использованием музыки как средства корректировки эмоционального отклонения, расстройства речи или страха благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека. При этой терапии очень важно правильно подбирать музыкальные композиции.

Когнитивный метод коррекции перенапряжения ориентирован в первую очередь на проблемы избавления от стрессового возбуждения и содействуют переменам в понимании окружающего мира и себя. Основное внимание при использовании такого метода уделяется познавательной структуре психики. Главным фактором такого метода являются теории, которые описывают личность человека со стороны организации постижимых структур. Задачей такого метода является установление неосознанных категорий мышления и обучение новым методам мышления, оптимистичному восприятию окружающего мира и себя.

Поведенческий метод корректировки содействует развитию ранее не использовавшихся социальных умений, помогает преодолевать вредные привычки, избавится от эмоциональных травм и снять стресс. Такой метод используется для наработки новой модели поведения в сложных стрессовых ситуациях.

Суггестивный метод используется в качестве внушения и разъяснительных бесед, которые направлены на формирование позитивного и одобрительного отношения к себе. Эффект снятия перенапряжения вызванного стрессом основан на механизме целенаправленного самовнушения и релаксации.

Личностно-ориентированный метод. Этот метод предназначен для индивидуальной, групповой или семейной корректировки психологического стрессового перенапряжения. Такая коррекция стресса характерна такими основными методами, как внушение и убеждение.

С целью определить эффективность воздействия приведенных методов коррекции необходимо самонаблюдение, которое является основным элементом корректировки самоуправления.

                             Выделяют такие цели самоконтроля:

1. Научится воздействовать на когнитивные процессы.

2. Приучиться идентифицировать различные эмоции, оказывать им воздействие или не поддаваться им.

3. Научится управлять собственным поведением в сложных психологических ситуациях для достижения определенных целей.

Научитесь понимать себя и свое поведение во время сложных ситуаций, изменив отношение к нем. Это позволит более эффективно справляться со стрессовым перенапряжением и в дальнейшем не будет вызывать у вас подобных расстройств

       Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Проблема стресса является научной проблемой, на решении которой в последние годы были сосредоточены усилия учёных разных специальностей и направлений.

Профессия учителя связана с удовлетворением интеллектуальных потребностей. Поставив превыше всего интеллектуальные нагрузки, учитель подвергает организм бесконечным психическим перегрузкам. Работая, педагоги склонны игнорировать накапливаемые напряжения и усталость, забывая нужное правило: «Отдыхать нужно раньше, чем устал». Учителю нужно уметь не только восполнять свои ресурсы, но и мудро растрачивать их в течение учебного года. Для этого и необходимо иметь представление о природе стресса и способах саморегуляции, т.е. способности управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях. В связи с этим очевидно, что педагоги должны обладать знаниями о разнообразных проявлениях стресса, основных причинах его возникновения, его закономерностях, и, что самое важное, владеть эффективными методами его оптимизации. Стрессоустойчивость, защита своего физического и психического здоровья от влияния факторов стресса, во многом зависит от самого человека, его желания и умения пользоваться теми или иными методами и приёмами саморегуляции.

                        ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА

                          ПОНЯТИЕ О СТРЕССЕ

Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает стресс… Полная свобода от стресса означает смерть. Ганс Селье В первой половине 20 столетия в одном из европейских журналов от 4 июля 1936 года в разделе «Письма к редактору» появилась небольшая заметка молодого ученого Ганса Селье. Заметка состояла всего из 74 строчек и называлась «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Именно эта статья означает начало концепции стресса. Чуть позже американец Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» ввел термин «стресс» в физиологию и психологию. Стресс (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а так же соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом. Таким образом, это определение отражает то, что на каждое требование среды организм реагирует особым напряжением.

Стресс воспринимается происходящим и возникает в момент наиболее сильной реакции, выходящей из-под контроля. Проблема стресса заключается в том, что подобное проявление может быть выражено неординарно, сдержанно или вовсе не проявляться. При этом, стресс является одной из наиболее распространенных причин неблагополучия, страданий и неудач любого человека, потому, что современный стиль жизни – это постоянная спешка, нервы, эмоции.

Ганс Селье подчеркивал, что не надо этого бояться, стресс является обязательным компонентом жизни человека. Он может 6 как снижать, так и повышать устойчивость организма. Стресс проявляется и в любви, и в творчестве, безусловно, приносящих удовольствие и защищающих от ударов жизни. Радость, конечно, в исключительных случаях, приводит к трагическим последствиям, в большинстве же случаев она стимулирует к жизни.

Идеи стресса очень популярны в научном мире. Термин «стресс» широко применяется в биологии, устанавливая связь между физиологическими и психологическими явлениями. В психологии это понятие включает в себя понятия тревога, конфликт, эмоциональный дистресс, угроза собственному «Я», фрустрация, напряженное состояние и т. п.

С середины 20 столетия и по сегодняшний день теории и модели стресса интенсивно развиваются, каждая по-своему объясняя взгляды и установки на сущность стресса, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления. Попытка установления связи между генетическим складом (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, снижающими общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу была предпринята в генетически-конституциональном направлении.

 Оно представило свою теорию о способности организма сопротивляться стрессу. На эту способность влияют определенные защитные стратегии функционирования, которые не зависят от текущих обстоятельств. Психодинамическое направление в объяснении стрессов опирается на теории Зигмунда Фрейда, где он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов. Для описания результирующих симптомов этого состояния З. Фрейд ввел термин 7 «психопатия повседневной жизни». Интересными представляются теории конфликтов, в основе которых лежат социальные аспекты. Основные причины напряжения связаны с необходимостью членов общества подчиняться его социальным нормативам. Предупредить стресс можно предоставляя членам общества благоприятные условия для развития, свободу в выборе жизненных установок и позиций. Так же к профилактическим мероприятиям можно отнести устойчивость социальных отношений, распределение экономических благ и услуг в обществе, межличностное взаимодействие во властных структурах.

Социальные аспекты лежат в основе и таких теорий стресса, как эволюционная теория социального развития общества, экологическая теория (роль социальных явлений в обществе), теория жизненных изменений (в семье, на работе и т. д.). Одно из направлений рассматривало стресс как поведенческую реакцию на социально-психологические стимулы.

Модель физиологического стресса Г. Селье была модифицирована Б.П. Доренвендом. Они подходили к стрессу как к состоянию организма, который опирается на адаптивные и не адаптивные реакции. Факторами стресса понимаются социальные факторы: экономические или семейные неудачи, которые выступают как объективные события, которые нарушают (разрушают) или угрожают подорвать обычную жизнь индивида.

Они не обязательно негативные и не всегда ведут к объективному кризису. Обращает на себя внимание когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, которая основывается на положении о роли субъективной познавательной оценки угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса. Р. Лазарус говорил, что адаптация к среде определяется эмоциями, а когнитивные процессы обусловливают качество и интенсивность эмоциональных реакций.

 Предвосхищение человеком возможных опасных последствий воздействующей на него ситуации определялась автором как оценка угрозы. Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, имеют сложный характер: они включают не только относительно простые перцептивные функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, элементы прошлого опыта субъекта, его обучение и т. п. Р. Лазарус в своей теории подчеркивает необходимость разделения оценок угрозы от оценок процесса ее преодоления.

 Из чего делается вывод: – одинаковые внешние события могут являться или не быть стрессовыми для разных людей; – личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного субъекта; – одни и те же люди могут одно и то же событие в одном случае воспринимать как стрессорное, а в другом как обычное, нормальное. Это может быть связано с изменениями в физиологическом состоянии или в психическом статусе субъекта. Каждая из приведенных выше теорий и моделей стресса и многие другие теории внесли заметный вклад в развитие и понимание этого явления, но каждая из них имеет и свои ограничения. Большая часть этих ограничений прослеживаются при переключении с анализа стресса на каком-то одном уровне функционирования человека на более широкий, интегративный уровень анализа и представления о сущности стресса. Сегодня слово «стресс» находится на пике популярности и исследуется большим количеством ученых: психологов, физиологов, социологов, медиков.

 Ряд исследований доказывают, что он вызывает болезни сердечнососудистой системы и даже может привести к образованию раковых клеток. Другие доказывают, что такая встряска психики может привести к невралгии и депрессии.

Так или иначе, психологи призывают к борьбе со стрессом. С чего начать и что конкретно нужно 9 сделать, попробуем разобрать более детально. В своей книге «Стресс без дистресса» Ганс Селье рассматривал стресс как физиологическую реакцию на физические, химические и органические факторы.

Эти реакции доказывают, что:

1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.

2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.

 3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора. Сопротивляемость организма по отношению к повреждающим факторам Исходный уровень до начала воздействия Стадия тревоги Стадия адаптации Стадия истощения БОЛЕЗНЬ Время

 4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти. Г. Селье обобщил все результаты своих исследований и пришел к выводу, что развитие стрессовой ситуации проходит три стадии, который он назвал общим адаптационным синдромом.

 Первая стадия проявляется при первом появлении стрессора и носит название стадия тревоги. Для этой стадии характерны снижение уровня резистентности организма, нарушение некоторых соматических и вегетативных функций. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.

Вторя стадия, стадия резистентности (сопротивления), наступает при продолжительном воздействии стрессора, когда возникает необходимость поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.

Третья стадия – это стадия истощения. Наступает при нарушении механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов в период борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме. Эти три фазы развития стресса можно проследить на большом отрезке времени. Интенсивность реакций человека зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора.

 КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССА И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

 Истоки стресса находятся не в психике, а в мозге человека и он в одинаковой степени возникает у детей и у взрослых. У человека, попавшего в некомфортную ситуацию, которая так же может плохо для него закончиться, мозг автоматически начинает выстраивать защиту, т.е. происходит адаптация человека к изменяющимся условиям.

 Однако если сильные переживания не проходят в течение длительного времени, это может привести к психологическим и физиологическим неприятным последствиям для человека. Стресс может негативно отражаться на функционировании всех органов и систем, приводить к комплексным биохимическим и физиологическим нарушениям, например, повышенной утомляемости, снижению иммунитета, изменению массы тела, частым проявлениям недомоганий. Очень часто в такой период у людей ощущаются затруднения при дыхании, боли в сердце, напряжение в мышцах, неприятные ощущения при работе пищеварительных органов и т.д. При этом надо всегда помнить, что особенно опасны эмоциональные проявления стрессового напряжения, поскольку они затрагивают разнообразные стороны психики, эмоциональный фон и придают пессимистический оттенок. При продолжительном действии стресса может развиться депрессия, раздражительность, агрессия, гнев, появление аффективных состояний.

Психологический стресс обусловлен субъективными и объективными причинами. К субъективным причинам можно отнести:

 • несоответствие ожидаемых и реальных событий;

• стрессовые напряжения, развивающиеся от навязывания родительских программ, усложняющих жизнь ребенку и делая его поведение неадекватным;

 • стрессовые ситуации, вызванные эмоциями, провоцирующими на спонтанные действия;

• несоответствие виртуального и реального миров;

• стрессовые ситуации, связанные с убеждениями личности и неадекватными установками (на пессимизм или оптимизм, религиозными или политическими);

• невозможность реализации собственной актуальной потребности (сюда можно отнести физиологические потреб- 12 ности, потребности в безопасности, принадлежности, уважении, самореализации);

 • неправильная коммуникация (в т.ч. критика, негативные предубеждения, неправомерные требования и т.д.);

• неадекватная реализация условных сигналов. К объективным причинам развития стрессовых ситуаций можно отнести:

• условия жизни и работы (домашние проблемы, тяжелая работа и т.д.);

• взаимоотношения с другими людьми (близкими, коллегами по работе и незнакомыми людьми);

• экономические факторы;

• политические факторы;

• чрезвычайные ситуации и обстоятельства (серьезные заболевания, криминал, природные и социальные чрезвычайные обстоятельства).

 Субъективные и объективные причины стрессовых ситуаций могут привести к таким реакциям организма, как, например нарушение психомоторики, которое проявляется в дрожании рук, дрожании голоса, изменение ритма дыхания, нарушение речевых функций, замедление сенсомоторной реакции. К возникновению стресса может привести элементарное нарушение режима дня, сокращение сна, работа в ночное время, отказ от полезных привычек, неадекватные способы избавления от стресса. При этом часто наблюдаются профессиональные нарушения, т.е. увеличивается количество ошибок на работе, проявляющаяся в низкой продуктивности рабочей деятельности, хроническая нехватка времени, ухудшение точности при выполнении требуемых усилий. Эти факторы могут привести к нарушению социально-ролевых функций, что проявляется в снижении сензитивности, увеличении конфликтности, проявлении антисоциального поведения, нарушении сна, нехватке времени, повышенной утомляемости, спешке, проблемам при общении.

 Ежедневно люди сталкиваются с различными ситуациями и событиями, которые негативно на них влияют. Поступающий информационный поток так велик, что мозг активно начинает работать, стараясь его «разложить по полочкам».

Эта дифференциация проявляется в стрессе переработки мозгом информации. При этом задействуется, в основном, левое полушарие. Правое при этом простаивает, тем самым нарушая межполушарное равновесие. Возникает дефицит естественного транса, который характеризуется депрессией.

Информационный стресс пробуждает у нас негативные эмоции, такие как страх, тревогу, раздражительность. Очень распространенным сегодня среди людей всех стран и континентов является двигательный стресс.

В норме человек ежедневно должен проходить пешком 10 тысяч шагов. Современные технологии, многочасовое просиживание в офисах, за компьютерами не дает людям такой возможности. А ведь при ходьбе стимулируются активные точки стопы, усиливается кровоток во всем теле, и от работающих мышц мозг поддерживается в тонусе.

Неразрывно связанный с двигательным стрессом – стресс жителя мегаполиса. Он возникает в связи с тем, что, в основном, вся среда большого города для человека неестественна. Если раньше человек ложился спать с закатом, то сегодня искусственное освещение насильно растягивает продолжительность дня. Значение имеет так же пребывание на высоте более третьего этажа, что, безусловно, тоже приводит к стрессу (в дикой природе на таких высотах человек не жил). Далее – постоянный шумовой фон, чего, конечно же, не было в естественной среде человеческого обитания.

К зрительному стрессу приводит то, что раньше человек смотрел, в основном, вдаль, как птицы летают и стада пасутся, а сейчас, большую часть времени, в монитор компьютера. Человек так устроен, что для него неестественно перемещение со скоростью большей, чем он может развить сам.

Для него так же физиологичны только те расстояния, которые он мог бы пройти пешком. Отсюда возникает еще один стресс – это стресс скорости и расстояния. Сюда же можно отнести и реакцию на смену часовых поясов, которая называется десинхроноз, т.е. мы наблюдаем сбой всех физиологических ритмов.

Дефицит теплого, душевного контакта, поверхностное, формальное общение, к тому же скученность проживания приводят к возникновению эмоционального стресса и связанного с ним стресса постоянных изменений. Все стремительно изменяется в нашем мире. То, что раньше считалось устойчивым и незыблемым, в один миг может обрушиться. Нет уверенности в будущем, особенно с нарастанием финансово-экономических кризисов. Это состояние для человека является одним из самых больших стрессоров.

 Очень важной проблемой является рабочий стресс, который, по статистике, испытывают около трети работников. Четверть работников считают, что их работа является стрессовым фактором в их жизни. Три четверти работников считают, что всего каких-то 20-30 лет назад работа была не такой выматывающей. Многие также признают, что стресс является главной причиной текучести кадров. Немаловажными считаются условия труда, которые так же являются причиной рабочего стресса. Эти причины не являются единственными источниками стрессов, перечислять можно еще достаточно много. Но важнее понимать, что все эти воздействия не проходят для людей бесследно.

Стресс имеет склонность накапливаться, так как он – есть ответная реакция на происходящие изменения в нашей жизни. Наше тело и психика реагируют физически, эмоционально на всякие изменения в существующем положении вещей. Причём изменения не обязательно должны быть негативными, позитивные изменения также могут быть достаточно стрессовыми. Иногда мысль о предстоящих изменениях может вызвать стресс. Поэтому очень важно научиться сохранять спокойствие и выдержку. Первый, кому необходимо оказать антистрессовую помощь - Вы сами!    Существует множество вариантов разных классификаций стрессовых ситуаций. Приводимые нами варианты, носят относительный характер. Стрессы, которые испытывает человек, можно классифицировать следующим образом.

1. Эмоционально положительные стрессы и эмоционально отрицательные стрессы.

2. Кратковременные (острые) стрессы и долгосрочные (хронические) стрессы.

3. Физиологические (соматические, средовые) стрессы и психоэмоциональные стрессы. В свою очередь, физиологические стрессы можно разделить на:

• механические;

• физические;

• химические;

• биологические. Психоэмоциональные стрессы делятся на:

• информационные;

• эмоциональные.

Эмоциональные стрессы подразделяются на эмоционально положительные и эмоционально отрицательные стрессы (в зависимости от личного восприятия события). Например, такое важное событие, как свадьба у одного человека вызывает эмоции радости и состояние стресса и, одновременно, у другого человека — это неприятность, и абсолютно другой направленности стресс. Г. Селье обозначил полезный стресс понятием эустресс.

 Он может быть вызван позитивными эмоциями и является стрессом слабой силы, мобилизующей человека. Эустресс, вызванный позитивными эмоциями предполагает эмоциональное состояние, при котором человек осознает все предстоящие проблемы или задачи и знает, как их решить, предвкушая положительный результат. Эустресс мобилизует человека – это движущая сила в решении каждодневных задач, их планирования и необходим при полноценной жизни здорового организма. Это состояние именуется — «реакция пробуждения». Небольшой выброс адреналина нужен, чтобы быстро проснуться и настроится на предстоящий день, добраться до работы и с удовольствием, максимально эффективно поработать. По сути, данный вид стресса, сохраняет и поддерживает в нас жизнь. Когда мы рассматриваем эмоционально положительный стресс, то, он казалось, должен порождать положительные эмоции.

Однако, у людей со слабым здоровьем повышается шанс получить инфаркт или инсульт, например, от банального известия о выигрыше, т.е. эустресс может превратиться в деструктивный — дистресс, при низком индивидуальном сопротивлении организма либо спровоцированном конкретном обстоятельстве. Негативный вид стресса разрушает весь организм. Приступ данного вида стресса возникает, чаще всего, неожиданно, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем критического значения. При этом он может так же являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма, с последующим угасанием.

Такое состояние может приобрести хронический характер. Если мы говорим об отрицательных последствиях стресса (дистрессах), то автоматически считаем его эмоционально отрицательным. Кратковременные (острые) стрессы и долгосрочные (хронические) стрессы по-разному отражаются на здоровье человека. Острый стресс, как правило, проявляется быстро и неожиданно. Его крайней степенью является шок. Если человеку не удается справиться с ситуацией шока и он постоянно возвращается к ней, вспоминает пережитое, то острый стресс переходит в хронический. Более тяжёлые последствия для организма несет в себе долговременный или, так называемый, хронический стресс.

Он может наступить без стадии острого стресса, когда существуют постоянно действующие, казалось бы, малозначительные факторы — напряжённые отношения с кем-либо, неудовлетворённость какой-либо ситуацией и другие факторы постоянного действия.

Различают физиологический (соматический, средовой) и психоэмоциональный стресс. Стрессы физиологические возникают от колебаний параметров внешней среды — гравитации, влажности, температуры, а также от непосредственного воздействия на человека различного рода негативных факторов — холода, боли, голода, физических перегрузок и других. Можно выделить механический, физический, химический и биологический, физиологический, травматический и посттравматический стрессы. Повреждение целостности кожи и различных органов, различные травмы, ранения, операции, шоковое состояние вызывают механический стресс. Перегрев, переохлаждение, обморожение, ожог, воздействие радиации, невесомости или ускорения, голод, жажда, гипокинезия, иммобилизация приводят к физическим стрессам. Отравление действием ядохимикатов и их паров, загрязнением воздуха, воды или почвы, недостатком или избытком кислорода приводит к химическим стрессам. Вирусы, бактерии, токсины, грибы и их разновидности, вызывающие болезнь человека приводят к возникновению биологических стрессов.

   Травматический стресс представляет собой особую форму реакции на негативное внешнее воздействие. Человек становится более уязвимым, тревожным, когда его физиологические, психологические и адаптационные ресурсы исчерпаны. Психология рассматривает две причины возникновения травматического стресса:

 • человек осознает, что с ним произошло и знает из-за чего у него ухудшилось состояние психики;

• пережитое событие разрушает тот образ жизни, которым ранее жил человек. Важно помнить, что человек, переживший травматический стресс со стороны может казаться сумасшедшим или странным, но на самом деле он не является таковым. Это нормальная реакция психики на не нормальные обстоятельства. Однако более худшим вариантом реакции на них является посттравматический стресс, поскольку его психология имеет более сложную структуру.

Это тип психического расстройства, который развивается после того, как человеку пришлось пережить душевную травму. Чаще всего это явление можно наблюдать у жертв насилия, нападения, стихийного бедствия или свидетелей несчастного случая.

Посттравматические расстройства имеют несколько характерных признаков:

 • постоянные отчетливые воспоминания о происшедшем;

• проблемы с концентрацией внимания и сном; • избегание подобных ситуаций и похожих мест, при которых произошло событие, выбившее человека из колеи;

• неспособность вспомнить или обсудить конкретные детали того, что произошло;

 • намеренная изоляция, нежелание поддерживать контакты и эмоциональное оцепенение.

Стресс психоэмоциональный вызывается переживаниями достаточно сильных эмоций (обида, обман, опасность, угроза, информационная перегрузка и других). Он делится на информационный и эмоциональный. Избыток информации, приводит к информационному стрессу, который усугубляется ответственностью, связанной с подобного рода деятельностью, с принятием скорых и верных решений. Такой вид стресса можно наблюдать у операторов различных систем управления, диспетчеров и других работников подобных профессий. Тяжёлая болезнь, преступления, войны или аварии, а также при угрозе изменения социального статуса, экономического благополучия или изменения межличностных отношений, таких как проблемы в семье, сокращение или увольнение провоцируют появление эмоционального стресса.

 Основная проблема психологического стресса заключается в невозможности своевременной диагностики. Как правило, симптомы сильного психического потрясения проявляются лишь через какое-то время: спустя месяц или три месяца после произошедшего события. К тому же люди не всегда обращаются за квалифицированной помощью. Поэтому поставить диагноз на первых порах почти не представляется возможным. Согласно статистике ежедневно стрессу подвергается каждый третий житель большого города.

В более маленьких городах, где жизнь течет размеренно, эта цифра в десятки раз меньше. Посттравматическим синдромом страдает примерно 8% населения мира, а 15% имеют некоторые признаки этого расстройства. Однако все же есть некоторые методы борьбы со стрессом, которые можно применять без помощи специалиста. Например, тем, кто постоянно живет в нервной обстановке и ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями психотерапевты советуют:

• относиться проще к происходящим событиям и не принимать их близко к сердцу;

• учиться мыслить позитивно, находя положительные черты в каждом происшествии;

• переключаться на приятные мысли. Если вас одолевает какой-либо негатив, заставьте себя думать о чем-то другом;

• больше смеяться. Как известно смех не только продлевает жизнь, но и помогает избавиться от нервного напряжения;

• заниматься физической культурой, т.к. спорт хорошо помогает избавиться от негатива и справиться со стрессом.

Если же говорить о стрессовых состояниях у педагогов, то можно сказать, что работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил. Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов. Это адаптация, самоактуализация и творческое преобразование. Каждый из этих 20 этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов. На этапе адаптации к профессии возникают, как правило, трудности методического, психологического или социального характера.

  Этап самоактуализации в профессии связан с кризисами компетентности, с состоянием дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствием своего профессионального уровня уровню ожиданий окружающих. На педагогическую деятельность влияют, в первую очередь, физиологические факторы, которые связаны с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д. Во вторую очередь, влияние оказывают психологические и организационные трудности. Известные стрессоры, вызывающие у педагогов нервные состояния, можно разделить на несколько групп.

1. Стрессоры, обусловленные условиями учительского труда: необходимость быстрого переключения в процессе работы, монотонная работа, обязанность работать дома, перегрузка (внеурочной деятельностью, уроками), материальные затруднения.

2. Стрессоры, возникающие по личностным причинам: нехватка времени, разочарование в выборе профессии, трудности в общении с учениками, коллегами, родителями, нехватка знаний, «сгорание» на работе.

3. Стрессоры-конфликты в общении с учащимися: плохая дисциплина на уроках, низкая успеваемость по предмету, конфликты с учащимися и их родителями.

4. Стрессоры в общении с коллегами: негативные проявления в оценках деятельности и личностных качеств со стороны партнёров по работе, психофизиологическая несовместимость, столкновения на почве различных мнений по вопросам методики и воспитания.

 Стрессогенные факторы, обусловленные управленческими причинами: конфликты с администрацией, низкая управленческая культура и некомпетентность, неадекватная оценка администрацией профессионального труда работников, недоверие руководителя к возможностям и способностям работника, проблемы, связанные с аттестацией работников, недостаток знаний руководителя об индивидуальных особенностях работника. Перечисленные факторы оказывают негативное влияние как на деятельнось самого педагога, так и на учащихся.

 МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

 Наиболее действенными средствами управления состоянием являются различные методы оптимизации психического состояния. Существует много методов коррекции психоэмоционального стресса и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы с одно



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.