Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Образовательный научно-методический центр развитие и коррекция 1 страница



Образовательный научно-методический центр "развитие и коррекция"

Кудрявцева И.И.

Конспекты

Занятий логопеда

с детьми раннего возраста (0-3 года)

Москва, 1971


Содержание:

• объяснительная записка.

• дородовой период.

• занятия с детьми с 4 дней о 1 месяца.

• занятия с детьми с 1 месяца до б месяцем.

• занятия с детьми с 6 месяцев до 1 года.

• занятия с детьми 2-х-лет.

• занятия с детьми 3-х лет.

• приложения

В данном пособии автор делится своим практическим опытом, который изложен в форме конспектов логопедических занятий. Их всего - 86, и конечно они не претендуют на окончательный вариант. Мы надеемся, что эти материалы могут стать отправной точкой в творческой работе логопеда в доме ребенка, в поликлинике, в детском саду. Они призваны лишь сориентировать специалиста в одном из возможных направлений работы с малышами, страдающим онр и зпр.

Объяснительная записка

Социально-бытовые условия, экологические неблагополучия, ранняя беременность, отсутствие культурно-этических и гигиенических норм беременных матерей, искусственное вскармливание могут быть причиной задержки психического и речевого развития у детей.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней дается система сенсорного и речевого развития детей от 0 до 3 лет. Речевое и сенсорное развитие взаимосвязаны. Овладение речью является этапом в развитии мышления. Программа прелагает следующее.

Дородовый период,

Возможно ли обучение до рождения? Есть предположение, что ребёнок начинает учиться еще до рождения. Следовательно, если будущая мать будет вести здоровый образ жизни, больше времени проводить со своим малышом, то новорожденный ребенок будет способным отличать один предмет от другого и узнавать голос своей матери.

Ожидая малыша, беременная мать должна ежедневно по 1.5 часа в день общаться с малышом, ласково к нему обращаться, читать вслух детские книжки, слушать музыку, петь для него песни. Соблюдая рекомендуемые советы, новорожденный в занятиях будет более активным, все виды анализаторов будут развиваться на более высоком уровне. От браков по любви, желанные рождаются красивые, психически и физически здоровые, талантливые дети.

Первые годы жизни от 0 до 3 лет.

1. С 4-х дней до 1 месяца учить ребёнка следить за перемещением находящихся в поле зрения игрушек, способствовать установлению первых контактов с окружающим миром. Развивать направление объективного действия, зрительные и слуховые ориентировочные реакции. Развивать способность различать цвета, координированное движение глаз, длительное сосредоточение на неподвижном объекте. Развивать поисковую реакцию.

2. С 1 до б месяцев учить рассматривать подвесные игрушки, стимулировать

Стремление рассматривать, их. Побуждать ребёнка переходить к манипулированной игре, развивать согласованные движения руки и глаз. Обогащать тактильную чувствительность развивать слуховые реакции, побуждать к поисковым действиям. Знакомить с физическими свойствами предметов, имеющими различную поверхность: гладкую, шероховатую, ребристую и т.д. Продолжать учить ребенка замечать новый предмет, развивать тактильную чувствительность ладони при захвате предметов. Обогащать ребёнка впечатлениями при рассмотрении яркого живописного изображения.

3. 3. С б месяцев до 1 года. Продолжать развивать понимание речи, слуховое и зрительное сосредоточение, координацию движений рук. Продолжать работу по закреплению величины, формы предмета, способность к подражанию.

4. 2- ой год жизни. Учить выполнять прямые и обратные действия с предметами: перекладывать, собирать вынимать и выкладывать. Собирать игрушки из 2-х частей, обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи.

5. 3-й год жизни. Продолжать учить дифференцировать цвет и величину предмета. Развивать наглядно-образное мышление, совершенствовать слуховые зрительные, тактильные анализаторы. Помогать малышу понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.

Краткая характеристика структур программы

Программа рассчитана на 3 года (от 0 до 3-х лет). Речевое и сенсорное развитие детей проводится на основе манипуляции с яркими звучащими игрушками и предметами различной формы и величины. Одноцветные кольца, стержень для насадки колец, одноцветные погремушки, образные игрушки-куклы, птички, бабочки и т.д. Все игрушки яркого цвета. Заводные музыкальные игрушки, погремушки с ручкой для захватывания, деревянные ложки с хохломской росписью. Геометрические фигуры, кубы, цилиндры, кубики, шарики, втулки. Кольца, шары различной величины и цвета, кубы, матрешки 2-3-х местные, коробочки, лоток для скатывания, "занимательная коробка", строительный материал.

Необходимо использовать предметные и сюжетные картинки из наглядного пособия лоза г.в., предметные картинки для самых маленьких. Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста. Русские народные сказки- репка, колобок, теремок и т.д. Книжки-малышки, произведения а.барто, з.александровой и других. Приложение "наглядный материал для изготовления пособий в домашних условиях" -

К концу первого года ребёнок понимает словесное обозначение многих предметов, действий и произносит около 10 слов. Малыш отвечает на вопросы взрослого, возникает потребность спрашивать. Нанизывает кольца одного размера из 3-5 колец. Успешно действует с "занимательной коробкой"; проталкивает предметы с учетом величины и формы ( шарики, кубики, призмы). По просьбе взрослого выполняет знакомые действия.

2-й год жизни.

Ребенок увеличивает словарный запас до 300 слов. Понимает несложные сюжеты, узнает предмет в натуре и на картинке, выполняет несложные поручения. Развивается сосредоточенность, малыш понимает смысл целых предложений, может отвечать на поставленные вопросы. Различает цвет, форму и величину предмета, удерживает в памяти условия задания.

3-й год жизни.

Малыш дифференцирует форму, цвет и величину предмета, складывает пирамидки из 4-5 колец по убывающей величине, собирает и разбирает 3-х местную матрешку. Ребёнок рисует, лепит, занимается аппликацией. Понимает речь взрослого без наглядного сопровождения. У ребенка зарождается образное мышление, достигается высокий уровень восприятия, памяти, устойчивого внимания. Словарный запас увеличивается до 1,5-2 тысяч слов. Появляются сложные фразы с придаточными предложениями, закрепляется правильное произношение звуков, за исключением шипящих и звука "р".

Литература:

Бегут а.м- "обучение правильной речи в детском саду". Венгер л. А., Пилюгина э.г. "воспитание сенсорной культуры речи". Выготский л.с. собрание сочинений. Новоселова с.л. "развитие мышления в раннем возрасте". Ляминаг.м. "воспитание детей раннего возраста". Мухина в.с. "психология дошкольника". Радина е.и. "дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста".

Занятие № 1.

4-10 дней 1 раз в день 1-2 мин.

Дидактическая задача - развитие внимания, слухового и зрительного сосредоточения. Развитие мотива действий.

Материал. Пластмассовые, разноцветные кольца диаметром 5-7 см. (крупные) подобрать сочные, яркие тона: красного, жёлтого, оранжевого, зеленого, синего, фиолетового цветов по спектру радуги. Колечко можно надеть на стержень или привязать на веревочку 60-70 см.

Ход занятия.

Организационный момент. Разговаривая с ребенком, поглаживая его по головке, спинке, ручкам, животику.

- какой /ая/ ты большой, хороший, где наши ручки? - вот наши ручки! - какие пальчики, маленькие, какие они тёпленькие! Держись крепче, иди ко мне, моя радость, лапочка, крошечка и т.д. Взять ребенка, прижать к себе , погладить спинку, приговаривая: " спинка прямая ,чистенькая , расти мой малыш большим, здоровым , красивым». Сейчас мы будем играть с колечками, где наш петя? Игрушка-пирамид­ка, или колечки разного цвета в наборе. В солнечный день берем теплые тона, а в пасмурный - яркие/ красный, желтый, оранжевый/.кладем ребенка головой к окну, чтобы свет не мешал рассматривать игрушки. Взрослый начинает разговаривать о ребенком и водит перед его глазами /лицом/ колечко на стержне (на расстоянии 60-70 см., С амплитудой колебания 5-7 см,) частота колебания равна 1-2 колебания в сек. Стараться привлечь внимание малыша к перемещающемуся предмету. Только тогда начинать перемещать игрушку, вправо, влево, вверх, вниз, приближая к голове ребенка на расстоянии 20-30см, и удаляя ее на 1,5 м, от ребенка. Поиграв 1-2 минуты, убирать игрушку, сказав:" нет колечка, колечко отдыхает, мы тоже будем отдыхать". Взять ребенка на руки, погладить, ласково разговаривая. Перед сном спеть песенку: "баю-баю, баю, бай! Ты собаченька, не лай. Спать танюше не мешай!"

Занятие № 2. 4-10 дней 2раз в день 1-2 мин.

Дидактическая задача. Продолжать развивать мотивы действия, разговаривая с малышом, развивая слуховые и зрительные реакции.

Материал: кольцо красного цвета на стержне или на веревочке, звучащая однотонная погремушка.

Ход занятия. 1. Орг. Момент.

Ласково разговаривая с ребенком, поглаживая его, перенести на постоянное место для занятий. Сосредоточить взгляд ребенка на колечке, начинаем медленно перемещать колечко вправо, влево, вверх, вниз. Можно приговаривать: "какое красивое колечко!" "где красивое колечко?" "куда покатилось колечко?" Вот оно? Остановить взгляд, опять покатилось/вниз/- найдем колечко? Вот колечко!" После чего ребенка взять на руки, поговорить с ним, вызывая слуховое и зрительное сосредоточение. Такие занятия проводятся со всеми колечками (красным, синим, желтым, зеленым), если ребенок задерживает взгляд на игрушке при её показе.

Занятие №3.

С 8 до 14 дней.

Программное содержание: развивать способность реагировать на окружающий мир. Развивать слуховое, зрительное внимание, действия, взаимодействия в ориентировочных реакциях.

1. Свет фонарика, лампы (защищенный абажуром) цель. Активизировать реакцию поворота головы, в сторону перемещающегося предмета, побуждать

Реагировать на появившиеся звуки, мелодию, голос матери, близких людей.

4. Материал: разноцветные кольца (колечко на стержне 60 -70 см. Дл., Диаметр кольца 5-7см.) 1-2мин.

Ход занятия.

1. Орг. Момент. Положить ребенка на обычное место для занятия, ласково разговаривая. На отдельном столе лежат:

Колечко с палочкой, фонарик, лампа с абажуром, погремушка или гармошка губная, колокольчик.

2. Продолжая разговаривать с малышом, берем палочку с колечком и проводим ею (вправо-влево, медленно следя за реакцией ребенка- 1мин., Затем берем колокольчик и начинаем звонить, то приближая его, то удаляя, продолжаем следить за реакцией малыша и его поворотом головы в сторону звука-1мин.

3. После занятия, во время отдыха с ребенком необходимо разговаривать, следить за его реакцией).

Занятие №4.

Программное содержание: продолжать способствовать развитию слухового, зрительного внимания, сосредоточения, их взаимодействия.

Цель: продолжать активизировать реакции ребенка на свет, звук, голос, шум. Учить следить за направлением звука, света, интонацией голоса.

Материал: погремушка 6-8 см., Колечко синего цвета на стержне 60-70 см., Фонарик, лампа с абажуром. Ход занятия.

1. Орг. Момент. Кладем ребенка на обычное для занятия место, ласково разговариваем и поглаживаем малыша. Берем колечко синего цвета на палочке длиной 60-70см„ и проводим справа налево, сверху вниз -1мин. Следить за движением глаз ребенка и его реакцией. Остановить колечко, затем вновь повторить эти движения. Затем берем погремушку, звеним ею, удаляя и приближая, следить за реакцией ребенка, после чего зажечь фонарик, ведя источник то влево, то вправо, вверх- вниз. Можно сопровождать словами: "вот какой быстрый зайчик- прыг, скок. Нет зайчика, убежал. А вот опять прибежал!

2. После окончания занятия, малыша погладить, проговаривая: "вот как хорошо мы занимались, играли, а теперь будем отдыхать".

 

Занятие № 5.

С 20 дня жизни ребенка.

Дидактическая задача: развитие цветовых впечатлений, учить различать цвета, развивать бинокулярное зрение, координацию движения глаз. Продолжать работу над развитием слухового внимания, сосредоточения.

Материал: несколько игрушек (объемного размера, или простых, яркого цвета, одного размера и одинаковой формы 60-70 см.) Цветочки, шарики, колечки, бабочки, сосульки, палочки. Цвет насыщенный (красный, желтый, зеленый), погремушка, колокольчик. Ход занятия.

1.0рг. Момент. Положить в обычное для занятия место ребёнка, ласково улыбаясь, проговаривая:

"сейчас мы будем играть! Где наши игрушки? Вот наши игрушки!"

2. Над лежащим ребенком на спине , помещают зеленую игрушку, которая висит над грудью ребенка на расстоянии 70 см. Приводя в движение игрушку, встряхиваем, вращаем. Необходимо заметить, фиксируют ли ребенок взгляд на игрушке. Фиксацию продолжить 2-змин., Не более 5мин. Затем провести занятия с погремушкой и фонариком, развивая слуховые и зрительные анализаторы ребенка - 3-5мин. После чего все убрать и взять ребенка на руки. Ласково, смотря ему в глаза, поговорить с ним, улыбаясь. Ваше состояние всегда передается ребенку.

Занятие № 6.

Дидактическая задача.

Развитие слухового и зрительного внимания, сосредоточения, подготовка артикуляционного аппарата к лепету.

Материал: игрушки другого цвета- красного( погремушка, дудочка, барабан).

Ход занятия.

1. Орг. Момент. Разговаривая и улыбаясь ребенку, положить его на обычное для занятия место. Берём игрушку (колечко, шарик, цветочек) красного цвета и на расстоянии 60-70см. От груди ребенка потряхиваем, отводим влево- вправо, вверх-вниз. Следить, чтобы малыш рассматривал ее, сосредотачивая своё внимание. Фиксация взгляда 1-2 мин. После чего берём фонарик, зажигаем, а затем - тушим, то удаляя его, то приближаясь к ребенку. Манипулируем 2-3 мин.

2.после занятий, ласково разговаривая с ребенком, можно спеть песенку. «ты малышка моя! Мы пойдем с тобой гулять! Свежим воздухом дышать! Ля-ля, ля-ля - ля. Милая малышка моя!»

Занятие № 7.

Занятие проводить 5 мин., 2-3 раза в день всю неделю, меняя игрушки. Программное содержание: формировать координированные движения глаз при слежении за движущимися предметами вызывать более длительные сосредоточения на неподвижном предмете, развивать более четкое видение объекта, способствовать возникновению поисковой реакции на невидимый предмет, издающий звук,

Цель. Развивать плавное слежение за движущимся предметом в зависимости от изменения траектории его движения (влево, вправо, вниз, вверх) и темпа (быстро- медленно). Развитие слухового внимания.

Материал. Яркая однотонная погремушка размером 6-8 см., С ручкой, укрепляется на зажиме-держателе, закрепляют так, чтобы ребенок мог видеть наиболее выразительную часть игрушки. Звучащая игрушка бубен- для поисковой реакции.

Ход занятия.

1. Положить ребенка на место его бодрствования, на спинку. Ласково проговаривая, улыбаясь: "сейчас мы будем играть, слушать бубен, рассматривать птичку. Какая красивая игрушка!" Прикрепить птичку над головой ребенка, на уровне глаз, на расстоянии 50-70 см.

2. Слева или справа поиграть в бубен или позвонить в колокольчик- вызывая или развивая слуховое сосредоточение 2-зсек. Показывая яркую игрушку, необходимо чтобы ребенок фиксировал на ней свой взгляд, медленно ее передвигаем, ускорив передвижение, а затем замедлить 2-змин., До 5мин. После занятий, убрав игрушки, поговорить с ребенком, улыбаясь. Спеть песенку.

« ла-ла - ла-ла. Моя девочка мала! Скоро детка подрастет, быстро ножками пойдет. Ла-ла-ля-ля, отдыхать теперь пора!»

Занятие № 8. 20- 30 дней. Цель. Способствовать развитию зрительно-слуховых условных связей между предметом и изучающим звуком.

Материал: мелодичная погремушка или колокольчик, барабан, бубен, дудочка, рожок, балалайка, гармошка.

Ход занятия.

Слева, а затем справа на расстоянии 50-босм. От ребенка поиграть на дудочке, вызывая слуховое сосредоточение , как только ориентировочная реакция на звук угаснет, постучать в бубен, показать малышу другой звучащий предмет. После чего можно спеть песенку, глядя ему в глаза, сосредотачивая на своем лице внимание. « поет рожок, поет рожок. Мы гоним стадо на лужок. Ду- ду-ду-ду! Я коровушку гоню. А коровушка- му-му! Молочка вам принесу!»

Занятие № 9. 1-2 месяца.

Программное содержание. Продолжить развивать бинокулярное зрение (взгляд обеими глазами), предметность восприятия. Развивать зрительное сосредоточение на определенных предметах, развивать слуховое и зрительное восприятие, вызывая поисковые действия.

Цель. Удерживать взгляд более длительно, следить за движущимся предметом, удерживать в поле зрения приближающиеся и удаляющиеся, следить за движением лица взрослого, меняющего положение влево-вправо. Материал, колокольчик, погремушка (основная часть не менее 5см. В

Диаметре) различные игрушки размером до 10см. Крепящиеся с помощью зажима-держателя под удобным для ребенка углом зрения.

Можно взять палочку 60-70 см. С зажимом на конце или протянуть леску, ниточку между 2-х палочек, которые можно убирать в леску, ленточку, можно всё это поднимать на различную высоту. Игрушки - вишенка, яблочки, грибочки, кубики, шарики- все они яркого цвета. Все эти игрушки можно сделать самим. Заплетенные косички, колечки, маленькие меховые игрушки. Голова петушка, медвежонок, зайчонок, кукла- голышка-10 см. Ход занятия.

Берем яркий шарик зеленого цвета и проводим перед глазами ребенка, увеличиваем время непрерывного реагирования до 10-15сек. Показываем погремушку: "какая красивая игрушка-погремушка!» «динь-динь, бум-бум». Поиграть ею, приближая и удаляя 2-3 сек. После занятий спеть ребенку песенку, смотря на него и улыбаясь. « бум, бум, динь, динь . На игрушку поглядим! Ты, игрушечка, погремушечка. Громко, громко позвони! Нашу маму позови. Бум, бум, динь, динь. Мама, мама, к нам иди! В погремушку погреми!

Бум, бум, динь, динь!

 

Занятие № 10. Программное содержание. Развивать хватательный ладонный рефлекс, обогащать тактильную чувствительность для познания физических свойств предметов.

Цель. Продолжать развивать слуховое и зрительное сосредоточение. Подготовка рук к появлению осязания. Ознакомление с физическими свойствами предметов, имеющих различную поверхность: гладкую, шероховатую, скользкую, бугристую и т. Д.

Материал: 2-е ленточки: атласная и джинсовая 1-1 см, тонкий шнурок длиной 20 см. С узелками, которые завязаны на расстоянии 5см. Один от другого.

Ход занятия.

Ласково разговаривая и глядя на ребёнка, погладить тыльную сторону руки ребенка указательным пальцем правой руки (как бы бинтуя его). Поглаживая руку ребенка, провести по тыльной стороне руки ребенка, затем по ладони, задерживая обернутый палец, побуждая малыша схватить его, оставляя его в ладони, но пытаясь освободить его. Так же проводим занятия с джинсовой ленточкой и шнуром- 2-змин. После чего проводим занятия с гармошкой -приближаясь и удаляясь на 50-60 см. От ребенка, следить как ребенок реагирует на звук, есть ли фиксация взгляда. Спеть песенку. «поиграем на гармошке, попляши-ка ты, антошка!

Тили- тили, трали-вали! Замечательно плясали! Замечательно играли!»

Занятие №11. Программное содержание: продолжать развивать хватательный рефлекс без фиксации взрослого.

Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, сосредоточение. Материал: ленточка атласная, джинсовая и шнурок, дудочка.

Ход занятия.

1. Орг. Момент. Готовясь к занятию, ласково приговаривая и улыбаясь, глядеть на ребенка: "сейчас мы будем играть, слушать дудочку, какие мы умненькие, веселые! Где наша мама? Вот наша мама!"

2. Вкладываем в руку малыша поочередно ленточки, шнурок. Следить за фиксацией взгляда ребенка, его реакцией. Во время занятия комментируем: " какая гладкая ленточка! А эта шероховатая! А это узелки на шнурке! После чего играем на дудочке:

Громко-тихо, приближаясь, удаляясь, 1-2мин.

3. В заключение спеть песенку: « ай ! Ду-ду-ду-ду! Я малышку люблю! Ты, моя малышка, серенькая мышка!

Молочка попьет и гулять пойдет! Ду-ду-ду-ду-ду! Я малышку люблю молочком ее пою, погулять я с ней пойду!

 

Занятие № 12 (2-змес., 2-3 мин 2-3 раза в день).

Совершенствовать зрительное восприятие предмета в разных плоскостях, под разным углом , при разной удаленности. Цель. Вызывать зрительное сосредоточение на предмете, расположенном в горизонтальной плоскости (из положения лежа на животе). Материал: яркая звучащая игрушка- погремушка, бубен.

Ход занятия.

1. Орг. Момент.

Ласково разговаривая с ребенком, положить его на живот, проговаривая: "сейчас мы будем

Играть, учиться головку держать".

2. Ребенок лежит на животе на расстоянии 30-40см от игрушки. Встряхиваем игрушку -погремушку, извлекаем звук. Следить за реакцией малыша. Поднимает ли он головку, если малыш реагирует на звук поднятием головы, рассматривая игрушку, можно положить его на спинку и дать возможность рассмотреть звучащую игрушку. Добиваться активной реакции малыша: держал головку, лежа на животе- 30-40сек. Лежа на спине следил , фиксировал взгляд на игрушке.

 

Занятие № 13. / 2-змин. 2-3 раза в день/. Цель. Учить малыша в активном прослеживании движений предметов. Материал: две одинаковые игрушки на подставках- два медвежонка или две куклы высотой 12-15см.

Ход занятия.

1. Орг. Момент. Ласково разговаривая с ребенком, улыбаясь, глядя в глаза.

2. Малыш лежит на животе ставим 2-е игрушки (2-а медвежонка, 2-е собачки или 2-е куклы, высота 12-15см., На расстоянии 1-го метра от ребенка), 2 игрушки стоят рядом, когда ребенок, сконцентрировал внимание, начинаем одну игрушку отодвигать от другой, проговаривая: "миша пошел, топ. Топ", ребенок поворачивает голову за движущейся игрушкой, а затем и весь корпус в том же направлении. Отодвигая игрушку на 80-100 см. От центра, переключаем внимание на вторую игрушку, отодвигая ее в другую сторону. «ляля пошла, топ-топ!» Ребенок следит за игрушкой , поворачивая голову, а затем и весь корпус.

3. В конце занятия показать ребенку игрушку- мишку, положить малыша на спину, проговаривая: " мишка- медведь! Ты умеешь реветь?! У-у-у! Вот как я реву!

 

Занятие №14. 2-змин. В день 2-3 раза подряд.

Материал: игрушки 2-е собачки или 2-а медвежонка. Ход занятия.

1. Орг. Момент.

Ласково обращаясь к малышу: "пойдем поиграем, где наши игрушки? Где наши собачки? Гав, гав! Ав , ав! Где они?"

2. Положить малыша на живот, на расстоянии 1 метра поставить 2-х собачек, желательно ярких, ребенок должен сосредоточиться на игрушках, отодвигая одну игрушку вправо: " собачка побежала- топ- топ, ав- ав!" Малыш поворачивает голову, а затем и весь корпус. Передвигаем обеих собачек к центру, вызывая более активную реакцию у ребенка, для прослеживания за игрушкой с поворотом головы.

Занятие №15 2-змин, 2-3 раза в день.

Цель. Развивать слуховое и зрительное внимание, ответную реакцию на обращение- улыбка. Развивать двигательную реакцию рук, захват предметов. Материал: деревянные ложки с хохломской росписью колокольчики, дудочки, кларнет, шарманка, жостовские подносы или аппликация с ярким материалом или бумагой, где изображены цветы, солнышко, трава, деревья и т.д.

Ход занятия . 1 . Орг. Момент.

Разговаривая с ребенком, ласково обращаясь, следить чтобы малыш ответил улыбкой: "где наши игрушки?" "сейчас мы будем играть.

2.малыш лежит на животе, показать ему 2е ложки с хохломской росписью, сосредоточить внимание. Одну ложку отвести вправо, следить за тем, как ребенок поворачивает голову и туловище. Отводим другую ложку влево и в исходное положение. Перевернуть малыша на спину дать в руки ложки и пытаться убрать, следить, как ребенок держит ложки, рассматривая их. Вкладываем в ладони ребенка по одной ложке. Поиграть на шарманке , позвонить колокольчиком, уходя на расстояние 40-50 см., Уводя руку вправо-влево, вверх-вниз. Разговариваем ласково с ребенком, глядя на него и улыбаясь спеть песенку. « мы играли, мы играли, наши глазки не устали.

Мы играли, мы играли, наши ручки не устали !

Вот немного отдохнём и опять играть пойдём!»

 

Занятие № 16.   2,5 месяца, от 5 до 10 мин. Цель . Развивать согласованные действия руки и глаза. Материал: подвесная игрушка, соединенная с лентой шириной 2см, спокойной расцветки- белая, светло-голубая.

Ход занятия.

1. Над ребенком, лежащем на спине, расположена игрушка или погремушка-гирлянда, на которой прикреплены разноцветные шарики, красного и желтого цвета. К концу гирлянды прикреплены две ленточки, концы, которых спускаются к рукам ребенка. Привлекаем внимание ребенка к игрушкам, дергаем гирлянду, если малыш захватывает в кулачок ленту, то взрослый помогает малышу дергать ленточку, покачивая игрушку вниз-вверх.

2. Во время занятий проговариваем:" вот игрушка- погремушка, динь-динь, дон-дон- звон со всех сторон!"

3. Ласково улыбаясь, спеть песенку малышу.

«пошел котик гулять, стал сапожки надевать.

Лапки чистенькие, глазки быстренькие. По дорожке идет, деткам песенку поет! Мяу-мяу,мяу-у-у! Я ребяток люблю, я им песенки пою!

Занятие №17. 5-10мин,2-3 раза в день. Цель. Продолжать развитие зрительного сосредоточения при вертикальном положении (на руках у взрослого), материал. Заводная музыкальная игрушка- прыгающий зайчик, танцующий

Медвежонок или крякающая утка, звенящая матрешка.

Ход занятия.

1.0рг. Момент. Малыша берут на руки и начинают с ним ласково разговаривать: "где наши игрушки? Зайка, иди к нам!"

2. Встав спиной к окну, показываем игрушку. Акцентируем внимание на игрушку, встряхиваем или заводим- извлекаем звук. «где зайка? Прыг - скок?» Вызываем поисковую реакцию у ребенка. Вызывая своим голосом, то тихим, то более громким, поисково-исследовательскую деятельность. Реакция сосредоточения ни предмете не более 30- 40 сек. Аналогичные занятия проводим с другими игрушками.

 

Занятие №18.

3-3,5мес. От 3-х до 5 мин., 2 -3 раза в день. Программное содержание.

Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию при демонстрации знакомых и незнакомых предметов, способствовать появлению движений рук по направлению к предмету. Обогащать чувственный опыт малыша при подборе предметов, различных по своим физическим свойствам (величине, форме, массе, фактуре соотношения частей.)

Дидактическая задача: развивать зрительно- двигательную координацию, развивать слуховое восприятие, умение сосредотачиваться вслушиваться. Ход занятия.

1.0рг. Момент. Разговаривая ласково с малышом, готовим его к занятиям. «будем сейчас играть! Где наши игрушки? Какие они красивые!»

2. На расстоянии 20см от груди ребенка, медленно покачиваем

Ложкой и проговариваем: "посмотри, какая красивая ложечка! Возьми ее. Раскрывая ладонь ребенка, побуждаем его взять ложечку, если действия малыша вялые -необходимо активизировать. Обратить внимание на амплитуду движения предплечья и плеча. Держа ручкой за черенок, потянуть на себя , ребенок удерживает ложку или погремушку 1-2сек. Малыш будет долго рассматривать игрушки, если они будут разными по величине и цвету. Взять дудочку приближаясь к ребенку на расстоянии 1-1,5м., Поиграть, уходя вправо, влево, ближе, дальше.

3. Спеть песенку или четко, медленно проговаривать. «ай ду-ду, ду-ду! Потерял старик дуду! Мы с малышкой пойдем эту дудочку найдем. Поиграем на лугу, на зеленом берегу!

Это кто там сидит? Серый заинька сидит! На малышку глядит. Ах, ты, зайка не сиди , для малышки попляши!

 

Занятие № 19. 5мин., 3-4 дня. Цель: развивать зрительные ориентировочные реакции при показе знакомых игрушек, учить замечать новый предмет, сосредотачивать на нём свое внимание, ощупывать его из разных положений (лежа на спине, на животе, находясь на руках). Подготовка артикуляционного аппарата к гулению, развитие комплекса "оживления". Материал: шарики, кубики, шарманка или бубен, гармошка.

Ход занятия.

1. Орг. Момент. Подготовить все игрушки, обратить внимание малыша на их место. «где наши игрушки? Вот они!»

2. Ребенок лежит на животе разместить шарики и подвесить один кубик. Показать знакомые игрушки-шарики , провести ладонью по их поверхности, вначале пальчиком, а потом всей ладонью. После снижения интереса к шарикам, показываем кубик. Наблюдаем за действиями малыша. Помещаем игрушки на расстоянии 5см, малыш обследует их руками, все время хвалить малыша, ласково улыбаясь. Малыш на этот разговор дает ответную реакцию- улыбку, делает попытки гуления. 3.вызывая комплекс «оживления», поиграть на гармошке, спеть песенку. «во поле березонька стояла. Во поле зеленая стояла. Мы пойдем к березке играти. Будем петь, играть и плясати!»

Занятие №20. Цель. Развитие движения руки к схватыванию предмета. Развитие зрительного и слухового процесса, внимания, развитие и поддержание процесса гуления, развитие артикуляционного аппарата. Материал: 3 колечка, от пирамидки диаметром 4,5-5см. Толщина колец 0,5-1,5 см, в руки дается игрушка не более зх см.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.