|
||||
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ. Материалы для различения размеров (величины) и развития глазомера. Цилиндры-вкладышиСтр 1 из 4Следующая ⇒ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ Материалы для различения размеров (величины) и развития глазомера Цилиндры-вкладыши https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10139974989559640528&text=ткани+монтессори&path=wizard&parent-reqid=1587716566137889-121978639581562316700287-production-app-host-vla-web-yp-334&redircnt=1587716820.1
Цилиндры меняются в трех измерениях от низкого толстого до высокого тонкого. Высоты увеличиваются, диаметры убывают. Порядок расстановки цилиндров на полке (вид сверху): A D В С. Цели: прямая — визуальное различение размеров, нахождение пар; создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятиями «большой — маленький»; косвенная — развитие моторики, подготовка пальцев к письму, подготовка к изучению математики. Презентация: 1. Учитель показывает ребенку, как носят блок. Одной рукой он обхватывает блок с левого торца, другой — с правого и приподнимает его. Он говорит ребенку: «Вот так носят блок. Ты можешь взять его и поставить на стол». Ребенок переносит блок на стол. Блок ставят на стол так, чтобы он находился на некотором расстоянии от ближней к ребенку кромки стола, а самый толстый цилиндр находился слева. 2. Учитель четко показывает, как вынимают цилиндры из отверстий. Он обхватывает кнопку самого толстого цилиндра тремя пальцами правой руки — большим, указательным и средним, — медленно вынимает его и ставит на стол перед ребенком напротив соответствующего отверстия. 3. Учитель вынимает и ставит все цилиндры по очереди перед блоком, затем указательным пальцем проводит вдоль ряда цилиндров слева направо, обращая внимание ребенка на изменение их размеров. 4. Учитель ставит перед ребенком самый толстый и самый тонкий цилиндры друг рядом с другом, демонстрируя контраст их размеров, затем возвращает цилиндры обратно в ряд. 5. Цилиндры перемешивают. Учитель берет любой цилиндр, внимательно рассматривает его, затем рассматривает отверстия и вставляет цилиндры в соответствующие отверстия. Так для каждого цилиндра подбирают пару — подходящее отверстие. Примечание: все пары находят «на глаз», а не методом проб и ошибок. Последний способ гораздо проще и способствует главным образом развитию моторики. 6. Когда все цилиндры снова находятся в блоке, учитель предлагает ребенку выполнить упражнение самостоятельно. Примечание: можно привлечь ребенка к работе и раньше, попросив его помочь учителю. 7. По окончании работы блок возвращают на место. Особый интерес: вынимать и снова вставлять цилиндры, держась за кнопку; поставить на стол тонкие и маленькие цилиндры так, чтобы они не упали. Контроль ошибок: механический: неподходящий цилиндр либо не входит в отверстие, либо «болтается» в нем. Упражнения: 1. Повторение действий, показанных на презентации, с каждым из блоков А, В, С, D в отдельности. 2. Градация (построение сериационного ряда): от толстого к тонкому. Цилиндры вынимают из блока, перемешивают, ищут самый толстый цилиндр и ставят его слева перед собой. Затем среди оставшихся цилиндров ишут самый толстый и ставят его перед собой, справа от первого, и т.д. В результате получается ряд цилиндров, убывающих по толщине. То же проделывают с цилиндрами из других блоков. 3. Градация: от тонкого к толстому. Цилиндры перемешивают, затем ставят в ряд, начиная с самого тонкого. То же самое проделывают с цилиндрами из других блоков. 4. Градация: от середины к концам ряда. Ряд цилиндров строится, начиная с одного из промежуточных по величине цилиндров. 5. Цилиндры вынимают, перемешивают и вставляют обратно с завязанными глазами. 6. Работа с двумя—четырьмя блоками. Цилиндры вынимают, перемешивают и вставляют обратно в отверстия. При этом два блока ставят перед собой под прямым утлом друг к другу таким образом, чтобы вершина угла была направлена от работающего; из трех блоков выстраивают треугольник, из четырех — прямоугольник. 7. Предыдущее упражнение выполняют с завязанными глазами. 8. Игра на расстоянии. Учитель отходит с блоком от стола или коврика, на котором вперемешку лежат вынутые цилиндры. Он указывает ребенку отверстие, к которому нужно подобрать цилиндр. Ребенок запоминает, идет к столу и приносит цилиндр. Если цилиндр подобран правильно, то он будет точно соответствовать отверстию. 9. Такую же игру можно организовать с группой детей. При этом интереснее использовать несколько блоков цилиндров. Роль учителя может по очереди играть каждый ребенок. Расширение словарного запаса: каждый из блоков служит для последующего ознакомления детей с понятиями, связанными с размерами предметов. При введении этих понятий важно подчеркивать их относительность. Например, подчеркивая тот факт, что цилиндр высок не сам по себе, а по сравнению с другими цилиндрами, можно сначала взять самый низкий цилиндр и сказать: «Это — низкий». Далее — взять следующий, более высокий цилиндр и снова сказать: «Это — тоже низкий». Затем можно вынуть самый высокий цилиндр, сравнить его с обоими низкими и сказать: «А это — высокий». Полезно также вынуть следующий, более низкий цилиндр, сравнить его с первыми двумя низкими цилиндрами и сказать: «Это — тоже высокий». Если ребенку нужны дополнительные пояснения, следует их дать. Возраст: с 2-2,5 лет.
|
||||
|