|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудоёмкость отделения. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
[8 стр. 13] где: П - соответствующий процент трудоемкости данного вида работ от КР.
Малярное отделение.
П = 3,3% Тр = 879026 чел∙ч (чел. ч.)
Обойное отделение.
П = 0,7% (чел. ч.)
1.4. Расчет количества основных рабочих и работающих.
Количество производственных рабочих определяется для каждого вида работ на основании годовой трудоемкости работ отделений и участков и действительного годового фонда времени по соответствующим профессиям: [8 стр. 14] где: Тотд - годовая трудоемкость работ участка в чел.ч; - действительный годовой фонд времени рабочих соответствующей профессии, ч. Малярное отделение. Тотд = 29007 чел∙ч = 1762 ч. (чел.) Обойное отделение. Тотд = 6153 чел∙ч = 1762 ч. (чел)
Таблица №1 - Распределение рабочих по сменам и разрядам
Количество вспомогательных рабочих, специалистов, служащих и разнорабочих ориентировочно определяется исходя из процентного отношения их к числу производственных рабочих.
Количество вспомогательных рабочих.
mв = (10 …12)% mосн (чел.) [8 стр. 15] mв = 0,12 21 = 2,52 (чел.) Принимаю 3 чел.
Количество специалистов: (чел) [8 стр. 15]
mсп = 0,15 (21+3) = 3,6 (чел.) Принимаю 4 чел.
Количество служащих: (чел) [8 стр. 15] mсл = 0,04 24 = 0,96 (чел.) Принимаю 1 чел.
Количество разнорабочих. [8 стр. 15] mр/р = 0,04 24 = 0,96 (чел.) Принимаю 1 чел.
Таблица №2 - Количество работающих
1.5. Расчёт количества основного оборудования.
При проектировании ремонтных предприятий оборудование рассчитывается для отделений: - выварки и мойки - механического - кузнечного По остальным отделениям и участкам оборудование не рассчитывается, а подбирается технологическими комплектами необходимыми и достаточными для выполнения принятых технологических процессов
Таблица №3 - Подбор оборудования
1.6. Расчёт площади отделения. Площади производственных отделений и участков определяются двумя способами: -по количеству основных рабочих, -по площади пола, занятой оборудованием и переходному коэффициенту, учитывающему проходы и проезды. По количеству основных рабочих. [8 стр. 27] где: m1 - количество производственных рабочих в большей (первой) смене, чел. Фуд - удельная площадь на одного производственного рабочего, м2.
Малярное отделение. m1 = 9 чел Фуд = 35м2 Фо = 9 х 35 = 315 (м2)
Обойное отделение. m1 = 2 чел Фуд = 20м2 Фо = 2 х 20 = 40 (м2)
Производственная площадь по площади пола, занятой оборудованием.
[8 стр. 28] где: ФП - площадь пола, занимаемая оборудованием в плане, м2 К0 - переходный коэффициент, учитывающий рабочие место перед оборудованием, проходы, проезды и нормальное расстояние между оборудованием и элементами здания.
Малярное отделение. Фп = 66,65 м2 ко = 5 Фо = 66,65 х 5 = 333,25 (м2)
Обойное отделение. Фп = 15,24 м2 ко = 3,5 Фо = 15,24 х 3,5 = 53,34 (м2) Таблица №4 - Производственная площадь отделений и участков ремонтного предприятия
Площади складских помещений ремонтного предприятия.
Площади складских помещений принимаются в размере 25% от производственной площади, принятой по планировке, те.
[8 стр. 29] где: Ф0 - производственная площадь, принятая по планировке производственного корпуса, м2 Фскл = 0,25 х 384 = 96 (м2)
Таблица №5 - Распределение площади складских помещений по складам
[8 стр.30]
Общая площадь отделения с учетом развития производства, а так же проходов и проездов увеличивается на 10 - 15% т.е.
[8 стр.30]
Фотд = 384 + 30 = 414 (м2)
Фотд.общ = 414 + 0,1 х 414 = 455 (м2)
В соответствии с требованиями СниП, отношение ширины к длине здания не должно превышать 1:2. Принимаю шаг колон 18 6 м, принимаю длину отделений 30 м, а ширину отделений – 18 м, окончательная площадь отделений Фобщ = 30 18 = 540 (м2).
1.7 Описание технологического процесса в отделениях. Технологический процесс. При разборке кабин обойщики снимают подушки и спинки сидений и на тележках или электрокарах транспортируют их в обойное отделение для ремонта. В состав ремонтных работ входят операции по разборке подушек и спинок, раскрою материала, пошивке и сборке их. Подготовленные готовые спинки и подушки ставят на машину обычно после выполнения окрасочных работ. Технологический процесс окраски машин и агрегатов включает в себя работы по подготовке окрашиваемых поверхностей, нанесению лакокрасочного покрытия и сушки его. Качество окраски зависит в значительной степени от тщательной подготовки поверхностей. К подготовительным операциям относятся: удаление старой краски и ржавчины, промывка и обезжиривание поверхностей. Удаление старой крачки выполняется обычно после разборки машин в выварочном отделении путем погружения деталей в ванны с подогретым до температуры 75 – 80°С 5%-ным раствором каустической соды с последующим ополаскиванием и очисткой металлическими щетками. Применяют также установку БДУ-Э2 для дробеструйной беспыльной очистки металлических поверхностей. Для удаления старой краски, кроме механических способов воздействия, применяют также различные щелочные пасты и смывочные растворы. Чаще всего применяют смывку АФТ-1 или новый смывочный состав № 66, который действует на старую краску значительно более эффективно, чем смывка АФТ-1. остальные подготовительные операции выполняются уже непосредственно в малярном отделении. Для удаления жировых загрязнений поверхность обычно протирают ветошью, смоченной уайт-спиритом или его заменителями (скипидар, ацетон, авиационный бензин и т.д.). После обезжиривания поверхности должны быть протерты насухо чистой и сухой ветошью. Перед нанесением основного слоя лакокрасочного покрытия поверхности предварительно грунтуют. Обязательной грунтовке подлежат лицевые стороны кабины, детали капота, топливного бака, щитков тележек и других деталей. До последнего времени широко применяли грунт № 138, который сейчас заменен глифталевым грунтом ГФ-020, обладающим лучшими антикоррозийными свойствами и значительно меньшей токсичностью. Для разбавления грунта до рабочей вязкости (22 – 24 сек) применяют сольвент. Грунт наносят равномерным тонким слоем на предварительно очищенную и обезжиренную поверхность. После сушки грунта производят местное шпаклевание и шлифовку. Поверхности, требующие повышенной чистоты отделки, перед окрашиванием шпаклюют, при этом происходит сглаживание шероховатостей и незначительных неровностей. Шпаклевку наносят стальными или резиновыми шпателями. Зашпаклеванная и просушенная поверхность подвергается шлифовке водостойкими наждачными шкурками с применением механизированного инструмента. После шлифования поверхность промывают чистой водой и сушат. Для окраски кабин, капота и других деталей из тонколистового материала используют нитроэмали, нитроглифталевые эмали НКО или синтетические эмали МЛ-12. Нитроэмали обычно наносят при рабочей вязкости 28 – 32 сек и разбавляют растворителем № 646 или РДВ. Количество наносимых слоев краски определяется технологическим процессом, определяемым требованиями к внешней отделке и применяемых материалов. Так, например, при окраске кабин и капотов гусеничных машин нитроэмалями или синтетическими эмалями МЛ-12 окраску ведут в два слоя, а в случае применения перхлорвиниловой эмали ХВ-113 – в один слой. Лакокрасочный материал следует наносить по возможности тонким ровным слоем. Для нанесения краски используют краско-распылительные установки. Лакокрасочное покрытие при обычной температуре сохнет очень медленно, а синтетические эмали совершенно не сохнут. В связи с этим на ремонтных предприятиях применяют конвекционный или терморадиационный метод искусственной сушки в специальных сушильных камерах. Все узлы и агрегаты должны подаваться на сборку машины окрашенными или грунтованными. На двигатель и коробку передач наносят два слоя алюминиевой краски, которая состоит из 6 – 10%-ной алюминиевой пудры и нитроглифталевой основы, нитролака № 930, нитролака АВ-4 или нитроглифталевого лака 754. Корпуса трансмиссий, ходовые тележки и другие корпусные детали окрашивают нитроэмалью № 660сп или двойным слоем асфальтового лака № 177. При отсутствии сушильных установок окраску корпусных и рамных конструкций рекомендуется производить алкидно-стирольной эмалью МС-17, которая высыхает в течение 30-мин при температуре 18 – 23°С. Топливные баки окрашивают двумя слоями бензостойких эмалей МЛ-029 и МЛ-729. Наружные поверхности выпускного патрубка и искрогасителя окрашиваются в черный цвет асфальтовым лаком № 177. Все тавотницы, масленки, головки масломерных линеек, пробки и крышки заливных горловин для масла покрывают красной эмалью А-67Ф или красной нитроглифталевой эмалью НКО-21.
1.8 Выбор подъёмно-транспортного оборудования. В качестве подъемно-транспортных средств в ремонтных предприятиях применяются: мостовые краны, кран-балки, монорельсы с электротельфером (электроталью), краны-укосины с тельфером тележки для перемещения груза в отделениях, рольганги подъемники, конвейеры, автокраны, электрокары и т. д. При обосновании типа подъемно-транспортного устройства учитывают – характер выполненных работ; зону обслуживания; возможность размещения подъемно-транспортного устройства в отделении или участке – габаритные размеры транспортируемых объектов и т. д. Грузоподъемность подъемно транспортного средства определяют по максимальной массе поднимаемых и транспортируемых объектов в отделениях, на участках или рабочих местах. Марку электротельфера (электротали) выбирают в зависимости от типа выбранного подъемно-транспортного средства, массы перемещаемого груза и высоты его подъема.
1.9. Техника безопасности и пожарная безопасность. 1. Организация работ в окрасочных цехах и на участках, размещение и эксплуатация оборудования и проведение окрасочных работ должны соответствовать «Правилам и нормам техники безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии для окрасочных цехов и требованиям»— ГОСТ 12.3.005—75. Окрасочные цехи и участки должны быть оборудованы средствами пожарной безопасности по ГОСТ 12.4.009—75, а также принудительной вентиляцией (местной и общей приточно-вытяжной) в соответствии с требованиями СНиП П-33-75. 2. Рабочие места, где при работе выделяются вредные пары или газы (окрасочные камеры, ванны, пост ручного окрашивания, сушильные камеры, посты и агрегаты очистки и подготовки поверхностей для окраски и т. д.), должны быть оборудованы местными отсосами. 3. Полы помещений окрасочных цехов (участков) должны быть выполнены из несгораемых материалов, допускающих легкую очистку и не дающих искр при ударе. 4. Краскозаготовительное отделение должно быть расположено в изолированном помещении с несгораемыми ограждающими конструкциями у наружной стены одноэтажного здания с самостоятельным выходом наружу. 5. Электрооборудование и светильники в окрасочных цехах (участках) должны быть во взрывозащищенном исполнении. Электрические пусковые устройства должны устанавливаться вне окрасочных и сушильных камер. 6. Запрещается применять краски или растворители неизвестного состава. Все поступающие на' предприятие лакокрасочные материалы можно применять только при наличии паспорта, в котором указывается их химический состав. В местах хранения красок, эмалей, лаков, грунтов, шпаклевок, растворителей и разбавителей на каждой таре должна быть бирка или наклейка с точным наименованием лакокрасочного материала. 7. Лакокрасочные материалы, порошковые полимерные краски, растворители, разбавители, отвердители, полуфабрикаты для приготовления моющих, обезжиривающих и полировочных составов следует хранить в складах, размещенных в отдельных зданиях (блоках складских зданий) или в подземных хранилищах (для растворителей), оборудованных принудительной вентиляцией и средствами пожарной техники. Взаимно реагирующие вещества следует хранить раздельно. Кладовые для хранения лакокрасочных материалов должны быть оборудованы стеллажами или закрытыми металлическими шкафами. 8. В окрасочном цехе запас лакокрасочных материалов не должен превышать сменной потребности, необходимой для работы, и должен храниться в герметически закрытой таре. 9. Размеры окрасочных камер должны обеспечивать полную загрузку в них изделий и удобный подход рабочего к окрашиваемому изделию. Рабочие проходы между стенками камеры и окрашиваемым изделием должны иметь ширину не менее 1,2 м. 10. Окрасочные камеры необходимо оборудовать специальными устройствами для перемещения окрашиваемого изделия: транспортерами, тележками для подачи изделий в камеру, подъемниками, поворотными столами и т. п. 11. При окраске пульверизатором в начале работы следует предварительно проверить исправность шлангов, краско-нагнетательного бачка, масловодо-отделителя, краскораспылителя, манометра и предохранительного клапана, средств индивидуальной защиты и общей вентиляции. При работе с пульверизаторами воздушные шланги в местах соединений должны быть прочно закреплены во избежание их срыва давлением сжатого воздуха. 12. Разъединять шланги пневматических окрасочных аппаратов разрешается только после прекращения подачи воздуха. 13. Во избежание излишнего тумано-образования и в целях уменьшения загрязнения рабочей зоны аэрозолем, парами красок и лаков при окраске пульверизатором краскораспылитель следует держать перпендикулярно к окрашиваемой поверхности на расстоянии не более 350 мм от нее. 14. Запрещается применение для пульверизационной окраски эмалей, красок, грунтовых и других материалов, содержащих свинцовые соединения. Отступление допускается лишь с разрешения органов санитарного надзора, когда невозможна замена свинцовых соединений менее вредными по техническим причинам. 15. Лакокрасочные материалы, в состав которых входят дихлорэтан и метанол, разрешается применять только при окраске кистью. Особую осторожность следует проявлять при работе с нитрокрасками, так как они легко воспламеняются, а пары растворителей, смешиваясь с воздухом, образуют взрывчатые смеси. 16. Во избежание загрязнения пола и оборудования лакокрасочными материалами переливание их из одной тары в другую должно производиться на металлических поддонах с бортами не ниже 50 мм. Во время перемешивания красок и растворителей следует надевать респираторы и защитные очки. 17. Окраска в электростатическом поле должна осуществляться в окрасочной камере, оборудованной вытяжной вентиляцией. Весь процесс окраски должен производиться автоматически, вручную можно только навешивать и снимать изделия вне камеры. 18. Электро-окрасочная камера должна ограждаться, дверцы должны быть сблокированы с высоковольтным оборудованием (т. е. при открывании дверок камеры напряжение автоматически снимается). Подача высокого напряжения на оборудование должна сопровождаться автоматическим двойным сигналом—звуковой сигнал и светящееся табло «Высокое напряжение включено. Не входить!». Каждую электро-окрасочную камеру необходимо оборудовать стационарной углекислотной огнегасительной установкой. 19. Окрасочные камеры необходимо очищать от 'Осевшей краски ежедневно после тщательного проветривания, а сепараторы не реже чем через 160 ч работы. Запрещается для очистки камер пользоваться инструментами из черных металлов и абразивными инструментами, дающими искру при трении. 20. Рукоятки малярных инструментов (шпателей, кистей, ножей) должны ежедневно по окончании работ очищаться влажным способом. 21. Камеры искусственной (горячей) сушки должны оборудоваться надежной теплоизоляцией, обеспечивающей наружную температуру стенок сушильной камеры не выше + 45°С.
22. Запрещается: на окрасочных участках и в местах хранения красок и растворителей курить, разводить огонь, пользоваться переносными ручными лампами, паяльными лампами и нагретыми паяльниками; во избежание взрыва освещать изнутри спичками или другими источниками огня бочки, бидоны, банки и другую тару, в которых находятся (или находились) лакокрасочные материалы; содержать легковоспламеняющиеся жидкости в открытой-таре; хранить пустую тару из-под красок и растворителей в рабочих помещениях. Для хранения порожней тары должна быть выделена специальная площадка вне окрасочного помещения на расстоянии от него не менее 25 м; оставлять грязный обтирочный материал на ночь. 23. Разлитые на пол краски и растворители необходимо немедленно убрать с применением сухого песка или опилок и удалить из окрасочного цеха. Обтирочные концы, ветошь и вату после употребления необходимо складывать в металлические ящики с крышками и по окончании каждой смены выносить из производственных помещений в специально отведенные места. 24. Все краски и растворители должны находиться в плотно закрывающихся сосудах. 25. Тару из-под лакокрасочных материалов следует очищать мягкими скребками и щетками (медными или алюминиевыми) и промывать растворителем. 26. По окончании окрасочных работ и перед приемом пищи, необходимо тщательно мыть руки щеткой и мылом с теплой водой. После работы с красками, содержащими свинцовые соединения, необходимо предварительно обмыть руки 1%-ным раствором кальцинированной соды, а затем вымыть с мылом «Контакт» или ализариновым мылом, потом вымыть лицо теплой водой с мылом, прополоскать рот и почистить зубы. 27. Запрещается хранение пищевых продуктов и прием пищи в помещениях для окраски.
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1 Назначение и условия роботы детали. Деталь – вал - шестерня представляет собой тело цилиндрической формы, относящееся к классу "круглые стержни". Изготовлена из Стали 45 ГОСТ 1050-88 методом слесарно-механической обработки. Вес детали 12 кг, диаметр от 27 мм до 79 мм длина 464 мм. К основным элементам вала следует отнести следующие: 2 посадочных места под подшипники качения: оба Ø 50 мм и длиной 20 мм, которые служат опорами при вращении вала. С правой стороны (ближе к краю) расположено посадочное место под шестерню Ø 55 мм, длиной 78 мм, на котором профрезерован шпоночный паз размерами: длина 70 мм, ширина 16 мм, глубина 6 мм и служит для фиксации шестерни от проворачивания. С обоих сторон вала сняты фаски (2х450). Для снятия концентрации внутренних напряжений, выхода режущего инструмента в процессе обработки, при переходах от одного диаметра к другому выполнены канавки шириной 5 мм, глубиной 0,5 мм соответственно. В процессе работы, вследствие знакопеременных нагрузок, передачи крутящих моментов, вибрации, перепадов температурных режимов, при утрате натягов в посадочных местах, при монтаже и демонтаже сопрягаемых деталей у вала изнашиваются все основные элементы. Но в учебных целях и по заданию преподавателя принимаем, что для расчетов возьмем только три, а именно: износ шпоночного паза по ширине 12 мм, длиной 70 мм, глубиной 6 мм, износ посадочного места под подшипник качения Ø 55 мм, длиной 20 мм, износ посадочного места под шестерню Ø 55 мм и длиной 78 мм.
2.2. Расчет предельно-допустимых величин износа.
Предельно-допустимый износ - это износ, при котором деталь ещё может эксплуатироваться, но её дальнейшая эксплуатация либо технически невозможна, либо экономически нецелесообразно. В учебных целях необходимо определить предельно-допустимый размер для ремонта, т.е. размер, при которой необходимо деталь восстанавливать. Он определяется путем вычитания (для наружных поверхностей) или сложения (для внутренних) размера по чертежу с величиной предельного износа. При этом следует учитывать верхнее или нижнее предельные отклонения размера со своим знаком. Для наружных поверхностей всегда при расчете следует брать нижнее отклонение со своим знаком, а для внутренних – верхнее. 1. Износ шпоночного паза по ширине: Размер по чертежу –12 мм
Предельно допустимый размер для ремонта (расчет ведем по верхнему отклонению со своим знаком) 16+0,02+0,15=16,17 (мм). Заключение: при размере ≥16,2 мм - необходим ремонт.
2. Износ посадочного места под шестерню. Размер по чертежу - Ø 55 мм
Предельно допустимый размер для ремонта (расчет ведем по нижнему отклонению со своим знаком). 55-0,032-0,55=54,482 (мм). Заключение: при размере диаметра ≤ 54,48 мм – необходим ремонт. 3. Износ посадочного места под подшипник качения. Размер по чертежу - Ø 55 мм
Предельно-допустимый размер для ремонта (расчет по нижнему отклонению) 55+0,002-0,1=54,902 (мм). Заключение: при размере ≤ Ø 54,90 мм – необходим ремонт. 2.3. Технологический процесс восстановления детали. 1. Моечная операция
2. Деффектовочная операции. Инструмент: Микрометр МК50-75 ГОСТ6507-88; Штангенциркуль ШЦ-1 ГОСТ 162-80.
10. Наплавочная операция (ручная). Оборудование: Сварочный трансформатор марки ТС-300. Инструмент: Электрод – тип Э46А, марки УОНИ13/45, диаметр 4 мм. Установка А. Установить деталь в тисах за Ø 65 мм, зажать.
1 переход: Заплавить шпоночный паз размерами: L =70 мм; h =5,7 мм; Ь =16,2 мм.
Установка А. Установить вал в 3-х кулачковом патроне за диаметр 55 мм, поджать центром задней бабки. 1 переход. I. Наплавить посадочное место под подшипник качения с Ø 54,90 мм до Ø 58 мм, на длину L =25 мм. 2 переход. II. Наплавить посадочное место под шестерню с Ø 54,48 мм до Ø 58 мм на длину L =78 мм.
|