Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Время молитвы. Малое богослужение»



^ 2. Время молитвы

Распорядок дня человека в древности с его разделением на части, по три часа в каждой, был определен гораздо более спокойным ритмом, чем ритм жизни современного человека, живущего под диктатом точного времени. Выбор подходящего времени для молитвы становится поэтому особенно важным.

Как человек Библии, так и древние отцы монашества для своих двух домашних богослужений предпочитали время после заката солнца и до восхода солнца.Этосолнца. Это время, которое, при определенной самодисциплине, может легко высвободить и современный человек. Тот, кто может посвятить Богу «начаток» дня и ночи, как «ранний плод», может надеяться, что и остальная часть суток будет освящена. Тогда и в повседневном ходе жизни ему будет легче сохранять в сердце своем «память Божию».

Не столь важно, длительной или краткой будет наша ежедневная молитва, сколь важна ее регулярность, «постоянство в молитве»676).

^ 3. «Малое богослужение»

«Молитва часов» в Церкви – на Востоке гораздо более продолжительная, чем на Западе – видоизменялась в течение веков, становясь все более обширной. «Бревиарий» представляет собой первую попытку облечь эту «молитву часов» в компактную форму. Литургические реформы последних десятилетий привели к последующим сокращениям в Западной Церкви.

Многие христиане (в том числе и духовные лица) убеждены в том, что долгие богослужения являются «типично монашескими». Однако ранние отцы-пустынники, оставлявшие все мирские занятия и жившие только молитвой, говорят постоянно лишь о «малом богослужении» (mikra synaxis). И действительно, два их богослужения, состоящие из чтения двенадцати псалмов и соответствующих молитв, не были особенно долгими. А многочисленные «молитвы», которые они читали в течение дня во время работы, не превосходили своей продолжительностью «Отче наш», не говоря уже о коротких молитвенных призываниях, состоящих из нескольких слов.

Кто, следуя «святым отцам», захотел бы войти в «место молитвы» и в «состояние молитвы», поступил бы хорошо, составив для себя правило, которое было бы ему по силам и которое пробуждало бы в нем молитвенный дух. Ибо цель именно в том и состоит, чтобы поддерживать в себе «молитвенный дух в течение дня».

Для личной молитвы особенно подходит Псалтырь, которая должна быть специально подготовлена для этой цели. Это значит, что длинные псалмы следует разделить на маленькие кусочки, помышляя более о «качестве», чем о «количестве».

Поэтому /святые отцы/ говорят, что полезнее пропеть десять стихов с подобающим вниманием, чем прочесть весь псалом в спешке и беспорядке...677).

В соответствии с этими мудрыми правилами каждый должен наметить число псалмов, соразмерное его силам. Кто захочет сохранить освященное число двенадцати псалмов утреннего и вечернего богослужения с соответствующими им молитвами, может легко достичь этого путем должного разделения Псалтыри.

В принципе псалмы следует читать по порядку, ничего не отбирая и в особенности, ничего не пропуская, поскольку речь идет о слушании Слова Божия.

В соответствии с собственными желаниями каждый может обогатить это псалмопение церковными гимнами или чтением отрывков из Священного Писания.

Кто-то этому сравнительно краткому молитвословию предпочтет, возможно, чтение церковных часов в качестве постоянной путеводной нити. Однако в таком случае следует учесть, что подобное чтение обычно предполагает существование молитвенной общины, т.е. участие чтецов, певцов и т.п.

Но во всех случаях следует следить за тем, чтобы это «малое богослужение» не выродилось в чистую формальность, которая исполняется только из чувства долга, но без внутреннего участия. Свобода, которую многие опытные учителя молитвы предоставляют молящемуся678), имеет целью пресечь корень всякого формализма и привести к «истинной молитве», к личной встрече с Богом «в духе и истине». Чередование молитв и псалмов в этом случае может послужить хорошей путеводной нитью.

Сердечная молитва сама по себе не связана с определенным типом молитвы, поскольку является «дыханием души». Опыт учит, однако, что полезно посвящать ей какое-то определенное время во время утреннего и вечернего молитвословия, ибо таким образом она легче делается «плотью и кровью».

Начиная с апостольских времен, верующий ежедневно трижды читает «Отче наш», эту христианскую молитву, оставленную самим Господом. Само собой разумеется, что можно читать «Отче наш» и чаще, но никоим образом не механически. Эта молитва должна стать кульминацией всякого молитвословия, и ее особый характер должен выражаться и в той позе, которую молящийся принимает при этом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.