Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные процедуры 12 страница



На теоретическом уровне Янова критикуют за понятия первичной боли и воспоминаний как не соответствующие биологическим данным психологии развития (Brown, 1973). Во-первых, есть серьезные расхождения

236 в оценке того, способны ли маленькие дети осознавать, что их глубочайшие первичные потребности в родительской любви и внимании не удовлетворяются (Winnicott, 1965). Во-вторых, трудно поверить, что этот когнитивный материал может впоследствии быть настолько доступен взрослому, чтобы снова вернуться к нему в процессе терапевтической регрессии. Более вероятно, что маленький ребенок до того, как система его памяти полностью сформируется, реагирует на неприятные переживания автоматически, с помощью психологической защиты — физиологического ухода. Переживание первичной боли и воспоминаний у взрослого может быть в основном продуктом идентификации с детскими переживаниями и веры в них. Физиологическое обоснование теории и практики первичной терапии, то есть описание Я новым того, как и где хранятся первичные боли и воспоминания, и способа их возбуждения,— одна из его наиболее творческих идей, но пока еще нет доказательств валидности этой теории. Подход Янова критикуют и за его одностороннюю направленность на жесткое и грубое выявление отрицательных эмоций и пренебрежение любыми положительными чувствами и целебной силой человеческих взаимоотношений. Янов описывает свою терапию не как ориентированную на взаимоотношения, а как терапию, где терапевт является "торговцем болью", а не человеком, с которым можно заниматься межличностным общением. Клиенты могут привыкать к первичному стилю преодоления, выражающемуся в действии. Другими словами, некоторые психически уязвимые люди становятся зависимыми от первичного окружения при столкновениях с обстоятельствами, вызывающими тревогу. Они не обучаются новым умениям и не "синтезируют" боль, вызванную первой беседой.

Критики охарактеризовали конечную цель первичной терапии как создание "самодостаточного автомата", свободного от условностей реальной жизни: родителей, семьи и карьеры. В терапии Янова трудно найти какое-либо поощрение более мягких сторон человека или, в сущности говоря, обнаружить ее "послепервичное" свойство. В мире, свободном от бактерий, нам не потребовались бы методы иммунизации. Кажется вероятным, что в этом мире нам необходимо иметь немного "брони" для совладания с трудными жизненными ситуациями и достижения реальных целей.

Оценка

Большинство из нас стесняется своего физического "Я", относительно не сознавая, как наше тело функционирует и как физическое функционирование пересекается с нашими личностными особенностями. Прикосновение, в частности, чуждо многим людям, выросшим в условиях западных культур. Телесная терапия включает физический параметр в групповой опыт и помогает восстановить равновесие подходам, делающим акцент на первой половине формулы "разум — тело". Она используется как оригинальный метод или как метод, дополняющий вербально ориентированные групповые подходы.

Терапия Райха, биоэнергетика, рольфинг, первичная терапия и другие виды телесной терапии являются сильными методами эмоционального высвобождения и эффективных изменений в теле, чувствах и личности. Эти методы телесной терапии относятся к числу наиболее противоречивых методов, практикуемых сегодня. Однако по своим целям они не так уж отличаются от других групповых подходов, например гештальттерапии, которая стремится достичь чувственных изменений через феноменологическое поле осознания.

Телесная терапия подходит для большинства заинтересованных участников, исключение могут составить малообщительные клиенты, которые стремятся попасть в группы телесной терапии, чтобы избежать улучшения коммуникативных умений, и индивидуумы, которые обладают скрытыми потребностями в том, чтобы к ним прикасались, или в том, чтобы наносить физические повреждения другим, и поэтому могут использовать группу как социально санкционированную "отдушину" для проявления этих потребностей (Verny, 1979). Этические аспекты, описанные в 1-й главе, особенно важны для проведения групп телесной терапии.

Одним из спорных вопросов, относящихся к телесной терапии, является понятие "катарсиса" (Nichols & Zax, 1977). Многие теоретики телесной терапии предполагают, что эмоции накапливаются где-то в теле до тех пор, пока в конце концов не разряжаются. Это создает впечатление, что эмоции являются какой-то конкретной сущностью, чем-то вроде джинна, который эффектно выскакивает из бутылки в подходящих условиях. Более вероятно, что воспоминания, а не чувства хранятся в нервной

238 системе и, когда старые воспоминания воспроизводятся, они вызывают соответствующие чувства. С этой точки зрения катарсис не означает "разрядки" энергии; он подразумевает эмоциональное воспоминание какого-то события и вовлечение участника в телесные действия, являющиеся частью этих эмоций. Когда эмоции выражаются физически, безусловно, происходит некоторое снижение напряжения. Но более важно, что глубоко переживаемые эмоции помогают бороться с паттернами избегания эмоций. В процессе занятий в группах телесной терапии участники расширяют свой репертуар эмоций и учатся идти на компромисс в отношении эмоционального контроля без негативных последствий. Интеграция опыта впоследствии также обеспечивает новое самопонимание. С одной стороны, Лоуэн заимствовал понятие "энергетической разрядки" Райха и сосредоточился на понятии "абсолютное количество энергии", которое используется им как мера психического здоровья. Райх предполагал, что "броня" в конечном счете существует только для предохранения тела от полного переживания рефлекса оргазма. Тотальный оргазм рассматривается как средство лечения тревожности и других эмоциональных трудностей. Райх не придавал значения многим другим способствующим развитию личности потребностям, которые такие психологи, как Маслоу и Роджерс, рассматривают как часть процесса самоактуализации. С другой стороны, Лоуэн преодолел односторонность взглядов Райха и стал ведущим представителем телесной терапии сегодня. Лоуэн предлагает своим клиентам принимать напряженные позы и заниматься физическими упражнениями для энергетизации частей тела. В некоторых случаях телесная терапия может выдвигать слишком спортивные требования и больше походить на гимнастическую тренировку, чем на серьезное исследование конфликтов и эмоций (Brown, 1973). В этом случае пренебрегают спонтанным исследованием человеком своего внутреннего опыта и делают акцент на умении терапевта диагностировать мышечную ригидность и связывать ее с проблемами характера.

Наконец, критика биоэнергетики Лоуэна касается его предположения о том, что существует прямая параллель между телесным функционированием и психическим процессом. Можно ли, например, уверенно предполагать, что человек "сгибается под грузом ответственности",

239 только потому, что у него сутулые плечи? Лоуэн часто использует язык символически и затем овеществляет понятие, которое он использовал. Так, Лоуэн склонен упрощать взаимоотношения между чертами характера и структурой тела, выходя за пределы разумных доказательств. Вполне возможно иметь хорошо функционирующее тело, высокий уровень энергии и тотальный оргазм и все-таки испытывать трудности с характером. В заключение отметим, что в телесной терапии много ритуальных аспектов, которые могут не иметь целебных функций, и поэтому трудно идентифицировать те активные ингредиенты, которые ведут к реальным изменениям. Многие современные представители телесной терапии ведут поиски новых форм и направлений. Одним из новых направлений является объединение телесных методов с вербальными моделями терапии, другим — постепенное замещение крайне болезненных, неудобных процедур более мягкими, более гуманными и столь же эффективными физическими вмешательствами. Резюме

К телесной терапии относятся биоэнергетъ метод Фелъденкрайса, метод Александера, структу pi-интеграция, первичная терапия и другие групповые п ходы, подчеркивающие значение физических характер тик. Все виды телесной терапии восходят к Вильгел) Райху, который описал, как защитное поведение вы жается в напряжении мышц (телесной броне) и стесн ном дыхании.

Основные понятия телеснойтерапии введены уче ком В. Райха Александром Лоуэном, основателем б энергетики, и включают энергию, мышечную броня почву под ногами. Хронические блокировки спонтанн течения энергии отражаются в телесной позе, движе! и физическом строении. Между этими физическими ременными, структурой характера и типами лично. существуют тесные взаимосвязи.

Группы телесной терапии используют дыхателы упражнения для поощрения течения энергии и высвоб" дения чувств. Проблемы подвижности могут быть Д1-ностированы с помощью применения напряженных г таких, как арка Лоуэна.

пример брыкание, поощряют высвобождение примитивных чувств. Многие телесные терапевты используют физический контакт, такой, как массаж, для снятия напряжения.

Метод Фелъденкрайса сосредоточивается на позе тела и имеет целью формирование лучших телесных привычек, рост самосознания и утверждение образа "Я". Метод Александера направлен на исследование привычных телесных поз и осанки и их изменение путем поощрения адекватных психических установок. Структурная интеграция, называемая также рольфинг, использует прямое манипулирование для изменения мышечных фасций и перестройки телесных функций. Первичная терапия, созданная Артуром Яновом, направляет усилия участников на "разрядку" примитивных чувств, которые были заблокированы в раннем детстве. Янов пользовался большим влиянием, но подвергался критике за неумеренные претензии и теорию развития.

Телесная терапия включает физический параметр в групповой опыт и предлагает альтернативу чрезмерно когнитивным и рассудочным групповым методам. Она является сильным методом высвобождения эмоций и может вызывать вопросы и чувства у участников группы, которые наблюдают или облегчают работу других участников. Критики возражают против грубости некоторых методов, их ритуальных аспектов и лежащей в основе телесной терапии теории катарсиса.

 

Литература

Alexander, F. M. The use of the self. New York: Dutton, 1932.

Barlow, W. The Alexander principle. London: Camelot Press, 1973. Bean, 0. Me and the orgone. New York: St. Martin's Press, 1971.

Bellis, J. M. Emotional flooding and bioenergetic analysis. In P. Olsen (Ed.), Emotional flooding. New York: Human Sciences Press, 1976.

Brown, M. The new body psychotherapies. Psychotherapy: Theory, Research, and Practice, 1973, 10, 98— 116.

Feldenkrais, M. Awareness through movement. New York: Harper & Row, 1972. Harper, R. A. The new psychotherapies. New York:

Prentice-Hall, 1975.

Janov, A. The primal revolution. New York: Simon & Schuster, 1972. Jones, F. P. Body awareness in action. New York: Schocken Books, 1976.

Karle, W., Corriere, R., & Hart, J. Psychophysiological changes in abreactive therapy — study 1: Primal therapy.

Psychotherapy: Theory, Research, and Practice, 1973, 10, 117—122. Keleman, S. The human ground. New York: Science & Behavior Books, 1975. Lowen, A. The betrayal of the body. New York: Macmil-lan, 1967.

Lowen, A. Bio-energetic group therapy. In H. M. Rui-tenbeek (Ed.), Group therapy today. New York: Atherton Press,

1969.

Lowen, A. Bioenergetics. New York: Coward, McCann & Geoghegan, 1975. Mann, W. E. Orgone, Reich, and eros. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1973.

Mintz, E. E. Marathon groups: Reality and symbol. New York: Appleton-Century-Crofts, 1971. Nichols, M. P., & Zax, M. Catharsis in psychotherapy. New York: Gardner Press, 1977. Olsen, P. Emotional flooding. New York: Human Sciences Press, 1976.

Pierrakos, J. C. Core-energetic processes in group therapy. In H. Mullan & M. Rosenbaum (Eds.), Group psychotherapy

theory and practice. New York: Free Press, 1978.

Reich, W. Character analysis. New York: Orgone Press, 1949.

Rolf, I. Structural integration: Counterpart of psychological integration. In P. Olsen (Ed.), Emotional flooding. New York: Human Sciences Press, 1976.

Rubenfeld, I. The Alexander technique and Gestall therapy (Gestalt synergy). In H. H. Grayson & C. Loew (Eds.), Changing approaches to the psychotherapies. Jamaica, N. Y.: Spectrum Publications, 1978. Schutz, W. C. Here comes everybody. New York: Harper & Row, 1971. Verny, T. An introduction to holistic primal therapy

 

Canadian Psychiatric Association Journal, 1978, 23, 381л ^onaM h f>$>00nment% New York: AaSff

 

Группы танцевальной терапии История и развитие

Обращаясь в этой главе к анализу ее.' ных тенденций в танцевальной терапии, отме! г же как психодрама является адаптацией сцен' драмы, танцевальная терапия ведет свое npOHi. ние от творческого танца. На раннем этапе ;' танец стал средством выражения мыслей и чуг торые нелегко было перевести в слова. Спонташ; жения и жесты служили для человеческой ком-ции задолго до появления формального языка 1953). На протяжении тысячелетий в разных к;

существовали ритуальные танцы для праздновс.' беды, оплакивания мертвых, лечения больньл был сильным средством самореализации и выр чувств. В религиозных ритуалах танцоры cTps отрешиться от всего, стать частью вселенной, в имитациях участники отождествляли себя с сл. свирепыми животными или колдунами и чертям тически народные танцы развивались как пог' развлечение, смягчающее отчаяние и отражаюи' образие национальных характеров и традиции народов.

Со временем в западных культурах танец из формы . социальной коммуникации и самовыражения тился в вид искусства, целью которого было п и увеселение публики. К XIX в. танец стал ф зеванным средством выражения, что лучше в' люстрируется появлением классического балет из тех, кто внес свой вклад в возрождение 1ч Северной Америке в XX в., была огненная и с долюбивая Айседора Дункан. Она использовала ее' венные и выразительные движения в современном . ческом танце, отбросив формализм традиционное

лета и сменив романтические иллюзии на реализм. Дункан исходила из того, что танец может использоваться для естественного выражения сокровенных чувств и "души" людей. На этом пути современный танец развивался как средство индивидуальной экспрессии или как отрицание классических форм движения.

Сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец исполняется, чувства выражаются с помощью серии высокоструктурированных форм движений. Когда же танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации, и стилизация, делающая танец представлением или видом искусства, не играет роли. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм и для личной выразительности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок, полька. Представление о танце как коммуникации было развито экспрессивной танцовщицей Мери Уигман.

Танец — это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец прежде всего требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения — человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым (Wigman, 1963, р. 10).

Исходя из целей нашего последующего изложения, кратко остановимся на тех четырех факторах, которые способствовали развитию танцевальной терапии (Schmais, 1974) '. Во-первых, после второй мировой войны многие инвалиды, ветераны войны, нуждались в физической и эмоциональной реабилитации. Танцевальная терапия стала дополнительным методом лечения стационарных пациентов, многие из которых не могли говорить, и поэтому к ним невозможно было применить лечебное вербальное воздействие. На этом раннем этапе развития танцевальной терапии ведущим леНе существует четкого различения терапии танцевальной и той, что известна как "двигательная", хотя понятие двигательной терапии, обычно практикуемой специалистами в области терапии танцевальной, является более широким.— Прим. авт.

245 чебным и учебным центром являлся госпиталь святой Елизаветы в г. Вашингтоне, штат Колумбия. Танцовщица и учительница танцев Мэриан Чейс (Спасе, 1953) была названа "первой леди" танцевальной терапии за новаторские работы в этой области. После занятий ее ученики испытывали чувства эмоционального освобождения и гармонии; результаты этих экспериментов вызвали интерес местных психиатров.

Вторым фактором, способствовавшим росту интереса к танцевальной терапии, явилось открытие в 50-х г. г. транквилизаторов. Доступность и широкое применение лекарств помогли разработать и применять к хроническим пациентам психиатрических клиник новые программы вмешательства в психические процессы, предусматривающие более активное лечение. Танцевальная терапия явилась альтернативным лечебным методом по отношению к этим программам. Третьим фактором в развитии танцевальной терапии в 60-е гг. стало движение тренинга человеческих отношений, которое способствовало разработке более экспериментальных методов расширения самосознания и работы с группами. Наконец, исследования невербальной коммуникации, в частности анализ коммуникативного поведения человеческого тела (Birdwhistell, 1970), вызвали интерес к новым программам танцевальной терапии. Одним из стимулов к этим исследованиям стала попытка обучения интуитивному мышлению путем обращения внимания на развитие функции правого полушария (Bogen, 1977). Психоаналитическая теория также оказала влияние на движение танцевальной терапии. Вильгельм Райх (Reich, 1942), Карл Юнг (Jung, 1961) и в меньшей степени Гарри Стэк Салливан (Sullivan, 1953) внесли свой особый вклад в рассматриваемую область. Райх, как мы уже видели, попытался декодировать язык тела и описал, как напряжение накапливается и выражается физически. Интерес Райха к роли тела в эмоциональном развитии и работы его последователя Александра Лоуэна над способами высвобождения напряжения через физические движения также помогли достижению танцевальной терапией лечебного эффекта. Сегодня танцевальные терапевты стараются снизить мышечное напряжение и увеличить подвижность участников группы. Юнг подчеркивал терапевтическую ценность артистических переживаний, которые он называл

"активным воображением". Он был убежден, что артистические переживания, выраженные, например, в танце. могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарси-ческого освобождения и анализа. Акцентирование Юн-гом роли символической активности и творческой экспрессии для психотерапевтического воздействия оказало влияние на движение танцевальной терапии. Наконец, когда перед танцевальной терапией ставится задача ресоциализации заторможенных больных, в ней используется теория социализации и человеческого взаимодействия Салливана. Танцевальная терапия может рассматриваться как первичное средство поощрения невербального взаимодействия и между клиентом и терапевтом, и между участниками.

Сегодня ряд университетов предлагает программы по танцевальной терапии, по которым готовятся студенты для работы в больницах, клиниках, центрах реабилитации, в тюрьмах, частных лечебницах и в других местах, где может быть полезна двигательная работа. В основном эти занятия проходят в группах. Основные понятия

Общие цели

Танцевальные терапевты выделяют по крайней мере пять целей занятий с группой. Одной из них является расширение сферы осознания членами группы собственного тела, его использования и возможностей, что не только повышает физическое и эмоциональное здоровье, но и для большинства хорошо функционирующих людей служит также развлечением. В начале занятия танцевальный терапевт наблюдает и оценивает сильные и слабые стороны репертуара движений участников, затем определяет, какие компоненты изменить или усовершенствовать, какие движения и как лучше сделать. Большинству из нас нужна лишь некоторая помощь для усиления мышц, координации движений, уменьшения ригидности и увеличения энергии. Группы, составленные из психотичных или аутичных детей, могут нуждаться в более интенсивной помощи, например, в таких основных физических, моторных действиях, как ходьба, бег, наклоны, прыжки.

Второй целью танцевальной терапии является повышение самооценки путем развития более положительного образа тела. Индивидуумы с серьезными нарушениями могут быть неспособны дифференцировать свои тела как объекты, выделяющиеся в ряду других объектов. В таких группах танцевальная терапия используется для того, чтобы создать безопасный телесный образ. В большинстве других групп телесная терапия помогает развитию более привлекательного образа тела, который прямо связан с более положительным образом "Я". В-третьих, танцевальная терапия используется для совершенствования посредством группового опыта социальных умений тех пациентов, которые нуждаются в тренинге элементарных социальных навыков. Психо-тичные пациенты, в частности, не могут осмысленно сообщать о своих эмоциональных потребностях. Танцевальная терапия в этих случаях представляет собой относительно безопасное средство успешной связи с другими во время обучения социально приемлемому поведению. В группах здоровых людей танцевальная терапия дает возможность устанавливать творческую связь с другими, преодолевая барьеры и условности слов.

Четвертая цель — приведение членов групп в контакт с их чувствами путем установления связи чувств с движениями. Творческий танец выразителен, он позволяет освободить подавленные чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения (Rosen, 1974). Здесь психодинамическое понятие катарсиса распространяется на танец, в котором движения приводят к экспрессивному терапевтическому освобождению сдерживаемых чувств. В добавление к выразительным возможностям танца двигательные упражнения, включающие, например, раскачивание и вытягивание, физически снижают напряжение. Пятую цель танцевальной терапии можно назвать "магическим кругом" (Langer, 1953). Функции группы танцевальной терапии — совместная работа, игра и опыты в ритмических действиях, экспериментирование с жестами, позами и движениями, невербальное общение друг с другом — служат созданию глубокого группового опыта. Этот опыт, действующий на бессознательном уровне, и является "магическим кругом".

Взаимоотношение между движением иразумом

Основные понятия танцевальной терапии отражают тесные взаимоотношения между телом или, если говорить более конкретно, движением и разумом. Танцевальная терапия базируется на допущении о том, что манера и характер движений отражают наши личностные особенности. Вид физического контакта, от которого мы получили удовольствие в младенчестве, свобода передвижения, испытанная нами, когда мы только начинали ходить, друзья, которых мы приобретали, работа, которую мы делали, роли, которые мы играли, стрессы, которым мы противостояли,— все это повлияло на нашу манеру двигаться (Schmais, 1974). Мы можем узнавать людей по тому, как они двигаются. Часто бывает, что мы можем узнать знакомого, не слыша голоса и не видя лица, а просто уловив знакомый жест или позу.

Танцевальный терапевт особенно интересуется тем, сколько и где мы двигаемся. Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление и понимание спонтанного движения. Согласно Шильдеру:

Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает специфическую установку. Специфическая мышечная последовательность изменяет внутреннее состояние, установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательности (Schilder, 1950, р. 208).

Танцевальная терапия поощряет свободные, выразительные движения, способствующие развитию физической подвижности и силы на физическом и психическом уровнях. К телу и разуму танцевальные терапевты относятся как к единому целому. Ключевым является убеждение, что если с изменением эмоций меняются наши чувства по отношению к себе и собственному телу, то аналогичный процесс происходит и при изменении манеры и характера наших движений, которые отражают черты личности.

Основные процедуры

Роль терапевта

Танцевальный терапевт выступает партнером по танцу в групповом занятии, режиссером событий, катализатором, облегчающим развитие участников через движение (Schmais, 1974). Важной функцией танцевал'ь. ного терапевта является создание безопасной окружающей среды для того, чтобы участники могли свободно вступать в контакт, исследовать и понимать себя и свое взаимодействие с другими. Руководитель группы внимательно относится к невербальной коммуникации участников и старается эмпатически отвечать им с целью установления эффективных терапевтических взаимоотношений. Элементы принятия и эмпатии заимствованы из теории терапевтических изменений Карла Роджерса. но в отличие от других психокоррекционных групп в группах танцевальной терапии эмпатия выражается в основном на физическом уровне. Танцевальный терапевт демонстрирует эмпатию, зеркально отражая движения пациента в танце. Мэриан Чейс так описала этот терапевтический процесс:

Терапевт, танцуя с пациентом, говорит: "Я ощущаю каж дую твою эмоцию, мне знакомы ненависть, печаль, одиночест во; я понимаю все настроения, которые отделяют тебя oi людей. Я тоже могу все это чувствовать, и у меня это не вызывает отвращения. Танцуя с тобой, я принимаю тебя и мы на минуту понимаем друг друга" (Rosen, 1974, р. 60).

Таким образом, спонтанные движения индивидуума отражаются, расширяются и развиваются терапевтом. В каждом случае пациенты выражают свои внутренние конфликты, а терапевт отвечает движениями, означающими принятие и понимание и дающими возможность пациентам изменить их стереотипы поведения Когда группа разминается, раскачивается или двигается. терапевт предпринимает усилия для установления кон такта с участниками, вызывая их на "разговор" с помощью отражения их движений. Танцевальный тера певт Элен Лефко рассказывала, как сложно было вступить в контакт со странным и замкнутым 30-летним мужчиной ее группы, чтобы поощрить его танцеват! с другими:

Труднее всего мне было "достать" Брайана. Высокий, темно волосый, напряженно наэлектризованный, он танцует под свок музыку, отбивая ритм по телу, как по барабану. Его танць.

250 не имеют ни начала, ни середины, ни конца. Это как бы ко роткие вспышки припадка. Он не позволяет спрашивать интео претировать и структурировать. Когда мы образуем кру? он бегает, прыгает и скачет вне его. Иногда я присоединяют к нему в его "одушевленных" прыжках, которые напомина-' ют прыжки какого-то лесного зверя, и зачарованно слежл за ним. В ту минуту, когда наши шаги выравниваются рТт мы совпадают, он смотрит на меня с признанием и удовольствием. Но этот момент проходит, и он снова погружается в свои внутренний мир (Lefco, 1974, р. 52).

Позже на занятии Брайан заявил руководителю что он "сердит на стены позади него" (р. 54), подразумевая, видимо, что любовь, сердечность и дружеское об щение существуют, по его мнению, по другую сторону невидимой стены позади руководителя. Танцуя ближе к "стене", Брайан принимает позу эмбриона. Некото рые члены группы вслед за Брайаном по-своему от вечают движением на дилемму нормальной психики надежды за "стеной комнаты" и сумасшествия отча-' яния в комнате.

Очевидно, хороший танцевальный терапевт нуждает ся в богатом репертуаре собственных движений чтобы свободно следовать за участником. Вследствие тесной взаимосвязи между движением и чувствами руководителю должен быть доступен широкий диапазон личных эмоций, чтобы разделить чувства клиента и не быть остановленным страхом и тревогой. Большинству пациентов-невротиков спонтанные движения помогают включиться в игру, но для пациентов с сильными нарушениями, только начинающих устанавливать контакт с реальностью, спонтанные ответы могут казаться слишком угрожающими и больше подходят структурированные упражнения.

В некоторых структурированных упражнениях подчеркиваются раскачивающиеся движения; в других делается акцент на размещении и управлении; третьи фокусируются на расслаблении и концентрации с помощью дыхания; четвертые поощряют движения в пространстве (Espenak, 1968). Первые несколько минут занятия часто занимает период разминки, помогающий участникам приготовить свои тела к работе наподобие того, как оркестр настраивает инструменты перед выступлением. В одном случае методики предусматривают выполнение спонтанных движений во вступительной части в свободной форме под разные музыкальные отрывки. В другом случае, например в методике групдуется с помощью использования про ставленного группе, путем изменения iiAriq , ростей движения, ведения за собой руков! других членов группы или следования за ними.

Методы танцевального терапевта не ограничен ощрением структурированных или спонтанных ,,. ний. Терапевт может использовать игру и вообрь для стимуляции осознания собственного тела, к-часто ограничено у индивидуумов, лишенных в д возможности играть. Например, Лабан (Wethered. иногда просит членов группы вообразить себя рожденными и экспериментировать с начальным зическими движениями, другие руководители ГРУ;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.