|
|||
М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко 13 страницаДополнительно можно предложить родителям раз в неделю рассказывать детям терапевтическую историю о мальчике Саше*, который страдал ночным энурезом. * Приводимые ниже терапевтические «истории про Сашу» заимствованы из клиги Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя...» Терапевтические истории для детей (М НФ «Класс», 1996 ) В них изменены только имена главных героев, которые были приближены к отечественным реалиям. Как лучше рассказывать «Истории про Сашу». Советы для родителей Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени его цивилизованности и образа жизни, детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Такие сказки и истории — один из способов получения ребенком информации о себе и окружающем мире. Взрослым следует помнить, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения. Детские игры, по существу, могут быть приравнены к работе и учебе. Рассказы и особенно сказки всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки говорят ребенку о том, что мир очень непрост, в нем существует немало несправедливостей, а страх, сожаление и отчаяние — такая же часть нашего бытия, как и радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное, сказки говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он проявляет настойчивость и терпение, то в конце концов обязательно победит. «Истории про Сашу» подобны персонализированным, «очеловеченным» сказкам. В них действует герой или героиня, которые наделены характерными чертами вашего ребенка и сталкиваются с такими же проблемами. В «историях про Сашу» герой или героиня находит пути и способы понимания и разрешения своих трудностей и конфликтов. Помимо действующих лиц, взятых из жизни, рассказы могут включать персонажи из мира фантазии и волшебства. Главными героями могут быть зайчики, белочки или маленькие бегемотики. Важно, чтобы ситуация главного героя напоминала ситуацию вашего ребенка. Рассказ «подгоняется» к вашему ребенку так же, как имя его главного героя. «Истории про Сашу» — не волшебная палочка, по мановению которой исчезают все беды, но они позволяют детям узнать о себе и своих проблемах то, что их утешает, придает им силы и от чего они начинают чувствовать поддержку и понимание. Эффективность «историй про Сашу» объясняется многими причинами. Прежде всего они позволяют ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом. Ведь многие дети чувствуют себя виноватыми в беспокоящих их страхах или испытывают смущение в связи с ними. Им трудно говорить об этом открыто. Часто, когда вы заводите прямой разговор с детьми на эту тему, они сразу замыкаются. Совсем другое дело — слушать историю о мальчике, который похож на тебя. В этом случае детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах. Им ничто не мешает слушать, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий. Это значит, что дети могут поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке. Изменив контекст, вы создаете зону безопасности. «Истории про Сашу» дают ребенку возможность подумать, поразмышлять и задать вопросы на «взрывоопасные» темы без боязни вмешательства во внутренний мир. Мы, взрослые, часто делаем то же самое. Большинству знакома практика получения совета по смущающему нас вопросу с использованием знакомого приема: «У моего друга Коли есть проблема...» Очень интересно наблюдать, как дети пользуются этой зоной безопасности. С одной стороны, ребенок отождествляет себя с «Сашей», но когда повествование доходит до «больного места», он становится на позицию слушателя, и тогда «Саша» превращается просто в мальчика из рассказа. Таким образом он получает возможность со стороны понаблюдать за своим двойником, не давая смущению взять власть над разумом. Форма истории имеет еще одно преимущество: для ребенка рассказ гораздо интереснее, чем нравоучительная лекция. Во всем мире дети выключают радиоприемники и телевизоры, если там читают нотации, и включают их, когда наступает время сказки. Цель программы, изложенной в общих чертах l опубликованной ниже «Истории про Сашу», — натренировать, приучить пузырь удерживать большее количество мочи, повысить чуткость его обладателя к посылаемым сигналам, чтобы своевременно реагировать на них во время сна, а также повысить тонус мускулов, ответственных за «отпирание» и «запирание» пузыря. Очень часто ночное недержание мочи сильно деморализует детей. Они испытывают стыд, чувствуют себя ущербными, неполноценными и неуправляемыми. Не усугубляйте эти страдания упреками, отчитыванием или попытками унизить их. Чем более.ущербными и неполноценными дети себя чувствуют, тем меньше у них шансов освободиться от преследующей их беды. Важно, чтобы ребенок сам стремился к этой цели. Упражнения, представленные в этой программе, предполагают определенную долю самоотверженности. Если ребенок выполняет их лишь потому, что вы хотите, чтобы его постель оставалась сухой, результаты скорее всего будут малоутешительными. Мотивация важна еще и потому, что дети, страдающие энурезом, часто чувствуют себя беспомощными перед лицом своей беды. Важно, чтобы ребенок вновь обрел чувство уверенности в себе и в своей полноценности. Если ребенок почувствует свою ответственность за этот процесс, он станет увереннее и у него будет больше шансов выздороветь. Такую тренировку следует начинать только после того, как вы убедитесь, что ребенок сам очень хочет этого, более того, способен подойти к ней активно и ответственно. Многие специалисты считают, что такого рода программы следует применять только к детям старше шести лет. Процесс тренировки мочевого пузыря вкратце описан в «Истории про Сашу». К этому следует добавить несколько дополнительных деталей . Во-первых, в течение двух недель определите характер ночного недержания мочи у вашего ребенка. Случается ли это каждую ночь? Когда бывает хуже? Связано ли это с поздним отходом ко сну? Зависит ли это от режима питания и количества употребляемой жидкости? Во-вторых, в течение недели ваш ребенок должен выполнять специальные упражнения для растягивания мочевого пу- 15 — 2699 225 зыря, задерживая мочу как можно дольше после первого позыва к мочеиспусканию. Это нужно проделывать не реже одного раза в день и лучше дома, а не в школе или в доме друзей, чтобы ребенок не оказался в неловком положении, если произойдет «несчастный случай». Вы можете ему помочь, показав, как нужно сосредоточиваться на чем-то другом, для того чтобы отвлечь внимание от мочевого пузыря. Кроме того, ребенку нужно упражняться в управлении мышцами пузыря, прерывая мочеиспускание в середине процесса. Это следует проделывать около 5 раз при каждом мочеиспускании. Раза два в неделю вы должны помогать ребенку измерять емкость его мочевого пузыря. Для этого нужно выпивать большое количество кофеиносодержащих напитков типа «кока-колы» и употреблять преимущественно соленые закуски, чтобы вызвать жажду. После этого ваш ребенок должен как можно дольше задерживать мочу. Когда станет невтерпеж, следует опорожнить мочевой пузырь в какую-то емкость, с помощью которой можно измерить количество выделяемой мочи. У ребенка в возрасте от 6 до 12 лет объем мочевого пузыря в среднем равен 30 мл на каждый год его возраста. Измерения емкости мочевого пузыря вашего ребенка могут дать очень разные результаты. Возьмите за основу самую большую цифру, сделав ее отправной точкой для улучшения результатов. В этот период важно всячески поддерживать стремление ребенка к цели и к достижению большей уверенности. Для этого необходимо поощрять его усилия. Звездочки, поставленные в табличке, могут поведать вам, регулярно ли ребенок выполняет свои упражнения по растягиванию мочевого пузыря и прерыванию мочеиспусканию. Не нужно скупиться на похвалу и поощрения за регулярное выполнение упражнений. Вполне возможно, что потребуется определенное время, чтобы проявились результаты, поэтому не отчаивайтесь и внушайте своему ребенку, что он прекрасно делает свое дело и результат обязательно будет достигнут. Можно предложить ребенку последовательно, шаг за шагом, мысленно совершать ночное путешествие в туалет, что ему, безусловно, поможет. Это мероприятие будет особенно эффек- тивным, если ваш ребенок расслабится и будет целиком поглощен мысленным «созерцанием» того, как его мозг своевременно отреагирует на сигнал мочевого пузыря, он проснется, встанет с постели и сходит в туалет. Наконец, несколько советов о том, что надо и чего не надо делать,. • Не проявляйте нетерпения. Знайте, что если одни дети очень быстро приходят в норму, другим требуется несколько месяцев, чтобы сухая постель стала для них обычным явлением. Поддерживайте в детях моральный дух и уверенность в себе, поощряя даже незначительное уменьшение мокрого пятна на простыне. • Побеспокойтесь о том, чтобы дорога в туалет была хорошо освещена ночью и чтобы ребенку было удобно туда ходить. • Создайте условия для того, чтобы ребенок хорошо высыпался. Переутомленные дети хуже воспринимают сигналы, подаваемые мочевым пузырем. • Не пользуйтесь пеленками для того, чтобы постель оставалась ночью сухой. Это наводит детей на мысль о своей ущербности. Они часто смущаются и стыдятся пользоваться пеленками. • Вполне нормально, если вы возложите на ребенка обязанность относить мокрые простыни в прачечную. Это следует рассматривать не как наказание, а как одну из обязанностей взрослого человека. • Не ругайте ребенка за то, что он проснулся в мокрой постели. Когда вы устали и вам вовсе не улыбается перспектива дополнительной стирки, легко поддаться мысли, что он это делает вам назло. Разумеется, это не так. В большинстве случаев ребенок ненавидит мокрую постель даже больше, чем вы. • Не следует ограничивать детей в употреблении жидкости в первой половине дня. Питье фактически помогает им выполнять упражнения для растягивания мочевого пузыря и укрепления его мышц. Пусть ваш ребенок нормально утоляет жажду. Однако после 18 часов и перед сном рекомендуется воздерживаться от напитков, содержащих углекислоту и кофеин, так как они раздражают мочевой пузырь, застав- 15* ляя его слишком скоро и слишком часто «отправлять депешу» с требованием: «Опорожни меня!». Аналогичное воздействие может оказывать шоколад. Ваш ребенок может также быть особенно чувствителен к другим пищевым продуктам, таким, как молоко. За этим нужно проследить в первые две недели наблюдений. Напитки, содержащие кофеин, специально дают в то утро, когда измеряются объем мочевого пузыря, для того чтобы вам не пришлось долго ждать, когда ваш отпрыск наконец соизволит пойти в туалет. Если в вашем доме два ребенка, страдающих энурезом, пусть предлагаемой программой воспользуется сначала старший из них, прежде чем к ее успешному выполнению приступит младший. Прежде чем рассказывать терапевтическую историю, надо спросить ребенка: «Хочешь, я расскажу тебе одну интересную историю?» И получив согласие, устроиться с ним поудобнее и начать свой задушевный увлекательный рассказ. При этом начало истории надо как можно лучше адаптировать к данному ребенку, чтобы оно чем-то напоминало его собственную ситуацию. Терапевтические истории можно рассказывать детям, начиная с 6 лет, для ребенка истории гораздо интереснее, чем нравоучительные наставления взрослых. В возрасте 12 лет можно переводить ночной сон ребенка в гипнотический и уже в состоянии гипнотического транса рассказывать ему терапевтическую историю. Как это делается, подробно описано в главе «Внушение в состоянии естественного ночного сна», где приводится специальная сказка для вызывания трансового состояния у ребенка. Психотерапевтические истории для детей Первая история про Сашу Саша был ребенком, который жил в доме вместе с папой, мамой и кошкой по кличке Мурка. Школа, в которой учился Саша, находилась недалеко от его дома. — Доброе утро, дети, — сказал однажды учитель, который зашел к ним в класс до начала занятий. — У меня для вас приятная новость. Наступило лето, и мы всем классом поедем в пионерский лагерь. Все дети обрадовались и закричали, что это здорово. Сашин друг на переменке сказал: — Мы будем спать в одной палатке и сможем не спать всю ночь и болтать. — Да, я просто не могу дождаться этой поездки, — ответил Саша тихим голосом и опустил голову. Какой-то внутренний голос постоянно твердил ему: «Как мне избежать поездки в лагерь? Как мне избежать поездки в лагерь?» А другой голос внутри него отвечал: «Не сможешь. Не сможешь не поехать». Дело в том, что у Саши был страшный секрет. И из-за этого секрета он не мог поехать в лагерь. Ведь тогда все узнают про его тайну, все друзья будут над ним смеяться и не захотят с ним дружить. Никогда. Немного позже вы узнаете, чем был расстроен и встревожен Саша, когда отправлялся спать в тот вечер. «Что мне делать? Что мне делать?» — повторял он до тех пор, пока не уснул. Проснувшись, Саша заметил, что за окном еще ночь. В комнате темно и только луна и звезды заглядывали в окно. Саша взглянул на стену, где висел календарь с портретом доктора Айболита и зверюшек, который странно сиял при свете луны. Саша широко открыл глаза от удивления. Потом он потряс головой. «Нет, должно быть, это все мне кажется, — подумал он. — Доктор на календаре не может двигаться». Он снова посмотрел на календарь. Айболит улыбался ему своей доброй улыбкой. Саша очень удивился. Его любимый доктор Айболит был словно живой и подмигивал ему. — Привет, — сказал он, присаживаясь на край Сашиной кровати. — Я думаю, что мне надо сначала представиться. Я — добрый доктор Айболит. — П-п-п-прив-в-в-вет, — выдавил из себя Саша, глаза которого все еще оставались широко открытыми от удивления. Он все еще никак не мог поверить, что его любимый доктор Айболит ожил и находится рядом. — Видишь ли, — продолжал доктор, я видел, какой расстроенный ты пришел сегодня из школы. И как долго ты крутился в постели, все время о чем-то думая, и тяжело вздыхал. Мне захотелось тебе помочь. Может быть, тебе нужна моя помощь? У Саши перехватило дыхание и пересохло во рту. Он думал, можно ли доверить доктору Айболиту свой страшный секрет, что... он мочится в постель по ночам. Доктор по-дружески улыбнулся и сказал ему: — Тот мальчик, чемпион школы, который подарил тебе этот календарь, тоже когда-то раньше ночью мочился в постель. А теперь он совершенно здоров и может ездить на соревнования и отдыхать в лагере. Саша не верил своим ушам. — Да, это было так, — продолжал доктор, — но об этом никто не знал. Он всегда очень боялся и переживал, что его друзья когда-нибудь узнают его тайну. И обычно придумывал разные причины, чтобы не ездить на соревнования в другой город или не оставаться ночевать у друзей или родственников. «Надо же, — подумал Саша, — совсем как у меня». — Поэтому, — продолжал свой рассказ Айболит, — мы можем себе представить, как он переживал и волновался, когда ему надо было ночевать не у себя дома и не в своей постели. Саша понимающе кивнул головой. — И как раз в то время, когда он чувствовал себя таким несчастным и одиноким, я объяснил ему, что надо делать, чтобы выздороветь. — Значит, — начал Саша, наклоняясь вперед и волнуясь еще больше, — ты хочешь сказать, что можешь найти какой-то выход? — Конечно, — уверенно ответил доктор Айболит. — Я сейчас тебе расскажу, что надо делать, чтобы постель оставалась сухой по ночам. Саша так и загорелся от нетерпения, даже чуть не свалился с кровати. — Может быть, начнем прямо сейчас? — спросил он, волнуясь. — Пожалуйста... I Айболит обнял его за плечи. — Конечно, — успокоил он Сашу, — я буду рассказывать, а ты все хорошо запоминай. Сначала доктор карандашом нарисовал на листе бумаги контуры ребенка. — Представь, что это твое тело, — сказал он. — Ты, наверное, слышал, а может быть, знаешь, что внутри твоего тела есть сердце, легкие, желудок. Саша утвердительно кивнул. — Мне об этом говорили дома родители и в школе учитель, — сказал он. — В теле человека есть еще много и других органов, — продолжал доктор — о которых ты, может быть, не слышал и ничего не знаешь. Например, мочевой пузырь. Саша покачал головой. Ему никто никогда не говорил о мочевом пузыре. — А что он делает? — спросил Саша. — Его задача — собирать всю мочу, которая больше не нужна телу. Поэтому, когда пузырь наполняется мочой, он посылает сигнал в мозг, а мозг посылает тебя в туалет, а пузырь выжимает мочу в унитаз. — А почему же тогда мой мочевой пузырь выжимает ночью мочу в постель? — спросил Саша. — Существует несколько причин, почему это может происходить. В конце мочевого пузыря есть мышца, которая открывает и закрывает его. Если мышца слабая, моча вытекает раньше, чем нужно. Значит, один из методов, ведущих к сухой постели по ночам, — тренировать эту мышцу и укреплять ее, — сказал доктор. — Понятно, — сказал Саша. Он хотел, чтобы мышцы его мочевого пузыря были крепкими и чтобы утром он просыпался в сухой постели. — Еще ты должен знать, — заметил Айболит, — что мочевой пузырь похож на шар. Он очень эластичный, может растягиваться и удерживать огромное количество мочи. Но некоторые мочевые пузыри забыли, как нужно растягиваться. Они думают, что уже переполнены, тогда как на самом деле в них совсем мало мочи. — А можно научить мочевой пузырь лучше растягиваться? — спросил Саша. — Конечно, — ответил доктор. — Вот хорошо-то! — воскликнул Саша и начал подпрыгивать на своей кровати от радости. — А с чего бы ты хотел начать? — спросил Айболит. Саша подумал немного и сказал: — Пожалуй, я хотел бы сначала научиться укреплять мышцы мочевого пузыря. — Это нетрудно, — сказал доктор. — Ты знаешь, что лучше всего мышцы можно укрепить путем упражнений и тренировок. — Да, — согласился Саша, — если часто поднимаешь тяжести, мышцы рук становятся крепкими, а если много ходишь пешком, укрепляются мышцы ног. — Верно, — подтвердил Айболит, — лучший способ тренировки мышц — это упражнения, и как можно больше. Я уже говорил, что на выходе есть мышцы, которые управляют «воротами» мочевого пузыря. Они служат для открывания, чтобы выпустить мочу, или для закрывания, чтобы ее удержать. Поэтому в туалете попытайся задержать струю мочи и потом ее отпустить. Так надо проделать несколько раз. Это упражнение укрепляет мышцы, которые открывают и закрывают мочевой пузырь. — Я вижу, что это не сложно, — сказал Саша. — А сколько раз надо проделать это упражнение? — Каждый раз, когда ты мочишься, нужно 5-6 раз прервать и снова отпустить струю мочи, — ответил доктор. — Хорошо, — сказал Саша, — я начну регулярно это делать в туалете с сегодняшнего дня. И скоро у меня будут самые крепкие мышцы мочевого пузыря во всем мире. — Конечно, — сказал какой-то тихий голос, который, казалось, исходил откуда-то изнутри. Саша от неожиданности подпрыгнул. — Кто это? — испуганно спросил он. — Это я, мышца твоего мочевого пузыря, которая открывает и закрывает, — произнес тихий голос. — Я рада, что ты хочешь сделать меня крепкой. Мне так надоело, что меня все время толкают туда-сюда. Я хочу стать самой сильной твоей мышцей. Саша посмотрел на Айболита. — Мне кажется, что со мной разговаривает моя мышца мочевого пузыря, — сказал Саша. — Теперь, когда вы познакомились друг с другом, дела должны пойти гораздо лучше, — заметил доктор. — А теперь нам нужно приучить пузырь удерживать больше мочи. — Кого, меня? — спросил другой голос. — Зачем мне это нужно? Мне гораздо лучше выпустить свою мочу, когда я наполнен наполовину. — А мне от этого не легче, — строго сказал Саша. — Это доставляет мне много неприятностей. — Правда? — робко удивился пузырь. — Мне никогда не приходило в голову, что я мешаю тебе и доставляю неприятности. — Так знай теперь, что это так, — сказал Саша. — Тебе теперь нужно научиться растягиваться, чтобы удерживать мочу всю ночь, до утра. — А что мне нужно для этого делать? — спросил пузырь. — Слушай внимательно, — сказал доктор, — когда пузырь хочет освободиться от мочи, он посылает сигнал мозгу, чтобы тот сообщил тебе, что пора сходить в туалет. В следующий раз, когда твой мозг получит такой сигнал от пузыря, вместо того чтобы сразу бежать в туалет, посмотри, не можешь ли ты немножко переждать. Терпи как можно дольше. Если ты будешь это делать постоянно, ты натренируешь пузырь держать мочу все дольше и дольше и, кроме того, научишь его растягиваться. Таким образом, он сможет удерживать мочу всю ночь и не беспокоить тебя. — Это здорово! — обрадовался Саша. — Теперь я буду стараться задерживать мочу всякий раз, когда мне захочется в туалет. — Послушай, детка, — сказал пузырь, — ты что, действительно хочешь проделать все это? Что касается меня, то я бы предпочел освобождаться от мочи тогда, когда хочу. — Это очень плохо, — сказал Саша, — потому что для меня это... Его голос был таким же строгим, как и... — Теперь я здесь хозяин, — продолжал Саша, — и я хочу, чтобы моя постель была всегда сухой, так что, дорогой пузырь, хочешь — не хочешь, а ты должен научиться удерживать мочу. — Ладно, — грустно ответил пузырь, — если должен, значит должен... Саша был в приподнятом настроении. — Я так хочу, чтобы все было нормально, — сказал он. Саша взял свою записную книжку и записал в ней: «Растягивать пузырь и задерживать мочу». Доктор Айболит уходя, добавил: — А ты не смог бы поработать над этими упражнениями в ближайшие две недели? Некоторым детям только этих упражнений бывает достаточно, чтобы их постель больше не была мокрой. Другим же детям потребуется кое-что еще, но об этом я расскажу тебе потом. Недели через две я приду к тебе снова, и ты расскажешь мне, как у тебя идут дела. — Хорошо, — уверенно сказал Саша и на прощание помахал доктору рукой, когда он снова занял свое место на календаре. На следующий день Саша сказал своей маме: — Я решил, что теперь моя постель всегда будет сухой. — Очень хорошо, — обрадовалась мама. — У меня есть план, — сказал Саша и начал подробно рассказывать маме, как он будет растягивать пузырь и тренировать мышцы. Он сказал, что ей не следует вечером, незадолго перед сном, давать ему шоколад, молоко, компот, кока-колу или кофе, а потом подробно объяснил, какие упражнения и как он собирается выполнять самостоятельно. — У меня есть хорошее предложение, — сказала мама, — давай на бумаге нарисуем табличку, в которой ты сам будешь отмечать свои упражнения и записывать свои успехи. — Это хорошая мысль! — охотно согласился Саша. Он любил рисовать и раскрашивать рисунки. — Я сделаю табличку цветной. И он старательно принялся за работу. Здесь можно сделать перерыв и дать ребенку время для выполнения упражнений и измерения объема мочевого пузыря, прежде чем перейти ко второй части. Разумеется, если к этому времени ваш ребенок справится с энурезом, этот раздел станет ненужным. Вторая история про Сашу Прошло две недели. Саша лежал в постели и ожидал появления доктора Айболита. Он был очень доволен собой и просто сгорал от нетерпения рассказать Айболиту, как добросовестно выполнял упражнения. Саша делал все, чтобы не заснуть, но сон закрывал ему глаза. Веки постепенно смыкались все плотнее и плотнее, и очень скоро сон окончательно взял верх. Когда Саша проснулся и открыл глаза, было еще совсем тем- но. Он сразу посмотрел на календарь с портретом Айболита. Календарь излучал какой-то необыкновенный свет. Неожиданно доктор Айболит подмигнул ему и начал сходить с календаря.. — Привет! — сказал он, устраиваясь на кровати Саши. — Я так тебя ждал, — сказал Саша. — Вот посмотри! — и протянул дневник с записями о выполнении упражнений. — Эти упражнения очень интересны. Они стали получаться у меня все лучше и лучше. Айболит посмотрел на записи. — О, да ты молодец, — похвалил он Сашу. Саша улыбнулся, он гордился собой: — Правда, моя постель иногда еще бывает мокрой по ночам, но я думаю, что это, как ты сказал, вопрос времени. Доктор утвердительно кивнул: — Правильно, это требует определенного времени, но ты просто молодчина, и я уверен, что скоро все у тебя будет в полном порядке. Саша радостно улыбнулся и кивнул головой. — А помнишь, я тебе говорил, что помимо упражнений большинству детей требуется еще кое-что, чтобы избавиться от мокрых простыней? — Помню, — ответил Саша. — Тогда я расскажу тебе об этом подробнее. Ведь все это я уже проделывал и с другими ребятами, у которых раньше постель тоже была мокрой, — сказал доктор. — Помнишь, что я тебе говорил о мочевом пузыре и как он накапливает мочу? Саша утвердительно кивнул головой. — Когда твой пузырь полон и ему нужно освободиться от мочи, он посылает сигнал в мозг. Мозг принимает этот сигнал и дает тебе знать, что пора сходить в туалет. Но иногда ночью сигнал, который пузырь посылает в мозг, бывает недостаточно громким или мозг спит слишком крепко, чтобы его услышать. Если мозг не получит этого сигнала, он не разбудит тебя и не направит тебя в туалет, и если пузырь все-таки решит, что ему надо освободиться от мочи, твоя простыня станет мокрой. — А как же сделать так, чтобы сигнал доходил до мозга и он пробуждался? — спросил Саша. — Нужно научить мочевой пузырь и мозг лучше взаимодействовать друг с другом, — ответил доктор. — Один из способов установления контакта между мозгом и мочевым пузырем очень тонкого свойства. Он предполагает участие твоего воображения. Это особый раздел твоего разума, что-то вроде волшебства. — Ого, — сказал Саша, приходя в возбуждение. — А я и не знал, что во мне есть что-то волшебное. — Волшебство, магия есть в каждом из нас, — продолжал доктор. — Нужно только верить в это и научиться пользоваться этим даром. Если хочешь, я прямо сейчас покажу тебе, как следует приводить в действие свое волшебство. Саша согласно кивнул головой, проявляя нетерпение. — Тогда держись крепче, — посоветовал ему Айболит. — Сейчас мы отправимся в воображаемое путешествие. — Куда? — спросил Саша, он просто не мог больше ждать. — Мы отправляемся в гости к твоему мочевому пузырю и к твоему мозгу, — ответил доктор. — Закрой глаза, скажи волшебное слово «Сезам, откройся», и мы отправимся в путешествие. Саша закрыл глаза и произнес несколько раз «Сезам, откройся». Послышался какой-то тихий щелчок, сопровождав- шийся не то шипением, не то свистом, начали мелькать какие-то картинки. — Смотри, — сказал доктор, — мы внутри твоего тела. Саша посмотрел по сторонам. Они плыли вниз по реке на красивой голубой лодке. Саша стоял за рулевым колесом. На нем был необыкновенный белый форменный костюм. На груди золотыми буквами было написано: «Капитан Саша». — Вот это да! Просто не верится! — восторженно воскликнул Саша. — Мы плывем к мочевому пузырю, — сказал доктор. — Следи за сигнальными знаками. Саша посмотрел вокруг. На обоих берегах реки стояли большие белые указательные столбы. На одном была стрелка, указывающая назад. На ней крупными буквами было написано: «ПОСЕТИТЕ ЛЕГКИЕ», а внизу, более мелко: «Свежий воздух». Рядом, на другом знаке, указывающем в сторону, он прочел: «ЛОВИТЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ ВОЛНЫ - отдых в мозгу». Последний указательный столб стоял как раз перед ними. Надпись гласила: «ВЫ ВСТУПАЕТЕ ВО ВЛАДЕНИЯ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ — сядьте поудобнее и расслабьтесь». — Прекрасно! Что я должен делать? — спросил Саша. — Веди лодку прямо вперед, — ответил Айболит. — Ты просто молодец! Саша вел лодку по прямой. — Мне это очень нравится. Это так интересно! — сказал он. — Ты просто классный капитан, — похвалил его доктор. — Сейчас поверни направо, в сторону стрелки. Саша повернул направо и оказался у небольшого причала. — Здесь можно пришвартоваться, — сказал доктор. — Мочевой пузырь прямо перед нами. Раздувшись от сознания своей важности, пузырь подремывал, развдлясь в кресле. Когда Саша приблизился к нему, он удивился его появлению, но все-таки лениво и небрежно поздоровался с ним: — Привет, детка. — Во-первых, — парировал Саша, — я тебе не детка. Ты у меня в подчинении и потрудись запомнить это. Пузырь явно испугался. Он вскочил на ноги и встал по стойке смирно. — Во-вторых, — продолжал Саша, — я хочу научить тебя лучше контактировать с мозгом ночью. — Конечно-конечно, э-э-э... начальник, — пролепетал пузырь. — Что прикажете делать? — Кричать. Мочевой пузырь был обескуражен. — Кричать? — повторил он в недоумении. — Но ведь для крика нужно напрягаться. Разве не легче просто тихо прошептать? — Нет! — твердо отрезал Саша. — Нужен крик. Шепот не срабатывает. Теперь давай посмотрим, как это у тебя получается. — Слушаюсь!» — сказал пузырь. Он подошел к телефонному аппарату, набрал «М—О—3—Г» и крикнул в трубку.
|
|||
|