Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко 12 страница



5. Для контроля над количеством съедаемой пищи:

а) в течение 1 — 2 недель подсчитывать калорийность пищи, съедаемой в сутки (норма 1000 — 1500 калорий);

б) съедать половину того, что положили себе в тарелку;

в) из первого блюда исключить гущу, из второго блюда — гарнир, из третьего блюда — сахар и мучные изделия;

г) свести к минимуму употребление хлеба и соли;

д) полностью исключить дополнительный прием пищи между завтраком и обедом, обедом и ужином.

6. Один раз в неделю проводится разгрузочный день:

1 вариант — за сутки можно выпить до 1 литра кефира;

2 вариант — за сутки можно выпить до 1 литра сока попо­лам с водой;

3 вариант — за сутки можно съесть до 1 кг овощей или фруктов.

7. Для снижения веса и сжигания жира обязательно раз в не­делю проводить одно шевное лечебное голодание. Можно пить только кипяченую воду (до 2 л). Обязательно сделать очистительную клизму перед проведением голодания.

8. Принимать ванну с яблочным уксусом. Необходимо при­нять 15 ванн через день (продолжительностью 10-15 минут).

9. Точечный массаж акупунктурных точек.

10. Вакуумный баночный массаж в местах отложения жира, 5-7 минут.

11. Дополнительно можно пить чай для похудения.

12. Обязательно вести пищевой дневник, в который записывать все изменения.

13. Выполнение физических упражнений в течение 20 минут, дозированная ходьба или бег — 2 км ежедневно.

14. Контрольное взвешивание 1 раз в неделю и контроль ок­ружности талии и бедер.

Глава 15

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНОГО

СЕАНСА ГИПНОЗА

ПРИ ЛЕЧЕНИИ НОЧНОГО ЭНУРЕЗА

МЕТОДОМ В. Г. ЕВТУШЕНКО

В лечении ночного энуреза психотерапия занимает значи­тельное место. Каждый специалист решает эти вопросы по-сво­ему: воспитательными мерами, внушением наяву или в гипно­зе, самовнушением. Независимо от применяемого метода (фи­зиотерапия, электросон, медикаментозная терапия, иглоукалы­вание), лечение следует начинать с психотерапевтического воздействия.

В. М. Бехтерев и К. И. Платонов указывали, что косвенное чрезпредметное внушение имеет большую терапевтическую силу и становится эффективным даже в случаях, когда прямое внушение не оказывает воздействия. Важно логически обосно­вать полезность рекомендуемого лечения, разъяснить его зна­чение при данном заболевании, чтобы больной поверил в его эффективность.

Ночное недержание мочи является довольно распространен­ным заболеванием, особенно среди детей и подростков. Исследо­вания показали, что около 10% шестилетних детей страдают ноч­ным недержанием мочи, причем мальчики страдают энурезом го­раздо чаще, чем девочки. Ежегодно около 15% детей, страдающих энурезом, с возрастом сами излечиваются от этого заболевания. Но остальные чувствуют себя совершенно несчастными и подав­ленными, просыпаясь каждое утро в мокрой постели.

Разумеется, это не угрожает жизни больного, но причиняет большие страдания, влияет на состояние его нервной системы.

Порой энурез является источником тяжелых невротических осложнений. Болезнь накладывает отпечаток на характер и по­ведение ребенка, его успеваемость в школе.

Энурез — один из самых тщательно скрываемых «секретов». Каждый ребенок убежден, что он единственный человек на зем­ле, который страдает этим ужасным и постыдным недугом, и если его «страшный секрет» будет раскрыт, последует жестокое наказание.

Создано много теорий, которые пытаются объяснить при­чину этого заболевания, предложены сотни разнообразных ме­тодов лечения, однако до сих пор в этой сложной проблеме еще остается много неясного. Один специалист справедливо заме­тил: «Много написано, но мало известно об этом заболевании, которые вызывает столько слез у детей, является горем матерей и выражением беспомощности врачей».

Большинство детей страдает «первичным» энурезом. Это означает, что у них никогда не было более или менее длитель­ного «сухого» периода по ночам. Термин «вторичный» энурез применяется к детям, которые после определенного периода снова начинают страдать недержанием мочи. Иногда это свя­зано со стрессом.

Доверие к врачу, вера в него — одно из необходимых усло­вий любой психотерапии. Только тогда происходит мобилиза­ция скрытых возможностей психики человека и его организма.

Лечение ночного недержания мочи у детей составляет про­блему как для врачей, так и для больных, а также для родителей больных детей. Разумеется, это заболевание не опасно для жиз­ни, но сколько беспокойства и неудобств оно доставляет само­му больному и окружающим! Следует также учитывать тяже­лые переживания детей, связанные с осознанием своей непол­ноценности. Все это влияет на нервно-психическое поведение ребенка дома, в школе, на улице. А с возрастом неудобства и раздражительность, связанные с проявлением энуреза, только возрастают, затрудняя общение с окружающими.

Сколько слез и страданий приносит это заболевание как детям, так и их родителям. Нередко таким детям приходится отказываться от поездки в пионерский лагерь или на экскур-

сию в другой город. Они не могут себе позволить остаться пе­реночевать у друзей или поехать в деревню к родственникам.

Люди издавна стремились постичь природу этого заболева­ния. В старину в деревнях ночной энурез считался следствием распущенности или лени, а самым эффективным «лечением» было высечь больного на лавке. В народе одним из наиболее рас­пространенных методов лечения ночного энуреза было прину­дительное пробуждение ребенка. Его заставляли с ужасом про­сыпаться по 2-3 раза за ночь, и так в течение нескольких меся­цев. А некоторые родители, чтобы вызвать у ребенка отрицатель­ное отношение к своему заболеванию, каждый раз тыкают его лицом в мокрую простыню и не меняют зловонное белье.

И только сравнительно недавно было доказано, что ночной энурез — это одна из разновидностей невроза. А такие больные нуждаются в лечении нервной системы гипнозом, в дневном отдыхе, специальных тренировках и саморегуляции.

Причины, которые приводят к ночному энурезу, могут быть самыми разными. Одним из самых давних представлений о про­исхождении энуреза является его зависимость от глубины сна. Родители нередко отмечают у таких детей чрезмерно крепкий сон. Такого мнения придерживался и великий врач древности Авиценна. Чрезвычайно крепкий, глубокий сон большинства больных ночным недержанием мочи привлекал внимание прак­тических врачей. Некоторые исследователи считали глубину ночного сна основной причиной энуреза. Н. Ф. Филатов пола­гал, что глубокий сон является не причиной энуреза, а лишь одним из условий его проявления.

Существует мнение, что у некоторой части детей, больных энурезом, акт мочеиспускания обусловлен тематикой сновиде­ния: ребенок мочится в постель будто бы потому, что во сне ему представляется, что он мочится на улице или в туалете. Другие специалисты считают, что в происхождении энуреза исключи­тельное значение имеет среда, окружающая ребенка. Дети, стра­дающие энурезом, часто живут в плохих домашних условиях, их воспитанию не уделяется достаточно внимания.

Некоторые специалисты пытались объяснить происхожде­ние ночного энуреза задержкой в психическом и физическом

— 2699

развитии или частыми простудными заболеваниями. Многие авторы рассматривают энурез как наследственное заболевание, как следствие невропатической конституции или как предрас­положенность наследственно-конституционального характера.

Другие исследователи, признающие ночное недержание мочи типичным детским неврозом, во многом зависящим от ошибок окружения, все же отмечают, что наследственная пред­расположенность имеет непосредственное значение. Причем наследуется, по их мнению, особая раздражительность стенок мочевого пузыря и передается аномалия развития иннервации мочевого пузыря.

Ряд авторов доказывали, что непроизвольное мочеиспуска­ние во сне может являться подчас единственным симптомом скрыто протекающей эпилепсии.

Известно, что новорожденный до 6-7-месячного возраста мочится до 20-25 раз в сутки. К концу первого года число моче­испусканий уменьшается до 12-15 раз в сутки, к 2-3 годам до 10 раз, дети школьного возраста мочатся 6-7 раз в сутки. Взрос­лый человек в дневное время мочится 4-6 раз. Ночью же он либо не мочится совсем, либо просыпается один раз от позыва к мочеиспусканию.

У новорожденного отсутствует способность произвольно задерживать акт мочеиспускания, поэтому мочевой пузырь опо­рожняется у него по мере наполнения. Произвольная задержка мочеиспускания вырабатывается только к концу первого года жизни ребенка. В дальнейшем, обычно к 2-3 годам, функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начина­ет проявлять себя и во время ночного сна.

Иногда наблюдается наследственная предрасположенность к этому заболеванию. Часто дети наследуют признаки своих родителей — не только внешние, но и в болезнях.

Давайте рассмотрим, как образуется условный рефлекс на пробуждение ночью. Обычно к концу первого года жизни при хорошем уходе и правильном воспитании ребенок приучается проситься днем, выражая свою потребность плачем. Ему не­приятно лежать в мокрых пеленках. Вот тогда и начинает выра­батываться условный рефлекс на сознательное управление мо-

чевым пузырем. А с возрастом действие этого условного реф­лекса распространяется и на ночное время. Следовательно, эну­рез надо рассматривать как ослабление или отсутствие услов­ного рефлекса на пробуждение, регулирующего деятельность мочевого пузыря в ночное время.

Но если родители ночью, когда ребенок просится на гор­шок, высаживают его сонным, не пробуждая (а такое бывает часто), условный рефлекс на пробуждение не вырабатывается, так как сознание у ребенка заторможено. И возникает непра­вильный условный рефлекс — сонным можно мочиться. Вот где порой кроется причина ночного энуреза у детей.

Поэтому проводимая психотерапия энуреза должна быть направлена на выработку и закрепление рефлекса пробуждения от позыва к мочеиспусканию.

Исходя из современных представлений о природе энуреза, можно считать установленным, что основным его патологичес­ким механизмом является отсутствие или недостаточная сила и стойкость вырабатываемого в процессе воспитания ребенка условного рефлекса на пробуждение для мочеиспускания. По­этому проводимая психотерапия и тренировочные упражнения должны быть направлены на выработку и закрепление услов­ного рефлекса на пробуждение ночью.

Во время сеанса гипноза с помощью внушения приводятся в действие биологические часы, которые настраиваются на про­буждение ночью.

Часто специалисты применяют такие методы лечения эну­реза, которые сводятся к тому, чтобы не давать пить воды вече­ром, а ночью будить ребенка 2-3 раза. Вот почему длительное лечение у таких специалистов не приносит излечения.

В борьбе с ночным энурезом у детей большая роль отводится родителям, которые должны помочь ребенку в выработке услов­ного рефлекса на пробуждение. В основном это достигается це­ленаправленными беседами с ребенком на эту тему и мерами убеждения, а не угрозами и наказанием. А психотерапия помо­гает сделать убеждения более действенными и эффективными.

По тому, как разные авторы оценивают роль фактора вну­шения при лечении энуреза, их можно разделить на три груп-

14*                                                                                                           211

пы. Представители первой группы стараются доказать, что по­лученный эффект от применения того или иного способа лече­ния обусловлен лишь его специфическим действием. При этом они полностью отрицают значение суггестивного фактора. Дру­гая группа авторов считает, что роль психотерапии сводится к усилению действия иных методов лечения, как опосредован­ное внушение. Третья группа исследователей придает психоте­рапии первостепенное значение при лечении энуреза.

Психотерапия ночного энуреза проводится прямым внуше­нием наяву или в гипнозе, самовнушением или сочетанием этих методов. При прямом словесном внушении воздействуют ре­чью, имеющей определенную смысловую значимость, непос­редственно на вторую сигнальную систему, а через нее — на всю деятельность организма.

Сторонники внушения наяву считают, что путем регулярно проводимых психотерапевтических бесед с больным можно добиться прекращения энуреза. Внушения в основном направ­лены на то, чтобы вселить в больного веру в излечение, возбу­дить в нем желание избавиться от своего недуга. Применяя вну­шения наяву, одновременно рекомендуется проводить систе­матическое внушение с установкой на то, чтобы обязательно проснуться и сразу встать, когда надо.

В. В. Шуваков использовал своеобразный прием — внушение во время естественного ночного сна. Для этого он использовал магнитофон, на который были записаны специальные внушения врача, убеждающие больного в излечимости его страдания.

В. М. Бехтерев при лечении энуреза во время сеанса гипно­за внушал больному, находящемуся в состоянии гипнотичес­кого сна, необходимость пробудиться при возникновении по­зыва к мочеиспусканию.

Среди некоторых родителей бытует ошибочное мнение о вреде гипноза, которое нельзя считать обоснованным. На ос­нове огромного опыта, накопленного гипнотерапевтами и фи­зиологами, можно с уверенностью сказать, что гипноз, прово­димый врачом с лечебной целью, абсолютно безвреден.

Больным, страдающим ночным энурезом, я провожу спе­циальное лечение по своей авторской методике условно-реф-

лекторного гипноза для выработки рефлекса на самостоятель­ное пробуждение ночью. Способность самостоятельно пробуж­даться ночью при полном мочевом пузыре заложена в каждом из нас природой. С помощью гипноза, внушения и слова врач активизирует внутренние лечебные силы, настраивая нервную систему и весь организм на излечение и самостоятельное про­буждение ночью.

Авторская методика

проведения условно-рефлекторного

сеанса гипноза при лечении ночного энуреза,

разработанная В. Г. Евтушенко

Сеанс лечебного гипноза проводится для детей начиная с 11 лет, в группе из 10-14 человек. Дети должны прийти на ле­чебный сеанс с полным мочевым пузырем. Во время сеанса используется неглубокое наведение гипнотического транса с открытыми глазами.

«...Внимание!

Носки и пятки поставили вместе. Руки положили на ко­лени ладонями вниз. Ваши руки должны лежать свобод­но. Никакой напряженности в руках, в ногах, во всем теле не должно быть. Приняли для себя удобное, рас­слабленное положение... Сидеть неподвижно, как сей­час, на протяжении всего сеанса!.. ...Каждый из вас должен выбрать одну точку на моей пе­реносице. И все время смотреть только мне в глаза... ...Одновременно сконцентрировали все свое внимание на ощущениях в своих руках... И так же внимательно про­должайте слушать мой голос... Потому что мой голос — это есть ваш внутренний голос в борьбе с болезнью за ваше здоровье...

...Сейчас вы все видите меня, слышите мой голос, чув­ствуете прикосновение своих рук к коленям. И это по-

могает вам расслабляться глубже и глубже... Полное рас­слабление и доверие к врачу...

...Сейчас я проведу психологические тесты, которые на­учат вас концентрировать свое внимание, контролиро­вать мысли в голове и управлять своими мышцами... Вы хорошо знаете о том, что дети могут управлять свои­ми мышцами, напрягая и расслабляя их. И этому можно легко научиться с лечебной целью».

Гест 1. Расслабление мышц рук

«...Указательный палец левой руки поставили на уровне гру­ди... и положили на кончик пальца... кисть правой руки... Ло­коть правой руки слегка опущен... Расслабили мышцы на пра­вой руке... от плеча, до кончиков пальцев... кто как умеет... и на выдохе мысленно три раза повторили...

... Моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука лежит... спокойно, расслабленно...

...И если сейчас... резко убрать... левую руку... ваша правая рука... падает вниз на колени... без напряжения...

...Еще раз расслабили мышцы... на левой руке... от плеча до кончиков пальцев... каждый по-своему... кто как умеет... на вы­дохе три раза медленно повторили... Моя левая рука расслабля­ется... (выдох), моя левая рука расслабляется... (выдох), моя ле­вая рука... лежит спокойно... расслабленно... без напряжения...

...И если сейчас... резко убрать правую руку... ваша левая рука... падает вниз на колени... как у спящего человека...»

Тест 2. Расслабление мышц грудной клетки

«...Локти слегка прижали к грудной клетке. Кисти рук по­ставили так, чтобы кончики пальцев соприкасались. На каж­дый мой счет вы делаете энергичный глубокий вдох и самосто­ятельно плавный, спокойный выдох.

...Во время вдоха вместе с движением грудной клетки ваши руки расходятся в разные стороны».

Врач сам делает глубокий вдох и показывает, как руки будут расходиться в разные стороны на несколько сантиметров. Он предупреждает, что во время выдоха руки назад не возвраща­ются, они застывают в таком положении. А затем предлагает пациентам выполнить тест.

«...Правильно поставили руки, сделали неглубокий вдох и на выдохе закрыли глаза. Мысленно или шепотом дали себе про­грамму: «Расслабиться, буду здоровым». Этим внушением вы приводите в действие свои внутренние лечебные силы.

Один — сделали глубокий вдох... и плавный, спокойный выдох. (Врач согласует темп своей речи с темпом дыхания па­циента и сам выполняет тест вместе с пациентом.)

Два — глубже вдох... и ваши руки поплыли в разные сторо­ны... вместе с движением грудной клетки... и спокойный выдох...

Три — еще глубже вдох... еще дальше расходятся руки... сво­бодный выдох...

Четыре — глубокий вдох... вы не чувствуете кончиков паль­цев... и руки плавно расходятся... в разные стороны... спокой­ный выдох...

Пять — глубокий энергичный вдох... еще дальше расходят­ся руки... открыли глаза и посмотрели на расстояние между пальцами... у каждого из вас оно может быть разным... Руки положили ладонями на колени вниз».

ТестЗ. Работа с воображением

«Руки протянуть вперед ладонями вверх и в локтях не сги­бать. И подвигали руками вверх-вниз 2-3 раза, чтобы рассла­бить мышцы спины. Старайтесь к рукам прикладывать мини­мальное усилие, чтобы они только удерживались на весу.

...Я сделаю так, что под воздействием моего внушения ваша правая рука на выдохе будет медленно, бессознательно опус­каться вниз на колени... с лечебной целью.

...Главное — не помогать и не сопротивляться.

...А сейчас... сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... мысленно или шепотом... задали себе лечебную програм-

му... расслабиться, быть здоровым... Этим внушением... вы приводите в действие... свои внутренние лечебные силы... и мобилизуете их на борьбу с вашей проблемой... Итак, я работаю с вашими мыслями и вашим воображением... Давайте мысленно подумаем... представим... или почувствуем... что у вас в правой руке... находится груз... или гиря... весом 5 кг... С усилием в 5 кг... этот груз давит... на вашу ладонь...

...Работают только ваши мысли... и ваше воображение... Вы можете представить... как с каждым ударом сердца... вся кровь приливается... к правой руке... Ваша правая рука... делается теп­лой... тяжелой...

...Расслабляются мышцы лица... расслабляются мышцы шеи... спины... И ваша правая рука... с лечебной целью... начи­нает медленно, бессознательно... опускаться вниз на колени... Расслабили мышцы... позволили вашей правой руке... начать свое движение вниз... еще ниже... Полное расслабление и до­верие к врачу... Пусть все происходит так, как происходит... Пауза... Ощущения, которые возникают у вас в правой руке... могут быть самыми разными... Пауза...

...Я добавляю... к правой руке еще груз весом 5 кг... Давайте мысленно представим... что у вас... в правой руке... находится груз весом 10 кг... Это очень тяжелый груз... Вспомнили и по­чувствовали то ощущение... которое вы когда-то испытывали, когда держали в руке ведро воды.... С усилием в 10 кг... этот очень тяжелый груз... давит на вашу ладонь.

...Расслабляются мышцы шеи... спины... Расслабляются мышцы правого плеча. Возникают какие-то определенные ощу­щения в правой руке... И ваша правая рука... медленно, бессоз­нательно... на выдохе опускается вниз на колени... еще ниже... Расслабили мышцы... Ее как бы притягивает к земле... Не по­могать и не сопротивляться...

...У некоторых рука уже лежит на коленях... у кого-то еще продолжает опускаться... и это нормально... У каждого челове­ка свой тип нервной системы, своя реакция...

...Сделали вдох, открыли глаза и посмотрели. Правая рука ниже левой, у некоторых лежит на коленях... Руки положили на колени ладонями вниз...»

Тест 4. Расхождение рук в разные стороны

«...Руки протянули вперед. Ладони поставили параллельно друг другу... Найдите для них удобное... расслабленное поло­жение... Прислушайтесь к рукам... и почувствуйте какую-то взаимосвязь между ними... Позвольте вашим рукам ощутить эту «энергетическую» связь...

(Врач начинает делать пассы правой рукой в направлении пациента.)

...Сейчас, когда вы сконцентрированы на ощущениях в ру­ках... вы можете ощутить некоторое отталкивание... и ваши руки начинают медленно... сами по себе... расходиться в раз­ные стороны... Между ладонями как будто находится упругий шар... он увеличивается с каждым вдохом, разводя руки в раз­ные стороны...»

Первая тренировка

«Посмотрели мне в глаза. Сосредоточились на лечении. По­ложили правую руку на лоб. Дали себе задание или установку: «Ночью, как только захочу в туалет, я легко и быстро проснусь сам, самостоятельно!»

Рис. 48

ЮТ1

ill

...Сделали вдох, на выдохе закрыли глаза. Провели рукой по лицу и погрузились в транс с мыслью: «Ночью я проснусь!»

...У многих из вас наступило состояние, которое напоми­нает вам ночной сон — отдых...»

Как только у детей закрылись глаза и одна рука упала на колени, врач включает метроном (с частотой 60 ударов в мину­ту) и делает следующее внушение:

«...С помощью метронома я задаю точный ритм работы ва­шим биологическим часам-будильнику, настраивая их на про­буждение ночью самостоятельно...

...Сконцентрировали все свое внимание в низу живота, на ощущениях своего мочевого пузыря...

Через несколько минут каждый из вас проснется сам, само­стоятельно, почувствовав импульсы, сигналы своего мочевого пузыря...

...Если у кого-то из вас во время сеанса возникнет потреб­ность сходить в туалет, можете самостоятельно встать и выйти...

...Запоминайте эти ощущения, которые действуют на вас пробуждающе... Часть детей уже проснулись от действия моче­вого пузыря, подождем остальных... Прямо сейчас у многих из вас выработались навыки к самостоятельному пробуждению ночью...»

(Врач ждет детей, которые пошли в туалет. Когда все дети вернутся, он приступает ко второй тренировке.)

I

Вторая тренировка

«Посмотрели мне в глаза. Сосредоточились, положили пра­вую руку на лоб. Мысленно дали себе задание: «Ночью, как за­хочу в туалет, я легко и быстро проснусь сам, самостоятельно...»

...Сделали вдох, на выдохе закрыли глаза, провели рукой по лицу. И отключились с мыслью: «Ночью я проснусь...»

(Как только у детей закроются глаза и рука упадет на коле­ни, врач включает метроном и делает внушение.)

...С помощью метронома я включаю ваши биологические часы-будильник и настраиваю их на самостоятельное пробуж­дение ночью...

...Наступает состояние расслабления... сонливости... дремоты ..

...Сконцентрировали все свое внимание в низу живота, на ощущениях своего мочевого пузыря. Эти сигналы действуют на вас пробуждающе. Запоминайте эти ощущения...

...Эта способность пробуждаться ночью самостоятельно за­ложена в вас природой. С помощью внушения, слова я на­страиваю ваш организм на самостоятельное пробуждение но­чью. Вы будете теперь спать чутко и просыпаться в любых ус­ловиях...»

Третья тренировка

«Приготовились еще раз провести тренировку.

...Посмотрели мне в глаза. Сосредоточились, дали себе за­дание: «Ночью я проснусь сам, самостоятельно». Закрыли гла­за, провели рукой по лицу и отключились с мыслью: «Я про­снусь...»

(Врач включает метроном.)

...Ваши внутренние часы-будильниквключаются автомати­чески с помощью внушения «Я проснусь»...

...Расслабляются мышцы на руках... расслабляются мышцы на ногах... расслабляются мышцы шеи, спины... Наступает со­стояние расслабления... сонливости... легкой дремоты... кото­рое напоминает ночной сон...

...Сконцентрировали внимание в низу живота, на ощу­щениях мочевого пузыря... Через несколько минут каждый из вас проснется сам, почувствовав действие своего мочево­го пузыря...

...Теперь каждый раз вечером перед сном, лежа в постели, вы даете себе лечебное задание: «Ночью я проснусь сам, само­стоятельно». Проводите рукой по лицу и засыпаете с мыслью: «Я проснусь...»

...Ночью вы проснетесь сами, на сигналы мочевого пузыря, с ясной головой сходите в туалет, а вернувшись, легко заснете опять...

...Во время сеанса вы получаете правильные навыки к са­моконтролю над действием мочевого пузыря...»

Четвертая тренировка

«Сейчас вы будете все делать сами, так, как будете делать это дома.

...Сконцентрировали внимание... Дали себе лечебное зада­ние... Провели рукой по лицу... Погрузились в транс...

(Врач включает метроном.)

...Внимание в низу живота... Прислушайтесь к сигналам мочевого пузыря, которые действуют пробуждающе... Не ожи­дайте от меня много слов и повторений. Я лечу вас гипнозом, по законам природы. Вы программируетесь на пробуждение ночью самостоятельно, от действия мочевого пузыря...»

Пятая тренировка

«Приготовились сделать упражнение еще раз... Сосредото­чились... Повторили задание... Погрузили себя в транс...

Через несколько минут вы легко и быстро проснетесь сами.

...Наш лечебный сеанс подходит к концу, я очень рассчиты­ваю на вашу поддержку и помощь. В этот сеанс и в каждого из вас я вложил все свои знания, весь свой опыт. Я сделал все воз­можное, что зависело от меня, чтобы настроить ваш организм на самостоятельное пробуждение ночью. Запомните: вы теперь здоровые дети! Ночью просыпаетесь сами, самостоятельно!»

После проведенного сеанса врач подробно объясняет детям и родителям, что детям нужно теперь делать дома для закрепле­ния лечебного эффекта. Следующий сеанс гипноза назначает­ся через неделю, всего рекомендуется принять пять сеансов. На следующий сеанс дети приходят с дневником.

Рекомендации

1. Родителям нельзя расспрашивать детей об их ощущениях во время сеанса (спали они или нет).

2. Вводится строгий режим дня, предусматривающий обяза­тельный дневной сон (отдых) в течение часа, вечером отбой в 10 часов.

3. В течение первой половины дня можно пить любое количе­ство жидкости, а после 18 часов прием жидкости (соков, молока, воды) ограничивается.

4. Необходимо повысить тонус и силу мышц мочевого пузы­ря. Для этого ребенок должен научиться днем задерживать мочу как можно дольше после первого позыва помочиться.

5. Необходимо научиться управлять мышцами, ответственны­ми за «отпирание» и «закрывание» мочевого пузыря (мыш­цы сфинктера). Для этого ребенок должен прерывать моче­испускание в середине процесса 3-6 раз.

6. Для повышения чуткости ребенка к сигналам мочевого пу­зыря необходимо каждый день в течение месяца днем (в про­межуток от 13 до 15 часов) проводить тренировку на рас­слабление с установкой: «Ночью я проснусь сам, самостоя­тельно. Встану и схожу в туалет». К тренировке приступать через час после приема жидкости, с полным мочевым пу­зырем.

7. За 30 минут перед сном дать ребенку бутерброд: черный хлеб с соленой килькой и маслом.

8. Перед сном обязательно сходить в туалет, чтобы мочевой

9.

пузырь был пустой.

 Перед сном, лежа в постели, дать себе установку: «Ночью, как только захочу в туалет, я проснусь! Встану и схожу в ту­алет сам». 10. Ночью родителям ребенка в туалет не будить!

Ребенок обязан вести дневник, который он должен запол­нять лично, а родители только контролируют его.

Дата Волевая тренировка мышц мочевого пузыря Днем спал — отдыхал Ночью про­сыпался — не просы­пался Постель су­хая — мокрая
  1. Сколько минут (...) ребенок удерживал мочу в мочевом пузыре. 2. Сколько раз (...) он прерывал мочеиспус­кание.      

После пяти сеансов гипноза с ребенком, независимо от ре­зультатов, вы советуете еще в течение месяца выполнять все ваши рекомендации под контролем родителей и продолжать вести дневник, а затем явиться к вам на контроль. Еще в тече­ние двух месяцев наблюдается последействие проводимого ле­чения. При необходимости можете сочетать психотерапию с гомеопатией или акупунктурой.

В сложных случаях можное замораживать струей хлорэтила уча­сток кожи в виде ромба на уровне L, 2 — S5 позвонков (5-7 проце­дур, через день). По нашим наблюдениям, это высокоэффективная процедура, если сделать хорошее опосредованное внушение. Она может хорошо дополнять психотерапевтическое лечение.

Рис. 49

При любом из применяемых методов лечения необходимо соблюдать режим в течение дня и проводить тренировочные уп­ражнения на укрепление мышц, регулирующих деятельность мочевого пузыря и мочеиспускания. Только комплексное при­менение всех этих мероприятий обеспечивает полный успех в излечении от энуреза.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.