Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко 7 страница



Эту форму внуг

минут до установлиения вы повторяете в течение нескольких переходить к вопгхРння контакта со спящим. А затем можно

•сам: 116

«...Как тебя зовут? Сколько тебе лет?..»

А потом попросить рассказать о том, что ему снится, или провести лечебное внушение.

Рис 30

Установление раппорта со спящим человеком

Спустя 30-40 минут после засыпания врач подходит, тихо садится возле кровати пациента и молча сидит 1-2 минуты. Синхронизируя свое дыхание с ритмом спящего человека, ти­хим шепотом в ритме дыхания он произносит слова:

«...Продолжай спать... просыпаться не надо... и внима­тельно слушай мой голос... ты хорошо слышишь мой голос... и продолжаешь спать... не пробуждаясь...»

Формула внушения повторяется 2-3 раза. Одновременно со словами следует слегка прикоснуться пальцем к точке между бровями на лбу или мягко положить свою теплую руку на лоб спящего. Можно взять руку спящего в свои руки и слегка по­глаживать его кисть или нежно поглаживать мочку уха спяще­го. Эти слабые тактильные ощущения уменьшают глубину сна

и помогают повысить чувствительность спящего к вашим сло­вам. И далее вы продолжаете с ним разговаривать:

«...Ты спишь... и хорошо слышишь мой голос... мои сло­ва... Я буду обучать тебя... разным полезным вещам... Я буду беседовать с тобой... и все мои лечебные слова... останутся в твоей памяти... и как бы изнутри... будут ока­зывать... свое лечебное воздействие... ...Продолжай спать... просыпаться не надо... и внима­тельно слушай... мой голос...»

Далее вам надо проверить, установился ли раппорт между вами и спящим. Вы обращаетесь к нему со следующими словами:

«...Если вы меня хорошо слышите... сделайте глубокий вдох...»

Иногда это внушение приходится повторить несколько раз. Можно также попросить спящего кивнуть головой или дать знак, что он вас слышит, подняв указательный палец на правой руке. Вы можете вступить в речевой контакт:

«...Продолжай спать... и слушай мой голос... Ты можешь отвечать... на мои вопросы... не просыпаясь... ...Отвечай, не просыпаясь... Как тебя зовут?.. Сколько тебе лет?.. Сделай вдох... и отвечай на мои вопросы... Тебе легко говорить...»

При этих словах можно кончиками пальцев провести вок­руг губ, по шее. Во время ночного сеанса можно сделать ката­лепсию руки или ее левитацию, а затем использовать устано­вившийся раппорт для проведения лечебных внушений. В кон­це сеанса дается установка на переход гипнотического сна в обычный ночной сон и на то, что в следующий раз пациент сможет быстрее вступить в контакт с вами.

Если во время установления раппорта со спящим челове­ком он проснулся от ваших манипуляций, теряться не надо. Вы

продолжаете свой сеанс так, как устанавливали бы раппорт в момент засыпания. Более подробно это описано в следующем упражнении.

Установление раппорта в момент засыпания

Пациент в вечернее время укладывается в постель. Врач са-I дится на стул рядом и начинает проводить аутогенную трени-I ровку по Шульцу, первые три упражнения.

Упражнение 1. «Моя правая рука тяжелая»

...Моя правая рука тяжелая... — 2 раза.

... Моя правая рука расслабляется от плеча до кончиков паль­цев... — 1 раз.

...Моя правая рука тяжелая... — 2 раза.

...Вся кровь устремляется к правой руке, она расслабляется и наливается свинцом... — 1 раз.

...Моя правая рука тяжелая... — 2 раза.

...Я совершенно спокоен... — 1 раз.

Точно так же делаются внушения и для левой руки.

Упражнение 2. «Моя правая рука теплая»

...Моя правая рука теплая... — 2 раза.

...С каждым ударом сердца вся кровь приливается к правой руке... — 1 раз.

...Моя правая рука теплая... — 2 раза.

...Приятное тепло растекается по правой руке... — 1 раз.

...Моя правая рука теплая... — 2 раза.

...Я совершенно .спокоен... — 1 раз.

Упражнение 3. «Дыхание ровное, спокойное»

...Дыхание ровное, спокойное... - 2 раза. ...Снимаются спазмы мышц грудной клетки... — 1 раз. ...Дыхание ровное, спокойное... — 4 раза. ...Я совершенно спокоен... — 1 раз.

I

Обычно это приводит пациента к глубокому гипнотическо­му сну, используйте его для проведения лечебных внушений.

Маленьким детям в вечернее время, перед засыпанием кто-то из родителей может читать специально подобранную сказку. При этом подчеркивают связь между героем сказки и ребен­ком, который находится в постели.

«...Это ты... его зовут так же, как тебя... Он делал то... что сделал бы ты... И ты будешь делать то... что делает он...»

Важно, чтобы герой сказки имел те позитивные качества, которые вы хотели бы развить у ребенка по ходу чтения сказки. Периодически задавайте ребенку вопросы, тем самым контро­лируя, что он находится с вами в раппорте.

Предварительная установка

на перевод ночного сна в гипнотический

Для этого врач днем погружает пациента в гипнотический сон и дает ему установку.

«...Итак, мы с тобой договариваемся, что ночью во вре­мя сна ты услышишь мой голос... Я прикоснусь своей рукой к твоей... Ты будешь продолжать спать... просы­паться не надо... и будешь хорошо слышать мой голос...»

Вечером, через 30-40 минут после того как пациент заснет, врач садится на стул возле кровати и начинает устанавливать раппорт со спящим, как было описано выше.

Можно использовать второй вариант этого метода, когда предварительная настройка на восприятие речи врача во время ночного сна достигается с помощью самовнушения. Для этого пациенту предлагается вечером перед сном, лежа в постели, мысленно или шепотом несколько раз повторять формулу са­мовнушения, пока он не уснет:

«...Буду спать... и слышать голос врача... спать и слышать врача... не просыпаясь...»

Третий вариант: врач погружает ребенка в гипноз в своем кабинете и в сонном состоянии дает установку:

«...Ночью... во сне... ты услышишь голос своей мамы... Просыпаться не надо... ты будешь продолжать спать... и хорошо слышать голос мамы... не просыпаясь... ...Сейчас ты услышишь... голос своей мамы... и ты будешь подчиняться ее голосу... как моему... Каждое ее слово для тебя — закон... Продолжай спать и слушай ее голос...»

Выделаете передачу раппорта. Вечером через 30-40 мин пос­ле того как ребенок заснет, мама садится возле постели и уста­навливает контакт с ним:

«...Внимание... я касаюсь твоей руки... Ты слышишь только мой голос... Это я... твоя мама... Как мы с тобой договаривались... ты спишь, не просыпаясь... вниматель­но слушаешь мой голос... а я беседую с тобой... и сове­тую тебе... как вести себя по-новому...»

Этот прием часто используется при лечении ночного эну­реза и неврозов у детей, а также для устранения нежелательных моментов в поведении ребенка, развития его творческих спо­собностей или решения школьных проблем.

Родители имеют право создавать и будущее своего ребенка, передавая ему только самое лучшее, делая его таким, каким хо­тят увидеть его — талантливым, умным, счастливым.

Установление раппорта в утренние часы перед пробуждением

Вечером перед сном врач говорит пациенту:

«...У вас есть определенные проблемы, которые я могу помочь вам решить... Поэтому завтра утром во время сна вы услышите мой голос... Я прикоснусь своей рукой к вашей, и мы побеседуем с вами...»

Утром, за час до пробуждения пациента, вы тихо подходите к кровати спящего, садитесь на стул и через 1-2 минуты тихим голосом, согласуя его с ритмом дыхания пациента, начинаете проводить внушение:

«...Продолжай спать... просыпаться не надо... Внима­тельно слушай мой голос... Ты хорошо слышишь мой голос... и продолжаешь спать... не пробуждаясь...»

Формула внушения повторяется 2-3 раза. Одновременно вы слегка прикасаетесь к кисти пациента и легко поглаживаете ее:

«...Ты спишь... и хорошо слышишь мой голос... мои ле­чебные слова... Я буду тебя обучать... разным полезным вещам... Я буду беседовать с тобой... и все мои лечебные слова... как бы изнутри... будут оказывать свое... лечеб­ное воздействие...

...Продолжай спать... просыпаться не надо... и внима­тельно слушай мой голос...»

Затем вы проверяете качество раппорта, спросив у спяще­го, как его зовут, сколько ему лет. После чего можете задать интересующий вас вопрос. Вопросы надо задавать так, чтобы спящий мог отвечать коротко — «да» или «нет».

Для стабилизации гипнотического сна желательно сделать каталепсию руки. Если во время сеанса происходит поиск ре­шения проблемы, то лучше сделать левитацию руки, а потом дать внушение:

«... Пока ваша рука... будет медленно... бессознательно опус­каться вниз... откуда-то глубоко изнутри... квам придет по­нимание... решения вашей проблемы... Или пока ваша рука... медленно опускается вниз... ваше тело проделает внутреннюю работу по изменению... и излечению...»

С помощью внушения можно перевести пассивный сон в активный, для того чтобы вызывать образы и вести лечебный диалог.

Каждый день сеансы проводить не следует. Мы рекоменду­ем 1-2 раза в неделю.

Сказка для наведения гипнотического транса у детей

Сейчас я хочу... чтобы ты себя почувствовал очень-очень маленьким котенком... который лежит рядом со своей большой и теплой мамой-кошкой и которому очень хорошо лежать ря­дом с ней... чувствуя с одной стороны теплую-претеплую маму... а с другой стороны чуть-чуть холодок... чувствуя прикоснове­ния лап и языка к своей шерстке.

И вот, если ты совсем немножко, на время притворился та­ким котенком, тогда я хочу поиграть с тобой в одну игру...

...Как будто мы стоим на самом верху огромной лестницы. Лестницы, которая ведет от того места, где мы обычно живем, вниз... глубоко... глубоко... в страну снов... В страну, где ты обычно гуляешь, когда спишь.

Мы будем спускаться по этой лестнице вниз. И на каждой ступеньке будем всфечать что-то новое и необыкновенное. Ты будешь узнавать то, чего раньше не знал... И это будет... дей­ствительно интересно...

И начиная такое путешествие, я хочу... чтобы мы с тобой... оба... глубоко вздохнули... и прочистили все внутри чистым воздухом... Вздохнули вот так (и делайте шумный вдох)... очень глубоко... так, чтобы свежий воздух вошел в нас... а потом, вый­дя... унес с собой... ломоту в плечах... Чтобы плечи стали спо­койными... чтобы шея стала спокойной... чтобы руки и ноги... стали спокойными и тяжелыми... как... у... тигра... который ле­жит на дереве... перед охотой... Олени придут еще не скоро... Он лежит и ждет их... не шевеля... ни единым мускулом... и даже ни единой волосинкой... своей шкуры.

Итак... мы стоим наверху... длинной лестницы... Вот мы дела­ем один шаг... вниз... Мы делаем один шаг вниз... и попадаем... в такую страну... где мы с тобой... похожи... уже не на кошек... и не на тигров... а на рыжих клоунов... Рыжих клоунов... которые на­дувают... огромные шары... Один клоун надувает... зеленый шар...

А другой надувает красный шар... И эти шары увеличиваются в размерах... и они уже больше клоунов... и больше цирка... И они такие легкие... что начинают уносить клоунов в небо...

И все, затаив дыхание, смотрят, как взлетают на шарах... два клоуна... все дальше и дальше от земли... Все дальше и дальше вверх от земли... Высоко вверху... между облаками... где их ове­вает только... теплый ветер... откуда они видят всю землю... Все города и все речки на ней... И вот они улетают... все выше... и выше... Выше... и еще выше.

И мы с тобой... может быть, тоже смотрим на них... удив­ленными глазами... А потом спускаемся... еще на ступеньку вниз... сделав опять... перед этим... глубокий... глубокий... вдох... и выдох... И вот мы становимся... чуточку легче... пока наше тело становится... чуточку тяжелее... И вот мы попадаем... в царство моря... Мы видим перед собой... три моря... Одно из них... море звуков... и море тишины... и море песен... и море сказок... и море стихов... море всех-всех голосов... и всех-всех звуков... какие только бывают на свете.

...А второе море... море картин... море цветов... море видов... огромное-огромное море картинок... всего, что может увидеть глаз...

И третье море... море чувств... красивое-красивое море... самых лучших чувств... которые только можно испытывать... на свете...

...И вот у нас есть маска... и у нас есть трубка, и мы можем нырнуть в какое-нибудь из этих морей... В море красок... или в море звуков... или в море чувств...

В море чувств под водой живет Осьминог, у которого нет ни глаз, ни ушей... а только щупальца — руки, которыми он умеет делать все-все: и рыб ловить, и по дну лазить... и с тобой разго­варивать...

...А вот в море звуков... живет дедушка Ухо... Его огромное ухо... гораздо больше его самого... Он все-все на свете слышит...

.. .А в море картин... живет Дракон, с такими острыми глаза­ми... что из них сыпятся искры...

И вот, если ты хочешь посмотреть, что там, то мы с тобой опускаемся еще на одну ступеньку... опускаемся еще на одну

ступеньку... По дороге к стране снов... Делаем глубокий-глубо­кий... вдох... и выдох...

...И спустившись вниз... еще на одну ступеньку... мы попа­даем в подводный мир. Странный... чудный... подводный мир... где кроме моего голоса... не слышно... ничего... Где мы с то­бой... как водолазы... медленно идем по дну... идем по дну... и видим подводные чудеса, русалок, царя... морского царя Не­птуна... царя рыб... морских коньков... морских игл, медуз, во­дорослей...

И все такое молчаливое, все немножко блестит, все так зо­вет к себе... И если мы хотим, мы можем погулять здесь немнож­ко по морскому дну. И поиграть в то, что мы рыбы, или в то, что мы русалки, или в то, что мы киты. Поиграть с подводными волнами... Чувствуя легкость и плавность движений. Ведь если мы рыбы, мы движемся так легко. И наши тела так пластичны, изящны и красивы. И тогда мы можем плыть еще глубже... и еще глубже, дальше от земли... вниз на одну ступеньку... Вниз на одну ступеньку... сделав вдох... и выдох...

...И вот наши тела... уже не человеческие... и не рыбьи... Они стали травою... они стали травою... И мы играем в то, что мы цветы... цветы на лесной поляне... что мы цветы маленькие... желтые... красные... голубые... какие ты захочешь.

Мы маленькие цветы... и нас тихо колышет ветерок. Мы смотрим вверх, вверху мы видим огромное небо... Мы смотрим вниз... под нашими ногами... лежит... лист... старый-престарый лист... который упал здесь... еще позапрошлой осенью...

Мы смотрим друг на друга... Он очень красивый... невероят­но красивый... Ты, может быть, похож... на подснежник... а я — на гусиный лук... Тогда ты немного голубенький... а я желтый... или наоборот... И это неважно... Тогда мы еще раз... смотрим себе под ноги... Что мы там видим... что мы там видим... Мы делаем еще один волшебный вдох... и волшебный выдох... И спускаемся на ступеньку... вниз... вниз... еще ниже... Одна сту­пенька вниз... в страну снов...

...И вот мы становимся... волшебниками... Нас с тобой по­звали звери... на лесной пожар... Мы быстро летим туда... над лесом... очень далеко... Мы летим на лесной пожар... И наши

одежды развеваются на ветру... И мы прилетаем как раз вовре­мя... чтобы из какого-нибудь волшебного... флакона с водой... или какими-нибудь волшебными лепестками... или какими-нибудь специальными зонтиками... или просто взмахами сво­их плащей... потушить лесной пожар... и спасти всех зверей... птиц... растения...

И вот мы спускаемся... еще на одну ступеньку... еще на одну ступеньку вниз... сделав вдох... и выдох... Как хорошо, что так спокойно... можно идти вниз... Как хорошо... что мы спокой­но можем идти вдвоем...

И вот на этой ступеньке... мы с тобой... два героя сказки... И нам с тобой нужно разыскать иглу... иглу... в которой что-то прячется, вроде смерти Кащея Бессмертного... И мы не знаем точно, что... но это что-то ужасно важное... и это нужно обяза­тельно найти... И вот мы ищем, ищем эту иголку... чувствуем, что она где-то рядом... где-то спряталась... И мы совсем недав­но помнили, где она... и ее нужно найти... нужно найти спря­танную иголку... и отломить от нее кончик... отломить от нее кончик... Кто первый найдет... эту иголку... и почувствует... где она... а потом дотянется... и крепко сожмет эту иголку рука­ми... и тогда... раз... и отломит кончик...

И тогда, наверное... и царевна выйдет... и дворец злого вол­шебника рухнет... И мы все вместе поедем домой... на Сером Волке... или еще на каком-нибудь таком же... добром и симпа­тичном звере... Как хорошо, что можно вместе бродить... по разным странам... и спуститься еще... на одну малюсенькую ступеньку... вниз... сделав вдох... и выдох... Еще чуть-чуть ниже... еще чуть-чуть глубже и ближе... к стране замечательных снов... И может быть, даже уже отчасти... попав туда...

Сделав такое наведение гипнотического транса, можно пе­реходить к специальным лечебным внушениям.

Заканчивая эту главу о сне и его лечебных возможностях, мы хотели бы напомнить: «Все существующее сон, а все что не сон, не существует».

Глава 11 ГИПНОЗ ЖИВОТНЫХ

Первые сообщения о гипнозе животных появились в 1646 г. Иезуитский священник А. Кирхер в книге «Необычный опыт» написал о том, как был «заколдован» петух. Это считается пер­вым научным описанием классического случая так называемо­го гипноза животных.

Суть эксперимента заключалась в следующем. Достаточно, крепко держа птицу руками, осторожно прижать ее голову к полу и затем оставить ее на некоторое время в таком положе­нии, чтобы курица пришла в состояние неподвижности, рас­слабления, как бы глубокого сна, из которого ее можно вывес­ти лишь резким толчком или громким звуком.

В других работах по гипнозу животных приводилось следу­ющее описание эксперимента с курицей: «Перед клювом свя­занной курицы провели меловую черту, и это мгновенно при­водило ее в оцепенение». Автор работы объяснял это явление «страхом животного».

Определенный вклад в изучение гипноза жи­вотных внесли известный ученый И. П. Павлов и

: физиолог В. Я. Данилев-

| ский, проводя интерес-

' ные опыты над самыми

! разнообразными живот-

: ными: собаками, птица­ми, млекопитающими, змеями, тритонами, ля­гушками, раками.

Если не причинять

[животному боли, при- риСш 31

дать ему какое-нибудь неестественное положение (лучше все­го на спине) и удерживать некоторое время в таком положе­нии, пока не прекратится противодействие, то затем животное продолжает лежать спокойно в течение многих минут и даже часов. В таком состоянии животное без малейшего сопротив­ления с его стороны можно осторожно перевести в любое иное неестественное положение. При этом у загипнотизированных животных наблюдается значительное снижение чувствительно­сти кожи и слизистых оболочек: их можно колоть, обжигать, резать, а они продолжают лежать неподвижно, как бы ничего не чувствуя.

Рис. 32

Особенно хорошо это выявлялось в опытах над омарами, осьминогами, лягушками, кроликами и птицами. У птиц мож­но наблюдать настоящие каталептические симптомы: им мож­но приподнять голову, повернуть шею на 180°, и они некоторое время удерживают такое неестественное положение. Здесь, по­жалуй, даже можно говорить о симптоме восковой гибкости, аналогичной той, которая наблюдается у загипнотизированного человека.

Итак, для начинающих специалистов описываем наиболее простой прием гипнотизирования кур. Сам опыт чрезвычайно прост, но требует определенных практических навыков.

Рис. 33

Курице придают необычное положение, переворачивают ее на спину лапками кверху. Нужно слегка вытянуть ей шею и при­держивать голову и ноги в таком положении от нескольких се­кунд до одной минуты. Вначале курица трепыхается, отбивает­ся ногами и крыльями, но затем через некоторое время засты­вает в таком положении. Затем осторожно без резких движе­ний вы отнимаете руки от птицы.

При гипнотизировании курицы, когда вы перевернули ее на спину и вытянули вперед ее шею, можно дополнительно провести черту на земле, идущую от клюва птицы.

Курица загипнотизирована. Можно проколоть ее тело длин­ной иглой, поднять за лапку вверх, пустить на нее струйку та­бачного дыма. Она не шелохнется.

Рис. 34

9 - 2699

Однако примерно через минуту гипнотическое оцепенение у нее пройдет само собой, и она вскочит на ноги.

Исследователем гипноза животных описан один забавный случай. Придя на рынок, где продавали живых кур и уток, он стал свидетелем того, как подросток (видимо, знакомый с при­емами гипнотизирования кур) подошел к торговке и спросил, хорошие ли у нее куры, на что та не без гордости ответила: «Смотри сам, какие крепкие да здоровые!»

Тогда шутник быстро взял одну курицу, потом вторую, тре­тью, быстро перевернул их на спину, и они, к ужасу хозяйки, как дохлые, застыли на прилавке.

Рис. 35

Индюка тоже несложно загипнотизировать. Голову птице засовывают под крыло и затем укачивают — так сказать, убаю­кивают ее. Она почти сразу впадает в гипнотический сон, ко­торый может длиться несколько часов. Чем чаще повторяют­ся гипнотические сеансы с животными, тем легче они впада­ют в состояние гипноза и тем слабее становится их сопротив­ление.

Основной вывод, который сделал В. Я. Данилевский, ис­следуя гипноз животных, состоит в следующем: гипноз — это «эмоциональное, сугубо рефлекторное торможение мышле­ния и воли». В его основе лежит эмоция страха. В дальней­шем это обстоятельство успешно использовалось специали­стами в области гипноза при создании методик эмоциональ­но-стрессовой психотерапии людей, страдающих от алкого­лизма.

Страх, сильный испуг, неудобное и необычное положение тела могут вызывать у животных своеобразный паралич, оце­пенение, шок. Таково, например, парализующее влияние змей на птиц.

Кроме того, всем хорошо известно, что страх, сильный испуг порой вызывают своеобразный паралич воли и мыш­ления у человека: он останавливается как вкопанный или «застывает» на некоторое время в состоянии заторможен­ности, утрачивая способность мыслить или двигаться. Та­кие техники гипнотизирования людей относятся к группе приемов, вызывающих замешательство, удивление, эмоци­ональный шок.

Врачи-психотерапевты тоже используют прием замеша­тельства, которое захватывает пациента врасплох, нарушая цепь его логических рассуждений, и тогда возникает трансо-вое состояние. К замешательству близко удивление, пережи­ваемое человеком от того, что он услышал, увидел или почув­ствовал.

Психологический шок, страх — очень эффективный прием вызывания гипнотического состояния у человека. Он часто ис­пользуется эстрадными гипнотизерами для быстрого вызыва­ния транса.

Специалисту в области гипноза необходимо владеть техни­кой гипноза животных. Это позволяет усовершенствовать на­выки владения невербальными техниками и расширить диапа­зон своих профессиональных возможностей.

Продолжая рассматривать гипноз животных, следует отме­тить, что состояние гипноза легко вызвать у лягушек.

Рис. 36

Лягушку нужно перевернуть на спину, положить на стол и не­сколько секунд подержать ее лапки прижатыми к телу. Если затем осторожно отвести руку, лягушка останется лежать без движения.

Можно придать телу лягушки ту или иную позу, например, посадить ее со скрещенными ногами, вытянуть одну лапку впе­ред, а другую прижать к груди — и она застынет в этой позе. Такое явление восковидной гибкости суставов и мышц назы­вается каталепсией.

Наряду с угнетением движений и каталепсией отличитель­ной особенностью животных, находящихся в гипнозе, являет­ся снижение чувствительности — анестезия. Эти явления на­блюдаются как у загипнотизированных животных, так и у че­ловека в гипнотическом сне.

А как же обстоит дело с другими представителями мира жи­вотных? Оказывается, тут нужен индивидуальный подход. Най­ти его порой очень нелегко. О способах гипнотизирования раз­личных птиц и зверей интересные наблюдения приводит вен­герский ученый Ф. Вельденги:

«... Служителям удалось накинуть нашею льва цепь и вы -вести его из клетки. Сначала четверо, а потом шесть че-

ловек долго бились над тем, чтобы перевернуть его на спину. Я хотел гипнотизировать зверя в соответствии с обычно применяемым методом. В конце концов, вос­пользовавшись подходящим моментом, я сумел сесть на его хребет, обхватить сзади его голову и в этом положе­нии, пристально всматриваясь в его глаза, вызвать у него гипнотическое оцепенение. Когда я соскочил с него и отошел в сторону, он еще несколько минут оставался в необычной для него позе...

...Самыми опасными, однако, были эксперименты с кро­кодилами. Дирекция зоопарка предупредила, что сни­мает с себя всякую ответственность за мою жизнь и здо­ровье. Я знал, что если ящерице ограничить возможность свободно двигаться, то она впадает в гипнотическое оце­пенение. Мне казалось, этим способом можно восполь­зоваться и для того, чтобы загипнотизировать крокоди­ла. Как известно, это не очень приветливые твари. Уже в возрасте нескольких месяцев крокодильчик не упустит возможности цапнуть человека за руку. Что тут говорить о взрослых экземплярах. Но когда я резко хватал крокодила за шею и сжимал ее, гад, к удив­лению служителей зоопарка, сразу же становился непод­вижным. Один за другим крокодилы цепенели, остава­ясь в таком состоянии многие часы. Их можно было пе­реворачивать на спину, пинать ногой — они никак на это не реагировали».

Очень просто оказалось гипнотизировать морских свинок. Тут есть два способа. Первый — схватить животное за ухо и под­нять, слегка поглаживая. Любопытно, что при этом у животно­го теряется способность воспринимать звуки и запахи, замет­но слабеют рефлексы. Но зрительные восприятия в мозг попа­дают — глаза у свинки остаются открытыми.

Можно загипнотизировать морскую свинку и другим спо­собом — слегка сдавив пальцами нос. Она почти сразу же цепе­неет и остается в таком положении надолго. Кстати, этот спо­соб годится и для медведей — как бурых, так и белых. Поглажи-

вая зверю нос, легко сделать его неагрессивным. При случае каждый может убедиться в эффективности этого простого спо­соба.

Физиологи считают, что когда животное насильно приво­дят в неестественное для него положение, а его попытки вер­нуть себе естественную позу встречают непреодолимое сопро­тивление, нервная система животного не выдерживает огром­ного перевозбуждения, выходящего за пределы выносливости нервных клеток. И тогда возникает так называемое запредель­ное торможение, представляющее собой защитный охранитель­ный процесс, спасающий клетки от перенапряжения и от гибе­ли. Процесс запредельного торможения может возникнуть в нервной системе в результате воздействия на организм любого сверхсильного раздражителя.

Таким сверхсильным раздражителем для лягушек и кроли­ков будет облик змеи. При виде змеи лягушки и кролики цепе­неют. Такое состояние обездвиженное™ многие трактуют не­верно, приписывая змеям способность гипнотизировать.

И. П. Павлов вскрывает биологический смысл этого явле­ния: «Перед огромной силой, при встрече с которой для жи­вотного нет спасения ни в борьбе, ни в бегстве, шанс остаться целым — именно в неподвижности... что бы быть незамечен­ным, так как движущиеся предметы особенно привлекают к себе внимание... Подобное «застывание» есть сон, только частич­ный, локализованный. Очевидно, что оцепенение у человека, «столбняк» в случаях сильного страха есть совершенно тот же, только что описанный рефлекс».

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Глава 12

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВОЙ ТЕРАПИИ

ПО МЕТОДУ А. Р. ДОВЖЕНКО

ПРИ ЛЕЧЕНИИ АЛКОГОЛИЗМА

Александр Романович Довженко создал и широко внедрил новый метод стрессопсихотерапии для лечения таких распрост­раненных и тяжелых заболеваний, как алкоголизм и табакоку­рение. В 1980-1981 гг. его метод был апробирован в Харьковском НИИ неврологии и психиатрии имени академика В. П. Прото­попова. Компетентной комиссией установлено, что методика А. Р. Довженко в настоящее время является эффективной при лечении больных алкоголизмом, требует специального изу­чения и широкого внедрения. Методика была признана изобретением, а с 1980 г. в Феодосии создан наркологичес­кий психотерапевтический центр Министерства здравоох­ранения УССР, как филиал консультативной поликлиники Харьковского НИИ неврологии и психиатрии имени ака­демика В. П. Протопопова.

Суть метода состоит в создании стойкой психологической установки на длительное воздержание от алкоголя путем при­менения комплекса последовательных психотерапевтических воздействий, направленных на активацию эмоциональных ме­ханизмов мозга.

Положительный эффект методики в значительной мере оп­ределяется тем, что она представляет собой ряд комплексных, непрерывно следующих друг за другом приемов, повышающих восприимчивость пациента к внушениям врача, как на предва­рительных, так и на завершающих этапах психотерапевтичес­кого процесса. При этом используется неглубокая фаза гипно­за, с открытыми глазами, для создания достаточно прочной



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.