|
|||
М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко 8 страницадоминанты, определяющей полное исчезновения влечения к алкоголю, сопровождающееся активизацией положительных черт личности. Весь сеанс стрессотерапии по А. Р. Довженко построен на создании доминантного возбуждения в системе отрицательно-эмоционального реагирования (биологический страх самосохранения) и в системе позитивного подкрепления (сохранение или восстановление себя как личности). Эти доминантные возбуждения вступают в конкурентные отношения с влечением к алкоголю. С проблемой алкоголизма человечество сталкивается с незапамятных времен. Еще на заре цивилизации вошли в употребление пьянящие и одурманивающие напитки и одновременно появились первые попытки освободить от их пагубного влияния тех, кто ими злоупотребляет. Для решения этой задачи всегда существовало два пути — репрессивный (наказание) и лечебный. По поводу употребления алкоголя Гете высказался так: «Человечество могло бы достичь невероятных успехов, если бы оно было более трезвым». Большое внимание проблеме лечения алкоголизма в России уделяли известные врачи и ученые. В 1896 г. А. А. Токаре -кий опубликовал работу «О лечении пьянства внушением», в которой даны основные положения психотерапевтического лечения алкоголизма. Он первым ввел критерий, по которому можно судить о выздоровлении больного, — воздержание от спиртных напитков в течение года. В дальнейшем точка зрения А. А. Токарского стала общепринятой, и в настоящее время говорят о прочности излечения только в том случае, когда воздержание от спиртного составляет не менее года. Свой вклад в лечение больных алкоголизмом методами психотерапии внесли также И. В. Вяземский и В. М. Бехтерев. Основные принципы эмоционально-стрессовой психотерапии Кроме основных видов гипнотерапии, нашедших широкое применение в практической лечебной работе, в последние годы все большее распространение получает эмоционально-стрес- совая психотерапия, одной из методик которой является особым образом проводимая гипнотерапия. Базовые положения теории и практики этого подхода разработаны на кафедре психотерапии и наркологии Центрального института усовершенствования врачей при активном участии М. Е. Бурно, Д. В. Панкова, Ю. Л. Покровского, А. С. Слуцкого, В. Е. Смирнова, Ю. П. Чаргейшвили и других сотрудников. Согласно этой концепции, психотерапевтические воздействия понимаются не как пассивное успокоение и утешение больного, а как система активного лечебного вмешательства, цель которого — произвести в душе человека подобие хирургической операции, заставляющей его на предельно высоком эмоциональном уровне пересмотреть, а в ряде случаев и радикально изменить отношение к себе, своему состоянию и окружающей среде. Многие авторитетные специалисты уже давно высказывали мнение, что психотерапия должна больше походить на хирургическую операцию, чем на наложение бальзамической повязки. В этой связи большое значение придают эмоциональному настрою больного. В конце прошлого века это замечательно выразил французский психотерапевт Жюль Дежерин: «Между доводами, апеллирующими к разуму, и согласием больного с этими доводами существует фактор, значение которого неизмеримо велико, — чувства. Именно чувство создает ту атмосферу доверия, без которой не может быть психотерапии. Нет холодной терапии!» Учитывая то, что в системе лечения психическими воздействиями столь большое значение имеет эмоциональный фактор, при разработке эмоционально-стрессовой психотерапии следовало обратить особое внимание на сферу бессознательного больного, точнее, на систему взаимодействия сознания и бессознательного. Представление о взаимодействии сознания и бессознательного как о единстве и борьбе противоположностей — психическом процессе в состоянии здоровья и болезни — и было положено в основу конструирования эмоционально-стрессовой психотерапии. Hi Эмоционально-стрессовая психотерапия обращается в первую очередь к духовным компонентам личности, пробуждая в человеке насущную потребность в самоусовершенствовании, выработке у себя свойств и качеств, способствующих повышению самооценки и оценки окружающих. Эмоционально-стрессовая психотерапия способствует укреплению и выработке новых позиций и интересов у больного. Эмоциональный стресс представляет собой не только отрицательное, но и положительное напряжение для организма, он не только несет разрушение, но и способен к созиданию, не только болезнетворен, но и может выступать в роли целителя. Создатель учения о стрессе канадский патофизиолог Ганс Се-лье образно сказал, что жизнь есть стресс и полностью освободиться от стресса — значит умереть. К этому можно добавить, что состояние здоровья есть устойчивый баланс между стрессами болезнетворными и целебными, вредными и полезными. В этой связи при формулировании принципов эмоционально-стрессовой психотерапии стрессовые эмоциональные состояния рассматривались как фактор активности и стимулирования жизненных сил, способствующий подъему настроения, вдохновению, осознанию себя действующей, полезной личностью. В результате практического применения эмоционально-стрессовой психотерапии к больным, страдающим неврозами, психосоматическими заболеваниями, то есть болезнями различных органов и систем, спровоцированных нервно-психическими расстройствами и алкоголизмом, были разработаны три основные методики, использующие эмоциональные каналы на уровне положительного оздоравливающего стресса. Методика сократовского диалога — система эмоционально-насыщенной рациональной психотерапевтической беседы, во время которой врач не навязывает больному свою точку зрения, докучливо не поучает его, а путем умело поставленных вопросов и тонких, остроумных замечаний, часто используя приемы сатиры, рассказывая поучительные жизненные истории, подводит больного к осознанию беспочвенности своих болезненных опасений и необоснованных страхоз. Во время лечебного сократовского диалога (похожего на философские беседы, которые вел Сократ, стремясь к моральному усовершенствованию своих собеседников, но только подчиненного целям преодоления навязчивых мыслей, страхов или иных болезненных симптомов функционального характера) больной получает возможность самостоятельно разобраться в себе, своих недугах, сложившихся у него отношениях со своим окружением. Такая психотерапия, использующая и педагогические приемы, в тех случаях, когда она достигает цели, дает наиболее ощутимый и стойкий лечебный эффект, поскольку он поддерживается осознанием, что больной сам (в чем его убедили) пришел к выводам и суждениям, положительно на него влияющим. Он глубоко прочувствовал, слился с ними, и эти выводы наиболее полно соответствуют его индивидуальности. В каком случае это может произойти? Только при одном условии — максимального вовлечения эмоционального фактора в систему такого убеждения. Больного надо умело заставить воодушевиться, загореться такой беседой. В его душе должна появиться вера в начало новой жизни, в обновление судьбы. Пациента должно охватить достигающее стрессового накала возрождающее чувство счастья и радости от прилива собственных сил, которым дано победить его недуги. Он видит все по-другому, и то, что раньше пугало, повергало в отчаяние, теперь осознается, всем нутром чувствуется как преодолимое, нестрашное, излечимое. Он хочет этого, он жаждет — и он получит. Он верит, он знает, он ощущает, что именно так и будет. И все это раскрыла для него беседа с психотерапевтом. Врач силой своих знаний, своего опыта, своей личности в процессе целительной беседы творит чудо без чудес и тем самым спасает человека. Близко к сократовскому диалогу примыкает вторая методика — эмоционально-стрессовая аутогенная тренировка. Суть этой методики состоит в том, что человек, преодолевающий с ее помощью свою болезненную симптоматику, максимально охвачен той оздоровительной целью, которую он ста- вит перед собой. Это состояние сродни фанатизму, и при проведении занятий степень эмоциональных переживаний должна достичь уровня тех самовнушений, которые делает себе человек, находящийся в сверхэкстремальных ситуациях и особенно трудной обстановке. Напомним о роли самовнушения в экспериментах исследователей, сознательно оказавшихся в особо трудных условиях во время длительного одиночного плавания в океане. Французский врач Аллен Бомбар, автор книги «За бортом по своей воле», за 65 дней пересек Атлантику в маленькой надувной лодчонке «Еретик», не взяв с собой ни пресной воды, ни пищи. Бомбар, огромным усилием воли мобилизовавший себя на преодоление всех трудностей, был движим глубокой убежденностью в реальности своего замысла и пользе этого эксперимента для потерпевших кораблекрушение — ведь люди гибнут не от голода и жажды, а от страха перед океаном. Самовнушению страха, парализующего волю человека к жизни и убивающего его, Бомбар противопоставил до предела эмоционально насыщенное самовнушение веры в свои силы и конечную победу. И он победил. Он доказал возможность преодолевать страх. Еще более интересен для нас эксперимент, поставленный немецким психотерапевтом Ханнесом Линдеманом, описанный им в книге «Аутогенная тренировка». Он специально предпринял плавание через Атлантику (тоже в одиночестве и на совсем маленькой лодочке), чтобы доказать великую силу аутогенной тренировки, помогающей мобилизовать человека на борьбу со стихией, со всеми болезненными явлениями, к которым приводят экстремальные условия. Линдеман, как и Бомбар, прекрасно справился со своей сверхсложной задачей, пробыв в океане 73 дня, поборов кожные изъязвления от горько-соленой океанической воды и психические нарушения, сопровождавшиеся галлюцинациями, которые начались из-за переутомления и длительной бессонницы. Преодолеть эти трудности помогла специальная аутогенная тренировка. Какова должна быть техника эмоционально-стрессовой аутогенной тренировки? Заниматься можно по любому из су- ществующих вариантов, начиная с классических рекомендаций ее первооткрывателя немецкого психотерапевта Шульца и заканчивая многочисленными модификациями, широко используемыми у нас в стране и за рубежом. Главное для психотерапевта — суметь воспламенить в душе больного веру в возможность помочь себе аутогенной тренировкой по предлагаемой системе, вызвать у него стремление полностью отдаться этой цели. Здесь очень важен тот эмоциональный фон, на котором будут выполняться технические приемы, вызывающие мышечное расслабление — потепление рук и ног, ощущение тяжести в них и освобождение от беспокоящих симптомов и навязчивых страхов. В сознании занимающегося все время должна присутствовать вера, не знающая сомнений и колебаний, вера фанатика, убежденного, что он достигнет желаемого. Эта вера будет поднимать в нем такую волну радости и убежденности в своих возможностях, что ей не смогут не покориться те болезненные проявления, против которых она направлена. Чем возвышеннее, благороднее задача, тем больший прилив сил она способна вызвать и более благотворно повлиять на нервно-психическое состояние и самочувствие организма в целом и всех его систем и органов в отдельности. Теперь перейдем к изложению сути третьей составной части методики эмоционально-стрессовой психотерапии, включающей в себя помимо рациональной беседы и аутогенной тренировки еще и гипноз. Методика эмоционально-стрессовой психотерапии была предложена В. М. Бехтеревым. Она и положила начало разработки эмоционально-стрессового гипноза, применяемого при лечении алкоголизма в группе. Техника вызывания эмоционально-стрессового гипноза опирается не на физиогенные факторы (сила звука, света, их внезапность или монотонность), а на эмоционально-смысловую выразительность произносимых формул погружения в гипноз и интеллектуально-аффективное содержание самого внушения, доходящего до самых скрытых, глубоко затрагивающих личность больного лечебных влияний. При вызывании эмоционально-стрессового гипноза особое значение приобретает интонация произносимых слов, их задушевность, теплота, сердечность, искренняя участливость или, наоборот, когда требуется (например, при лечении алкоголизма и истерии), твердость суждения, суровость негодования или другие подобные эмоционально-смысловые нюансы, особенно аффективно подчеркнутые. Основные положения методики эмоционально-стрессовой терапии по В. М. Бехтереву В. М. Бехтерев особенно интенсивно занимался разработкой своего метода стрессопсихотерапии, начиная с 1912 г. Сам автор придавал своему методу такое важное значение, что в 1927 г. на 1-м Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров избрал ее темой своего выступления. В 1912 г. В. М. Бехтерев предложил свою методику коллективной гипнотерапии при лечении алкоголизма. Вначале это была методика коллективной психотерапии при лечении алкоголизма, получившая название «Триада Бехтерева». Согласно этой методике, с группой алкоголиков сначала проводилась разъяснительная беседа о вреде алкоголя и пагубных последствиях для тех, кто им злоупотребляет. В процессе беседы, сопровождающейся демонстрацией заспиртованных органов, таблиц и муляжей, у слушателей стремились вызвать страх перед губительными последствиями злоупотребления спиртными напитками. Следом за беседой начинался сеанс коллективного гипноза. Причем Бехтерев переходил к сеансу гипноза незаметно для самих больных и окружающих. Он начинал ходить между свободно расставленными стульями, произнося усыпляющие формулы внушения, и последовательно гипнотизировал пациентов одного за другим на глазах у еще не загипнотизированных больных, касаясь их рук, плеч, кладя им ладонь на лоб, погружая их в гипноз. Это повышало внушаемость присутствующих и способствовало более быстрому и глубокому погружению в гипноз всех участников группы. Атмосфера коллективного сеанса гипноза всегда способствует повышению внушаемости всех ее участников за счет индуцирования друг друга. Уже в ходе самого сеанса использовались мотивированные внушения. Это уже была вторая часть его триады. Убеждающая сила Бехтерева особенно действовала на больных, так как внушение исходило от чрезвычайно авторитетного человека, к тому же обладающего прекрасными голосовыми данными и умевшего придать всей процедуре и своим действиям особую значимость. У больных развивалась высокая готовность воспринять внушаемое отвращение к водке и горячее желание вырваться из алкогольного плена. Все завершалось третьей, заключительной стадией лечебного сеанса, когда выведенных из гипноза алкоголиков Бехтерев обучал простым и понятным формулам самовнушения, требуя, чтобы они в дальнейшем, уже дома, проводили самовнушения, тем самым подкрепляя основное лечение. Основные положения методики эмоционально-стрессовой терапии по В. Е. Рожнову Коллективная психотерапия по методике, разработанной В. Е. Рожновым, является стрессопсихотерапией, состоящей из бесед, предшествующих гипнотическому воздействию, и логически их продолжающих словесных влияний, проводимых уже непосредственно в гипнозе. Сеанс гипноза обычно проводится в группе, состоящей из 10-15 человек. Как правило, в группу включаются 2-3 пациента, хорошо воспринимающие гипноз, которые своим индуцирующим влиянием повышают гипнабельность всей группы. Причем для успеха лечения не обязательно достигать глубоких стадий гипноза. Сеанс эмоциональной стрессопсихотерапии рекомендуется продолжать от 30 минут до 1 часа. При этом вырабатывается условно-рефлекторная эмоционально-отрицательная тошнотно-рвотная реакция на вкус и запах алкоголя. 10 — 2699 145 Вначале больному дают попробовать на запах и вкус чистый 96%-ный винный спирт-ректификат: им смачивают носовые ходы и полость рта. При этом внушают отвращение к спиртному. Обычно условный рефлекс легко образуется после 3-4 повторений процедуры, а 6-8-ой процедурой почти всех пациентов приводят к сильнейшей условно-рефлекторной реакции. Во время одного сеанса тошнотно-рвотную реакцию 2-3 раза вызывают на подкреплении спиртом и столько же раз без него, только за счет одной суггестии. На последующих сеансах, когда реакция уже прочно выработана, внушение следует подкреплять водкой вместо спирта. После 10-12 сеансов подкрепление, как правило, уже не требуется, поскольку только одно произнесение кодового слова «водка» вызывает исключительно бурную условную реакцию. Обычно весь курс лечения алкоголизма длится 1,5 — 2 месяца с последующей подкрепляющей терапией в течение года. За курс лечения больной получает 25-30 сеансов гипносуггес-тивной психотерапии. Специалист, проводящий гипнотизацию, стремится получить у больных такой фон эмоциональных переживаний, который позволяет во всей полноте прочувствовать страдания и кошмар злоупотребления спиртным. Описываются последствия разрушающего действия пьянства на здоровье, семейные отношения, труд, губительное влияние на потомство. Врач старается проводить внушение строгим и в то же время сочувственным голосом, интонационно выделяя и подчеркивая те слова, которые особенно задевают больных и заставляют их переживать и полнее осознавать всю недопустимость дальнейшего употребления алкоголя. На этом фоне вырабатывается тошнотно-рвотная реакция на вкус и запах водки, что достигается прямым внушением: «Запах и вкус водки непереносим, он вызывает тошноту, рвоту». В голосе врача появляются бичующие ноты — слова «Водка, рвота!» он произносит с особой экспрессией. Психологический климат, возникающий в этой группе, где каждый индуцируется своими соседями, воспринимает их влияние и в свою очередь влияет на них, способствует тому, что эмоциональный накал у всех достигает стрессового уровня. По эффективности действия такой сеанс значительно превосходит не только иные методы гипнотизации, но и индивидуально проводимые сеансы. Не раз бывало так, что «запущенных» алкоголиков, не давших заметных реакций при индивидуальной работе, при переводе в группу сразу же захватывала общая атмосфера стрессовой заряженности, и это приводило к положительным результатам. Вопрос о полном прекращении употребления алкогольных напитков, то есть об абсолютном и постоянном трезвенничестве, пожалуй, самый трудный и ответственный во всей проблеме борьбы с алкоголизмом. В Харькове К. М. Дубровским был разработан очень оригинальный метод лечения алкоголизма эмоциональной стрессопсихотерапией, который в силу своей специфичности не получил широкого распространения. Однако это метод с большим успехом применяется врачами-психотерапевтами не только в Харькове, но и по всей Украине. Основные положения методики эмоционально-стрессовой терапии по А. Р. Довженко Метод Довженко, которому уже несколько десятков лет, конечно, нельзя считать единственной панацеей от всех бед при алкоголизме. Однако признаемся себе, что ничего более совершенного, способного выдержать конкуренцию с методом стрес-сопсихотерапии по А. Р. Довженко, за вторую половину XX века медицинская наука не смогла предложить. Поэтому на данный момент мы пользуемся тем, что имеем. Итак, основная цель кодирования — запрет на употребление спиртных напитков. Но если есть запрет, то должно быть и наказание за его нарушение. Хотелось бы заметить, что запрет на употребление спиртных напитков под страхом расстройства здоровья просматривается во всех существующих методиках лечения алкоголизма. Более того, даже беседы врача с пациентами акцентируют их внимание на последствиях употребления алкоголя. ю* Такой запрет достигается не только кодированием, но и применением различных лекарственных средств — тетурама, апо-морфина, а также внутривенным введением препаратов, объединенных названием «Торпедо», и подкожным введением препаратов — эспераль. Действие этих препаратов осуществляется на лекарственном, молекулярном уровне и невозможно точно установить его срок. При кодировании словом воздействие на пациента осуществляется на высшем, психическом уровне, и срок его действия можно определить довольно точно. Психологически «кодом» является информация, которая вводится в память человека, так считает Г. М. Энтин, хотя правильнее было бы говорить о действии «кода» не только на сознание, но и подсознание пациента. Меняются убеждения и внутренние ценности человека, меняется его поведение, активизируется и укрепляется сила воли, происходят определенные изменения на биохимическом уровне. Более подробно все это изучалось и исследовалось в Харьковском НИИ неврологии и психиатрии, где метод Довженко проходил апробацию. Мы хотели бы остановиться на тех принципиально новых положениях, которые использует А. Р. Довженко в своей авторской методике эмоционально-стрессовой терапии по сравнению с уже существующими методиками Бехтерева и Рожнова. 1. В своей методике Довженко отказывается от выработки условного рвотного рефлекса на запах, вкус и слово «водка». В его лечебном сеансе гипноза ни разу не используется внушение «водка — рвота» или «запах водки будет вызывать у вас отвращение». Но зато подробно описываются осложнения и разрушающее воздействие алкоголя на тело и психику человека. 2. Важным моментом методики «кодирования» является запрет на употребление алкоголя на конкретный срок, устанавливаемый самим пациентом. Пациент как бы сам себя «программирует» на определенный срок полного воздержания от употребления алкоголя, но только не меньше года. При этом у пациента остается возможность при желании в любой момент освободиться от запрета и действия «кода». Эта условность снятия «кода» дает возможность пациентам охотнее соглашаться на такое лечение, так как они знают, что
при необходимости по их желанию будут «раскодированы». При таком условии у пациента не возникает потребности нарушать режим трезвого образа жизни и желания выпить в период действия «кода». Если у пациента появляется необходимость «снятия кода» или он случайно нарушит трезвый режим в период его действия, врач подходит к решению этой проблемы индивидуально. Такой прием, как зарок «трезвости на срок», использовался с давних времен в религии. Желающие исцелиться от алкоголизма каялись священнику в своем грехе пьянства, после чего давали зарок не прикасаться к спиртному под страхом Божьей кары на строго определенный срок, как правило, на полгода, год, до следующего большого религиозного праздника — Рождества, Пасхи. Давая такой зарок священнику, они целовали крест, подкрепляя свое обещание. Некоторые священники не ограничивались принятием зарока воздержания от алкоголя только от своих верующих, но и читали специальные проповеди о грехе пьянства для всех желающих, приезжавших из дальних мест. После такой проповеди происходило торжественное целование креста и принятие зарока трезвости «на срок». 3. Ключевым моментом в методике Довженко является «наложение самого запрета» на употребление алкогольных напитков на тот срок, который больной выбрал сам. Основная цель лечебного сеанса гипноза с «кодированием» — запрет на употребление любых спиртных напитков. Но если есть запрет, то должно быть и наказание за его нарушение. В данном случае наказание строгое — употребление спиртных напитков в период действия «кода» приводит к расстройству здоровья, вплоть до смертельного исхода. О том, что употребление алкоголя разрушающе действует на здоровье человека и укорачивает его жизнь, знают все, но продолжают спокойно пить, считая, что эта беда обойдет их стороной. И во время сеанса пациент не услышит ничего совершенно нового, чего бы он не знал о воздействии алкоголя на здоровье человека и его последствиях. Но слово врача, эмоционально окрашенное и несущее позитивный заряд энергии, во время гипнотического сеанса эмо- ционально-стрессовой терапии приводит в действие внутренние защитные силы организма для излечения. С помощью внушения производится психоперепрограммирование поведения человека, изменяется его убеждение и отношение к алкоголю. Вот почему после лечения гипнозом по методу А. Р. Довженко пациент становится сознательным и убежденным трезвенником или противником курения. Слово — это неоценимый дар, который дала нам щедрая природа. Велика его убеждающая и лечебная сила, а в состоянии гипноза эффект этот в 100 раз выше! Врач силой своих знаний, используя гипноз, внушение, слово, порой творит чудеса, возвращая человека к нормальной, здоровой и трезвой жизни. Чтобы лучше понять, что такое психическая программа или психический код, введенный в мозг, сознание и подсознание человека и как он действует, обратимся к примерам из жизни или историческим фактам. Правда, никакого отношения ни к алкоголизму, ни к лечению они не имеют. Но эти события хорошо демонстрируют, что такое введенная в подсознание психическая программа или психический код и как он работает. Первый пример взят нами из научно-популярной литературы. В конце XVIII или начале XIX века английский путешественник посещал острова Полинезии, ныне Гавайские острова в Тихом океане между Америкой и Японией, принадлежащие США и некоторым другим государствам, а в то время самостоятельное королевство с 300000 жителей. «Уголовный кодекс» в этом королевстве заменяли табу, то есть запреты под страхом смерти. Путешественник со своим переводчиком из местных жителей попали на небольшой остров, где состоялся суд над туземцем, нарушившим табу. Ситуация была такая. В узкую извилистую протоку между островами во время прилива и отлива в океане заносило много рыбы. Ловить ее разрешалось только удочкой, а на постановку сетей в этой протоке было наложено табу, так как купающихся в протоке быстрым течением могло занести в сеть. Некий туземец нарушил запрет и поставил сеть. В это время в протоке купались дети, один ребенок запутался в сетях и утонул. Нарушитель табу попался. Путешественник присутствовал на процедуре суда над виновником. Ночью при свете костров и под гром барабанов мужчины племени уселись на землю на берегу океана, образовав большой круг. В центре его расположились вождь, старейшины и шаман. Ввели виновника. Суд был скорым и правым, без долгих разбирательств. Вождь задавал вопросы, виновник отвечал. «Сеть поставил?» — «Поставил». — «Табу нарушил?» — «Нарушил». «Ребенок утонул, запутавшись в сети?» — «Утонул». — «Смертная казнь!» Когда путешественник спросил у переводчика, как будет осуществлена смертная казнь, тот ответил, что указом королевы в Полинезии на человеческую жизнь наложено табу: убивать человека нельзя — ни топором, ни копьем, ни камень на шею и в океан к акулам. Как же его казнят? Оказалось, очень просто. На середину круга вышел шаман в страшной маске, раскрашенный, увешанный зубастыми челюстями акул. Под гром барабанов он совершил вокруг осужденного устрашающий танец, потом усадил его на землю, накрыл циновкой и в наступившей тишине несколько раз произнес заклинание: «Как только край солнца появится над океаном, ты умрешь!» Больше ничего с осужденным не делали. Его вывели на берег океана (вероятно, восточный, откуда всходило солнце), племя вдали образовало полукруг, а он остался на прибрежной полосе. Горели костры, гремели барабаны, все сидели молча. Осужденный ходил вдоль берега, становился на колени, молился, ждал рассвета и смерти. Начало светать. Рассвет на юге быстрый. Осужденный, стоя на коленях, протянул руки к разгорающейся заре. Появился край солнца, он взмахнул руками, вскрикнул и упал. Путешественник пишет, что он первым подбежал к осужденный, но тот уже не дышал — он был мертв. Код сработал. Подошли старейшины и вождь племени, завернули труп осужденного в пальмовые листья и зарыли недалеко от берега. Путешественник спросил у шамана, много ли людей он отправил на тот свет. Шаман ответил, что немного, указав на холмики, рядом с которыми был только что зарыт казненный, это шестой в его жизни. А вот его дед и отец — те многих казнили. Теперь, мол, вышло послабление, казнят лишь в крайних случаях, как этого, потому что ребенок по его вине утонул. «Всех казнили таким образом?» — спросил путешественник. Шаман развел руками — на жизнь наложено табу, убивать нельзя. А так, значит, пожалуйста. Наконец путешественник задал провокационный вопрос: «А были ли случаи у тебя, у твоего отца или деда, когда заклинание произнесено, солнце взошло, а осужденный не умер?» Переводчик долго переводил вопрос шаману, тот никак не понимал, о чем его спрашивают, а когда понял, махнул рукой и ушел. Вот, мол, чудак бледнолицый, всякие глупости спрашивает. Чтобы после заклинания солнце взошло, а осужденный не умер? Такого быть не может... Теперь обратимся к событиям, которые произошли уже в наши дни. Второй пример. Путешественник, врач и исследователь Гарри Райт на протяжении нескольких десятилетий самостоятельно или в составе экспедиций посещал труднодоступные селения в джунглях Амазонки и глухие районы Африки. Вот как описывает одну из своих многочисленных встреч с местными колдунами. «В деревне кто-то занимался воровством, и подозрение падало на нескольких человек. Вождь был разъярен. Он вопил и в гневе размахивал руками. Наконец, замолк, повернулся к колдуну и повелительно махнул рукой. «Вор будет найден и умрет!» — прорычал вождь. Колдун выступил вперед для проведения обряда испытания ядом. Вождь решил показать себя в лучшем свете и велел принести стулья. Он готовил для белого доктора особое зрелище — испытание ядом.
|
|||
|