Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 10 13 страница



Фрейдистский анализ часто оказывается жестоким; бесчувственность зачастую проявляется и в самом процессе терапии, поскольку врачу не позволено питать каких-либо личных привязанностей к своим пациентам, и, надевая белый халат, садясь в изголовье своего подопечного, он избегает всяких эмоциональных проявлений. Любые личные привязанности или эмоциональная реакция вызывают подозрение. (В данном случае я говорю об ортодоксальной школе фрейдистского психоанализа. Сейчас существует множество различных направлений и ответвлений фрейдизма, но я имею в виду классическую установку школы.) Если функция чувствования (feeling function) уже травмирована, ситуация может оказаться катастрофической — расщепление будет только углубляться.

Наш сновидец, как умная обезьяна, приспособил точку зрения Фрейда для оправдания своего дон-жуанства. Я не обвиняю в этом фрейдистский анализ; полагаю, что это была собственная уловка молодого человека. Точно я не знаю. Но всякий раз, сближаясь с девушкой, он думал, что таким образом снова проявляется его материнский комплекс, поэтому он ее бросал: так фрейдистский способ мышления помогал ему оправдывать и объяснять свое поведение. Самое ужасное заключается в том, что такие объяснения даже являются правдивыми! Естественно, увлекающийся разными женщинами дон-жуан (который, по точному выражению Гете, «в каждой женщине видит Елену»), имеет выраженный материнский комплекс, поэтому для него вполне оправданно начинать отношения, а затем рвать их, опять же объясняя все наличием материнского комплекса. Вот прекрасный повод бросать женщин! Правда и то, что первое очарование и притягательность, испытываемые мужчиной при каждой новой встрече, также вызваны наличием материнского комплекса (т. е. игрой Анимы), что еще раз доказывает иллюзорный характер этих переживаний. Мне не встречался ни один мужчина, который, вступая в связь с женщиной, испытывая сильное чувство, не страдал бы от разочарования и утраты иллюзий, и в конце концов, не осознавал того, что земная жизнь мимолетна и несовершенна.

Итак, я предлагаю отнестись к обсуждаемому сновидению по-философски. Если вы идете на риск, погружаясь в жизнь, в реальность, вместо того, чтобы держаться в стороне от действительности с целью избежать страданий, вы обнаружите, что земля и женщины схожи. Это плодородное поле, которое можно возделывать. Вместе с тем вы понимаете, что жизнь и есть смерть, поскольку, окунувшись в реальность, вы избавляетесь от собственных иллюзий, и смерть станет окончательной точкой в этом избавлении. (Я слышала, что молодой человек, сон которого мы обсуждаем сейчас, умер в возрасте сорока пяти лет. Таким образом, сновидение можно рассматривать и как предчувствие.)

Принимая свою жизнь, вы по существу принимаете и смерть в самом глубоком смысле этого слова. Однако пуэр не желает этого осознавать. Он не хочет принимать свою смертность, а потому не желает погружаться в реальность, ведь в таком случае ему придется признать и собственную слабость, и собственную смертность. Пуэр отождествляет себя с бессмертными и не хочет принимать своего смертного двойника. Окунись он в жизнь, ему придется ассимилировать двойника. Следовательно, в сновидении скрыта особая философия жизни, которая не удивила бы жителя Востока. Индусы сказали бы: «Конечно, если вы живете реальностью, если вы любите женщину, значит, вы находитесь во власти иллюзии, а любая иллюзия, проявляясь как величайшая иллюзия мира — Майя, — всегда заканчивается смертью».

Для тех, кто знаком с восточной мифологией и философией, в этом нет ничего удивительного. Поразительно, однако, что глубинная восточная философия проявилась в сновидении молодого европейца! Идея раскрывается перед ним со всей очевидностью: жизнь и встреча с женщиной есть принятие действительности, работа означает соприкосновение с земными реалиями, т. е. избавлением от иллюзий, стагнацией и смертью. Вот честный ответ тем, кто сомневается в том, стоит ли жить. Не нужно забывать, что молодой человек еще в детстве встретился со смертью при весьма трагических обстоятельствах (самоубийстве отца). Отец застрелился, когда мальчику было шесть лет, и поскольку семья жила в маленьком городе, ребенок слышал всякие сплетни и слухи. Вполне вероятно, он краем глаза видел отца, лежавшего в гробу и, даже если он не слышал замечаний посторонних, то возможно, мог быть свидетелем разговоров прислуги на кухне.

Таким образом, смерть уже существовала в переживаниях молодого человека, потому что он встретился с ней в ранимом детском возрасте. Об этом следует помнить, поскольку, может быть, эти обстоятельства и повлияли на то, как нерешительно он вступал в жизнь. И сейчас бессознательное не приносит ему ни успокоения, ни исцеления от боли тех событий, а демонстрирует чистую правду: жизнь есть смерть, и если вы принимаете жизнь и живете (например, пытаясь вступить в отношения с девушкой), значит, вы движетесь к своей смерти. Цель жизни — это смерть.

Это сновидение заинтересовало меня с терапевтической точки зрения. Дело в том, что аналитику необходимо, рассматривая одну сторону жизни пациента, попытаться повлиять на другие ее стороны и заразить его определенной долей оптимизма: необходимо окунуться в жизнь, необходимо верить в то, что она имеет смысл и т. п.

Но посмотрите, что в случае с описываемым сновидением творит бессознательное! Оно потрясает сновидца существованием двойственного аспекта действительности. Если он хочет сказать «да» [реальности], ему следует избавиться от всяческих иллюзий — такова жизнь. У него есть возможность честно выбрать «да» или «нет». А если он предпочитает свести счеты с жизнью, это будет честный выбор!

Впоследствии сновидец вновь расстался со своей подругой, и это несмотря на то, что произошло ранее. В каком-то большом городе он попал в руки русской проститутки, основными клиентами которой были чернокожие. Они ненавидели молодого человека, поскольку тот был ее единственным белым любовником, и несколько раз пытались его убить. Русская проститутка олицетворяла для него материнский комплекс, аспект Матери-Земли, который не смогла воплотить девушка, в объятиях которой он спал, потому что она была чувствительной, робкой и застенчивой, а не земной женщиной. В объятиях русской проститутки он погрузился в застывшее озеро материнского комплекса и почти встретился со смертью. Материнский комплекс заставил бросить девушку, отношения с которой были сложными, но человечными, и полностью оказаться во власти самого комплекса.

Лекция 8

На предыдущей лекции я остановилась на комментариях сновидения молодого человека, уснувшего в объятиях девушки. Во сне он медленно падает в глубокую расщелину. Помните, сначала он видит звезды на небе у себя под ногами, затем происходит взрыв света; потом он видит поля, словно глядя на землю из иллюминатора самолета, а затем — грязное мутное озеро с застывшей, похожей на лед водой, не отражающей свет от поверхности. Он наполовину просыпается и говорит себе, что не боится воды, потому что она — символ матери, и падать в озеро он не хочет. Далее, на дне ущелья появляется круглое пятно света, границы которого несколько размыты. Оно взрывается, как мыльный пузырь. В этом световом пятне он видит череп, что кажется ему странным, поскольку непонятно, какое отношение смерть имеет ко всему происходящему. Он повторяет про себя, что ему не страшно, но продолжает медленно падать вниз. Затем, по словам сновидца, все исчезает и сменяется полом из желтого линолеума с коричневыми пятнами. Ландшафт полностью утрачивает свой гигантский масштаб, и сновидец, удивляясь тому, что поверхность долины покрыта линолеумом, называет картину сюрреалистичной. Он видит предметы очень ясно и может их четко различить. Его немного рассмешил линолеум, а в письме, описывающем сон, он добавляет: «Мне не нравится линолеум. Он всегда холодный и неэстетичный. Я его не люблю». Очевидно, линолеум вызывал в нем возмущение и неприязнь.

Мы обсудили образ черепа и сказали, что в какой-то мере сновидец прав, утверждая, что падение в воду и падение в долину с черепом одно и тоже — это было бы падением к собственной смертности, в лоно застывшей материи. На прошлой лекции я отмечала, что молодой человек все-таки бросил девушку, в объятиях которой ему приснился этот сон. Впоследствии он имел связь с русской проституткой, у которой было несколько чернокожих любовников, и они пытались его убить. Образно говоря, он действительно упал в грязное озеро, подвергшись смертельной опасности и полной стагнации. Русская проститутка была полной грубоватой (земной) женщиной — явным воплощением материнской фигуры. Несмотря на нежелание оказаться в таком состоянии (так показывает сон), он все равно пришел к этому и, образно говоря, навсегда потерял свои крылья. Встречаясь с подругой, он уже тогда испытывал страх, что женщины «приземлят» его чувства, именно поэтому он и боялся продолжать отношения с девушкой. По этой же причине он быстро бросал женщин, чувствуя, что в каждой из них скрыт водоворот земной жизни, засасывающий всех мужчин. Падение в смерть не всегда принимает такую конкретную форму, как в этом сне, хотя и встречается, ведь многие пуэры умирают в возрасте от тридцати до сорока пяти лет. Но есть и другой способ попасть к смерти.

Стоит пуэрам утратить восторженно-романтический порыв юности, как возникает опасность впасть в состояние энантиодромии, выражающееся в откровенно циничном отношении к женщинам, жизни, к работе вообще, а также к деньгам. Многие из них внезапно принимают установку циничного разочарования. Они утрачивают свои идеалы, романтические импульсы и, конечно же, присущий им творческий подход, списывая все это за ненужностью как фантазии юности. Они становятся мелочными, приземленными, умственно ограниченными людьми, которые хотят иметь только деньги, семью, карьеру. Все остальное они считают романтической чепухой: то, что человек желал раньше, чем он занимался в юности, теперь следует вычеркнуть. Выходит, что Икар упал в грязь, и жизнь тут же остановилась. Все это происходит из-за неразвитого сознания (weak consciousness) пуэра, не способного даже представить себе, что существует возможность преодолеть жизненные трудности, не жертвуя своими идеалами, а испытывая их на прочность с помощью реальной жизни. Такие люди выбирают самый легкий путь и говорят, что идеи лишь усложняют жизнь, а значит, не стоит обращать на них внимания. В этом заключается огромная опасность.

Как известно, у нашего сновидца слабо развита эмоциональная, чувствующая сторона [психики] (feeling side). Холодный лед на дне ущелья отражает его собственную фундаментальную установку равнодушия и бесчувственности. Именно эмоциональная сторона придает жизни яркость и ценность. В данном случае очевидно, что в раннем возрасте молодой человек пережил сильнейшее потрясение, вызванное самоубийством отца. Тогда его жизнь застыла и заледенела. Люди, пережившие подобные потрясения, утверждают, что в жизни нет ничего кроме человеческих отходов, поэтому они каждое утро встают, завтракают и… просто продолжают свое существование.

В прошлый раз я вам рассказывала о мужчине, оказавшегося в подобном состоянии. Он увидел во сне принца, за которым ему нужно было следовать. Это был образ puer aeternus, вновь появившийся в его личности и требовавший подчинения. Однако здесь он возникает как фигура, отделившаяся от Эго. Сначала сновидец отождествляет себя с принцем, и после того, как он падает в придорожную грязь, происходит разделение двух фигур. Затем принц появляется вновь, но уже в качестве самостоятельного образа: он все также влюблен в свою невесту и преподносит ей драгоценный камень в форме слезы. Сновидец должен последовать за ними, но оказывается сбитым с ног Теневыми фигурами.

Итак, можно сказать, что для того чтобы избежать застоя в развитии, необходимо снова и снова обращаться к своей Тени. Если человек идентифицирует себя с архетипом puer aeternus, то ему придется встретиться с Тенью для того, чтобы опуститься на землю, стать ближе реальности. Но если человек отождествляет себя с Тенью, ему необходимо, вновь обратитившись к архетипу puer aeternus, воссоединиться с ним, поскольку встреча с обратной стороной [собственной личности] ведет к новой ступени развития. Я сталкивалась с несколькими случаями, когда разочарование жизнью происходило не столько в интеллектуальной или духовной области пуэра, сколько влияло на установку мужчины в отношении брака.

Когда Икар, теряет крылья, он падает в застойное лоно матери и материи. Поэтому независимые мужчины не могут настроить себя на брак. Они считают, что брак станет для них тюрьмой — такие мысли типичны для проявления материнского комплекса и психологии пуэра. Юнг говорил о пуэрах, вступивших в брак, так: «Словно маленький щенок, он свернулся в клубок на дне корзинки и больше не пошевелился». Женившись, они больше не шевелятся: они даже не отваживаются смотреть на других женщин и обычно женятся на женщине типа пожирающей матери (даже если в молодости она может очень хорошо замаскироваться). Если же женщина другого типа, они заставляют ее играть роль пожирающей матери, полностью подчиняясь ей, словно сын или маленький мальчик. Вот тогда брак для пуэра становится похожим на уютно-ленивую тюрьму привычек, с пребыванием в которой он мирится, хотя и вздыхает. В профессиональной сфере такие мужчины продолжают действовать довольно эффективно, превращаясь в честолюбцев, ведь дома все скучно и однообразно. Это — корзинка для щенка: сексуальная проблема, как и проблема еды, у них решена, поэтому все амбиции и вся энергия уходят на карьеру, которую они делают довольно успешно. Вместе с тем в области Эроса у них происходит полный застой. Здесь больше ничего не развивается, поскольку брак — это окончательная ловушка, в которую они попали.

Такова еще одна возможность для пуэра утонуть в стоячей воде: или «умереть» в интеллектуальной сфере, отказавшись от своих творческих способностей, или «застыть» в сфере Эроса, избегая осознанных чувственных отношений и сворачиваясь клубком в привычной для него условной ситуации.

Мы говорили о том, что было бы естественным связать образ черепа [в сновидении] со знаком смерти. Один из аспектов этой проблемы заключается в том, что, вступая в жизнь, пуэр обязательно должен признать факт собственной смертности и несовершенности мира. Ему необходимо осознать неизбежность собственной смерти. Такова разновидность древнего психологического мотива: покинув рай — воплощение архетипической материнской утробы, человек сталкивается с осознанием своей неполноценности, несовершенства и собственной смертности. В сновидении именно из черепа (воплощения смерти) извергается новый поток света, демонстрируя, что именно череп как образ смерти может в дальнейшем служить источником света. Другими словами, если сновидец задумается о неизбежных реалиях жизни и примет их, то наступит просветление.

Далее, ландшафт полностью изменяется, теряя свои гигантские масштабы; теперь поверхность долины покрыта линолеумом. Сначала сновидец смотрит вниз, в расщелину, и видит звезды у себя под ногами; затем появляется желтый линолеум, а вместо звезд — коричневые пятна. Он снова смотрит на ту же картину, но цвет в ней переживает энантиодромию: то, что было темным, стало светлым, и наоборот. По словам сновидца, это действительно сюрреалистично.

Я не располагаю какими-то либо амплификациями линолеума, за исключением того, что сновидцу не нравится его холод и

отсутствие эстетизма; мы могли бы добавить собственное толкование, хотя оно может оказаться произвольным.

Можно сказать, что линолеум — покрытие, типичное для маленьких буржуазных квартир и домов бедных людей. Это дешевый материал, и на ум приходит довольно отвратительная атмосфера крохотных дешевых квартир, в которых пахнет кислой капустой. В любом случае земля во сне впервые покрыта не природным материалом. Вместо природной поверхности мы видим искусственное создание человеческих рук во всей его малости, что только дополняет картину потери пейзажем гигантского масштаба и выравнивание всего ландшафта. Звезды стали темными пятнами, а то, что раньше было коричневой землей, стало желтым линолеумом. Это говорит о том, что у сновидца вновь существует опасность впасть в пошлость и банальность, так как земля стала искусственно-рукотворной. Природа всегда противится стагнации, запуская для этого различные компенсаторные механизмы. В качестве примера этого процесса я приводила историю мужчины, впавшего в состояние стагнации, чье бессознательное вывело во сне образ принца. Это встряхнуло его и заставило вновь обратить внимание на то, что жизнь прекрасна. Однако он выпал из нее, предпочтя свернуться клубком и не замечать пошлости супружеской жизни и избитости профессиональной деятельности. Таким образом, банальности всегда сопутствует утрата естественности.

Тем не менее (и мы говорили об этом прошлый раз), общая картина сна демонстрирует положительный аспект, ведь в начале сновидения мы наблюдали опасное расщепление психики, но как только под ногами сновидца появилась земля, зазор в конце концов сузился. Теперь молодому человеку не грозит падение в бездонное пространство (что на самом деле означает угрозу сумасшествия или самоубийства), потому что под ногами появляется пол, хотя и с двумя уровнями.

Я обсуждала с Юнгом эту часть сна, он написал следующее: «Линолеум — это самая сущность неэстетической, обыденной, убогой буржуазной реальности: брак, налоги, жилье, молочник, уборщица, рента… Земля в форме квадрата с жестко очерченными углами, в которой не увидишь никакой символики. Именно это давит, удушает человека и, как и положено, заключает его в тюрьму. Это та самая демоническая сила реального символа, которой puer aeternus хотел бы избежать, которая притягивает его, как магнит, но которой он должен покориться. Тот, кто идет навстречу страху, преодолевает страх. Таинство бытия скрыто в банальном; тот, кто убегает, становится жертвой страха, порожденного воображением. «Как нужно» — это «портной» сродни Самости. Человек должен стать маленьким и ничтожным, чтобы избавиться от скорлупы бардо.64 Только достигнув запредельной малости можно видеть величие и его достичь. Он должен сидеть на линолеуме и повторять: tat tuum asi (вот твое наследство). Сын матери может себя обрести только в материи»65.

Исчезнувшие гигантские пропорции и выравнивание ландшафта сна может означать, что даже если сновидец и впадает в обыденность, то полярные стороны его психики сглаживаются и невероятное психическое напряжение (какое бывает у слабой личности) спадает, а противоположности становятся ближе друг к другу. Однако звезды, олицетворяющие собой светящиеся образы архетипических комплексов, теперь превратились в темные пятна.

Попробуйте отвлечься от конкретной ситуации и подумайте о тех, кого мы называем нормальными людьми: как соответствующие комплексам архетипы проявляются у них? Они могли бы сказать, что жизнь ясна и недвусмысленна за исключением немногих неприятных моментов — темных пятен, т. е. комплексов! Действительно, когда Юнг открыл комплексы бессознательного, он говорил о них как о темных пятнах, а именно, как о дырах, зияющих в поле сознания. Проведя ассоциативный эксперимент, он узнал, что в поле сознания существуют тесные и прочные связи, что мы можем давать ясные и точные ассоциации до тех пор, пока не затронут комплекс: тогда в поле сознания возникает дыра. Если в ассоциативном эксперименте затрагивался комплекс [испытуемого], то никаких ассоциаций не возникало вовсе. Таким образом проявляется нормальная точка зрения бессознательного: все понятно, за исключением этих неприятных темных пятен — комплексов, за которыми скрываются архетипы. Это всегда осознает человек в случае сильной энантиодромии. Если после приступа психоза люди переживают состояние, называемое регрессивным восстановлением Персоны,66 то потом они называют то, что раньше означало для них озарение (источник слишком яркого инсайта, который человек испытывает, погрузившись в коллективное бессознательное), темным пятном, которое следует избегать. Это очень нездоровое состояние. Если вы помогаете людям снять приступ психоза с помощью медикаментов, они впоследствии стараются отвергнуть все переживание коллективного бессознательного вместе с порождающими его возбуждением и просветлением, назвав бессознательное темным пятном, о котором они больше ничего не хотят слышать. Такая компенсация характерна для тех случаев, когда Эго слишком слабо, чтобы выдержать напряжение противоположностей, рассмотреть проблему с обеих сторон и увидеть, что с одной стороны, архетипы являются источником озарения, но с другой стороны, человеку необходимо прочно стоять на земле обеими ногами. Исходя из сновидения можно подумать, что сновидцу угрожает «падение» в противоположность — абсолютную обыденность. Однако в своем письме я писала, что в его жизни наступил период, через который он обязательно должен пройти; что, попав в такую ситуацию, он должен довериться бессознательному и сделать следующий шаг; что в данный момент он должен остановиться именно там, и этот процесс нельзя остановить; что иначе он впадет в пошлость и обыденность, вычеркнув все свои прежние идеалы, — станет ангелом, потерявшим свои крылья.

 

Замечание: Можно сказать, что если он не может пройтись по небу, он, по крайней мере, мог бы пройтись по такому полу.

 

Да, конечно, и он мог бы точно так же прогуляться по полям, которые возникли в сновидении сначала, затем ландшафт сменился черепом, и тогда сновидец снова не мог наступить на поверхность, а уже потом появился линолеум, по которому опять же он смог бы пройти. Таким образом, на самом деле во сне мы видим две перемены: плодородная земля, затем смерть, а затем то, на что человек может наступить. На мой взгляд, жалко, что сон не закончился на появлении полей, ведь тогда проблема была бы полностью решена. Дело в том, что в реальной жизни сновидец не видел ничего, что он смог бы изменить своей деятельностью, поскольку его собственная природа слишком пассивна. Он искал для себя точку опоры, на которую можно встать, но при этом не мог принять маскулинную установку по отношению к реальности; если ситуация его не устраивала, он был не в состоянии приложить усилия для того, чтобы изменить ее. Он не способен на проявления мужской творческой силы, заключающейся в том, чтобы взять глину и вылепить из нее то, что соответствует его собственным идеям. Он остается пассивным и принимает реальность, но в этом случае не получает от нее поддержки, и жизнь не превращается для него в точку опоры. Однако в дальнейшем ситуация улучшается по сравнению с той, когда сновидец падал в бездонную пропасть — у него уже появилась точка опоры. Но из этого сновидения я заключаю, что молодой человек еще не обрел связи со своей маскулинностью, он по-прежнему зависим от материнской основы. Насколько проблематично то, что он все еще не установил связь с маскулинностью, станет ясно из следующего сновидения.

 

Вопрос: Может ли желтая поверхность означать интуицию?

 

Реальность для интуитивной личности — постоянный источник затруднений, жизнь ослабляет и утомляет человека такого типа. Желтый цвет мог бы иметь связь с интуицией, но в нашем случае я не могу связать линолеум желтого цвета с интуицией, за исключением того, что сновидец совершенно точно принадлежит к интуитивному типу личности. [Желтый цвет] может означать, что молодой человек наконец обрел основу для своей главной функции. Он настолько не развит психологически, что у него не были даже развиты высшая и подчиненная функции. Его Эго-комплекс слаб, сознание неразвито, и интуиция стала той основой, на которую он мог опереться. Ее противоположностью могла быть реальность (с которой он был связан через функцию ощущения), а интуиция никогда не согласуется с реальностью. Для интуитивного типа земная реальность — настоящий крест.

 

Вопрос: Можно ли сказать, что проживая один аспект, человек достигает другого? Мне кажется, что если бы он встал на свой линолеум, то мог бы достичь и звезд, ведь во сне одно заменяет другое, один цвет сменяет другой.

 

Я бы сказала, что первый шаг в рождении его сознания должен был состоять в том, чтобы развить высшую функцию, и только гораздо позднее, спустя много-много лет, он мог бы соприкоснуться с другой функцией. Практически это означает, что человеку с неразвитой психикой необходимо сосредоточиться не на соприкосновении со своей подчиненной функцией, а на развитии основной функции, что, как правило, должно происходить в возрасте от десяти до двадцати лет. Однако молодому человеку придется добиваться развития основной функции, после которой он может перейти к подчиненной функции и разрешить трудности, вызванные раздражающим воздействием реальности.

Он мне написал еще об одном сновидении. Ему приснилось, что он попадает в облаву (полицейский налет, в ходе которого полиция преследует людей). Он и не пытается убегать, так как считает, что его невиновность обязательно обнаружится. Его закрывают в комнате, но спустя какое-то время он открывает дверь и видит, что его охраняет женщина. Он спрашивает, может ли она его отпустить, так как он ни в чем не виноват, и она отвечает: «Да, конечно, я могу тебя отпустить, потому что ты невиновен, но сначала тебе придется ответить на несколько вопросов». Затем он слышит стоны, которые доносятся из-за стены и понимает, что вопросы будут сопровождаться пытками; действительно, людей бьют в солнечное сплетение. Он пугается физической боли и просыпается.

Он не дал мне никаких других ассоциаций, но это сновидение явно связано с его «тюремной» и «полицейской» фобиями. Как вы помните, он не мог пересечь швейцарскую границу, так как боялся попасть в тюрьму, а увидев полицейского, всегда убегал прочь. Чтобы понять образ женщины-охранника нужно вспомнить о том, что сновидец был художником. Он написал мне, что однажды нарисовал портрет воображаемой незнакомки. Работа продол-жалась четыре года, и портрет стал для художника таким живым и значимым, что ему пришлось накрывать изображение, особенно по ночам, так как автор боялся, что женщина на портрете может ожить и стать для него опасной. По этой причине он не мог спать, когда портрет находился в одной с ним комнате, ему приходилось рисовать и тут же быстро накрывать холст; бывали периоды, когда художник не смотрел на него несколько недель, потому что для него он был живым. Это может быть действительно очень яркий пример самой Анимы. Картина не напоминала ему никакую конкретную женщину. Это было изображение его Анимы, образ его внутренней женщины, который стал столь живым, что привел его в ужас. Древний мотив Пигмалиона!

Теперь нам следует обратиться к странному «тюремно-полицейскому» комплексу, который в реальности проявлялся как некая разновидность фобии. Описанное сновидение очень важно, так как оно связано с выводами, к которым я пришла в конце предыдущей лекции. Здесь мы сталкиваемся не только с индивидуальными трудностями, но и с вопросом, имеющим прямое отношение к нашему времени: полицейское государство, тоталитарная система, истязающая тысячи людей, становится все более серьезной проблемой современности. Странно, что именно пуэры являются и мучениками, и создателями такой деспотично-кровавой полицейской системы. Поэтому между пуэром и полицейским государством есть скрытая связь, и один из них приводит к появлению другого. Люди именно такого типа создали фашизм и коммунизм. Таким образом, оказывается, что настоящий деспот и палач, пытающий людей, подавляющий человеческую индивидуальность, в основе своей сущности имеет неразрешенный материнский комплекс. Такие люди становятся одержимы этим комплексом и, находясь в состоянии одержимости, совершают жестокие и безжалостные поступки.

Так как сновидец находится на улице, можно сказать, что он находится в обществе. В тот момент в реальной жизни у него не было социальных отношений, поскольку он — одинокий человек с совершенно асоциальной установкой. У него отсутствует связь со своими чувствами, у него нет настоящих друзей — лишь тот молодой человек, которому он уступил свою девушку, однако между ними не было никакой эмоциональной близости, следовательно, он остался потерянным для общества. На улице его никто не узнает, и именно на улице он оказывается пойманным полицией. Всякий, обладающий слабой психикой и не развивающий свою индивидуальность, оказывается в двойной опасности: он может быть уничтожен не только коллективным бессознательным, но и существующим социумом. Человек со слабым Эго-комплексом оказывается между Сциллой и Харибдой, между молотом и наковальней. Он попадает в плен или коллективного бессознательного, или конвенциональности (скорее всего, его увлекают какие-то социальные движения). Таким образом, идентификация с Персоной, то есть идентификация с коллективным движением — это

столь же характерный симптом слабой личности, как и сумасшествие, когда человек находится во власти коллективного бессознательного. Это только две разновидности одного феномена, а потому участники социальных абсолютистских движений с точки зрения Эго-сознания, как правило, слабые люди.

Я вспоминаю, как один врач мне рассказывал, что в начале Второй мировой войны, когда он считался одним из лучших специалистов по желудочным заболеваниям, к нему на прием пришел фашистский чиновник высокого ранга с жалобами на язву желудка. Доктор его вылечил, и в результате фашисты стали считать врача очень хорошим специалистом в этой области. Во время войны он частным образом лечил многих высокопоставленных фашистов. Следуя religio medici (кодексу врача), он, разумеется, не мог отказать им в приеме. По его словам, самым поразительным было видеть, как эти палачи, создатели концлагерей, так называемые «герои», снимали красивую униформу и нижнее белье, обнажая натренированное загорелое тело, чтобы разоблачить подспудный невротический страх, вызвавший болезнь желудка. Эти псевдогерои на деле были изнеженными, слабыми, испорченными маменькиными сынками. Многим из них пришлось отказать в чисто медицинской помощи, потому что расстройства имели явную психологическую природу — истерическую. Для доктора эти обстоятельства стали откровением, совершенно неожиданным открытием, а для нас они имеют значение. Он выписывал больным лекарства и рекомендовал особый режим, который вызывал у них небольшое ощущение дискомфорта, но они даже не пытались выполнять его рекомендации. Более того, если он посвящал их в тонкости болезни, большинство из них начинало плакать. По словам доктора, как только спадала маска героической Персоны, перед ним возникала истерическая женщина. Всмотритесь в лица тех, кто и сегодня рисует свастику, и вы увидите тот же тип людей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.