Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 10 10 страница



Вы видите, как набрасывается материнский Анимус на проявления мужской самостоятельности: например, на то, что сын ходит в грязных ботинках, плюется или употребляет бранные слова. Мать не выносит, если сын унизительно отзывается о женщинах, словно женщины бог знает что, — он их презирает, потому что они его привлекают. Все это является примитивным, можно даже сказать, обезьяньим проявлением маскулинности. Для мальчика естественно проявление определенной дикости, связанной с отсутствием адаптации, и хотя в какой-то мере такое поведение следует сдерживать, все-таки мальчика необходимо оставить в покое. Женщина, обладающая здоровым материнским инстинктом, в таких случаях просто пожмет плечами и скажет: «Ах, эти мальчишки просто невозможны» или что-нибудь в этом роде. Она оставит сына в покое или постарается не обращать внимания на то, что он вытворяет, хотя всегда немного ворчит, потому что ей неприятны его выходки. Однако моя соседка выявила сущность содержания фантазии сына: в поступке малыша она ощутила зародыш его будущей независимости. Именно поэтому, «пожирая» сына, материнский Анимус разрушает такие проявления его маскулинности, как стремление быть неопрятным, буйным или агрессивным, желание хлопнуть дверью. При этом такие поступки укрепляют у мальчика ощущение жизни.

В юности, возможно, вы все участвовали в шумных молодежных вечеринках, разгульных празднествах, во время которых чувствовали себя на вершине мира — у вас появлялись ощущение полноты жизни, уверенность в том, что вы способны сокрушить весь мир. Такое чувство жизнелюбия характерно для молодого здорового человека. Оно побуждает его чувствовать себя энергичным и предприимчивым, и именно это чувство больше всего ненавидит пожирающая мать. Это отвратительно для нее, поскольку импульс жизни лишает ее [права обладать] сыном, он, так сказать, бессознательно уходит от нее. Жизнь заставляет молодого мужчину забыть о матери, вот почему у такого сына обычно обнаруживается отщепленная Тень в образе гориллы, или огромного сильного боксера, или преступника — все они воплощают отчужденную маскулинность. К тому же образ отщепленной Тени компенсирует слабость Эго.

В сновидении моего молодого пациента проявляется двойной смысл Тени. На сновидца нападают двое мужчин и вступают с ним в драку. Я уже отмечала, что если образ в сновидении обнаруживает двойной смысл, это значит, что сон приблизился к порогу сознания. В данном случае у Тени два аспекта: опасный и позитивный (регрессивный и прогрессивный), что в данном случае совершенно очевидно. Например, образ Тени мог бы войти в жизнь сновидца в качестве гомосексуалиста-соблазнителя, и пациент мог легко поддаться искушению со стороны сильного мужчины-гомосексуалиста. Действительно, как мы узнаем позже, у молодого человека был друг, и в отношении к нему отмечался оттенок некоторого легкого очарования, хотя никакой гомосексуальной связи между ними не было. Следовательно, можно утверждать, что Тень в образе грубого боксера имеет двойную констелляцию в бессознательном. С одной стороны, Тень может раствориться в личности и таким образом добавить в сознание отсутствующую маскулинность, усилив ее; с другой стороны, Тень может остаться вовне, проецируясь на других людей, и в этом случае, молодой человек, скорее всего, станет гомосексуалистом и последует за Тенью, отраженной в личности другого человека. Итак, [образное] наполнение расщепленной части личности (split-off content) может как повредить юноше, вывести на ложный путь реализации, так и помочь ему.

По тому, как ведет себя расщепленная часть, также видно, насколько Теневая фигура неоднозначна: двое мужчин бросают сновидца вниз с обрыва. Если бы не дерево, он бы упал и разбился насмерть. Тень, внезапно нападающая на эго-сознание, становится причиной катастрофы или внезапной смерти человека, страдающего комплексом puer aeternus. Тень может его спасти, а может и погубить. У меня есть примеры, когда происходило последнее.

Мне вспоминается случай с молодым человеком, которого полностью «сожрала» его собственная мать так, что он наполовину превратился в девушку. Он был так же, как и предыдущий мой пациент, творчески одаренным и так же совершенно далек от реальности. Когда его родители умерли, и юноша оказался в трудном материальном положении, к нему неожиданно приехал двоюродный брат — циничный и практичный молодой человек. Он предложил провернуть махинацию и обманом получить деньги со страховой компании. Молодой человек раньше никогда не работал, не сталкивался с реальной жизнью и оказался выброшенным на берег без средств к существованию. И вот появляется брат, убеждает его, что все ведут себя так или иначе, [обманывая друг друга], поэтому нужно всего лишь подписать бумагу и затем получить страховку. Юноша сделал то, что ему сказали, не совсем осознавая моральных последствий своих действий, и очень скоро оказался в тюрьме. Его циничный брат тщательно предусмотрел, чтобы самому не быть замешанным в авантюре, зато молодой человек, пуэр, угодил в тюрьму за попытку мошенническим путем присвоить себе деньги страховой компании.

Другой случай, когда Тень внезапно раздавила молодого человека, произошел с юношей, также имевшим сильную связь с матерью. Покинув дом впервые в жизни, а до этого проведя большую ее часть под прозрачным колпаком матери, он отправился в большой город. Чрезмерно культурный юноша, прежде никогда не имевший полной свободы — ни сексуальной, ни какой-либо другой — в большом городе на какое-то время вышел из-под контроля. Он связался с «друзьями природы» (Natur Freunde) — группой людей коммунистического толка, жившими очень свободной жизнью в лачугах на окраине города, вместе с которыми он стал выпивать и, дав себе волю, каждую ночь менял женщин. Он полностью «переключился» на свою Теневую сторону. В этом не было ничего плохого, за исключением того, что его жизнь приняла сверхмерный характер, слишком нервный и лихорадочный. Я видела его лишь однажды, и тогда сразу заметила, как сильно он изнурен и как заметно ухудшилось его здоровье. Я сказала, что не имею ничего против того, что он делает, но предупредила, что он перегибает палку в такой степени, что наносит непоправимый ущерб своему здоровью, подвергая себя серьезному риску. Он насмешливо взглянул на меня как на назойливую тетку, и кроме этого взгляда я ничего не получила в ответ. Однако спустя три недели молодой человек мне позвонил. Он заболел полиомиелитом и стал калекой на всю жизнь. Я уверена, что плохое состояние его здоровья сыграло свою роль в печальном исходе болезни.

Вот так в реальной жизни Тень поражает пуэра: он погибает в авиакатастрофе или в результате несчастного случая в горах, попадает в аварию или в тюрьму, как правило, в большинстве случаях оказываясь только частично виновным в том, в чем его обвиняют.

Вот примеры того, какой смысл может иметь сон о падении с горы или низвержении в пропасть. Ясно, что Тень имеет двойной аспект: она содержит необходимую жизненную силу и маскулинность, но вместе с этим — и возможную гибель, то есть то, что на самом деле может погубить сознательную часть психики.

Во сне моего пациента две Теневые фигуры, с которыми у него не было никаких особых ассоциаций, сбрасывают его вниз. Он должен был упасть еще глубже, и такое падение может быть для него удачным или губительным. Если бы он упал слишком глубоко, было бы плохо, а если, как в данном случае, что-то помогло ему спастись, это оказывается хорошим знаком. На примере этого сновидения можно еще раз убедиться в том, что я уже однажды обсуждала в связи с «Маленьким принцем». Анализируя материал, относящийся к комплексу puer aeternus, мы наблюдаем, как часто образ странным образом становится двойственным: исцеляющие и пагубные аспекты соединяются вместе, так что практически все имеет двойную интерпретацию. Оптимист мог бы сказать, что был слишком высоко и, слава богу, его схватила Тень и опустила его ниже; там находилось дерево, символ роста, поэтому развитие должно было происходить именно так. Но в той же степени, в какой дерево является символом жизни, оно является и символом смерти. Можно сказать, что puer aeternus находился слишком высоко, и неоднозначная Тень его подавила и сбросила вниз, несмотря на его сопротивление; он не спустился вниз по собственной воле. Это похоже на несчастный случай. На самом деле молодой человек находился в том состоянии, в котором я его видела, и когда ему приснился этот сон, он подвергался серьезной, даже смертельной опасности. Он мог в любой момент погибнуть, а следовательно, для себя я интерпретировала этот сон с вероятностью 50 на 50, что также можно обнаружить в двойной фигуре Тени. Мы не можем сказать, как все может закончиться, но мы точно знаем, что это выздоровление, разрешение проблемы (lysis). Тот факт, что он не упал на дно пропасти (тогда он бы скорее всего погиб), но был спасен на полпути одиноким деревом, которое росло именно там, где он падал, крона которого задержала его падение, позволяет нам говорить об исцелении.

Как известно, в Малой Азии и Сирии существовали различные культы матери, главным из них был культ богини-матери Кибелы. Позже Кибелу отождествляли с богиней Афродитой. Ее сын Аттис (а в некоторых версиях мифа возлюбленный богини, ее жрец-любовник) — прекрасный юноша, увлекся нимфами и перестал обращать внимания на свою богиню-мать. Она, полная ревности, довела Аттиса до сумасшествия, и он себя оскопил. Он совершил это под елью.

Согласно другим версиям, Аттис подвергался преследованию со стороны возлюбленного богини-матери Кибелы, бога войны Ареса. Можно сказать, что юного бога убил или кастрировал агрессивный Анимус богини-матери. В Риме, а также в некоторых городах Малой Азии существовал праздник весны, во время которого жители носили по улицам молодые ели, на их верхушках располагалось изображение Аттиса — чаще всего только голова и торс. Кроме того, существуют версии мифа, согласно которым после смерти юноша превратился в хвойное дерево. Все сказанное непосредственным образом связано с мифологическим циклом юного бога солнца — умирающего, оплакиваемого, а затем воскрешаемого, а также с весенними обрядами и ритуалами, сопровождающими культ этого бога. В данном случае главной проблемой является дерево. Аттис, подвешенный на материнском дереве, и Христос, висящий на древе жизни и смерти, выражают одну и ту же идею.

Можно сказать, что произошла регрессия Аттиса к дочеловеческой форме; он стал деревом-нуменом, растительным духом, заключенным в дереве. Он возникает из дерева — т. е. источником его жизни служит материнский комплекс, его связь с коллективным бессознательным, а внутри него самого отсутствует собственная жизнеспособность. Он в чем-то похож на паразита, обитающего на дереве.

Эта проблема весьма серьезна и заслуживает особого рассмотрения. Есть случаи, когда молодые люди связаны с матерью настолько, что нарушение связи с материнским комплексом может привести их к гибели. Иными словами, они могут выжить только благодаря паразитической связи с материнским деревом. Если их поместить на землю как независимую систему жизни, как плод этого дерева, они не смогут выжить вследствие недостатка жизненной силы, они не способны стать независимой индивидуальностью. Это говорит о том, что к решению проблемы следует подходить без предубеждения. Если молодой мужчина ухаживает за женщиной старше себя, многие люди говорят, что он просто ищет себе мать, поэтому его следует окунуть в жизнь и т. п. Однако никогда не следует потакать общему мнению, основанному на здравом смысле — такая позиция оказывается губительной. Вместо этого нужно отслеживать сновидения и другой материал бессознательного, так как только анализ может показать, возможен ли процесс отделения от материнского дерева или нет. Если нет, процесс отделения может привести к гибели человека.

Образ юноши, подвешенного на дереве, неоднозначен. Можно дать позитивную интерпретацию сновидения, утверждая, что дерево является символом жизни: оно укоренено, растет и занимает свое место на земле. В таком случае мы можем сказать, что в результате столкновения с Тенью молодой человек получает побуждение укорениться, найти свое место в жизни, начать собственное становление и личностный рост. Но если интерпретировать сон негативно, с точки зрения материнского символа, тогда дерево становится гробом и воплощением смерти, и можно говорить о том, что столкновение с Тенью отбрасывает молодого человека обратно, к символу матери-смерти. Он возвращается к истокам жизни, к матери, другими словами, к смерти.

Вместе с тем пуэр в какой-то мере противопоставлен дереву, так как он представляет собой существо парящее и странствующее. Он всегда отказывается быть в настоящем времени и бороться за жизнь здесь-и-сейчас, именно поэтому он избегает вступать в близкую связь с женщинами. Женщина для мужчины воплощает связь с землей, в особенности в том случае, когда она хочет иметь детей; для пуэра же семья навсегда олицетворяет связь с землей. Для порхающей птички — пуэра женщина символически воплощает дерево. Принимая эту сторону жизни, он принимает именно такую жизненную ситуацию, которую он постоянно старается избегать, поэтому символ дерева ясно показывает, что будучи связанным какими-либо узами, пуэр навсегда теряет свободу и возможность странствовать. Puer aeternus и символ дерева тесно связаны между собой. Дерево его останавливает и привязывает к земле: либо к гробу, либо к реальной жизни.

В тот день, когда я встретила молодого человека, о котором говорила, он в основном рассказывал мне о своей внешней жизни, причем очень поверхностно, не обозначив связи ее с бессознательным. В середине нашего разговора он отметил, что однажды, будучи в каком-то городе на родине, он заметил, что у него вдруг исчезли все болезненные симптомы. Он жаловался на свой страх по ночам, на свою «полицейскую» и «пограничную» фобии, на свою нестерпимую жизнь в силу этих причин; но когда он оставался в том месте, где он не испытывал этих симптомов, он переставал мастурбировать, его страх попасть в тюрьму исчезал, пропадал и страх перед полицией. Затем он печально посмотрел на меня и сказал, что через три месяца все это начнется снова, возможно, будет даже хуже. Я ответила, что нам следует сконцентрировать свое внимание на этих трех неделях, потому что всегда очень интересно, когда у человека временно пропадают симптомы, так как это значит, что на короткое время он оказывается в ситуации, когда его жизнь идет нормально, а это очень важно. Поэтому я его спросила, чем он занимался в то время, когда не испытывал страха. Кажется, он сказал об оздоравливающем воздействии этого города и его атмосферы, но затем выяснилось, что он проводил там время с девушкой, а затем, спустя три недели, бросил ее и отправился куда-то еще. Я его спросила, не кажется ли это ему странным и не видит ли он какой-то связи между своей жизнью с этой девушкой и исчезновением симптомов. Такая мысль никогда не приходила ему в голову. Я спросила его, почему он ее бросил, он ответил, что просто взял и ушел. Задав ему еще несколько вопросов, я узнала от него все то, о чем рассказывала вам раньше.

Он знал эту девушку с детства. Она была дочерью богатого соседа, и он всегда ею восхищался со стороны. Она была интровертом, держала себя неприступно и с большим достоинством, и он всегда относился к ней как к красивой девушке, вызывающей его восхищение, которой он никогда не сможет добиться. Когда ему было чуть больше двадцати лет, он подружился с очень сильным мужчиной маскулинного типа — скульптором, который чем-то был похож на мужчину из ночного кошмара. Они часто общались и однажды в мастерской заговорили об этой девушке и о возможности ее соблазнить. Скульптор, будучи донжуаном, выразил твердую уверенность в том, что ему удастся это сделать — зная, как действовать, можно соблазнить любую женщину. Однако молодой человек сказал, что в данном случае это невозможно, и немного выпив, они решили поспорить, получится у них или нет. Тогда мой знакомый устроил у скульптора вечеринку, пригласил девушку и тем самым помог тому реализовать свой план. Таким образом, бедная девушка попала в западню, и скульптору удалось провести с ней ночь. Каким-то образом девушка бессознательно почувствовала, что стала жертвой интриги, поняла, что скульптор ее не любит, и все это представляет собой холодный, расчетливый и коварный замысел. После этой ночи она в ужасе убежала от скульптора и стала избегать общения с обоими мужчинами.

После того как скульптор добился успеха и провел ночь с девушкой, молодой человек испытал сильное потрясение не только потому, что проиграл спор. Он не знал, почему с ним произошло такое сильное потрясение и не слишком об этом задумывался. Он никогда не пытался общаться с девушкой, пока вдруг не встретил ее в том самом городе, где прожил с ней три недели. Именно в этот период времени исчезли его симптомы, которые вернулись сразу, как только он ее оставил.

В процессе разговора стало ясно, что на самом деле именно ему нравилась эта девушка, но у него не было ни мужества, ни энергии к ней подступиться, поэтому он и заставил своего Теневого друга сделать то, чего сам сделать не мог. В данном случае проекция сыграла такую большую роль, что он даже не понял, что если его Теневой друг добьется у девушки успеха, тогда ему самому ничего не достанется! Под влиянием спора и выпитого алкоголя он настолько идентифицировал себя со своим другом-скульптором, что у него появилось представление, словно он сам овладел этой девушкой. Затем, когда после своей победы скульптор-триумфатор хвастал «трофеем», до молодого человека дошло, что он здесь абсолютно не при чем, что победу одержал другой, а он заставил его прожить жизнь собственной отчужденной Тени. Для меня именно это обстоятельство стало объяснением потрясения, которое он испытал.

Затем — и вновь плавание по бессознательному — он снова вступил в отношения с девушкой, и его симптомы исчезли, но он по-прежнему не задумывался о том, что это значит. Мне казалось, что эта девушка играет очень важную роль в его жизни, поскольку с ней он чувствовал себя счастливым. Но когда я предположила это, он счел меня сводницей и ведьмой. Следовательно, мне пришлось отступить и сказать, что я не хочу толкать его к отношениям с ней, но, на мой взгляд, было бы неплохо, если бы он снова подумал о ней и, быть может, вступил с ней в контакт или попытался подумать о том, как возобновить с ней отношения. Но даже этот очень аккуратный совет вызвал у него такой гнев, что он ушел от меня. Он мне написал, что эта часть нашей беседы стала одной из причин, по которой он решил прекратить общение со мной. К тому же у него не было денег.

Он вернулся в свою студию и решил, что не было никакого смысла встречаться со мной и тратить на это столько средств. Но спустя две недели он подумал, что, возможно, в моем предложении было что-то разумное, и решил, что мог бы написать своей подруге письмо и пригласить ее встретиться — ничего больше. В то время она жила в другом городе. Вечером он написал письмо, но не отправил его, так как хотел еще подумать.

Когда он на следующее утро открыл свой почтовый ящик, в нем оказалось письмо от девушки! Она никогда не проявляла инициативы в отношениях, поэтому ее письмо чрезвычайно поразило его, ведь накануне он решил ей написать, хотя и не отправил письма. И вот, на следующее утро он получил письмо от нее. Оба в своих посланиях предлагали одно и то же: им надо бы встретиться еще раз, а поскольку на следующей неделе праздник, то было бы вполне разумно провести его вместе. Вот вам типичное проявление синхронии. Разумеется, он ничего не знал о явлении синхронии, [описываемом Юнгом], но тем не менее, воздействие было очень убедительным. Тогда он подумал, что, наверное, я была не так уж не права. После этого он меня простил и обо всем этом написал. Он никогда снова не вступил бы со мной в контакт, если бы не это синхронное явление, ведь он испытывал отвращение к тому, что я ему сказала.

Летним днем он встретился с подругой, и они отправились кататься на велосипедах. Остановившись на опушке леса, они легли отдохнуть на траву. Его голова лежала на ее плече, он задремал, и ему приснился следующий длинный архетипический сон:

Он стоит на краю утеса. (В письме он нарисовал, как стоит на краю утеса и смотрит на долину, которая открывается внизу, — это изображение очень похоже на вид Большого Каньона с равнинами по обеим его сторонам). Он смотрел вниз: по обеим сторонам долины — горные отроги, располагающиеся уступами; на дне долины — небеса с небосклоном и звездами. Он медленно падал вниз по направлению к этой долине, совершая ногами круговые движения, словно ехал на велосипеде, чтобы еще больше замедлить и без того медленный спуск и сохранить равновесие. Напомню, что наяву он катился на велосипеде, поэтому отчасти этот сон является реакцией на физический стимул, но сон имеет и более глубокий смысл. Во сне он чувствовал тоску и немного боялся того, что происходит, но все же сохранял контроль над ситуацией. Его не покидало ощущение, что рядом с ним кто-то есть, но очертания фигуры были очень размытыми, вполне возможно, что это могла быть собака. Вдруг внизу произошел какой-то взрыв, и из-под земли вырвалось очень яркое световое пятно. Пятно было однородным, и у него появилось ощущение, что оно его поглощает, но при этом он по-прежнему продолжал падать вниз. Затем сон изменился: все исчезает, и он видит под собой уже не небосклон, а четырехугольник, похожий на части земного ландшафта, который можно наблюдать через иллюминатор самолета. Вокруг нет ни одного дерева. Затем сон снова меняется, и он видит тот же ландшафт. На дне долины располагается водоем, вода в котором не проточная, а стоячая. Она грязная и серая, от нее не отражается свет. Молодой человек просыпается и говорит себе: «Я не боюсь, но эта вода символизирует мать, и я не хочу в нее упасть». (Он когда-то проходил фрейдистский анализ и знал про свой материнский комплекс, но только в узком, фрейдистском понимании этого термина). «Этот водоем, как слой льда на дне долины, не отражает свет». (Он дважды повторил эту фразу). Он немного испугался. Вдруг в долине вновь появилась вспышка света. Свет казался заполняющим все пространство, но его границы были несколько размытыми. Он лопнул, как мыльный пузырь, и в световом пятне сновидец увидел череп и подумал про себя: «Как смешно! Что в данном случае означает смерть? Что она значит здесь?» Нельзя сказать, что он очень испугался, он просто продолжал падать на такое же пятно (что значит, что он падает и вместе с тем не падает — это парадокс сновидения). Затем все исчезает, и на дне долины появляется пол, покрытый линолеумом — желтый с коричневыми пятнами. (Сначала это был небосклон с яркими звездами, а теперь желтый линолеум с коричневыми пятнами.) Ландшафт полностью утратил свои гигантские размеры, и он себя спросил, почему этот кусок линолеума находится на поверхности долины? (Это действительно сюрреалистическая картина). Он мог видеть ее очень ясно. Вид линолеума вызвал у него смех.

Затем в своем письме он добавил, что ему не нравится линолеум, он считает этот материал холодным и неэстетичным. Ему было очень трудно связать линолеум какими-то ассоциациями. Я не могла использовать те из них, которые шли не от него, поэтому приходилось комментировать те, о которых он рассказывает в своих достаточно поверхностных письмах. Это все, что он сказал о линолеуме.

Сновидение в скрытой форме демонстрирует драму puer aeternus, вынужденного спуститься вниз, в жизнь. Как правило, если в снах появляется ландшафт, особенно если он имеет много подробностей или связан с любовными чувствами, как в данном случае, то его можно назвать ландшафтом души. Он отражает тот аспект романтического периода, в котором ландшафт впитывает в себя разные состояния души художника — будь то гроза, тихий вечер или темная лесная чаща, таящая в себе опасность. Эти типичные пейзажи привлекают человека и в какой-то мере отражают то или иное его настроение или передают атмосферу его психологического состояния, настроя. Следовательно, если в сновидении присутствует подробная картина ландшафта или пейзажа, ее всегда можно рассматривать как описание психологического состояния.

В данном случае, как и в сновидении с горной вершиной, молодой человек находится на краю пропасти, рядом со смертью. В ситуации, в которой он оказался сейчас, он не мог идти дальше, а потому на очень короткое время «приземлился» по соседству — словно птица, которая присела на ветку дерева, а затем полетела дальше. Он чувствовал, что летит к своему концу и не мог продолжать так лететь дальше. В его психике присутствовало расщепление, которое было очень глубоким. Но с клинической точки зрения мне было важно отметить, что его ландшафт нельзя было назвать типичным для шизофреника. В ландшафтах шизофреников бывает несколько трещин или ущелий: всюду проходят каньоны, указывающие на распад поля осознанной реальности. В какой-то мере случай этого молодого человека нельзя назвать и психотическим, поскольку в его сновидении оказалось только одно ущелье — поверхность земли не распалась на части. Я часто сталкивалась с таким типом расщепления при неврозах навязчивости, которые рассматриваются как пограничные состояния между неврозом и психозом. В таких случаях расщепление является очень глубоким, но при этом — одним-единственным; естественно, в таких случаях есть гораздо больше надежды на излечение, так как проблема, с которой надо работать, всего одна.

В данном случае можно сказать, что за «пограничной» фобией моего знакомого стоит одна большая проблема, но общая психическая структура пока остается целостной и еще не распалась на части.

Я не дала никаких комментариев в отношении символического значения фобий юноши, так как считаю их очевидными: полицейский, сажающий его в тюрьму и границы, [которые необходимо преодолеть]. Пересечение границы другого государства вызывало у него проекцию о том, что он вот-вот попадет в «ущелье» собственной психики. «Тюремная» фобия также однозначна. Молодой человек похож на птицу: никогда не привязан к земле, никогда не сохраняет постоянства ни в отношениях с конкретной девушкой, ни в своей профессии, ни в чем-либо другом. Он даже не может оставаться все время в городе, а бродит вокруг него с палаткой. Поэтому, с одной стороны, тюрьма для него является негативным символом материнского комплекса, во власти которого он фактически все время находится. С другой стороны, тюрьма, а именно, тюрьма реальности — это то, что он всегда ожидает, то, куда ему необходимо попасть. Но, стремясь избежать тюрьмы реальности, он оказывается заключенным материнского комплекса. Куда бы он ни направился, он в любом случае окажется в тюрьме. Однако у него есть выбор, где оказаться заключенным — либо в тюрьме собственного невроза, либо в тюрьме реальности. Вот так он и оказывается между молотом и наковальней. Такова его судьба, и вместе с тем это судьба мужчины, страдающего комплексом puer aeternus. Все зависит от того, что же он предпочтет: остаться во власти материнского комплекса и своего невроза или жить «просто так» в земной реальности.

Итак, мой молодой пациент [во сне] оказался в ситуации конфронтации со своим внутренним расщеплением. Он медленно совершает ногами движения, словно крутит педали воображаемого велосипеда, чтобы замедлить скорость падения. Здесь вполне возможна и сексуальная интерпретация, но воздействие физического стимула очевидно, поскольку перед тем, как заснуть, он несколько часов ехал на велосипеде. Кроме того, есть некий позитивный смысл в том, что движение продолжается: он не просто пассивно погружается в ситуацию, а сам способствует продолжению движения, и таким образом его падение замедляется. Это очень важно, ведь когда человек подвержен внутреннему расщеплению, — депрессии или какому-то внутреннему стрессу — опасность становится меньше в том случае, если эго-комплекс способен сохранять какую-либо деятельность и может продолжать движение. Такое очень часто может случаться с людьми, подверженными приступу психоза. Одна из последних попыток спастись от недуга (а мне пришлось несколько раз с этим сталкиваться) заключалась в том, что они пытались лихорадочно записать все свои фантазии. Они писали сутки напролет, пока не выходили из болезненного состояния. Это кажется диким, но в действительности люди предпринимали последнюю попытку сохранить какую-то деятельность, поддерживаемую эго-комплексом, стараясь сделать что-то с потоком бессознательного материала, обозначив его и выразив на бумаге. Эго-комплекс тонет, сохраняя вместе с тем инстинктивную потребность бороться и двигаться. Если этому процессу можно оказать поддержку, появляется возможность пережить опасный момент. До тех пор, пока Эго будет сохранять хоть какую-то инициативу, оно полностью не утонет и не превратится в инертное в бессознательном.

Если связать это с реальной ситуацией, вся суть такого движения заключается в велосипедной прогулке молодого человека с девушкой. Не став ждать, пока он станет жертвой злого рока, юноша впервые самостоятельно пошел навстречу этим отношениям с девушкой и проявил инициативу в том, чтобы возобновить связь на более чувственном уровне; именно такое движение помогло ему не упасть в расщелину. Можно заметить: излагая содержание сна, он продолжал повторять, что не боится, или что только чуть-чуть испугался. Такая настойчивость означает, что люди боятся, и сам факт, что они утверждают прямо противоположное, свидетельствует об их невероятном страхе падения в пропасть, а также о том, что путем самовнушения они пытаются избавиться от этого страха.

В этом сне наблюдается серьезное улучшение по сравнению с другим сном, в котором его бросают в ущелье две Теневые фигуры, а он спасается волей случая. На этот раз он в какой-то мере движется сам, и это движение замедляет падение. Хорошо видно, насколько важно слишком резко не выталкивать в реальность мужчину, оказавшегося во власти этой констелляции, так как это может привести к тому, что Тень станет сталкивать Эго в пропасть. Так самолет, у которого кончается топливо, должен снижаться медленно и постепенно, чтобы не допустить крушения. В таких ситуациях возникает существенная сложность: с одной стороны, необходимо помочь пуэру приблизиться к реальному миру, с другой — настойчивость и давление в этом случае грозят катастрофой. [Описанное мной] сновидение дает очень точную и верную картину того, как человек может падать медленно, словно парашютист. Вместе с тем, сон демонстрирует, что расщепление психики пациента столь серьезно, что требует очень осторожного обращения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.