Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица 1.2. Исчисление показателей объема продаж, затрат и прибыли, р.



Таблица 1.2. Исчисление показателей объема продаж, затрат и прибыли, р.

По­каза­тель То­вар А То­вар В То­вар С Все­го
Объем про­даж, шт. 20 000 12 000 37 000
Це­на 1 шт.
Вы­руч­ка от про­даж 300 000 510 000 996 000 1 806 000
Пе­ремен­ные зат­ра­ты на 1 шт. 10,5 76,5 66,4
Пе­ремен­ные зат­ра­ты на весь объем 210 000 382 500 796 800 1 389 300
Мар­жи­нальный до­ход 90 000 127 500 199 200 416 700
Пос­то­ян­ные рас­хо­ды x x x 205 000
При­быль от про­даж x x x 211 700

При­мер 1.1. Про­из­ве­дем ис­числе­ния, ис­пользуя дан­ные табл. 1.2.

Под­став­ля­ем не­об­хо­димые све­дения из табл. 1.2 в урав­не­ние (1.4), обоз­на­чив ко­личество то­варов А, В, С со­от­но­шени­ем 4 : 1 : 2,4. На ре­али­зацию еди­ницы про­дук­ции В при­ходит­ся 4 шт. то­вара А и 2,4 шт. то­вара С. Да­лее ус­ловно до­пус­ка­ем, что до кри­тичес­кой точ­ки х шт. то­вара В, 4 х шт. то­вара А и 2,4 х шт. то­вара С:

(15 · 4 х + 102 х + 199,2 х) − (10,5 · 4 х + 76,5 х + 66,4 · 2,4 х) − 205 000 = 0,

х = 2460 (шт. то­вара В),

4 х = 2460 · 4 = 9840 (шт. то­вара А),

2,4 х = 2460 · 2,4 = 5904 (шт. то­вара С).

Кри­тичес­кая точ­ка объема про­даж (по­рог рен­та­бельнос­ти) сос­тавля­ет 18 204 шт. (2460 + + 9840 + 5904).

При­мер 1.2. Ис­сле­ду­ем вли­яние струк­турных сдви­гов. По­лага­ем, что про­изош­ли сле­ду­ющие из­ме­нения струк­ту­ры про­из­водс­тва то­варов А, В, С (табл. 1.3) без из­ме­нения об­ще­го объема про­из­водс­тва.

Таблица 1.3. Расчетные показатели структурных сдвигов

Вы­яв­ля­ем со­от­но­шение фи­зичес­ких объемов то­варов:

А : В : С = 1,9 : 1 : 0,8.

Ре­ша­ем урав­не­ние та­ким же спо­собом, как и в пре­дыду­щем при­мере:

(15 · 1,9 х + 102 х + 83 · 0,8 х) − (10,5 · 1,9 х + 76,5 х + 66,4 · 0,8 х) − 205 000 = 0,

х = 4331 (шт. то­вара В),

1,9 х = 1,9 · 4331 = 8229 (шт. то­вара А),

0,8 х = 0,8 · 4331 = 3465 (шт. то­вара С).

Кри­тичес­кий объем про­даж (по­рог рен­та­бельнос­ти) сос­та­вил 16 025 шт. (4331 + 8229 + + 3465).

Про­ана­лизи­ру­ем по­лучен­ные ре­зульта­ты. Кри­тичес­кая точ­ка из­ме­нилась на 2179 шт. в сто­рону уменьше­ния объема про­даж (18 204 - 16 025 = 2179). Это зна­чит, что за­пас ус­тойчи­вос­ти при из­ме­нен­ной струк­ту­ре про­из­водс­тва и про­даж вы­ше и при­быль со­от­ветс­твен­но больше. В пер­вом слу­чае при­быль бы­ла рав­на 211 700 р., а во вто­ром слу­чае сум­ма при­были сос­та­вила 268 300 р.

Ме­тод мар­жи­нально­го до­хода. Мар­жи­нальный до­ход (Дм ) вы­чис­ля­ют как раз­ность меж­ду вы­руч­кой от про­дажи про­дук­ции и сум­мой пе­ремен­ных зат­рат на весь объем:

Дм = Впр − Зпост.

(1.5)

Удельный мар­жи­нальный до­ход (Дм. уд ) мож­но рас­счи­тать по фор­му­ле

Дм. уд = Дм /О,

(1.6)

где О — объем про­даж, шт.

Зная аб­со­лют­ную сум­му пос­то­ян­ных зат­рат и удельный мар­жи­нальный до­ход, мож­но вы­чис­лить кри­тичес­кий объем про­даж в на­туральном вы­раже­нии:

Окр = Зпост /Дм. уд.

(1.7)

Гра­фичес­кий спо­соб. Этот ме­тод на­хож­де­ния кри­тичес­ко­го объема зак­лю­ча­ет­ся в пос­тро­ении гра­фика рав­но­весия (рис. 1.4).

Рис. 1.4. График безубыточности продаж (равновесия)

В пла­ниро­вании и прог­но­зиро­вании объемов про­даж и при­были при­нято ис­числять по­каза­тель бе­зопас­ности (Пб):

Пб = (Опр. о − Окр)/Опр. о,

(1.8)

где Опр. о — ожи­да­емый (пла­ниру­емый) объем про­даж.

Чем вы­ше по­каза­тель бе­зопас­ности, тем риск дос­ти­жения точ­ки бе­зубы­точ­ности (точ­ки рав­но­весия) меньше, тем бе­зопас­нее си­ту­ация.

Раз­ные ры­ноч­ные це­ны и пе­ремен­ные зат­ра­ты мо­гут при­вес­ти к раз­личным зна­чени­ям удельно­го мар­жи­нально­го до­хода. По­это­му по­ложе­ние то­чек бе­зубы­точ­ности и со­от­но­шение зат­рат, объема про­из­водс­тва и при­были раз­ли­ча­ют­ся в за­виси­мос­ти от со­от­ветс­тву­ющих до­лей про­дук­ции в об­щем объеме про­даж.

Рас­смот­ренные ме­тоды прог­но­зиро­вания при­были соз­да­ют воз­можность при их ис­пользо­вании пла­ниро­вать на пер­спек­ти­ву сум­мы при­рос­та при­были, оп­ре­делять нап­равле­ния ее мак­си­миза­ции и заб­ла­гов­ре­мен­но при­нимать ме­ры по оп­ти­миза­ции струк­ту­ры зат­рат в це­лях у­креп­ле­ния фи­нан­со­вого по­ложе­ния пред­при­ятия и его дальнейше­го эф­фектив­но­го раз­ви­тия.

Рентабельность

Од­ним из важ­нейших по­каза­телей де­ятельнос­ти пред­при­ятия яв­ля­ет­ся рен­та­бельность.

Рен­та­бельность — это обоб­ща­ющий по­каза­тель, ха­рак­те­ризу­ющий ка­чес­тво ра­боты про­мыш­ленно­го пред­при­ятия, так как да­ет на­ибо­лее пол­ную ка­чес­твен­ную оцен­ку про­из­водс­твен­но-хо­зяйствен­ной де­ятельнос­ти пред­при­ятия; пред­став­ля­ет со­бой от­но­шение при­были к про­из­водс­твен­ным фон­дам или к се­бес­то­имос­ти про­дук­ции.

С по­мощью рен­та­бельнос­ти оце­нива­ют эф­фектив­ность про­из­водс­тва и рас­хо­дов на не­го.

К ос­новным фак­то­рам, не­пос­редс­твен­но воз­действу­ющим на уве­личе­ние уров­ня рен­та­бельнос­ти на пред­при­яти­ях, от­но­сят­ся:

· рост объема про­из­водс­тва про­дук­ции;

· сни­жение се­бес­то­имос­ти;

· сок­ра­щение вре­мени обо­рота ос­новных про­из­водс­твен­ных фон­дов и обо­рот­ных средств;

· рост мас­сы при­были;

· эф­фектив­ное ис­пользо­вание фон­дов;

· ус­та­нов­ле­ние и соб­лю­дение норм за­пасов ма­тери­альных ре­сур­сов, не­завер­шенно­го про­из­водс­тва и го­товой про­дук­ции.

Для дос­ти­жения вы­соко­го уров­ня рен­та­бельнос­ти не­об­хо­димо пла­номер­но и сис­те­мати­чес­ки внед­рять пе­редо­вые дос­ти­жения на­уки и тех­ни­ки, эф­фектив­но ис­пользо­вать тру­довые ре­сур­сы и про­из­водс­твен­ные фон­ды.

По ме­тоду ис­числе­ния в на­род­ном хо­зяйстве су­щес­тву­ют рен­та­бельность пред­при­ятий Рпр и рен­та­бельность про­дук­ции Рпрод. Пер­вый по­каза­тель пред­став­ля­ет со­бой от­но­шение ва­ловой при­были или при­были от про­даж Ппр к сред­не­годо­вой сто­имос­ти ос­новных про­из­водс­твен­ных фон­дов Фо. п и обо­рот­ных средств Фоб:

Рпр = [Ппр / (Фо. п + Фоб)]100 %.

(1.9)

Вто­рой по­каза­тель рен­та­бельнос­ти вы­ража­ет­ся от­но­шени­ем при­были (Ппр) к се­бес­то­имос­ти го­товой про­дук­ции С:

Рпр = (Ппр / С)100 %.

(1.10)

Ме­тоды оп­ре­деле­ния рен­та­бельнос­ти наг­лядно по­казы­ва­ют, что уро­вень рен­та­бельнос­ти и его из­ме­нение не­пос­редс­твен­но свя­заны с це­нами на про­мыш­ленную про­дук­цию. Сле­дова­тельно, объек­тивная сис­те­ма це­но­об­ра­зова­ния слу­жит важ­ной пред­по­сыл­кой оп­ре­деле­ния обос­но­ван­но­го уров­ня рен­та­бельнос­ти, ко­торый в то же вре­мя мо­жет ока­зывать вли­яние на из­ме­нение уров­ня цен на про­дук­цию.

Та­ким об­ра­зом, обос­но­ван­ные ме­тоды ус­та­нов­ле­ния и пла­ниро­вания рен­та­бельнос­ти на­ходят­ся в тес­ной вза­имос­вя­зи с сис­те­мой це­но­об­ра­зова­ния. Ве­личи­на при­были, а сле­дова­тельно, и уро­вень рен­та­бельнос­ти преж­де все­го за­висят от се­бес­то­имос­ти и из­ме­нения цен на про­дук­цию.

В по­нятии рен­та­бельнос­ти про­из­водс­тва со­пос­тавля­ют­ся на­коп­ле­ния, соз­да­ва­емые в про­цес­се из­го­тов­ле­ния про­дук­ции, с пер­во­начально вы­делен­ны­ми дан­но­му пред­при­ятию про­из­водс­твен­ны­ми фон­да­ми. Рен­та­бельность про­из­водс­тва слу­жит из­ме­рите­лем эф­фектив­ности ис­пользо­вания средств, на­ходя­щих­ся в рас­по­ряже­нии пред­при­ятия.

Эко­номи­чес­кий смысл рен­та­бельнос­ти про­из­водс­тва не ог­ра­ничи­ва­ет­ся сни­жени­ем зат­рат жи­вого и ове­щест­влен­но­го тру­да на про­из­водс­тво еди­ницы про­дук­ции. Мас­са средств, учас­тву­ющих в про­из­водс­твен­ном про­цес­се, су­щес­твен­но от­ли­ча­ет­ся от их ко­личес­тва, ко­торое вхо­дит в сум­му зат­рат, свя­зан­ных с из­го­тов­ле­ни­ем про­дук­ции. В про­цес­се про­из­водс­тва при­нима­ет учас­тие ог­ромное ко­личес­тво ос­новных фон­дов, ма­тери­али­зован­ных в зда­ни­ях, со­ору­жени­ях, обо­рудо­вании и ин­вента­ре. В из­дер­жки же про­из­водс­тва вклю­ча­ют их амор­ти­зацию, т. е. до­лю их сто­имос­ти, пе­рено­симую в тот или иной пе­ри­од вре­мени на се­бес­то­имость про­из­во­димой про­дук­ции. Сто­имость обо­рот­ных фон­дов вклю­ча­ют в из­дер­жки про­из­водс­тва только в сум­ме, из­расхо­дован­ной при из­го­тов­ле­нии про­дук­ции.

По­выше­ние рен­та­бельнос­ти про­из­водс­тва оз­на­ча­ет рост от­да­чи на один рубль аван­си­рован­ных средств и тем са­мым сви­де­тельству­ет о бо­лее эф­фектив­ном их ис­пользо­вании.

По­каза­тели рен­та­бельнос­ти — важ­ные ха­рак­те­рис­ти­ки фак­торной сре­ды фор­ми­рова­ния до­ходов и при­были пред­при­ятий, по­это­му они яв­ля­ют­ся обя­зательны­ми эле­мен­та­ми срав­ни­тельно­го ана­лиза и оцен­ки фи­нан­со­вого сос­то­яния пред­при­ятия. При ана­лизе про­из­водс­тва по­каза­тели рен­та­бельнос­ти ис­пользу­ют как инс­тру­мент ин­вести­ци­он­ной по­лити­ки и це­но­об­ра­зова­ния.

Ос­новные по­каза­тели рен­та­бельнос­ти, при­меня­емые на уров­не пред­при­ятия, мож­но объеди­нить в сле­ду­ющие груп­пы:

· по­каза­тели рен­та­бельнос­ти про­дук­ции;

· по­каза­тели рен­та­бельнос­ти ка­пита­ла (ак­ти­вов);

· по­каза­тели, рас­счи­тан­ные на ос­но­ве по­токов на­лич­ных де­неж­ных средств.

Пер­вую груп­пу по­каза­телей рен­та­бельнос­ти фор­ми­ру­ют на ос­но­ве рас­че­та уров­ней рен­та­бельнос­ти (до­ход­ности) по по­каза­телям при­были (до­хода), от­ра­жа­емым в бух­галтер­ской фи­нан­со­вой от­четнос­ти пред­при­ятия (рис. 1.5).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.