Пример 1.1. Произведем исчисления, используя данные табл. 1.2.
Подставляем необходимые сведения из табл. 1.2 в уравнение (1.4), обозначив количество товаров А, В, С соотношением 4 : 1 : 2,4. На реализацию единицы продукции В приходится 4 шт. товара А и 2,4 шт. товара С. Далее условно допускаем, что до критической точки х шт. товара В, 4 х шт. товара А и 2,4 х шт. товара С:
(15 · 4 х + 102 х + 199,2 х) − (10,5 · 4 х + 76,5 х + 66,4 · 2,4 х) − 205 000 = 0,
х = 2460 (шт. товара В),
4 х = 2460 · 4 = 9840 (шт. товара А),
2,4 х = 2460 · 2,4 = 5904 (шт. товара С).
Критическая точка объема продаж (порог рентабельности) составляет 18 204 шт. (2460 + + 9840 + 5904).
Пример 1.2. Исследуем влияние структурных сдвигов. Полагаем, что произошли следующие изменения структуры производства товаров А, В, С (табл. 1.3) без изменения общего объема производства.
Таблица 1.3. Расчетные показатели структурных сдвигов
Выявляем соотношение физических объемов товаров:
А : В : С = 1,9 : 1 : 0,8.
Решаем уравнение таким же способом, как и в предыдущем примере:
(15 · 1,9 х + 102 х + 83 · 0,8 х) − (10,5 · 1,9 х + 76,5 х + 66,4 · 0,8 х) − 205 000 = 0,
х = 4331 (шт. товара В),
1,9 х = 1,9 · 4331 = 8229 (шт. товара А),
0,8 х = 0,8 · 4331 = 3465 (шт. товара С).
Критический объем продаж (порог рентабельности) составил 16 025 шт. (4331 + 8229 + + 3465).
Проанализируем полученные результаты. Критическая точка изменилась на 2179 шт. в сторону уменьшения объема продаж (18 204 - 16 025 = 2179). Это значит, что запас устойчивости при измененной структуре производства и продаж выше и прибыль соответственно больше. В первом случае прибыль была равна 211 700 р., а во втором случае сумма прибыли составила 268 300 р.
Метод маржинального дохода. Маржинальный доход (Дм ) вычисляют как разность между выручкой от продажи продукции и суммой переменных затрат на весь объем:
Дм = Впр − Зпост.
(1.5)
Удельный маржинальный доход (Дм. уд ) можно рассчитать по формуле
Дм. уд = Дм /О,
(1.6)
где О — объем продаж, шт.
Зная абсолютную сумму постоянных затрат и удельный маржинальный доход, можно вычислить критический объем продаж в натуральном выражении:
Окр = Зпост /Дм. уд.
(1.7)
Графический способ. Этот метод нахождения критического объема заключается в построении графика равновесия (рис. 1.4).
Рис. 1.4. График безубыточности продаж (равновесия)
В планировании и прогнозировании объемов продаж и прибыли принято исчислять показатель безопасности (Пб):
Пб = (Опр. о − Окр)/Опр. о,
(1.8)
где Опр. о — ожидаемый (планируемый) объем продаж.
Чем выше показатель безопасности, тем риск достижения точки безубыточности (точки равновесия) меньше, тем безопаснее ситуация.
Разные рыночные цены и переменные затраты могут привести к различным значениям удельного маржинального дохода. Поэтому положение точек безубыточности и соотношение затрат, объема производства и прибыли различаются в зависимости от соответствующих долей продукции в общем объеме продаж.
Рассмотренные методы прогнозирования прибыли создают возможность при их использовании планировать на перспективу суммы прироста прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития.
Рентабельность
Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является рентабельность.
Рентабельность — это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, так как дает наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия; представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции.
С помощью рентабельности оценивают эффективность производства и расходов на него.
К основным факторам, непосредственно воздействующим на увеличение уровня рентабельности на предприятиях, относятся:
· рост объема производства продукции;
· снижение себестоимости;
· сокращение времени оборота основных производственных фондов и оборотных средств;
· рост массы прибыли;
· эффективное использование фондов;
· установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции.
Для достижения высокого уровня рентабельности необходимо планомерно и систематически внедрять передовые достижения науки и техники, эффективно использовать трудовые ресурсы и производственные фонды.
По методу исчисления в народном хозяйстве существуют рентабельность предприятий Рпр и рентабельность продукции Рпрод. Первый показатель представляет собой отношение валовой прибыли или прибыли от продаж Ппр к среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фо. п и оборотных средств Фоб:
Рпр = [Ппр / (Фо. п + Фоб)]100 %.
(1.9)
Второй показатель рентабельности выражается отношением прибыли (Ппр) к себестоимости готовой продукции С:
Рпр = (Ппр / С)100 %.
(1.10)
Методы определения рентабельности наглядно показывают, что уровень рентабельности и его изменение непосредственно связаны с ценами на промышленную продукцию. Следовательно, объективная система ценообразования служит важной предпосылкой определения обоснованного уровня рентабельности, который в то же время может оказывать влияние на изменение уровня цен на продукцию.
Таким образом, обоснованные методы установления и планирования рентабельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценообразования. Величина прибыли, а следовательно, и уровень рентабельности прежде всего зависят от себестоимости и изменения цен на продукцию.
В понятии рентабельности производства сопоставляются накопления, создаваемые в процессе изготовления продукции, с первоначально выделенными данному предприятию производственными фондами. Рентабельность производства служит измерителем эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия.
Экономический смысл рентабельности производства не ограничивается снижением затрат живого и овеществленного труда на производство единицы продукции. Масса средств, участвующих в производственном процессе, существенно отличается от их количества, которое входит в сумму затрат, связанных с изготовлением продукции. В процессе производства принимает участие огромное количество основных фондов, материализованных в зданиях, сооружениях, оборудовании и инвентаре. В издержки же производства включают их амортизацию, т. е. долю их стоимости, переносимую в тот или иной период времени на себестоимость производимой продукции. Стоимость оборотных фондов включают в издержки производства только в сумме, израсходованной при изготовлении продукции.
Повышение рентабельности производства означает рост отдачи на один рубль авансированных средств и тем самым свидетельствует о более эффективном их использовании.
Показатели рентабельности — важные характеристики факторной среды формирования доходов и прибыли предприятий, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используют как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели рентабельности, применяемые на уровне предприятия, можно объединить в следующие группы:
· показатели рентабельности продукции;
· показатели рентабельности капитала (активов);
· показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первую группу показателей рентабельности формируют на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в бухгалтерской финансовой отчетности предприятия (рис. 1.5).
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|