Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица 1.1. Схема расчета чистой прибыли



 

Факторы производства. Прибыль и рентабельность

· Пред­при­нима­тельство как фак­тор про­из­водс­тва

· При­быль как ре­зультат фи­нан­со­во-хо­зяйствен­ной де­ятельнос­ти

· Ме­тоды ана­лиза при­были

· Рен­та­бельность

Фак­то­ры про­из­водс­тва — это все то, что, учас­твуя в про­из­водс­твен­ном про­цес­се, соз­да­ет, про­из­во­дит то­вары и ус­лу­ги.

Эко­номис­ты на­чала XIX в. пи­сали обыч­но о трех фак­то­рах про­из­водс­тва — зем­ле, тру­де и ка­пита­ле. Кон­цепцию трех фак­то­ров лег­ко по­нять на при­мере лю­бого, да­же са­мого прос­то­го, ви­да че­лове­чес­кой де­ятельнос­ти. Нап­ри­мер, для за­нятия рыб­ной лов­лей не­об­хо­димо не только на­личие во­до­ема с ры­бой (вод­ная тер­ри­тория зем­ли), но и уме­ние ее ло­вить (труд), на­личие не­кото­рых ору­дий, поз­во­ля­ющих ло­вить ры­бу (удоч­ка, сеть, лод­ка и т. д.).

Сре­ди этих фак­то­ров нет глав­ных и вто­рос­те­пен­ных. Учас­тие каж­до­го из них оди­нако­во не­об­хо­димо, и в про­из­водс­твен­ном про­цес­се все они до­пол­ня­ют друг дру­га. В этом смыс­ле соз­да­ние кар­тин П. Пи­кас­со бы­ло бы не­воз­можным как без са­мого ху­дож­ни­ка, так и ес­ли бы ему бы­ло не­чем, не на чем и нег­де ри­совать. По­это­му зем­ля, труд и ка­питал — это не­кие обоб­ще­ния, аг­ре­гиро­ван­ные фак­то­ры про­из­водс­тва.

Зем­ля — это и собс­твен­но зем­ля с при­сущим ей пло­доро­ди­ем, и за­пасы ми­нерально­го сырья, и лес, и во­да со все­ми их при­род­ны­ми бо­гатс­тва­ми, сло­вом, вся та не­рукот­ворная сре­да, в ко­торой оби­та­ет че­ловек.

Труд — все ви­ды че­лове­чес­кой де­ятельнос­ти, ис­пользу­емые в про­из­водс­тве.

Ка­питал — все то, что ис­пользу­ет­ся в про­из­водс­тве, но не яв­ля­ет­ся ни зем­лей, ни тру­дом, т. е. соз­данные че­лове­ком средс­тва про­из­водс­тва, ору­дия тру­да, сырье, ма­тери­алы, де­неж­ные средс­тва и т. п. Та­кой ка­питал час­то на­зыва­ют ре­альным ка­пита­лом. Час­то мож­но встре­тить тер­мин «фи­нан­со­вый ка­питал», под ко­торым по­нима­ют деньги и близ­кие к ним фи­нан­со­вые инс­тру­мен­ты, та­кие, как ак­ции, об­ли­гации, век­се­ля и т. д.

Кон­цепция «фак­то­ров про­из­водс­тва» ис­пользо­валась в са­мом «больном» мес­те эко­номи­чес­кой те­ории XIX в. — те­ории рас­пре­деле­ния до­ходов. А не­пос­редс­твен­но фак­то­ры — это не что иное, как дру­гое наз­ва­ние ос­новных сос­ловных групп то­го ев­ро­пейско­го об­щес­тва: зем­левла­дельцев (дво­рян), ка­пита­лис­тов (бур­жуа) и на­ем­ных ра­бот­ни­ков (про­лета­ри­ев). До­ходы этих групп на­селе­ния (и при­над­ле­жав­ших им фак­то­ров) эко­номис­ты на­зыва­ли со­от­ветс­твен­но рен­той, про­цен­том и за­работ­ной пла­той.

Предпринимательство как фактор производства

Поз­днее, в кон­це XIX в., эко­номис­ты вы­дели­ли чет­вертый фак­тор про­из­водс­тва — пред­при­нима­тельство, т. е. де­ятельность по ор­га­низа­ции ра­боты фак­то­ров в про­из­водс­тве не­кото­рого то­вара, свя­зан­ную с при­няти­ем на се­бя сво­боды рис­ка и от­ветс­твен­ности за эко­номи­чес­кие ре­зульта­ты про­из­водс­тва. По­яв­ле­ние в эко­номи­чес­кой ли­тера­туре чет­верто­го фак­то­ра про­из­водс­тва бы­ло обус­ловле­но действи­тельностью то­го вре­мени: в об­щес­тве воз­росла роль лю­дей, ко­торые, час­то не имея в собс­твен­ности ни од­но­го из трех фак­то­ров, уме­ли уга­дывать, ка­кое про­из­водс­тво нуж­но рын­ку в дан­ный мо­мент, и прив­ле­кать в это про­из­водс­тво все не­об­хо­димые фак­то­ры. До­ход пред­при­нима­телей эко­номис­ты наз­ва­ли при­былью.

Су­щес­тву­ют два по­ляр­ных ме­ханиз­ма рас­пре­деле­ния ре­сур­сов: ко­ман­дная (цен­тра­лизо­ван­но пла­ниру­емая) эко­номи­ка, ког­да все ре­шения по ис­пользо­ванию ре­сур­сов и рас­пре­деле­нию про­дук­тов при­нима­ет еди­ный цен­тральный ор­ган влас­ти; ры­ноч­ная эко­номи­ка, ког­да рас­пре­деле­ние ре­сур­сов осу­щест­вля­ет­ся пу­тем не­зави­симых ре­шений и действий са­мос­то­ятельных эко­номи­чес­ких аген­тов. В ко­ман­дной эко­номи­ке цен­тральная власть ре­ша­ет, что, как и для ко­го про­из­во­дить. А как об­сто­ит де­ло с ры­ноч­ной эко­номи­кой? Ведь эко­номи­чес­кие аген­ты, при­нимая те или иные ре­шения, ру­ководс­тву­ют­ся лишь лич­ны­ми ин­те­реса­ми. Ес­ли эти ре­шения не ко­ор­ди­ниру­ет об­щес­тво, то как же оно мо­жет вли­ять на них? От­вет на этот воп­рос оче­виден — че­рез це­ны.

Рас­смот­рим прос­тейшую мо­дель фун­кци­они­рова­ния ры­ноч­ной эко­номи­ки. Ос­но­вой ры­ноч­ной эко­номи­ки яв­ля­ет­ся час­тная собс­твен­ность во­об­ще и час­тная собс­твен­ность на фак­то­ры про­из­водс­тва в час­тнос­ти. Труд при­над­ле­жит но­сите­лю тру­да, зем­ля — зем­левла­дельцу, да­же не­пос­редс­твен­но фир­мы с их про­из­водс­твен­ны­ми мощ­ностя­ми в ко­неч­ном ито­ге при­над­ле­жат кон­крет­ным лю­дям. Та­ким об­ра­зом, каж­дое до­маш­нее хо­зяйство ока­зыва­ет­ся собс­твен­ни­ком не­кото­рых фак­то­ров про­из­водс­тва: поч­ти на­вер­ня­ка тру­да, а иног­да зем­ли и ка­пита­ла.

Часть этих ре­сур­сов пот­ребля­ет­ся в до­маш­них хо­зяйствах, а ос­тальное эти хо­зяйства пред­ла­га­ют для про­дажи на рын­ке. Кто же яв­ля­ет­ся по­купа­телем на этом рын­ке? Ко­неч­но, фир­мы, ко­торые предъяв­ля­ют спрос на ре­сур­сы, что­бы из­го­товить из них то­вары для про­дажи на дру­гом рын­ке — то­вар­ном, где по­купа­теля­ми яв­ля­ют­ся в свою оче­редь до­маш­ние хо­зяйства. Круг за­мыка­ет­ся.

Пот­ре­бите­ли про­да­ют при­над­ле­жащие им ре­сур­сы, что­бы ку­пить на рын­ке то­вары и удов­летво­рить свои пот­ребнос­ти. Про­из­во­дите­ли по­купа­ют ре­сур­сы, что­бы про­дать про­из­ве­ден­ные то­вары и по­лучить при­быль.

Спрос пред­при­ятия на ре­сур­сы фор­ми­ру­ет­ся ис­хо­дя из то­го, сколько еди­ниц про­дук­та мо­жет быть про­из­ве­дено при ис­пользо­вании оп­ре­делен­но­го ко­личес­тва еди­ниц ре­сур­са и по ка­кой це­не мо­жет быть ре­али­зова­но дан­ное ко­личес­тво про­дук­та.

Спрос пред­при­ятия на труд, зем­лю и ка­питал фор­ми­ру­ет­ся под действи­ем од­но­го и то­го же ме­ханиз­ма, а имен­но в со­от­ветс­твии с те­ори­ей пре­дельной про­из­во­дительнос­ти. Осо­бен­ность каж­до­го их этих рын­ков сос­то­ит в фор­ми­рова­нии пред­ло­жения.

Рас­смот­рим, как бу­дет выг­ля­деть те­оре­тичес­кая мо­дель рын­ка тру­да, на­ходя­щего­ся в иде­альных ус­ло­ви­ях. Как из­вес­тно, кри­вая спро­са на труд пред­став­ля­ет со­бой за­виси­мость меж­ду ве­личи­ной став­ки за­работ­ной пла­ты (MRPL) и объемом спро­са на труд (L). При за­дан­ной став­ке за­работ­ной пла­ты пред­при­нима­тели наймут та­кое чис­ло ра­бочих, что­бы пре­дельный про­дукт тру­да был ра­вен став­ке за­работ­ной пла­ты. В ре­зульта­те мы по­лучим по­нижа­ющу­юся кри­вую спро­са на труд (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Кривая спроса на труд (пояснения в тексте)

Зем­ля яв­ля­ет­ся ре­сур­сом с фик­си­рован­ным, аб­со­лют­но не­элас­тичным пред­ло­жени­ем. Действи­тельно, ес­ли пред­ста­вить сельско­хозяйствен­ные угодья в мас­шта­бе стра­ны, то пло­щадь их стро­го ог­ра­ниче­на. Нельзя соз­дать «но­вую» зем­лю пос­ле то­го, как вся име­юща­яся уже ис­пользу­ет­ся. При этом ис­клю­ча­ет­ся рас­смот­ре­ние воз­можнос­ти рас­ши­рения пред­ло­жения зем­ли, нап­ри­мер, за счет на­мыва но­вых тер­ри­торий, ос­во­ения це­лины. Кро­ме то­го, пред­по­лага­ет­ся, что все сельхо­зяйствен­ные угодья аб­со­лют­но иден­тичны по ка­чес­тву и на них про­из­во­дят один вид сельхо­зяйствен­ной про­дук­ции. В та­ком слу­чае пред­по­ложе­ние об аб­со­лют­ной не­элас­тичнос­ти пред­ло­жения оп­равдан­но.

В ре­зульта­те на рын­ке зем­ли воз­ни­ка­ет рав­но­весие с рав­ной арен­дной пла­той, и собс­твен­ни­ки сда­ют в арен­ду всю име­ющу­юся у них зем­лю. До­ход собс­твен­ни­ка зем­ли на­зыва­ют зе­мельной рен­той.

За­метим, что на рын­ке зем­ли об­ло­жение на­логом собс­твен­ни­ков зем­ли не при­водит к сдви­гу кри­вой пред­ло­жения, по­это­му не ме­ня­ет­ся рав­но­вес­ная арен­дная пла­та и ко­личес­тво зем­ли, сда­ва­емой в арен­ду. Сле­дова­тельно, не бу­дет не­жела­тельных пос­ледс­твий и для про­из­водс­тва то­варов и ус­луг с ис­пользо­вани­ем зе­мельных учас­тков. Та­ким об­ра­зом, вве­дение зе­мельно­го на­лога при­водит только к изъятию час­ти до­хода собс­твен­ни­ков зем­ли. В то же вре­мя, как пра­вило, вве­дение на­логов на рын­ке при­водит к ис­ка­жени­ям в це­нах и на­туральных по­каза­телях. В этом сос­то­ит ос­новная осо­бен­ность рын­ка зем­ли.

Под рын­ком ка­пита­ла по­нима­ют ры­нок за­ем­ных средств. Од­ни лю­ди де­ла­ют сбе­реже­ния, по­мещая деньги под про­цен­ты в банк. Дру­гие лю­ди со­вер­ша­ют по­куп­ки, пользу­ясь для это­го кре­дитом. Од­ни фир­мы нуж­да­ют­ся в деньгах для осу­щест­вле­ния вы­год­ных про­ек­тов, и им тре­бу­ют­ся кре­диты, у дру­гих — есть деньги, но нет воз­можнос­ти их не­мед­ленно пра­вильно пот­ра­тить, и они пред­по­чита­ют дать их в долг под про­цен­ты.

Пре­дос­тавле­ние и по­луче­ние де­нег в долг — это сдел­ки, со­вер­ша­емые на рын­ке за­ем­ных средств. Этот ры­нок поз­во­ля­ет хо­зяйству­ющим субъек­там — до­маш­ним хо­зяйствам и фир­мам — рас­пре­делять во вре­мени свои рас­хо­ды на­ибо­лее вы­год­ным для се­бя об­ра­зом. Про­цес­сы на рын­ке за­ем­ных средств су­щес­твен­но вли­яют на рас­пре­деле­ние ре­сур­сов и, сле­дова­тельно, на эко­номи­ку в це­лом.

За­работ­ная пла­та пред­став­ля­ет со­бой це­ну ра­бочей си­лы, фор­ми­ру­емую на ос­но­ве объек­тивной оцен­ки вкла­да ра­бот­ни­ка в ре­зульта­ты де­ятельнос­ти пред­при­ятия. Ее раз­мер за­висит от ус­та­нов­ленно­го ми­ниму­ма за­работ­ной пла­ты, слож­ности тру­да и ква­лифи­кации ра­бочей си­лы, спро­са и пред­ло­жения на ра­бочую си­лу, ус­ло­вий вы­пол­не­ния ра­боты, ре­зульта­тов де­ятельнос­ти пред­при­ятия и т. д.

В по­нятие «за­работ­ная пла­та» с пра­вовой точ­ки зре­ния вклю­ча­ют сле­ду­ющие ос­новные приз­на­ки:

· воз­награж­де­ние за труд, ко­торый вы­пол­нен или дол­жен быть вы­пол­нен;

· обя­зан­ность ра­бото­дате­ля вып­ла­тить воз­награж­де­ние за труд ра­бот­ни­ку;

· пра­во ра­бот­ни­ка, воз­никшее на ос­но­вании тру­дово­го до­гово­ра, на по­луче­ние это­го воз­награж­де­ния.

На сов­ре­мен­ном эта­пе ры­ноч­ных от­но­шений в Рос­сии оп­ла­та тру­да ре­гули­ру­ет­ся до­говор­ны­ми от­но­шени­ями, а так­же пу­тем ре­али­зации го­сударст­вен­ных га­ран­тий.

Прибыль как результат финансово-хозяйственной деятельности

При­быль яв­ля­ет­ся ко­неч­ным фи­нан­со­вым ре­зульта­том ком­мерчес­кой де­ятельнос­ти пред­при­ятий и в об­щем ви­де пред­став­ля­ет со­бой раз­ность меж­ду це­ной про­дук­ции и се­бес­то­имостью, а в це­лом по пред­при­ятию пред­став­ля­ет раз­ность меж­ду вы­руч­кой от про­даж и рас­хо­дами на про­из­водс­тво и про­дажу про­дук­ции.

Как эко­номи­чес­кая ка­тего­рия при­быль от­ра­жа­ет чис­тый до­ход, соз­данный в сфе­ре ма­тери­ально­го про­из­водс­тва в про­цес­се ком­мерчес­кой де­ятельнос­ти, а в ус­ло­ви­ях то­вар­но-де­неж­ных от­но­шений на уров­не пред­при­ятия чис­тый до­ход при­нима­ет фор­му при­были. В сис­те­ме бух­галтер­ско­го уче­та раз­ли­ча­ют ва­ловую при­быль, при­быль от про­даж, при­быль до на­лого­об­ло­жения и чис­тую при­быль.

При­быль как глав­ный ре­зультат про­из­водс­твен­но-хо­зяйствен­ной де­ятельнос­ти обес­пе­чива­ет пот­ребнос­ти не­пос­редс­твен­но пред­при­ятия, его ра­бот­ни­ков и го­сударс­тва в це­лом. По­это­му важ­но оп­ре­делить сос­тав ва­ловой при­были пред­при­ятий и ее ве­личи­ну в аб­со­лют­ном вы­раже­нии.

Ва­ловую при­быль ис­числя­ют как раз­ность меж­ду вы­руч­кой от про­дажи то­варов, про­дук­ции, ра­бот, ус­луг (за вы­четом на­логов и обя­зательных пла­тежей) и се­бес­то­имостью про­дан­ных то­варов, про­дук­ции, ра­бот, ус­луг. При­быль от про­даж вы­чис­ля­ют как раз­ность меж­ду ва­ловой при­былью и ком­мерчес­ки­ми, а так­же уп­равлен­чески­ми рас­хо­дами. При­быль до на­лого­об­ло­жения по­луча­ют пу­тем сум­ми­рова­ния при­были от про­даж и про­чих до­ходов и вы­чита­ния про­чих рас­хо­дов.

Чис­тая при­быль, как пра­вило, ос­та­ет­ся у пред­при­ятия пос­ле уп­ла­ты на­лога на при­быль (раз­ность меж­ду при­былью до на­лого­об­ло­жения и на­логом на при­быль) (см. схе­му рас­че­та чис­той при­были в табл. 1.1).

Таблица 1.1. Схема расчета чистой прибыли

Действие По­каза­тель

До­хо­ды и рас­хо­ды по обыч­ным ви­дам де­ятельнос­ти

+ Вы­руч­ка от про­дажи то­варов, про­дук­ции (ра­бот, ус­луг)
На­лог на до­бав­ленную сто­имость
Ак­циз
Се­бес­то­имость про­дан­ных то­варов, про­дук­ции (ра­бот, ус­луг)
= Ва­ловая при­быль (убы­ток)
Ком­мерчес­кие рас­хо­ды
Уп­равлен­ческие рас­хо­ды
= При­быль (убы­ток) от про­даж

Про­чие до­хо­ды и рас­хо­ды

+ Про­цен­ты к по­луче­нию
Про­цен­ты к уп­ла­те
+ До­ходы от учас­тия в дру­гих ор­га­низа­ци­ях
+ Про­чие до­ходы
Про­чие рас­хо­ды
= При­быль (убы­ток) до на­лого­об­ло­жения
Те­кущий на­лог на при­быль
= Чис­тая при­быль

Ис­числе­ние оп­ти­мальной ве­личи­ны ва­ловой при­были яв­ля­ет­ся важ­нейшим эле­мен­том пла­ниро­вания фи­нан­со­во-хо­зяйствен­ной де­ятельнос­ти на сов­ре­мен­ном эта­пе эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия пред­при­ятий.

Методы анализа прибыли

Для прог­но­зиро­вания мак­си­мально воз­можной при­были при­меня­ют раз­личные ме­тоды ее оп­ре­деле­ния. Из­вес­тны ме­тоды фи­нан­со­вого ана­лиза, ис­пользу­емые в це­лях опе­ратив­но­го и стра­теги­ческо­го пла­ниро­вания.

При­быль мож­но вы­чис­лить по фор­му­ле

П = (Ц − Рпер) Т − Рпост,

(1.1)

где Ц — це­на про­дава­емо­го то­вара; Рпер — пе­ремен­ные рас­хо­ды (зат­ра­ты); Т — ко­личес­тво про­дан­ных то­варов; Рпост — пос­то­ян­ные рас­хо­ды (зат­ра­ты).

Из фор­му­лы (1.1) сле­ду­ет: что­бы по­лучить больше при­были, мож­но уве­личить це­ну про­дажи, сни­зить пе­ремен­ные и пос­то­ян­ные рас­хо­ды, уве­личить объем про­даж.

Ры­ноч­ный ме­ханизм ус­тро­ен та­ким об­ра­зом, что из­ме­нение од­но­го из этих по­каза­телей вле­чет за со­бой из­ме­нение дру­гого. Нап­ри­мер, из­вес­тно, что для мно­гих рын­ков су­щес­тву­ет об­ратная за­виси­мость меж­ду це­ной про­дажи и ко­личес­твом про­дан­ных из­де­лий. По­это­му, ис­хо­дя из кон­крет­ных об­стоя­тельств и ус­ло­вий ры­ноч­ной ни­ши, пред­при­ятие мо­жет вы­бирать не­об­хо­димую для се­бя стра­тегию.

Мож­но выб­рать стра­тегию мак­си­миза­ции мар­жи, т. е. вы­иг­ры­вать на раз­ни­це меж­ду це­ной про­дажи и се­бес­то­имостью то­вара. В этом слу­чае пред­при­ятие дол­жно найти вес­кие при­чины для по­выше­ния це­ны про­дажи. Это мо­жет быть по­выше­ние ка­чес­тва то­вара, упа­ков­ки, ка­чес­тва об­слу­жива­ния, улуч­ше­ние от­дельных ха­рак­те­рис­тик то­вара, его па­рамет­ров и т. д.

Ес­ли пред­при­ятие при­нима­ет ре­шение уве­личить объем про­даж то­вара, то в этом слу­чае при оп­ре­делен­ных рас­че­тах мож­но ис­пользо­вать ва­ри­ант сни­жения це­ны про­дава­емо­го то­вара, уве­личить рас­хо­ды на рек­ла­му. Ва­ри­ан­тов мно­го, но спе­ци­алис­там по мар­ке­тин­гу, преж­де чем при­нимать ре­шение, не­об­хо­димо де­тально изу­чить ры­ноч­ную ни­шу и прос­чи­тать ва­ри­ан­ты ис­хо­да но­вой так­ти­ки действий.

В це­лях изу­чения за­виси­мос­ти меж­ду ва­ри­аци­ей объемов про­из­водс­тва, до­хода от про­даж, из­держек (зат­рат) и при­были про­водят ана­лиз бе­зубы­точ­ности вы­пус­ка про­дук­ции.

Ана­лиз бе­зубы­точ­ности пред­по­лага­ет вы­чис­ле­ние:

· объема про­даж, обес­пе­чива­юще­го бе­зубы­точ­ность (кри­тичес­кой точ­ки);

· кон­крет­но­го объема про­даж, поз­во­ля­юще­го дос­тичь зап­ла­ниро­ван­но­го объема при­были;

· та­ких ве­личин, вли­яющих на при­быль, как зат­ра­ты, це­ны, объемы го­товой про­дук­ции;

· из­ме­нений в струк­ту­ре про­даж.

При ана­лизе бе­зубы­точ­ности ис­пользу­ют клас­си­чес­кое урав­не­ние

Впр = Зпер + Зпост + П,

(1.2)

где Впр — вы­руч­ка от про­даж (объем про­даж), р.; Зпер и Зпост — со­от­ветс­твен­но зат­ра­ты пе­ремен­ные и пос­то­ян­ные, р.; П — при­быль от про­даж, р.

Кри­тичес­кой счи­та­ют та­кую точ­ку объема про­даж, при ко­торой пред­при­ятие име­ет зат­ра­ты, рав­ные вы­руч­ке от про­даж (нет­то), т. е. нет ни при­были, ни убыт­ка. Под вы­руч­кой от про­даж (нет­то) сле­ду­ет по­нимать вы­руч­ку без на­логов и сбо­ров.

В меж­ду­народ­ной эко­номи­чес­кой прак­ти­ке для оп­ре­деле­ния кри­тичес­кой точ­ки ис­пользу­ют нес­колько ме­тодов: урав­не­ния, мар­жи­нально­го до­хода и гра­фичес­кий.

Ме­тод урав­не­ния. Этот ме­тод ос­но­ван на ис­числе­нии при­были от про­даж по фор­му­ле 1.2. Пре­об­ра­зу­ем ее сле­ду­ющим об­ра­зом:

П = Впр − Зпер − Зпост;

(1.3)

П = Σ(Пiqi ) − Σ(Зiqi ) − Зпост,

(1.4)

где Σ(Пiqi ) — вы­руч­ка от про­даж, р.; Σ(Зiqi ) — зат­ра­ты пе­ремен­ные, р.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.