Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





М. К. Дитерихс 36 страница



       родины стали невероятными. Однако до Брестского договора Государь и

          Государыня все же продолжали верить в скорое будущее благополучие

       России. Своего возвращения на престол Они категорически и искренно

       не хотели, выражая очень часто эту мысль окружающим, и мечтали

       только о спокойной семейной жизни, но обязательно в пределах России.

       Они совершенно не допускали мысли ни при каких обстоятельствах

       уехать куда-либо за границу.

       После же Брестского договора Государь и Государыня, видимо, потеряли

       веру в скорое светлое будущее. В это время Государь стал в резких

       выражениях отзываться о Керенском и Гучкове, считая их одними из

       главных виновников развала армии. Обвиняя их в этом, Он говорил, что

       тем самым бессознательно для самих себя они дали немцам возможность

       разложить Россию. На Брестский договор Государь смотрел, как на

       позор перед миром, как на измену России союзникам. Он заключал свои

       мысли приблизительно так: и они смели подозревать Ее Величество в

       измене? Кто же на самом деле изменник?

       На главарей большевистского движения Ленина и Бронштейна-Троцкого

       Государь определенно смотрел, как на немецких агентов, продавших

       Россию немцам за большие деньги и преследующих кроме того свои

       специальные темные цели религиозно-социалистического характера

       мировой опасности. Когда в Тобольск приехал советский комиссар

       Яковлев, чтобы вывезти Царскую Семью, и из его полуслов стало ясно,

       что Государя имеют в виду доставить для чего-то в Москву, то бывший

       Царь, не колеблясь, сказал: “Ну, это они хотят, чтобы я подписался

       под Брестским договором. Но я лучше дам отсечь себе руку, чем сделаю

       это”. И присутствовавшая при этом Государыня, сильно волнуясь, так

       как Ее любимый сын был в это время в очень опасном болезненном

       состоянии, добавила: “Я тоже еду с тобой”.

      Павел Медведев, касаясь условий содержания Царской Семьи в

       Ипатьевском доме, говорил про Них:

       “Все Члены Августейшей Семьи, кроме Наследника, были здоровы. По

       внешнему виду Государыня была старее Государя; у Нее в волосах

       заметна была седина. За все время мне пришлось иметь лишь два

       коротких разговора с Государем. Раз Государь спросил меня, как идет

       война, куда отправляются войска? Я объяснил Ему, что теперь идет

       война внутренняя; дерутся русские с русскими. Во второй раз, увидя

       меня в саду рвущим лопухи. Государь спросил, для чего они мне? Я

       ответил, что они нужны на табак. Никаким оскорблениям и

       издевательствам Царская Семья со стороны охранников не

подвергалась”.

       Медведев при допросе особенно подчеркивал разницу в отношениях к

       Царской Семье русских охранников-рабочих от отношений Юровского и

       “латышей”. Он говорил, что, не доверяя русским, Янкель Юровский и

       “латыши” следили за самими русскими охранниками и не позволяли иметь

       общений с Царской Семьей, например, разговаривать с Ней. Именно этим

       он объяснил, что ему не удалось беседовать более или менее

       обстоятельно с Царем.

       В свою очередь рассказывает про Царскую Семью и Филипп Проскуряков:

       “Жизнь свою Они проводили так: вставали Они утром часов в 8 — 9. У

       них была общая молитва. Они все собирались в одну комнату и пели там

       молитвы. Обед у Них был в 3 часа дня. Все Они обедали вместе в одной

       комнате, то есть я хочу сказать, что вместе с Ними обедала и вся

       прислуга, которая была при Них. В 9 часов вечера у Них был ужин,

       чай, а потом Они ложились спать. Днем Государь читал, Государыня

       также читала или вместе с дочерьми вышивала что-нибудь или вязала.

       Наследник, если мог, делал из проволоки цепочки для своих

       игрушек-корабликов. Гуляли Они в день часа полтора.

       Про отношения к Государю и к Его Семейству со стороны охраны я могу

       по сущей совести объяснить следующее: Авдеев был простой рабочий,

       малоразвитой. Бывал он и пьяненький иногда. Но ни он сам, ни

       охранники при нем ничем, как есть, Царской Семьи не обижали и не

       утесняли. Юровский с Никулиным держали себя самих совсем по-другому.

       При них Царской Семье было хуже. Ну и охранники при Юровском стали

       себя вести много хуже. О разных безобразиях Сафонова, Стрекотина и

       Подкорытова Юровскому было известно. О том, как однажды Подкорытов

       выстрелил в выглянувшую в окно Анастасию Николаевну, ему, Юровскому,

       я знаю, докладывал Медведев”.

       По поводу отобрания Юровским от охранников перед расстрелом Царской

       Семьи револьверов Проскуряков характерно замечает:

       “Вот этого я толком понять не могу. Правда это была или нет, я этого

       доподлинно не знаю, потому что никого из рабочих об этом я спросить

       не догадался, отбирал ли на самом деле у них Медведев револьверы.

       Для чего это нужно было, я сам не понимаю; по словам Медведева,

       расстреливали Царскую Семью “латыши”, а они все имели наганы. Я

       тогда еще не знал, что Юровский еврей. Может быть, он, руководитель

       этого дела, и “латышей” для этого нагнал, не надеясь на нас, на

       русских. Может быть, он для этого и захотел постовых русских рабочих

       обезоружить”.

            

       Два показания рабочих-охранников, Медведева и Проскурякова,

       одинаково свидетельствуют, что в отношениях во всяком случае большей

       части русских охранников к бывшему Царю и к Царской Семье народной

       вражды не было. То же подтверждали и другие охранники, да и надписи

       на стенах дома, оставленные по себе охранниками, говорили о том же.

       По-видимому, это обстоятельство так ярко проявлялось, что

       руководители преступлением, Исааки Голощекины, Янкели Юровские,

       Саковичи, Белобородовы, Дидковские, или, так сказать, израильская и

       российская революционная советская интеллигенция, испугались

       настроения русских рабочих к сверженному Царю и вынуждены были

       обеспечить выполнение своего злого умысла обезоружением охранников и

       удалением их от непосредственного соприкосновения с обреченными

       жертвами. В данном случае это произошло при большевистской власти.

       Но не тот же ли страх, вероятно, должен был существовать в тайниках

       душ деятелей и революционеров предшествовавшего периода революции,

       когда русской землей пытались завладеть Львовы, Керенские, Гучковы и

       прочие главари “народных движений” без народа, взявшие на себя право

       свержения Царя именем народа, а совершившие в действительности

       преступный акт личного произвола, так как народа за ними не

       оказалось.

       Сверженный, заключенный, всецело находившийся во власти

       большевистских изуверов бывший Царь предпочитает, чтобы ему отрезали

       руку, чем пойти на какое-либо дело, которое могло бы принести вред

       национальной чести и свободе России и поставить ее в

       экономическо-политическую зависимость от немцев. Он истинно русский

       для такой сделки человек; Он верный и честный Сын Своего народа, и

       это проявляется даже в Его отношении к своим тюремщикам из русского

       народа. Он и в них продолжает видеть русского христианина, детей

       русского народа, к которому принадлежит и сам, и которого любит не

       на “митинговых и трибунных” словах, а на деле, таковым, как его

       создали история и жизнь. Он и в Медведеве видит прежде всего своего

       соплеменника, заговаривает с ним, и уверен, что из 1000 таких

       русских рабочих, как Медведев, может быть только 10 — 20 не

       отзовутся просто на слово русского человека, которого они все

       поневоле чувствуют в Нем.

       Совершенно верно, что для политически развращенных различными

       социалистическими и иными лицедеями слова воспитателями рабочих Он

       больше не Царь-Правитель. Он только человек. Но не увидеть в Нем

       истинного русского человека они не могли, так как близкое

       соприкосновение с Ним в охране, с Его Семьей, с Их жизненным бытом и

       главное с Их высокоправославной религиозностью открывало глаза

       простых людей на сущность натуры бывшего Царя и устанавливало между

       ними невольно внутреннюю связь по сродству основных, коренных черт

       народного характера. Этой внутренней связи с русским народом не

       могли иметь ни Саковичи, ни Логиновы, ни Ленины, ни Гучковы, ни

       Керенские, ни Львовы, ни никто из их сподвижников, активных и

       пассивных, всего революционного периода 1917 года и предшествовавших

       ему подготовительных смутных годов.

       Сколько должно было быть у бывшего Царя любви к своему русскому

       народу, сколько великой русской жалости к темноте его, чтобы даже в

       Екатеринбурге не разувериться в действительных свойствах его натуры

       и не отвернуться от него, а всегда и при всех тяжелых

       обстоятельствах стремиться стать ближе к нему, приласкать его, от

       чистого сердца протянуть ему руку. И в большинстве случаев Он не

       ошибался; простой русский человек Его понимал и, кто бы он ни был по

       испорченности натуры, так или иначе откликался. Он говорил: “Русский

       человек — это мягкий, хороший, душевный человек; он многого не

       понимает и этим пользуются злые люди. Но на него можно

       воздействовать добром”. Как раз именно такую натуру русского

       человека Он сам и вмещал в себе, а злые люди пользовались этим и...

       воспользовались окончательно в стремлении к власти, в заботе лишь о

       своем эгоистическом “Я”, и в ослеплении своими не русскими

       политическими принципами. В последнем отношении характерен эпизод,

       случившийся с комиссаром Панкратовым, как рельефно отражающий

       сущность политиканствовавших людей того времени, воображавших, что в

       своем, приобретенном с запада, социалистическом мировоззрении они

       лучше знают и ближе стоят к русскому простому народу, чем русский

       Царь.

       Панкратов был прислан в Тобольск Керенским вместо комиссара

       Макарова. По существу это был человек не злой, мягкий и безвольный,

       но, к несчастию, узкий, партийный, идейный социалист. Его главная

       мысль по приезде в Тобольск заключалась в том, что надо развить и

       “воспитать” солдат, чтобы Царской Семье было хорошо среди них. Для

       этого он стал по-своему развивать солдат охраны, но результаты

       получились для него совершенно неожиданно чрезвычайно неприятные:

       вместо просвещения — солдаты начали развращаться; появилась

       партийность и злоба; солдаты стали хулиганничать, и Панкратов,

      испугавшись, отступил. Каково же было его удивление, когда, спустя

       некоторое время, вновь зайдя в помещение солдат, он застал там

       Государя с Наследником, игравших с солдатами в шашки и мирно

       беседовавших с ними. При входе его, Государь добродушно предложил

       Панкратову присоединиться к их компании, но смущенный

       революционер-воспитатель, сконфузившись, поспешил уйти.

       Старик Чемадуров, 10 лет пробывший при Государе Императоре в

       должности камердинера, незадолго до своей смерти в простом рассказе

       верного слуги так исторически ценно обрисовал покойного бывшего

Царя:

       “Камердинеров при бывшем Государе было трое: я, Петр Федорович Котов

       и Никита Кузьмич Тетеревятников; каждый из нас дежурил при бывшем

       Государе понедельно. В круг обязанностей дежурного камердинера,

       кроме обычных, входили: исполнение всех личных приказаний Государя и

       доклад о всех особах, имевших к Нему личный доступ. Без доклада

       камердинера никто, кроме Супруги Государя и Его Детей, не имел права

       входить в кабинет Государя.

       За время моей почти 10-летней службы при Государе я хорошо изучил

      Его привычки и наклонности в домашнем обиходе и по совести могу

       сказать, что бывший Царь был прекрасным семьянином. Обычный порядок

       дня был таков: в 8 часов утра Государь вставал и быстро совершал

       свой утренний туалет; в 8 1/2 пил у себя чай, а затем до 11 часов

       занимался делами; прочитывал представленные доклады и

       собственноручно налагал на них резолюции. Работал Государь один, и

       ни секретарей, ни докладчиков у него не было. От 11 до 1 часу, а

       иногда и долее, Государь выходил на прием, а после часу завтракал в

       кругу своей семьи. Если прием представлявшихся Государю лиц занимал

       более положенного времени, то Семья ожидала Государя и завтракать

       без Него не садилась. После завтрака Государь работал и гулял в

       парке, причем непременно занимался каким-либо физическим трудом,

       работая лопатой, пилой или топором. После работы и прогулки в парке

       — полуденный чай. От 6 до 8 часов вечера Государь снова занимался у

       Себя в кабинете делами. В 8 часов вечера Государь обедал, затем

       опять садился за работу до вечернего чая в 11 часов вечера. Если

       доклады были обширны и многочисленны, Государь работал далеко за

       полночь и уходил в спальню только по окончании всей работы. Бумаги

       наиболее важные Государь Сам лично вкладывал в конверты и заделывал:

       для отсылки бумаг по принадлежности Государь приглашал дежурного

       камердинера. Перед отходом ко сну Государь принимал ванну. Кроме

       того, Государь аккуратно вел дневник и писал иногда до глубокой

       ночи. Тетради дневников тщательно сохранились и таких тетрадей

       накопилось очень много.

       В семейном быту Государь не допускал никакой роскоши, и в столе,

       одежде и домашнем обиходе Государь и вся Его Семья придерживались

       скромных и простых привычек. Отличительной чертой всей Царской Семьи

       была глубокая религиозность. Никто из Членов Семьи не садился за

       стол без молитвы; посещение Церкви было для Них не только

       христианским долгом, но и радостью. Отношения между Членами Семьи

       были самые сердечные и простые, как между Государем и Государыней,

       так и между родителями и детьми”.

       Нравственные облики покойных Государя и Государыни обрисовываются

       более полно в рассказах лиц, случайно ставших близко к интимной

       жизни Царской Семьи уже в революционный период, то есть лиц, как бы

       наблюдавших за жизнью Семьи со стороны и не принадлежавших раньше к

       придворной среде.

       По отзывам всех этих лиц, Государь был человек умный, образованный и

       весьма начитанный. Он обладал громадной памятью, особенно на имена,

       и являлся чрезвычайно интересным собеседником. Он хорошо знал

       историю и любил серьезные исторические книги. Любил Он физический

       труд, и жить без него не мог, в этом Он был воспитан с детства.

       Доброта и простота чувствовались в Нем при Его обращении с людьми;

       ни малейшей надменности или заносчивости в Нем не было. Он был

      замечательно предупредителен и внимателен к другим. Госпожа Битнер,

       случайная учительница в Тобольске, преподававшая русский язык

       Наследнику, говорит: “Если я иногда по нездоровью пропускала урок,

       не было случая, чтобы Он, проходя утром через нашу комнату, не

       расспросил меня о моем здоровье. С Ним я всегда чувствовала себя

       совсем просто, как будто век Его знала”.

       В своих потребностях Государь был очень скромен: берег одежду, не

       позволял себе в этом лишней траты и сплошь да рядом можно было

       видеть на нем потертые, но исправно починенные и вычищенные штаны и

       износившиеся сапоги. Вина Он почти не пил: за обедом Ему подавался

       портвейн или мадера и Он выпивал не больше рюмки. Он любил простые

       русские блюда: борщ, щи, кашу. Был он весьма религиозен; ни

       ханжества, ни суеверных предрассудков в Нем не было. Он был истинный

       русский христианин по вере и строгий исповедник догматов

       Православной Церкви.

       Не любил Он евреев, не любил и даже больше — не переваривал немцев.

       Отличительной чертой в Его натуре, наиболее Его характеризовавшей,

       было свойство доброты, душевной мягкости. Это был человек

       замечательно добрый. Если бы это зависело лично от Него как

       человека. Он бы не способен был совершенно никому причинить

       какое-либо страдание. Вот это Его свойство и производило сильное

       впечатление на окружающих. Вместе с тем Он был замечательно

       выдержанный, спокойный и бесхитростный человек. Эти основные

       отличительные Его черты чрезвычайно хорошо воспринимались людьми, с

       которыми Он приходил в соприкосновение. Конечно, людьми не

       испорченными душой и мыслями. “Он вызывал у меня чувство, что

       хочется сделать Ему что-нибудь приятное”, — говорит один из таких

       свидетелей. “Сколько лет я жил около Него и ни одного раза я не

       видел Его в гневе”, — говорит другой свидетель.

       Искусств Государь не знал. Он любил сильно природу и охоту. Без

       этого Он томился и по охоте скучал. Охоту Он оставил с началом

       Великой войны.

       Про отношение и чувства Государя к России, нельзя их выразить

       словами, что Он любил Россию. Россия для Него была почти тем же, что

       была христианская вера; как не мог Он отречься от христианской веры,

        так не мог оторваться от России. Чувства Государя и Государыни к

       России определеннее всего выражаются в словах Государыни: когда

       после отречения Государь вернулся к Семье, то приближенные в порыве

       любви к Их Величествам хотели выразить сочувствие Их страданию.

       Тогда Государыня, указав на распятие Христа, сказала: “Наши

       страдания — ничто. Смотрите на страдания Спасителя, как Он страдал

       за нас. Если только это нужно для России, Мы готовы жертвовать и

       жизнью, и всем”.

       Государь был слишком доверчив к людям, считая почти всех лучше, чем

       они были в действительности. Недобропорядочные элементы пользовались

       Его сердечной добротой и снискивали расположение Царя к себе путем

       возбуждения Его жалости. Та же черта была и в характере Государыни.

       Вследствие этого многие, представляясь гонимыми, укрепляли к себе Их

       расположение и пользовались Их заступничеством и покровительством. К

       числу таковых относился и Распутин, который умело выставлял себя

       жертвой всевозможных интриг и злой зависти.

       В семейном быту Государь всецело подчинялся воле Государыни; Он

       хотел, чтобы хозяйкой в Семье все считали Ее. Если к Нему обращались

       с каким-либо семейным или хозяйственным вопросом, Он обыкновенно

       отвечал: “Как жена, я Ее спрошу”.

       “Государыня, как была Царицей раньше, так и осталась ею. Самая

       настоящая Царица: красивая, властная, величественная”. — Это было

       общее впечатление и заключение, как людей, состоявших при Царской

       Семье, так и рабочих-охранников из Ипатьевского дома.

       Самым характерным отличием в Государыне была именно Ее

       величественность — такое впечатление Она производила на всех. “Идет,

       бывало, Государь, — рассказывают придворные, охранники, все

       окружавшие Их посторонние люди, — нисколько не меняешься; идет Она,

       как-то невольно обязательно одернешься и подтянешься”. Всегда в Ее

       присутствии чувствовалась в Ней Царица. Она была умная, с большим

       характером и весьма выдержанная женщина. Благодаря силе воли, Она

       вполне отвечала первенствующему положению в Семье. Но это не был

       гнет; Она была той надежной крышей, под защитой которой жила Семья;

       Она Их всех “опекала”. Но за то, конечно, Она сильнее и страдала; у

        всех на глазах Она сильно старела.

       Однако Государыня вовсе не была горда в дурном смысле этого слова;

       этого и не могло быть в Ней, потому что от природы Она была умна, в

       душе смиренная, добрая женщина. Черты Ее натуры, которые заставляли

       видеть и чувствовать в Ней Царицу, вовсе не были отрицательными

       чертами, это не являлось результатом надменности, самомнения,

       жестокой властности, эти качества совершенно в Ней отсутствовали.

       Она была именно величественна, как Царица, величественна в своих

       чувствах, взглядах и особенно в духовных и религиозных воззрениях.

       Государыня была бесконечно добра и бесконечно жалостлива. Именно эти

       свойства Ее натуры были побудительными причинами в явлениях, давших

       основание людям интриговавшим, людям без совести и сердца, людям,

       ослепленным жаждой власти, объединиться между собою и использовать

       эти явления в глазах темных масс и жадной до сенсаций праздной и

       самовлюбленной части интеллигенции, для дискредитирования Царской

       Семьи в своих темных и эгоистических целях. Государыня привязывалась

       всей душой к людям действительно страдавшим или искусно

       разыгрывавшим перед Ней свои страдания. Она Сама слишком много

       перестрадала в жизни, и как сознательный человек — за свою

       угнетенную Германией родину, и как Мать — за страстно и бесконечно

       любимого Сына. Поэтому Она не могла не относиться слишком слепо к

       другим, приближавшимся к Ней людям, тоже страдавшим или

       представлявшимся страдающими.

       Она сильно и глубоко любила Государя. Любила Она Его, как женщина,

       полюбившая Его с 15-летнего возраста нежной и сильной девичьей

       душой; как женщина, которая имела от Него Детей и много лет жила с

       Ним хорошей, согласной жизнью. С мужем у Нее были прекрасные,

       простые отношения. Они Оба любили друг друга, и хотя для всех ясно

       чувствовалось, что главой в доме была Она, но не было ни одного

       вопроса, о котором бы Она раньше не посоветовалась с мужем.

       Все свободное время, оставшееся от приемов и благотворительной

       деятельности. Государыня отдавала Семье; посторонним видно было, как

       сильно Она любила Свой очаг, Своих Детей, а из Них больше всех

       Алексея Николаевича. Однако любила Она Детей не слепо и эгоистично,

       но уделяя массу чувства, ласки и добра всем окружавшим Ее

       посторонним людям. Письма Ее к матери графини Гендриковой, к самой

       Анастасии Васильевне, к баронессе Буксгевден, к комнатным девушкам

       Великих Княжен, к массе раненых и больных солдат и офицеров

       переполнены материнской нежностью, лаской, желанием каждому помочь,

       подбодрить, утешить.

       Битнер рассказывает, что однажды у Нее с Государыней произошел

          сильный спор, вызванный несходством оценки побуждений, делавших

       простого русского человека беспринципным и безжалостным

       красноармейцем. Государыня, увидя из окна пришедший из Омска

       какой-то отряд красноармейцев, сказала: “Вот, говорят, они

       нехорошие. Они хорошие. Посмотрите на них, они вот смотрят,

       улыбаются. Они хорошие”. Битнер стала Ей возражать, доказывая, что

       многого Она не видит и о многом Ей не рассказывали, скрывая от Нее.

       В результате горячего спора обе женщины расплакались. У Битнер

       разболелась голова, и она не смогла прийти вечером в этот день к

       Царской Семье. Государыня прислала к ней камердинера, звала ее и

       написала письмо, прося Битнер не сердиться на Нее. “В этом случае, —

       говорит Битнер, — Она, по-моему, вылилась вся, какая Она была”.

       “В другой раз, — рассказывает еще Битнер, — Она однажды спросила

       Сама, посылаю ли я деньги моей матери. Как раз было такое время,

       когда мне матери послать было нечего. Тогда Она настояла, чтобы я

       взяла у Нее денег и послала бы моей матери, хотя в это время

       денежные дела самой Семьи были очень тяжелы”.

       Государыня, безусловно, искренно и сильно любила Россию, совершенно

       так же, как любил ее и Государь. Так же, как Государь, смотрела Она

       и на русский народ: хороший, простой, добрый народ. Это не были

       слова. Это было глубокое убеждение, проявлявшееся у Нее и на деле.

       Уже будучи арестованной в Царском Селе, Государыня, бывало, выйдет

       гулять в парк. Ей расстелют коврик. Она присядет на него, и сейчас

       же вокруг собирались солдаты охраны, подсаживались к Ней, и

       начинались разговоры. Государыня разговаривала с ними и улыбалась;

       разговаривала без принуждения Себя, и никто ни разу не слышал, чтобы

       кто-либо из солдат осмелился бы Ее обидеть во время таких бесед. В

       Тобольске многие из хороших солдат перед увольнением приходили к Ней

       и к Государю прощаться, и Она обыкновенно благословляла их

образками.

       Окружавшие удивлялись силе Ее ненависти к Германии и Вильгельму.

       Всегда сдержанная и владеющая собой, Она не могла касаться этого

       предмета разговора без сильного волнения и злобы. Когда Она говорила

       про революцию, еще тогда, когда не было никаких большевиков, Она с

          полным убеждением предсказывала, что такая же судьба постигнет и

       Германию. Мысль Ее при этом была определенная: революция в России —

       это не без влияния Германии, но за это поплатится сама тем же, что

       она сделала и с Россией.

       “Меня считали немкой, — говорила Она. — Если бы знали, как я

       ненавижу Германию и Вильгельма, за все то зло, которое они сделали

       Моей родине”.

       Никто от Нее никогда не слышал слова, сказанного на немецком языке.

       Она говорила хорошо по-русски, пользовалась французским и чаще

       английским языком. Дети же даже просто плохо владели немецким

       языком, и нелюбовь Матери к Германии и Вильгельму всецело передалась

       и Детям, которые выказывали ее даже в мелочах. Так, подарки,

       полученные Ими однажды от Вильгельма, Они роздали прислуге.

       Государыня была сильно религиозной натурой. У такого человека, как

       Она, это не могло быть ни лживым, ни болезненным.

       Ее вера в Бога была искренняя и глубокая. Как человек, не терпевший

       по природе какой-либо лжи, Она, приняв Православие, приняла веру не

       по форме, не по необходимости, а всем сердцем, всем разумом, всей

       волей. Иной Она не могла быть. Ее вера, Ее набожность были искренни,

       глубоки и чисты. Никакого ханжества в Ней не было и по натуре не

       могло быть. По основе христианского учения Она верила всем сердцем в

       силу молитвы, верила до конца.

       Чрезвычайно характерное явление обрисовывается различными

       показаниями свидетелей в свойствах религиозности Государыни. Мужчины

       считали Государыню истеричной и полагали, что на этой почве в Ней

       развилась религиозная экзальтация. Женщины категорически отрицают

       наличие у Государыни истеричности и совершенно отвергают возможность

       болезненного проявления у Нее религиозного чувства.

       Подробное изучение натуры, характера и психологии покойной

       Государыни по многочисленным Ее письмам приводит к заключению, что



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.