|
|||
Глава двадцатаяГлава двадцатая
И вот наступил Новый год и начались зимние каникулы. Во всех домах красовались нарядные ёлки. Настроение у всех было весёлое, праздничное. У нас с Костей тоже было праздничное настроение, но мы решили не только гулять во время каникул, а и заниматься. В первый же день мы пошли к Ольге Николаевне и получили у неё задание на каникулы. У Кости появилась такая охота к учению, что он согласен был учиться по целым дням, но я решил, что мы будем работать по два часа в день, остальное время гулять, отдыхать или книжки читать. Так мы занимались с ним каждый день, и Костя начал понемногу выправляться. Когда каникулы кончились, у нас вскоре был диктант, и Костя получил за него тройку. Он был так рад, будто это была не тройка, а самая настоящая пятёрка. — Чего ты так радуешься? — сказал я ему. — Тройка не такая уж замечательная отметка. — Ничего, сейчас для меня хороша и тройка. Я уже давно тройки по письму не получал. Но я на этом не успокоюсь. Вот увидишь, в следующий раз получу четвёрку, а там и до пятёрки доберусь. — Конечно, доберёшься, — сказал ему Юра. — Но ты сейчас ещё о пятёрке не думай, а скорей получай четвёрку, тогда у нас в классе ни одного троечника не будет. — Не беспокойся, — ответил Костя, — всё будет в порядке. Теперь уже класс не будет за меня краснеть. Я теперь понял, что каждый должен бороться за честь своего класса. Я и то уже поборолся как следует, а теперь уже совсем немножко осталось. Ольга Николаевна тоже была рада, что Шишкин стал лучше учиться. — Пора вам, ребята, включаться в общественную работу, — сказала она нам. — Все что-нибудь делают на общую пользу, только вы ничем не заняты. — Теперь мы тоже возьмём какую-нибудь работу, — говорю я. — Возьмём, — говорит Костя. — Я уже давно хочу работать в стенгазете, да меня все не выбирают в редколлегию. — Правда, — говорю я. — Пусть нас выберут в редколлегию стенгазеты. — В редколлегию вам ещё рано. Там должны работать самые авторитетные ребята, — сказала Ольга Николаевна. — Ну, все равно, мы и на какую-нибудь другую работу согласны, — говорит Костя. — Если хотите, пусть нас выберут в санкомиссию. Я уже был в санкомиссии, когда учился во втором классе. Мне очень нравилось ходить и всем приказы давать, чтоб мыли руки и чтоб у всех были чистые уши. — Санкомиссия у нас уже выбрана. Если хотите, я вам дам очень интересную работу. Нужно организовать классную библиотечку. Будете выдавать ребятам книги. — А где взять книги? — спрашиваю я. — Книги получите в школьной библиотеке. А шкаф я вам достану. — Я возьмусь, — говорит Костя. — Я люблю книги читать. — Я тоже, — говорю, — возьмусь. — Значит, договорились. Постарайтесь быть хорошими библиотекарями. Берегите книги, следите, чтоб ребята тоже бережно обращались с книгами. Мы пошли к нашей библиотекарше Софье Ивановне, сказали, что мы теперь тоже будем библиотекарями в четвёртом классе и нам нужны книги. — Вот и хорошо, — сказала Софья Ивановна. — Книги для четвёртого класса у меня есть. Вы сейчас их возьмёте? Она дала нам целую стопку книг для четвёртого класса, и мы перетащили их в наш класс. Книг было много, штук сто, но когда мы поставили их в шкаф на полки, то нам показалось мало, потому что они заняли всего три полки, а три полки остались пустые. — Может быть, нам из дому принести ещё книжек, чтоб было побольше? — сказал Костя. — Я могу штук пять принести или шесть. — Я тоже, — говорю, — могу принести штук пять, но этого мало. На три полки не хватит. — А что, если у ребят попросить? Может быть, у кого-нибудь есть старые книжки, которые уже прочитаны. Пусть принесут для библиотечки. Мы поговорили об этом с Ольгой Николаевной. — Что же, скажите ребятам, может быть, ребята откликнутся на вашу просьбу, — сказала Ольга Николаевна. На другой день мы объявили ребятам, что теперь у нас будет своя классная библиотечка, только книг у нас ещё не очень много, и, кто хочет, пусть принесёт для библиотечки хоть по одной книжке. На эту просьбу откликнулись все ребята, и каждый принёс кто книгу, кто две, а многие принесли и больше. Книг получилось так много, что весь шкаф целиком заполнился. Мы хотели тут же начать выдавать книги ребятам, но Ольга Николаевна сказала, что нужно сначала сделать журнал. Мы взяли толстую тетрадь и в эту тетрадь записали каждую книгу под номером. Теперь, если нужно было отыскать какую-нибудь книгу, то можно было не рыться на полках, а посмотреть по журналу. Костя радовался, что теперь в нашей библиотечке такой порядок. Особенно ему нравилось, что все полки заняты книгами. — Теперь как раз хорошо! — говорил он. — Ни прибавить ничего нельзя, ни убавить. Он то и дело отворял шкаф и любовался на книги. Некоторые книжки были уже старенькие. У некоторых еле держались переплёты или оторвались страницы. Мы решили взять такие книжки домой, чтоб починить. И вот, сделав все уроки, мы пошли с Костей ко мне, потому что у меня дома был клей, и взялись за дело. Лика увидела, что мы починяем книжки, и тоже захотела нам помогать. Особенно много возни у нас было с переплётами. Костя всё время ворчал. — Ну вот! — говорил он. — Не знаю, что ребята делают с книжками. Бьют друг друга по голове, что ли? — Кто же это дерётся книжками? — сказала Лика. — Вот ещё выдумал! Книги вовсе не для того. — Почему же переплёты отрываются? Ведь если я буду сидеть спокойно и читать, разве переплёт оторвётся? — Конечно, не оторвётся. — Вот об этом я и говорю. Или вот, смотрите: страница оторвалась! Почему она оторвалась? Наверно, кто-то сидел да дёргал за листик, вместо того чтоб читать. А зачем дёргал, скажите, пожалуйста? Вот дёрнуть бы его за волосы, чтоб не портил книг! Теперь страничка выпадет и потеряется, кто-нибудь станет читать и ничего не поймёт. Куда это годится, спрашиваю я вас? — Верно, — говорим, — никуда не годится. — А вот это куда годится? — продолжал кричать он. — Смотрите, собака на шести ногах нарисована! Разве это правильно? — Конечно, неправильно, — говорит Лика. — Собака должна быть на четырех ногах. — Эх, ты! Да разве я о том говорю? — А о чём? — Я говорю о том, что разве правильно в книжках собак рисовать? — Неправильно, — согласилась Лика. — Конечно, неправильно! А на четырех она ногах или на шести, в этом разницы нет, то есть для книжки, конечно, нет, а для собаки есть. Вообще в книжках ничего не надо рисовать — ни собак, ни кошек, ни лошадей, а то один нарисует собаку, другой кошку, третий ещё что-нибудь придумает, и получится в конце концов такая чепуха, что и книжку невозможно будет читать. Он взял резинку и принялся стирать собаку. Потом вдруг как закричит: — А это что? Рожу какую-то нарисовали, да ещё чернилами! Он принялся стирать рожу, но чернила въелись в бумагу, и кончилось тем, что он протёр в книге дырку. — Ну, если б знал, кто это нарисовал, — кипятился Шишкин, — я бы ему показал! Я бы его этой книжкой — да по голове! — Ты ведь сам говорил, что книжками нельзя бить по голове, — сказала Лика. — От этого переплёты отскакивают. Костя осмотрел книгу со всех сторон. — Нет, — говорит, — эта книжка выдержит, у неё переплёт хороший. — Ну, — говорю я, — если все библиотекари будут бить читателей по голове книжками, то переплётов не напасёшься! — Надо же учить как-нибудь, — сказал Костя. — Если у нас будут такие читатели, то я и не знаю, что будет. Я не согласен, чтоб они государственное имущество портили. — Надо будет объяснить ребятам, чтоб они бережно обращались с книжками, — говорю я. — А вы напишите плакат, — предложила Лика. — Вот это дельное предложение! — обрадовался Костя — Только что написать? Лика говорит: — Можно написать такой плакат: «Осторожней обращайся с книгой. Книга не железная». — Где же это ты видела такой плакат? — спрашиваю я. — Нигде, — говорит, — это я сама выдумала. — Ну, и не очень умно, — ответил я. — Каждый без плаката знает, что книга железная не бывает. — Может быть, написать просто: «Береги книгу, как глаз». Коротко и ясно, — сказал Костя. — Нет, — говорю, — мне это не нравится. При чём тут глаз? И потом, не сказано, почему нужно беречь книгу. — Тогда нужно написать: «Береги книгу, она дорого стоит», — предложил Костя. — Тоже не годится, — ответил я, — есть книжки дешёвые, так их рвать нужно, что ли? — Давайте напишем так: «Книга — твой друг. Береги книгу», — сказала Лика. Я подумал и согласился: — По-моему, это подойдёт. Книга — друг человека, потому что книга учит человека хорошему. Значит, её нужно беречь, как друга. Мы взяли бумагу, краски и написали плакат. На другой день мы повесили этот плакат на стене, рядом с книжным шкафом, и начали выдавать ребятам книжки. Выдавая кому-нибудь из учеников книгу, Костя говорил: — Смотри, чтоб никаких собак, ни рож, ни чертей в книге не было. — Как это? — Ну, возьмёшь да нарисуешь в книге какую-нибудь загогулину. — Зачем же я стану рисовать? — Будто я знаю! Моё дело предупредить, чтоб ни рож, ни собак. Это книжка общественная. Если б это была твоя собственная книга, тогда, пожалуйста, рисуй, но даже в собственной книжке не надо ничего рисовать, потому что после тебя она достанется твоему младшему брату или сестре или товарищу дашь почитать. Так что моё дело предупредить, а если ты не будешь слушаться, то потом я не так с тобой буду разговаривать. — Ну ладно, сказал — и хватит. Но Костя не унимался, и каждому, кто брал книжки, он растолковывал в отдельности, почему надо бережно обращаться с книгами. После уроков он, пригорюнившись, сидел возле шкафа и с грустью смотрел на поредевшие ряды книг на полках. — Эх, — горевал он. — Снова книг мало стало! Так хорошо было! Шкаф был полнехонек, а теперь хоть бери и опять где-нибудь доставай книг. — Что ж тут такого? — утешал его я. — Ведь ребята прочитают и принесут книги обратно. — «Принесут»! Принести-то они принесут, да что толку! — ответил Костя. — Они одни книжки принесут, а другие взамен их возьмут. Вот никогда и не соберёшь всех книг обратно. — Зачем же их собирать? Ведь книги для того, чтоб читать, а не для того, чтоб на полках стоять. Я взял и себе книжку, чтоб почитать дома. — Как? — говорит Костя. — И ты берёшь? И так книжек мало осталось. — Да я, — говорю, — быстренько прочитаю и принесу. Тогда и он взял себе книжку. — Ну ничего, — утешал он сам себя. — Будет на одну книжку меньше. Все равно их мало осталось. С тех пор мы с Костей имели свободный доступ к книгам и стали много читать. Костя так увлёкся, что читал даже на улице. Возьмёт из библиотечки книжку, идёт по улице и читает. Кончилось это тем, что он налетел на фонарный столб и набил на лбу шишку. После этого он перестал читать на улице и читал только дома. К библиотечной работе он относился серьёзно, и постепенно у него даже характер переменился. Он стал аккуратным, более организованным и не таким рассеянным, как был раньше. К ребятам он относился требовательно. Если кто-нибудь приходил за книжкой с грязными руками, он начинал «пилить» его: — Как тебе не стыдно? Почему у тебя такие грязные руки? — Ну испачкались. Тебе-то какое дело? — Как — какое дело? Ты ведь за книжкой пришёл? — За книжкой. — И ты такими руками будешь брать книжку? — Какими же мне её ещё брать руками? — Чистыми надо брать руками. Ты ведь своими руками книжку испачкаешь! — Ну, я приду домой — вымою. — Нет, голубчик, иди-ка ты лучше под кран и вымой руки, а потом я тебе дам книжку. Если кто-нибудь брал книжку и долго не приносил, Костя делал ему выговор: — И тебе не стыдно так долго книжку держать? Другим ребятам тоже хочется почитать, а ты держишь и держишь! Если неохота читать, то отдай книжку обратно, а потом снова возьмёшь. — Я ведь не прочитал. Прочитаю и принесу. — Так ты, может, до скончания веков будешь читать! — Зачем до скончания веков? Книжка ведь выдаётся на десять дней. — Ну на десять дней. А ты когда взял? — А я взял неделю назад. Ещё не прошло десяти дней. — А тебе обязательно надо, чтобы все десять дней прошли? Десять дней — крайний срок. А ты прочитал раньше и приноси раньше, никто тебе не велит все десять дней держать. — Так говорят же тебе, что ещё не прочитал! — Ну, так читай быстрей! Если кто-нибудь слишком быстро приносил книгу, ему это тоже не нравилось: — Послушай, когда же ты успел прочитать? Вчера только взял книжку, а сегодня уже обратно принёс! Может быть, ты и не читал её? — Зачем же я тогда брал? — Откуда же я знаю, зачем ты берёшь! Может быть, ты только картинки рассматриваешь. — Что я, маленький? — Ну ладно, рассказывай, о чём здесь написано. — Что это ещё за экзамен? — Ну, мне нужно проверить, читал ты или не читал. — Не твоё дело! Твоё дело выдавать книжки, а не проверять. — Нет, уж если меня назначили библиотекарем, то я должен проверить. Если ты не читаешь, то тебе, может быть, не нужно и давать книг. Пусть лучше кто-нибудь другой берет, кто читает. Приходилось ученику рассказывать содержание книжки.
|
|||
|