|
|||
Глава пятнадцатаяГлава пятнадцатая
На другой день все вышло не так, как я ожидал. Я хотел после уроков зайти к Шишкину и в последний раз серьёзно поговорить с ним. Но так как я всем говорил в школе, что Шишкин болен, то все наше звено решило навестить больного товарища. Я испугался и сейчас же после уроков помчался к Шишкину, чтоб предупредить его. Прибегаю к нему. Он увидел меня и говорит: — Знаешь, я могу уже вверх ногами стоять! Нужно стать у стенки, перевернуться и держаться ногами за стенку. — Некогда, — говорю, — сейчас вверх ногами стоять. Ложись скорее в постель. — Зачем? — Ну, ты ведь болен. — Как — болен? — Да я ведь всем говорил в школе, что ты болен. Сам ведь просил! — Ну, просил! — А теперь вот сейчас к тебе ребята придут. — Да что ты! Тут он моментально нырнул в постель, как был, в одежде, в ботинках, и накрылся одеялом. — Что же мне говорить ребятам? — спрашивает. — Что ж говорить? Говори, что болен. Больше говорить нечего. Скоро пришли ребята. Они разделись в коридоре и вошли в комнату. Шишкин натянул одеяло до самого подбородка и с беспокойством поглядывал на ребят. Ребята говорят: — Здравствуй, Шишкин! — Здравствуйте, ребята! — говорит он. А голос у него такой слабый-слабый! Ну прямо настоящий больной! — Вот зашли тебя навестить, — сказал Юра. — Спасибо, ребята, садитесь. — Ну, как ты себя чувствуешь? — спросил Ваня. — Да так… — Лежишь? — Лежу вот. — Скучно тебе небось лежать всё время? — спрашивает Лёня. — Скучно. — Ты один весь день? — Один. Мама на работе. Тётя в училище. — Мы теперь будем к тебе приходить почаще. Ты извини, что мы не приходили: думали — ты скоро выздоровеешь и сам придёшь. — Ничего, ребята, ко мне Витя каждый день приходит. — Мы к тебе тоже будем каждый день приходить, хочешь? — предложил Слава. — Хочу, — говорит Шишкин. Не мог же он сказать — не хочу! — А что у тебя болит? — спросил Юра. — Все болит: и руки и ноги… — Что ты? И даже ноги? — Да. И голова. — И что? Всё время болит? — Нет, не всё. То пройдёт, пройдёт, а потом как заболит, заболит! — У нас в квартире у одного мальчика тоже вот так все болело. У него ревматизм был, — сказал Вася Ерохин. — Может быть, и у тебя ревматизм? — Может быть, — говорит Шишкин. — А доктор что говорит? — спросил Ваня. — Ну, что он говорит!.. Что ему говорить? Ну, высунь язык, говорит. Скажи «а», говорит. — А какая болезнь, не говорит? — Болезнь эта вот… как её?.. Апендикокс. — Что же это за болезнь такая — апендикокс? — Сам не знаю, — пожал Шишкин плечами. — А чем тебя лечат? — Лекарством. — Каким? — Не знаю, как называется. Микстура. — Горькая или сладкая? — Горькая! — сказал Шишкин и скорчил такую физиономию, будто на самом деле микстуры попробовал. — Когда я был больной, мне тоже микстуру давали. Ох, и горькую! Я не хотел пить, — сказал Дима Балакирев. — Я тоже не хочу. — Нет, ты лучше пей, скорей поправишься. — Я и то пью. — Это ничего, что горькая, — сказал Лёня. — Ты выпей микстуры, а потом ложку сахару в рот. — Хорошо. — А об уроках не беспокойся. Вот начнёшь поправляться, мы тебе будем уроки носить и помогать учиться. Ты нагонишь. — Ничего, нагоню! — говорит Шишкин. Тут я заметил, что из-под одеяла высовывается нога Шишкина в ботинке. Я испугался. Думаю: вдруг кто-нибудь из ребят заметит! Но ребята разговаривали с ним и не замечали ботинка. Я подошёл потихоньку и накрыл одеялом ботинок. — Ну, ребята, — говорю, — он пока ещё слабый, так что вы не утомляйте его. Идите себе домой. Ребята стали прощаться: — Ну, до свиданья. Выздоравливай, поправляйся. Мы к тебе завтра зайдём. Ребята ушли. Шишкин вскочил с постели и запрыгал по комнате. — Вот как все хорошо вышло! — закричал он. — Никто не догадался. Все в порядке! — Ну, нечего радоваться! — сказал я. — Мне с тобой нужно серьёзно поговорить. — О чём? — О том, что тебе надо в школу вернуться. — Я и сам знаю, что надо, а как я теперь могу? Ты же сам видишь, что не могу. — Ничего я не вижу! Я решил сегодня с тобой в последний раз поговорить: если ты завтра же не придёшь в школу, то я сам скажу Ольге Николаевне, что ты не больной вовсе. — Зачем? — удивился Костя. — Затем, что тебе надо учиться, а не гулять. Все равно из тебя никакого акробата не выйдет. — Почему — не выйдет? Посмотри, как я уже научился вверх ногами стоять! Он подошёл к стенке и стал вверх ногами. Тут отворилась дверь, и вошёл Лёня. — Послушай, — говорит, — я тут свои перчатки забыл… А это что? Послушай, ты чего вверх ногами стоишь? Шишкин вскочил на ноги и растерянно остановился. — Так вот ты какой больной! — воскликнул Лёня. — Честное слово, больной! — сказал Шишкин и покраснел как варёный рак. Он заохал и заковылял к постели. — Брось притворяться! Говорил, руки-ноги болят, а сам тут вверх ногами ходишь! — Честное слово, болят! — Ну, не ври, не ври! И когда ты успел одеться? Ты, значит, одетый в постели лежал? — Ну ладно, я тебе открою секрет, только ты поклянись, что никому не скажешь. — Зачем я буду клясться? — Ну, тогда я ничего не скажу. В это время в коридоре послышались чьи-то шаги. Дверь приоткрылась, в комнату заглянул Ваня и сказал: — Ты скоро, Лёня? Мы тут тебя все ждём. — Ну-ка, иди сюда, Ваня! Он, оказывается, вовсе не болен! — Не болен? — удивился Ваня и вошёл в комнату. — Кто не болен? — послышался из коридора голос Юры. Юра тоже вошёл в комнату, а за ним остальные ребята. — Да кто же ещё! Вот он, Шишкин, не болен, — ответил Лёня. — Как так? — Да вот так: вхожу, а он тут вверх ногами стоит! — Что же это такое? — заговорили ребята. — Зачем ты нас обманывал? — Это я так просто, ребята… — стал оправдываться Шишкин. — Я просто пошутил. — Что это ещё за шутки такие? — Вот такие вот шутки! — развёл Костя руками. — Мы о нём беспокоились, — говорит Ваня, — всем звеном пришли навестить, а он тут, оказывается, шутки шутит: больным притворяться вздумал! — Я больше не буду, ребята, вот увидите… — пролепетал Шишкин. — А почему ты в школу не ходишь? — спросил Юра. — Ты нарочно решил притворяться больным, чтоб не ходить в школу! — Я вам все расскажу, ребята, только вы не сердитесь. Я не хотел обмануть вас. Просто я решил циркачом стать. — Как это — циркачом? — удивились все. — Ну, поступлю в цирк и буду цирковым акробатом. — Ты что, рехнулся? — И ничуть не рехнулся. — Кто же тебя возьмёт в цирк? — спросил Ваня. — А откуда, ты думаешь, цирковые артисты берутся? — А почему же ты всё-таки в школу не ходишь? — Не хочу больше учиться. Я и так уже все знаю. — Как — всё? — Ну, все, что нужно цирковому артисту. — Что же ты думаешь, цирковой артист может неучем быть? — Почему — неучем? Кое-чему я уже выучился. — «Выучился»! А пишешь с ошибками! Надо сначала окончить школу, а потом идти в цирковое училище. Цирковой артист тоже должен быть образованным. Ты бы сначала посоветовался с Ольгой Николаевной, — сказал Юра. — Будто я не знаю, что Ольга Николаевна скажет! — ответил Шишкин. — По-моему, ребята, он не дело затеял, — сказал Игорь. — Пусть перестанет выдумывать и является завтра в школу. — А если завтра же не явится, мы скажем Ольге Николаевне, — заявил Юра. — Ну, и будете ябеды! — ответил Шишкин. — Не будем, — сказал Юра. — Раз мы предупредили тебя, значит не ябеды. — Вот попробуй не приди завтра в школу, тогда узнаешь! — сказал Игорь. — Нечего тебе гулять. Надо учиться. Тут снова послышались шаги в коридоре, и кто-то постучал в дверь. Шишкин, вместо того чтобы отворить, юркнул, как мышь, в постель и накрылся одеялом. Я отворил дверь и увидел Ольгу Николаевну. — О, да тут все звено! — сказала Ольга Николаевна, входя в комнату. — Решили навестить больного товарища? Все ребята молчали, никто не знал, что сказать. Костя смотрел на Ольгу Николаевну во все глаза и изо всех сил натягивал на себя одеяло, будто решил закутаться в него с головой. Ольга Николаевна подошла к нему: — Что ж это ты, Костя, расхворался у нас? Что у тебя болит? — Ничего у него не болит! — сказал Юра. — Он вовсе не болен. — Как — не болен? — Ну, не болен, и все! Шишкин увидел, что теперь уже все равно все пропало. Он вылез из-под одеяла, уселся на кровати и, свесив голову вниз, стал смотреть на пол. Ольга Николаевна обвела взглядом ребят, увидела меня и сказала: — Почему же ты, Витя, говорил мне, что Костя болен? От стыда я не знал куда деваться. — Почему же ты молчишь? Ты мне неправду сказал? — Это не я сказал. Это он сказал, чтоб я сказал. Я и сказал. — Значит, Костя просил тебя обмануть меня? — Да, — пролепетал я. — И ты обманул? — Обманул. — И ты думаешь, хорошо сделал? — Но он ведь просил меня! — Ты думаешь, что оказал ему хорошую услугу, обманывая меня? — Нет. — Почему же ты это сделал? — Ну, я думал, что нельзя же товарища выдавать! — Как — выдавать? Это врагу нельзя выдавать, а я разве ваш враг? Я не знал, что сказать, и молча смотрел на пол. — Не думала я, что мои ученики считают меня врагом! — сказала Ольга Николаевна. — Мы не считаем, Ольга Николаевна, — сказал Ваня. — Разве мы считаем? — Почему же никто не сказал мне? — Да ведь никто и не знал. Мы только сегодня пришли, и вот все выяснилось. — Ну хорошо, об этом поговорим после… Почему же ты, Костя, не ходил в школу? — Я боялся, — пробормотал Костя. — Чего ты боялся? — Что вы записку от мамы спросите. — Какую записку? — Ну, записку, что я пропустил, когда был диктант. — Почему же ты пропустил, когда диктант был? — Боялся. — Чего? — Двойку получить боялся. — Значит, ты нарочно пропустил, когда писали диктант, а потом не приходил, потому что у тебя не было записки от матери? — Да. — Что же ты думал делать, когда решил не ходить в школу? — спросила Ольга Николаевна. — Не знаю. — Но ведь какие-то планы у тебя были? — Какие у меня планы! — Он решил сделаться цирковым акробатом, — сказал Юра. — В цирковую школу без семилетнего образования не берут. Да ещё там надо лет пять учиться. Не мог же ты сразу стать цирковым артистом! — сказала Ольга Николаевна. — Не мог, — согласился Шишкин. — Вот видишь. Не обдумав ничего, так сразу и решил не ходить в школу. Разве так можно? Шишкин молчал. — Что же ты теперь думаешь делать? — Не знаю. — А ты подумай. Шишкин помолчал, потом взглянул на Ольгу Николаевну исподлобья и сказал: — Я хочу вернуться в школу! — Что ж, это самое лучшее, что ты мог придумать. Только условие: ты должен дать обещание, что исправишься и будешь хорошо учиться. — Я теперь буду хорошо, — сказал Шишкин. — Ну смотри. Завтра с утра приходи в школу, а я попрошу директора, чтоб он разрешил тебе продолжать учиться. — Я приду. Ольга Николаевна сказала нам всем, чтобы мы шли домой делать уроки. Костя увидел, что она не собирается уходить, и сказал: — Ольга Николаевна, я хочу вас попросить: не говорите маме! — Почему? — спросила Ольга Николаевна. — Я теперь буду хорошо учиться, только не говорите! — Значит, ты хочешь продолжать обманывать маму? И ещё хочешь, чтобы я тебе помогала в этом? — Я не буду больше обманывать маму. Мне так не хочется огорчать её! — А если мама узнает, что мы с тобой вместе обманывали её? Ведь она будет огорчена ещё больше. Правда? — Правда. — Вот видишь, надо маме сказать. Но так как ты обещаешь взяться за учёбу как следует, то я попрошу маму, чтобы она не очень сердилась на тебя. — Я обещаю. — Вот и договорились, — сказала Ольга Николаевна. — А сейчас бери книги, и будем заниматься. Я ушёл домой вместе с ребятами и не знаю, что было дальше.
|
|||
|