|
|||
Глава девятнадцатаяГлава девятнадцатая
Мне было очень досадно, что Костя без меня выучил Лобзика, так как мне тоже было интересно его учить, но теперь уже все равно ничего не поделаешь. — Ты не горюй, — сказал Костя. — Когда-нибудь я встречу на улице ещё какую-нибудь бездомную собаку и подарю тебе, тогда ты сам сможешь её выучить. — Самому мне неинтересно, — ответил я. — Я люблю все в компании делать, а один я возиться не стану. — Ну, я ведь буду помогать тебе учить её. Мы вместе будем дрессировать, и у тебя тоже будет учёная собака. — Нет, — говорю, — это не годится. Как только появится новая собака, ты начнёшь с ней заниматься, вместо того чтобы делать уроки. Лучше отложим это дело до лета. — Ну ладно, если не хочешь, отложим. А ребятам скажем, что Лобзик — это наш с тобой ученик. Мы ведь начали учить его вместе. И будем вместе выступать с ним на новогоднем вечере. — А вдруг он испугается, когда попадёт на сцену? — говорю я. — Надо заранее приучить его, чтоб он не пугался людей. — Как же его приучить? — Надо повести его куда-нибудь, где побольше людей. Вот окончим уроки и поведём его к нам, покажем нашим, как он умеет считать. Когда мы кончили делать уроки, Костя надел на Лобзика ошейник, привязал к ошейнику поводок, и мы отправились ко мне. Как раз в это время к нам пришли тётя Надя и дядя Серёжа. — Сейчас мы покажем вам учёную собаку, — сказал я. — Садитесь все на места, как в театре, и смотрите внимательно. Мы посадили Лобзика на табурет. Костя достал из кармана таблички с цифрами и стал приказывать Лобзику считать. Лобзик лаял исправно. Тут мне в голову пришла замечательная мысль. Я не стал показывать Лобзику никакой цифры, а просто спросил: — Ну-ка, Лобзик, сколько будет дважды два? Лобзик пролаял четыре раза. Конечно, я вовремя щёлкнул пальцами. Лика обрадовалась: — Ого! Он даже таблицу умножения знает! Все хвалили нас за то, что мы так хорошо выучили собаку, а мы сказали, что будем выступать с Лобзиком на новогоднем вечере в школе. — А у вас костюмы для выступления есть? — спросила Лика. — Ну, уж будто нельзя без костюмов, — говорю я. — Без костюмов неинтересно. — сказала Лика. — Лучше я вам разноцветные колпаки сделаю. Вы будете в этих колпаках, как два клоуна в цирке. — Из чего же ты сделаешь колпаки? — У меня разноцветная бумага есть. Я купила для ёлочных украшений. — Ну, — говорю, — делай. С колпаками даже ещё лучше будет. — А нельзя ли Лобзику тоже сделать колпак? — спросил Костя. — Нет, Лобзик будет очень смешной в колпаке. Лучше я ему сделаю воротничок из золотой бумаги. — Ладно, Делай что хочешь, — говорю я. — Теперь пойдём к Глебу Скамейкину, покажем ему, как наш Лобзик умеет считать, — предложил Костя. Мы пошли к Глебу, от Глеба — к Юре, от Юры — к Толе Везде мы показывали искусство Лобзика, и за это Лобзик получал разные вкусные пещи Наконец мы отправились к Ване Пахомову, а у Ваниных родителей как раз были гости. Мы об радовались и решили, что у нас получится настоящая репетиция. Но напрасно мы радовались. Мы осрамились так, что не знали, куда от стыда деваться. Лобзик, вместо того чтоб отвечать правильно, начал путать и врать. Ни одной цифры не назвал правильно! Наконец совсем перестал отвечать. А мыто расхвастались, что привели учёную собаку-математика! Пришлось нам уйти с позором. — Что же это случилось с ним? — сказал Костя, когда мы вышли на улицу. Он дал Лобзику кусочек сахару, но Лобзик только разгрыз его и тут же выплюнул. — Теперь понятно, — сказал я. — Мы просто обкормили его. Он объелся, поэтому и не старается отвечать правильно. Костя сказал: — А вдруг во время представления в школе такая штука случится? Вот будет позор на всю школу! Может быть, нам лучше не выступать? — Нет, — говорю, — теперь уже поздно отказываться. Раз взялись, так надо до конца довести. Целый день накануне Нового года Костя волновался и все пытался дрессировать Лобзика. — Оставь его в покое, — сказал я. — Опять ты ему надоешь за день, а когда будет нужно, он не захочет отвечать. — Ладно, не буду его больше трогать. Иди отдыхай, Лобзик! Мы оставили Лобзика в покое, а сами стали готовиться к представлению. Лика приготовила нам два колпака: мне — синий с серебряными звёздочками, а Косте — зелёный с золотыми звёздами. Кроме того, она сделала нам серебряные воротники и золотые манжеты на рукава. Мы все это примерили и остались очень довольны. Получилось прямо как два настоящих клоуна в цирке. Лобзику тоже был сделан золотой воротник. Наконец время пришло, и мы отправились с Лобзиком в школу. Пока шло первое отделение концерта, мы сидели с Лобзиком в зале, чтоб он привыкал к публике, а потом пошли за кулисы и стали ждать своей очереди. Так мы посмотрели выступления всех ребят и ничего не пропустили. Мы заранее нарядились в свои колпаки, надели Лобзику на шею воротничок. И вот занавес открылся, и все увидели, как мы с Костей вышли на сцену в своих разноцветных колпаках. Костя шёл впереди, за ним бежал на поводке Лобзик, а я шёл сзади, и в руках у меня был чемоданчик, где лежали все вещи, которые мы приготовили для представления. Костя посадил Лобзика на табурет посреди сцены и сказал: — Дорогие ребята, сейчас перед вами выступит учёная собака-математик, по имени Лобзик. Пока она выучилась считать до десяти, но она будет учиться дальше, и тогда мы вам её снова покажем. Мы просим, чтоб вы вели себя тихо, потому что наш Лобзик выступает на сцене впервые и может испугаться шума. Костя, видно, очень волновался, и голос у него дрожал. Я тоже волновался, и если бы мне пришлось говорить, то я, наверно, не смог бы сказать ни одного слова. — Ну, начинаем представление, — закончил Костя. Я достал из чемодана три деревянные чурки и поставил их рядышком на столе, так, чтоб было всем видно. — Сейчас Лобзик сосчитает, сколько на столе чурок, — объявил Костя. — Ну, считай, Лобзик! Лобзик пролаял три раза. Ребята громко захлопали в ладоши и закричали от радости. Лобзик испугался, соскочил с табурета и бросился бежать. Костя догнал его, сунул в рот ему кусок сахару и посадил обратно на табурет. Лобзик принялся грызть сахар. Ребята постепенно утихли. Я достал из чемодана ещё одну чурку и поставил рядом с остальными. — Ну, а теперь сколько чурок? — спросил Костя. Лобзик пролаял четыре раза. Ребята снова дружно захлопали. Лобзик опять хотел соскочить с табурета, но Костя вовремя подхватил его и сунул ему в рот кусок сахару. Я поставил на стол ещё три чурки. — А теперь сколько стало чурок? — спросил Костя. Лобзик пролаял семь раз. Я достал из чемодана табличку с цифрой «2» и показал публике. — Какая это цифра? — спросил Костя. Лобзик пролаял два раза. Мы стали показывать Лобзику разные цифры; потом Костя спрашивал: — Сколько будет дважды два? Сколько будет дважды три? Сколько будет три плюс четыре? Лобзик отвечал правильно. Ребята всё время хлопали в ладоши, но Лобзик постепенно привык к аплодисментам и уже не пугался. Я тоже перестал волноваться и сказал: — Ребята, наш Лобзик умеет даже задачи решать. Кто хочет, может задать какую-нибудь задачку, чтоб были небольшие числа, и Лобзик решит. Тут встал один мальчик и задал такую задачу: «Бутылка и пробка стоят 10 копеек. Бутылка на 8 копеек дороже пробки. Сколько стоит бутылка и сколько пробка?» — Ну, Лобзик, — говорю, — подумай и реши задачу. Конечно, Лобзику нечего было думать. Это я говорил так, чтобы самому подумать. Я быстро решил задачу: пробка стоила 2 копейки, бутылка 8 копеек, а вместе 10 копеек. — Ну, Лобзик, говори: сколько стоит пробка? — спросил я. Лобзик пролаял два раза. — А бутылка? Лобзик пролаял восемь раз. Ну и крик тут поднялся! — Неправильно! — кричали ребята. — Собака ошиблась! — Почему неправильно? — говорю я. — Вместе ведь стоят 10 копеек. Значит, бутылка 8 копеек, а пробка 2. — Как же? Ведь в задаче сказано, что бутылка на 8 копеек дороже пробки. Если пробка стоит 2 копейки, то бутылка должна стоить 10 копеек, а они вместе стоят 10 копеек, — объяснили ребята. Тут я сообразил, что ошибся, и говорю: — Слушай, Лобзик, ты ошибся. Подумай хорошенько и реши задачу правильно. Конечно, это мне самому надо было подумать, а не Лобзику, но я сказал: — Подождите, ребята, сейчас он подумает и решит правильно. — Пусть думает, — закричали ребята. — Не надо его торопить. Для собаки эта задача, конечно, трудная. Я стал думать: «Если бутылка на 8 копеек дороже пробки, то пробка, значит, стоит 2 копейки, а бутылка 10. Но в таком случае они вместе будут стоить 12 копеек, а в задаче сказано, что вместе они стоят 10 копеек. Если же пробка стоит 2 копейки, а бутылка 8 копеек, то выходит, что бутылка всего на 6 копеек дороже». Прямо затмение на меня нашло! Что это за задача такая? Не задача, а какой-то заколдованный круг! — Подождите ещё, ребята, — говорю я. — Ему ещё немного надо подумать. Сейчас он решит. — Ничего, пусть думает! — закричали ребята. — Собака ведь не человек. Не может же она сразу. «Да, — думаю, — тут и человек не может сразу решить, не то что собака!» Стал снова думать. — Эх ты, чудак! — прошептал Костя. — Пробка ведь стоит копейку! Тут я сообразил, в чём дело: пробка стоит копейку, а бутылка на 8 копеек дороже, значит 9, а вместе — 10. — Есть! — закричал я. — Внимание! Сейчас Лобзик ответит правильно. Ребята затихли. — Ну отвечай, Лобзик, сколько стоит пробка? Лобзик пролаял один раз. — Ура! — закричали ребята. — Тише, — говорю я. — Ещё не вся задача. Пусть теперь скажет, сколько стоит бутылка. Лобзик пролаял девять раз. Ну и шум тут поднялся! Ребята хлопали в ладоши и громко кричали. — Вот так собака! — говорили они. — Хоть ошиблась, но в конце концов решила задачу правильно. На этом представление окончилось.
|
|||
|