Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сходство между Иовом и его друзьями.



 

Некоторые заметки по книге Иова

1. Сходство между Иовом и его друзьями.

Все они, Иов и трое его друзей, были утверждены на законнической позиции: нельзя грешить, дόлжно делать добро, исполнять Божьи законы и уставы. Общим был мотив поклонения Богу – страх перед грозным, взыскательным Творцом (4:17-19; 7:17-20; 10:8-14; 15:14-16; 25:4-6). По их мнению, благословение Божье заслуживают только праведники. В случае каких-либо прегрешений человек должен непременно раскаиваться и отмаливать их. А всем нераскаявшимся и нечестивцам положено суровое воздаяние. И вообще, и земная, и вечная участь во всем зависят от самого человека (4:6-8; 5:7,8; 8:5-7; 11:13-19; 18:5-21; 22:21-28).

Все они, Иов и трое его друзей, исповедовали неслучайность страданий, считая, что их источником является Бог: Он окружает жизнь человека бесконечными испытаниями из-за его несовершенства (3:20,23; 5:7), не проходит мимо человеческих прегрешений, фиксирует все его промашки и посылает ему мучительные наказания за нарушения повелений Вседержителя (5:6,17,18; 8:4,11-20; 11:11; 13:26,27; 20:29).

2. Различие между Иовом и его друзьями.

Прежде чем показать суть этого различия, стоит заметить, что оно породило серьезный конфликт между ними, принесший Иову неимоверные страдания. И эти страдания, как оказалось, стали продолжением испытаний Иова, начало которых описано в первых двух главах книги. С появлением друзей стойкость Иова явно пошатнулась: их семисуточное безмолвное присутствие заставило-таки уста Иова произнести то, к чему не смог склонить его сатана ни через лишения, ни через страшную болезнь, ни через крайнюю выходку жены. Третья глава книги – это, похоже, успех сатаны, чему и послужили друзья Иова (ср. 3:1 с 1:22; 2:9,10 – разве проклятие своего появления на свет не есть хула на Творца? Судя по 10:9-12; 31:15, Иов этого не мог не понимать). Третья глава – это начало «омрачения Провидения словами без смысла» (38:2), т.к. с этого момента Иов начинает грешить устами, говоря неразумное о Боге: «учить Вседержителя», «состязаться с Ним», «обличать Бога» (39:32), «ниспровергать Его суд», «обвинять Его, чтоб оправдать себя» (40:3)...

Итак, в чем же заключалось упомянутое различие? Иов, аналогично позиции молодого фарисея Савла (Флп.3:6; ср. Гал.1:14), был непорочен «по правде законной», законнической, т.е. с точки зрения исполнения дел закона и соблюдения всех Божьих предписаний. Об этом, кстати, засвидетельствовано не только устами Иова (31 гл.), но и автором книги (1:1,5), и устами самого Бога (1:8; 2:3). Друзья же его, веря в неслучайность страданий, не осмеливались подтвердить эту непорочность. Более того, по их верованию, жалкое состояние Иова автоматически изобличало его и доказывало его порочность (5:6-8; 8:3,5,6; 11:4-6,13-15; 22:5-11). Однако совесть Иова не осуждала его, и он не пошел против нее, не оболгал самого себя, признав за собой некие беззакония, которые он на деле не совершал.

Иов оказался в тупиковой, кризисной ситуации (3:25; 6:7; 23:13-17). Теория неслучайности страдания, которую он исповедовал, подводила его к следующему выводу: «Поражение меня лютой проказой с головы до пят указывает на мою виновность». Но отсутствие в его практическом опыте какого-либо беззакония не позволяло Иову согласиться с обвинительными заключениями такой теории и вынуждало его защищаться: «невинен я» (9:21); «не убоюсь Его, ибо я не таков сам в себе» (9:35; см. также 6:10; 10:7; 12:4; 13:16,18; 16:17; 23:11,12; 27:4-6). Таким образом, это различие отразило противоречие внутри самого Иова между его непорочным опытом и его религиозным убеждением, что проказа – проявитель беззаконника.

Ситуация не была бы столь драматичной (6:2,3; 16:18; 17:2; 19:23,24; 23:2), если бы эту неслучайность страдания исповедовали только друзья Иова. Их голые подозрения в его порочности не были бы такой проникающей раной в сердце Иова. Его положение усугублялось тем, что свои страдания он тоже принимал за действие Божьего перста: «Ты покрыл меня морщинами во свидетельство против меня; восстает на меня изможденность моя, в лицо укоряет меня» (16:8). Уста его друзей озвучивали не только их, но и его убеждение, и их заключения звучали в унисон его собственным боговоззрениям: «правда, знаю, что так» (9:2); «и кто не знает того же?» (12:3); «сколько знаете вы, знаю и я» (13:2). И это противоречие стало причиной страшной ломки его ошибочных взглядов о Боге: «объяви мне, за что Ты со мною борешься?» (10:2; см. также 7:12-21; 9:22,24,29; 10:6,7,20,21; 13:23-27; 19:5,6; 23 гл.). Заявить Создателю: «Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что Ты презираешь дело рук Твоих…? Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, – и Ты губишь меня?» (10:3,8) – означает прийти к выводу о полной бессмысленности человеческой жизни у такого Творца.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.