Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отраслевые СУКП. ОС УКП. КАНАРСПИ Качество Надежность Ресурс С Первых Изделий. Разработка и внедрение СУКП на предприятие



Отраслевые СУКП. ОС УКП

ОС УКП – это система, представляющая совокупность взаимосвязанных программ, мероприятий, нормативов, методов и средств управления, направленных на организацию планомерной деятельности предприятий и организаций отрасли по установлению, обеспечению, поддержанию и систематическому повышению уровня качества продукции при ее исследовании и проектировании, изготовлении, обращении и реализации, эксплуатации или потребления. Целью ОС УКП являлось постоянное улучшение качества всех видов продукции отрасли в соответствии с потребностями населения и экспорта при заданных материальных и трудовых ресурсах.Известны различные формы реализации ОС УКП.Наиболее распространенной формой является аттестация качества продукции.Аттестация  - это система оценки уровня качества продукции, проводимая с целью стимулирования, повышения ее качества.

При аттестации проводится комплекс организационных, технических, экономических и социологических мероприятий, направленных на планомерное и своевременное внедрение в производства научно-технических достижений, обеспечивающих улучшение качества продукции, повышения ее рентабельности, совершенствования культуры и технологии ее производства.При аттестации продукция подразделяется на 3 категории качества:

1. высшая категория качества – продукция, которая по своим технико-экономическим показателям соответствует высшим мировым достижениям, пользуется повышенным спросом, является конкурентоспособной на внутренних и внешних рынках.

2. 1 категория качества – продукция, соответствующая по своим технико-экономическим показателям современным требованиям, пользующаяся спросом на внутреннем рынке и не имеющая существенных замечаний от потребителей.

3. 2 категория качества – продукция, не соответствующая современным требованиям,

выпускаемая по устаревшим стандартам, к качеству которой имеются претензии со стороны потребителей.

Продукция высшей качества может быть представлена на присвоение ей государственного или национального знака качества или какого-либо другого знака, выделяющего ее из общей массы продукции.Продукция 1й категории качества может быть улучшена до уровней требований к продукции высшей категории.

Продукция 2й категории качества должна быть модернизирована, доведена до требований, предъявляемым к 1й категории качества или снята с производства.

Знак качества продукции несет в себе 3 основные функции:

Информационная функция, Организационная функция, Инспекционная функция,

Во всех промышленных развитых странах аттестация продукции и присвоение ей национальных знаков качества насчитывает многие десятилетия. В нашей стране эта работа была начата 21 апреля 1967 года – первому изделию был присвоен государственный знак качества (мотор).Аттестация в нашей стране хронологически включает 3 основные этапа:

1й этап – 1967-1975 гг. – знак качества присваивался лишь отдельным видам продукции и носил добровольный характер.2й этап – 1975-1980 гг. – аттестация в плановом порядке проводится для важных видов продукции.3й этап – с 1980 г. – аттестация должны были проходить все виды продукции.В 1986 году присвоение знака качества было отменено.

Идея присвоения национального и государственного знаков качества по итогам аттестации продукции является безусловно правильной и обязательно найдет свое дальнейшее применение в работе промышленных предприятий и отраслей промышленности.

В настоящее время лучшие ко качеству товары выделяются путем специальной маркировки.

СТАНДАРТЫ СЕРИИ ИСО 9000. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ. Первые стандартные серии 9000 были разработаны и утверждены в конце 80-х годов ХХ века. Считают, что в этих стандартах был обобщен и проанализирован опыт ведущих предприятий и фирм различных отраслей промышленности наиболее развитых стран. Разработкой этих стандартов занимался технический комитет ИСО/ТИ – 176 и в 1987г были утверждены первые стандарты этой серии. МС 9000-87 «Система качества. Общее руководство качеством и стандартами по обеспечению качества»: МС 9000.1 – 87 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании». МС 9000.2 – 87 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже». МС 9000.2 – 87 «Система качества. Модель для обеспечения качества при испытаниях». МС 9000.2 – 87 «Система качества. Общее руководство качеством и элементарные системы качества. Руководств. указания». Прогрессивная характеристика этих стандартов и их роль на международном рынке привели к тому, что во многих странах эти стандарты стали использоваться в качестве национальных. В России на основе этих стандартов были разработаны государственные стандарты серии 40. ГОСТ 40.9001-98 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании». ГОСТ 40.9002-98 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже». ГОСТ 40.9003-98 «Система качества. Модель для обеспечения качества при испытании». С 1990-1994 гг была разработана и утверждена 2-я редакция стандартов МС ИСО 9000. в настоящее время действует 4-я редакция этих серий и общее их количество достигло более 100 стандартов.Стандарты серии ИСО 2-й редакции были введены в нашей стране «методом обложки, т.е. был сделан их аутентичный перевод и они получили обозначение ГОСТ Р ИСО. В настоящее время стандарты 9000 используют для сертификации систем управления качеством продукции на отдельных предприятиях различных отраслей промышленности, стоимости продукции, выпускаемой на этих предприятиях, как правило выше аналогичной продукции других не сертифицированных предприятий.

1. ПОСТОЯНСТВО ЦЕЛИ. Поставьте перед собой цель и будьте неизменно тверды и постоянны в достижении поставленной цели непрерывного улучшения продукции и услуг, распределяя ресурсы таким образом, чтобы обеспечивались долговременные цели и потребности (а не только сиюминутная прибыльность) для достижения конкурентоспособности, сохранения предприятия и обеспечения людей работой.

2. НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Примите новую философию. Мы находимся в новой экономической эре, начатой в Японии. Мы не можем более мириться с принятым уровнем задержек, ошибок, дефектов в материалах и брака в работе. Чтобы остановить продолжающийся упадок экономики, нужно преобразование западного стиля менеджмента.

3. ПОКОНЧИТЕ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ МАССОВОГО КОНТРОЛЯ. Уничтожайте потребность в массовых проверках и инспекции как способе достижения качества, прежде всего путем так называемого «встраивания» качества в продукцию. Требуйте статистических свидетельств «встроенного» качества, как в процессе производства, так и при закупках.

4. ПОКОНЧИТЕ С ПРАКТИКОЙ ЗАКУПОК ПО САМОЙ НИЗКОЙ ЦЕНЕ. Покончите с практикой оценки и выбора поставщиков лишь на основе цены на их продукцию. Вместо этого наряду с ценой требуйте серьезных подтверждений качества продукта. Уменьшите число поставщиков одного и того же продукта путем отказа от услуг тех из них, кто не смогли статистически подтвердить его качество. Стремитесь к тому, чтобы каждый компонент поставлялся только от одного производителя, с которым у вас установились взаимные лояльность и доверие в результате долговременных отношений. Цель в этом случае - минимизация общих, а не только первоначальных затрат. У отделов комплектации и снабжения в результате появятся новые обязанности, которые они должны будут хорошенько изучить.

5. УЛУЧШАЙТЕ КАЖДЫЙ ПРОЦЕСС. Сегодня и всегда, непрерывно улучшайте все процессы планирования, производства и оказания услуг. Выискивайте проблемы, чтобы совершенствовать все виды деятельности и функции в компании, повышать качество и производительность и, таким образом, постоянно уменьшать издержки. Непрерывное улучшение системы, включающей в себя разработку и проектирование, поставку комплектующих и материалов, обслуживание и улучшение работы оборудования, методов управления и организации, подготовку и переподготовку кадров, есть первейшая обязанность менеджмента.

6.  ВВЕДИТЕ В ПРАКТИКУ ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ. Введите в практику современные подходы к подготовке и переподготовке для всех сотрудников, включая руководителей и управляющих, с тем чтобы лучше использовать возможности каждого из них. Чтобы поспевать за изменениями в материалах, методах, конструкции изделий, оборудовании, технологии, функциях и методах обслуживания, постоянно требуются новые навыки и умения.

7. УЧРЕДИТЕ ЛИДЕРСТВО. Задавшись целью помочь сотрудникам выполнять работу как можно лучше, введите в практику лидерство. Руководители всех уровней должны отвечать не за голые цифры, а за качество, улучшение которого автоматически приводит к повышению производительности. Руководители и управляющие должны обеспечить принятие немедленных мер при получении сигналов о появившихся дефектах, неисправном или разлаженном оборудовании, плохих инструментах, нечетких рабочих инструкциях (операциональных определениях) и других факторах, наносящих ущерб качеству.

8. ИЗГОНЯЙТЕ СТРАХИ. Поощряйте эффективные двухсторонние связи и используйте другие средства для искоренения страхов, опасений и враждебности внутри организации, с тем чтобы каждый мог работать более эффективно и продуктивно на благо компании.

9. РАЗРУШЬТЕ БАРЬЕРЫ. Разрушьте барьеры между подразделениями, службами и отделениями. Люди из различных функциональных подразделений - исследователи, разработчики, производственники, представители коммерческих и административных служб - должны работать в командах (бригадах), с тем чтобы устранять проблемы, которые могут возникнуть с продукцией или услугами.

10. ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ПУСТЫХ ЛОЗУНГОВ И ПРИЗЫВОВ. Откажитесь от использования плакатов, лозунгов и призывов, требующих от сотрудников бездефектной работы, нового уровня производительности и т. п., но ничего не сообщающих о методах достижения этих целей. Такие призывы вызывают лишь враждебное отношение; основная масса проблем низкого качества и производительности связана с системой, и поэтому их решения находятся за пределами возможностей рядовых сотрудников.

11. УСТРАНИТЕ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ НОРМЫ И ЗАДАНИЯ. Устраните порядок работы, который предполагает установление произвольных норм и квот для сотрудников и количественных заданий - для руководителей. Замените их поддержкой и лидерством вышестоящих руководителей, чтобы постоянно достигать улучшений в качестве и производительности.

12. ДАЙТЕ СОТРУДНИКАМ ВОЗМОЖНОСТЬ ГОРДИТЬСЯ СВОЕЙ РАБОТОЙ. Устраните барьеры, которые обкрадывают рабочих и руководителей, лишая их возможности гордиться качеством своего труда. Это предполагает, помимо всего прочего, отказ от ежегодных аттестаций (оценивания результативности) и методов управления по целям. И снова обязанности менеджеров, контролеров, мастеров должны быть перенесены с достижения чисто количественных показателей на качество.

     

 

 

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА

Измерительный метод основан на получении информации с использованием технических измерительных средств. Прямое измерение, когда искомое значение физической величины находят непосредственно из опытных данных. Косвенное измерение, при котором значение физической величины определяют на основании результатов прямых измерений других физических величин, функционально связанных с искомой величиной. Совместные измерения - проводимые одновременно измерения двух или несколько не одноименных величин для определения зависимости между ними. Абсолютные измерения, основанные на прямых измерениях одной или нескольких основных величин или использовании значений физических констант. Это понятие следует рассматривать как измерение величины в ее единицах. Это противоположно другому понятию: относительное измерение — это измерение отношения величины, играющей роль единицы, или измерение величины по отношению к одноименной величине, принимаемой за исходную. Статический измерения, при которых измеряемая величина остается постоянной во времени и динамические, в процессе которых измеряемая величина изменяется и является непостоянной во времени. Однократное измерение выполняется один раз, многократное -результат которого полечен из нескольких следующих друг за другом измерений, т.е. состоящее из ряда однократных измерений. Технические измерения проводят с помощью рабочих средств измерений, метрологические — при помощи эталонов и образцовых средств измерений с целью воспроизведения единиц физических величин для передачи их размера рабочим средствам измерений. Регистрационный метод определения показателей качества продукции осуществляется на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат.

Этот метод широко используется при оценке качества текстильных материалов. Например, при регистрации дефектов (пороков) внешнего вида волокон, нитей и текстильных изделий. Дефект — каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Дефектное изделие - это то, которое имеет хотя бы один дефект. Брак - продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов. Различаются следующие виды дефектов. Явный дефект, Скрытый дефект, Критический дефект, Значительный дефект, Малозначительный дефект, Устранимый дефект, Неустранимый дефект. Расчетный метод определения значений показателей качества продукции осуществляется на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. Этот метод применяют главным образом при проектирование продукции, когда она еще не может быть объектом экспериментального исследования. Расчетный метод может являться продолжением измерительного метода определения показателей качества для реально существующей продукции. Органолептический метод определения показателей качества продукции осуществляется на основе анализа восприятий органов чувств: зрения, слуху, обоняния, осязания и вкуса. Этот метод не исключает возможности использования некоторых технических, но не измерительных и не регистрирующих средств, повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств человека. Органолептический метод широко применяют при оценке и контроле показателей качества текстильных материалов. Органолептический метод определения показателей качества продукции может сочетаться с измерительным. Органолептический метод определения показателей качества неизбежен и зачастую остается единственным для продукции, использование которой обусловлено или связано с эмоциональным воздействием на потребителя.

В органолептическом методе значения показателей качества находятся путем анализа полученных ощущений человека на основе имеющегося опыта. Поэтому точность и достоверность таких значений зависят от квалификации, навыков и способностей лиц, определяющих их. Традиционный метод предполагает традиционный или штатный источник информации в существующей системе определения показателей качества текстильных материалов. Это может быть лаборатория, производственная, научно-исследовательская, сертификационная, испытательная станция или центр, сертификационные центры и т.п. Экспертный метод определения показателей качества продукции, осуществляется на основе решения принимаемого экспертами. Эксперт (от лат. expertus — опытный) — сведующее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы -исследования и разрешения какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. Экспертные методы широко используются для оценки показателей качества продукции, когда невозможно или затруднительно применить более объективные методы, например, измерительный, регистрационный или расчетный.

Общие принципы экспертных оценок при определении показателей качества остаются такими же, как и при определении весомостей показателей качества. Однако здесь следует отдать предпочтение очным оценкам, проводимым группой экспертов. И оценки эти должны иметь количественное выражение, желательно в единицах оцениваемого показателя. В тоже время, экспертные методы, как правило, применяют при органолептической оценке показателей качества продукции. Поэтому, при их реализации широко используют различные оценочные шкалы, например, в баллах. По способам определения балльные оценки делятся на непосредственно назначаемые экспертами и получаемые в результате формализации процесса оценки. Последние, как правило, применяют для "измеряемых" показателей качества. Обработка данных экспертной оценки обычно заключается в подсчете сводных характеристик: среднего, среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации.

 

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВО На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние. К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические. Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции. Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала. Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции. Социально – экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные. Среди рассмотренных факторов внешней среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции своих конкурентов. В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента. Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы. Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др. Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению. Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров.
Выбор определяющих показателей качества “методом медиан”основан на общей экспертной оценке качества продукции и экспериментальном определением её показателей качества. Т.е. этот метод относится к комбинированным. Метод основан на принципах так называемого случайного баланса, используемого на предварительных стадиях планирования эксперимента. Экспертам предлагается оценить в условных единицах, например по пятибалльной шкале, несколько вариантов одноименной продукции. Затем для исследуемых видов продукции экспериментально определяют фактические значения оцениваемых показателей качества. В таблице приведены экспертные оценки Уi и фактические значения Хi показателей качества восьми вариантов шерстяных костюмных тканей. Подсчитывают средние значения показателей качества. Обозначают результат выше среднего знаком “+”, а ниже среднего знаком ”-”. Представляют все результаты в виде кодированной матрицы и строят по отдельным показателям диаграмму рассеяния. На диаграмме для каждого показателя на оси абсцисс откладывают значения уровней “+” и “-” и против каждого из них точками отмечают соответствующие величины оценок yi . Находят разницу Di между значениями медиан точек на уровнях “+” “-“. Коэффициенты весомости Zi` оцениваемых показателей определяют по формуле Zi= Где  i – разность медиан для показателя Xi, i – сумма разности медиан по всем показателям, Существенно значимыми считают те показатели, для которых имеет место соотношение Zi>1/n; где n – число показателей. Их величину корректируют по формуле Z0i` = Z0i / 2Z0i Когда выбраны определяющие показатели переходят к следующему этапу оценки качества.  

КАНАРСПИ Качество Надежность Ресурс С Первых Изделий

Эту систему еще называют "Горьковская система", так как она впервые была внедрена на авиационном заводе в г.Горьком, а также на ряде других предприятий, выпускающих образцы военной техники. Сущность этой системы заключается в том, что целенаправленное воздействие на факторы, определяющие качество выпускаемой продукции в основном осуществляется на стадиях проектирования, разработки, постановки на массовое производство, а также на стадии эксплуатации.

Предпосылками для создания этой системы явилось то, что анализ причин отказов из-за низкого качества изделий показал, что или являются недоработки конструкции продукции на допроизводственных стадиях и ошибки при эксплуатации данных изделий из-за незнания особенностей их конструкций. Основными принципами системы является:

1. Интенсивное использование допроизводственных этапов создания изделий для их конструктивно-технологической отработки.

2. Широкое развитие научных исследований с целью повышения качества выпускаемых и новых образцов изделий.

3. Резкая унификация комплектующих изделий и типизация технологии изготовления продукции.

4. Активное участие изготовителя в обеспечении эффективной эксплуатации продукции.

Для систем КАНАРСПИ характерно:Комплексное решение задач обеспечения качества продукции.

Поисковый характер системы, то есть всемерное развитие исследований, направленных на улучшение качества.Получение объективной и своевременной информации о качестве выпускаемой продукции.

Использование периода подготовки производства для выявления причин снижения качества продукции.Активное участие предприятий-изготовителей и организаций-потребителей в совершенствовании изделий и повышении эффективности их эксплуатации.Широкое использование принципов комплексной стандартизации при решении задач УКП.Универсальность, то есть возможность использования данной системы в различных отраслях промышленности.

Система предусматривает проведение работ по 6 основным направлениям:

1. Создание опытного образца с показателями качества, учитывающими перспективы развития науки и техники.

2. Совершенствование изделий в процессе создания серийного образца и постановки его на массовое производство.

3. Применение прогрессивных технологических процессов и дальнейшее их совершенствование.

4. Разработки и внедрение совершенных систем контроля и оценки качества на всех этапах производства.

5. Совершенствование организации производства и обеспечение изготовления продукции в точном соответствии с проектно-технологической документацией.

6. Обеспечение эксплуатации на высоком технической уровне.

Дальнейшее развитие основных принципов КАНАРСПИ послужило базой для создания комплекса государственных стандартов, объединенных общим названием «Единая система технологической подготовки производства» (ЕСТПП).

Комплексная Система Управления Качеством КС УКП Эту систему еще называют "Тираспольская СУКП", так как она была разработана и внедрена в конце 60-х годов ХХ века на Тираспольской швейной фабрике.Сущность данной системы заключается в переходе от отдельных разрозненных мероприятий по УКП к четкой системе комплексных научно-обоснованных и постоянно действующих мероприятий, направленных на совершенствование управления производством и повышение качества выпускаемой продукции.При создании системы были выделены 3 группы взаимосвязанных задач: 1. Изучение рынка сбыта и регулирование взаимоотношений с поставщиками сырья и потребителями торгующими организациями. 2. Планирование, конструирование и отработка качество новых изделий, а также технико-технологической подготовки их массового производства. 3. Регулирование производства и качества выпускаемой продукции. Для комплексного решения этих задач весь процесс изготовления изделий был разбит на отдельные стадии. В каждой из которых были выделены комплексы элементарных работ от своевременного и качественного выполнения которых зависели ритмичность производства и качество выпускаемой продукции. Таким образом была построена информационно-функциональная модель управления производством и качеством продукции. Анализировались те участки этой модели, на которые происходило снижение качество продукции, нарушение ритмичности и стабильности производства, разрабатывались специальные комплексные мероприятия для решения возникающих проблем. Весь комплекс этих работ объединялся в так называемую функционально-технологическую модель управления производством и качеством продукции. Эта модель постоянно уточнялась и совершенствовалась. На Тираспольской швейной фабрике были проведены ряд специальных работ для повышения производительности и качества труда рабочих основных профессий (благоприятный климат, создана комната отдыха, психолог, профессиональный отбор – тесты).
Цепная реакция Деминга – взаимосвязь качества продукции, эффективности работы предприятия и стабильности положений его работы. Цикл Дёминга или колесо Дёминга– это последовательность выполнения работ по обеспечению и управлению качеством. Существует и более разветвленная схема:

 

 

Выбор номенклатуры определяющих показателей качества. Это первый наиболее ответственный этап оценки качества текстильных материалов зависит от цели и условий, для которых делается эта оценка. Например, если оценка качества проводится по стандартам, то в качестве определяющих могут быть выбраны показатели, к которым в действующей нормативно-технической документации установлены требования. Если по каким-либо причинам номенклатура определяющих показателей качества текстильных материалов неизвестна или требует уточнения, например при комплексной оценке качества, то ее выбор может быть сделан специальными методами. Эти методы сводятся к нахождению коэффициентов весомости отдельных показателей в общей оценке качества, и могут быть следующими. Эвристический или экспертный, когда весомость показателей определяют на основе экспертного опроса специалистов. Стоимостной, где весомость i-ого показателя принимается пропорциональной затратам, необходимым для обеспечения этого показателя. Исходят из того, что чем больше стоит тот или иной показатель, тем он и более важен. Вероятностный, при котором весомость принимается пропорциональной среднему значению степени приближения оцениваемого показателя к эталонному значению. Считают, что чем ближе проектировщик добивается соответствия того или иного показателя эталонному значению, тем важнее этот показатель в общей оценке качества данной продукции. Экспериментальный, когда весомость отдельных показателей определяют по результатам специально проведенных экспериментов. Например, изучают влияние показателей качества нити на ее поведение – обрывность в технологических процессах. Считают, что тот показатель является более весомым, который оказывает наибольшее влияние на обрывность. Или получают математическую модель качества исследуемой продукции и определяют вклад каждого ее фактора – показателя качества в изменчивость изучаемой функции. Комбинированный заключается в использовании некоторой комбинации разных методов. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки. На практике чаще всего используется экспертный метод определения коэффициентов весомости показателей качества, т.к. он является простым и экономичным. Многоаспектность проблемы качества Национальный аспект – связан с определенными национальными чертами, влияющими на стандарты требований, предъявляемых качеством. Политический аспект – качество определяется конкурентоспособностью фирм и влияет на уровень доходов населения, уровень безработицы, а следовательно и на политическую ситуацию внутри страны и на международный политический статус государства. Политический аспект качества заключается в том, что текстильные материалы являются объектом международной торговли, что способствует установлению и поддержанию мирных отношений между странами. Технический аспект – уровень развития техники и качества продукции – взаимосвязанные характеристики. Технический аспект для текстильной промышленности заключается в том, что технологии изготовления требуют сложных технических решений. Большинство текстильных технологий – наукоемки технологии, где объекты – предметы с чрезвычайно малыми размерами и специфическими свойствами. Экономический аспект – все решения в области качества связаны с экономическими затратами и имеют смысл, если приводят к приемлемому экономическому эффекту. Во всех промышленно развитых странах текстильная промышленность и ее продукция являются определяющими в национальном экономическом формировании бюджета и доходов государства. Социальный и социологический аспект – высокое качество, повышенный уровень образованности, интеллектуальное развитие, благосостояние нации, влияние на социальную среду, социальный статус государства. Большинство товаров текстильной промышленности удовлетворяют не только материальные, но и духовные потребности, так как одежда и другие товары имеют не только чисто утилитарное значение, но и формируют эстетические потребности личности. Всё это определяет комфортность и удовлетворенность жизнью и в конечном счете социальную обстановку в обществе, уровень его развития. Моральный аспект – заложен в состав качества жизни и качества трудовой деятельности. Экологический аспект – с ухудшением экологической обстановки в обществе появляются новые потребности, обусловливающие необходимость в экологически чистых товарах.

КВАЛИМЕТРИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.

Проблемы измерения и оценки качества продукции вошли в жизнь человека очень давно. Еще древние философы Платон (427 — 347 гг. до н.э.) и Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) пытались дать определение понятия качества. Первый считал, что качество — это степень совершенства изделия, второй — это сумма определенных свойств, отличающий данный предмет от других. При этом считалось необходимым найти способы количественного определения качества продукции на основе результатов измерений. По мере того как человечество производило все больше и больше различных видов продукции деятельности по измерению и оценке качества постоянно расширялось. Она особенно усилилась после того, как производимая продукция приобрела форму товара и стала предметом обмена и продажи на рынке. Стали появляться для одного и того же товара традиции качества (группы, классы, сорта), которые являлись результатом комплексной оценки и измерения качества продукции и находили свое отражение в дифференциации цен. Появился экономический статус развития количественных методов оценки и измерения качества продукции. Рост объемов производства, все большее и большее усложнение многообразия видов продукции, повышение требований и их качеству объективно привел к необходимости разработок и использовании научных методов оценки и измерения качества продукции.

Особое развитие эти методы получили во второй половине ХХ века, когда проблема качества стала приоритетной. Обеспечение и повышение качества продукции должны опираться на прочную научную базу, на достаточно устойчивой теор



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.