Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Управление использованием трудовых ресурсов.



 

КВАЛИМЕТРИЯ.

Слово «квалиметоия» образовано корнями букв слов:

латинского «qualitas» - качество и греческого «metron» -

измерять, и дословно означает «измерение качества».

Термин «квалиметрия» был введен сравнительно недавно

и постоянно уточняется. Сегодня общепринятым является

следующее определение. Квалиметрия — научная область,

объединяющая количественные методы измерения и оценки

качества продукции, используемые для обоснования решения,

принимаемых при стандартизации и управлении качеством продукции.

Выбор из ограниченного числа показателей проводят в тех случаях, когда число  выбираемых показателей должно быть ограниченно. Например, выбор нормируемых показателей при разработке стандарта на продукцию. Или когда эксперты имеют ограниченное представление о показателях качества продукции. При опросе экспертам обычно предлагается дать ранговую оценку заранее определенного количества показателей качества. Эта оценка сводится к обозначению степени значимости каждого показателя рангом. Наиболее значимый показатель обозначают рангом R=1, а наименее значимый рангом R=n, где n – число показателей. Если эксперт считает несколько показателей равноценными по значимости, то им присваиваются одинаковые ранги, но сумма их должна быть равна сумме мест при их последовательном расположении. Например, два показателя, по мнению эксперта, должны занимать по степени важности одинаковое 1-ое место, тогда сумма мест при их последовательном расположении будет равна 1+2=3. Следовательно ранговая оценка этих показателей одинакова и  равна R=3/2=1.5 Результаты опроса экспертов сводят в таблицу и обрабатывают.    

 

Принципы и методы квалиметрии

1.Принцип цели и условий. Он определяет, что оценка качества

любого объекта зависит от цели и условий, для которых делается эта оценка.

Этот принцип следует из основного термина квалиметрии «качество продукции» —

где совокупность свойств, их измерение и оценка, могут изменятся в зависимости от

назначения продукции, а также целей и условий для которых делается оценка качества.

Это легко проследить на примере тканей различного назначения, когда оценка их

качества делается для различных целей и условий.

Из этого принципа следует, что один и тот же объект может иметь несколько разных

оценок качества, произведенных для различных целей и разных условий. Эго значит, что

оценка качества не может быть абсолютной, она всегда относительная.

2. Принципы иерархии. Иерархия- расположение частей или элементов целого в

порядке от высшего к низшему. Это принцип означает, что качество следует рассматривать

как некоторую иерархическую совокупность свойств, расположенных на различных уровнях.

Если принять, что качество можно расположить на самом низком нулевом уровне, то

составляющие его свойства будут располагаться на более высоком - первом уровне.

В свою очередь каждое из этих свойств может рассматриваться составляющим из

некоторого количества свойств и показателей, расположенных на следующем, более высоком

втором уровне. Последние так же могут быть разложены на составляющие на следующем-третьем уровне и так далее. Образуется иерархия свойств качества, число уровней которых может неограниченно возрастать по мере углубления значений знаний об объекте исследования. Иногда такое построение называют «деревом качества». Считают, что любое свойство любого уровня может быть оценено и выражено числовым коэффициентом Кim, где m-номер уровня иерархии, где находится свойство, i — номер конкретного свойства, из всего количества свойств, составляющих качество на каждом уровне. Тогда оценка каждого свойства на любом уровне рассмотрения зависит от совокупности оценок связанных с ним свойств следующего по высоте уровня: К im=f(Ki m+1 ").

З.Принцип базовых значений. Из него следует, что оценка качества объекта зависит от фактических значений его показателей качества и базовых значений этих показателей, используемых при оценке. Величины базовых значений показателей зависят от выбранного эталона. Оценка показателя представляет собой результат сопоставления абсолютного показателя Пi с соответствующим показателем Пэт, принятым за эталон. Это означает, что оценка любого свойства К im на любом уровне представляет результат сравнения абсолютного значения величины показателя Пi с выбранной величиной — эталоном Пэт ≠I Кim =φ(П i П i эт) . Вне выбранного эталона оценка качества не может быть проведена. Это принцип указывает на важность правильного выбора базовых показателей (норм) при оценке качества продукции. Этим объясняется роль, которую играет стандартизация в деле обеспечения и улучшения качества продукции. Квалиметрию рассматривают как научную основу стандартизации.

Наиболее совершенной методикой проведения опроса экспертов считают так называемый. Характерными чертами метода Делфи являются следующие. Ответы на поставленные перед экспертом вопросы обязательно должны содержать количественную характеристику. Проводится несколько туров опроса и после каждого тура все опрашиваемые эксперты знакомятся с ответами других участников опроса. От экспертов получают обоснование их мнения и это обоснование доводится до сведения других участников экспертизы, что позволяет полнее учесть различные факторы. Статистическая обработка полученных ответов проводится после каждого тура. Экспертная оценка коэффициентов весомости показателей качества включает следующие основные и последовательно выполняемые этапы работ: формирование группы экспертов; подготовка опроса экспертов; опрос экспертов; обработка экспертных оценок; анализ полученных результатов. Формирование группы экспертов заключается в подборе специалистов, имеющих достаточно высокую квалификацию в области создания и функционирования оцениваемой продукции. Желательно, чтобы специалисты, входящие в группу, были заинтересованы в результатах экспертного опроса. Число экспертов зависит от требуемой точности средних оценок, допустимой трудоемкости оценочных процедур, возможностей организации и эффективности управления группой экспертов. Подготовка опроса заключается в составлении специальных опросников или анкет, в которых излагается сущность обсуждаемого вопроса, подробно дается метод подготовки и оформления ответов, указываются возможные варианты подготовки заключения. Иногда бывает целесообразным проиллюстрировать предлагаемый метод конкретным примером, а также указать, где может быть получена  консультация в случае возникновения тех или иных трудностей. Опрос экспертов осуществляется заочно путем рассылки им анкет и получения ответов, или непосредственно при единовременной работе всей группы экспертов. В этом случае опрос проводится следующим образом: эксперты фиксируют в анкетах свои суждения, затем после короткого обсуждения вновь заполняют анкеты независимо друг от друга. Обработка экспертных оценок заключается в определении согласованности мнений экспертов и подсчете сводных характеристик опроса группы экспертов по каждому показателю. Анализ полученных результатов включает подсчет коэффициентов весомости оцениваемых показателей, выбор определяющих показателей, исследование возможности повышения степени согласованности мнений экспертов, раздельное определение оценок весомостей и согласованности мнений для различных групп экспертов, например изготовителей и потребителей продукции, определение согласованности мнений экспертов по отдельным показателям, отбрасывание “ выскакивающих экспертов”, оценку согласованности мнений отдельных экспертов или групп экспертов и т.п.  

КС УКП на базе стандартов предприятия

Эту систему называют "Львовская СУКП", так как она впервые была разработана и внедрена в

середине 70-х годов на ряде предприятий г.Львова и области. Сущность системы заключается

в том, что реализация специальных функций по УКП осуществляется путем разработки и

внедрения СТП, в которых учитывались требования отраслевых и государственных стандартов, а также специфика выпускаемой продукции и организационно-технический уровень каждого конкретного предприятия. Это позволило выработать основной базовый документ по УКП в СТП, который входит в ГСС, имея четко разработанные формы и правила создания и внедрения на предприятие.Кроме того, разработанная система стандартов становится составной частью отраслевой и государственной СУКП.Были определены следующие специфические функции КСУКП (СТП):

1. Прогнозирование потребностей технического уровня и качества продукции.

2. Планирование повышения качества продукции.

3. Аттестация качества продукции.

4. Разработка и постановка на производство.

5. Технологическая подготовки производства.

6. Материально-техническое обеспечение качества продукции.

7. Метрологическое обеспечение качества продукции.

8. Подбор, расстановка, воспитание и обучение кадров.

9. Обеспечение стабильного уровня качества продукции.

10. Организация хранения, транспортировки, эксплуатации и ремонта.

11. Стимулирование повышения качества продукции.

12. Контроль качества продукции.

13. Государственный надзор за внедрением стандартов технических условий и составление

средств измерения.

14. Правовое регулирование качества продукции.

По каждой из этих функций разрабатываются и внедряются стандарты предприятия, в которых регламентировались необходимые работы для обеспечения эффективной реализации данных функций.В конце 70-х годов было принято решение на государственном уровне о повсеместном внедрении этой системы на предприятия различных отраслей промышленности. Были созданы комиссии, которые контролировали внедрение этих систем главным образом по количественному показателю стандартов, а не по их эффективности. Это привело к тому, что на многих предприятиях внедрение этих систем ограничивалось только написаниями СТП, что носило формальный характер. Кроме того, на предприятиях отсутствовали специалисты по УКП.

Выбор из неограниченного числа показателейпредполагает, что каждый эксперт по своему усмотрению может добавить к предложенному ему перечню любое число показателей, или дать свой перечень показателей и оценить их соответствующими рангами. В этом случае у экспертов число показателей n может быть неодинаковым. Обработку результатов ранговой оценки значимости показателей качества при таком опросе проводят следующим образом. Строят общую таблицу типа таблицы 5.1 , в которую записывают ранговые оценки каждого эксперта для всех перечисленных ими показателей n .при этом у некоторых экспертов будут отсутствовать оценки не учтенных ими показателей. Считают, что эти показатели эксперт оценил не значащими, поэтому им присваивают наихудший ранг. При одной недостоющей оценке ей присваивают ранг R=n, при двух - R=0,5; при трёх - R=1 и т.д. таким образом получают полностью заполненную таблицу, результаты которой обрабатывают и анализируют рассмотренными выше методами.  
  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ В настоящее время квалиметрия достигла такой стадии развития, когда внутри нее явственно начинают выделяться две ветви: теоретическая и прикладная. Теоретическая квалиметрия абстрагируется от конктретных объектов (предметов или процессов) и изучает только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Объектом теоретической квалиметрии являются философские и методологические проблемы количественной оценки качества. Задача прикладной квалиметрии – разработка конкретных методик и математических моделей для оценки качества конкретных объектов разного вида и назначения

ТЕОРИЯ ДЕМИНГА

Теория Деминга считается основной в СУКП. Стандарты ИСО 9000 отталкиваются от теории Деминга. Теория Деминга включает в себя следующие разделы: 3 прагматические аксиомы, 14 пунктов, 7 смертельных болезней, трудности и фальстарты, цепная реакция, цикл Деминга.

В основе теории Деминга лежат 3 основные идеи:

1. Отказ от рецептурного подхода и замена его креативным;

2. Не сотвори себе кумира;

3. Перенос центра тяжести на человеческий фактор.

ТРИ ПРАГМАТИЧЕСКИЕ АКСИОМЫ

1. Процессный подход. К любым бизнес-процессам может быть применен тот же организационный опыт, который накоплен в области управления производственными процессам. Любой бизнес-процесс можно, а часто и нужно грамотно проектировать так же, как и технологические процессы производства. Для любого БП можно расписать общую последовательность действий и содержание действий. Любой БП может быть разбит на отдельные операции. Любой БП потребляет ресурсы.

2. Системный подход. Любой БП рассматривается как система, которая находится либо в стабильном, либо в нестабильном состоянии. Система может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом равновесии.

3. Ответственность руководства. Высшее руководство предприятия во всех случаях должно принимать ответственность за качество продукции на себя. У каждого процесса должен быть свой хозяин, несущий ответственность.

    13. ПООЩРЯЙТЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ. Учредите активную программу образования и поддержки самосовершенствования для всех сотрудников. Организации нужны не просто люди, ей нужны сотрудники, совершенствующиеся благодаря образованию. Знания - это источник успешного продвижения в достижении конкурентоспособности. 14. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА И ЕГО ДЕЙСТВИЯ. Четко определите непоколебимую приверженность высшего руководства к постоянному улучшению качества и производительности и его обязательство претворять в жизнь все рассмотренные выше принципы. Однако искреннего декларирования высшим руководством своей приверженности качеству и производительности мало. Эти люди должны к тому же точно знать, чему они привержены, - т.е. что они должны делать. Создайте в высшем руководстве структуру, которая будет каждодневно давать импульс для продвижения к рассмотренным выше тринадцати принципам, и действуйте, чтобы осуществить преобразования. Поддержки здесь недостаточно, нужны конкретные действия.

Подсистемы КС ПЭП:

1. Управление использованием трудовых ресурсов.

Цель: Повышение эффективности использования трудовых ресурсов социального

уровня и творческой активности коллектива. Задачи: Научно-обоснованное формирование

кадров; Стимулирование высокоэффективного труда; Совершенствование управления трудовыми процессами (вертикальное, горизонтальное); Улучшение условий труда и техники безопасности.Функции: Планирование труда; Научная организация и нормирование труда; Организация подготовки и повышения квалификации кадров; Организация оплаты труда; Социальное развитие коллектива.Критерии оценки эффективности: Рост производительности труда; Повышение эффективности и качества труда; Сокращение непроизводственных потерь рабочего времени; Повышение социального уровня коллектива.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.