Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные теоретические положения Л. С. Выготского относительно детей с умственной отсталостью.



5. Основные теоретические положения Л. С. Выготского относительно детей с умственной отсталостью.

Анализ работ зарубежных психологов начала 20 века позволяет обнаружить две принципиально разные концепции развития.

Первая заключается в следующем: умственно отсталый ребенок более или менее успешно усваивает все простое, элементарное, но не может достигнуть высших уровней обобщения и абстракции, а также высот нравственной культуры. Такая позиция рассматривает психику лиц с умственной отсталостью как «усеченный конус».

Иная концепция развития психики умственно отсталого ребенка создана Л.С. Выготским. Он говорит о необходимости различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. При оценке развития психики умственно отсталого ребенка Л С Выготский предлагает отличать (недостаточно хорошо, по его мнению, изученные, но в основном определенные) ядерные признаки умственной отсталости от вторичных и третичных наслоений, надстраивающихся над этим ядром. Л С. Выготский пишет «Первым и наиболее частым осложнением, воз­никающим как вторичный синдром при умственной отсталости, оказывается недоразвитие высших психологических функций. Под этим разумеют обычно недоразвитие высших форм памяти, мышления, характера, слагающихся и возникающих в процессе социального развития ребенка. При этом замечательным являет­ся тот факт, что само по себе недоразвитие высших психологи­ческих функций не является обязательно связанным с картиной дебильности». Различение первичных и вторичных задержек в развитии имеет, по мнению Л. С Выготского, не только теоретический, но и сугубо практический интерес в том смысле, что вторичные осложнения и задержки оказываются наиболее поддающимися лечебно-педагогическому воздействию. Важнейший вывод, к которому приходит Л С Выготский, со­стоит в том, что «дебил принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие пси­хические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишенным этих высших функций». Он объясняет это своеобразием истории развития дебила.

Для того чтобы понять суть концепции Л. С. Выготского, сле­дует разобраться в том, что он подразумевает под своеобразной историей развития умственно отсталого ребенка. В работе «Разви­тие высших психических функций» Л. С. Выготский обосновывает необходимость различать культурный и биологический процессы развития. Он говорит о тесном сплетении этих двух линий развития в реальной жизни обычного ребенка: «Культура человечества слагалась и созида­лась при условии известной устойчивости и постоянства биологи­ческого человеческого типа. Поэтому ее материальные орудия и приспособления, ее социально-психофизиологические институты и аппараты рассчитаны на нормальную психофизиологическую организацию». Далее он пишет: «Врастание ребенка в цивили­зацию обусловлено созреванием соответствующих функций и аппаратов». «Эта связь,— продолжает Выготский,— приуроченность той или иной стадии или формы развития к определенным моментам органического созревания возникала столетиями и тысячелетия­ми и привела к такому сращиванию одною и другого процессов, ч к) детская психология перестала различать один процесс и утвердилась в той мысли, что овладение культурными формами поведения является столь же естественным симптомом иронического созревания, как те или иные телесные признаки».

Далее Л. С Выготский пишет о том, что «основной отличи­тельной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция, расхождение обоих планов развития, слияние которых характерно для развития нормального ребен­ка». В этой мысли Л. С. Выготского о расхождении двух пла­нов развития ребенка с неполноценной нервной системой следует искать ключ к пониманию своеобразия этого развития Биологи­ческая неполноценность ребенка лишает его возможности свое­временно, т. е. с самого младенческого возраста, усваивать куль­туру человечества. А эта культура преподносится ребенку в фор­ме привычных для человеческого общества приемов и обычаев воспитания, рассчитанных на здорового ребенка Особенно остро выступает это несоответствие в периоды раннего и дошкольного воспитания. По теории Л. С. Выготского, высшие психические функции, т. е. высшие формы памяти, мышления, характера, — продукт культурного развития, а не биологического созревания. Это куль­турное развитие возможно, но оно лишь ограничено ядерными признаками умственной отсталости: плохой восприимчивостью ребенка ко всему новому и его недостаточной активностью. Влияние расхождения между биологическим и культурным развитием умственно отсталого ребенка проявляется, в частно­сти, в дисгармоничном росте потребностей. Недостаточная познавательная активность, слабость ориен­тировочной деятельности — это, видимо, ядерный симптом, пря­мо вытекающий из неполноценности коры. Слабость ориентировочной дея­тельности должна быть поставлена в один ряд со слабостью замыкательной функции коры, инертностью нервных процессов и повышенной склонностью к охранительному торможению.

Эти в настоящее время достаточно изученные признаки неполноцен­ности корковой деятельности и составляют то, что Л. С. Выгот­ский называл «ядром дебильности».Особый интерес представляет анализ возникающей в мла­денческом возрасте потребности умственно отсталого ребенка в общении. Все органические потребности здорового и неполно­ценного ребенка могут быть удовлетворены только взрослыми. У умственно отсталого такая полная зависимость сохраняется гораздо дольше. Потребность в общении у него очень велика. Вместе с тем она не сразу перерастает в подлинную потребность в собственно общении. Она длительное время сохраняется лишь как потребность в помощи.

Л. С. Выготский подчеркивал, что коллектив (детский коллектив) является центральным фактором в развитии высших психических функций. Умственно отсталый ребенок с самого начала общения с нормальными сверстниками (братьями, сестра­ми, соседями) и до момента поступления в коррекционное учреждение как бы «выпадает» из детского коллектива. Он не зани­мает в этом коллективе адекватной позиции. Нормальные сверстники с ним не играют вовсе, либо предлагают ему самые невыгод­ные роли.

Важным моментом при изучении психики лиц с умственной отсталостью является рассмотрение вопроса о компенсаторных и псевдокомпенсаторных образованиях. Очень многие симптомы патологии психики умственно отсталых лиц в действительности относятся симптомам компенсации и декомпенсации. Еще Э. Сеген писал о том, что облик глубоко отсталого ребенка определяется в основном, «не природой, а привычками». К мнимоприспособительным (псевдокомпенсаторным) образованиям относятся, например, отрицательные черты характера: грубость, драчливость и т.д. Л. С. Выготский говорит о том, что из-за низких оценок со стороны окружающих„ умственно, отсталый ребенок начинает осознавать свою малоценность и реагировать развитием целого ряда тенденций которые имеют явно невротический характер.

На первый план выступают неблагоприятные стереотипы поведения. Но бывают и удачные, найденные самим ребенком, компенсаторные механизмы. Л.С. Выготский указывал, что анализ механизмов симптомообразования, отграничение первичных синдромов от вторичных, прослеживание закономерностей развития психики умственно отсталого ребенка имеют огромное значение для современной специальной психологии и педагогики.

 

6. Основные формы умственной отсталости: олигофрения и деменция. Классификация олигофрении, предложенная Г. Е. Сухаревой,
М. С. Певзнер.

Г.Е.Сухаревой , М.С.Певзнер

► олигофрению;

► деменцию.

Первый из указанных видов умственной отсталости – олигофрения –проявляется на более ранних этапах он­тогенеза (до 1,5-2 лет), второй – деменция – на более поздних этапах онтогенеза (после 2 лет). Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (нем. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. mens – ум, разум). Приобретённое слабоумие (деменция) означает снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

Преобладающее большинство в полиморфной группе умственно отсталых детей составляют дети с олигофренией (от греч. olygos – «малый», phren – «ум»). Термин «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Эмилем Крепелином.

Олигофрения форма умственного и психического не­доразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь, коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на ранних этапах развития) периоды. Психопатоло­гическая структура нарушения при олигофрении характе­ризуетсятотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носитнепрогрессирующий характер. Ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обу­словленные типом нарушений центральной нервной систе­мы и их отдаленными последствиями.

 

Существуют несколько гипотез относительноосновного нарушения при олигофрении:

► особенности эмоционально-волевой сферы(К. Левин);

► трудность обобщения и отвлечения (М.С. Певзнер);

► слабость регулирующей роли речи(А.Р. Лурия).

Причины олигофрении различны. По этиологическому признаку выделяют две группы олигофрении:

1) обусловленная эндогенными (генетическими, внутренними) фак­торами, как то: патологическая наследственность, умственная отсталость одного или обоих родителей, нарушения хромосомного набора и др.;

2) обусловленная экзогенными (внешними) факторами, как то: ин­фекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, действующие на ранних этапах внутриутробного и постнатального развития.

По степени выраженнос­ти интеллектуального недоразвития олигофрения в свою очередь делится на три группы:

► дебильность (легкая степень);

► имбецильность (средняя степень);

► идиотия (тяжелая степень).

Дебильность – наиболее распространенная форма оли­гофрении. Интеллектуальный дефект выражен негрубо. Имеются способности к обобщению, фразовая речь, часто неплохая механическая память. Все это способствует ов­ладению навыками чтения, письма, счета, усвоению зна­ний, предусмотренных программой коррекционной шко­лы 8-го вида. Относительная сохранность эмоций, их более выраженная дифференцированность облегчают выра­ботку самоконтроля. При правильном обучении и воспита­нии, своевременном привитии трудовых навыков социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен.

Имбецильность – более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Однако наличие грубых де­фектов восприятия, памяти, мышления, коммуникатив­ной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сфе­ры делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе.

Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталос­ти. Детям-идиотам недоступно осмысление окружающего мира, речевая функция развивается крайне медленно и огра­ниченно. Нарушены координация движений, ориентировка в пространстве, часто имеются тяжелые нарушения мото­рики. Крайне трудно и медленно формируются элементар­ные навыки самообслуживания.

В правовом отношении имбецилы, также как и идиоты, являются недееспособными, над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц. Они могут воспитываться в специальных детских учреждениях (интернатах). В случае воспитания в условиях семьи они получают пенсию как инвалиды.

Олигофрены существенно отличаются друг от друга, поскольку структуры вариантов дефекта у них различны. Наиболее распространенной среди дефектологов является классификация, предложенная в 1959 г. совет­ским дефектологомМ.С. Певзнер. Она выделила пять ос­новных форм олигофрении:

► неосложненную (основной вариант);

► с выраженными нейродинамическими нарушениями:

а) с преобладанием процессов торможения;

б) с преобладанием процессов возбуждения;

в) лабильные;

► со снижением функций анализаторов и нарушения­ми речи:

а) с нарушением зрения;

б) с нарушениями слуха;

в) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

г) с речевыми отклонениями;

► с психопатоподобным поведением;

► с выраженной лобной недостаточностью.

К числу основных форм умственной отсталости также от­носитсядеменция. Деменция (от лат. dementia – «безу­мие, слабоумие») – стойкое и, как правило, необратимое ослабление познавательной деятельности в сочетании с рас­стройствами памяти и эмоционально-волевой сферы.

Слабоумие (деменция) в психиатрии представляет собой врождённое или приобретённое расстройство интеллекта, в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, поведению. Ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений; изменяется процесс рационального познания, способность к умозаключениям и суждениям, уровень критических способностей.

Причинами деменции являются:

► травматические, инфекционные, интоксикационные поражения мозга, дегенеративные заболевания ЦНС;

► нарушения обменных процессов;

► органические заболевания мозга при шизофрении, эпилепсии.

Нарушения в деятельности мозга наступают после не­которого периода нормального развития ребенка, когда значительная часть мозговых структур является относи­тельно сформированной. При деменции нет тотальности и иерархичности нарушения психических функций, характерных для олигофрении. В зависимости от локализации повреждения одни из ин­теллектуальных функций могут быть нарушены значитель­но, другие – оставаться относительно сохранными. От­сутствие типичной для олигофрении иерархичности про­является в том, что часто более выраженным является недостаточность не мышления в целом, а отдельных ин­теллектуальных функций, темпа и подвижности пси­хических процессов.

Специфика интеллектуального дефекта при деменции заключается внеравномерной недостаточности познава­тельной функции. Дети, страдающие деменциями, могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, однако они почти не спо­собны воспользоваться ими вследствие нарушений памя­ти, внимания, умственной работоспособности.

Одно из центральных расстройств при органической деменции –изменения личности, нарушения критичности. Лишь немногие из таких детей переживают из-за своей несостоятельности. Большинство из них не осознает свое­го дефекта. Они не проявляют интереса к занятиям, рав­нодушны к оценке, не имеют планов на будущее. Эмоции упрощены, некритичность характерна не только по отно­шению к собственной личности, но и к окружающим. Зна­чительно чаще, чем при олигофрении, при деменции встре­чаются явления психической истощаемости, психомотор­ной расторможенности. Гораздо более ярко прояв­ляется психопатоподобный синдром с повышенными либо извращенными влечениями.

По динамике слабоумия различают:

► резидуальную органическую деменцию;

► прогрессирующую деменцию.

Резидуальная органическая деменция обусловлена оста­точными явлениями после перенесенных органических по­ражений мозга инфекциями, интоксикациями, травмами.

Прогрессирующая деменция связана с текущими орга­ническими процессами в головном мозге (воспалительными, дефектами обмена и др.). При этом виде деменции имеется тенденция к прогрессированию болезненных расстройств. Прогрессирующая деменция может быть вызвана приобретённым заболеванием, например, сенильная деменция (старческое слабоумие – болезнь Альцгеймера), деменции при сосудистых, метаболических и других органических заболеваниях мозга – так называемый психоорганический синдром.

Поэтиологическому критерию различают:

► эпилептическую;

► шизофреническую;

► постэнцифалическую;

► травматическую и другие деменции.

Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.

Эпилептическое слабоумие выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи – значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).

На основе специфики клинико-психологической струк­туры деменцииГ.Е. Сухарева выделяет четыре ее типа, ха­рактеризующиеся преобладанием того или иного дефекта:

► низкий уровень обобщений;

► грубые нейродинамические расстройства;

► недостаточность побуждений к деятельности;

► нарушения критики и целенаправленности мышле­ния.

Таким образом, различная структура дефекта интеллекта вызывает и различные виды умственной отсталости. Однако как при олигофрении, так и при деменции дети имеют ряд общих характеристик, касающихся их познавательной сферы, социальных и коммуникативных навыков, личностных качеств.

Наиболее распространенной в отечественной психиатрии является классификация олигофрении, предложенная Г.Е. Сухаревой (1965, 1972), в основу которой положены критерии времени поражения и качества патогенного воздействия.

К группе олигофрении Г. Е. Сухарева относит только те формы психического недоразвития, которые характеризуются двумя важными признаками: 1) наличием стойкого дефекта познавательной деятельности; 2) отсутствием прогредиентности. Следует, однако, отметить, что критерий отсутствия прогредиентности в классификации Г.Е.Сухаревой не имеет абсолютного значения, так как многие энзимопатические формы олигофрении в раннем возрасте нередко представляют прогредиентный процесс с возможностью углубления психического дефекта. Тем не менее структура интеллектуального дефекта при них приближается к олигофреническому слабоумию, а болезненный процесс, как правило, приостанавливается в раннем детском возрасте, в связи с чем психический дефект в основном подчиняется общим закономерностям эволютивной динамики, которые свойственны олигофрении.

Все клинические формы олигофрении Г. Е. Сухарева делит на три группы в зависимости от времени воздействия этиологиче­ского фактора.

I. Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей):

а) болезнь Дауна; б) истинная микроцефалия; в) энзимопатические формы с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы; г) клинические формы, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения).

II. Олигофрения эмбрио- и фетопатической природы, обусловленная:

а) коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия); б) другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия); в) токсоплазмозом и листериозом; г) врожденным сифилисом; д) гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами); е) гемолитической болезнью новорожденных.

III. Олигофрения, возникшая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве:

а) родовой травмой и асфиксией; б) черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (раннем детстве); в) перенесенными в раннем детстве энцефалитом, менингоэнцефалитом и менингитом.

Наряду с этими группами, Г.Е.Сухарева обращает внимание на атипичные формы олигофрении, связанные с гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга, эндокринными нарушениями и др. Внутри каждой из названных форм проводится дальнейшая дифференциация по качеству дополнительных этиологических факторов и по особенностям клинической картины, включая степень глубины интеллектуального дефекта.

Учителя-дефектологи, работающие в специальных школах VIII вида, пользуются классификацией, предложенной М. С. Певзнер. Эта классификация позволяет понять при­чины, обусловливающие особенности различных сторон психической деятельности и поведения детей-олигофренов, и облегчает поиск путей коррекционно-воспитательной работы.

М. С. Певзнер выделила пять основных форм олигофрении: неосложненную; с преобладанием процессов возбуждения или торможения; со снижением функций анализаторов или с речевыми отклонениями; с психопатоподобным поведением; с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга.

Из этих пяти форм первые две являются наиболее распространенными.

Неосложненная форма олигофрении характеризуется уравновешенностью нервных процессов. Эмоционально-волевая сфера при этой форме относительно сохранна. Отклонения в плане познавательной деятельности не сопровождаются грубыми нарушениями отдельных анализаторов. Ребенок способен к целенаправленной деятельности в тех случаях, когда предложенное задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение адекватно, он послушен и доброжелателен по отношению к окружаю­щим. Родители часто не замечают отставания ребенка в плане движений, речи, памяти, мышления и считают его благополучным.

При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку отклонения отчетливо проявляются в изменениях поведения и деятельности. Возбудимые олигофрены часто неспокойны, импульсивны, расторможены, двигательно беспокойны, чрезвычайно отвлекаемы, непослушны, конфликтны. Они не обращают внимания на замечания взрослых.

Заторможенные олигофрены отличаются вялостью, замедленностью, инертностью, которые обнаруживаются в их моторике, поведении, сниженной работоспособности. Они продвигаются медленно. Им нужно много времени, чтобы организовать свою деятельность.

У олигофренов с нарушениями функций анализаторов или спе­цифическими речевыми отклонениями диффузное поражение коры сочетается с более глубокими локальными повреждениями мозговой системы. Такие дети помимо основного дефекта — умственной отсталости — имеют дефекты слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Их жизненные перспективы ограничены, поскольку наличие двойного, а тем более тройного дефекта резко затрудняет их продвижение и снижает возможности социально-трудовой адаптации.

При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка резко нарушена эмоционально-волевая сфера, проявляются характерное недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений, склонность к неоправданным аффектам. Среди таких детей встречаются «бегунки», т.е. ученики, которые без видимых причин убегают из школы или школы-интерната, садятся в проходящий транспорт и едут, сами не зная, куда едут и зачем. Коррекционная работа, проводимая с этими детьми, предусматривает в первую очередь формирование эмоций и воли, выработку поведения, приемлемого для окружающих.

При олигофрении с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга отклонения в познавательной деятельности ребенка сочетаются с изменениями личности по лобному типу и сопровождаются резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь бессодержательна, многословна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, активности. Они слабо учитывают ситуацию. Эти школь­ники не любят труд, стремятся избежать выполнения простых бытовых обязанностей, а тем более работы в мастерских. Их развитие осуществляется замедленно. Однако они, несомненно, продвигаются и к концу школьного обучения становятся способными к элементарным видам труда. Количество таких детей невели­ко, но оно имеет тенденцию к увеличению.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.