|
|||
Характеристика структуры нарушения при умственной отсталости.11. Характеристика структуры нарушения при умственной отсталости. Типы нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому): - недоразвитие — ранее время поражения, незрелость мозга. Пример: умственная отсталость, психические функции недоразвиты, вынужденная недостаточность высших психических функций – мышления, речи; - задержанное развитие – замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, мозаичностъ поражения — наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохраненные; - поврежденное развитие — более позднее, после 2—3 лет, патологическое воздействие на мозг. Пример — органическая деменция: расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта; - дефицитарное развитие — тяжелые нарушения отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата; - искаженное развитие. Пример – ранний детский аутизм: нарушение последовательности развития функций; - дисгармоническое развитие –диспропорциональность психики в се эмоционально-волевой сфере. Функциональная локализация нарушения – выявляется вид нарушения: общий дефект или "частный дефект". Первый обусловлен регуляторными системами, второй — недостаточностью отдельных функций. Нарушения регуляторных систем в определенной степени влияют на все аспекты психического развития, частные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуляторных или других систем; время поражения — определяется характер нарушения психического развития: чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление "недоразвития психических функций", чем позднее — тем более возможны повреждения с распадом структуры психических функций; системное строение нарушения — характеризуются взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами: вторичное нарушение — основной объект психолого-педагогической коррекции аномального развития. Вначале основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, затем ведущую роль играют вторичные дефекты; нарушения межфункциональных взаимодействий – появляются при аномалиях психического развития. Типы взаимодействия психических функций при нормальном развитии: • временная независимость функций — характерна для ранних этапов онтогенеза; • ассоциативные связи – чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости; • иерархический тип — обладает пластичностью и устойчивостью, которые позволяют произвести компенсаторную перестройку • психической функции. Нарушения психического развития могут быть вызваны как биологическими факторами (темперамент, зачатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода родов), так и социальными (среда, неблагоприятные условия воспитания и др.) Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие данных факторов в процессе развития.
|
|||
|