Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вклад отечественных и зарубежных исследователей в развитие представлений об умственной отсталости.



4. Вклад отечественных и зарубежных исследователей в развитие представлений об умственной отсталости.

История развития методов изучения детей с нарушениями развития за рубежом.

Но до середины ХIХ в. установление умственной отсталости оставалось медицинской проблемой. С всеобщим обучением появилась практическая потребность в выявлении детей, не способных к обучению в обычных школах. Поэтому в 60-е гг. ХIХ в. открылись первые вспомогательные классы, а также специальные школы для УО.                                                                                        Психологи, чтобы помочь врачам ввели (конец XIX—начало ХХ в.) экспериментальные методы.

Экспериментальные методы исследования детей стали использоваться в целях диагностики способностей. С помощью теста у обследуемого измеряли «кол-во ума» (А. Пьерон). Одним из первых тестирование начал Ф. Гальтон (состояние сенсорных функций: острота зрения и слуха, способность различать тепло, холод, боль); Дм. Кеттел («интеллектуальный тест»; установление сенсомоторных реакций, скорость протекания псих. процессов; стандартизация тестов); Э. Крепелин (изучение псих. больных; психологические тесты). А. Бине и Т. Симон («Метрическая шкала умс. способностей» - 1905 (содержал 30тестов, без возраста); 1908 (с 3-15лет от 3-8 тестов); 1911 (с 3-16 лет по 5 заданий). Л. Термен впервые начал использовать введенное В. Штерном понятие «интеллектуальный коэффициент» (IQ), кот. представляет собой соотношение умственного возраста к хронологическому (паспортному) возрасту. С. Санктис (6 заданий на внимание, память цветов и др. (с 7 лет). 1939 – тест Векслера; Тест Дж. Равена (60 матриц с пропущенными элементами). Разрабатываются различные проективные техники («пятна» Роршаха и др.). Н. Бейли (для детей с 2мес.-2,5 лет; оценивается умств., соц. и эмоц. поведение).

 История развития методов изучения детей с нарушениями развития в России

Необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости у детей возникла в начале XX в. в связи с открытием в 1908-1910г.г. первых вспомогательных школ и вспомогательных классов.Г. И. Россолимо (использование графика-профиля «Психологические профили»(внимание, воля, прочность зрит. восприятий и др.), но с упрощением стала называться «Краткий метод исследования УО»; Кащенко, Фельцман, Трошин – указывали на необходимость наблюдения; А.Ф. Лазурский (методика целенаправленного наблюдения; предложил схему естественного наблюдения; создал программу исследования личностии.). На основе Выготского ЗБР и ЗАР был разработан «обучающий эксперимент» (А.Я. Иванова): стр. дошк. возраст + 3 этапа(ориентировочный, основное задание, аналогичное задание). 20 — 30-е гг. XX - разработка диагностических методик.(помощь школе в изучении детей), но их усилия привели к тому, что в школах началось массовое тестирование. Дети педагогически и социально запущенные признавались умственно отсталыми и направлялись во вспомогательные школы. На недопустимость такой практики и было указано в постановлении ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Но этот документ был воспринят как полный запрет на использование при обследовании детей каких бы то ни было психодиагностических методик, и особенно тестов. Лишь в случаях явно выраженной умственной отсталости допускалось обследование в медико-педагогических комиссиях (МПК) детей без пробного обучения их в школе. В 50 — 70-е гг. ХХ в этот период велись интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством Б. В. Зейгарник, разрабатывались нейропсихологические методы исследования детей под руководством А. Р. Лурия. Исследования этих ученых значительно обогатили теорию и практику экспериментально-психологического изучения умственно отсталых детей. В 80 — 90-е гг. ХХ осуществляется ранняя дифференциальная диагностика, разрабатываются психолого-диагностические методы исследования. На современном этапе большое значение для развития диагностики отклонений в развитии имеют исследования В.И.Лубовского.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.