|
|||
Олигофренопсихология как самостоятельная отрасль научного знания.Стр 1 из 30Следующая ⇒ 1. Олигофренопсихология как самостоятельная отрасль научного знания. Олигофренопсихология – спец. отрасль психологии, изучающая факты, механизмы и закономерности псих. развития лиц с УО. Объект науки - психика детей с недоразвитием интеллекта. Предмет - особенности психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием. Задачи олигофренопсихологии: - Изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с недоразвитием интеллекта. - Изучение специфики познавательной деятельности детей с умственной отсталостью. - Изучение особенностей личностного развития детей с интеллектуальным недоразвитием. - Разработка методов психологической диагностики умственного развития детей. - Разработка методов психологической коррекции отклонений в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью. - Разработка психологических основ интеграции детей с недоразвитием интеллекта в социум. Актуальными проблемами психологии дошкольников с недоразвитием интеллекта являются: 1. Разработка методов ранней диагностики лёгких отклонений в интеллектуальном развитии детей. 2. Разработка методов дифференциальной диагностики умственной отсталости. 3. Изучение возможностей использования инновационных психокоррекционных методик в психолого-педагогической работе с умственно отсталыми детьми. 4. Изучение особенностей межличностного общения детей с недоразвитием интеллекта в микро - и макросоциуме.
Связь олигофренопсихологии с другими науками: Олигофренопсихология опирается на ряд смежных дисциплин и использует их данные при разработке теории и в повседневной практике. Олигофренопсихология тесно связана с общей и детской психологией. Знание закономерностей генеза психики в норме дает возможность лучше разобраться в своеобразии психического развития аномального ребенка с нарушением интеллекта, в том влиянии, которое оказывает на ход психического развития недоразвитие или поражение мозга. Педагогическая психология ориентирует олигофренопсихологию на необходимость соблюдения ряда психологических условий обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в целях достижения наилучших результатов. Олигофренопсихология учитывает данные клиники нарушений интеллекта, невропатологии и физиологии. Клиника нарушений интеллекта дает возможность установить этиологию отклонений в развитии, невропатология – анатомические, органические отклонения центральной нервной системы (ЦНС), физиология – функциональные изменения в ЦНС, что позволяет понять своеобразие психики ребенка с нарушением интеллекта. Олигофренопсихология исходит из учения И.П.Павлова о пластичности ЦНС. Благодаря этой пластичности оказывается возможным осуществлять компенсацию и коррекцию нарушений интеллекта, обусловленных органическим нарушением головного мозга. Олигофренопсихология связана также со специальной педагогикой, олигофренопедагогикой и специальными методиками. Эти науки используют данные олигофренопсихологии с целью научного обоснования теории обучения и воспитания детей с нарушениями развития. Принципы детской олигофренопсихологии: 1. Общенаучные принципы - Принцип отражательности. Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний. - Принцип детерминизма. С его позиций психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные, производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой. - Принцип развития. Сущность его сводится к положению о том, что все психические явления необходимо рассматривать исключительно в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления. - Принцип единства сознания и деятельности. Психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план.
|
|||
|