Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Олигофренопсихология как самостоятельная отрасль научного знания.



1. Олигофренопсихология как самостоятельная отрасль научного знания.

Олигофренопсихология – спец. отрасль психологии, изучающая факты, механизмы и закономерности псих. развития лиц с УО.

Объект науки - психика детей с недоразвитием интеллекта.

Предмет - особенности психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием.

Задачи олигофренопсихологии:

- Изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с недоразвитием интеллекта.

- Изучение специфики познавательной деятельности детей с умственной отсталостью.

- Изучение особенностей личностного развития детей с интеллектуальным недоразвитием.

- Разработка методов психологической диагностики умственного развития детей.

- Разработка методов психологической коррекции отклонений в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.

- Разработка психологических основ интеграции детей с недоразвитием интеллекта в социум.

Актуальными проблемами психологии дошкольников с недоразвитием интеллекта являются:

1. Разработка методов ранней диагностики лёгких отклонений в интеллектуальном развитии детей.

2. Разработка методов дифференциальной диагностики умственной отсталости.

3. Изучение возможностей использования инновационных психокоррекционных методик в психолого-педагогической работе с умственно отсталыми детьми.

4. Изучение особенностей межличностного общения детей с недоразвитием интеллекта в микро - и макросоциуме.

 

Связь олигофренопсихологии с другими науками:

Олигофренопсихология опирается на ряд смежных дисциплин и использует их данные при разработке теории и в повседневной практике.

Олигофренопсихология тесно связана с общей и детской психологией. Знание закономерностей генеза психики в норме дает возможность лучше разобраться в своеобразии психического развития аномального ребенка с нарушением интеллекта, в том влиянии, которое оказывает на ход психического развития недоразвитие или поражение мозга.

Педагогическая психология ориентирует олигофренопсихологию на необходимость соблюдения ряда психологических условий обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в целях достижения наилучших результатов.

Олигофренопсихология учитывает данные клиники нарушений интеллекта, невропатологии и физиологии.

Клиника нарушений интеллекта дает возможность установить этиологию отклонений в развитии, невропатология – анатомические, органические отклонения центральной нервной системы (ЦНС), физиология – функциональные изменения в ЦНС, что позволяет понять своеобразие психики ребенка с нарушением интеллекта. Олигофренопсихология исходит из учения И.П.Павлова о пластичности ЦНС. Благодаря этой пластичности оказывается возможным осуществлять компенсацию и коррекцию нарушений интеллекта, обусловленных органическим нарушением головного мозга.

Олигофренопсихология связана также со специальной педагогикой, олигофренопедагогикой и специальными методиками. Эти науки используют данные олигофренопсихологии с целью научного обоснования теории обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

Принципы детской олигофренопсихологии:

1. Общенаучные принципы

- Принцип отражательности. Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний.

- Принцип детерминизма. С его позиций психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные, производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой.

- Принцип развития. Сущность его сводится к положению о том, что все психические явления необходимо рассматривать исключительно в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления.

- Принцип единства сознания и деятельности. Психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.