|
|||
Пир у феодаловПир у феодалов Пищу в основном ели руками, поэтому этикет стола предполагал мытье рук перед едой. Сигнал к обеду подавали слуги, которые трубили в рог, чтобы призвать гостей мыть руки. Руки мыли в тазах, наполненными лепестками роз и благовонными травами, вытирали руки белыми полотенцами. Вымыв и вытерев руки, гости рассаживались за столами. Столы группировались в виде буквы П, при этом все присутствующие рассаживались только с наружной стороны стола вдоль стен, пространство внутри оставалось свободным для слуг, которые обслуживали пирующих. Соблюдалась строгая иерархия: за столы садились в определенном порядке, в соответствии с социальным статусом человека. Наиболее высокопоставленные лица располагались во главе стола на стульях. Остальные рассаживались на скамьях. Место почетного гостя не только было выше других, но и находилось под балдахином. Столы и скамьи для сиденья накрывали тканью и коврами. Скамьи назывались БАНК, отсюда происходит и само название пиршества – БАНКЕТ. Столы для банкетов оформлялись очень красиво, покрывались мягкими скатертями МЕНСАЛЬ, что означает «столовый». Столы украшали цветами, на кубки, из которых пили вино, надевали венки из цветов. Соль клали в кусочки специально испеченного хлеба, вырезанные в форме ковша. Рядом с местом хозяина ставили специальный шкафчик, в котором хранились предметы для проверки доброкачественности подаваемых блюд: рог единорога, окованный золотом, и ЛАНГЬЕ – специальная подставка из драгоценных металлов со змеиными зубами. Считалось, что при соприкосновении с отравленной пищей эти предметы начинают кровоточить. Хозяин собственноручно проводил данную процедуру. Затем священник (или ребенок) читал молитву, после которой начиналась трапеза. В центре зала находился буфет – сервированный стол с полками для посуды, на который ставили блюда, принесенные из кухни. Здесь держали запасы тарелок и приборов, резали мясо, раскладывали кушанья, отсюда слуги брали блюда для подачи на стол. Следил за порядком дворецкий. Слуги подносили каждому гостю тарелку огромного размера, преклонив колено. Гость выбирал кусок, после чего слуга клал его на серебряную или оловянную тарелку. Слуги, нарезавшие мясо, каждый кусок укладывали на ТРАНШУАРЫ – лепешки или кусочки черствого хлеба, которые предназначались для того, чтобы можно было бесшумно разрезать мясо и не скрести ножом по тарелке. После трапезы пропитанные соусом ТРАНШУАРЫ отдавали нищим или собакам. Сеньоры считали, что мясо надо брать тремя пальцами. Суп или похлебку подавали к столу в деревянных и серебряных мисках с двумя ушками или глубоких тарелках. Они предназначались для двух рядом сидящих людей. Обычно это были дамы и кавалеры. Кубок также полагался один на двоих. Блюдо подносили в закрытых сосудах, чтобы предохранить пищу от попадания грязи и сохранить тепло. Открывали крышку лишь тогда, когда миску ставили перед гостем. Все объедки во время пира клали в специальные сосуды – ЦЕДИЛКИ. Они были похожи на наши дуршлаги. Цедилки ставили на ведра, куда стекала лишняя жидкость. Объедки затем отдавали бедным. В специальный горшок в конце пира собирали монетки, также предназначенные для бедняков. Пир всегда заканчивался раздачей подарков присутствующим. Выносили дерево с записками, на которых были имена гостей. Гость вытаскивал записку и получал ценный подарок. В раннее средневековье сосуды для питья делали в форме чаш и кубков на ножке или в форме деревянных бочонков с обручами. Для разливания напитков употребляли большие металлические кувшины, для хранения напитков - бочки с обручами. Ножи для разрезания мяса в праздники подавали с ручками из слоновой кости, в периоды постов – из дерева. Ножи были огромными: ими резали пищу, а двузубыми вилками только поддевали и перекладывали мясо. Ложки в обиходе использовались, но их было настолько мало, что одна приходилась на двух-трех человек. Впервые вилка появилась в Византии в 11 веке и имела стержень из слоновой кости и единственный золотой зуб. Подтолкнули к использованию вилок огромные воротники, которые сильно пачкались при еде, а стоили они очень дорого, к тому же их очень сложно было стирать и крахмалить. Именно поэтому в Европе постепенно стали использовать вилки, которые помогали с удобством донести еду до рта и не пачкать одежду. В 12 веке в Венеции итальянцы изобрели двухзубую вилку для стола римского папы. Такую вилку увидела за столом византийская принцесса. По возвращении домой она заказала себе точную копию венецианской вилки, которая была сделана из золота, имела два зубца и короткую ручку. Далее вилки стали появляться при дворах европейских монархов. В 14 веке французские короли начали использовать вилку в своем обиходе. Однако использование соловых приборов расценивалось как испорченность. В 12 веке для украшения столов стали использовать скатерти, причем цвета и материалы для их изготовления строго регламентировались. Делали их из сукна или льна, допускалась только однотонная ткань, гладкой фактуры. Позже скатерти начали отделывать бахромой и узорами. Цвет скатерти мог быть темно-зеленым, красным, темно-синим, желтым, малиновым. Поэтому подбирали посуду из олова, серебра, золота, которая контрастировала с ярким полем. Керамическая посуда в Средние века не ценилась, но в 12 веке фарфоровая тарелка была впервые преподнесена в качестве подарка европейским монахам. Одним из самых популярных предметов посуды были кружки с крышками и ручками, которые изготавливались из серебра. В употреблении были кувшины, миски, кубки, блюда. Центрами производства такой посуды в 13 веке стали немецкие города – Нюрнберг и Аугсбург. В средние века наблюдался упадок производства стекла вследствие запрета римского папы Льва 6. В 13 веке в Венеции постепенно возрождается производство стеклянной посуды. В 14 веке в Германии начали делать посуду из зеленого стекла. В основном из стекла делали бокалы, фляги, кувшины. В 15 веке стеклянную посуду стали обрамлять золотой оправой. Металлическая посуда становилась более роскошной. Менее обеспеченные люди пользовались посудой из жести, меди, олова, глиняной глазурованной. Большое значение придавали украшениям – каждый феодал и богатый горожанин старался превзойти остальных в отделке посуды. Самой ценной и красивой вещью любого стола стала солонка.
|
|||
|