|
|||
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КОННИЦА 11 страница
Сам Ксенофонт рекомендует бросать дротик с максимальной дистанции, чтобы метающий успел отъехать назад или взять второй дротик454. Но несмотря на все то, что он говорит, метание с максимальной дистанции не всегда было самым надежным. В битве при Кунаксе в 401 г. до н. э. Кир Младший во время атаки столкнулся с Артагерсом, знатным воином, одним из высших неприятельских командиров, который, выкрикнув оскорбления в адрес Кира, метнул в него свой дротик. Однако нагрудник спас Кира, хотя он и попал под удар, и так как Артагерс повернул коня, то Кир поразил его, пробив острием копья шею около ключицы455.
Что Ксенофонт предпочитал два дротика длинной пике, объясняется одним случаем во время восточной кампании спартанского царя Агесилая в 396 г. до н. э., в которой принимал участие и сам Ксенофонт. Греческая конница, откомандированная на разведку, натолкнулась на равный по численности отряд персов, причем из-за холма, который находился между ними, ни одна из сторон не догадывалась о присутствии другой до тех пор, пока они не сблизились на сотню-другую метров. Обе группы остановились. Персы первыми оправились от удивления и, напав, отогнали греков к их тяжелой пехоте, убив двенадцать человек и двух лошадей. Ксенофонт приписывает поражение греков: 1) лучшему строю персов, которые атаковали, построившись колонной, в то время как греки встретили их, выстроившись в линию; 2) лучшему вооружению персов — дротиками из кизила. У греков были копья, которые всякий раз ломались, когда ударяли врага456.
Теории Ксенофонта были отвергнуты поколение спустя после его смерти — македонская кавалерия предпочла длинные копья, да и у него самого, возможно, были впоследствии на сей счет другие мысли457.
Инструкции Ксенофонта для обучения лошадей и всадника предполагают перестрелки с применением метательных снарядов и уходом из-под вражеского удара после метания458. Отдельные всадники могут схватиться врукопашную, тем не менее конница не будет нападать на плотный строй пехоты неприятеля. Необходимость быстрого отхода и уклонения от близкого контакта с основными силами врага доказывается эпизодом из европейской кампании Агесилая. Конница фиванцев неожиданно напала на спартанскую армию на марше, застав кавалерию арьергарда спешенной и обратив ее в бегство. Однако беглецы вновь собрались и контратаковали при поддержке молодых пехотинцев. Фиванцы вели себя «как люди, которые в полдень подвыпили: правда, они стойко выдерживали натиск до тех пор, пока не выпустили всех дротиков, однако же ни один из них не попал в цель. После этого они повернули тыл, потеряв при отступлении двенадцать человек»459.
Неосторожность при отходе могла привести к тяжелым последствиям даже после того, как вражеская пехота оказывалась на безопасном расстоянии. Так, когда царь Агесилай привел свою армию назад из Азии в 394 г. до н. э., его продвижение через Фессалию было задержано атаками фессалийской конницы на арьергард, что вынудило его сконцентрировать кавалерию в тылу и приготовиться к битве. Вслед за этим фессалийцы, решив, что не могут успешно сражаться верхом против тяжелой пехоты, начали медленно отступать, а конница Агесилая следовала за ними с чрезвычайной осторожностью. Царь, поняв ошибку, совершенную обеими сторонами, послал на помощь отборных всадников с приказом подбодрить остальных и атаковать врага галопом, не давая ему другой возможности отойти. Это яростная атака застала фессалийцев врасплох, и они были обращены в бегство, потеряв в схватке своего командира460.
Легко порицать Ксенофонта за его чрезмерную осторожность во взглядах на тактику и вооружение, особенно когда мы знаем о победах Александра Великого, одержанных всего спустя поколение после его смерти. Однако исход битв Александра был решен поражением персидской конницы. Македонский царь не водил свою кавалерию в лобовые атаки против греческих наемников, которые столь верно и успешно служили Дарию почти до самого конца461. Преемники Александра, хотя в состав их армий и входила лучшая тяжелая пехота в мире, поначалу также решали исход сражений кавалерийскими атаками. Возможно, во многом именно поэтому личности военачальников играли тогда особую роль; армии сражались за одного полководца против другого, и, таким образом, удача отдельного командующего могла склонить чашу весов на его сторону.
Эвмен из Кардии и Неоптолем, «несмотря на давнюю ненависть и наполнявшую их злобу, в двух столкновениях проглядели друг друга и лишь в третьем, с криком обнажив мечи, ринулись один другому навстречу. Когда кони их сшиблись со страшной силой, словно триеры, оба выпустили из рук поводья и, вцепившись друг в друга, стали стаскивать с противника шлем и ломать панцирь на плечах. Во время этой драки оба коня выскользнули из-под седоков и умчались, а всадники, упав на землю, лежа продолжали яростную борьбу». В конце концов Неоптолем был побежден и убит462. Такой вид поединка напоминает об образе действий Кира Младшего и Александра. Примечательно, что когда границы царств преемников последнего стали более определенными, а войны их наследников приобрели характер межгосударственных, то значимость тяжелой пехоты, ставшей более тяжелой и неповоротливой, чем когда-либо, увеличилась за счет конницы.
Во второй главе уже указывалось, что в период поздней античности греческая порода легких лошадей пришла в упадок и были выведены кони более массивной комплекции, с примесью центральноазиатской крови, которые могли нести тяжеловооруженных седоков. Такие лошади, как показывают рельефы из Персеполя, использовались в Персии задолго до Ксенофонта. Судя по некоторым памятникам европейской Греции и Македонии, еще до завоевания Александром Востока там начали использоваться лошади более грузной и грубой породы, чем афинские V в. до н. э., хотя в Европе параллелей характерному «римскому носу» лошадей из Персеполя не обнаружено. Однако то, что использование тяжелого кавалерийского вооружения сыграет свою роль в упадке классической греческой конницы, трудно было предвидеть во времена Ксенофонта. Можно, конечно, упрекать его за надоедливые рассуждения о том, как избежать опасности, и за то, что он больше внимания уделял оборонительному, а не наступательному вооружению. Но следует помнить, что Ксенофонт не готовился лично идти в атаку, а писал как старый человек, дающий советы своим «молодым друзьям». Не исключено, что среди них были и два его сына, один из которых позднее погиб со славой, сражаясь в рядах афинской конницы на стороне спартанцев в битве при Мантинее, окончившейся вничью. Спустя двадцать пять лет македонское завоевание Греции, наконец, показало, что пылкие воины-дилетанты — а именно для них писал Ксенофонт — больше не ровня обученным профессионалам, среди которых он в свое время был одним из самых знаменитых.
* Отаго — провинциальный округ в Новой Зеландии (Прим. пер.).
** Данедин — город в Новой Зеландии (Прим. пер.).
1 Ср.: Wiesner I. Fahren und Reiten in Alteuropa und im alten Orient // Der Alte Orient. Bd. XXXVIII. 1940. S. 15-16; кроме того: Hanиar F. Das Pferd in prдhistorischer und frьher istorischer Zeit. Wien, 1953. S. 1 ff., 18 ff.; также (о лошадях палеолитической Европы) см.: Laming A. Lascaux. Harmondsworth, 1959. P. 127 ff. Pl. 46 (со ссылками).
Я предпочитаю не обозначать термином «тарпан» диких лошадей западных степей (зафиксированных Гмелином, но вымерших в XIX в.), поскольку, как полагал Риджвей, «лошадь Пржевальского не что иное, как тарпан древних писателей» (Ridgeway W. The Origin and Influence of the Thoroughbred Horse. Cambr., 1905. P. 31 ff., особенно: Р. 34). Поэтому читатели могут впасть в ошибку, встретив термин, используемый для различных видов. Впрочем, выводы Риджвея, по общему мнению, основаны на информации, полученной из третьих рук.
Судя по всему, более поздние писатели не отличали ископаемую лошадь с красивыми ногами из Сивалыкских холмов, отмеченную Эвартом (см.: Curie J. A Roman Frontier Post and its People of Newstead. Glasgow, 1911. App. II. P. 364, 368), от европейских лошадей сходного типа. Деление Эвартом этой прекрасной породы (Equus agilis) на «кельтскую» и «ливийскую» разновидности (Ibid. P. 363; ср.: Ridgeway W. Op. cit. Passim) не подтверждается историческими свидетельствами для ливийской лошади, представленными нами далее, в Главе II. Два различных типа, один — до четырнадцати ладоней в высоту, а другой — значительно ниже, определенно сформировались к тому времени, когда был занят Ньюстед (во II в. н. э.). Однако возможно, что они произошли от близкородственных пород (ср. сходство мозолей на ногах арабских лошадей и кельтских пони, описанное Риджвеем: Ridgeway W. Op. cit.).
2 Mequenem R. Foules de Suse, 1929—1933 // Memoires de la Dйlegation en Perse. T. XXV. 1934. P. 199. Pl. 38. № 23—25; Idem. Outilage prйhistorique d'un nouveau sondage dans l'acropole de Suse // L'Anthropolie. T. XL. 1930. P. 227. Pl. 1, 8; Hermes G. Das gezдhmte Pferd im Alten Orient // Anthropos. Bd. XXXI. 1936. S. 365—366; Ghirshman R. Iran. Parthes et Sassanides. P., 1962. P. 34—35; Hanиar F. Das Pferd... S. 406. Однако неужели резьба по кости из Суз, изображающая не просто верховых, а оседланных лошадей, и впрямь столь древняя, как утверждают те, кто нашел ее?
3 Piggott S. Prehistoric India to 1000 В. С. Harmondsworth, 1950. P. 121; Hanиar F. Das Pferd... S. 463 ff.
4 Hermes G. Das gezдhmte Pferd...; Hanиar F. Das Pferd... S. 455 ff. На оттисках печатей из ассирийской торговой колонии в Кюльтепе в Анатолии изображены колесницы, запряженные четырьмя животными. Считается, что это лошади. См.: Hermes G. Das gezдhmte Pferd... S. 368 (со ссылками).
5 Valmin M. N. The Swedish Messenia Expedition. Lund, 1938. P. 38, 138; Blegen С W., Caskey J. L., Rawson M. Troy III (The Sixth Settlement). Princeton, 1950. P. 10. Из-за обилия материалов американских раскопок я не рассматриваю кости, найденные Шлиманом предположительно в Трое I и II. Что касается костей из Бухена, то о них см.: Emery W. В. Report on excavations at Buhen // Illustrated London News. Sept. 12.1959. P. 250—251. Fig. 8.
6 Каro G. Schachtgrдber von Mykenai. Mьnchen, 1930. Pl. 24. № 240; ср.: Pl. 86.
7 Wiesner I. Fahren... S. 25; LorimerH. L. Homer and the Monuments. L., 1950. P. 310—311 (со ссылками). Полный отчет о скелетах двух лошадей, недавно найденных профессором Пападимитриу возле Марафона (Papadimitriou // AJA. Vol. LXIII. 1959. P. 280. Pl. 74. Fig. 6), совершенно необходим. Профессор Притчетт, который совершил специальную поездку, чтобы взглянуть на останки этих лошадей, сказал мне, что они явно не больше пони. Однако бесполезно рассуждать об их породе, поскольку на все вопросы, несомненно, скоро будет получен ответ в полном научном отчете.
8 Милонас утверждал, что на стеле из шахтных гробниц изображены скачки колесниц во время погребальных игр (Mylonas G. Е. The Figured Mycenaean Stelai // AJA. Vol. LV. 1951. P. 134—137; Idem. Ancient Mycenae: the Capital City of Agamemnon. Princeton, 1957. P. 110). Я не могу с этим согласиться. Поврежденная стела из нового Могильного круга, показывающая пастухов и собак, защищающих скот от львов, едва ли может изображать спортивное состязание.
9 Lefebvre des Noлttes С. L'Attelage le shaval de selle а travers les age. P., 1931. Passim; особенно: Р. 12—16.
10 Evans A. J. Scripta Minoa. Vol. II. Oxf., 1952. № 217—266; ср.: Ventris M., Chadwick J. Documents in Mycenaean Greek. Cambr., 1956. P. 361 ff.; прежде всего: Р. 379—380. Эти таблички — просто бирки, а не точные изображения, и не следует придавать особого значения тому факту, что лошади, схематично на них нарисованные, обычно имеют римские носы. Сам факт, что некоторые таблички упоминают лошадей и доспехи, но не упоминают колесниц, еще не доказывает существование кавалерии.
11 Тексты на этих табличках выполнены с помощью линейного письма Б, которое в отличие от линейного письма А возникло позже, чем стала использоваться лошадь.
12 Ссылки см.: Hood M. S. F. A Mycenian Cavalryman // BSA. Vol. XLVIII. 1953. P. 87. № 10—17; P. 88—89. № 30—32; Bamett R. D. The Nimrud Ivories in the British Museum. L., 1957. P. 53.
13 Meissner B. Babylonien und Assyrien. Bd. I. Heidelberg, 1920. S. 218; Hanиar F. Das Pferd... S. 479.
14 Barnett R. D. The Nimrud Ivories... P. 54 (со ссылками).
15 I Царств, X: 28—29; цит. Риджвеем в поддержку его «ливийской» теории.
16 Hrozny В. L'entraоnement de shavaux shez les anciens Indo-Europйens d'aprиs un texte Mitannien-Hettite provenant du XIVе siиcle av. n. e. // Archiv Orientalni. T. III. 1931. P. 431—461. Очевидно, что лошади уже объезжены как для езды в упряжке, так и верхом, и в книге ничего не сказано об их «дрессировке» в смысле первоначального обучения.
17 См.: Gurney О. R. The Hittites. L., 1952. P. 46 ff.; Lorimer H. L. Homer and the Monuments. P. 322—323.
18 Hood M. S. F. A Mycenian Cavalryman (с указаниями, иногда спорными, на другие ранние изображения всадников). Вентрис и Чедвик (Ventris M., Chadwick J. Documents... P. 260 (№ 147)) не решаются принимать заманчивое предположение, что Кретей из пилосских табличек (ок. 1200 г. до н. э.) был всадником.
19 Hood M. S. F. A Mycenian Cavalryman. P. 90—91, особенно: п. 59. Ср.: Delebecque E. Le Cheval dans l'Iliade. P., 1951. P. 213 ss.
20 Упоминается как возможность у Лоример (Larimer H. L. Homer and the Monuments. P. 308; однако ср.: Р. 309).
21 Ср.: Dawkins R. M. Unpublished Objects from the Palaikastro Excavations. L., 1923. P. 17; Evans A. J. Palace of Minos at Knossos. Vol. IV. Oxf., 1935. P. 807—809.
22 Hood M. S. F. A Mycenian Cavalryman. О ранних псалиях, сделанных из рога: HancarF. Das Pferd... S. 40.
23 О недавней дискуссии см.: Foltiny S. The Oldest Representations of Wheeled Whecicles in Central and Southeastern Europe // AJA. Vol. LXIII. 1959. P. 53 ff. (со ссылками).
24 Ridgeway W. The Origin... P. 151.
25 Hes. Op. et d., 174 sqq.
26 Hom. Il., IV, 239 sqq. Ср.: Lorimer H. L. Homer and the Monuments. P. 324.
27 Уэбстер полагает, что эти вазы действительно иллюстрируют старые легенды и не представляют тактику своего времени (Webster Т. В. L. Homer and Attic Geometric Vases // BSA. Vol. L. 1955. P. 38 ff.). Но даже если сюжеты и легендарные (с чем я бы согласился), эти художники, как и художники VII в. до н. э. и более позднего времени, вероятно, изображали своих героев с современным снаряжением.
28 Hom. Il., XV, 679; Od., V, 371.
29 Hom. Il., X, 512 sqq.
30 Данбэбин упоминает возможное изображение Троила (ок. 650—640 гг. до н. э.) (Dunbabin T. D. The Greeks and Their Eastern Neighbours. Studies to the Relations Between Creece and the Countries of the Near East in the Eighth and the Seventh Centuries В. С. L., 1957. Р. 79. № 38), однако сюжет неясен. Ср.: Payne H. Necrocorinthia. Oxf., 1931. Cat. № 1072.
31 Lorimer H. L. Homer and the Monuments. P. 154. Fig. 10; о датировке: Desborough V. R. d'A. Protogeometric Pottery. Oxf., 1952. P. 260. О других ранних критских всадниках: Lorimer H. L. Homer and the Monuments. P. 504. № 2. О лучниках на колесницах: Brock J. К. Fortetsa. Cambr., 1957. Cat. № 1568, P. 134—135,197—199.
32 О коннице в бою: Ohly D. Griechische Goldbleche des 8. Jahrhunderts v. Chi. В., 1953. № A. 18; Натре R. Frьhgriechische Sagenbilder in Bootien. Athens, 1936. S. 12, 52. Лоример отмечает пять аттических позднегеометрических всадников, один из которых носит шлем (Lorimer H. L. Homer and the Monuments. P. 504. № 2; ср.: Fig. 28. P. 231). Всадники на «протоаттических» вазах (с приблизительно 700 г. до н. э. и позднее) изображаются довольно часто; некоторые из них носят круглые щиты неопределенного типа, копья и шлемы (CVA Deutschland. Fasc. II. Pl. 87, 2; 88, 4; Robinson D. M., Harcum С. G., Iliffe J. H. Greek Vases in Toronto. Toronto, 1931. № 120), хотя большинство не вооружено.
33 Sen. Controv., III, Pref. 9.
34 II Царств, 1Х:16 слл.; Иез., XXIII:12.
35 Ср.: Lefebvre des Noлttes С. L'Attelage... P. 199; Hanиar F. Das Pferd... S. 554.
36 Meissner B. Babylonien und Assyrien...; Waterman L. Royal Correspondence of the Assyrian Empire. Vol. III. Ann Arbor, 1931. P. 32 (комментарий к № 60—61).
37 Woolley С. L. A Forgotten Kingdom. Harmondsworth, 1953. P. 172 ff.; Robertson M. The Excavations at Al Mina Sueidia IV; the Early Greek Vases // JHS. Vol. LX. 1940. P. 2 ff.
38 Lorimer H. L. The Hoplite Phalanx // BSA. Vol. LXII. 1947. P. 56 ff. Однако открытие бронзового панциря и шлема в могиле позднегеометрического периода в Аргосе (ВСН. Т. LXXXI. Р. 322 ss. Pl. I—III) наводит на мысль, что новая тактика могла появиться раньше, чем это предполагала мисс Лоример.
39 London, British Museum 1927/4. 11/1; Athens, National Museum. № 894; Clochй P. Les Classes, Les Mйtiers, Le Traffic. P., 1931. Pl. 1.1.
40 Paus., V, 8,7—8. Поэма «Щит Геракла», приписываемая Гесиоду, где упоминаются скачки на верховых лошадях, возможно, была сочинена в конце VII в. до н. э.
41 Paus., VI, 13, 9—10 (здесь пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. В. Никитюк и Э. Д. Фролова. — Прим. пер.). Эта история, если она действительно имела место, относится к VI в. до н. э., поскольку сыновья Фейдола одержали победу в 508 г. до н. э.
42 Ridgeway W. The Origin and Influence of the Thoroughbred Horse. Cambr., 1905. Хотя я не согласен с выводами, сделанными в этой работе, но я чрезвычайно признателен за многочисленные свидетельства, собранные в ней.
43 Ср. особенно: Xen. Eq., I.
* Hand (англ.) — ладонь, английская мера длины, равная 4 дюймам, используется применительно к лошадям и им подобным животным (Прим. пер.).
44 Hdt, V, 9; цит. Риджвеем: Ridgeway W. The Origin... P. 94.
45 Ridgeway W. The Origin... P. 108—111, 285 ff. Дион Кассий в свою очередь говорит, что каледонцы использовали колесницы, поскольку их лошади были маленькими (LXXVI 12). (Ср.: Hom. Il., X, 433 sqq.; XXIII, 454—455; V, 265 sqq. (о лошадях Реса и Энея); IX, 407 sqq.; XI, 680 sqq. (о xanthos как о традиционном прилагательном).) Профессор Эмикс указал мне, что имя Ксанф (Xanthos), которое, судя по всему, часто давали скакунам в Коринфе, вазописцы нередко использовали по отношению к животным белого цвета (Payne H. G. Necrocorinthia. Oxf., 1931. № 1072, 1187, 1296, 1412, 1447, 1448, 1449, 1474; также гидрия в Таренте: № 52.846). Можно, таким образом, предположить, что художники либо не связывали данное имя с внешностью изображаемого животного, либо же, если все-таки связывали, обозначали словом xanthos яркий, жизнерадостный, легкий цвет, чьи основные качества они пытались передать с помощью белого, поскольку в их распоряжении был крайне ограниченный набор красок, который не включал точных эквивалентов. Каштановый цвет, возможно, казался бы более подходящим, чем «унылый серо-коричневый».
46 Aristoph. Nub., 1225; Plut. Pelop., 20,2; Dem., XXI, 158; Aul. Gell. NA., III, 9,3.
47 Hom. Il., XVI, 149 sqq. Риджвей (Ridgeway W. The Origin... P. 110—111) признает, что «это та же самая порода, которая использовалась сигиннами в центральной Европе», но в то же время видит в данных лошадях свидетельство для «мнения, столь распространенного в классические времена, что самая быстрая лошадь пришла с Запада».
С Балием можно сравнить Фалия у Эксекиаса как имя для лошадей и мулов (Beazley J. D. Development of Attic Black-Figure. Berkeley; Los Angeles, 1951. P. 72; см. к тому же: Boardman J. Painted Funerary Plaques // BSA. Vol. L. 1955. P. 65, об имени Милий (погонщик мулов, а не мул?)): возможно, пегий, а не в яблоках.
48 Hom. Il., XX, 223 sqq.
49 Весь мир должен признать авторитет современных профессиональных коневодов в вопросах, связанных с арабскими лошадьми, но их взгляды на происхождение этой породы опровергаются свидетельствами, которые я попытаюсь изложить ясно и без предубеждений. Предположение, что финикийцы привезли арабских лошадей в Грецию, не имеет под собою каких-либо оснований. Иезекиль говорит, что из дома Фогарма торговали на рынках Тира лошадьми, всадниками и мулами (XXVII: 14). «Фогарма северных стран» ассоциируется (XXXVIII: 6, ср.: Быт., Х:3) с «Гомером (Gomer) и всеми его отрядами», т. е. киммерийцами, которые вторглись в Малую Азию в VII в. до н. э., как раз перед скифами. «Аравия и все князья Кедара» приводят коз и овец, «торговцы из Саввы и Раамаха» — благовония, драгоценные камни и золото (Иез., XXVII: 21—22). (См. ниже прим. 15 о древних изображениях лошадей из Аравии.)
50 Ср.: Hall H. R. Babylonian and Assyrian Scultpure in the British Museum. P.; Brussels, 1928. Pl. XLVI. Барнетт подтверждает, что ассирийцы не получали лошадей из Аравии.
51 Ср.: Hdt., VII, 86.
52 Schmidt E. F. Persepolis. Vol. I. Chicago, 1953 (особенно: Pl. 42—46 и 52). Очевидная разница в размере между персидскими колесничными и верховыми лошадьми — это только одна шкала (Ibid. P. 82—83). Ср.: Hdt., VII, 40 и III, 106. Барнет называет «сирийских» лошадей Шмидта лидийскими (Bamett R. D. // Iraq. Vol. XIX. 1957. P. 68). Его мнение разделяет Эмендри (Amandry P. Description of recently discovered Persian vases // Illustrated London News. Dec. 27.1958. P. 1140).
53 Ср.: Phillips E. D. New Light on the Ancient History of the Eurasian Steppe // AJA. Vol. LXI. 1957. P. 269 ff. (особенно: Р. 275).
54 Schmidt E. F. Persepolis. Vol. I. P. 89. Pl. 46. Идентификация неопределенная; но см. также: Ibid. Vol. II. P. 52.
55 Strabo, XVI, 4 (особенно: 4, 2; 4, 26). Этот рассказ, во многом основанный на материалах Эратосфена (ок. 300 г. до н. э.) и дополненный сведениями из отчетов путешественников более позднего времени, к моменту написания, возможно, устарел во всех отношениях. Однако Страбон располагал также информацией из первых рук, полученной от римского полководца Галла, который в 25 г. до н. э. совершил неудачный поход в Йемен. См. для сравнения рассказ об арабах у Диодора Сицилийского (XIX, 94, 2—10), который упоминает их овец и верблюдов и не говорит о лошадях. В другом месте (II, 50, 5) он действительно пишет о всадниках, охотящихся на арабских страусов, но эта птица была хорошо известна жителям Месопотамии, и Ксенофонт (Anab., 1,5,3) видел, как всадники из армии Кира неудачно на них охотились в 401 г. до н. э.
56 Я чрезвычайно благодарен мистеру Барнетту, хранителю Западноазиатских древностей Британского музея за полученную информацию. Стела из южной Аравии (ее публикация: Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft. Bd. XXX. 1876. S. 115) «вряд ли способна быть датирована раньше чем II в. до н. э., а возможно еще позднее». В Британском музее хранится «камень с грубым граффити, на котором изображен всадник на лошади с длинными ногами. На камне также есть сафаитическая надпись. Подобные надписи обычно датируются не раньше чем II в. до н. э. (или где-то около того) и встречаются лишь на севере аравийской пустыни». Кроме того, Британский музей располагает «маленькой бронзовой фигуркой, датировка которой не ясна, из Северной Аравии, изображающей всадника». Есть бронзовая лошадь из Йемена и в коллекции Думбартон Оукс, см.: Richter G. М. А. Catalogue of the Greek and Roman Antiquities in the Dumbarton Oaks Collection. Cambr, 1956. № 15. P. 26—28. Она датируется, на основании надписей, концом V — началом VI в. н. э. По мнению мисс Рихтер, этот стиль произошел от классической греческой модели, хотя «его негибкость и угловатость указывает на то, что это восточная работа (предположительно Южная Аравия)».
Боссерт перечисляет (со ссылками) некоторое количество других изображений лошадей из Аравии, правда, все они не старше вышеуказанных (Bossert H. Т. Altsyrien. Tubingen, 1951. № 1302, 1303, 1348, 1349, 1258). При этом ни одно из них не может служить для иллюстрации идеального типа арабской лошади, хотя не исключено, что это неудача художников, а не их моделей. Боссерт в свою очередь указывает (Ibid. Mb 1229—1230) грубые наскальные изображения всадников на лошадях, сражающихся с всадниками на верблюдах из Кильвы в Трансиордании, но полагает, что они относятся к более позднему времени.
Граффити лошадей, объединенные с изображениями верблюдов и страусов, а также небольшими алфавитными надписями, были опубликованы леди Блант (Blunt A. A Pilgrimage to Nejd. Vol. II. L, 1881. P. 285).
Арабская порода определенно была сохранена и выведена в Аравии, и я не думаю, что ее хорошая репутация может быть испорчена тем предположением, что ее первоначальные дикие предки жили где-либо еще.
57 Grattius Faliscus. Cyneg., I, 496 sqq.; Nemesianus. Cyneg., 204 sqq.; Oppian. Cyneg., 1,170 sqq., 270 sqq., 324 sqq.
58 Ранняя дата лошади подтверждается Бушором: Buschor E. Die Plastik der Griechen. В., 1936. S. 70, 74 (лошадь); S. 105, 107 (всадник). Однако см.: Schuchhardt W. Die Kunst der Griechen. В., 1940. S. 429—430. Fig. 397—400; von Rogues de Maumont. Antike Reiterstandbilder. В., 1958. S. 34—35.
59 CHG, I, 5 и 372—374.
60 Ср. особенно рельефы Накш-и-Рустам (Pope A. U. A Survey of Persian Art. Vol. IV. L; N. Y., 1938. Pl. 154—156).
61 Ridgeway W. The Origin... P. 192—193. Strabo, XI, 13,7.
62 Xen. Anab., IV, 5,36.
63 Plin. Nat. hist., VIII, 166; Colum., VI, 27; Varro. De г. г., II, 1.
64 Plin. Nat. hist., VIII, 166 и 144; Silius Italicus, III, 336; Mart., XIV, 199.
65 Ridgeway W. The Origin... P. 312 (с указанием CIL, VI, 10053, 10054, 33943). Но Вегеций (Mulomed., III, 5, 4) говорит, что хотя Африка рождает быстрейших лошадей, в них течет испанская кровь.
66 Amm. Marc, XXXI, 2, 6; Veget. Mulomed., III, 6,5.
67 Talbot-Rice T. The Scythians. L, 1957. P. 70—71 (со ссылками). Руденко отмечает, что останки в этом захоронении включали в себя пять темно-коричневых лошадей, одну черную, одну «серо-коричневую» (Rudenko S. I. Der Zweite Kurgan von Pazyryk. В., 1951. S. 16). В Первом кургане были найдены «десять желтых кобыл» (Griaznov M. P., Golomshtok E. A. The Pazirik Burial of Altai // AJA. Vol. XXXVII. 1933. P. 32).
68 CHG, 1,183—185. О галльских боевых лошадях в ранний императорский период см.: Hor. Od., 1, 6, 6; Тас. Ann., II, 5. Важность галльской конницы во времена Юлия Цезаря слишком хорошо известна, чтобы нуждаться в особом рассказе.
* Robustus (лат.) — «сильный, крепкий, прочный» (Прим. отв. ред.).
69 CHG, II, 121 sqq. Свида говорит, что он жил в правление Анастасия, предположительно при Анастасии I (491—518 гг. н. э.).
70 Verg. Georg., III, 87: «А между ребер хребта ложбина глубокая» (здесь пер. С. В. Шервинского. — Прим. пер.); ср.: Xen. Eq., 1,11.
71 CHG, II, 121 sqq. Чтобы сгруппировать лошадей Азии, Европы и Северной Африки, я изменил этот порядок (который идет строго по алфавиту) и немного сократил текст.
72 Gibbon E. Decline and Fall of the Roman Empire. Vol. V. Boston. 1856. P. 209.
73 Strabo, III, 4,15; CIL, II, 2660 (Aymard J. Essai sur les chasses Romaines. P., 1951. P. 184); Veget. Mulomed., 1,56,37—39; III, 6,2—4. Плиний Старший (Nat. hist., VIII, 166) говорит, что испанские лошади, называемые theldones, как и меньшие по размерам asturcones, передвигаются не обычной походкой, а «плавной рысью, поочередно выпрямляя ноги, после чего коня искусно приучают бежать, высоко поднимая ноги» (mollis alterno crurum explicatu glomeratio, unde equus tolutim capere incursum traditur arte). Слова alterno crurum explicatu означают, что обе ноги с одной стороны тела передвигались одновременно (т. е. иноходь), но это кажется необязательным и несущественным, если нужно подчеркнуть, что речь идет о прыжках. Слово glomerare (букв, «свиваться») означает короткие шаги; это же слово используется и Вергилием (Georg., III, 117), когда он пишет о лошади, демонстрирующей свое искусство (т. е. в высокоритмичной рыси, см. ниже, Гл. X). См. также: Mart., XIV, 199; Silius Italicus, III, 335—336.
|
|||
|