Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





{275} Глава VI Воздействие эстетики декабристов на формирование реализма в театре 10 – начала 20‑х годов XIX века 5 страница



[223] См.: С. П. Жихарев. Записки современника. Воспоминания старого театрала. стр. 611 – 612.

[224] Там же, стр. 613.

[225] А. А. Шаховской. Театральные воспоминания. — «Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров», 1842, кн. V, стр. 25.

[226] См.: «Цветник», 1810, № 9, стр. 427 – 428. — Речь идет о трагедии Расина «Андромаха».

[227] «Цветник», 1809, № 2, стр. 291.

[228] См.: Б. Алперс. Актерское искусство в России, т. I, стр. 343 – 344.

[229] А. Яковлев. Письмо к издателям «Цветника». — «Северный Меркурий», 1809, кн. 3, стр. 225 – 227.

[230] «Поликсена». — «Цветник», 1809, № 5, стр. 262.

[231] С. П. Жихарев. Записки современника, стр. 493.

[232] С. П. Жихарев. Записки современника, стр. 323 – 324.

[233] Там же, стр. 327.

[234] Письма В. А. Озерова к А. Н. Оленину. — «Русский архив», 1869, стр. 127. Письмо от 12 октября 1808 г.

[235] Там же.

[236] Ф. А. Кони. Еще один из русских трагиков (А. С. Яковлев). — «Пантеон». 1851, № 1.

[237] О смерти Яковлева. — «Сын отечества», 1817, № XLVI, стр. 41 – 44.

[238] О. Сомов. О парижских театрах. Письма к князю Н. А. Цертелеву. Письмо первое. — «Благонамеренный», 1820, № X, стр. 278 – 285.

[239] N. N. [Н. И. Гнедич]. О втором представлении трагедии «Гораций». — «Сын отечества», 1819, № XXXIX, стр. 277.

[240] Б. Г. Реизов. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958, стр. 22 – 23.

[241] «Первое появление (début) г‑жи Жорж на Императорском Санкт-Петербургском театре 13 июля 1808 года». — «Драматический вестник», 1808, т. III, № 51 – 52. Подпись: И.

[242] «Продолжение игры актрисы Жорж на Петербургском театре 30 июля 1808 года». — «Драматический вестник», 1808, т. III, № 54.

[243] «Смесь общих правил для театра». — «Драматический вестник», 1808, т. III, № 54, стр. 40. Подпись: И.

[244] «Письмо в Москву» — «Драматический вестник», 1808, т. III, № 59, стр. 53 – 54.

[245] Очерк о Жуковском в кн.: Г. А. Гуковский. Очерки развития русского реализма, ч. I. Пушкин и романтики.

[246] Б. Мейлах. Вопросы литературы и эстетики. Сб. статей, стр. 295 – 297.

[247] «О критике (письмо к издателям Вестника)». — «Вестник Европы», 1809, № 21. стр. 39. Подпись: В. [Жуковский].

[248] «О критике (письмо к издателям Вестника)». — «Вестник Европы», 1809, № 21, стр. 40.

[249] «Два разговора о критике» (с немецкого). — «Вестник Европы», 1809, № 23, стр. 222 – 224.

[250] Там же, стр. 227 – 228.

[251] Статьи публиковались под названием «Московские записки». 1‑я статья — об исполнении Жорж роли Федры в трагедии Расина («Вестник Европы», 1809, № XXII, стр. 156); 2‑я статья — «Девица Жорж в Дидоне Лефрана де Помпиньяна» (№ XXIII, стр. 247); 3‑я статья — «Девица Жорж в Вольтеровой “Семирамиде”» (там же, стр. 260).

[252] «Московские записки. Девица Жорж в Дидоне Лефрана де Помпиньяна». — «Вестник Европы», 1809, № 23, стр. 251. На этот же недостаток Жорж указывает и С. Т. Аксаков (Собрание сочинений, т. 3, стр. 401).

[253] Там же, стр. 255.

[254] С. Т. Аксаков. Я. Е. Шушерин и современные ему театральные знаменитости. — Собрание сочинений, т. 2, стр. 351.

[255] Сам Гнедич в одном из позднейших документов называет 1807 год как время, когда он начал «обрабатывать трагические роли с бывшею актрисою Семеновой». «Труд сей требовал чрезмерных усилий чувства и голоса; но я занимался им лет 18 постоянно и ревностно, ибо успехи блистательно вознаграждали за него», — пишет Гнедич. — См.: П. Н. Тиханов. Н. И. Гнедич, несколько данных для его биографии. СПб., 1884, стр. 19 – 20.

[256] С. П. Жихарев. Воспоминания современника, стр. 617.

[257] С. Т. Аксаков. Собрание сочинений, т. 2, стр. 353. — Впрочем, А. Измайлов вспоминает в 1819 г., в связи с исполнением Семеновой роли Медеи, как Шушерин сказал ему еще лет одиннадцать тому назад, что «у нас не было еще такой актрисы и что она со временем превзойдет Жорж» («Благонамеренный», 1819, № XI, стр. 32).

[258] См. Б. Алперс. Актерское искусство в России, т. I, стр. 87 – 88.

[259] «Вестник Европы», 1811, № 24, стр. 326.

[260] С. Т. Аксаков. Собрание сочинений, т. 2, стр. 352.

[261] См.: Б. Алперс. Актерское искусство в России, т. I, стр. 87 – 88.

[262] А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений, т. VI. М., ГИХЛ, 1936, стр. 9 – 10.

[263] «Взгляд на игру российских актеров по сравнению одних с другими». — «Аглая», 1810, ч. 12, кн. 2 и 3, стр. 43 – 44. Подпись: N. N.

[264] Имеется в виду постоянно игравшая в Петербурге французская труппа.

[265] Плетнев. Драматическое искусство г‑жи Семеновой. — «Труды Вольного общества любителей российской словесности», 1822, ч. XVII, стр. 217 – 234.

[266] Гермиона — персонаж трагедии «Андромаха» Расина, невеста Ореста, которую он оставляет из-за любви к Андромахе. Роль сыграна Семеновой в 1810 г.

[267] Имеется в виду роль Арианы (или Ариадны) — героини одноименной трагедии Т. Корнеля, — сыгранная Семеновой в 1811 г.

[268] «Медея» Лонжепьера впервые была поставлена на петербургской сцене с участием Семеновой в 1819 г. — См. статью Измайлова: «“Медея”, переделка трагедии Лонжепьера». — «Благонамеренный», 1819, № XI, стр. 322 – 335. Подпись: И.

[269] См.: «Российский театр. “Федра”, трагедия Расина, перевод М. Е. Лобанова». — «Сын отечества», 1823 г., № XLVI, стр. 242 – 260.

[270] «Письмо о переводе и представлении трагедии “Ифигения в Авлиде” Расина». СПб., 1815.

[271] «Записная книжка» Н. И. Гнедича. — В кн.: П. Н. Тиханов. Н. И. Гнедич. Несколько данных для его биографии, стр. 69.

[272] Там же, стр. 54.

[273] Там же, стр. 69.

[274] Вл. Бриммер. Разговор о чувствительности между Чувствительным и Хладнокровным. — «Соревнователь просвещения и благотворения», 1818, № 3, стр. 327.

[275] «О трагедии Венцеслав. соч. Ротру, переделанной г. Жандром». — «Сын отечества», 1825, № I, стр. 104. Подпись: А. О.

[276] См. В. Соц. О театральной декламации (из новейшего сочинения графини Жанлис). — «Сын отечества», 1818, № XX.

[277] Петербургские записки. — «Благонамеренный», 1820, № 1, стр. 65 – 67. Подпись: Вл.

[278] См. «“Танкред”. Сочинение Вольтера, перевод Н. И. Гнедича». — «Сын отечества». 1823, № IX. стр. 80. Подпись: Д.

[279] «Письмо о переводе и представлении трагедии “Ифигения в Авлиде” Расина». СПб., 1815.

[280] Роль сыграна Семеновой в 1810 г. («Мария Стуарт, королева Шотландская». Перевод Шеллера).

[281] «Записная книжка» Н. И. Гнедича, стр. 70.

[282] Плетнев. Драматическое искусство г‑жи Семеновой. — «Труды Вольного общества любителей российской словесности», 1822, ч. XVIII, стр. 226.

[283] А. Жандр. О первых двух дебютах г. Каратыгина. — «Сын отечества», 1820, № XXIII, стр. 175.

[284] Плетнев. Драматическое искусство г‑жи Семеновой, стр. 224.

[285] «Московские записки». — «Вестник Европы», 1811, № 23, стр. 231. Подпись: Д. Д.

[286] «Письмо о переводе и представлении трагедии “Ифигения в Авлиде” Расина». СПб., 1815.

[287] Гнедич имеет в виду выступления Семеновой в Москве во время гастролей Жорж.

[288] «“Медея”, переделка трагедии Лонжепьера». — «Благонамеренный», 1819, № XI, стр. 329. Подпись: И. [А. Е. Измайлов].

[289] «“Медея”, переделка трагедии Лонжепьера». — «Благонамеренный», 1819, № XI, стр. 326 – 327. Подпись: И. [А. Е. Измайлов].

[290] «Танкред». — «Сын отечества», 1823, № IX, стр. 78. Подпись: Д.

[291] «Федра», трагедия Расина, перевод М. Е. Лобанова… — «Сын отечества». 1823, № XLVI, стр. 245 – 248.

[292] Мнение актрисы Катерины Семеновой об улучшении драматических представлений. — «Театр», 1952, № 11, стр. 139.

[293] Письмо издателю о Мочалове. — «Благонамеренный», 1819, № I, стр. 65 – 66.

[294] См. Ю. Дмитриев. Великий артист-демократ. — В кн.: П. С. Мочалов. Заметки о театре, письма, стихи, пьесы. Современники о П. С. Мочалове. М., 1953, стр. 9.

[295] «Письмо об игре г‑жи Дюшенуа, первой трагической актрисы парижской». — «Вестник Европы», 1823, № 20, стр. 241 – 267. Подпись: Глглвъ.

[296] «Московские записки. Театр». — «Вестник Европы», 1823, № 22, стр. 143. Подпись: Н. Д.

[297] В переделке Грузинцева трагедии Софокла «Эдип-царь».

[298] Жандр. О первых двух дебютах г. Каратыгина. — «Сын отечества», 1820, № XXIII, стр. 174 – 176.

[299] См.: «Танкред». — «Сын отечества», 1820, № IX, стр. 78. Подпись: Д.

[300] П. А. Катенин. Размышения и разборы. — «Литературная газета», 1830, № 4, 9, 10, 11, 19, 20, 21. — Цит. по кн.: С. Бертенсон. П. А. Катенин. СПб., 1909, стр. 54.

[301] А. С. Грибоедов. Сочинения. М., 1953, стр. 515.

[302] См.: Письма П. А. Катенина к А. М. Колосовой. — «Русская старина», 1893.

[303] А. С. Пушкин. Мои замечания об русском театре. — Собрание сочинений, т. VI. М., ГИХЛ, 1936, стр. 12.

[304] «О втором представлении трагедии “Горации”». — «Сын отечества», 1819, № XXXIX, стр. 280. Подпись: N. N.

[305] Там же.

[306] «Урок женатым». — «Сын отечества», 1823, № VIII, стр. 26. Подпись: Д.

[307] С. Т. Аксаков. Мысли и замечания о театре и театральном искусстве. — Собрание сочинений, т. 3, стр. 100.

[308] Г. А. Гуковский. Пушкин и проблемы реалистического стиля, стр. 9.

[309] Вл. Орлов. Грибоедов. М., 1954, стр. 70.

[310] Г. А. Гуковский. Пушкин и проблемы реалистического стиля, стр. 8.

[311] «Вестник Европы», 1811, № 19, стр. 240. Подпись: Д. Д.

[312] «Письма из Москвы в Нижний Новгород». — «Сын отечества», 1813, № XXXVI, стр. 134.

[313] См.: «Журнал Драматический на 1811 год», часть первая, стр. 306. Подпись: О.

[314] «Полярная звезда», 1825, стр. 10.

[315] См. «Полярная звезда», 1823, стр. 12.

[316] Шаховской. Предисловие к «Полубарским затеям». — «Сын отечества», 1820, № XIII, стр. 11 – 26.

[317] В предисловии к пьесе «Комедия против комедии, или Урок волокитам», 1815.

[318] Имеется в виду сатира как литературный жанр.

[319] «Северный наблюдатель», 1817, № 6, стр. 196.

[320] «Северный вестник», 1805, июнь, стр. 374 – 375.

[321] «О нравственной пользе поэзии». — «Вестник Европы», 1809, № 3, стр. 166.

[322] «Замечания на Предисловие к “Полубарским затеям”». — «Сын отечества», 1820, № XIX, стр. 299 – 313. Подпись: К...ъ О......въ. Из Орла.

[323] Цит. по кн.: «Декабристы и их время», т. I. М., 1928, стр. 25.

[324] См. В. Н. Орлов. Грибоедов. М., 1954, стр. 75.

[325] См.: «Сын отечества», 1818, № V, стр. 213 – 223.

[326] «Сын отечества», 1818, № V, стр. 216 – 217.

[327] Там же, № XXXIX, стр. 40. Подпись: Ъ [видимо, В. В. Измайлов].

[328] «Сын отечества», 1822, № XXIX, стр. 313 – 314.

[329] См. по этому поводу «Письмо к новейшему Аристофану». — «Сын отечества», 1815, № XLII, стр. 140 – 148. Подпись: Д.

[330] Полемика велась между журналами «Патриот» и «Северный вестник» в 1804 г. и была связана с обсуждением драмы Н. И. Ильина «Великодушие, или Рекрутский набор».

[331] См., например: сатира «Гимн глупцам» («Вестник Европы», 1802, № 5, стр. 59. Подпись: Ф.).

[332] См., например: О. Сомов. Об уме. («Сын отечества», 1817, № XLVII, стр. 24 – 31).

[333] «Сын отечества», 1821, № XII, стр. 226.

[334] «Сын отечества», 1818, № XXXV, стр. 141.

[335] Там же.

[336] «Сын отечества», 1820, № IV, стр. 183.

[337] Записная книжка Н. И. Гнедича. — В кн.: П. Н. Тиханов. Н. И. Гнедич. Несколько данных для его биографии по неизданным источникам. СПб., 1884, стр. 58.

[338] М. С. Щепкин. Записки, письма. М., 1952, стр. 114.

[339] «Московские записки». — «Вестник Европы», 1823, № 22, стр. 143.

[340] Там же.

[341] С. Т. Аксаков. Собрание сочинений, т. 3, стр. 616.

[342] С. Т. Аксаков. Собрание сочинений, т. 3, стр. 76.

[343] М. С. Щепкин. Записки, письма, стр. 244.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.