|
|||
{275} Глава VI Воздействие эстетики декабристов на формирование реализма в театре 10 – начала 20‑х годов XIX века 4 страницаИффланд А. В. 48, 169
Калиграф И. И. 84 Кант И. 135, 231, 251 Капнист В. В. 30, 40, 46, 282, 284, 286, 290, 291, 296 Карамзин, Н. М. 29, 35, 49, 54, 55, 58, 59, 98, 121, 139, 175, 176, 300, 301 Караневичева 95 Каратыгин В. А. 139, 140, 254, 273, 267 – 270 Каратыгин П. А. 217 Каратыгина А. Д. 80, 81, 88, 218 Катенин П. А. 130, 139, 140, 155, 168, 169, 185, 187 – 191, 214, 268, 270, 286, 297, 300 – 305 Кипренский О. А. 150 Клерон И. 72, 73, 233, 241 Клинчин А. П. 88 Княжнин Я. Б. 25, 28, 29, 91, 95, 130, 167, 175, 178, 222, 282 Кокошкин Ф. Ф. 303 Колосова А. М. (Каратыгина) 157, 270 Колпаков П. Р. 93 Кондаков М. К. 87 Кони Ф. А. 228 Корнель П. 120, 140, 150, 189, 247, 268 Корсаков П. А. 171 Коцебу А. 47, 48, 80, 81, 91, 169, 216, 242, 243 Крабб Д. 151 Красковский В. И. 27 Крутицкий А. М. 62, 73, 83, 84, 282 Крюковской М. В. 221 Крылов И. А. 14, 34, 96, 148, 232, 257, 282, 296, 299 Кюхельбекер В. К. 125, 130, 145, 151, 168, 171, 185, 188, 191, 192, 214, 285, 300, 302
Лагарп Ж. Ф. 28 Лапкина Г. А. 7 Лафонтен Ж. 146 Лекен А. Л. 73, 75, 79, 93, 219, 231 {317} Леметр Ф. 107 Ленин В. И. 5, 6, 31, 109, 143 Лесаж А. Р. 290 Лобанов М. Е. 247, 254, 263 Ломоносов М. В. 12, 205 Лонжепьер 247, 260, 261 Лукин В. И. 13, 22 Львов Ф. П. 75
Макаров М. Н. 93, 95 Макогоненко Г. П. 18 Маркс К. 6, 105 Марлинский А. (А. А. Бестужев) 137 Мартынов А. Е. 104 Мартынов И. И. 27, 45, 46, 101, 148, 291, 302 Медведева И. Н. 29, 100 Мейлах Б. С. 143, 144, 152, 153, 235 Мерсье Л. С. 20, 34, 165 Метастазио П. 21 Мерзляков А. Ф. 148, 149 Мещерский, П. В. 310, 311 Модзалевский Б. Л. 32, 147 Мокульский С. С. 182 Мольер Ж. Б. 91, 146, 150, 155, 233, 285, 286, 289, 294 Мочалов П. С. 7, 39, 102, 104, 216, 260, 264 – 267, 270, 272, 313, 314 Мочалов С. Ф. 88, 93, 94, 168, 215, 221, 223 Муравьев А. Н. 206 Муравьев Н. Н. 46 Муравьев-Апостол И. М. 145, 146, 285
Наполеон I 108, 109, 114, 120, 121, 124, 143, 162, 172 Нарежный В. Т. 82, 85, 111, 168, 169 Невахович Л. Н. 111, 171 Некрасов Н. А. 279 Нечкина М. В. 6, 11, 162 Николев Н. П. 118, 130, 167 Новалис Г. 151 Новиков Н. И. 12, 13, 25
Ободовский П. Г. 57, 174 Озеров В. А. 28 – 31, 82, 89, 98 – 100, 105, 111, 120, 124 – 130, 132, 134 – 142, 161, 162, 167, 182, 188, 190, 215, 221, 225 – 228, 232 – 235, 245 Оленин А. Н. 139, 227, 233 Орлов В. Н. 25, 26, 87, 189, 276, 298 Орлов Д. 87 Островский А. Н. 104, 152 Офрен Ж. 73, 234
Переселенков С. А. 32, 33 Пиксерекур Ж. 165, 301 Писарев А. А. 73, 74 Писарев А. И. 286 Плавильщиков П. А. 34, 62, 73, 89, 91 – 94, 122, 123, 222 Плетнев П. А. 246, 247, 253, 254, 260, 261 Пнин И. П. 21, 27, 101 Погодин М. П. 32 Полевой Н. А. 57, 174 Померанцев В. П. 34, 62, 86, 215, 218 Померанцева А. А. 62, 86 Пономарев А. Е. 14, 62, 73, 84, 87 Превиль П. Л. 73 Прусаков А. Н. 94 Пушкин А. С. 7, 10, 74, 102, 104, 108, 109, 113, 114, 141, 142, 150, 152, 156 – 159, 160, 164, 179, 184, 187 – 192, 206 – 208, 229, 238, 244 – 246, 271, 275, 276, 310, 313, 314
Радищев А. Н. 20 – 26, 29, 30, 35, 40, 42, 46, 77, 98, 101, 102, 109, 147, 161 Расин Ж. 21, 65, 66, 71, 120, 140, 150, 155, 189, 237, 238, 247, 248, 252, 254, 255, 262, 263, 268, 270 Рахманова Х. П. 87 Реизов Б. Г. 232 Розанов И. Н. 182 Рокур Ф. 72, 232, 241, 260 Растопчин Ф. В. 57 Ротру Ж. 252 Рубенс П. П. 101 Руссо Ж. Ж. 20, 127, 170 Рыкалов В. Ф. 87 Рылеев К. Ф. 139, 141, 152, 166, 182, 184, 186, 188, 202, 204, 205
Сакулин П. Н. 182 Самойлов В. В. 85 Самойлов В. М. 87 Сандунов Н. Н. 26, 31 – 35, 38 – 40, 43, 47 – 50, 52, 54, 56, 57, 210, 228, 282 Савдунов С. Н. 14, 32, 62, 84, 85 Сандунова Е. С. 81 Семенова Е. С. 7, 10, 72, 77, 80 – 98, 100, 111, 157, 171, 181, 187, 229, 234, 242 – 248, 252 – 264, 266, 270 Сенека 130 Скотт В. 107, 151 Смирнов А. С. 168 Сомов, О. М. 150, 151, 188, 228, 285, 301, 304 {318} Сосницкая 157 Сосницкий И. И. 85, 306, 309 Соути Р. 151 Софокл 80 Соц В. И. 252, 298 Сталь Ж. де 151 Степанов Н. Л. 152 Судовщиков Н. Р. 304 Сульцер (Зульцер) 78 Сумароков А. П. 12, 14, 21, 28, 66, 140, 216 Сушков Н. Д. 32, 286, 297
Тальма Ф. Ж. 73, 185, 228, 229, 231, 233 Тенирс 47 Тик Л. 151 Тиханов П. Н. 243, 250, 309 Толстой А. К. 152 Толстой Л. Н. 207 Толстой Я. Н. 296, 297 Томашевский Б. В. 156 Троепольская Т. М. 62
Улыбышев А. Д. 146, 147, 301
Федоров М. В. 54 – 57, 81, 170, 174, 286 Фонвизин Д. И. 14 – 18, 24, 25, 34, 35, 141, 282, 284, 286, 296, 299, 302
Хмельницкий Н. И. 58, 286, 297, 306
Цейтлин А. Г. 184
Шатобриан Ф. Р. де 151 Шаликов П. И. 58 Шаховской А. А. 47, 57 – 59, 100, 138, 174, 223, 233, 234, 246, 267, 286, 288 – 290, 292 – 294, 298, 300 – 302, 312 Шекспир В. 21, 32, 74, 146, 150, 168, 169, 182, 189, 269, 270 Шеллинг Ф. В. 249, 250 Шиллер Ф. 32, 39, 48, 94, 135, 136, 146, 165 – 169, 191, 192, 220, 227, 253, 269 Шишков А. С. 121 Шлегель А. 151 Шлегель Ф. 151 Шмидт Х. 181 Шумский Я. Д. 62 Шушерин Я. Е. 14, 34, 62, 88 – 92, 217, 218, 221, 223, 242 – 244
Щепкин, М. С. 7, 10, 77, 85, 102, 104, 108, 155, 218, 279, 280, 310 – 314
Эврипид 130 Эйхенбаум Б. М. 87, 88 Энгельс Ф. 6, 105
Яковлев А. С. 7, 80, 88, 94, 97, 111 – 114, 116, 131, 215 – 230, 244, 259, 266 [1] В. И. Ленин. Сочинения, т. 21, стр. 126. [2] М. В. Нечкина. Движение декабристов, т. I. М.‑Л., 1955, стр. 37. [3] К. Маркс и Ф. Энгельс. Собрание сочинений, т. V, стр. 501. [4] См. Ученые записки Куйбышевского гос. педагогического ин‑та имени В. В. Куйбышева, вып. 25, Куйбышев, 1959. [5] См. Ученые записки гос. Научно-исследовательского ин‑та театра и музыки, т. 1. Сектор театра, Л., 1958. [6] М. В. Нечкина. Движение декабристов, т. I. М.‑Л., 1955, стр. 50. [7] Д. Д. Благой. История русской литературы XVIII века. Изд. 3. М., 1955, стр. 298 – 299. [8] А. И. Герцен. О развитии революционных идей в России. — Сочинения, т. VII. М., 1956, стр. 189. [9] Г. П. Макогоненко. Д. И. Фонвизин. — «Русские драматурги. XVIII век», т. 1. Л.‑М., 1959, стр. 255 – 257. [10] Там же, стр. 259. [11] А. Н. Радищев. О человеке, его смертности и бессмертии. — Полное собрание сочинений, т. 2. М.‑Л., 1941, стр. 55. [12] Там же, стр. 55. [13] Название одной из пьес Веревкина. [14] «Рассуждение о словесности, читанное в Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств 18 ноября 1805 года». — «Лицей», 1806, ч. 1, кн. 1, стр. 35 – 36. Подпись: «—». [15] «Отец семейства. Драма в пяти действиях по расположению барона Геммингена. Сочинение Н. Сандунова». М., 1816, стр. 101. [16] Вл. Орлов. Русские просветители 1790 – 1800‑х годов. М., 1950, стр. 59. [17] И. П. Пнин. Сочинения. М., 1934, стр. 160. [18] И. М. Борн. Эскиз рассуждения об успехах просвещения. — «Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». СПб., 1804, стр. 137. [19] И. М. Борн. Краткое руководство к российской словесности. СПб., 1808, стр. 151. [20] В. А. Бочкарев. Русская историческая драматургия начала XIX века (1800 – 1815 гг.). — «Ученые записки Куйбышевского гос. пед. ин‑та им. В. В. Куйбышева», вып. 25, 1959. [21] См. вступительную статью И. Н. Медведевой в кн.: В. А. Озеров. Трагедии. Стихотворения. («Библиотека поэта»). Л., 1960, стр. 10 – 11. [22] «Владиславу Александровичу Озерову. Василий Капнист», приложено к трагедии В. А. Озерова «Эдип в Афинах». СПб., 1816. [23] Н. Сандунов. Слово о необходимости знать законы гражданские и о способе учиться российскому законоведению. М., 1822. [24] В. И. Ленин. Сочинения, т. 2, стр. 473. [25] Б. Модзалевский. Н. Н. Сандунов. — Русский биографический словарь. Т. 18. СПб., 1904. [26] Н. Д. Сушков. Московский университетский пансион. М., 1858, стр. 41. [27] См.: Биографический словарь профессоров и преподавателей имп. Московского университета (1755 – 1855), ч. II. М., 1855, стр. 234. [28] См. там же статью «Н. Н. Сандунов», стр. 389. [29] «Русский архив», 1869, стр. 1568. [30] См.: С. А. Переселенков. Затерявшиеся пьесы Н. Н. Сандунова. — «Бирюч Петроградских государственных академических театров». Сб. статей, II. Пг., 1920. [31] С. А. Переселенков. Затерявшиеся пьесы Н. Н. Сандунова. — «Бирюч Петроградских государственных академических театров». Сб. статей, II. Пг., 1920, стр. 114. [32] «Солдатская школа», драма в 3‑х действиях, писана 1794‑го года. М., 1817. [33] См. например: С. С. Данилов. Русский драматический театр XIX в., т. I. Л.‑М., 1957, стр. 20 – 21. [34] «Великодушие, или Рекрутский набор», драма в трех действиях Николая Ильина. СПб., 1807. Предисловие. (Далее текст пьесы дается по этому изданию.) [35] А. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. М.‑Л., 1950, стр. 119. [36] «Великодушие, или Рекрутский набор», стр. 51 – 52. [37] С. Т. Аксаков. Литературные и театральные воспоминания (1812 – 1830 гг.). — Собрание сочинений, т. 3. М., 1956, стр. 20. [38] «Северный вестник», 1804, ч. I, № 1, стр. 78 – 83. [39] С. П. Жихарев. Записки современника. М.‑Л., 1955, стр. 467. [40] «Патриот», 1804, ч. II, май, стр. 237. [41] «Северный вестник», 1804, ч. III, № VII, стр. 35 – 36. [42] Имеется в виду фламандский живописец XVII в. Тенирс, который очень ценился в России в XVIII – начале XIX вв. (его фамилию писали тогда обычно на французский лад — Теньер). [43] «Драматический вестник», 1808, № 8, стр. 65 – 66. Подпись: «А» [возможно, А. А. Шаховской]. [44] «Великодушие, или Рекрутский набор» Ильина. — «Вестник Европы», 1812, № 1, стр. 59. Подпись: Д. Д. [Д. Дашков]. [45] «Отец семейства», драма в пяти действиях по расположению барона Геммингена. Сочинена Н. Сандуновым 1793 года. М., 1816. [46] «Der deutsche Hausvater». Schauspiel von O. H. v. Gemmingen. N. Y., 1831. [47] «Влюбленный нелюдим» («Альцест в деревне»), комедия в 3‑х действиях Демутье. Переложена на русские нравы Н. Ильиным. М., 1805 (Предисловие). [48] «Северный наблюдатель», 1817, № 3, стр. 104 – 107. Подпись: М. З. [49] Ф. Иванов. Семейство Старичковых, или За богом молитва, а за царем служба не пропадают. Драма в одном действии. М., 1816. [50] «Вестник Европы», 1811, № 17, стр. 65 – 66. Подпись: Д. Д. [Д. Дашков]. [51] Н. Брусилов. Письмо к приятелю о русском театре. — «Журнал российской словесности», 1805, № 2, стр. 59 – 70. [52] «О русских комедиях». — «Вестник Европы», 1802, № 7, стр. 233. Подпись: В. В. [И. И. Дмитриев]. [53] См.: «История русской литературы», т. V. М.‑Л., Изд‑во АН СССР, 1941, стр. 293. [54] «Вестник Европы», 1802, № 12, стр. 322. [55] Ж. Расин. Сочинения в двух томах, т. 2. М.‑Л., 1937, стр. 99. [56] Д. Дидро. Собрание сочинений, т. V. М.‑Л., 1936, стр. 112. [57] В. Р. Гриб. Избранные работы. М., 1956, стр. 43. [58] Д. Дидро. Собрание сочинений, т. V, стр. 135. [59] Д. Дидро. Собрание сочинений, т. V, стр. 572. [60] «Общие правила театра, выбранные из полного собрания сочинений г. Вольтера и расположенные по порядку драматических правил А. Писаревым». СПб., 1809. [61] См., например, статью за подписью Б. (А. П. Бенитцкий) в журнале «Цветник», 1809, № 6. [62] «Общие правила театра, выбранные из полного собрания сочинений г. Вольтера и расположенные по порядку драматических правил А. Писаревым», стр. 57. [63] «Драматический вестник», 1808, № 8, стр. 83 – 84. Подпись: И. [64] С. П. Жихарев. Записки современника, стр. 309. [65] Там же, стр. 573. [66] «Драматический вестник», 1808, № 34, стр. 63. [67] С. фон Ф. «Путешествие критики, или Письма одного путешественника, описывающего другу своему разные пороки, которым большею частью сам был очевидным свидетелем». М., 1818. [68] Сульцер. Об Актерах и об искусстве театрального представления. — «Вестник Европы». 1806, № 24, стр. 259 – 265. [69] «Цветник», 1809, № 2, стр. 286. [70] С. П. Жихарев. Записки современника, стр. 362 – 363. [71] «Аглая». 1810, ч. 12, кн. 2, стр. 45 – 46. [72] См.: С. С. Данилов. Русский драматический театр XIX века, т. I., стр. 23. [73] «Правила чтения и декламировки». — «Журнал Драматический на 1811 год», часть третья, № XI, стр. 222‑223. [74] «Правила чтения и декламировки», стр. 226. [75] Там же, стр. 225. [76] С. П. Жихарев. Записки современника, стр. 311. [77] «Нечто о Крутицком, придворном российском актере». — «Северный вестник», 1804, ч. I, № II, стр. 217 – 218. Подпись: С. З‑н. Пенза. [78] Предисловие Ильина к комедии «Недоверчивость и хитрость, или Долг платежом красен», сочинения Дьелафуа, переделка на русские нравы Н. Ильина. СПб., 1811, стр. V, примечание. [79] «Взгляд на игру российских императорских актеров по сравнению одних с другими». — «Аглая», 1810, ч. 12, кн. 2, стр. 60 – 61. Подпись: N. N. [80] С. П. Жихарев. Записки современника, стр. 260 – 261. [81] «Московский вестник», 1809, ч. 1, № 7, стр. 107. [82] С. П. Жихарев. Записки современника, стр. 67. [83] Биографическое известие о Померанцевой. — «Вестник Европы», 1806, № 20, стр. 285. [84] Там же. стр. 284 – 285. [85] См.: «Российский спектакль “Великодушие, или Рекрутский набор”, драма в 3‑х действиях Ильина». — «Северный вестник», 1804, ч. I, № 1, стр. 78 – 83. — Б. М. Эйхенбаум устанавливает принадлежность этой статьи Н. И. Гнедичу (см. его примечание к стр. 66 (2) «Записок современника» С. П. Жихарева). [86] С. П. Жихарев. Записки современника, стр. 67. [87] Б. М. Эйхенбаум. С. П. Жихарев и его дневники. — В кн.: С. П. Жихарев. Записки современника. Приложения, стр. 657. [88] См.: Б. Алперс. Актерское искусство в России, т. 1. М.‑Л., 1945, стр. 66 – 67; А. Клинчин. Я. Е. Шушерин. М.‑Л., 1947. [89] С. Т. Аксаков. Я. Е. Шушерин и современные ему театральные знаменитости. — Собрание сочинений, т. 2. М.‑Л., 1955. [90] С. П. Жихарев. Записки современника, стр. 284, 588 – 595 и др. [91] С. П. Жихарев. Записки современника, стр. 284, 589. [92] «Эдип в Афинах». — «Вестник Европы», 1811, № 18, стр. 238. Подпись: Д. Д. [Д. В. Дашков]. [93] «Яков Емельянович Шушерин». — «Журнал Драматический на 1811 г.», часть третья, № X, стр. 143. [94] «Дидона», трагедия в пяти действиях, сочиненная г. Княжниным. — «Северный вестник», 1804, ч. I, № II, стр. 239 – 240. [95] См.: Б. Алперс. Актерское искусство в России, т. 1, стр. 66. [96] «Вестник Европы», 1813, № 17, стр. 72. Подпись: И. [97] «Цветник», 1809, № 6, стр. 364. Подпись: Б. [А. П. Бенитцкий]. [98] «Можно ли видеть превосходное в превосходном тогда, когда оно находится в кругу посредственности?» — «Журнал Драматический на 1811 год», часть вторая, № VI. стр. 163. [99] «О дурных привычках в игре актеров». — «Журнал Драматический на 1811 год», часть первая, № IV, стр. 298 – 299. Подпись: М. [Макаров]. [100] «Цветник», 1810, № 5, стр. 271 – 272. [101] «Письмо к издателю о постановке “Разбойников” в Московском театре». — «Журнал Драматический на 1811 год», часть первая, № II, стр. 93 – 98. Подпись: С. Щ‑г‑нъ. [102] «Лицей», 1806, ч. 2, кн. I, стр. 109. [103] «Московский театр (письмо от неизвестного)». — «Северный вестник», 1804, ч. I, № III, стр. 390. [104] «Письмо к издателю». — «Вестник Европы», 1806, № 23, стр. 200. Подпись: …в. [105] «О смешанной и немой игре». — «Журнал Драматический на 1811 год», часть вторая, № VI, стр. 131 – 132. [106] Там же, стр. 139. [107] И. А. Крылов. Сочинения в двух томах, т. 2. М., 1956, стр. 82. [108] «Письмо к издателю». — «Вестник Европы», 1806, № 23, стр. 202. Подпись: …в. [109] Н. Бутырский. «Эдип в Афинах» Озерова. — «Северный вестник», 1805, июль, стр. 26. [110] «О Театре». — «Сын отечества», 1820, № I, стр. 42. Подпись: Г. [111] «О расположении актеров на сцене». — «Журнал Драматический на 1811 год», часть первая, № II, стр. 204. Подпись: Ж. [112] Этой теме посвящена статья И. Н. Медведевой. Гнедич и декабристы. — В сб.: «Декабристы и их время. Материалы и сообщения». М.‑Л., 1951. [113] «Северный вестник», 1804, ч. IV, № XII, стр. 297. [114] И. П. Пнин. Сочинения. М., 1934, стр. 160. [115] «Московский театр (письмо от неизвестного)». — «Северный вестник», 1804, ч. I, № III, стр. 386 – 387. [116] «О Театре». — «Сын отечества», 1820, № I, стр. 40 – 43. Подпись: Г. [117] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XXIV, стр. 34. [118] Г. А. Гуковский. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957, стр. 7 и 14. [119] В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений под ред. Венгерова, т. XI, стр. 86. [120] В. А. Десницкий. История русской литературы, т. V, гл. V. М.‑Л., 1941. [121] С. С. Данилов. Русский драматический театр XIX века. т. I, гл. V. [122] Г. А. Гуковский. Очерки по истории русского реализма, ч. I. Пушкин и русские романтики. Саратов, 1946, стр. 154 – 157. [123] Н. Бутырский. Разбор трагедии «Фингал» Озерова, читанный на открытом испытании студентов Педагогического института, бывшем марта 22 дня сего года. — «Лицей», 1806, ч. II, кн. 1, стр. 62 – 63. [124] «Северный вестник», 1805, ч. VII, июль, стр. 26. [125] «Цинна, или Милосердие Августа» — трагедия П. Корнеля (1640); «Андромаха» — трагедия Расина (1667). [126] «Северный вестник», 1805, ч. VII, июль, стр. 49 – 50. [127] См.: Сочинения Плавильщикова, ч. IV. СПб., 1816. [128] «Замечания на трагедию “Ермак” (письмо к издателю)». — «Вестник Европы», 1807, № 5, стр. 48 – 49. Подпись: Дм. Ивнв. [129] Там же, стр. 47. [130] Здесь и дальше цитируется по кн.: В. А. Озеров. Трагедии и стихотворения. Л., «Сов. писатель», 1960. [131] В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах, т. I. М., 1948, стр. 48. [132] Шиллер. О страстном. Перевод В. Бриммера. — «Соревнователь просвещения и благотворения», 1818, № 6, стр. 307. [133] Письма В. А. Озерова к А. Н. Оленину. Письмо от 25 марта 1809 г. — «Русский архив», 1869, стр. 142 – 144. [134] Сочинения В. А. Озерова. СПб., 1817. Предисловие, стр. XLIII. [135] «Сын отечества», 1817, № XLIV, стр. 231. Известия и замечания. Подпись: Г. [Н. Греч]. [136] Вяземский. Предисловие. [137] Жандр. О первых двух дебютах г. Каратыгина М[ладшего]. — «Сын отечества», 1820, № XXIII, стр. 174 – 181; В. С. — Разные толки о «Фингале», трагедии Озерова. — «Сын отечества», 1820, № XXIV, стр. 225 – 228; Катенин. Еще слово о Фингале. — Там же, № XXVI, стр. 320 – 323; Я…й. — Замечания на статью о первых двух дебютах г. Каратыгина в XXIII № с. О. помещенную. — «Сын отечества», 1820, № XXVII, стр. 32 – 37; Катенин. Продолжение споров. — «Сын отечества», 1820, № XXVIII, стр. 80 – 85. [138] «Сын отечества», 1816, № XXXVI. Современная русская библиография, стр. 151. [139] «Сын отечества», 1817, № I, стр. 65. [140] К. Ф. Рылеев. Стихотворения. Статьи, очерки, докладные записки, письма. М., 1956, стр. 48 – 50. [141] А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений, т. VI. М., 1936, стр. 483. [142] Б. Мейлах. Литературно-эстетическая программа декабристов. — Сб. «Вопросы литературы и эстетики». Л., 1958, стр. 262. [143] «Сын отечества», 1815, № 1, стр. 4. [144] «Соревнователь просвещения и благотворения», 1818, № 6, стр. 341 – 344. Подпись: А. Г…чъ. [145] Вступительная лекция о русской литературе, прочитанная В. К. Кюхельбекером в 1821 году в Париже. — «Литературное наследство», т. 59, стр. 374. [146] «Письма из Москвы в Нижний Новгород» (И. М. Муравьев-Апостол). — «Сын отечества», 1813, № XLIV. Письмо четвертое, стр. 225. [147] Б. Л. Модзалевский. К истории «Зеленой лампы». Опись и публикация документов Пушкинского дома, принадлежавших обществу «Зеленой лампы». М.‑Л., 1928, стр. 45 – 48. [148] «Вестник Европы», 1810, № 7, стр. 184 – 189. Подпись: — а — а. [149] Русский театр. — «Сын отечества», 1815, № III, стр. 120. Подпись: Д. Б. [Д. Б. Барков]. [150] Разбор рассуждения г. Мерзлякова «О начале и духе древней трагедии и пр.». — «Сын отечества», 1825, № XII, стр. 363 – 367. Подпись: — въ. [151] Орест Кипренский. Письмо из Рима. — «Сын отечества», 1817, № XLVI, стр. 24. [152] В. Базанов. Очерки декабристской литературы. М., 1953, стр. 223. [153] О. Сомов. Об изучении древних. — «Сын отечества», 1820, № XXV, стр. 251. [154] Там же, стр. 252. [155] Для характеристики отношения русских романтиков к немецким очень показателен выразительный рассказ Кюхельбекера о его разговоре с Л. Тиком, встреча с которым произошла во время путешествия поэта по Германии: «Сначала я упомянул о сочинениях покойного Новалиса, Тиком изданных, и жалел, что Новалис, при большом даровании, при необыкновенно пылком воображении, не старался быть ясным и совершенно утонул в мистических тонкостях. Тик спокойно и тихо объявил мне, что Новалис ясен, и не счел нужным подтвердить то доказательствами» (Письмо XVI. Дрезден, 20 октября – 1 ноября. — «Мнемозина», ч. II. СПб., 1825, стр. 61). [156] Б. Мейлах. Пушкин и русский романтизм. М.‑Л., 1937, стр. 22. [157] Н. Л. Степанов. Декабристская критика. — В кн.: «История русской критики», т. I. М.‑Л., Изд‑во АН СССР, 1958, стр. 217. [158] Б. Мейлах. Литературно-эстетическая программа декабристов, стр. 253. [159] «О театре». — «Сын отечества», 1820, № I, стр. 41 – 42. Подпись: Г. [160] Ответ на замечания г. Р. З. — «Сын отечества», 1820, № V, стр. 226. [161] «Сын отечества», 1820, № V, стр. 229 – 230. Подпись: N. N. [162] Автор «Писем к издателю» Кл‑нов, выступавший с пренебрежительной критикой русского театра, отрекомендовался публике в качестве инвалида, получившего ранения в битвах при Бородине и Монмартре. Б. В. Томашевский высказывает предположение, что здесь была литературная мистификация и под видом «безрукого инвалида» выступал Р. Зотов. — См.: Б. Томашевский. Пушкин, кн. 1. М.‑Л., 1956, стр. 295. [163] А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений, т. VI, стр. 7 – 9. [164] М. В. Нечкина отмечает связь трагедии «Вельзен, или Освобожденная Голландия» с событиями 1806 – 1810 гг., когда Наполеон превратил ранее независимую страну в придаток Франции («Движение декабристов», т. I, М.‑Л., 1955, стр. 95). [165] См., например: М. В. Нечкина. Движение декабристов, т. I; В. Базанов. Очерки декабристской литературы. М.‑Л., 1953; Г. А. Гуковский. Очерки по истории русского реализма. Ч. 1; Пушкин и русские романтики. Саратов, 1946. [166] «Мысли об употреблении в искусстве обыкновенного и низкого (из сочинений Шиллера)». Перевод А. П. Бенитцкого. — «Цветник», 1810, № 1, стр. 25. [167] См.: «Мнемозина», 1824, ч. III, стр. 173. [168] «Вестник Европы», 1810, № 20, стр. 314. [169] «Вестник Европы», 1811, № 17, стр. 70 – 71. [170] «Вестник Европы», 1810, № 21, стр. 75. [171] Сочинения и переводы в стихах Павла Катенина. СПб., 1832, ч. II, стр. 41 – 42. [172] Опубликована в журнале «Цветник» (1809, № 4). [173] «Сульёты, или Спартанцы осьмнадцатого столетия». Историческое представление в 5 д. СПб., 1810. — Премьера в Петербурге состоялась 30 мая 1809 г. [174] П. Арапов. Летопись русского театра. СПб., 1861, стр. 193. [175] С. Н. Глинка. Михаил, князь Черниговский. Трагедия в 5 действиях. М., 1808. [176] С. Н. Глинка. Минин. Отечественная драма в 3 действиях, в стихах. М., 1817. — Представлена в первый раз в Москве в 1809 г. [177] С. П. Жихарев. Записки современника, стр. 212. [178] См.: Г. А. Гуковский. Очерки по истории русского реализма. Ч. 1. Пушкин и русские романтики, стр. 159‑160. [179] Сочинения и переводы Ф. Ф. Иванова, ч. II, М., 1824, стр. 13. [180] Сочинения и переводы Ф. Ф. Иванова, ч. II, стр. 27. [181] Там же, стр. 38. [182] «Танкред» Вольтера в переводе Н. И. Гнедича. Сообщение и публикация Х. Шмидт. — «Ученые записки ЛГУ», в. 49. Русская литература XIX века. Л., 1958. [183] С. С. Мокульский. Вольтер и его школа. — «История французской литературы», т. I. М.‑Л., 1946, стр. 669. [184] См.: Ив. Розанов. Книга с пометками К. Ф. Рылеева. — Сб. «Памяти П. Н. Сакулина». М., 1931, стр. 242 – 249. [185] См. А. Г. Цейтлин. Рылеев. М., 1955, стр. 80 – 81. [186] «Сын отечества», 1825, № VI, стр. 198 – 199. [187] «Сын отечества», 1825, № I, стр. 104. [188] Рылеев. Несколько мыслей о Поэзии (отрывок из письма к N. N.). — «Сын отечества», 1825, № XXII, стр. 145 – 154. [189] А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в шести томах, т. VI, М., ГИХЛ, 1936, стр. 149. [190] «Сын отечества», 1820, № XXVIII, стр. 83. [191] «Литературная газета», 1830, № 32, 40, 43, 44, 50, 51. [192] В. Н. Орлов. Катенин. — «История русской литературы», т. VI, гл. IV. М.‑Л., Изд‑во АН СССР, 1953, стр. 54 – 55. [193] «Сын отечества», 1822, № XX, стр. 265 – 266. [194] Г. А. Гуковский. Пушкин и проблемы реалистического стиля, стр. 10. [195] «Мнемозина», 1825, ч. III, стр. 165. [196] «Мнемозина», 1825, ч. III, стр. 167 – 172. [197] «Сын отечества», 1824, № XIII, стр. 270 – 281. Подпись: љй — ъ — iй [Корниолин-Пинский]. [198] «Сын отечества», 1825, № XV, стр. 278. [199] Н. М. Карамзин. Предисловие к переводу трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», 1787. [200] «Драматический вестник», 1808 г., № 21, стр. 174 («Шекспир»). Подпись: Я. [201] Там же, № 24, стр. 196 («Англинский театр»). [202] «Вестник Европы», 1810, № 3, стр. 229 – 230. Подпись: М. [203] А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений, 1825, XIII. М., Изд‑во АН СССР, 1937, стр. 247 – 248. [204] В. Кюхельбекер. Разговор с Ф. В. Булгариным. — «Мнемознна», 1825, ч. III, стр. 173. [205] В. К. Кюхельбекер. Драматические произведения, т. II. Л., 1939, стр. 23. [206] В. К. Кюхельбекер. Драматические произведения, т. II, стр. 56. [207] В. Базанов. К. Ф. Рылеев. — В кн.: К. Ф. Рылеев. Стихотворения, статьи, очерки, докладные записки, письма. М., 1956, стр. 25. [208] Там же, стр. 26. [209] М. В. Довнар-Запольский. Мемуары декабристов. Киев, 1906, стр. 128 – 129. [210] «О поэзии древних и новых». — «Вестник Европы», 1811, № 1, стр. 202. Подпись: Ж. [Жуковский]. [211] «О поэзии древних и новых». — «Вестник Европы», 1811, № 1, стр. 192. [212] Там же, стр. 196. [213] Там же, стр. 198. [214] П. А. Каратыгин. Записки, т. I. Л., 1929, стр. 91. [215] Р. Зотов. Биография актера Яковлева. — «Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров», 1842, кн. V, стр. 7. [216] С. П. Жихарев. Записки современника, стр. 325. [217] Б. Алперс. Актерское искусство в России, т. I, стр. 94. [218] И. Ф. Горбунов. Первые русские придворные комедианты. VI. А. С. Яковлев. — «Русский вестник», 1892, № 9, стр. 243. [219] Письмо в Москву 21 октября 1809 г. — «Цветник», 1809, № 11. Подпись: N. N. [220] Письмо в Москву 21 октября 1809 г. — «Цветник», 1809, № 11. Подпись: N. N. [221] С. П. Жихарев. Записки современника, стр. 412. [222] К числу таких ролей Яковлев относил, например, роль Тезея в трагедии Озерова «Эдип в Афинах». По словам Шушерина, Яковлеву следовало бы играть роль Полиника, в которой он мог бы затмить Эдипа, «но ему, во уважение высокого роста и богатырской фигуры, предложили играть царя и героя Тезея» (С. Т. Аксаков. Полное собрание сочинений, т. 3, стр. 104).
|
|||
|