Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть первая Краткий очерк русского театра до XX столетия



 

Зноско-Боровский Е. А. Русский театр начала XX века. Прага: Пламя, 1925. 444 с.

Предисловие................................................................................................................... 1 Читать

Часть первая Краткий очерк русского театра до XX столетия

I. Начало театра в России..................................................................................... 3 Читать

II. Борьба за национальное творчество............................................................. 17 Читать

III. Новое содержание в старых формах........................................................... 26 Читать

IV. Победа реализма............................................................................................ 43 Читать

V. Русская школа актерской игры..................................................................... 55 Читать

VI. Торжествующий реализм............................................................................. 65 Читать

VII. Разложение реалистического театра.......................................................... 83 Читать

Часть вторая Московский Художественный театр

I. Немирович-Данченко и Станиславский....................................................... 95 Читать

II. Открытие театра........................................................................................... 103 Читать

III. «Дом Чехова»............................................................................................... 114 Читать

IV. Театр внешнего натурализма..................................................................... 120 Читать

V. Театр настроения.......................................................................................... 133 Читать

VI. Под влиянием Чехова................................................................................. 151 Читать

VII. Актер в Московском Художественном театре....................................... 162 Читать

VIII. «Система» Станиславского..................................................................... 181 Читать

IX. Вне-натуралистические опыты МХТ........................................................ 199 Читать

X. Несколько итогов......................................................................................... 209 Читать

Часть третья Борьба с натурализмом

I. Новое мироощущение................................................................................... 223 Читать

II. Философия нового театра............................................................................ 230 Читать

III. Иностранные влияния................................................................................ 246 Читать

IV. Студия МХТ................................................................................................. 254 Читать

V. Театр В. Ф. Комиссаржевской..................................................................... 266 Читать

VI. Торжество и крушение символизма.......................................................... 277 Читать

VII. Эволюция Мейерхольда............................................................................ 296 Читать

VIII. Евреинов................................................................................................... 319 Читать

IX. Старинный театр......................................................................................... 333 Читать

X. Ф. Ф. Комиссаржевский.............................................................................. 344 Читать

XI. Таиров........................................................................................................... 364 Читать

XII. Синтез натуралистического и условного театров................................. 369 Читать

XIII. Камерный театр........................................................................................ 385 Читать

XIV. Несколько итогов..................................................................................... 397 Читать

XV. Театр Революции....................................................................................... 408 Читать

Заключение................................................................................................................. 437 Читать

{I} Происхождение настоящей книги таково.

Я полагаю, что долг каждого русского, оказавшегося по тем или иным причинам заграницей — вводить своих соотечественников в иностранную жизнь и, одновременно, знакомить иностранцев с тем, что есть лучшего в нашем быту, в родной истории.

В виду этого я, параллельно с моими работами по французскому театру, которые печатаются в периодических изданиях и, надеюсь, появятся вскоре и отдельной книгой, предпринял составление очерка русского театра за последние 20 лет его существования, со времени основания Московского Художественного Театра.

Я не скрывал от себя трудности начатого дела. Отсутствие нужных материалов, невозможность восстановить в памяти давно виденные спектакли или составить себе по отрывочным данным отчетливое представление о невиденных, сильно тормозило работу.

Чтобы победить эти препятствия, я не только перечитал все русские журналы этой эпохи, которые я нашел в Париже, не говоря о книгах, {II} которые должны быть в памяти у всякого театрала, но во многих отдельных случаях обращался к лицам, о которых я рассказываю в своем сочинении, или к их близким за различными справками. Я получил таким путем немало очень ценных указаний, за которые приношу им здесь мою сердечную благодарность.

И по мере того, как подвигался мой труд, во мне все крепла вначале робкая надежда, что он может представить интерес далеко не для одних только иностранцев, а и для русских. Ибо, насколько мне известно, до сих пор не существует у нас связного изложения важнейших театральных событий первой четверти XX века, столь обильной дарованиями исключительными и явлениями неоценимыми, и всякий, желающий узнать о них, должен обращаться или к сочинениям самих деятелей этой эпохи, или к сборникам критических статей, написанных разными авторами по тем или иным временным и часто случайным поводам. Надо ли говорить о том, насколько односторонни или отрывочны являются подобные источники, насколько затруднено пользование ими для читателей. Но то, что книга моя предназначалась в первую голову для иностранцев, наложило на нее известную печать. Ибо я нахожу, что иностранному читателю важно не столько проведение или отстаивание моей личной точки зрения, провозглашение моих оценок, утверждение моих {III} пристрастий, что могло бы, может быть, придать моему изложению более яркости, но зато и вызвало бы крайнюю субъективность и несправедливость, — сколько беспристрастный по возможности рассказ о том, что именно было значительного и крупного в театре за минувшие годы, чем отмечены последние. Таким образом, задачу критика я часто подчинял роли историка, прибегал нередко даже к чужим мнениям, заботясь лишь об одном, чтобы каждое явление или каждый деятель, о которых я говорю, были представлены с наибольшей рельефностью. Богатство этого краткого периода времени таково, разнообразие различных тенденций так разительно, что мне пришлось, чтобы не выйти из рамок намеченной работы, ограничить ее только действительно и бесспорно важнейшим; и вместо того, чтобы говорить о многих событиях, вызванных к жизни творчеством различных наших режиссеров, которым и обязан русский театр своим недавним расцветом, я сосредоточил свое внимание, кроме Московского Художественного Театра, только на четырех режиссерах, наиболее характерных и индивидуальных, именно гг. Мейерхольде, Евреинове, Комиссаржевском и Таирове.

Я писал эту книгу с наслаждением. Так приятно было вновь пережить ту пору, когда и я сам был в России и жил пламенной жизнью русского театра, связанный узами дружбы со многими из деятелей, {IV} о которых я теперь рассказываю, и так чувствовалась необходимость подвести, наконец, итог всему тому движению, которого я был свидетелем и которое теперь завершено. Ибо, как ни прекрасно прошлое, не сожалением о нем мы будем живы в будущем. И оторванные от первого, мы, во имя любви к нему, не должны добровольно отлучать себя от будущего, каково бы оно ни было, стараясь, как можем, воздействовать на него и памятуя, что в искусстве всякая остановка или повторение есть всегда упадок.

Настоящая книга моя, это полное любви и восторга, сожаления и надежды прощание с дореволюционным прошлым нашего театра.

18 марта 1924 г.

Париж



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.