Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Краткие сведения об авторах



{162} Краткие сведения об авторах

ЗОЛОТНИЦКИЙ ДАВИД ИОСИФОВИЧ, доктор искусствоведения, член ССП, старший научный сотрудник сектора театра НИО ЛГИТМиК.

КЛИМОВА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора театра НИО ЛГИТМиК.

ЛЮБОМУДРОВ МАРК НИКОЛАЕВИЧ — кандидат искусствоведения, заведующий сектором театра НИО ЛГИТМиК.

СМИРНОВ-НЕСВИЦКИЙ ЮРИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора театра НИО ЛГИТМиК.


[1] Архив А. М. Горького, т. 3. М., 1951, с. 221.

[2] Лунц Л. Творчество режиссера. — «Жизнь искусства», 1920, 8 – 9 янв., № 337 – 338.

[3] Радлов Сергей. Основы театра. — «Жизнь искусства», 1920, 6 февр., № 364.

[4] Вл. И. Немирович-Данченко. Статьи, речи, беседы, письма. М., 1952, с. 147.

[5] Шкловский Виктор. Жили-были. М., 1966, с. 334.

[6] Никритина А. [Воспоминания]. — В кн.: Спектакль, звавший в бой. Киев, 1970, с. 73.

[7] Полякова Е. Станиславский. М., 1977, с. 353 – 354.

[8] Леонид Миронович Леонидов. М., 1960, с. 293.

[9] Гайдаров В. В театре и в кино. Л.‑М., 1966, с. 38.

[10] Цит. по: Виноградская И. Жизнь и творчество К. С. Станиславского, т. 3. М., 1973, с. 156.

[11] Вильде Н. Когда авторы переворачиваются в гробах. (Полурецензия-полуфантазия, как вам угодно). — «Рампа и жизнь», 1918, № 4, янв., с. 10.

[12] Сушкевич Б. Площадь и студия. — «Вечерняя жизнь», 1918, 30 марта, № 8.

[13] Попов Алексей. Воспоминания и размышления о театре. М., 1963, с. 126, 131.

[14] Загорский М. Народ в «Посаднике». — «Театральный курьер», 1918, 25 окт. № 33.

[15] Садко [Блюм В. И.]. «Электра», траг. Гофмансталя. — «Собака садовника», ком. Лопе де Вега. — «Вечерние известия Московского Совета», 1919, 25 марта, № 201.

[16] Новые режиссеры. — «Жизнь искусства», 1918, 12 ноября, № 11.

[17] Хроника. — «Жизнь искусства», 1920, 10 февр., № 367.

[18] Л. Арнс [Аронсон Л. А.]. «Фауст и город» (бывш. Александринский театр). — «Известия Петроградского Совета», 1920, 10 ноября, № 152.

[19] Иванов Вячеслав. Множество и личность в действе. — «Вестник театра», 1920, № 62, 27 апр. – 2 мая, с. 5.

[20] См.: Державин Конст. Одна аксиома (О происхождении драмы). — «Жизнь искусства», 1921, 18 окт., № 813; О трагическом хоре. — Там же, 25 окт., № 814.

[21] Загорский М. «Зори». Этюд. — «Вестник театра», 1920, № 74; 20 ноября, с. 5.

[22] Гайдебуров П. П. Письма к зрителю. — «Записки Передвижной театра», вып. 17, янв. 1919, с. 6.

[23] В. Э. Мейерхольд. Статьи, письма, речи, беседы, ч. 2. М., 1968, с. 16.

[24] Соболев Юрий. Театр-студия ХПСРО. «Буря». — «Вестник театра», 1919, № 22, 29 апр. – 2 мая, с. 7.

[25] Мейерхольд Всеволод. Да здравствует жонглер! — «Эхо цирка», 1917, 1 авг., № 3.

[26] Дмитриев Ю. Эстрада и цирк глазами влюбленного. М., 1971, с. 154.

[27] См.: Трабский А. Ленинский декрет. — В кн.: Театр и драматургия. Л., 1967; Юфит А. Революция и театр. Л., 1977, с. 157 – 206.

[28] Ленин, революция, театр. Документы и воспоминания. Под ред. А. З. Юфита. Л., 1970, с. 67.

[29] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 33, с. 70.

[30] Марков П. О театре, т. 3 М., 1976, с. 170.

[31] Гвоздев А. А. и Пиотровский А. И. На путях экспрессионизма. — В кн.: Большой драматический театр. Л., 1935, с. 128.

[32] Цит. по: Кулле Р. Драматургия современной Германии. — «Искусство», 1929, № 7 – 8, с. 33.

[33] Там же, с. 34.

[34] См. Извеков Н. Сцена, ч. 2. Свет на сцене. М.‑Л., 1940, с. 120 – 125.

[35] Гвоздев А. А. и Пиотровский А. И. Указ. соч., с. 128.

[36] Гвоздев А. А. и Пиотровский А. И. Указ. соч., с. 131 – 132.

[37] Кузьмин-Ретенский Н. Культура и цивилизация. К постановке драмы Кайзера «Газ» в Большом драматическом театре. — «Записки Передвижного театра», 1922, вып. 40, с. 3.

[38] Цит. по: Экспрессионизм. М., 1966, с. 74.

[39] Открытие Лаборатории театра экспрессионизма. — «Сегодня», 1922, № 2 – 3, с. 10.

[40] Гвоздев А. А. и Пиотровский А. И. Указ. соч., с. 133.

[41] Там же, с. 134.

[42] Старк Э. «Земля» В. Брюсова. — «Вестник театра и искусства», 1922, № 9, 2 февр.

[43] Тверской К. Мейерхольд в своих работах. — «Еженедельник академических театров», 1924, № 15, 27 мая, с. 7.

[44] Спасский С. Невский «Леф». — «Новый зритель», 1925, № 4, 27 янв., с. 12.

[45] Анненков Ю. Путь намечен. — «Театр», 1924, № 7, 12 февр., с. 3.

[46] Анненков Ю. Естественное отправление. — В кн.: Арена. П., 1924, с. 108.

[47] Анненков Ю. Путь намечен, с. 3.

[48] Анненков Ю. Естественное отправление, с. 113 – 114.

[49] Там же, с. 111.

[50] Там же, с. 109.

[51] Гвоздев А. А. и Пиотровский А. И. Указ. соч., с. 140.

[52] Первая Всероссийская конференция заведующих подотделами искусств. — «Вестник работников искусств», 1921, № 4 – 5, янв. – февр., с. 70.

[53] Диспут об Академических театрах. — «Искусство трудящимся», 1925, № 15, 10 – 15 марта, с. 14.

[54] В. Э. Мейерхольд. Статьи, письма, речи, беседы, ч. 2. М., 1968, с. 30.

[55] Шнейдерман И. И. Театр. РСФСР. Введение. — В кн.: Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1917 – 1921. Л., 1968, с. 140.

[56] Кугель А. В. Э. Мейерхольд. Опыт дружеской характеристики. — «Красная газета», веч. вып., 1925, 28 авг., с. 4.

[57] В. Э. Мейерхольд. Статьи, письма, речи, беседы, ч. 2, с. 16.

[58] Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1917 – 1921, с. 148.

[59] Блок А. Собр. соч. в 8 т., т. 8. М.‑Л., 1963, с. 440 – 441.

[60] Луначарский А. Заметка по поводу «Рогоносца». — «Известия», 1922, № 106, 14 мая, с. 4.

[61] Прокофьев Вл. В спорах о Станиславском. М., 1976, с. 154.

[62] В. Э. Мейерхольд. Статьи, письма, речи, беседы, ч. 2, с. 13.

[63] Валь В. Недомыслие или беспомощность? (Посвящается театральному отделу Наркомпроса). — «Гудок», 1921, № 230, 16 февр.

[64] Там же.

[65] Диспут об Академических театрах. — «Искусство трудящимся», 1925, № 15. 10 – 14 марта, с. 14.

[66] После решения правительства. — «Современный театр», 1928, № 42, с. 658.

[67] От издательства. — В кн.: О театре, Тверь, 1922, с. 1.

[68] О театре, с. 1, 3, 15, 55.

[69] Там же, с. 6 – 7.

[70] Вопросы культуры при диктатуре пролетариата. М.‑Л., 1925, с. 138.

[71] Шершеневич В. Возникает вопрос… — «Зрелища», 1923, № 25, с. 11.

[72] Пути развития театра. М., 1927, с. 504.

[73] Луначарский А. Пути Мейерхольда. — «Искусство трудящимся», 1925, № 21, 20 – 26 апр., с. 1.

[74] Марков П. А. О театре, т. 1. М., 1974, с. 390 – 391.

[75] Цит. по: Марков П. А. О театре, т. 3, с. 175 – 177.

[76] Масс Вл. Ложка без киселя. — «Зрелища», 1922, № 11, с. 10.

[77] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 393.

[78] Луначарский А. В. Собр. соч. в 8 т., т. 3. М., 1964, с. 306.

[79] Марков П. А. О театре, т. 3, с. 158.

[80] Брик О. «Гроза» в Камерном. — «Новый зритель», 1926, № 39, 28 сент., с. 7.

[81] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 400 – 401.

[82] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 2. М., 1970, с. 466.

[83] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 399.

[84] Там же, с. 400.

[85] Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1921 – 1926. Л., 1975, с. 53.

[86] Цит. по: Фрейдкина Л. М. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко. М., 1962, с. 323.

[87] Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие, т. 1. М., 1952, с. 147.

[88] Фрейдкина Л. М. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, с. 342.

[89] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1. М., 1954, с. 372.

[90] Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие, т. II, с. 355.

[91] Цит. по: Фрейдкина Л. М. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, с. 335.

[92] Протоколы заседания Художественного совета студии. — ЦГАЛИ, ф. 2842, оп. 2, ед. хр. 6.

[93] Фрейдкина Л. М. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, с. 342.

[94] Беседа Немировича-Данченко с личным составом Музыкальной студии 8 февраля 1922 г. — ЦГАЛИ, ф. 2482, оп. 8, ед. хр. 82, с. 1.

[95] Беседа Немировича-Данченко с личным составом Музыкальной студии о режиссуре. — ЦГАЛИ, ф. 2484, оп. 2, ед. хр. 82, с. 3.

[96] Московский Художественный театр в советскую эпоху. Материалы и документы. М., 1974, с. 118.

[97] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 359.

[98] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 4, с. 151 – 152.

[99] Евг. Вахтангов. Записки. Письма. Статьи. М.‑Л., 1939, с. 100.

[100] См. Вахтангов Е. Пишущим о системе Станиславского. — «Вестник театра», 1919, № 14, с. 6.

[101] Евг. Вахтангов. Записки. Письма. Статьи, с. 206 – 207.

[102] Кнебель М. О. Вся жизнь. М., 1967, с. 150 – 151.

[103] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 6, с. 116.

[104] В 1927 г. Четвертая студия переименована в Реалистический театр.

[105] Леонидов Олег. На путях к романтизму. — «Театральный курьер», 1918, № 14, с. 4.

[106] Станиславский К. С. Режиссерские заметки к мистерии Байрона «Каин». 1919, сентябрь — ноябрь. — Музей МХАТ, архив Станиславского.

[107] Там же.

[108] Там же.

[109] Станиславский К. С. Режиссерские заметки к мистерии Байрона «Каин»…

[110] Гайдаров В. В театре и в кино. М.‑Л., 1966, с. 38.

[111] Садко. [Блюм В. И.] Художественный театр. «Каин», мистерия Байрона. — «Коммунистический труд», 1920, № 21, 16 апр., с. 4.

[112] Судаков И. Я. [Статьи и воспоминания о Л. М. Леонидове]. — В кн.: Л. М. Леонидов. М., 1960, с. 566 – 567.

[113] Станиславский К. С. Режиссерские заметки к мистерии Байрона «Каин»…

[114] Хмелев Н. П. [Леонидов. К 40‑летию сценической деятельности]. — В кн.: Л. М. Леонидов, с. 535 – 536.

[115] Судаков И. Я. Указ. соч., с. 567.

[116] Загорский М. Дневник рецензента. Художественный театр. «Каин». — «Вестник театра», 1920, № 61, с. 9.

[117] Там же.

[118] Садко. [Блюм В. И.]. Художественный театр. «Каин», мистерия Байрона, с. 4.

[119] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 381.

[120] Станиславский К. С. Режиссерские заметки к мистерии Байрона «Каин»…

[121] См.: «Вестник театра», 1919, № 11; «Жизнь искусства», 1919, № 110.

[122] Садко. [Блюм В. И.] Художественный театр, «Каин», мистерия Байрона, с. 4.

[123] Московский Художественный театр в советскую эпоху. Материалы и документы, с. 35.

[124] Московский Художественный театр в советскую эпоху. Материалы и документы, с. 120.

[125] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 6, с. 115. В. С. Смышляев прислал Станиславскому письмо и второе издание книги, вышедшее в 1922 г., посвятил ему.

[126] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 6, с. 116 – 117.

[127] В современном театроведении возникли сомнения в подлинности этой записи. Но Станиславский почти то же повторил в своей статье «О ложном новаторстве». (Собр. соч., т. 4, с. 449 – 457).

[128] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 6, с. 256 – 257.

[129] Коган П. С. «Ревизор». — «Экран», 1921, № 2, с. 5.

[130] Бирман Серафима. Судьбой дарованные встречи. М., 1971, с. 105 – 106.

[131] Херсонский Хрисанф. «Ревизор». Жуткий смех сквозь слезы. — «Известия ЦИК», 1921, 12 окт., № 228.

[132] Дикий А. Повесть о театральной юности. М., 1957, с. 318.

[133] Соболев Ю. МХТ и его студии. — «Вестник театра», 1921, № 91 – 92, с. 12.

[134] Бирман Серафима. Судьбой дарованные встречи, с. 108.

[135] Громов В. Михаил Чехов. М., 1970, с. 98.

[136] Там же, с. 96.

[137] Херсонский Хрисанф. «Ревизор». Жуткий смех сквозь слезы, с. 2.

[138] Немецкий критик о «Ревизоре». — «Экран», 1922, № 28, 4 апр., с. 18.

[139] Соболев Ю. МХТ и его студии, с. 11.

[140] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 6, с. 257.

[141] Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие, т. II, с. 356.

[142] Там же, с. 357.

[143] Там же, с. 354.

[144] Став актерами Художественного театра, студийцы еще продолжали работать и самостоятельно. Последний их спектакль — «Елизавета Петровна» Д. Смолина, выпущенный в 1925 г.

[145] Цит. по: Фрейдкина Л. М. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, с. 374.

[146] Там же, с. 376.

[147] Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие, т. I, с. 389.

[148] К. А. Тренев — В. В. Лужскому. — В кн.: Ежегодник МХТ, т. 1. М., 1948, с. 415.

[149] Соболев Ю. «Пугачевщина» в МХАТ. — «Новый Зритель», 1925, № 39, 29 сент., с. 6 – 7.

[150] К постановке «Пугачевщины» в МХАТ. (Беседа с главным режиссером спектакля Вл. И. Немировичем-Данченко). — «Искусство трудящимся», 1925, № 21, 20 – 26 апр., с. 8 – 9.

[151] После премьеры «Пугачевщины» К. А. Тренев писал В. В. Лужскому, что он жалеет, что «вовремя не явился в театр здоровый человек в сапожищах и с оглоблей не потоптал все эти курятнички и свинарнички». (Ежегодник МХТ, т. 1. М., 1948, с. 416).

[152] Протоколы репетиций «Пугачевщины». 27 апреля 1925 г. — Музей МХАТ.

[153] Протоколы репетиций «Пугачевщины». 1 апреля 1925 г. — Музей МХАТ.

[154] Протоколы репетиций «Пугачевщины». 20 ноября 1924 г. — Музей МХАТ.

[155] Филиппов Вл. «Пугачевщина» во МХАТ. — «Искусство трудящимся», 1925. № 44, 29 сент., с. 4.

[156] Новицкий Павел. Хмелев. М., 1964, с. 44.

[157] См. Протоколы репетиций «Пугачевщины». 27 апреля 1925 г. — Музей МХАТ.

[158] Филиппов Вл. «Пугачевщина» во МХАТ, с. 4.

[159] Херсонский Х. «Пугачевщина». — «Правда», 1925, 20 сент., № 215, с. 7.

[160] Он писал В. В. Лужскому, что непонимание критикой работы Москвина «потрясающее варварство». (Ежегодник МХАТ, т. 1. М., 1948, с. 416).

[161] Бескин Эм. «Пугачевщина» К. Тренева в МХАТ. — «Известия», 1925, 20 сент., № 215, с. 5.

[162] К. А. Тренев — Вл. Немировичу-Данченко. — В кн.: Ежегодник МХТ, т. 1. М., 1948, с. 415.

[163] См. В. Э. Мейерхольд. Статьи, письма, речи, беседы, ч. 2. М., 1968, с. 603. Дальше ссылки даются в тексте (II, 603).

[164] См. Тимофеев С. Театр дома рабочих (Луна-парк). — «Театр и искусство», 1918, № 20 – 21, 16 июня, с. 211.

[165] См. Ш. Театр «Луна-парк». — «Новая Петроградская газета», 1918, 16 июня, № 123, с. 4.

[166] Крупская Н. Постановка «Зорь» Верхарна. (В театре б. Зона) — «Правда», 1920, 10 ноября, № 252, с. 2.

[167] Маяковский Владимир. Полн. собр. соч., т. 12. М., 1959, с. 246.

[168] Луначарский А. В. Собр. соч., т. 3. М., 1964, с. 123.

[169] Февральский А. Первая советская пьеса. «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского. М., 1971, с. 154.

[170] Валь В. В пролетарском театре. Малярной кистью по домотканому холсту. — «Гудок», 1921, 8 июня, № 320, с. 3.

[171] Фрейдкина Л. Дни и годы. Вл. И. Немировича-Данченко. М., 1962, с. 361.

[172] Маяковский Владимир. Полн. собр. соч., т. 12, с. 472.

[173] Ильинский Игорь. Сам о себе, изд. 2. М., 1973, с. 219.

[174] Соловьев Вл. «Д. Е.» — «Жизнь искусства», 1924, № 26, 24 июня, с. 7.

[175] Жаров Мих. Жизнь. Театр. Кино. М., 1967, с. 176.

[176] Алперс Б. Островский в постановках Мейерхольда. — «Театр», 1937, № 1, с. 36.

[177] Слонимский Александр. Возрожденный Островский. — «Жизнь искусства», 1924, 10 июня № 24, с. 6.

[178] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969, с. 297.

[179] Максимова В. «Доходное место» в Театре Революции. — В кн.: Вопросы театра, 1967, М., 1968, с. 51.

[180] Марков П. А. О театре, т. 3. М., 1976, с. 158.

[181] Марков П. А. О театре, т. 3, с. 157.

[182] См. Буторин Н. Тов. Луначарский о «Бубусе». — «Жизнь искусства», 1925, № 14, 7 апр., с. 3 – 4.

[183] Садко [Блюм В. И.]. «Бубус» (Театр им. Вс. Мейерхольда). — «Вечерняя Москва», 1925, 2 февр., № 26, с. 2.

[184] Марков П. А. О театре, т. 3, с. 227.

[185] Марков П. А. О театре, т. 3, с 269, 271.

[186] Луначарский А. В. Собр. соч., т. 3, с. 304.

[187] Цит. по: Марков П. А. О театре, т. 1, с. 22.

[188] Гарин Эраст. О Мандате и о другом. — В кн.: Встречи с Мейерхольдом. М., 1967, с. 326.

[189] Луначарский А. В. Собр. соч., т. 3, с. 238, 241.

[190] Рафалович В. Вечно молодой мастер. — «Советская культура», 1973, 13 февр., № 13, с. 5.

[191] В. Э. Мейерхольд. Статьи, письма, речи, беседы, ч. 2. М., 1968, с. 49.

[192] Завадский Ю. Об искусстве театра. М., 1965, с. 68.

[193] Беседы о Вахтангове. Записаны Х. Н. Херсонским. М.‑Л., 1940, с. 97.

[194] Симонов Рубен. С Вахтанговым. М., 1969, с. 73.

[195] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 8. М., 1961, с. 368.

[196] Музей МХАТ. Архив К. С. Станиславского, № 947.

[197] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 6, с. 255.

[198] Манн Ю. Заметки о гротеске. М., 1962, с. 140.

[199] Максим Горький. Вахтангов в театре «Габима». — «Театр и музыка», 1922, № 1 – 7, 14 ноября, с. 9 – 10.

[200] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 8, с. 453.

[201] В. Э[рманс]. Е. Б. Вахтангов в оценке современников. — «Театральная Москва», 1922, № 43, 7 – 11 июня, с. 6.

[202] Беседы о Вахтангове, с. 113 – 114.

[203] Марков П. А. О театре, т. 1, М., 1974, с. 391.

[204] См. там же, с. 405.

[205] Из беседы с Н. И. Альтманом от 21 сентября 1970 г.

[206] Беседы о Вахтангове, с. 158.

[207] Волынский А. Еврейский театр. — «Жизнь искусства», 1923, 10 июля, № 27, с. 2.

[208] Тальников Д. «Песнь торжествующей любви». — «Театр и музыка», 1923, № 29, 10 июля, с. 961.

[209] Рут Б. «Гадибук» в «Габима». — «Правда», 1922, 19 февр., № 40, с. 4.

[210] Загорский М. «Гадибук». (Студия «Габима»). — «Театральная Москва», 1922, № 25, 31 янв. – 5 февр., с. 12.

[211] Яхонтов Владимир. Театр одного актера. М., 1958, с. 75.

[212] Из беседы с С. М. Юнович. 5 марта 1972 г.

[213] Евг. Вахтангов. Материалы и статьи. М., 1959, с. 213.

[214] Головашенко Ю. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970, с. 58.

[215] А. Я. Таиров. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970, с. 203.

[216] Камерный театр. (Беседа с А. Я. Таировым). — «Театральный курьер», 1918, № 2, 18 сент., с. 4.

[217] Румнев А. О пантомиме. М., 1966, с. 146.

[218] Соболев Юрий. Стиль Питтореск. — «Театр», 1918, № 2095, 25 – 26 марта, с. 4.

[219] Таиров А. К постановке «Благовещения». — «Культура театра», 1921, № 1, 1 февр., с. 9.

[220] Таиров А. К постановке «Благовещения», с. 10.

[221] Державин Конст. Книга о Камерном театре. Л., 1934, с. 90.

[222] Захаров-Мэнский Н. «Благовещение» Клоделя. Московский Камерный театр. — «Жизнь искусства», 1920, 14 дек., № 631.

[223] Таиров А. К постановке «Благовещения», с. 10.

[224] К постановке «Адриенны Лекуврер». (Беседа с Таировым). — «Вестник театра», 1919, № 42, 18 – 23 ноября, с. 10.

[225] Там же.

[226] Коонен А. Страницы жизни. М., 1975, с. 253.

[227] А. Ш. Камерный театр. «Адриенна Лекуврер». — «Вестник театра», 1919, № 44, 2 – 7 дек., с. 8.

[228] Державин Конст. Указ. соч., с. 93.

[229] Эфрос А. [Введение]. — В кн.: Камерный театр и его художники. М., 1934, с. XXX.

[230] Цит. по: Коонен А. Указ. соч., с. 256.

[231] ЦГАЛИ, ф. 2030, оп. 1, ед. хр. 7, с. 6.

[232] Коонен А. Указ. соч., с. 268.

[233] Там же.

[234] Там же, с. 269 – 270.

[235] Державин Конст. Указ. соч., с. 104.

[236] Морозов М. Избранные статьи и переводы. М., 1954, с. 61.

[237] А. Я. Таиров. Записки режиссера…, с. 285.

[238] Там же, с. 286.

[239] Советский театр Документы и материалы. 1917 – 1921. Л., 1968, с. 172.

[240] Коонен А. Указ. соч., с. 257.

[241] А. Я. Таиров. Записки режиссера…, с. 205.

[242] Державин Конст. Указ. соч., с. 98 – 100.

[243] Советский театр. Документы и материалы. 1917 – 1921, с. 173.

[244] Игнатов Сергей. Камерный театр. «Принцесса Брамбилла». — «Вестник театра», 1920, № 64, 11 – 16 мая, с. 9.

[245] Игнатов Сергей. Каприччо Э. Т. А. Гофмана. — «Культура театра», 1921, № 4, 5 апр., с. 54.

[246] Советский театр. Документы и материалы. 1917 – 1921, с. 169.

[247] Эфрос А. Указ. соч., с. XXXI.

[248] По поводу «Принцессы Брамбиллы». Беседа с Г. Б. Якуловым. — «Вестник театра», 1920, № 65, 18 – 23 мая, с. 12.

[249] А. Я. Таиров Записки режиссера…, с. 106.

[250] Гвоздев А. 10 лет МКТ. (Юбилей Московского Камерного театра. 1914 – 1924). — «Красная газета», веч. вып., 1924, № 283, 11 дек., с. 4.

[251] Головашенко Ю. О художественных взглядах Таирова. — В кн.: А. Я. Таиров. Записки режиссера…, с. 536.

[252] А. Я. Таиров. Записки режиссера…, с. 192.

[253] А. Я. Таиров. Записки режиссера…, с. 113.

[254] Там же.

[255] Цит. по: Шток Исидор. Рассказы о драматургах. М., 1967, с. 209.

[256] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 22.

[257] Там же.

[258] Таиров А. Фокусничество в науке театрального искусства. — «Мастерство театра», 1922, № 1, дек, с. 30.

[259] А. Я. Таиров. Записки режиссера…, с. 91.

[260] Алперс Б. А. Судьба лирической драмы. — «Советский театр», 1932, № 2, с. 19.

[261] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 101, л. 45.

[262] Таиров А. О Художественном театре. — «Красная нива», 1928, № 44, 28 окт., с. 8.

[263] А. Я. Таиров. Записки режиссера…, с. 120 – 121.

[264] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 101, л. 46.

[265] См. Головашенко Ю. Режиссерское искусство Таирова.

[266] Волков И. Театральные вечера. М., 1966, с. 293.

[267] Марков П. О театре, т. 2. М., 1974, с. 98.

[268] Головашенко Ю. Режиссерское искусство Таирова, с. 90.

[269] Марков П. О Таирове. — В кн.: А. Я. Таиров. Записки режиссера…, с. 19.

[270] Советский театр. Документы и материалы. 1917 – 1921, с. 171.

[271] Старк Э. Московские впечатления. — «Вестник театра и искусства», 1922, № 19, 14 марта, с. 7.

[272] Державин Конст. Указ. соч., с. 55.

[273] А. Я. Таиров. Записки режиссера…, с. 207.

[274] Режиссерские записи Таирова к «Федре». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 9, л. 6.

[275] А. Я. Таиров. Записки режиссера…, с. 206.

[276] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 8, л. 6.

[277] Мокульский С. «Федра» в Камерном театре. — «Жизнь искусства», 1924, № 20, 13 мая, с. 12.

[278] Марков П. Правда театра, с. 325.

[279] Коонен А. Указ. соч., с. 271.

[280] Буасси Габриэль. «Федра» в Камерном театре. — «Театр и музыка», 1923, № 35, 9 окт., с. 1107.

[281] А. Я. Таиров. Записки режиссера…, с. 206 – 207.

[282] Липскеров К. Отрывок из письма. — «Гостиница для путешествующих в прекрасном», 1922, № 1, с. 24.

[283] Державин Конст. Указ. соч., с. 109.

[284] Беседа с А. Я. Таировым. — «Театр», 1922, № 8, 10 окт., с. 48.

[285] Луначарский А. О «Жирофле-Жирофля» в Большом театре. — «Известия», 1923, № 9, 14 янв., с. 5.

[286] Марков П. О Таирове. — В кн.: А. Я. Таиров. Записки режиссера…, с. 19.

[287] Якобсон Зигфрид. Закрепощенный и раскрепощенный театр. — «Театр и музыка», 1923, № 55, 9 окт., с. 1109.

[288] Якобсон Зигфрид. Указ. соч., с. 1109.

[289] Цит. по: ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 1377, л. 50.

[290] Якобсон Зигфрид. Указ. соч., с. 1109.

[291] См. Доклад А. Я. Таирова о роли художника в Камерном театре. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 54, л. 7.

[292] Марков П. Возвращение. — «Театр и музыка», 1923, № 35, 22 марта, с. 1105.

[293] Цит. по: Браун Я. На переломе. — «Театр и музыка», 1923, № 6, 13 февр., с. 623.

[294] М. Камерный театр. — «Советское искусство», 1925, № 6, с. 78.

[295] Камерный театр в предстоящем сезоне. Беседа с А. Я. Таировым. — «Новый зритель», 1925, № 43, 27 окт., с. 14.

[296] Вопросы литературы и драматургии. Диспут в Малом театре под председательством А. В. Луначарского. Л., 1924, с. 52.

[297] Московский Камерный. — «Вестник работников искусств», 1925, № 8, 20 ноября, с. 25.

[298] Гвоздев А. 10 лет МКТ (Юбилей Московского Камерного театра. 1914 – 1924), — «Красная газета», веч. вып., 1924, № 283, 11 дек., с. 4.

[299] Тау. Урбанизм и «Четверг». — «7 дней МКТ», 1923, № 7, с. 2.

[300] Луначарский А. В. Собр. соч., т. 3, с. 220.

[301] Брик О. «Гроза» в Камерном. — «Новый зритель», 1926, № 39, 28 сент., с. 7.

[302] С. [Городецкий. С.]. Камерный. «Святая Иоанна». — «Искусство трудящимся», 924, № 1, 7 дек., с. 19.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.