|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Название документа ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 "ОДМ 218.3.102-2017. Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях" (издан на основании Распоряжения Росавтодора от 06.09.2018 N 3372-р)
Издан на основании Распоряжения Федерального дорожного агентства от 6 сентября 2018 г. N 3372-р
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРОЙСТВУ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПРИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЯХ
ОДМ 218.3.102-2017
ОКС 93.100
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)" при участии специалистов ОАО "Новосибирскавтодор"; ООО "Стройсервис"; АО "Труд". 2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства 3 ИЗДАН распоряжением Федерального дорожного агентства от 06.09.2018 г. N 3372-р 4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методические рекомендации) распространяется на технологические процессы производства работ, позволяющие устраивать асфальтобетонные покрытия из горячих асфальтобетонных смесей при неблагоприятных погодных условиях. Неблагоприятными погодными условиями приняты условия, при которых температура окружающего воздуха находится в интервале от 5 °C до минус 10 °C или имеет место выпадение осадков в виде дождя или снега. 1.2 Методические рекомендации содержат основные положения по выбору машин, механизмов, подготовке производства, технологии и организации работ по устройству дорожных покрытий из горячих асфальтобетонных смесей при неблагоприятных погодных условиях.
2 Нормативные ссылки
В настоящих методических рекомендациях использованы ссылки на следующие документы: - Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог; - ГОСТ 12.1.005-88 Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны; - ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний; - ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия; - ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия; - ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия; - ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия; - ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия; - ГОСТ 12801-98* Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний; - ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия; - ГОСТ 24297-2013 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля; - ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия; - ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия; - ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические условия; - ГОСТ 32730-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования; - ГОСТ 32731-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля; - ГОСТ 32755-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ; - ГОСТ 32756-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ; - ГОСТ 32761-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Порошок минеральный. Технические требования; - ГОСТ 32824-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования; - ГОСТ 32945-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования; - ГОСТ 33101-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия дорожные. Методы измерения ровности; - ГОСТ 33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования; - ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию; - ГОСТ 33475-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования; - ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия; - ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия; - ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия; - ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования; - ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования; - ГОСТ Р 55028-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения; - ПНСТ 90-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод отбора проб; - ПНСТ 114-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Технические требования для метода объемного проектирования по методологии Superpave; - ПНСТ 127-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные щебеночно-мастичные. Технические требования для метода объемного проектирования; - ПНСТ 183-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия; - ПНСТ 184-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Технические условия; - СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*; - СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004; - СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85. Примечание - При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящих методических рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями: 1 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения. 2 асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня или гравия) и песка с минеральным порошком или без него с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии. 3 асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь. 4 покрытие дорожное асфальтобетонное: Одно-, двух-, трехслойное усовершенствованное покрытие капитального типа, построенное из асфальтобетонных и полимерасфальтобетонных смесей и уплотненное. 5 асфальтобетонный завод: Смонтированный комплекс технологического, энергетического и вспомогательного оборудования, предназначенного для выполнения операций по приготовлению асфальтобетонных смесей. 6 асфальтосмесительная установка: Комплекс агрегатов или технологического оборудования для приготовления асфальтобетонных смесей и других обработанных материалов. 7 асфальтоукладчик: Самоходная дорожная машина, предназначенная для приемки, распределения, выравнивания и предварительного уплотнения асфальтобетонной смеси при устройстве дорожных покрытий. 8 дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно. 9 дорожное покрытие: Верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия погодно-климатических факторов. 10 модифицированное (композиционное) вяжущее на основе битума: Вяжущее вещество на основе битума, модифицированное различными добавками (полимеры, резина и т.п.), улучшающими его физико-химические характеристики. 11 неблагоприятные погодные условия: Погодные условия, к которым относится пониженная температура воздуха (в интервалах от 5 °C до минус 10 °C), выпадение осадков в виде дождя или снега. 12 поверхностно-активное вещество: Органические добавки, вводимые в смесь для повышения сцепления вяжущего с поверхностью каменного материала или с целью регулирования процессов формирования смеси. 13 полимерно-битумное вяжущее (ПБВ): Органическое вяжущее, полученное путем объединения вязких дорожных битумов с полимерами - блок-сополимеров типа СБС с пластификаторами и поверхностно-активными веществами. 14 полимерасфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка) с ПБВ и перемешанных в нагретом состоянии. 15 полимерасфальтобетон: Уплотненная полимерасфальтобетонная смесь. 16 пониженная температура воздуха: Температура окружающего воздуха в интервалах от 5 °C до минус 10 °C, при которой производится устройство дорожных покрытий из горячих асфальтобетонных смесей. 17 прочность дорожной одежды: Свойство дорожной одежды сохранять сплошность своей поверхности (отсутствие трещин) и ровность в допустимых пределах под воздействием многократно повторяющихся нагрузок от движущегося транспорта и погодно-климатических факторов в течение срока службы. 18 специальные добавки: Полимерные и адгезионные добавки, которые позволяют обеспечить хорошую удобоукладываемость и уплотнение асфальтобетонной смеси с требуемой плотностью при пониженной температуре воздуха. 19 трамбующий (вибрационный) брус: Вибрационный уплотняющий рабочий орган асфальтоукладчика с узкой опорной плитой в виде бруса и с несколькими вибраторами, размещенными в один ряд, применяющиеся для предварительного уплотнения слоев асфальтобетонных смесей. 20 терморазогреватель: Машина для разогрева конструктивных слоев дорожной одежды (основания или покрытия). 21 щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС): Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии. 22 щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА): Уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь. 23 полимерщебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума с полимерными добавками и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.
4 Обозначения и сокращения
1 ПАВ: поверхностно-активное вещество. 2 БНД: битум нефтяной дорожный вязкий.
4 ПБВ: полимерно-битумное вяжущее. 5 СБС: стирол-бутадиен-стирольные блок-сополимеры. 6 ЩМАС: щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь. 7 ЩМА: щебеночно-мастичный асфальтобетон. 8 ЭБК: эмульсия битумная катионная. 9 АБЗ: асфальтобетонный завод.
5 Общие положения
5.1 Настоящие методические рекомендации разработаны в развитие СП 78.13330.2012 (п. 12.3.1) и других нормативно-технических документов [5, 6]. Предназначен для использования при производстве работ по устройству асфальтобетонных покрытий при пониженной температуре воздуха. 5.2 Качество асфальтобетона и срок службы дорожных покрытий могут быть достигнуты при условии соблюдения требований к асфальтобетону и технологии производства работ, изложенных в СП 78.13330.2012, ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 9128-2013, ПНСТ 183-2016, ГОСТ 31015-2002, ПНСТ 184-2016, ПНСТ 114-2016, ПНСТ 127-2016 и настоящем методическом документе. 5.3 Применение специальных добавок и активированных минеральных порошков для приготовления асфальтобетонных смесей при пониженной температуре воздуха позволяет снизить температуру их укладки (таблица 9, СП 78.13330.2012) в соответствии с документацией на их применение и увеличить дальность транспортирования смесей без ущерба качеству. 5.4 Для выполнения работ по строительству асфальтобетонных покрытий при пониженной температуре воздуха рекомендуется провести ряд подготовительных мероприятий: - подготовить асфальтобетонные заводы для работы при пониженной температуре воздуха; - произвести утепление машин и механизмов; - разработать рецепты асфальтобетонных смесей с учетом введения специальных добавок и/или иных технологий, позволяющих производить устройство асфальтобетонных слоев при пониженной температуре воздуха; - определить оптимальную длину захватки, состав уплотняющей техники и контролируемые технологические параметры и внести соответствующие изменения в технологические карты и схемы. 5.5 Теплопотери асфальтобетонной смеси, приготовленной на АБЗ, происходят на всех технологических стадиях строительства слоев покрытий: транспортирования смеси к месту укладки, укладки и уплотнения. 5.6 Для снижения теплопотери и обеспечения необходимого сцепления слоя покрытия с основанием рекомендуется очистить поверхность основания от снега и льда, пыли и грязи, а также осуществить его просушку и прогрев с помощью терморазогревателей. 5.7 При доставке смеси к асфальтоукладчику, вне зависимости от погодных условий, она подвергается гранулометрической и температурной сегрегации. Для устранения этого недостатка, отрицательно влияющего на равномерность уплотнения и срок службы дорожного покрытия, рекомендуется применять перегружатели асфальтобетонной смеси или асфальтоукладчики с антисегрегационными системами погрузочных бункеров (шнековыми питателями). 5.8 При устройстве асфальтобетонных слоев в условиях пониженной температуры воздуха особое внимание обращают на эффективную организацию проведения работ, определяющую темп строительства асфальтобетонного покрытия. 5.9 Требуемое качество уплотнения горячей асфальтобетонной смеси при пониженной температуре воздуха можно обеспечить при условии: использования асфальтоукладчиков обеспечивающих высокую степень предварительного уплотнения уложенного слоя, правильного выбора типов катков, выполнения минимально необходимой работы уплотняющих машин, а также соблюдения рациональных температурных интервалов уплотнения асфальтобетонной смеси на различных этапах ее уплотнения.
6 Асфальтобетонные и полимерасфальтобетонные смеси, а также специальные добавки, применяемые при устройстве асфальтобетонных покрытий в условиях пониженной температуры воздуха
6.1 Асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, щебеночно-мастичные и полимерщебеночно-мастичные смеси (далее смеси) применяемые в условиях пониженной температуры воздуха соответствуют требованиям действующих нормативных документов на применяемые виды асфальтобетонных смесей. 6.2 Горячие асфальтобетонные смеси (с использованием вязких нефтяных дорожных битумов) и полимерасфальтобетонные смеси применяют непосредственно после приготовления при температуре смеси не ниже указанной в нормативных документах (ГОСТ 9128-2009, п. 4.2; ГОСТ 9128-2013, табл. 8 и табл. 17, ГОСТ 31015-2002, табл. 3, ПНСТ 183-2016, п. 5.3.1 и ПНСТ 184-2016, п. 5.3). 6.3 Типы смесей применяются в соответствии с проектно-сметной документацией. При пониженной температуре воздуха рекомендуется заменять пористые и высокопористые смеси по ГОСТ 9128 на плотные смеси типов А или Б. Временное открытие движения по асфальтобетону из пористых и высокопористых смесей в зимнее время запрещено. 6.4 Применение особых разновидностей асфальтобетонов (литые, вибролитые и т.д.), в каждом конкретном случае должно быть обосновано технико-экономическими расчетами. 6.5 Для обеспечения качества смесей в слоях покрытия и основания дорожных одежд, устраиваемых при пониженной температуре воздуха, рекомендуется применять активированные минеральные порошки, специальные добавки ПАВ, специальные модификаторы, а также технологию вспенивания битума. 6.6 Адгезионные добавки, относящиеся к классу ПАВ двойного действия с активными аминогруппами позволяют обеспечить хорошую удобоукладываемость и уплотнение смесей до требуемой плотности и показателя водонасыщения при пониженной температуре воздуха. Введение адгезионных добавок с активными аминогруппами обеспечивает транспортирование смесей на большие расстояния в условиях пониженной температуры воздуха. Норма расхода добавок устанавливается производителем добавки и уточняется при лабораторных испытаниях асфальтобетонных смесей. 6.7 Использование в смесях специальных добавок позволяет: - снизить температуру укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси и увеличить дальность ее транспортирования без ущерба качества; - улучшить обволакиваемость зерен минерального материала битумным вяжущим; - повысить однородность, удобоукладываемость и уплотняемость смесей при устройстве оснований и покрытий в условиях пониженной температуры воздуха; - повысить коррозионную стойкость асфальтобетонов, не ухудшая другие показатели качества. 6.8 В случае применения специальных добавок в рецепте указывается температура приготовления смеси и температура уплотнения смеси. 6.9 При разработке рецепта рекомендуется увеличить количество вяжущего для обеспечения коэффициента водонасыщения асфальтобетона на нижнем допустимом пределе.
7 Подготовительные работы при устройстве асфальтобетонных покрытий в условиях пониженной температуры воздуха
7.1 Подготовка асфальтобетонных заводов
7.1.1 Для обеспечения непрерывной работы асфальтобетонного завода (далее АБЗ) в условиях пониженной температуры воздуха рекомендуется: - произвести предварительное рыхление щебня и песка; - очистить питатели, утеплить битумопроводы, пневмопроводы, дозатор битума; - дополнительно смазать венцовую шестерню, ролики сушильного барабана и подшипники грохота; - уплотнить затворы на дозаторах и проверить работу вибротечек; - установить осушители пневматической системы управления автоматизированной системы управления (АСУ); - выдать рецепт оператору о выпуске смеси соответствующей температуры; - предусмотреть выдачу смесей в утепленный бункер-накопитель, отгружать смеси в автомобили-самосвалы, оборудованные пологом. Обеспечить минимальное время их доставки в соответствии с п. 7.3.6. Чтобы предотвратить образование конденсата и обеспечить бесперебойную работу пылеулавливающей установки и дымососа, их рекомендуется изолировать теплоизоляционными материалами. Пневмоцилиндры гидравлических систем АБЗ заключают в кожухи с дополнительным обогревом. 7.1.2 При работе в условиях отрицательной температуры воздуха рекомендуется использовать АБЗ с пылеулавливающей установкой, обеспечивающей сухую очистку газа. 7.1.3 В конце смены бункеры очищают от остатков минеральных материалов. Во время простоя и в конце смены бункера инертных материалов укрывают для защиты от попадания осадков. 7.1.4 Производительность асфальтобетонного завода (заводов) рекомендуется выбирать таким образом, чтобы обеспечивать непрерывную работу асфальтоукладчика.
7.2 Подготовка основания перед укладкой асфальтобетонных смесей
7.2.1 Перед устройством асфальтобетонного покрытия рекомендуется подготовить основание согласно данных методических указаний. 7.2.2 Для снижения теплопотерь и обеспечения необходимого сцепления слоя покрытия с основанием, перед устройством асфальтобетонного покрытия в условиях пониженной температуры воздуха поверхность основания очищают от снега и льда, пыли и грязи, а также осуществляют его просушку, исключив перегрев (пережог) поверхности асфальтобетонного основания. 7.2.3 Предварительную очистку основания от уплотненного снега и льда рекомендуется выполнять с помощью автогрейдеров средних и тяжелых, а также плужными и плужно-щеточными снегоочистителями. При слое снега и льда более 4 см предварительную очистку рекомендуется вести в два приема: первичную грубую очистку - плужными и плужно-щеточными снегоочистителями, вторичную - ножом автогрейдера. 7.2.4 После предварительной очистки основания от льда и снега в ту же смену производят россыпь химикатов. Тип химических веществ и норму их расхода в зависимости от толщины слоя снега или льда назначают согласно табл. 1 [5]. В конце смены очищают основание от остатков растаявшего льда механическими щетками. Щетки рекомендуется применять из короткой стальной проволоки для повышения жесткости. 7.2.5 Для предотвращения появления на основании в осеннее время снежных и ледяных корок рекомендуется проводить предварительную обработку поверхности основания битумом (битум СГ 70/130 по ГОСТ 11955-82, при температуре согласно п. 7.2.15), закрыв участок для движения транспортных средств.
Таблица 1
Примечания: 1. Над чертой - данные для слоя уплотненного снега, под чертой - льда. 2. При значениях температуры воздуха, не указанной в таблице, норму определяют путем интерполяции. 3. Использование реагента ННХК запрещается на участках дорог, проходящих по населенным пунктам, дачным участкам и вблизи полей.
7.2.6 Для удаления льда с поверхности основания взамен реагентов возможно применение терморазогревателей (газоструйных или с газовыми инфракрасными горелками). 7.2.7 Щебеночное основание можно также предохранить от переувлажнения заблаговременным розливом (в сухую погоду) жидкого или вязкого битума. Рекомендуемая норма расхода от 0,5 до 0,6 л/м2. После этого основание должно быть закрыто для проезда. 7.2.8 При отрицательной температуре воздуха и неблагоприятных погодно-климатических условиях (наличие ветра со скоростью более 6 м/с, влаги, снега, наледей и т.п.) в состав отряда рекомендуется включать терморазогреватель - машину с горелками инфракрасного или иного типа излучения, используемую для подготовки основания (рис. 1) [5, 6].
Рисунок 1 - Схемы нагрева основания при устройстве покрытия: 1 - автогудронатор; 2 - автомобиль-самосвал; 3 - асфальтоукладчик; 4 - каток гладковальцовый; 5 - терморазогреватель; 6 - каток на пневматических шинах
7.2.9 Терморазогреватель является самоходной пневмоколесной машиной, содержащей цистерну со сжиженным газом, газопроводы, блоки газовых горелок инфракрасного излучения с системой управления интенсивностью излучения и положением горелок (рис. 2).
Рисунок 2 - Терморазогреватель дорожного покрытия с газовыми горелками инфракрасного излучения
7.2.10 Помимо разогрева оснований (покрытий) при помощи горелок инфракрасного излучения, возможен разогрев горячим воздухом, нагретым до 600 °C. 7.2.11 Подогрев воздуха для проведения операции разогрева основания производят сжиганием газа или дизельного топлива. Разогревающее устройство в виде герметичного кожуха плотно прижимают к поверхности основания. В пространство между основанием и терморазогревателем с одной стороны нагнетают компрессором горячий воздух, а с другой стороны откачивают вакуумным насосом. Откачанный горячий воздух снова поступает в компрессор, т.е. циркулирует по замкнутому контуру. Данная технология разогрева способствует снижению потерь тепловой энергии по сравнению с применением горелок инфракрасного излучения, минимизирует выгорание битума и пережог смеси, а также выделение выбросов газа, дыма и пыли в атмосферу. 7.2.12 Терморазогреватель включают в состав отряда машин по устройству асфальтобетонного покрытия. Скорость его передвижения должна соответствовать скорости движения асфальтоукладчика. 7.2.13 Дистанцию между терморазогревателем и асфальтоукладчиком принимают равной от 15 до 20 м. 7.2.14 При устройстве двухслойного асфальтобетонного покрытия целесообразно верхний слой покрытия укладывать сразу после нижнего, чтобы сохранить температуру последнего в пределах от 20 до 40 °C и исключить операции по его очистке и дополнительному нагреву. 7.2.15 Перед укладкой асфальтобетонной смеси выполняют подгрунтовку основания. При положительной температуре воздуха подгрунтовку основания рекомендуется производить битумной эмульсией ЭБК-1 по ГОСТ Р 52128, ЭБДК Б по ГОСТ Р 55420 или жидким битумом марки СГ 70/130 по ГОСТ 11955. При отрицательной температуре воздуха подгрунтовку производят жидким битумом марки СГ 70/130 по ГОСТ 11955, нагретым до температуры 80 - 90 °C. 7.2.16 Обработка поверхности основания осуществляется с нормой расхода жидкого битума от 0,5 до 0,8 л/м2. При условии применения битумной эмульсии 60% концентрации расход вяжущего составляет от 0,6 до 0,9 л/м2 (п. 12.3.2 СП 78.13330.2012).
7.3 Транспортирование асфальтобетонных смесей к месту укладки
7.3.1 Транспортирование асфальтобетонной смеси к месту укладки производится в автомобилях-самосвалах, имеющих задний борт и оборудованных: - обогреваемым кузовом; - 3-слойным брезентовым тентом или пологом; - подъемным устройством кузова, обеспечивающим постепенное увеличение угла его наклона, с фиксацией в любом рабочем положении; - конструкцией подвески кузова, которая создает минимальную вибрацию при движении. 7.3.2 Материал полога рекомендуется использовать из непромокаемых материалов, обладающих необходимой прочностью, массой и размерами. Полог должен полностью закрывать загруженный кузов автомобиля-самосвала и плотно прилегать к стенкам кузова. Для повышения производительности процесс развертывания и свертывания полога может быть механизирован. 7.3.3 Кузов автомобиля-самосвала перед погрузкой очищают от всех посторонних предметов. Дно кузова гладкое и без существенных вмятин и углублений, в которых могли бы скопиться затвердевшая смесь от предыдущей загрузки или вещества, используемые для смазки поверхности кузова. Смазку наносят тонким равномерным слоем, исключая ее скопление в отдельных местах. В качестве таких веществ, применяют материалы, не содержащие нефть, например: известковую суспензию, мыльный раствор (при положительной температуре воздуха), сульфитно-спиртовую барду (при отрицательной температуре воздуха). 7.3.4 Для уменьшения расслоения асфальтобетонной смеси в момент загрузки и транспортировки, а также для повышения ее однородности, загрузку автомобиля-самосвала, в зависимости от длины его кузова, рекомендуется вести в три или пять приемов (рис. 3, а, б).
Рисунок 3 - Загрузка кузова самосвала асфальтобетонной смесью: а - загрузка кузова в три приема; б - загрузка кузова в пять приемов
7.3.5 Для перевозки смеси выбирают, по возможности, наиболее короткий маршрут и автомобильную дорогу с ровным покрытием и минимальным числом помех для движения. 7.3.6 Максимальную дальность транспортирования асфальтобетонной смеси устанавливают исходя из того, что ее температура на месте укладки была не ниже установленной рецептом, в том числе с учетом применения специальных добавок. В зависимости от погодных условий для высокоплотных, щебеночно-мастичных и полимерасфальтобетонных смесей допускается увеличивать температуру готовых смесей на 10 - 20 °C, соблюдая требования ГОСТ 12.1.005. При этом учитывают температуру смеси на выходе из смесителя и интенсивность охлаждения ее в процессе транспортирования (табл. 2) [6]. 7.3.7 Смесь к месту укладки рекомендуется подавать непрерывно, благодаря чему обеспечиваются требуемые температурные режимы при ее укладке, устраняются простои и повышается производительность асфальтоукладчиков. Простой автомобилей-самосвалов на месте укладки рекомендуется сводить к минимуму.
Таблица 2
7.3.8 Рекомендуемые температуры горячих асфальтобетонных смесей, щебеночно-мастичных смесей, полимерасфальтобетонных и полимерщебеночно-мастичных смесей доставленной к месту укладки, в зависимости от погодных условий приведены в табл. 3 [5].
Таблица 3
Примечание - Над чертой - значение показателей при скорости ветра до 6 м/с, под чертой - свыше 6 м/с.
7.3.9 Количество автомобилей-самосвалов назначают в зависимости от производительности АБЗ, асфальтоукладчика, дальности и скорости транспортирования смесей, продолжительности их загрузки и грузоподъемности автомобилей самосвалов. 7.3.10 При прибытии автомобиля-самосвала к месту укладки асфальтобетонной смеси, проверяют наличие товарно-транспортной накладной, дату и время отправления смеси, паспорт смеси с указанием вида, типа и марки смеси, ее массы и температуры, а также наличие отметки отдела технического контроля (ОТК) завода о соответствии смеси требованиям технических условий. 7.3.11 Температуру асфальтобетонной смеси проверяют в кузове, (а не после ее выгрузки) путем снятия верхнего слоя и после этого замеряя температуру путем погружения термометра в смесь. Для безопасного измерения температуры рекомендуется использовать бесконтактный термометр. 7.3.12 При выгрузке асфальтобетонной смеси в бункер асфальтоукладчика рекомендуется: - снять полог непосредственно перед выгрузкой и закрепить его на козырьке переднего борта; - подать машину строго по оси движения асфальтоукладчика, не допуская подхода под углом или сбоку; - снять машину со скорости и тормозов; - своевременно открыть замки заднего борта кузова; - не допустить удара задних колес машины об асфальтоукладчик; - заднее колесо самосвала должно остановиться на расстоянии 15 - 20 см от толкателей укладчика; - укладчик при движении касается колес автомобиля и толкает его вперед одновременно с разгрузкой; - не допустить просыпания смеси перед асфальтоукладчиком.
7.4 Применение антисегрегационных перегружателей асфальтобетонной смеси
7.4.1 Антисегрегационный перегружатель уменьшает время простоя автомобилей со смесью в ожидании разгрузки. В результате безостановочной укладки с постоянной скоростью увеличивается производительность процесса. 7.4.2 Антисегрегационный перегружатель (рис. 4) имеет бункер-накопитель с антисегрегационным многошаговым шнеком и поворотный выгружающий конвейер. 7.4.3 Перед приемкой смеси стенки накопительного бункера перегружателя асфальтобетонной смеси тщательно очищают и смазывают (см. п. 7.3.3).
Рисунок 4 - Антисегрегационный перегружатель асфальтобетонной смеси
7.4.4 Антисегрегационный перегружатель устанавливают между автомобилем-самосвалом и асфальтоукладчиком (рис. 5). Во избежание просыпания смеси рекомендуется приемный бункер асфальтоукладчика оснащать специальной вставкой-бункером.
Рисунок 5 - Схема перегрузки асфальтобетонной смеси: автомобиль-самосвал - антисегрегационный перегружатель асфальтобетонной смеси - асфальтоукладчик
7.4.5 Автомобили-самосвалы, подошедшие на выгрузку смеси, останавливаются строго по оси движения перегружателя, и поднимают кузов для выгрузки только по сигналу дорожного рабочего. 7.4.6 При применении антисегрегационного перегружателя рекомендуется учитывать потери температуры смеси в перегружателе, для корректировки времени уплотнения.
8 Устройство асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях
8.1 Мероприятия по обеспечению допустимых температурных интервалов при укладке и уплотнении горячих асфальтобетонных смесей в условиях пониженной температуры воздуха
8.1.1 Скорость остывания укладываемой асфальтобетонной смеси является одним из ключевых факторов, определяющих возможность ее качественной укладки и уплотнения в условиях пониженной температуры воздуха. Для замедления процесса остывания асфальтобетонного слоя рекомендуется применять комплекс мер: - увеличение толщины устраиваемого слоя покрытия (не менее 6 см); - устройство одновременно двух слое
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|