Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кваша Григорий 12 страница



Восстановление иконопочитания стало одним из крупнейших праздников православной церкви, а 11 марта - днем восстановления её единства. Учрежден был обряд анафематствования всех ересей... "Во время этого праздника император с патриархом торжественно вступали в храм святой Софии, как бы символизируя единство государства и церкви" (С. Сказкин).

В церкви, как в важнейшем государственном ведомстве, была установлена строжайшая иерархия (собор 861 года). Правила требовали строжайшего подчинения митрополитов и епископов патриарху, монастыри были поставлены под контроль епископов, монахам запрещалось покидать свои обители, в противном случае их следовало водворять на место. Монашество - этот выбор души человека - окончательно превратилось в государственную должность с определенными обязанностями и правами.

Огромные исторические последствия имела миссионерская деятельность. Собственно, один из главных способов поиска империи состоит в поисках всемирных последствий имперских циклов. Нет ни одной империи, след которой не тянулся бы по всей истории. "Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия совпадает с годами царствования Михаила и первого патриаршества Фотия (857-867)... Просветители славян Кирилл и Мефодий были ближайшими учениками и приверженцами патриарха Фотия, они играют первую и выдающуюся роль во всех важнейших миссиях его времени. По воле царя и патриарха, отправляясь в языческие страны с культурной и христианской миссией, они исполняли возложенное на них политическое и церковное дело и были орудиями апостольской миссии вселенского патриархата" (Ф. Успенский).

За это время Византия крестила Болгарию, святыми братьями была создана славянская азбука (кириллица), начался перевод священных книг на языки крещеных народов и их соседей-язычников. Разве это не идеологическое чудо? "Избрание и отправление на проповедь Кирилла и Мефодия и разрешение вопроса о применении славянского языка к богослужению и переводу святых книг составляет вечную заслугу Фотия. Он дал, таким образом, толчок развитию народного языка славян, благодаря которому они несокрушимы" (Ф. Успенский).

Не будем забывать, что ровно через 48 лет после окончания второго византийского имперского цикла начался первый русский имперский цикл, породивший то мощнейшее всемирное государство, в котором мы живем. В каком-то смысле мы все последствие чуда, совершенного Михаилом, Фотием, Кириллом и Мефодием...

Еще одна грань идеологического чуда - расцвет искусства. Не надо быть провидцем, чтобы представить, как снятие запретов и объединение противостоящих идей привело к взрыву художественного вдохновения. Достаточно вспомнить об эффекте слияния религиозного и светского искусства. "Иконоборческое движение послужило стимулом к новому взлету изобразительного искусства и архитектуры Византии.. Питаемые политической доктриной божественности императорской власти и избранности Византийской империи возродились с невиданной силой традиции римского триумфального монументализма. В ту эпоху императорские дворцы и общественные здания украсились декоративными мозаиками и фресками, прославлявшими победы императоров над варварами, развлечения василевсов, их пиры и охоты, ристания на ипподроме. В правление императора-иконоборца Феофила (829-842) в Константинополе широко развернулось строительство на территории Большого дворца, расположенного на берегу Золотого Рога. В короткий срок был создан целый комплекс великолепных зданий, среди которых выделялся причудливой архитектурой тронный зал... Но самой удивительной достопримечательностью нового дворцового ансамбля был зал Мистерион, обладавший необычной акустикой, - все, что в нем говорилось тихо в одном углу, отчетливо было слышно в другом. Это акустическое чудо достигалось при помощи особых механических приспособлений, сохранявшихся в тайне. Возможно, в его создании участвовал знаменитый ученый Лев Математик, украсивший другой тронный зал - Магнавру - различными механическими диковинками" (З. Удальцова). К "диковинкам" относились золотое дерево с грифонами и львами, золотой орган, золотой трон императора. Постройки царя Феофила "имеют совершенно исключительное значение как в истории искусств, так и в культурном отношении", они служили "предметом удивления для современников и иностранцев, посещавших Константинополь в Х и XI веках" (Ф. Успенский).

Говоря о втором византийском имперском цикле, необходимо напомнить, что духовное, религиозное развитие никак не ограничивало иные сферы национального любопытства. Так, например, в высшей Магнаврской школе "математических наук" под руководством Льва Математика обучали философии, грамматике, геометрии, астрономии... а вот богословия среди её предметов не было. Можно вспомнить и более центральные имена, и тут мы не увидим чрезмерной религиозности. Феофил до тонкости знал латинский и греческий языки, астрономию, естественную историю, занимался рисованием, сочинял музыку.

На этом, пожалуй, остановимся и подведем некоторые итоги.

Вновь мы пронеслись сквозь полтора столетия в жизни отдельного государства. Вновь мы увидели череду времен, никак не напоминающую череду времен года. За зимой первой фазы следовала осень второй, лето третьей и, наконец, весна четвертой фазы. Задача, поставленная в данной работе, выполнена, несомненна не только последовательность фаз, но и даты их прохождения. Однако совершенно отвлечься от общемирового масштаба, забыть о том, что было и что будет, невозможно. Хотя бы несколько слов о смысле всего 144-летия все же необходимо сказать.

Легче всего говорить о смысле 144-летий в истории Древней Иудеи, Англии, России, поскольку эти три государства прошли полный имперский курс, и каждый цикл занял свое место. Куда сложнее ситуация с Древним Римом и Византией, они прошли по два цикла, не смогли вступить в третий и покинули реестр мировых держав. Указать однозначную причину теория пока не может. Наиболее солидно выглядит идея об однобокости этих империй, мол, Рим был слишком политичен, а Константинополь слишком идеологичен, что и не позволило им набрать достаточный запас энергии для третьей и четвертой имперской ступени. Однако Иудее идеологичность не помешала пройти все четыре цикла... Другая причина заключена, как представляется, в отсутствии достаточно сильного угнетающего фактора, который бы вынудил государство вступить в третий цикл. Иудеев третий цикл вывел из вавилонского плена, Британию сделал владычицей морей, Россию - крупнейшей державой мира. Как знать, может быть, излишнее самомнение не позволило Риму и Константинополю продлить имперское существование. Однако, придумывая все новые и новые причины, необходимо все же признать, что имперский цикл - слишком редкое явление в мировой истории, чтобы иметь обыденные причины для своего рождения. Не будем утверждать, что одному Богу ведомо, когда и кому вступать в имперский цикл, но божественное предначертание ближе всего именно к империям. Империя подобна оси вращения, а ось может быть лишь одна. И в этом смысле появление в 909 году русского имперского цикла могло стать главной причиной ухода Византии с мировой арены. Если это так, то главная роль Византии в истории - это подготовка прихода на мировую арену великой России. Можно даже сказать, что Византия решила за Россию часть идеологических задач, что позволило сосредоточиться на политических задачах. Точно так же значение Рима можно свести к созданию мира Запада (Европы). Впрочем, разница колоссальна, наследница Византии смогла выступить единой силой, наследница Рима долгие годы была раздираема бесконечными войнами и лишь в конце XX века приступила к воссоединению в единую Европу.

Есть, наконец, ещё одно интересное предположение, дающее дополнительный смысл имперским циклам Византии. Быть может, имперские взрывы Византии смогли оживить, запустить западный ритм Европы через механизм индуцирования тоталитарных двойников. Самой же Византии не суждено было изведать развития по западному ритму, для западного ритма Византия была слишком духовна, слишком идеологична.

ПОСТИМПЕРСКОЕ РАЗВИТИЕ (869-1453)

Восемь лет (861-869) уходит на перемену ритма, именно в эти годы убивают выдающегося политика Варду. С 869 по 1013 год проходит первый цикл по ритму Востока, с 1013 по 1157 год - второй цикл, с 1157 по 1301 год третий цикл, ну, и наконец, с 1301 по 1445 год - последний полный цикл Византии.

Первый постимперский цикл можно считать удачным, и это немудрено, ведь дорога, накатанная империей, ещё прямая и гладкая. Правление Македонской династии (867-1056) - время расцвета средневекового византийского государства. "К счастью для Византийской империи, ею в эти сто пятьдесят лет управляли выдающиеся императоры: Василий I, основавший новую династию (убийца кесаря Варды и Михаила III. - Авт.), затем узурпаторы Роман Лекапин, Никифор Фока, Иоанн Цимисхий, сохранившие, однако, жизнь законным представителям династии и уважавшие их права, и, наконец, Василий II. На рубежах империи эти правители достигли выдающихся успехов. В Азии граница после наступления на мусульман отодвинулась от Галиса до Евфрата и Тигра, была завоевана северная Сирия, и Иоанн Цимисхий довел свои победоносные полки до ворот Иерусалима. Отвоевание Крита возвратило Византии господство в восточном Средиземноморье. В Европе Василий II в результате тридцатилетней войны (986-1014) разрушил болгарское царство, оспаривавшее в Византии при царях Симеоне и Самуиле гегемонию на Балканском полуострове. Никогда со времен Юстиниана Византийская империя не знала подобной экспансии. Она простиралась от Дуная до Антиохии и Сирии, от присоединенной Армении до южной Италии; вокруг империи группировались вассальные государства: итальянские и славянские, кавказские и армянские; Русь, обращенная в христианство с 989 года, вошла целиком в сферу влияния Византии" (Ш. Диль).

Как заботливый садовник закладывает сад на долгие годы, так и имперский цикл выковывает мощь будущих времен. Силен был Рим после Августа, сильна была Русь после Ивана III (вторые имперские циклы), основные территориальные приращения России сделаны не во время имперского цикла, а сразу после него. Однако истоки мощи все же в имперском цикле, сумевшем поставить и решить задачи государственного существования, сумевшем сформулировать смысл существования государства. Смысл существования Византии - идея, давшая силу сражаться, идея истинности православной веры.

Экспансия постимперской Византии была насквозь идеологической. Она несла свет христианства варварским народам, отвоевывала у мусульман святыни своей религии. Вселенское, апостольское, византийское православие уже не могло сосуществовать мирно с западным христианством. В 868 году, на входе в восточный цикл, патриарх Фотий написал энциклику (окружное послание) восточным патриархам, где обвинял "латинян" во всех мыслимых и немыслимых грехах (не так служат, не так крестятся и т. д.).

На основе этой энциклики во втором цикле (1013-1157) постимперского развития произошло разделение церквей на православную и католическую (1054).

Следующий восточный цикл, по сути, уже не является постимперским, имперские постижения уже прошлое, энергия ушла. "После смерти Василия II (1025) нетрудно было бы при твердом разумном правлении продлить это замечательное процветание. К несчастью, управление империей попало в руки женщин и посредственных правителей, и скоро начался упадок" (Ш. Диль). Конечно, женщины тут совершенно ни при чем. У Византии началась столь свойственная восточной эволюции политическая деградация. В XI веке на троне сменилось 14 императоров. Разразилась, как говорили современники, "аномалия власти". Начали набирать силы тенденции к разделению территории государства. Когда в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь, Византия мгновенно развалилась на несколько государств.

Как и полагается обычному восточному государству, Византия после взятия Константинополя крестоносцами ещё несколько раз возрождалась и опять погибала. С каждой такой пульсацией её восточный ритм угасал. Попытки последних византийских императоров в стереотипах восточной модели сохранить государство - уния с католичеством, с признанием главенства римского папы над константинопольским патриархом (1439) - оказалась безрезультатной.

Окончательно Константинополь пал лишь в 1453 году под ударами ещё одной империи ислама (Османская империя).

Но прежде чем обратиться к империям ислама, нам предстоит проследить имперскую карьеру второго вечного народа - англичан.

АНГЛИЯ

После незавершенных империй (Древний Рим и Византия) мы вновь обращаемся к полному циклу имперского развития (Россия, Иудея). В этом смысле задача поиска британских имперских 144-летий облегчается. В полном цикле есть начало и конец, есть логика развития, есть план и есть реализация этого плана.

Однако в поисках и описании британских имперских циклов есть иные сложности. Если имперские циклы Иудеи, Византии и России, переплетаясь с ритмами Востока, тяготеют к решению всемирных идеологических проблем, то Британия, оторвавшись от Востока, оторвалась и от идеологических сверхзадач. Ее уделом стало создание всемирной экономической системы. Об этом необходимо помнить, изучая имперские 144-летия Британии, самой прозападной, если так можно выразиться, империи.

1 АНГЛИЯ (825-969)

Когда мы пропускаем государственную историю Руси до 909 года, это не означает, что мы не верим в Рюрика или считаем доимперскую историю Руси неинтересной. Просто рамки данной книги заставляют нас отсечь все, что было до имперских циклов, между имперскими циклами и после имперских циклов.

До 825 года была история кельтской Британии, история Британии как окраины Римской империи, затем как одной из многочисленных германских провинций, и лишь с 825 года началась та история, которая интересует нас в данный момент. История необычайной политической силы, четырежды посещавшей Британские острова.

ПЕРВАЯ ФАЗА (825-861)

На территории острова образовались семь королевств (гептархия). Саксы образовали Уэссекс, Суссекс, Эссекс; англы - Мерсию, Нортумбрию, Восточную Англию; юты - Кент.

Королевства гептархии вели бесконечную войну друг с другом. В VII веке успех пришел к Нортумбрии, в VIII - к Мерсии, затем к Уэссексу. К концу века из семи королевств остались только эти три. Таким образом, процесс централизации начался ещё до имперского цикла. Но ведь и Киевская Русь образовалась до 909 года. Более того, не начнись процесс централизации, нечего было бы имперскому ритму делать на Британских островах. Имперский ритм - слишком редкое явление и приходит лишь туда, где к его приходу готовы.

Одним из факторов, подготовивших приход имперского ритма, быть может, стала христианизация Британии (начало VII века), борьба между ирландским и римским христианством.

В начале IX века процесс централизации усилился, решительного перевеса добился Уэссекс, началась история Англии.

В 825 году король Уэссекса Эгберт (802-839) после нескольких побед присоединяет окончательно к своему королевству застарелого врага Уэссекса Мерсию.

"Короли кентский и эссекский, бывшие клиентами Мерсии, сделались тогда клиентами Эгберта; Суссекс и Восточная Англия подчинились его верховной власти; Нортумбрия стала платить ему дань. С другой стороны, он напал на валлийские владения, завладел Чечтером... Корнуолльские кельты восстали, он отразил их нападение и подчинил своей власти (835). Он умер увенчанный славой в 839 году и считался восьмым "бретвальдой" (Э. Лависс, А. Рамбо).

Но каким бы он ни был "бретвальдой", Эгберт стал первым королем Англии. Таким образом, дата рождения Англии (829) практически совпадает с датой рождения имперского цикла. Случайностью такое совпадение не объяснишь. Последующее тысячелетие всему миру показало масштаб той энергии, что родилась при объединении Англии в первые годы первого имперского цикла.

В этой книге мы ещё вернемся к первой фазе первого имперского цикла Киевской Руси, расскажем об аналогичных событиях в русской истории, о русском аналоге Эгберта - Олеге, о возникновении понятия Руси, Земли Русской.

Очень важно проследить, как изменилась жизнь правителя при переходе с восточного ритма на имперский. Олег в старом ритме правил 30 лет, а в новом три года. Эгберт правил в старом ритме 23 года, в новом 14 лет. До имперского цикла Эгберт мог покинуть свои владения, жить на континенте... После начала имперского цикла англосаксы, объединенные Уэссексом, начали защищать свое государство не на жизнь, а на смерть. Датские нашествия показали это особенно ярко.

"Пока в Уэссексе продолжалось владычество Эгберта (802-839), викингам приходилось довольствоваться высадками с целью грабежа в одних только северных княжествах, где они обирали церкви и монастырские обители. В последний год своего правления Эгберт нанес им и их союзникам, кельтам Корнавалля, жестокое поражение" (М. Ковалевский).

Весь остаток первой фазы после Олега простоял у власти Игорь (912-945). Точно так же весь остаток первой фазы после Эгберта простоял Этельвульф (839-858).

Этельвульф "ревностно защищал свое государство. Он лично предводительствовал своими войсками против морских разбойников; он усмирил также северных уэльсцев, которые подняли против него оружие... Новое тяжелое поражение скандинавов повлекло за собой небольшую передышку, и в 858 году Этельвульф умер в мире, и на восемь лет норманны оставили страну в покое..." (Дж. Грин).

Однако, как мы уже убеждались многократно, первая фаза, давая имперскую энергию и имперскую политическую силу, не в состоянии решить окончательно ни одной проблемы, поскольку нет ещё ни осознания целей, ни инструмента для их осуществления. Первая фаза - это блуждание во тьме.

В этой исторической тьме на англосаксонское королевство следовали один за другим бесконечной чередой скандинавские десанты. Речь шла уже не о грабежах, а о желании осесть на острове. Эгберт, а затем Этельвульф наносили захватчикам поражение за поражением, но остановить поток так и не смогли.

"Невзирая на то что скандинавы терпели поражение за поражением, опасность все-таки росла из года в год" (Дж. Грин).

Таким образом, именно в первой фазе уже проглядывают контуры будущих проблем и будущего величия Британии. В отражении датских набегов рождался национальный характер тех, кто со временем отразит нашествие "Непобедимой армады", сделает Британию владычицей морей.

Датские набеги были той необходимой внешней силой, в борьбе с которой ковалась имперская воля Британии. "Разоряемые датскими набегами англосаксонские крестьяне вынуждены были искать "покровительства" у крупных землевладельцев и превращались в зависимых от них людей. (Так формировалось имперское общество. - Авт.) В борьбе с датчанами формировалось тяжеловооруженное конное войско - основа англосаксонского рыцарства. (Так формировалась военная сила. - Авт.) С другой стороны, следствием нашествия датчан явилось увеличение количества свободных элементов в феодализирующемся англосаксонском обществе, так как основу населения, осевшего в Англии, составляли свободные крестьяне-воины. (Так рождался суровый имперский народ. - Авт.) Создались предпосылки для политического объединения страны, обусловленного как необходимостью преодолеть растущее сопротивление крестьянских масс закрепощению, так и потребностями обороны в тяжелой борьбе с датчанами" (Е. Косминский, Я. Левицкий).

Разумеется, все волнения и бури первой фазы покажутся полным штилем, когда мы перейдем к событиям второй фазы.

ВТОРАЯ ФАЗА (861-897)

Пик датских нашествий пришелся на начало второй фазы. Три брата будущего короля Альфреда Великого погибли, отражая нашествия.

В 867 году на Англию обрушилась "Великая Армия" под началом восьми датских королей и двадцати ярлов. Нортумбрия была опустошена, за ней настал черед Восточной Англии. Страна была поражена ужасом, датчане вырезали население, разрушали монастыри, грабили церкви. В одночасье были перечеркнуты все достижения первой фазы. В который уже раз вторая фаза начинается с полного развала, что, конечно, субъективно ужасно, но объективно неизбежно. Причем для национального сознания, конечно, легче принимать развал от иноземных захватчиков, чем от собственных братьев, как это было у нас после 1917 года.

"В течение четырех лет вся работа Эгберта была уничтожена и Англия к северу от Темзы насильственно отторгнута от власти Уэссекса... Теперь для Уэссекса настало время борьбы уже не за верховенство, а лишь за существование..." (Дж. Грин).

Обескровленный народ встал на защиту страны. Скандинавы были военными людьми - потомственные вояки, лучше вооруженные, умелые, отважные, безжалостные. Однако на этот раз им пришлось иметь дело с имперским народом, народом-идеологом. Казалось, что победа захватчиков близка, англосаксонское ополчение рассеяно, король Альфред (пока ещё не великий, а просто так...) безнадежно застрял в болотах, но оказалось, что это не конец, а начало.

В 871 году Альфред из своих болот призывает страну: "Все на борьбу с иноземными захватчиками". Под его знамена становятся сомерсетские тэны (дружинники), по пути к полю Эдингтонской битвы к отряду короля присоединяются все новые и новые воины, просто люди... Картина, напоминающая кадры из "Александра Невского" в сопровождении музыки Прокофьева: "Вставайте, люди русские...".

"Потом он вступил в битву со всей "армией". Он обратил её в бегство и преследовал до крепости, которую потом держал в блокаде в течение 14 дней. Тогда "армия" выдала ему заложников, поклялась уйти из королевства и обещалась, что её король примет крещение. Эти обещания были в точности исполнены" (Э. Лависс, А. Рамбо).

Так что победа одержана была не только политическая, но и идеологическая, предводитель датчан, язычник Гутрум, крестился.

"Уэдморский мир спас, в сущности, только Уэссекс, но, спасая Уэссекс, он спасал всю Англию. Паника начала проходить, прекратились и опустошительные набеги с севера..." (Дж. Грин). Англия была разделена на датскую территорию (Восточная Англия, Эссекс, Нортумбрия, восток Мерсии) и Уэссекс короля Альфреда (Уэссекс, Суссекс, Кент, запад Мерсии).

Стало ясно, что объединение первой фазы, не скрепленное ни кровью, ни делом, ни словом, было лишь предвестием истинного объединения. "Такое быстрое завоевание Нортумбрии, Мерсии, Восточной Англии датчанами было возможно только благодаря самому характеру отношений побежденных королевств к Уэссексу. Для них покорение их датчанами было не более как просто сменой повелителей, и могли даже встречаться люди, предпочитавшие владычество датчан владычеству вестсаксонцев. Это было новым доказательством страшной трудности слияния королевств в единый народ" (Дж. Грин).

Не будем забывать, что ни одна историческая задача не решается раньше чем за 144 года, причем каждое 36-летие вносит в решение задачи свой специфический вклад. Во второй фазе разрушается вековой уклад, дети забывают законы отцов и дедов. За неимением личных отцов всему народу предоставляется единый отец. В данном случае речь об Альфреде Великом (871-899).

Он наполнил новым содержанием королевскую власть. Теперь она действительно приняла на себя заботу обо всем населении, стала последней инстанцией в разборе любого конфликта, основой государства. Да и куда мог теперь обратиться англосакс за защитой, если датчане истребили роды, семьи, кланы... Король стал единственной защитой и опорой. На смену "общественному миру" пришел "королевский мир". В системе "королевского мира" на новых основаниях вошли старые родоплеменные структуры. Народные собрания общин стали собраниями графств, округов, подчиненных центральной власти. Здесь решались вопросы местного самоуправления, население знакомилось с королевскими постановлениями. Для соблюдения "королевского мира" на места были отправлены шерифы. Так королевская власть охватила своим контролем всю страну, и Альфред из короля Уэссекса превратился в "короля англов и саксов".

Так закладывалась основа могучей государственности в государстве тщедушном и эфемерном. Англия, отвоеванная Альфредом у датчан, "сводилась к узкой полосе земли в юго-западной части острова" (М. Ковалевский).

Постоянная угроза внешней агрессии заставила Альфреда превратить страну в военный лагерь. Она была разделена на округа, которые были обязаны посылать определенное количество воинов в королевскую дружину. Было развернуто строительство укрепленных пунктов, которые заселялись гарнизонами из мобилизованных граждан. "Эти крепости явились первыми городами Англии, благодаря им англичане перестали быть чисто сельским народом" (А. Мортон).

Наконец, тысячелетняя гордость Британии - флот - также создается при Альфреде. Россия лишь в третьем имперском цикле смогла добраться до большой воды. Островной державе без флота никак нельзя, а потому все обошлось без излишней водобоязни и общенациональных истерик. Это все равно как научиться плавать в детстве, ещё не умея бояться глубины. Чтобы "оградить государство от вторжений в будущем... Альфред построил корабли, превосходящие по своим качествам датские: без малого вдвое длиннее тех, быстроходнее, устойчивее и выше" (Д. Мортон).

Народное ополчение англосаксов было разгромлено датчанами. Собрать роды воинов, вооружить их за счет короля стало невозможным. Центральная власть призвала на военную службу средних и мелких землевладельцев, которые являлись на войну со своими припасами и вооружением. Они призывались на службу сами по себе, а не как представители какого-либо рода. Они и составили основу нового служилого класса англосаксонского государства, феодального рыцарства (тэнов), которые давали клятву верности королю и государству, а не роду или племени.

Наградой для новой аристократии почти всегда служит раздача земли во владение, которая всегда во второй фазе оказывается бесхозной, точнее, монопольно общегосударственной. Прогнав датчан, король стал владеть всей землей, теперь он её раздавал в управление тэнам. "Таким путем король награждал своих тэнов за службу, а чаще обеспечивал себе эту службу... При отсутствии достаточных денежных средств (а когда и где они у империи были? - Авт.) это был один из самых верных способов обеспечения "непроизводительного" труда классов, отправлявших в обществе военную функцию" (Д. Петрушевский).

Однако это лишь одна сторона дела. Чтобы обрабатывать землю, чтобы получать с неё налоги и пошлины, нужны были люди. Королевская власть, с одной стороны, давая максимальную свободу и привилегии военному классу, с другой стороны - всемерно ускоряла процесс закрепощения общинного англосаксонского крестьянства на тех землях, куда распространялась власть тэнов. Таким образом, шел кристально чистый имперский маневр по созданию двухклассового общества.

"Класс свободных мелких землевладельцев мало-помалу исчезал, они были принуждены отдавать и самих себя и свои земли под покровительство более сильных людей... И те земли, которые были опустошены датчанами и снова поступили во владение англичан, были заселены преимущественно тэнами, которые снабжали своих ленников домашним скотом и землевладельческими орудиями, требуя за это исполнения рабских повинностей. Старую систему землевладения заменили такие порядки, что земли незнатных людей стали присоединяться к поместьям людей знатных" (Э. Лависс, А. Рамбо).

Разумеется, сложившаяся система была идеальна для контроля и слежки. "Государственная власть наложила на них (тэнов. - Авт.) обязанности общественного характера, сделала их ответственными за поведение их людей... и создала таким образом свои полицейские органы" (Д. Петрушевский).

Для полноты сравнения Альфреда Великого и Петра Великого необходимо сказать, что Альфред был не только воин, но и просветитель, хотя и на свой силовой манер. Любому знатному молодому человеку было приказано "не расставаться с книгой до тех пор, пока он не будет в состоянии понимать английского письма" (Дж. Грин). Король лично надзирал за преподаванием в школе для детей придворных. Как тут не вспомнить насильственный засыл русских дворянских недорослей на учебу в Европу, обыгранный всеми, кто описывал и воссоздавал в кино петровскую эпоху.

"Альфред призвал иностранных ученых в английские школы, озаботился переводом на язык саксов многих латинских сочинений и предпослал этим переводам свои краткие предисловия" (М. Ковалевский).

Возрождается в англосаксонском королевстве традиция писаного права, пресекшаяся в конце VII века. Альфред издает судебник, но уже не отдельного королевства, а общий на всех. "Время существования отдельных законов для различных народностей Англии прошло, и кодексы Уэссекса, Мерсии и Кента заменились кодексом Англии" (Дж. Грин). Другим рубежом стало рождение в 887 году единой хроники на саксонском языке.

Для описания второй фазы иногда достаточно описать политического лидера, ведь именно лидер, а не лидирующий класс, который ещё только-только зарождается, определяет особенности этой фазы. Так было в Иудее при Александре Яннае, в Византии при Зиноне, в Риме при Сулле, в России при Петре I, в СССР при Сталине.

"Он жил исключительно для блага своего народа. Это был первый пример христианского государя, руководствовавшегося в своих поступках не побуждениями личного честолюбия, но мыслью о благе тех, во главе которых он стоял. В его устах "жить достойным человека образом" значило посвятить жизнь делам справедливости, воздержания и самопожертвования" (Дж. Грин). Английский историк Флетчер пишет, что Альфред стал "первым из королей, с которым связано определенное представление как об одном из действительных основателей английской монархии".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.