Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кваша Григорий 10 страница



Юстиниан стал первым лицом на византийском престоле, который осознал вселенское значение Титула императора. Межу ним и смиренным христианским императором Феодосием II из первой фазы пролегла пропасть.

"Преисполненный сознания величия императорской власти Юстиниан стал у кормила правления и с присущим ему чувством великого поднял блеск особы императора и его ближайшего окружения" (Ю. Кулаковский).

Юстиниан впервые в истории ощутил себя верховным правителем всех подданных независимо от их происхождения, богатства, заслуг. Сенат не обладал в правление Юстиниана никакими правами. По свидетельству Прокопия, часто бывало, что постановления Сената, поступавшие затем на утверждение императора, в конце концов получали у него совершенно противоположное решение". Прокопий же сообщает и о многочисленных конфискациях имущества сенаторов во время правления Юстиниана (хорошо бы об этом помнить тем, кто, позабыв все на свете, рвется в парламентский отстойник очередного созыва).

Единственной попыткой противодействия установлению автократической власти стало восстание "Ника" 532 года (7-й год фазы). Сенаторы, народ захотели видеть на престоле более демократического правителя. Восстание закончилось полным разгромом партий Ипподрома и сенаторского сословия. Думается, прямую аналогию тут проводить опасно, перечитайте все главы, посвященные четвертым фазам, и убедитесь, что системы нет, ну а главное нет смысла, в четвертой фазе каждый день за год идет, и тратить время на подавление восстаний просто обидно.

Впрочем, не одни лишь сенаторы оказались отодвинуты от власти. Торжество православия, ради которого и свершилось имперское 144-летие, пока ещё целиком во власти политики. "Власть императора в вопросах религии казалась почти абсолютной. Император созывал соборы; когда он не мог лично присутствовать на заседаниях собора, его представляли высшие чиновники, он утверждал решения "отцов церкви", и эти решения приобретали силу закона лишь после ратификации императора... Юстиниан писал длинные трактаты для обоснования своего мнения по тому или иному вопросу религии" (Ш. Диль).

Юстиниан дал православной церкви свое законодательство со строгой регламентацией прав и обязанностей епископов и членов клира. Церкви было дано право особой юрисдикции, определены правила вступления в монахи, сроки послушничества и т. д. Юстиниан своей волей определил в 545 году ранговые отношения предстоятелей христианской церкви: папа, константинопольский патриарх, александрийский патриарх, антиохийский патриарх, иерусалимский патриарх. При покровительстве императора быстро рос фонд церковного землевладения. Миссионерская деятельность стимулируется и поддерживается государством. Единый закон, как и единая вера, стал основой христианской монархии.

"Забота о насаждении единого истинного богопочитания и вероучения была в сознании Юстиниана первою обязанностью императора перед Богом и людьми. Этому принципу он оставался верен все свое долгое царствование" (Ю. Кулаковский).

Религиозный террор времен Юстиниана сравним разве с преследованием самих христиан времен римского императора Диоклетиана (284-305), времен языческого Рима. Юстиниан считал, что "справедливо лишать земных благ того, кто неправильно поклоняется Богу". Другим его тезисом было: "Нет ничего приятнее Богу как сосредоточение всех христиан в одно стадо".

Впоследствии все создатели универсальных государств взяли на вооружение беспощадную религиозную политику Юстиниана. Карл Великий, император франков, огнем и мечом крестил саксов, в результате такого крещения половина племени исчезла вообще. Оттон I Великий (первый император священной Римской империи) таким же образом крестил западных славян. Наш Владимир Креститель не отставал от них, желая привести всех своих столь разнообразных подданных (кривичей, вятичей, полян и т. д.) к единой вере.

Для Юстиниана мир должен был объединиться в христианстве православного вероисповедания. Поэтому вандальское и остготское королевства, исповедующие арианство (учение созданное в IV веке Арием, по которому Христос, как творение Бога-Отца, - существо, ниже его стоящее), были стерты с лица земли.

Обезлюдела Сирия и Палестина из-за гонений на монофизитов, которые традиционно проживали в этих районах.

Против язычников полководцы Юстиниана совершали карательные экспедиции с насильственным крещением населения по православному образцу. Так в Египте было разрушено святилище Изиды. Эта страна со временем стала центром рождения монашества. В Афинах была закрыта школа античной философии и т. д. и т. п.

Но и это ещё не все. "Тревоги войны с персами и дипломатические сношения с ними, заботы об искоренении язычества, борьба с самарянами, церковное законодательство, напряженные усилия осуществить единство веры в империи, роскошная суетливая жизнь двора и всенародные увеселения столицы все это тяжкое, сложное, многообразное дело правления не поглощало всех сил Юстиниана. Лично руководя всем и все направляя, он был в то же время занят великим делом, создавшим ему навеки неувядаемый венец славы. То была кодификация римского права" (Ю. Кулаковский).

"Русская правда" Ярослава, "Судебник" Ивана III, "эпоха законобесия" Екатерины II, Тора времен Иосии... В этот же ряд становится и "Храм правовой науки" Юстиниана.

"Для духа времени знаменательно, что, когда, как в кодексе Феодосия, указы, касающиеся религии, составляли последнюю, 16-ю книгу, в кодексе Юстиниана им отведено первое место, и они заполняют 23 главы первой книги, а первый титул носит заглавие: "О верховной Троице и вере католической и чтобы никто не дерзал публично состязаться с ней" (Ю. Кулаковский). (То, что сейчас называется католической верой, возникло в XI веке.)

"Великое дело Юстиниана имело значение, далеко выходящее за кругозор античного человечества, и новая Европа начала свое историческое бытие с идеалом правового государства, который воздействовал на европейские народы. Прошли века, и право Юстиниана стало живым и действующим во всех западноевропейских государствах. Наряду с единым универсальным исповеданием веры христианской стало единое универсальное римское право как великое наследие будущему от древнего мира" (Ю. Кулаковский).

Законодательство Юстиниана обязано своим бессмертием именно своему универсальному характеру. Оно подошло всем странам и народам, которые брали его на вооружение и, отталкиваясь от него как от фундамента, строили уже свое законодательство.

"Эволюция правовой доктрины... в законодательстве Юстиниана проявилась прежде всего в выработке понятия универсального права, распространяемого на все человечество. Юридическая теория освобождалась от узких рамок учения об особом праве одного, господствующего народа. Ранее существовавшее разделение права на различные системы (цивильное, преторское, право народа), соответствовавшие делению населения империи на римских граждан и неримлян, теперь было уничтожено. В законодательстве Юстиниана все правовые системы сливаются в единую универсальную систему, созданную для всего свободного населения империи" (С. Сказкин).

"Храм правовой науки" Юстиниана состоял из кодекса - основных установлений действующего римского права, Дигест - обширного сборника правовых положений, заимствованных у римских юристов, Инструкций короткого руководства по юриспруденции и Новелл - новых законов, изданных самим Юстинианом. В частности, было выработано понятие о неприкосновенности частной собственности, создано новое семейное право (исчез запрет на браки в зависимости от гражданства), облегчен процесс освобождения от рабства, впервые права хозяина по отношению к рабу стали рассматриваться не как право по отношению к вещи, а право по отношению к лицу, на смену римской исключительности пришла христианская исключительность и т. д.

"Римское право в кодексе Юстиниана стало универсальным правом всех культурных европейских народов - в этом историческое и культурное значение вопроса о законодательной деятельности Юстиниана" (Ф. Успенский).

В пример европейским государствам была создана и государственная юридическая система: три школы права в Константинополе, Риме и Бейруте, в обязанность которых входило следить "за чистотой права и заниматься научной разработкой юридических памятников" (Ф. Успенский).

Юстиниан всячески пытался превратить подвластную ему империю в законопослушное государство. С подачи императора не раз проводились в административном аппарате государства кампании "чистые руки", были отменены официальные взятки при вступлении в должность, на службу принимались только православные. Они приносили клятву верности императору и долгу на четырех Евангелиях при свидетелях.

Расцвет государственной жизни шел при Юстиниане по всем направлениям. Константинополь, ранее безвестная греческая колония Византия, превратился при нем в столицу империи, Царьгород, "Око света", мечту Запада и Востока. Более того, впервые столица империи являет собой не просто центр мира, но и центр равновесия между Востоком, живущим по ритму Востока, и Западом, живущим по ритму Запада. Именно такой будет картина мира всю предстоящую вторую эпоху (V-XXI века), только центр мира будет все время перемещаться Киев, Лондон, Москва, Санкт-Петербург...

"Именно при Юстиниане Константинополь стал подлинным интеллектуальным центром империи. Осуществление всех намеченных им программ требовало массы специалистов самых разных областей знаний, архитекторов, инженеров, ученых, ремесленников. Все они съезжались или специально выписывались, приглашались в Константинополь и, как правило, оседали там. При Юстиниане завершается становление многого, ставшего типично византийским в архитектуре, живописи, идеологии, эстетике Константинопольской школы в самом широком смысле этого слова" (Г. Курбатов). Чисто имперское явление, невозможное в другом ритме.

Что касается архитектурных шедевров, то и тут результат превосходит ожидания. "И в наше время поражают монументальностью и величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения огромного города водой. При Юстиниане была построена великолепная цистерна, настоящий подземный дворец, украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. Турки после завоевания Константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали её "Тысяча и одна колонна". В IV-V вв. Константинополь - Новый Рим - украсился дворцами императоров и домами знати. На самом берегу Мраморного моря вырос Большой императорский дворец - целый комплекс зданий, превосходный архитектурный ансамбль дворцов с парадными залами, терм, жилых помещений, окруженных садами и фонтанами. Закрытые переходы соединяли его с ипподромом и вели непосредственно в императорскую ложу-кафисму... интерьеры дворца были отделаны мозаиками, прославляющими победы Юстиниана над варварами..." (З. Удальцова).

Всенародной стройкой стало строительство храма святой Софии, сожженного во время восстания Ника. Сама собой напрашивается аналогия с началом нашей четвертой фазы, когда при продолжающемся спаде производства страна, а особенно Москва бросилась восстанавливать храмы, хотя, напоминаем, наше 144-летие к православной вере прямого отношения не имеет. Первый камень в фундамент Софии заложил Юстиниан, на стройке одновременно трудились 10 000 человек, украшения для вновь отстроенного храма свозились со всей империи.

Для шестого века этот храм был истинным чудом. "Всякого входящего в этот храм для молитвы сразу охватывает сознание, что он не есть создание человеческой мощи или искусства, а творение Божьей силы" (Прокопий). От себя добавим, что в каком-то смысле Прокопий прав - имперские циклы и все, что в них происходит, в гораздо большей степени под божьим контролем, хотя бы из-за особой важности для судеб мира.

"Святая София была чудом света, и её сооружение повлияло на подъем всех видов искусства и художественного творчества. Не прекращающееся с тех пор строительство стягивало в столицу таланты отовсюду и возбуждало творчество. С этих пор Византия стала на целый ряд веков царицей искусства, и из неё исходили лучи, будившие дремавшие ещё инстинкты варварского и варваризованного запада" (Ю. Кулаковский).

Концовка, как всегда, немного грустная: ни один праздник не длится вечно. Юстиниан пережил рамки имперского цикла на четыре года. Эти последние годы великого императора отмечены падением его интереса ко всем сторонам государственной жизни, его занимали только богословские споры со старцами-монахами. И это уже было начало, вернее, предвестие совсем другого времени: Византия возвращалась в колею восточного ритма.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВОСТОЧНЫЙ ЦИКЛ (569-713)

Катастрофами отмечено окончание двух первых имперских циклов России, столь же печальны события после окончания имперских циклов Иудеи. Византия не могла стать исключением, праздник окончен, национальные ресурсы исчерпаны, наступает похмелье.

"По смерти Юстиниана долго не видим талантливых людей, аристократы почти все вымерли или погибли и византийская администрация стала пополняться людьми без образования, без подготовки и, наконец, без понятия о долге и чести. Даже на престол вступают люди, ничем до того не известные и не приносившие с собой никаких традиций... Нужно было пройти долгому периоду, пока народились новые люди и пока образовалась новая историческая обстановка, в которой можно было изучаемому нами византинизму снова вступить на путь правильного развития" (Ф. Успенский).

VII век стал "кризисным" для Византии, по признанию всех историков. За это время сменилось десять императоров, которые убивали, оскопляли, резали носы и уши, замуровывали живьем друг друга. Причем самое ужасное в этом политическом беспределе - его полная безыдейность. Фактически то же мы наблюдали и в русской истории, в частности во времена после правления Ярослава Мудрого. За его смертью последовало 300 лет междоусобиц князей, развал государства, перенесение центра имперского развития в другое место (Москва).

Помимо внутренней неразберихи и Византии и России пришлось решать сложные международные задачи. Россия перемалывала татаро-монгольскую проблему. Перемычка Византии совпала с имперским рывком Халифата, с международной экспансией новой единобожеской религии - ислама и с появлением новой универсальной политической модели - исламского государства.

Византия в годы своей перемычки, подчиняясь необходимости, "встает под ружье". Мы помним, что сам византийский уклад был отнюдь не военный. Но теперь на место провинций времен Юстиниана приходят фемы (военно-административные округа), возглавляемые стратигами (военачальниками), которые обладают всей полнотой власти в своем округе.

Противостояние Византии и халифата длилось весь VII век. Византия пассивно оборонялась, арабы каждый год осаждали Константинополь с моря и суши.

Правда, в конце концов удалось заключить с арабами мир на достаточно приемлемых условиях (во многом благодаря изобретению "греческого огня"). Произошло это в 678 году, как раз по окончании злополучной для восточного цикла третьей фазы. Договор на 30 лет. Однако успехом назвать это с учетом былого величия трудно. Увы, восточная политика - очень часто глухая оборона: не до величия, быть бы живу... Территория страны тем временем сократилась втрое.

Как во времена татаро-монгольского ига и бесконечных княжеских усобиц, государственная идея Руси хранилась лишь церковью, так же и в Византии церковь все более военизируется и политизируется, хотя теоретически правильнее говорить, что все сферы, в том числе властная и военная, становятся все более подчинены идеологам, то есть церковникам.

Византийская христианская монархия шла путем усиления религиозного элемента уклада. Византийские императоры превратились в василевсов, что выдвинуло на первый план элемент "богоизбранности" верховной власти. Константинопольские патриархи, исходя из своего фактического государственного положения, стали именовать себя "вселенскими", несмотря на бурные протесты римских пап, наместников престола апостола Петра.

Патриархи, по решению императорской власти, часто выполняли функции гражданских вице-императоров, руководили обороной столицы и т. д. Чрезвычайно укрепилось церковно-монастырское землевладение, что дало повод историкам создать теорию "монастырского феодализма" в Византии.

За 144 года гигантская христианская империя Византии превратилась в компактное средневековое государство, "гораздо меньшее по своим размерам, но зато отличавшееся большим этническим единством, политической и религиозной сплоченностью" (З. Удальцова).

Византия стала преимущественно греческим государством. Греческий язык стал государственным, заменив на этом месте латынь из первого византийского рывка.

То есть при полном провале в политической области в идеологической области государства шло бурное развитие, кипела борьба.

Как реакция на монофизитство, поднявшее голову после репрессий первого волевого рывка, появляется монофелитство (у него Иисус Христос обладает двумя природами, но одной волей - богочеловеческой).

Споря друг с другом, православные христиане объединились в преследовании несториан, ариан, язычников. За эти годы произошла глубокая христианизация сознания всего населения. Эллинизм, наследие античной культуры, был окончательно отождествлен с язычеством и уничтожен. Знание превратилось в веру. Вершителями судеб людей стали не античные философы, а монахи и "святые люди". И вновь мы подходим к самому загадочному и таинственному моменту. Как пресекается один ритм и возникает другой? Есть ли причина рождения нового имперского цикла и какова она?

Недоумение и восторг испытываешь каждый раз, сталкиваясь с этим чудом: как после вековых унижений вышел народ на Куликово поле, как после вавилонского пленения вновь отстраивается Иерусалим. "Каким образом среди полной дезорганизованности и общественного расстройства государственного порядка, какое замечается в конце VII века, могла образоваться такая способная и энергичная сила, какую представляет Лев Исавр, - это остается неразрешимой загадкой..." (Ф. Успенский.)

2 ВИЗАНТИЯ (717-861)

Второй цикл по ритму империи - это всегда начало национальной истории. Если, скажем, первый русский имперский цикл, закончившийся Ярославом Мудрым, был общим прошлым по крайней мере трех народов (русские, украинцы, белорусы), то уже второй имперский цикл, закончившийся Иваном III, был уже чисто русским, а стало быть, национальным. Если в первом цикле Византия была государственным воплощением всемирного христианства, то во втором цикле христианство уже вышло за границы Византии, а потому речь может идти только о становлении национального византийского христианства.

И если для Руси родоначальники национального самосознания Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, то для Византии это Лев Исавр.

ПЕРВАЯ ФАЗА (717-753)

Уже второй год имперского ритма принес успех - арабы снимают осаду Константинополя, длившуюся год, и удаляются восвояси. Имперский ритм покидает первое государство ислама, и вновь возвращается Константинополь. Вместе с ритмом возвращается сила. Носителем новой силы становится Лев Исавр и конечно же народ, вдруг ощутивший себя народом.

"В это время Новый Рим явился в своей роли оплота христианской Европы и 718 год - "вселенский год" (С. Шестаков).

Такого яркого начала имперского цикла не было в истории других государств, ведь первая фаза - это всего лишь набор энергии, а потому обычно первые годы первой фазы не кажутся слишком революционными. Даже воцарение Александра III в 1881 году мало кто считает революционным, что уж говорить о других датах российской истории (909, 1353, 1653) и уж совсем затуманенных имперских вступлениях Иудеи и Древнего Рима.

Наиболее резко переход проявился в политической сфере. У руля государства встал всеми признанный национальный лидер император Лев III Исавр. С ним на многие десятилетия на престоле утвердилась Исаврийская династия (717-802). Император взял курс на централизацию государства, на упорядочение работы государственных структур. Был издан законодательный сборник "Эклога" (726), выборка из законодательства Юстиниана (Византия вспомнила свое имперское прошлое). Через всю "Эклогу" проходит идея Государственно-религиозного патриотизма, объединения сил общества в борьбе за свое государство и за свою веру.

Началась жесточайшая борьба с сепаратизмом. Фемы (военно-административные округа), со времен прошлого имперского цикла ставшие полунезависимыми государствами, разукрупнялись, права стратига ограничивались. Судебная власть, сбор налогов отдавались в руки чиновников центрального аппарата. У городов было отобрано право самостоятельно, без указаний сверху, возводить городские укрепления.

"Железная рука" Константинополя - веление имперского ритма. Однако периферия ритма ещё не чувствует, начались сепаратистские волнения в Сицилии, Южной Италии, Греции, был раскрыт заговор в Фессалониках, имевший целью вернуть на престол слабовольного Анастасия II (713-715).

Кардинально изменилась внешняя политика, удалось направить арабов на Хазарию, своего давнего союзника по борьбе с арабами. "Используя затруднения арабского войска в Хазарии, Лев III отправился в поход против арабов и в генеральном сражении у Акроина одержал в 740 году блестящую победу. Она явилась переломным моментом в византийско-арабских отношениях. С этого времени византийское фемное войско стало в свою очередь вести постепенное, но неуклонное продвижение в области, занятые арабами в Малой Азии и Сирии. Граница Византии, которая в течение многих десятилетий фактически была открытой, теперь оказалась хорошо защищенной" (С. Сказкин).

Хазары тоже оказались не внакладе. Арабы ушли из Хазарии, хазары отказались от навязанного им ислама, союзные отношения с Византией продолжались весь VIII век.

Так бодро начинает имперский цикл свой бег, ещё неведомы ни кровь второй фазы, ни тупость третьей, ни чрезмерный блеск четвертой фазы, а самое главное неизвестно, ради чего затевается эта полуторавековая мясорубка, перекручивающая старый уклад, старую идеологию и рождающая нечто совершенно новое.

Главным орудием в создании нового стало иконоборчество.

"Иконоборческий период есть период реформ, глубоких и разнообразных перемен во всех условиях религиозной, гражданской и политической жизни византийского государства . Иконоборческая эпоха задела за живое самые чувствительные струны человеческого существа, тогда люди боролись не на живот, а на смерть из-за отвлеченного принципа, живо интересуясь ходом религиозной борьбы и жертвуя для торжества идеи самыми дорогими интересами" (Ф. Успенский).

Иногда инструмент имперского переустройства и конечная цель преобразований напрямую не связаны. Мы с вами сейчас в 144-летии индустриализации, но инструментом этой индустриализации было построение социализма. Связь менее чем очевидна. Также и во втором имперском цикле Византии создание национального христианства шло через иконоборчество, которое в целом к конечному результату прямого отношения не имело. Главное - это вывести народ в область высоких энергий, заменить тихую эволюцию на взрыв, разорвать связь времен.

Конкретным истоком иконоборчества, быть может, стало появление на мировой арене нового вида единобожия - ислама. "Прежде всего следует снова отдать отчет в том, что мусульманство составляло для Льва Исавра и его современников страшную угрозу и такого противника, который колебал самые устои христианской империи не только тем, что выставил против неё громадные материальные средства, но и тем, что начал систематическую литературную и словесную пропаганду на почве вероучения" (Ф. Успенский). Под напором ислама распространение икон, иконопочитание стало представляться уклонением в язычество. Мир очень изменился со времени пришествия Спасителя, ислам со своим строжайшим запретом на изображение Божественной сущности бросил вызов христианству.

Лев Исавр 17 января 730 года собрал заседание синклита и предложил высшей знати, без каких-либо обсуждений, подписать эдикт, запрещающий иконопочитание. Император выбрал религиозный курс государства, и никто не имел права высказывать свое неодобрение по этому поводу. Патриарх Гермоген, объявивший иконоборчество злостной ересью, был смещен. На его место поставлен иконоборец Анастасий.

Иконоборчество стало причиной церковного раскола Рима и Константинополя. Папа объявил Льва Исавра схизматиком, Лев издал эдикт, по которому вывел из-под юрисдикции папы Сицилию, Калабрию, некоторые области Балканского полуострова (Эпир, Иллирию, Македонию, Фессалию, Дакию) и тем самым провел границу между "греческой и латинской национальностями" (С. Шестаков), заложил первый камень в ту стену, что разделит затем два вероисповедания. В этой ситуации папа перестал ориентироваться на Константинополь, заключил союз с франкским королем Пипином Коротким. Этот союз и стал "зарождением идеи западной империи" (Ф. Успенский). Мы бы сказали псевдоимперии, а вернее, тоталитарного двойника. Из империи Карла Великого (коронован в 800 году) затем вышли три крупнейших европейских государства - Франция, Германия, Италия. Так Византия через свой сверхмощный ритм формировала политическое строение всей Европы.

Параллельно с очень мощным подъемом в политике и идеологии наблюдался спад в экономике. Именно такое сочетание изменений вернее всего указывает на начало имперского времени. "VIII век был апогеем аграризации и натурализации хозяйства Византии. Наблюдалось вздорожание и нехватка металлических орудий труда, заметная примитивизация ремесленных изделий по сравнению с VII веком (предымперский восточный цикл. - Авт.)... Город перестал быть постоянным центром обмена городской округи... Торговая площадь, как правило, исчезает, а торговые ряды нередко выносятся за пределы поселения" (Г. Курбатов).

Так же как и в первом имперском цикле Византии, все 144 года в той или иной степени творился экономический беспредел, сопутствующий силовой политике. Государство получало деньги за счет конфискации имущества монастырей, враждебной императору знати. Никифор I из третьей фазы занимался переплавкой в монеты золотых окладов икон, священной посуды и т.д. Все это золото он потом складывал в подвалах и не думал пускать в оборот. То же самое было в предыдущем имперском цикле при Анастасии I. Следующий за ним Михаил I раздал все скопленное Никифором на подарки монастырям, церкви и т. д. И это было в первом цикле. Что уж говорить о престиже коммерции... Император Феофил из четвертой фазы когда узнал, что его жена, императрица Феодора, имеет торговый корабль, тут же сжег его вместе с товаром, дабы не подрывался авторитет императорской фамилии. Однако императоры VII века, конца IX-Х веков с удовольствием спекулировали зерном, занимались иной коммерцией и ничего зазорного в этом не находили, ибо в их время шел восточный ритм. Типично имперскую экономическую идею выдвинул Феодор Студит. Он ратовал за самоизоляцию монастырей, их самообслуживание и самообеспечение. Невооруженным глазом видно, насколько эта идея хороша политически и ужасна экономически.

Еще одним признаком включения имперского ритма стало оскудение провинции и все больший подъем Константинополя, страна сжималась в один кулак, как когда-то Иудея в Иерусалим, как в будущем Россия в Москву. "С упадком ремесленного производства в провинциях императорская власть оказалась вынуждена концентрировать его в столице. Уже с середины VIII века началось привлечение ремесленников в Константинополь" (Г. Курбатов). Вся страна - это один "богохранимый город", а все остальное - глухая провинция.

Очень важно понять, что, хоть имперский хронометр уже запущен, революционной ломки ещё нет. Иконоборчество идет, но репрессии ещё не начались. "Что касается фактического преследования при Льве против иконопочитателей святых икон, то следует свести его мероприятия, в сущности, к немногим случаям. В IX веке, по восстановлении православия, составлен был список мучеников за иконы. Из их числа только 10 человек должны быть отнесены ко времени Льва, но и между ними большинство пострадало на площади Халики во время поругания, нанесенного изображению Христа" (Ф. Успенский).

События на площади Халики, гибель людей во время драки и давки аналог нашей давки на Ходынском поле. Поскольку оба события произошли в первой, мистической, фазе, они могут считаться пророчеством будущих зверств в одном случае большевиков, в другом - иконоборцев.

В целом же на фоне будущих потрясений первая фаза выглядит очень тихой. До 753 года "Константинополь и империя хранили выжидательное положение" (Ф. Успенский). Впрочем, были события, напоминающие нам 1905 год (24-й год фазы). Речь идет о 16-месячной гражданской войне 741-743 гг. (24-26-й годы фазы). Артавазд восстановил почитание икон, Константин, отвоевав власть, отменил. Так иконоборческий процесс был запланирован на весь цикл. Ну а что у нас запланировал 1905 год, думается, понятно.

ВТОРАЯ ФАЗА (753-789)

"В византийских источниках нет более презренного имени, чем Константин V Копроним. Победившая партия иконопочитателей полностью овладела историографией, и вплоть до конца Византии все хроники единогласно проявляют лютую ненависть к Константину V" (С. Сказкин). Ему дали прозвище Копроним (гноеименитый), утверждая, что он обмарался в купели при крещении, его обзывали Каваллинос (кобылятник) за любовь к лошадям. Столь энергичная оценка вызвана, естественно, сверхэнергичной деятельностью самого Константина. Вторая фаза превратила обычного человека в террориста и яростного революционера. "Царь Константин, не считавшийся вообще с препятствиями во внешней политике, не менее страстности и прямолинейности внес в церковный вопрос... В высшей степени трудно выяснить мотивы, руководившие Константином в его церковной политике... Можно думать, что он не вполне оценил последствия иконоборческой политики и не понял, что она заведет его так далеко" (Ф. Успенский).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.