Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





подать заявление о приеме (о выходе) из членов товарищества; 3 страница



Согласно пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ садоводческие, огороднические и сельскохозяйственные потребительские кооперативы являются различными видами (или типами) потребительских кооперативов. До вступления в силу Закона о ведении гражданами садоводства деятельность садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов регулируется одновременно двумя законами: Законом о садоводах и Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации". И это несмотря на то что в большинстве случаев данные кооперативы создавались как один из видов (типов) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, и цели их создания, основной вид деятельности, как правило, не связаны с переработкой и сбытом продукции растениеводства, а являются аналогичными целям создания садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ и партнерств, которые в своей деятельности руководствуются не Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а Законом о садоводах.

Закон о ведении гражданами садоводства упорядочивает нормативную базу в отношении кооперативов, созданных для совместного управления территорией садоводства и огородничества, и кооперативов, образованных для производства, переработки и сбыта продукции. С 1 января 2019 г. вступают в силу изменения в ст. 4 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации": вместо садоводческих, огороднических и животноводческих кооперативов предусмотрены растениеводческие и животноводческие кооперативы, которые образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства.

Таким образом, с 1 января 2019 г. действие Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" не распространяется на некоммерческие объединения, созданные на основе Закона о садоводах для управления садовыми и огородными земельными участками, владельцы которых производят сельскохозяйственную продукцию на своих земельных участках для собственных нужд, а не для дальнейшей переработки и сбыта.

По нашему мнению, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, созданные для целей, предусмотренных Законом о садоводах, могут привести учредительные документы в соответствие Закону о ведении гражданами садоводства таким же способом, как садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества и партнерства, т.е. путем изменения наименований и принятия уставов в новой редакции.

Таким образом, приведение документов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в соответствие Закону о ведении гражданами садоводства производится в следующем порядке:

- подготовка новой редакции устава;

- утверждение новой редакции устава на общем собрании;

- изготовление новых печатей и штампов;

- государственная регистрация устава в ЕГРЮЛ.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимо предоставить в ИФНС России по месту нахождения товарищества:

- заявление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица по форме Р13001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@;

- протокол общего собрания членов товарищества о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

- устав в новой редакции в двух экземплярах.

После государственной регистрации новой редакции устава товариществу необходимо:

- уведомить государственные органы (Пенсионный фонд РФ, ФСС России);

- уведомить контрагентов (поставщиков коммунальных и иных услуг, подрядных организаций и др.) и внести изменения в действующие договоры;

- внести изменения в трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера;

- внести изменения во все внутренние документы товарищества (реестр членов товарищества, положения, должностные инструкции и др.).

 

1. Наименование и организационно-правовая форма товариществ

 

В соответствии со ст. 123.12 ГК РФ и ч. 3 ст. 4 Закона о ведении гражданами садоводства садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом ТСН. Устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников недвижимости".

Из указанных норм следует, что с 1 января 2019 г. по виду организационно-правовой формы садоводческих и огороднических товариществ возможны следующие наименования:

- садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости;

- огородническое некоммерческое товарищество собственников недвижимости.

Согласно ч. 12 ст. 54 Закона о ведении гражданами садоводства некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу этого Закона для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму "товарищество собственников недвижимости" и вид "товарищество собственников жилья" в случае соответствия нормам жилищного законодательства РФ, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям:

1) земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, расположены в границах населенного пункта;

2) на всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома.

В соответствии с ч. 6 ст. 54 Закона о ведении гражданами садоводства изменения наименований садоводческих, огороднических и дачных огороднических объединений не требуют внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Внесение таких изменений может осуществляться по желанию заинтересованных лиц.

Согласно п. 1.1 ст. 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Право использования наименования возникает с момента включения этого наименования в ЕГРЮЛ. При выборе названия следует руководствоваться его уникальностью в муниципальном образовании, на территории которого расположено товарищество. Уникальное наименование позволит избежать многочисленных ошибок в документации при взаимодействии с государственными органами, а также будет способствовать идентификации товарищества на местности, сократит время прибытия оперативно-спасательных служб.

При внесении изменений в учредительные документы товарищество вправе изменить не только вид, но и свое наименование. Это особенно актуально для идентификации товарищества в связи с сокращением количества организационно-правовых форм. Как правило, на территории одного поселения все наименования уникальны, однако при укрупнении поселений или их преобразовании в городские округа уникальность утрачивается, что может привести к определенным юридическим последствиям.

В соответствии с п. 3 ст. 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

На основании п. 4 ст. 1474 ГК РФ юридическое лицо, нарушившее указанное правило, по требованию правообладателя обязано по своему выбору прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки.

Допустим, на территории одного сельского поселения расположены три некоммерческих объединения:

1) СНТ "Клен";

2) дачное некоммерческое партнерство "Клен";

3) огороднический некоммерческий потребительский кооператив "Клен".

В результате внесения изменений только в организационно-правовую форму получим:

- два садоводческих некоммерческих товарищества собственников недвижимости "Клен" (сокращенное наименование СНТСН "Клен");

- одно огородническое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Клен" (сокращенное наименование ОНТСН "Клен").

Несмотря на различия в их адресах, ОГРН, ИНН и в других реквизитах, идентичные наименования создадут дополнительные сложности в деятельности каждого из товариществ.

Обеспечить уникальность наименований можно добавлением цифрового индекса: СНТ "Клен-2", но это частичное решение проблемы уникальности. С точки зрения закона добавление цифрового символа равнозначно изменению названия полностью или частично. Поэтому при наличии в пределах одного муниципального образования нескольких товариществ со схожими наименованиями можно внести изменения и таким образом: СНТ "Клен" становится СНТСН "Старый клен", ДНП "Клен" - СНТСН "Кленовая роща", ОНТ "Клен" - ОНТСН "Веселый огородник".

Выбор и утверждение наименований зависят исключительно от мнения правообладателей участков на территориях садоводства и огородничества. Новые наименования могут использоваться не только для обеспечения требований законодательства, но и как своеобразный бренд, лицо товарищества.

Важно отметить, что в процессе приведения учредительных документов товарищества в соответствие Закону о ведении гражданами садоводства председатель и правление товарищества должны четко понимать, что переименование и реорганизация юридического лица - это два разных процесса, которые проходят по разным алгоритмам.

 

2. Учредители товарищества

 

Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций проводятся в соответствии с Федеральными законами "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и "О некоммерческих организациях", а также Законом о садоводах (с 1 января 2019 г. - Законом о ведении гражданами садоводства) - в отношении садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

В соответствии со ст. 123.12 ГК РФ и ст. 4 Закона о ведении гражданами садоводства садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества являются видом товариществ собственников недвижимости.

Согласно новому Закону садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество может быть создано (образовано):

- гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 9 Закона о ведении гражданами садоводства);

- гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков (п. 2 ст. 9 Закона о ведении гражданами садоводства);

- в порядке реорганизации садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива (ч. 4 ст. 54 Закона о ведении гражданами садоводства).

Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества и партнерства, зарегистрированные до вступления в силу Закона о ведении гражданами садоводства, смогут продолжить свою деятельность.

Законом о ведении гражданами садоводства предусмотрены требования к учредителям товарищества:

- количество учредителей товарищества не может быть менее семи;

- учредителями товарищества могут быть только физические лица;

- все учредители должны быть собственниками земельных участков в границах территории товарищества (если товарищество создается гражданами, уже имеющими земельные участки на данной территории).

В силу Закона о ведении гражданами садоводства протокол об учреждении товарищества, создаваемого после 31 декабря 2018 г., должен содержать сведения не менее чем о семи учредителях - физических лицах и быть ими подписан. После государственной регистрации товарищества как юридического лица сведения об учредителях должны содержаться в протоколе об учреждении товарищества и ЕГРЮЛ.

Следует отметить, что учредители садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не обладают какими-либо особыми имущественными правами. Согласно ч. 7 ст. 10 Закона о ведении гражданами садоводства они становятся членами товарищества со дня его государственной регистрации как юридического лица.

Таким образом, по новому Закону и учредители, и правообладатели земельных участков, принятые в члены товарищества на общем собрании, являются равноправными участниками садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. Особые функции учредителей, связанные с созданием товарищества как юридического лица, заканчиваются в момент его государственной регистрации. После государственной регистрации органами управления товариществом являются общее собрание, председатель и правление товарищества, при этом особых функций и полномочий учредителей не предусмотрено.

В отличие от коммерческих организаций, внесение изменений в сведения ЕГРЮЛ об учредителях для некоммерческих организаций не является обязательным, независимо от того, являются ли они членами данной организации.

Например, учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации (Инструкция Банка России от 02.04.2010 N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций").

В то время как наличие в ЕГРЮЛ сведений об учредителях садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, которые утратили право членства в результате сделок с земельными участками, добровольным выходом или исключением из членов товарищества, а также в связи со смертью, не препятствует деятельности товарищества.

В силу п. 1.3 ст. 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях" максимальное количество учредителей товарищества не ограничено. В процессе деятельности товарищества оно может формально изменяться как в большую, так и в меньшую сторону.

В соответствии со ст. 15 указанного Закона:

- учредители (участники) некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о своем выходе в регистрирующий орган;

- в случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица;

- физические лица вправе войти в состав учредителей (участников) некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников.

С учетом положений Закона о ведении гражданами садоводства сведения об учредителях в ЕГРЮЛ в обязательном порядке необходимо будет вносить только в том случае, если в результате добровольного выхода из состава учредителей товарищества количество учредителей составит менее семи человек, в остальных случаях сведения об учредителях (изменение персональных данных либо включение новых учредителей) могут вноситься по усмотрению членов товарищества. Вопрос о включении в состав учредителей товарищества нового учредителя относится к компетенции общего собрания.

Согласно новому Закону принятие решения по данному вопросу общим собранием будет возможно при одновременном выполнении следующих условий:

- вопрос о включении в состав учредителей товарищества нового учредителя (учредителей) включен в повестку дня;

- кандидат согласен на включение его в состав учредителей и является собственником земельного участка в границах территории товарищества;

- по данному вопросу проголосовало "за" более 50% от присутствующих на общем собрании членов товарищества путем очного, очно-заочного или заочного голосования.

Формальное соблюдение процедуры внесения изменений в сведения об учредителях в ЕГРЮЛ будет являться важным условием для соответствия записей в ЕГРЮЛ требованиям Закона о ведении гражданами садоводства о минимальном количестве учредителей товарищества.

В соответствии с ч. 5 ст. 54 Закона о ведении гражданами садоводства учредительные документы, а также наименования организаций, созданных до 1 января 2019 г., подлежат приведению в соответствие со ст. 1 - 28 Закона о ведении гражданами садоводства при первом изменении учредительных документов. Учредительные документы указанных организаций до приведения их в соответствие со ст. 1 - 28 Закона о ведении гражданами садоводства действуют в части, не противоречащей данному Закону.

Таким образом, внесения в ЕГРЮЛ изменений сведений об учредителях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, созданных до вступления в силу Закона о ведении гражданами садоводства, не потребуется.

 

3. Устав товарищества

 

Первая редакция устава единогласно утверждается собранием учредителей при создании товарищества, в дальнейшем решение о внесении изменений в устав принимается общим собранием членов товарищества - квалифицированным большинством не менее чем две трети голосов от присутствующих на общем собрании членов товарищества. Устав действует в течение неограниченного времени - до принятия новой редакции устава, реорганизации или ликвидации товарищества как юридического лица.

Уставом регулируются все хозяйственно-правовые взаимоотношения товарищества в объеме целей, для которых оно создано:

- внутренние - между товариществом и собственниками земельных участков;

- внешние - между товариществом и органами государственной власти, ресурсоснабжающими, коммунальными и иными организациями, наемными работниками, поставщиками услуг и др.

В соответствии со ст. 8 Закона о ведении гражданами садоводства в уставе товарищества в обязательном порядке указываются:

- наименование товарищества;

- организационно-правовая форма товарищества;

- место нахождения товарищества;

- предмет и цели деятельности товарищества;

- порядок управления деятельностью товарищества, в том числе полномочия органов товарищества, порядок принятия ими решений;

- порядок приема в члены товарищества, выхода и исключения из числа членов товарищества;

- порядок ведения реестра членов товарищества;

- права, обязанности и ответственность членов товарищества;

- порядок внесения взносов, ответственность членов товарищества за нарушение обязательств по внесению взносов;

- состав, порядок образования и полномочия ревизионной комиссии (ревизора);

- порядок приобретения и создания имущества общего пользования товарищества;

- порядок изменения устава товарищества;

- порядок реорганизации и ликвидации товарищества;

- порядок предоставления членам товарищества информации о деятельности товарищества и ознакомления с бухгалтерской (финансовой) отчетностью и иной документацией товарищества;

- порядок взаимодействия с гражданами, ведущими садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе;

- порядок принятия решений общего собрания членов товарищества путем заочного голосования.

Уставом товарищества руководствуются общее собрание, исполнительные органы (председатель и правление) товарищества, ревизионная комиссия (ревизор). Устав предоставляется в банк для открытия расчетного счета, в судебные органы, при смене председателя и во многих других случаях, связанных с деятельностью товарищества. От качества подготовки устава, своевременного внесения в него изменений и дополнений или принятия новой редакции зависит очень многое. По сути, устав товарищества - основной документ, определяющий правила, которые касаются всех собственников (правообладателей) земельных участков на территории товарищества, независимо от членства в товариществе.

При подготовке устава следует придерживаться основных принципов, которые помогут в дальнейшей деятельности.

В Законе о ведении гражданами садоводства как нормативном акте имеются нормы:

- содержащие прямое указание к применению;

- вариативные нормы ("если уставом или решением общего собрания не предусмотрено иное");

- содержащие прямой запрет к применению.

Одним из важнейших нововведений Закона о ведении гражданами садоводства является понятие "территория товарищества" (см. подробнее п. 2 разд. 2). В связи с тем, что для управления инфраструктурой на одной территории ведения садоводства и огородничества может быть организовано только одно товарищество, а большинство важных решений общего собрания распространяется на всех правообладателей земельных участков, для законодательного закрепления действия данной нормы следует внести в устав сведения о границах территории садоводства или огородничества, в пределах которой товарищество осуществляет свою деятельность.

Например, границами территории садоводства, на которой СНТСН "Искра" осуществляет свою деятельность, являются:

1) земельные участки общего пользования СТСНТ "Искра" и индивидуальные земельные участки в соответствии с проектом организации и застройки и (или) межевания территории, образованные в границах кадастрового квартала 50:04:0000000 из земельного участка общей площадью 18,0 га, предоставленного СНТ "Искра" на основании постановления администрации Дмитровского муниципального района Московской области;

2) земельные участки, образованные из указанных в п. 1 по инициативе правообладателей при разделении одного земельного участка на несколько земельных участков или объединении нескольких земельных участков в один земельный участок;

3) земельные участки, образованные при увеличении площади находящихся в собственности граждан земельных участков, указанных в п. 1, в результате перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Во всех случаях в уставе не должно быть положений, изначально противоречащих действующему законодательству (например, возможность принятия в члены товарищества родственников правообладателей земельных участков или запрет о выходе из членов товарищества при наличии задолженности по взносам), а также заведомо невыполнимых или трудновыполнимых требований (например, "общее собрание членов товарищества проводится ежегодно, в период с 1 по 9 мая" или "протокол общего собрания оформляется и подписывается председателем собрания в течение одного дня по окончании общего собрания").

 

4. Обязательные положения устава, решения по которым могут

быть приняты общим собранием членов товарищества

 

В силу ст. 8 Закона о ведении гражданами садоводства устав должен в обязательном порядке содержать ряд положений, связанных с управлением товариществом. Однако подробное, жесткое регулирование уставом всех положений может в дальнейшем осложнить текущую деятельность товарищества, вынуждая принимать неправомочные решения общего собрания, не соответствующие пунктам устава, либо регистрировать новую редакцию устава в ИФНС России.

В связи с этим рекомендуется урегулировать уставом минимально необходимые положения, передав полномочия по конкретизации вопросов управления товариществом общему собранию.

Например, так:

1) задолженность по взносам подлежит взысканию в досудебном и судебном порядке с учетом пени по ставке рефинансирования Банка России на дату погашения задолженности, а также всех расходов, понесенных товариществом в связи с процедурой взыскания взносов, в том числе почтовых расходов, расходов на оплату услуг представителя, расходов на уплату госпошлины и др.;

2) председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок не более чем пять лет;

3) порядок управления деятельностью товарищества, в том числе полномочия органов товарищества, порядок принятия ими решений утверждаются общим собранием товарищества.

 

5. Местонахождение товарищества

 

В последнее время со стороны ФНС России в адрес садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан поступает большое количество претензий в связи с недостоверностью, по мнению налогового органа, сведений об адресе юридического лица (отсутствие адреса в системе ФИАС либо адрес, имеющий признаки массовой регистрации). Во многих уставах товариществ адресом регистрации является наименование ближайшего населенного пункта без указания конкретного почтового адреса, по которому юридическое лицо может получать корреспонденцию.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

На основании п. 3 ст. 54 ГК РФ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Согласно требованиям Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРЮЛ содержатся, в частности, следующие сведения и документы о юридическом лице:

- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование на русском языке;

- организационно-правовая форма;

- адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица;

- адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации);

- сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" отмечено следующее:

1) по смыслу п. 4 ст. 9 названного Закона регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов помимо предусмотренных законом;

2) адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации;

3) регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Таким образом, с учетом изложенных норм ГК РФ, Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и позиции Пленума ВАС РФ в уставе адресом местонахождения товарищества следует указывать реальный адрес, по которому товарищество может получать корреспонденцию. Это может быть как нежилое помещение, которому присвоен почтовый адрес, так и адрес места жительства председателя товарищества.

В целях оперативного получения информации в ЕГРЮЛ могут быть внесены сведения об адресе электронной почты товарищества.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.