Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТеатрОктябрь



№50 ТеатрОктябрь

Театральный октябрь

 

Под этим лозунгом сплотились так называемые левые, кот заявили о своей готовности поставить искусство на службу советской власти. К деятельности мастеров они относились враждебно, считая подлинно революционными только новейшие формы искусств. У них был принцип: что новое, то хорошо, что старое, то плохо. Программа театральный октябрь предполагала, что в след за революцией политической пройдет революция театральная. Сцена по их мнению должна была стать трибуной революционных идей и прославлять победу пролетариата. Лидерами левых был Владимир Владимирович Никольский и Мейерхольд Всеволод Эмильевич.

 

Мейерхольд 1874-1940.

 

Родился в Пензе в семье фабриканта, после гимназии переехал в Москву, поступил в московский университет на юридическое отделение, не окончив даже курса уходит и поступает на второй курс в филармоническое училище к Немирович-Данченко. Заканчивает в числе лучших и Данченко в 1898 берет его в художественный театр. Вскоре он становится одним из ведущих актеров театра. Наиб известные роли:

 

Треплев - чайка, чехов;

 

Тузенбах - 3 сестры, чехов;

 

Иоанн грозный – смерть ионаа грозного, Алексей Константинович толстой и др.

 

В 1902 со скандалом уходит из театра, причин было много, основ ссора с Данченко. Организует собственный театр "товарищество новой драмы", с 1902-905 работает в нем. Театр провинциальный, он актер и режиссер. В 1905 Станиславский приглашает его в качестве режиссера в свою студию на ул. поварская. Мейерхольд подготовил несколько спектаклей, самый известный "смерть тентанжиля" метерлинка. Станиславский закрывает студию и Мейерхольд уходит в театр Комиссаржевской, где он снова режиссер 1906-1907г. Наиболее известные постановки:

 

Балаганчик (блока);

 

Чудо святого Антонио (метерлинк);

 

Сестра Беатриса (метерлинк) и др.

 

Из театра уходит, Комиссаржевская его вытесняет как конкурента гениальности. С 1908 становится режиссером постановщиком александринского театра, работает до 1917г. Провозглашает программу "театральный традиционализм". Наиболее известные постановки:

 

Гроза (Островский);

 

Дон Жуан (Мольер);

 

Маскарад(Лермонтов);

 

Живой трупп (лев толстой) и др. Происходит революция, Мейерхольд ее принимает сознательно. В 18г первым среди всех деятелей театра становится членом партии. К 1й годовщине октября ставит первую советскую п Маяковского "мистерия буфф". Это 1я п, в кот Маяковский сочетает" клоунаду, шарж, карикатуру с патетикой с верой будущие. Маяковский говорил о своей п "мистерия буфф" - это наша революция, мистерия - великая, а буфф смешное. Воспринималась п как манифес нового искусства.

 

В 1920 Мейерхольд открывает в Москве театр рсфср-1, в кот были опробованы все идеи театрального октября.

 

Принцип театра: никаких пауз, психологии и переживаний на сцене. Открылся театр 7 ноября 20го года спектаклем "зори".

 

Условный город Оппидоманн, осаждён вражеским войском. Граждане восстают против своих правителей, солдаты против офицеров, война армий превращается в народное восстание. В этой постановке Мейерхольд разрушил разобщенность между сценой и зрительным залом. Мейерхольда назначили заведущим театральным отделом наркомпроса, руководитель он был плохой, категоричен, хотел закрыть академические театры, через год его снимают и в 1921 совместно с режисером Бебутовым ставит вторую редакцию мистерии буфф, выделялось три актера:

 

виталий лазаренко - клоун и акробат, играл одного из чертей;

 

Игорь ильинский молодой комик, играл меньшевика;

 

Василий зайчиков - играл американца.

 

Из-за финансовых причин театр закрывается, с Мейерхольдом остаются его ученики:

 

Игорь ильинский

 

Василий зайчиков

 

Мария бабанова

 

Михаил жаров

 

Эраст гарин

 

Сергей эйзенштейн

 

Николай охлопков и др.

 

В 1922 они выступают под вывеской "театр актера", в кот состоялась премьера спектакля "великодушный рогоносец". Спектакль никак не связан с современостью революции, фарсовый сюжет высмеивал глупого ревнивца мельника брюно, кот ревновал молод жену стеллу и хотел узнать имя своего соперника, эта ситуация игралась в шутку с юмором. На первом плане культура "телесной выразительности". Мейерхольд провозглашает идею "раздевания театра", отказывается от рисованных декораций, театральных костюмов и гримов. Все играли в одинаковых синих костюмах на раздетой сцене(не было занавеса, кулис, задника, падука). На опустевших подмостках стояла конструкция художници Любви поповой.

 

Странное сооружение из 2х высоких деревянных помостов соедененных деревянным переходом, а с планшетом сцены крутыми лесинками и наклонными гладкими досками. Над конструкцией виднелиль(иногда вращались) колеса разных диаметров.

 

Принципы конструктивизма:

 

Согласно принципам сценического конструктивизма в замен декораций предлагалась подвижная система игровых площадок, удобных и выгодных для демонстрации актерского искусства. На сцене устанавливается своего рода "машина для игры", конструктивисты добивались геометрически чистых форм впечатления чертежа, предавали пространству механизированный облик. Конструкция предовала динамику игры и быстрый темп.

 

Биомеханика - это система воспитания актера по мейерхольду. Она требовала от актеров выступавших без грима и без ярких театральных костюмов, подчеркнутого внимания в телесной и речевой выразительности. Четкой пластической формой быстрого темпа, напряженного ритма, умелого пользования сменой интонации. В идеале актер должен выполнять акробатические трюки. В своей системе мейерхольд шел от внешнего к внутреннему. На практике это около 20ти упражнений этюдов, при помощи которых все это вырабатывалось...

 

В этом спектакле возможности биомеханики наиболее выразительно демонстрировали:

 

Игорь ильинский;

 

Мария бабанова;

 

Василий зайчиков.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.