|
|||
Чехов. Горький№42 Чехов А.П.ЧЕХОВ И ТЕАТР. 1860-1904гг
.Великий писатель,драматург.Род.вТаганроге.Отец-небогатый купец.Чехов увлекается театром,посещает местный театр антрепренёра Вольяно, а друг гимназист Яковлев водил его за кулисы.В1879г заканчивает гимназию,приезжает в Москву,поступает в моск.универ.на медицинский ф-т.В Москве начинает печататься в юмористических журналах "Стрекоза", "Будильник", "Осколок". Пишет юморески,начинает печатать критику о театре.В том числе статью о гастролях Сары Бернар.В этот период к театру отностится скептически-"современный театр-место сборища тупости,бестолка и пустозвонности".В1884 издаёт первый сборник своих рассказов "СКАЗКИ МЕЛЬПОМЕНЫ". Писать начал в школьные годы. "нАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ","БРИТЫЙ СЕКРЕТАРЬ С ПИСТОЛЕТОМ".Пьесы не дошли.
Первая большая пьеса-"БЕЗОТЦОВЩИНА".Написана для Ермоловой - Чехов надеялся, что она сыграет. Но Ермолова что-то сказала про пьесу, и Чехов её сжёг.Но пьеса сохранилась.Она была найдена в черновиках в 1923г.Опубликована.
В1887 г.-драма "ИВАНОВ".В центре - образ унылого интеллигента,который весь в прошлом.Когда-то он возмущался при несправедливости.Но прошли годы, и он стал равнодушным.Дал волю нервам и унынию.В финале он застрелился в канун свадьбы.Премьера -19ноября 1887г.в моск.театре Корша.Всего 4 репетиции.Актёры не знали текста,работали под суфлёра.Спектакль провалился.В январе 89г.вторая премьера в Александринском театре.Играли лучшие.Огромный успех.
Помимо больших пьес Чехов пишет миниатюры."МЕДВЕДЬ"88г."ПРЕДЛОЖЕНИЕ"88г."ТРАГИК ПОНЕВОЛЕ"89г."СВАДЬБА"89г.
В 89г.пьеса"ЛЕШИЙ",не самая удачная.Черновой вариант"Дяди Вани".
В85г."ЧАЙКА".Премьера в Алекс-ком театре в 86г.в бенефис актрисы Ефреевой.Грандиозный провал.Публика уходила во время спектакля.Причина - в спектакле не принимала участие актриса Левкеева.Театр не справился с постановкой - поставили как бытовую.Неизвестно, какова была бы судьба Чайки, если бы во МХТ Станиславский не поставил его повторно.Грандиозный успех! Родня Чехова была против постановки.Немирович настаивает на постановке. Тема пьесы - судьба русской творческой интеллигенции, которая ищет смысл жизни и творчества - и не находит его.Во МХТ:режиссёры - Немирович-Данченко,Станиславский.Актёры:Аркадина-Книппер,Тригорин-Станиславский,Треплев-Мейерхольд,НинаЗаречная-Готовцева.
"ДЯДЯ ВАНЯ"-1896г.Премьера в провинции, а на сцене МХТ - в 1899г.Успех больший чем у Чайки.Пьеса о том, как обывательские будни затягивают людей,как спиваются таланты.
№43 Чехов А.П.ЧЕХОВ И ТЕАТР.
1860-1904гг.Великий писатель,драматург.Род.вТаганроге.Отец-небогатый купец.Чехов увлекается театром,посещает местный театр антрепренёра Вольяно, а друг гимназист Яковлев водил его за кулисы.В1879г заканчивает гимназию,приезжает в Москву,поступает в моск.универ.на медицинский ф-т.В Москве начинает печататься в юмористических журналах "Стрекоза", "Будильник", "Осколок". Пишет юморески,начинает печатать критику о театре.В том числе статью о гастролях Сары Бернар.В этот период к театру отностится скептически-"современный театр-место сборища тупости,бестолка и пустозвонности".В1884 издаёт первый сборник своих рассказов "СКАЗКИ МЕЛЬПОМЕНЫ". Писать начал в школьные годы. "нАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ","БРИТЫЙ СЕКРЕТАРЬ С ПИСТОЛЕТОМ".Пьесы не дошли.
Первая большая пьеса-"БЕЗОТЦОВЩИНА".Написана для Ермоловой - Чехов надеялся, что она сыграет. Но Ермолова что-то сказала про пьесу, и Чехов её сжёг.Но пьеса сохранилась.Она была найдена в черновиках в 1923г.Опубликована.
В1887 г.-драма "ИВАНОВ".В центре - образ унылого интеллигента,который весь в прошлом.Когда-то он возмущался при несправедливости.Но прошли годы, и он стал равнодушным.Дал волю нервам и унынию.В финале он застрелился в канун свадьбы.Премьера -19ноября 1887г.в моск.театре Корша.Всего 4 репетиции.Актёры не знали текста,работали под суфлёра.Спектакль провалился.В январе 89г.вторая премьера в Александринском театре.Играли лучшие.Огромный успех.
Помимо больших пьес Чехов пишет миниатюры."МЕДВЕДЬ"88г."ПРЕДЛОЖЕНИЕ"88г."ТРАГИК ПОНЕВОЛЕ"89г."СВАДЬБА"89г.
В 89г.пьеса"ЛЕШИЙ",не самая удачная. Черновой вариант"Дяди Вани".
В85г “Чайка”
"ТРИ СЕСТРЫ"1900г.Премьера 1901 МХТ.В небольшом городе живёт семья Прозоровых.Ольга,Маша,Ирина,братАндрей.Общаться им в городе не с кем.Одна отдушина-офицеры.Маша замужем,влюбляется в женатого командираВершинина,взаимно.Они никогда не будут вместе-у Вершинина дочь.Слабохарактерный Андрей женится на мещанке Наташе.Наташа прибирает дом к рукам,выдавливает сестёр.У Ирины есть надежда выйти замуж и вырваться,но...офицераТузенбаха в канун свадьбы убивают на дуэли.В финале дивизион переводят.
"ВИШНЁВЫЙ САД"1903г.Специально для МХТ.Эфрос:"Сначала все долго говорят, что вишн.сад надо спасти, а потом его продают.Все долго говорят, что надо помочь Фирсу, потом его забывают. Пьеса о смене эпох, которая отзывается болью в каждом сердце. Уходит поколение Раневской и Гаева, старых русских дворян, сентиментальных и непрактичных. Они должны уступить дорогу деловому напору Лопахиных.
№44 Горький Алексей Максимович Пешков (Максим Горький) 1868-1936
Родился в Нижнем Новгород в простой семье. Систематического образования не получил. С театром знакомится очень поздно, в 1883 на ярмарке в Н.Н. когда посмотрел представление в балагане. Очарован театром и решает стать актером. За 20 копеек идет в театр в массовку. Изображает индейца в пьесе «Христофор Колумб». Но балаган уехал.
В 17 лет вторая попытка стать актером в Казани, когда поступает в оперный хор Орлова-Соколовского. Вместе с ним в этом хоре был Шаляпин.
Больше не делал попыток стать актером, но пытался организовать свой театр. В 1898 а Тифлисе делает попытку организовать театр для обслуживания горных аулов. Попытка неудачная.
В 1903 он пытается организовать театр в Н.Н. при народном доме. Попытка удачна, театр будет существовать 1 год и пользоваться успехом, закрыт по финансовым проблемам.
В 1914 в Петербурге пытается организовать театр «Трагедии, Высокой комедии, Романтической драмы», попытка не удается. Но реализована после революции, возник БДТ.
Пьесы Горького уговорил писать Немирович Данченко, заказав 2 пьесы для МХТ.
Первая пьеса в 1901 «Мещане»действие происходит в доме зажиточного мещанина, старшины Малярного цеха Бессеменова.
В семейно бытовых на первый взгляд отношениях раскрывается социальное столкновение целой эпохи.
В пьесе два четких лагеря:
1 Мещан:
Сам старик Бессеменов, мрачный жестокий человек, стяжатель.
Его невежественная жена Окулина Ивановна.
Их сын либеральный болтун Петр.
Их доч Татьяна – школьная училка, ненавидящая свою работу.
Все они создают схематический образ мещанина.
2 им противостоят:
Студент Шишкин и учителка Цветаева, проводящие культурную работу среди рабочих.
Также бывший церковный певчий Тетерев – нахлебник дома.
Но главный противник дома Бессеменовых их воспитанник Нил – машинист паровоза. Первый в российской драматургии образ пролетария революционера.
Обличая быт Бессеменовых Горький обличал буржуазный мир, а противопоставлял Нила, Горький агитировал за революцию.
Премьера 26 марта 1902 а МХТ. Большего успеха не имела.
Огромный успех на сцене Ленинградского Большого Драматического Театра (БДТ), где роль Бессеменого исполнил Лебедев. Режиссер Товстоногов.
«На дне» 1902
В этой пьесе нашла свое воплощение другая близкая Горькому тема – тема бездомного бродяги Басяка. Фигура Басяка становится типичной фигурой этой эпохи. Горький обращается к этой фигуре с целью противопоставить верхам общества дно жизни.
Действие происходит в ночлежке Костылева, где автор сводит деклассированных представителей разных социальных слоев.
Иллюзорной мечтой о прошлом живет Барон – некогда знатный аристократ, скатившегося до положения сутенера.
О былых триумфах вспоминает спившийся актер.
Призрения и ненависти ко всем вокруг преисполнен Сатин – в прошлом образованный человек.
Вместе с ними безродный вор – Васька Пепел, проститутка Настя, крючник Татарин, сапожник Алешка, слесарь Клещ, и другие.
Всех их нужда загнала на дно жизни, все они выступают жертвами соц. Обстоятельств, позволяя Горькому с разных сторон показать трагический путь человека к гибели.
Горький в пьесе разрабатывает два общественно философских материи:
1 Мотив социальной свободы. Ярко этот мотив выражает в речах Сатина: «человек рождается для лучшего», «человек свободен… человек – вот правда… все в человеке, все для него… человек это великолепно, это звучит гордо…».
Этот мотив прямое обвинение тем кто загнал их в такое положение.
2 Мотив – социальное «утешительство», воплощает – странник Лука.
Горький отрицательно относится к проповедникам типа Луки, разоблачая их философию словами Сатина «Лож – религия рабов и хозяев».
Премьера состоялась на сцене МХТ 18 декабря 1902. имела фантастический успех.
Играли: Станиславский – в роли Сатина,
Москвин – в роли Луки,
Качалов – в роли Барона, и другие.
«Дачники» 1904
В этой пьесе Горький поднимает третью основополагающую тему своего творчества- тема интеллигенции и ее отношение к революции.
Близость революции разделила на 2 лагеря:
1 Обыватели (дачники) – им все равно
2 Интеллигенция – они за революцию.
К первой группе относятся:
Адвокат Басов – хочет хапнуть тысяч 50 на каком-то грязном деле.
Инженер Суслов – из-за его халатности на стройке гибнут люди.
Обывательская Чета Дудаковы.
И другие.
Ко второй группе относятся:
Врач Мария Львовна – первая женщина революционерка в русской драматургии.
Влас – брат жены Басова.
Варвара Михална – жена Басова. Она на протяжении пьеся из человека который тяготится бытом дачников ступает на путь борьбы с этим миро.
Впервые поставлена в театре Комиссаржевской 10 ноября 1904.
Эта пьеса не понравилась Нимеровичу-Данченко своими идеями, изображениями интеллигенции (пасквиль на интеллигенцию).
1905 «Дети солнца»
1905 «Варвары»
1906 «Враги» - эта пьеса завершила 1 период драматического творчества Горького.
2 период 1910-1917
1910 «Последние»
1913 «Зыковы»
1915 «Старик»
На этом этапе Горький по прежнему рассматривает темы интеллигенции и темя утешительства.
Интеллигенция в этот период переживает острый кризис, ощущает растерянность, испуг перед народной стихией.
В этот период Горький приходит к поискам новых духовных и нравственных идеалов, у него обостренный интерес к обще человеческим ценностям. Возникает стремление к воссоздания человека будущего – красивого, сильного, творчески одаренного.
3 период творчества 1917 и дальше.
1931 «Егор Булычев и другие»
1931 «Достигаев и Другие»
Все пьесы Горького политические. В ранних пьесах он под влиянием Чехова. Горький реалист, в его пьесах соединяется реализм с романтической окраской.
|
|||
|