Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РУССКИЕ КРУГОСВЕТНЫЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ 9 страница



23 декабря прибыл чиновник от наместника и передал разрешение на выгрузку товаров в амбары. До него на корабли приезжал директор таможни Гопу для измерения величины корабля и определения размера пошлины, которую нужно с них взыскать. На корабли привезли из таможни лестницы из красного дерева, чтобы. Гопу мог удобнее войти на верхнюю палубу. Гопу приехал на большой разукрашенной флагами лодке, которую сопровождали три других таких же лодки. На кораблях его торжественно встретили и оказали большие почести.

Самый обмер корабля продолжался всего только несколько минут. Как Крузенштерн, так и Лисянский после обмера кораблей принимали у себя в каюте Гопу, угощали вареньями и сладким вином. Вернувшись к себе в таможню, Гопу прислал на корабли чиновника, который поблагодарил от его имени командиров за прием и угощение. В подарок команде он прислал по восемь четвертей пшеничной муки, по восемь кувшинов местного вина - шамшу - и по два быка на каждый корабль.

Кантон, расположенный на левом берегу реки Жемчужной, с внешней стороны походил на огромную деревню, а внутри на большой гостиный двор: каждый дом служил одновременно и лавкою. Улицы, в сущности, представляли торговые ряды, довольно строго распределенные по характеру торговли, они были узки и многолюдны. На набережной дома принадлежали европейцам. Даже самые лучшие китайские строения производили не очень благоприятное впечатление, а дома небогатых китайцев - прямо жалкое. Многие из домов, кроме двери, которая завешивалась рогожею и тонкими бамбуковыми ширмами, не имели никакого сообщения с внешним миром.

Некоторые наши моряки бывали в гостях у богатых китайцев, осматривали их дома, внутреннее устройство, сады. Каждый богатый дом состоял из нескольких больших вымощенных кирпичом четырехугольных дворов, где вдоль стен стояли беседки со стульями, столами и горшками цветов, а в саду росли плодовые деревья. В некоторых домах посередине сада был пруд или большая глиняная чаша для золотых рыбок. Дома были большею частью двухэтажные, по две комнаты в каждом. В верхнем этаже жили женщины; посторонних туда не пускали. В Кантоне имелось множество буддийских храмов и капищ, весьма оригинальных по своей архитектуре, построенных столетия назад. Наиболее красивы и величественны были дворец наместника богдыхана, резиденция монгольского генерала, коллегия Конфуция, императорский храм, пятиэтажная пагода, магометанская пагода и четыре буддийских монастыря.

Русские моряки поражались большой городской каменной стеной, которой окружен был город. Стена была более 10 км в окружности, 12 м высоты и 7 м ширины. На ней было много пушек.

Перед стеною вырыт глубокий ров.

Город состоял из двух частей: внутренней и внешней. Во внутреннюю часть города европейцам вход был воспрещен. Город принадлежал к числу первых торговых городов мира. Кроме европейских и американских кораблей, вывозивших отсюда ежегодно более чем 300 000 т разных товаров, вся Индия и морской берег Азии к югу, до самого Малакского пролива, вели с ним обширную торговлю.

В Китае никто не был избавлен от телесного наказания; мало того: каждый мог наказывать низшего по рангу, как ему вздумается. Всякий государственный чиновник имел право наказывать чиновников низших классов, а сам император предоставлял себе право наказывать министров и высших чиновников. Так, например, император Киеньлонг приказал однажды высечь двух своих совершеннолетних сыновей, из которых один царствовал во время пребывания наших судов в Кантоне. Неудивительно, что в Китае все подчиненные слепо повиновались своим начальникам.

Вся торговля с иностранцами находилась здесь в руках одиннадцати гонгов, которые имели исключительное право покупать непосредственно от иностранцев их товары и продавать им китайские произведения.

Китай производил все необходимое для человека: «Здешние животные, птицы, рыбы, плоды и зелень - отличного качества, - говорит Крузенштерн. - Обыкновенная пища китайцев состояла из риса и хлеба, выпекаемого из сарачинского пшена. Любимыми напитками являлись чай и нечто вроде вина, шамшу, которое также делалось из сарачинского пшена. Чай пили без сахара, наливая его в чашки с крышками, в которых он настаивался. Несмотря на огромные богатства Китая, такой бедноты, как здесь, мы нигде не видели. Улицы городов изобиловали нищими, по сравнению с которыми бедняки, жившие всю жизнь и из рода в род в лодках, казались богачами».

Богатые китайцы - большие гастрономы. Они платили много за ласты морских рыб - прожор, птичьи гнезда, тухлые яйца и т. д.

На званых обедах ставилось несколько больших столов, за каждый из них садилось по четыре - шесть человек. Кушанья подавали одно за другим в фарфоровых чашках. Каждому гостю давали по две костяные палочки длиною около 30 см, заменявшие вилку и нож, глиняную или фарфоровую ложку и очень маленькую чашку, из которой после каждого блюда пили шамшу. Скатертей китайцы не знали, вместо салфеток были куски тонкой бумаги, служившие одновременно и носовым платком. Костяными палочками пользовались очень проворно и искусно. Большую чашку сарачинского пшена китаец съедал при посредстве палочек вдвое скорее, чем европеец с помощью ложки.

Жен китайцы обыкновенно покупали. Мужчина уславливался о цене с родителями невесты, причем никогда раньше ее не видел. Невеста отправлялась к жениху в дом в запертом паланкине, ключ от которого посылался жениху. Если жених был доволен своею покупкою, он оставлял ее у себя, в противном случае отсылал ее обратно. При этом жених терял не только заплаченные вперед деньги, но должен был уплатить еще столько же в Виде пени за обиду. Переезд невесты к жениху происходил с большой торжественностью, церемониями и музыкой.

Одежда мужчин состояла из длинных брюк, балахона из тонкой шерсти вместо рубахи, полукафтана и верхнего платья с широкими рукавами. Верхнее платье носили только богатые; рабочие носили широкие фуфайки, в зависимости от погоды надевали их от одной до пяти. Зимою верхнее платье подбивали мехом. Головные уборы состояли из черной атласной шапочки - скуфьи - с черной, синей или красней шишечкой наверху и из шляпы с полями. Верх ее покрывался голубым шелком, а низ - плюшем или бархатом. Мандарины и чиновники носили на петле, имеющейся у шляпы, стеклянные шарики, золотые, белые, голубые и красные. По этим шарикам отличались государственные чины. Красного цвета шарик считался самым высоким знаком, затем шли голубой, белый, золотой. Кроме того, мандарины имели нашивки на спине и на груди.

Сапоги и башмаки шили одинаково: подошвы делали толщиной в 2,5 см, носки обрубленные, голенища и переда бывали из атласа и подбивались шелком, под подошву клали шерсть или бамбук. Сапоги носили черного цвета, башмаки - разных цветов. Сапоги были только у богатых, башмаки - у всех без исключения. С башмаками носили чулки, сшитые из какой-либо легкой материи.

Знатнейшие мандарины и чиновники действовали тиранически, проявляя полный произвол в отношении зависящих от них людей. Нередко бывало, что начальник, увидев у своего подчиненного какую-либо вещь, понравившуюся ему, брал ее без всякого стеснения. Один из купцов Кантона Пакина уверял Лисянского, что не носил с собою часов, опасаясь, как бы наместник или начальник таможни Гопу их не отняли, как это однажды уже с ним случилось: наместнику понравились его часы, и он положил их себе в карман. Китайская вежливость требовала, чтоб Пакина, став на колени, благодарил наместника за такое милостивое к нему снисхождение, хотя внутренне и проклинал его.

Китайское правительство чрезвычайно жестоко обращалось с виновными и с подозреваемыми в каком-либо преступлении. Здесь считалось в порядке вещей поломать за какой-либо пустяк руки, ноги или пальцы. Трудно передать, как жестоки были пытки и мучительны наказания.

Нищета в Китае достигала такой степени, что многие семьи принуждены были бежать и заниматься грабежом на море. Флоты морских разбойников разъезжали у самых берегов и нападали на небольшие суда и приморские города. Перед самым приходом «Надежды» в Макао триста китайских пиратских судов подошли к местечку близ Кантона и совершенно разграбили его.

Привезенный «Надеждой» и «Невой» груз пушных товаров был продан за 200 тыс. руб. золотом. Лучшие шкурки бобров и черно-бурых лисиц оставили, чтобы выгоднее продать их в Петербурге и

в Москве. На 150 тыс. руб. купили в Кантоне чая, шелка, фарфора и других китайских товаров.

Когда все было кончено и нагруженные суда приготовились к отходу, последовала неожиданная задержка со стороны китайского правительства, наложившего арест на русские корабли.¹ После бесконечной переписки, личных переговоров, угроз и просьб удалось получить свободу, и 9 февраля «Надежда» и «Нева» снялись с якоря. Совершив благополучное плавание Южнокитайским морем, суда экспедиции вошли в воды Зондского архипелага и 25 февраля в третий раз пересекли экватор.

_____________

¹ Предлогом к задержанию послужила смена наместника богдыхана в Кантонской провинции.

15. НА ЗОНДСКИХ ОСТРОВАХ

 

В водах Зондского архипелага моряки почувствовали насквозь проникающую сырость. Иллюминаторы закрыли, но сырость проникала повсюду. Белье, платье, бумаги и книги - все было пропитано ею. Приходилось надевать на себя все мокрое. Еще на рассвете 26 февраля пошел мелкий дождь, который с девяти часов утра превратился в тропический ливень и продолжался до полудня.

В Зондском архипелаге «Надежда» и «Нева» пробыли девять дней. За это время моряки в периоды продолжительного безветрия останавливались у разных островов и проводили по несколько дней на якоре.

Пребывание «Надежды» и «Невы» у Суматры, Северного и других Зондских островов оказалось очень приятным. К столу офицеров и команды все время подавались ананасы и бананы. В лесах моряки сами набирали к чаю лимоны, которые здесь имеют особый вкус и цвет: зеленоватые, с довольно сильным запахом, они очень отличались от лимонов, которые привозились в Россию. Кроме того, собирали и мангустан.

Мангустан - царь фруктов, по выражению малайцев. Его дарит гарциния - дерево с листьями, похожими на листья лавра. Плод, величиной с яблоко средних размеров, окрашен снаружи в бурогранатовый цвет. Кожура осторожно разрезается по поперечнику, верхняя половина его легко снимается, и тогда открывается шестидольный снежнобелый студенистый плод, напоминающий по виду порцию лимонного мороженого. Он очень сочен, слегка ароматен, приятно кисловат и сладок, отлично утоляет жажду и прохлаждает, потому что имеет свойство всегда сохранять в себе, под экваториальным солнцем, холодную внутреннюю температуру. Во рту мангустан тает, как мороженое, и лакомиться им в знойный день - одно из величайших наслаждений. Полной зрелости он достигает только под экватором и в ближайших к нему широтах северного и южного полушарий. Его можно найти на Яве, Суматре, Борнео, в южной части Малакского полуострова, на мелких островах Зондского архипелага. Из диковинок природы морякам довелось видеть рыб, которые издавали некоторое подобие звука.

«Надежда и «Нева» вошли в Зондский пролив между Суматрою и Явою. Плавание этим проливом показалось сказкой. На каждом шагу приставали к судам малайские лодки с ананасами, кокосами и обезьянами. Корабли шли вдоль берега Явы и по ночам становились на якорь. Все вставали до восхода солнца.

Почти на каждом километре открывался новый островок, один поднимался вдали туманной пирамидой до облаков; другой, как старый запущенный сад, темнел группами столетних деревьев; третий красовался, как корзина цветов, среди неподвижных вод. Столетние деревья, за которые в Европе платили большие деньги, были: черное дерево, баобаб, красильное. Иногда у берега можно было увидеть черную обезьянку. И вдруг почти мгновенно вся природа омрачалась: налетала гроза, окрестности темнели, сверкала тропическая молния, и гремел гром.

Большинство жителей здешних островов ходило голыми; их тела казались отлитыми из бронзы; на некоторых были натянуты красиво драпировавшиеся красные платки, белые чалмы, тростниковые шляпы. Но население острова иногда изменяло своим мирным привычкам и превращалось и свирепых морских разбойников, вооруженных намазанными ядом кинжалами и стрелами. Лодки их нападали на небольшие суда, и часто каким-нибудь предприимчивым атаманом объединялись в целые вооруженные флотилии.

 

16. В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ

 

6 марта «Надежда» и «Нева» покинули Зондские воды и вошли в Индийский океан. Все видимое пространство его было испещрено бесчисленным множеством белопенных барашков. Цвет воды был темно-синий.

Небо покрывала сплошная пелена белого тумана, сквозь который слабо просвечивало солнце. Вечером океан представлял тускло светящуюся поверхность молочного цвета и напоминал озаренные светом снежные поляны. Небо казалось значительно чернее воды. Это свечение вызывалось громадной, неизмеримой массой фосфористых организмов, сильно взбудораженных бурей.

Изредка днем белел парус встречного судна. Иногда корабли обменивались приветствиями, подъемом флага, и расходились. «Надежда» и «Нева» шли под всеми парусами, легко поднимаясь с волны на волну, иногда рядом друг с другом, иногда в кильватер,¹ иногда разлучаясь на несколько километров. Порой показывалась черная спина кита, извергавшего высокие фонтаны воды. Часто на солнце сверкали летучие рыбы. Явление фосфоричности происходило не каждый день. По мере продвижения к югу оно становилось все реже. Зато почти каждую ночь при лунном освещении водный горизонт словно весь заливало растопленным золотом, и столб лунного отражения ложился зыблющимися блестками на волны.

11 апреля «Надежда» и «Нева» шли рядом о одинаковой скоростью. Пользуясь этой близостью, Лисянский провел на «Надежде» целый день, и тут Крузенштерн рассказал ему, что во время прохода его между Явою и _____________

¹ Кильватер - струя, остающаяся за судном, когда оно идет. Так же называется строй, когда суда идут друг за другом, в кильватерной струе.

виднелись неясными голубоватыми очертаниями, терявшимися в облаках и в тумане. Ветер был почти попутный, и корабль шел со скоростью 16,5 км в час. Оконечности Южной Африки принимали все более ясную форму. Исполинские скалы, почти совсем черные, как зубцы старинной крепости, ограждали берега. Здесь вечный прибой, почти вечные бури.

Принцевым островом он подвергся большой опасности: корабль его едва не был нанесен на мыс Фрояр на Яве, но в самую критическую минуту вдруг задул северный ветер и вывел его из затруднительного положения. Вместе с тем он

справедливо упрекнул Лисянского в том, что «Нева», которая должна была идти поблизости, была в это время в 16,5 км от него и не могла оказать помощи.

12 апреля суда вышли из полосы юго-восточного пассата; задули переменные ветры. Корабли были отнесены от африканского берега. Расстояние до него было около 290 км. По мере приближения к берегам Африки погода становилась пасмурнее и дождливее. 15 апреля днем, во время сильного тумана и дождя, «Надежда» и «Нева» потеряли из виду друг друга. К ночи, когда прояснилось, корабли,- несмотря на пушечные выстрелы, зажигание фальшфейеров, которыми давали знать о своем местонахождении, не могли найти друг друга. На другой день утром они продолжали свои поиски, но безуспешно, так как к полудню снова поднялся густой туман. После разлуки корабли «Надежда» и «Нева» пошли каждый самостоятельно к мысу Доброй Надежды.

16 апреля было достопримечательным днем для мореплавателей: они прошли через кронштадтский меридиан и завершили, таким образом, полный обход вокруг земного шара.

 

17. ВОЗВРАЩЕНИЕ

 

После того как корабли расстались в тумане, они уже не встретились до Кронштадта, куда «Нева», более быстроходное судно, избравшее к тому же более короткий путь, пришла раньше.

«Нева» приблизилась к берегам Южной Африки 21 апреля. Берега

Когда уже совсем близко подошли к мысу Доброй Надежды, потянул противный ветер, и сильное волнение препятствовало обойти мыс. Столовую гору и другие возвышенности моряки увидели сквозь прозрачный голубой туман, но ветер с севера отогнал корабль далеко на юг. Наконец, 24 апреля «Нева» благополучно обогнула мыс Доброй Надежды, этот древний «Мыс бурь», и вошла в Атлантический океан. Здесь она вскоре встретила пассатный ветер и пошла на север.

Лисянский колебался, идти ли ему прямым путем в Европу или зайти на остров Св. Елены и встретиться с «Надеждой». Чтобы решить это, надо было прежде всего определить имевшиеся на корабле запасы съестных припасов. Он осмотрел все погреба и помещения с провизией; по подсчету, запасов провизии должно было хватить на три месяца плавания. В течение этого времени «Нева» могла достигнуть Европы. Он решил поэтому идти прямо в Англию, несмотря на то, что Крузенштерн назначил ему на всякий случай местом встречи порт Джемстоун на острове Св. Елены.

В своем описании плавания «Невы» Лисянский говорит:

«Я решился оставить прежнее свое намерение идти к острову Св. Елены, а направил путь свой прямо в Англию, быв уверен, что столь отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отваживался на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения... Я единственно сожалел об одном, что такое наше путешествие должно разлучить нас с кораблем «Надеждою» до самого прибытия нашего в Россию; но что делать? Имев случай доказать свету, что мы заслуживаем в полной мере ту доверенность, каковую отечество нам оказало, нельзя было не пожертвовать сим удовольствием».

11 мая утром при легком юго-западном ветре и чудной погоде пересекли в четвертый раз экватор. Ночью был сильнейший ливень и шквалы. Море кипело и от часто сверкавших молний казалось огненным. Благодаря ливню набрали тридцать бочек дождевой воды. Она очень кстати пополнила сильно сократившиеся запасы пресной воды.

У Азорских островов Корво и Флюри к «Неве» подошел английский вооруженный катер. Находившийся на нем флотский офицер уведомил Лисянского о начавшихся военных действиях между Россией и Францией. Хотя «Нева» и была снабжена визами французского правительства для свободного плавания на всех морях, даже и в случае войны, Лисянский все же приказал на случай встречи с французскими судами держать артиллерию наготове и ни в коем случае не сдаваться.

24 июня к вечеру «Нева» подошла к Английскому каналу. За Азорскими островами встречалось очень мало судов. Только однажды подошел довольно близко английский корабль и вступил в переговоры. Командир его, капитан Вилькинсон, прислал на «Неву» много газет и 500 кг картофеля, что было принято с благодарностью нашими моряками. В ответ на эту любезность они послали англичанину большую банку аляскинского варенья из малины.

26 июня «Нева» вошла в Английский канал и прошла в Портсмут. Так как «Нева» после небывалого в истории большого перехода нуждалась в починке, а команда - в отдыхе, Лисянский простоял в Портсмуте две недели.

Многие моряки побывали в Лондоне. Они познакомились с городом и портом, увидели лучшие в мире доки, портовые мастерские, магазины, морские учреждения и многие военные корабли.

 «Неву» посетило много англичан, интересовавшихся русскими моряками и кораблем, который совершил беспримерно длинное путешествие без захода в какую-либо гавань. 13 июля «Нева» покинула Портсмут. Ветер был попутный и очень свежий. На другой день ветер переменился и настолько окреп, что «Нева» принуждена была около Даунса стать на якорь. На следующее утро она пошла в Немецкое море.

Хотя лето было в самом разгаре, моряки после тропиков порядочно мерзли. В Немецком море шел непрерывный дождь. Нередко «Нева» попадала в серо-молочного цвета туман, порой грозила опасность столкновения со встречными судами, то и дело попадавшимися на пути.

Приветливо встретило моряков Балтийское море. Стояла чудная погода. Снова потянулись живописные берега Норвегии, Дании и Швеции, но едва миновали остров Борнгольм, как опять сильнейший туман заволок весь горизонт. «Нева» отважно шла вперед, продвигаясь к Финскому заливу. Сердце радостно сжалось у каждого моряка, когда после долгого отсутствия они увидели хорошо знакомые берега и услышали свою родную речь. Жалкая, после всего виденного, природа Финского залива показалась им раем. Родные места встретили «Неву» столь крепким попутным ветром, что корабль с малыми парусами шел по 20 км в час и в девять часов утра 5 августа достиг Кронштадтского рейда.

Загрохотал пушечный салют «Невы», грянул ответный Кронштадтской крепости. Первое время от волнений, смотров начальства и встречи с родными и знакомыми моряки были буквально как в чаду.

Расставшись с «Невою», корабль «Надежда» подошел на одиннадцатый день плавания к мысу Доброй Надежды. Обогнув его, Крузенштерн взял курс на остров Св. Елены. Он подошел к нему утром 3 мая, совершив плавание от Зондского пролива в 50 дней, а от Макао - в 79 дней.

Став на рейде Джемстоуна на якорь, Крузенштерн поехал с визитом к губернатору острова, полковнику Паттону. Губернатор сообщил Крузенштерну о начавшейся войне между Россией и Францией и заявил, что постарается доставить все, что только потребуется русским морякам. Он сделал распоряжение об отпуске из портовых складов необходимых для «Надежды» материалов и свежей провизии для офицеров и команды по ценам порта.

Крузенштерн очень пожалел о разлуке с «Невой». Одиночество в сложившейся обстановке было для каждого судна далеко не безопасным.

Предпочитая избегнуть встречи с французскими кораблями, Крузенштерн решил идти не Английским каналом, около которого, по сведениям губернатора Паттона, крейсеровали французские каперы,¹ а направиться в обход Азорских островов к краней северной оконечности Шотландии, чтобы, проплыв между нею и Оркнейскими или Шетландскими островами, войти в Немецкое море.

Этот путь был гораздо длиннее, но безопаснее. Остров Св. Елены расположен на пути, которым обыкновенно следовали парусные суда, шедшие ____________

¹ Капер - корабль, снаряженный частным лицом с разрешения правительства и укомплектованный вольнонаемной командой для военных действий вообще, а на практике главным образом для захвата неприятельских и ней тральных торговых судов, везущих военную контрабанду во враждебное государство. На немецком языке такое судно называется капер, на французском - корсар, на английском - приватир. Капер обязан соблюдать законы и обычаи воины и все захваченные суда доставлять в порты государства выдавшего патент или разрешение на участие в войне. В этих портах особый призовой суд должен рассматривать условия захвата судна капером. Правительство воюющего государства может выдавать каперские патентты не только своим но и нейтральным подданным.

из Индийского океана в северные моря, пользуясь правильно дующими юго-восточными пассатами. От ближайшего материка остров этот отстоит на 1300 км. Остров невелик, площадь его около 12 тыс. га. Днем он всегда залит яркими лучами солнца, а ночью будто врезается своими крутыми скалистыми берегами в голубое, темное небо, сверкающее бесчисленными яркими звездами. Остров - вулканического происхождения. Базальтовые его скалы очень красивы, особенно в долине Св. Георгия.

С моря остров представляется в виде груды черных и красноватых скал; крутые берега и откосы его очень неприветливы. Самая высокая гора Пик Дианы (925 м) возвышается над треугольными вершинами и ущельями.

Климат чрезвычайно мягкий и приятный. Северо-восточные ветры и прохладные воды южного полярного течения понижают нормальную температуру, а облака, скопляющиеся вокруг возвышенностей, защищают низменные долины от солнечных лучей. Дожди здесь довольно часты, но никогда не бывает гроз.

В лесах растут дуб, сосна, кипарис, в садах - кофейное дерево, чайный куст, сахарный тростник, ананасовые растения, хлопчатник, бананы, мирно уживаясь с яблоками, грушами и виноградом. Растет здесь также картофель и много европейских овощей.

На вершине горы Халлей, возвышающейся в центре острова на 714 м, была устроена в 1676 г, обсерватория. Задача ее состояла в составлении каталога звезд южного неба и наблюдении над прохождением Меркурия.

На самом острове почти ничего не производилось. Все привозилось, но жизнь здесь кипела: залив в северо-западной части пестрел большими кораблями и грациозными клиперами, забиравшими провиант и воду. Строилось много домов, даже дворцов. С материка привозились рабы - малайцы, негры, китайцы и индусы. Хозяева их жили в роскоши, а рабы покорно служили им, возделывали их поля, табачные плантации и сады. Коренные островитяне привыкли жить за счет посещающих их иностранцев и получать помощь от британского правительства. Благодаря здоровому климату сюда приезжало много туберкулезных больных.

Единственный город на острове, Джемстоун, расположен на западном берегу. На горе, к западу от города, возвышались крепость и казармы. Остров принадлежал Ост-Индской компании. Население его управлялось губернатором английского правительства.

8 мая «Надежда» ушла с острова Св. Елены и 21 мая в четвертый раз пересекла экватор. Через день после этого при свежем южном ветре наблюдалось такое сильное свечение моря, которого мореплаватели еще никогда не видели. Даже паруса были ярко освещены, а море казалось золотисто-пламенным.

По выходе из тропической полосы «Надежда» шла, пользуясь умеренными переменными ветрами. 1 июля, когда рассеялся туман, перед самым носом «Надежды» оказался трехмачтовый французский капер, очень сильно вооруженный. Он в течение трех часов держался близ «Надежды», переходя то по правую, то по левую сторону ее, и, видимо, не знал, за кого ее принять. Между тем, «Надежда» все время шла под всеми парусами, не меняя курса. Затем капер, не признав, вероятно, «Надежду» за неприятельский русский корабль, повернул на восток.

23 июля мореплаватели встретились с английским кораблем «Квебек». Командир Фолкланд прислал на «Надежду» офицера с просьбой сообщить, не может ли он быть чем-нибудь полезным, и заявил, что был бы рад оказать русскому кораблю услугу. От него же Крузенштерн узнал, что «Нева» около недели назад отправилась из Портсмута в Кронштадт.

Между Оркнейскими и Шетландскими островами «Надежда» увидела вечером того же дня берега Норвегии.

Противные ветры и безветрие задержали ее в Скагерраке и Каттегате целых десять дней. Эта проволочка крайне огорчала моряков, желавших поскорее ступить на родную почву. Наконец, 2 августа они пришли в Копенгаген. Плавание от Китая до Копенгагена продолжалось пять месяцев и двадцать четыре дня, если не считать кратковременных стоянок у островов Зондского архипелага и Св. Елены. После столь длинного плавания моряки, очень нуждавшиеся в отдыхе, простояли в Копенгагене четыре дня.

6 августа «Надежда» покинула гостеприимную Данию и через тринадцать дней, 19 августа, прибыла на Кронштадтский рейд, пробыв в кругосветном плавании три года и двенадцать дней.

За все время плавания «Надежда» не потеряла ни одного человека из своей команды. Все вернулись домой еще более здоровыми, чем при отправлении в путешествие.

Путешествие Крузенштерна обогатило науку сведениями о малоизвестных странах и положило начало науке океанографии. Крузенштерн вместе с другими членами научной экспедиции производил во все время плавания точные наблюдения над морскими течениями, температурою и плотностью воды (удельным весом) на разных глубинах (иногда до 400 м), над приливами и отливами, колебаниями барометра в тропических странах. До этого времени этим никто не занимался. Честь почина этого дела принадлежит всецело русским морякам.

Морская съемка берегов Японии, Иессо, восточной части Сахалина, северных Курильских островов, открытие неизвестных островов, определение географического положения многих пунктов, о которых имелись лишь туманные указания, описание обычаев жителей Японии, Нукагивы, Сандвичевых островов, Камчатки и Русской Америки, работы по астрономии и этнографии ученых Горнера, Тилезиуса и Лангсдорфа - представляют труд, которым может гордиться история русского мореплавания.

Это первое кругосветное плавание послужило на пользу всему человечеству. Ученый мир в лице нашей Академии наук, Дерптского университета, Лондонского, Геттингенского, Парижского и других научных институтов и обществ почтил начальника и руководителя экспедиции И.Ф.Крузенштерна избранием его в почетные члены.

Со времени путешествия Крузенштерна начинается непрерывный ряд русских кругосветных плаваний. Снабжение отдельных колоний стало производиться морским путем, и колониальная торговля получила значительное развитие. Крузенштерн, Лисянокий и все моряки и ученые, принимавшие участие в кругосветном путешествии, были щедро награждены. В память столь важного события была выбита особая медаль.

Быстро проходя разные должности во флоте, Крузенштерн был назначен в 1827 г. директором Морского корпуса. Сам хорошо знакомый с недостатками этого заведения, он произвел в нем коренные преобразования. Улучшил общее положение воспитанников, поднял их нравственный и образовательный уровень, устроил обширный музей, библиотеку, физический кабинет и астрономическую обсерваторию.

Наказание розгами было сохранено только для чрезвычайных случаев, и то с разрешения самого директора. Грубое обращение с воспитанниками, дранье за уши и за волосы и т.п. было строго запрещено.

В учителя Морского корпуса были приглашены лучшие преподаватели столицы. Все воспитанники отправлялись в летние учебные плавания и знакомились на практике с разными сторонами морского дела.

При большой строгости и требовательности к учащимся Крузенштерн отличался справедливостью, полным беспристрастием, добродушием и приветливостью. Роль Крузенштерна в создании кадров русского военного флота исключительно велика. За время его шестнадцатилетнего директорства из корпуса было выпущено до тысячи образованных офицеров, немало содействовавших прогрессу военно-морского искусства. По его же проекту были основаны офицерские морские классы, реорганизованные затем в Морскую академию, где лучшие из офицеров в продолжение трех лет пополняли свое образование и получали высшие знания по военно-морским наукам.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.