|
|||
ЗАДНИК. ЗАНАВЕС. ЗВЕЗДА. УУУ, ШШШ, РРРРРРР!З ЗАДНИК Большой занавес с изображением, служащий фоном и разделяющий сцену от кулисы до кулисы. В отличии от занавеса антрактного, задник – это часть декорации спектакля. Циклорама – это задник вогнутой формы, висящий в глубине сцены для создания эффекта бесконечности. Луи Дагер (1787-1851), один из пионеров фотографии, придумал для театра диорамы – декорации с использованием игры света, при помощи которой создавалась иллюзия реальности и движения – тромплёй. См. также Занавес, Живопись, Перспектива и Сценография
ЗАНАВЕС Театр немыслим без сшитого из ткани занавеса, закрывающего кулисы, боковые части сцены и просцениум. Короткий горизонтальный занавес. Идущий вдоль всего просцениума и закрывающий от зрителей верхнюю сцену, называется ламбрекен. В глубине сцены находится задний занавес или просто задник. Традиционная «одежда» сцены состоит из набора ламбрекенов и двух крыльев, образующих вертикальную границу просцениума. Занавес просцениума открывается с началом спектакля, когда начинает действовать театральная магия, и закрывается, когда зритель возвращается в будничную реальность. В зависимости от способа открытия занавеса есть несколько его типов. Если два крыла раздвигаются из центра к кулисам при помощи специального колесно-рельсового механизма, такой занавес называется антрактно-раздвижимым или греческим. Если два крыла поднимаются по диагонали в бок, к углам арки просцениума, - это занавес итальянский или императорский. Такой же занавес, который одновременно поднимается еще и вверх, называется французским. Занавес открывающийся вертикально, с использованием противовесов, называется немецким или занавесом-гильотиной. И, наконец тот, что убирается вертикально, наматываясь на барабан, называется занавесом Полишинель. Он служит экраном или для смены сцен. Когда в спектакль вмешиваются злые колдовские чары и, не дай бог, случается пожар, опускается противопожарный занавес, который защищает зрителей от огня. См. также арка просцениума и Просцениум
ЗВЕЗДА Так называют актеров, чьи имена пишут на афише буквами крупнее. Чем название спектакля. В опере звёздные певицы зовутся примадоннами (ит. Prima donna – первая дама) или дивами (ит. Diva – богиня). В те времена, когда личность актера на сцене затмевала все остальное, звезды позволяли себе прервать спектакль и поблагодарить публику за аплодисменты. С приходом в театр натурализма подобное поведение стало осуждаться. Звездами часто становятся не только исполнители главных ролей, но и эффектные красавцы обоего пола. Раньше это хозяева афиш, сцены и жизни носили в карманах свои заранее подписанные фото, однако теперь в ходу селфи с поклонниками. См. также Афиша, Натурализм, Сара Бернар и Халтура. ЗВУК Когда все погружено во тьму, зрительный зал можно «осветить» звуком. Даже нескольких нот и аккордов бывает порой достаточно, чтобы «нарисовать» простую, но насыщенную символикой декорацию и создать почти видимую глазом звуковую атмосферу сцены. От естественной впечатляющей акустики древнегреческого театра до звукорежиссерских пультов и гигантских аудиоколонок современных залов звук в театре всегда играл решающую роль. В елизаветинском театре могли сэкономить на декорациях, но над звуком всегда работали основательно, будь то музыкальное сопровождение переживаний героя, имитаторы звуков животных или специальные машины для изображения грома и молний. Создание звуковых образов, сопровождающих спектакль, называется звукорежиссурой. См. также Акустика, Бродвей Голос и Музыкальное оформление УУУ, ШШШ, РРРРРРР! Гром можно изобразить, потряхивая листом плотной бумаги или тонкого металла, а эффект проливного дождя ты можешь устроить, высыпая сухой горох на барабан.
|
|||
|